Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Государственного Совета
Республики Коми
от 21 февраля 2008 г. N IV-3/30
Обращение
Государственного Совета Республики Коми к Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Правительству Российской Федерации по вопросу компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно
Депутаты Государственного Совета Республики Коми озабочены положением пенсионеров, являющихся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Согласно статье 34 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" пенсионеры имеют право на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года в порядке, размере и на условиях, определенных Правительством Российской Федерации.
По мнению депутатов Государственного Совета Республики Коми, Закон Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и принятое с целью его исполнения постановление Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 года N 176 "Об утверждении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно" (далее по тексту - Правила) ограничивают право пенсионеров на отдых.
Существующие Правила в настоящее время применяются с учетом конституционно-правового смысла, выявленного Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 2006 года N 38-0, в соответствии с которым на данный момент компенсируются также расходы по проезду к месту отдыха, самостоятельно организованного, но при наличии доказательств, подтверждающих нахождение (период пребывания) пенсионера в этом месте отдыха.
Согласно официальному разъяснению Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (письмо от 19 мая 2006 года N 1389-19) таковыми доказательствами может служить ряд документов, в том числе: справки о нахождении (прохождении) на лечении (отдыхе), выданные центрами, клиниками, больницами, туристические и экскурсионные путевки, свидетельство о регистрации по месту пребывания и другие. Данный перечень документов является примерным.
В связи с затруднениями, возникающими у пенсионеров при получении документов, указанных в данном письме Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и дающих право на соответствующую компенсацию, граждане обращаются с исковыми заявлениями в судебные органы.
Судебная практика в Республике Коми по этому вопросу сложилась в пользу пенсионеров. Так, например, за период с 2006 по 2007 годы количество получателей компенсаций по решениям судов составило 2038 человек, а общая сумма полученных компенсаций составила 5085,6 тыс. рублей. Основанием для принятия таких решений чаще всего являлось наличие у пенсионера проездных документов.
В разъяснениях Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации отмечается, что территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации необходимо принять все исчерпывающие меры, чтобы минимизировать вынесение отказных решений в выплате пенсионерам компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, не усложнять процедуру получения компенсации для граждан Российской Федерации.
Кроме этого, своего пересмотра требуют нормы, закрепленные в статье 34 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1, где указано, что компенсация проезда производится в случае проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации. В соответствии с буквальным толкованием данной нормы компенсации подлежит проезд к месту отдыха, расположенного лишь на территории Российской Федерации.
Данная трактовка является основанием для обращения граждан Республики Коми в суды, и правоприменительная практика показала, что суды склоняются в пользу той позиции, что компенсации должна подлежать стоимость проезда по территории Российской Федерации (до границ России) независимо от того, в пределах или за пределами Российской Федерации отдыхал пенсионер.
Недовольство среди граждан вызывают также нормы, закрепленные в пункте 10 Правил, в соответствии с которыми компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающем стоимость проезда железнодорожным транспортом в плацкартном вагоне пассажирского поезда. При этом справки о стоимости проезда в плацкартном вагоне пассажирского поезда являются платными, что является дополнительными расходами для пенсионеров (стоимость справки гражданам не компенсируется, также и не компенсируются расходы на постельное белье).
С учетом того# что по многим маршрутам зачастую отсутствуют пассажирские поезда (только скорые или фирменные скорые), а пассажирские дирекции филиалов ОАО "Российские железные дороги" не всегда выдают справки о применении соответствующих тарифов, следует пересмотреть данные нормы.
Отмечаем, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации неоднократно обращались к Правительству Российской Федерации с просьбой внести соответствующие изменения в существующие Правила. В том числе Государственным Советом Республики Коми в 2005 году было принято подобное Обращение (Постановление Государственного Совета Республики Коми от 22 сентября 2005 года N III-7/7).
На основании вышеизложенного Государственный Совет Республики Коми обращается к Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Правительству Российской Федерации с просьбой:
1. Внести изменения в статью 34 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" в части закрепления права пенсионеров на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к любому месту отдыха.
2. Внести изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 года N 176 "Об утверждении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно":
в части установления в качестве основания для выплаты данной компенсации наличия только проездных документов;
изменить вид железнодорожного транспорта, стоимость проезда в котором подлежит компенсации, на купейный вагон скорого проезда.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Государственного Совета Республики Коми от 21 февраля 2008 г. N IV-3/30 "Об Обращении Государственного... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.