Решение Верховного суда Республики Коми
от 29 февраля 2008 г. N 3-15-2008
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РК от 21 мая 2008 г. N 3-Г08-10 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Кретова В.В.
при секретаре Козловой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 29 февраля 2008 года дело по заявлению прокурора Республики Коми о признании противоречащими федеральному законодательству и не действующими со дня принятия подпунктов 1, 2, 3, 4 ст.4 (3) Закона Республики Коми "О регулировании лесных отношений на территории Республики Коми" от 27 декабря 2006 года N 136-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 21 декабря 2007 года N 131-РЗ, установил:
Прокурор Республики Коми обратился в Верховный Суд Республики Коми с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия подпунктов 1, 2, 3, 4 ст.4 (3) Закона Республики Коми "О регулировании лесных отношений на территории Республики Коми" от 27 декабря 2006 года N 136-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 21 декабря 2007 года N 131-РЗ. В обоснование заявления указал, что оспариваемыми нормами Закона Республики Коми установлены исключительные случаи заготовки древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений, которые в нарушение требований лесного законодательства Российской Федерации заключаются без проведения аукциона.
В судебном заседании прокурор Ковалев К.В. настаивал на удовлетворении заявления и дал соответствующие ему пояснения.
Представители Государственного Совета Республики Коми Токарева Е.Б. и Главы Республики Коми Азаренкова М.Н. и Перчаткин П.А. считали, что требования прокурора Республики Коми подлежат отклонению в связи с соответствием приведенных выше норм Закона Республики Коми действующему федеральному законодательству.
Заслушав участвующего в деле прокурора, представителей Государственного Совета Республики Коми и Главы Республики Коми и исследовав материалы дела, суд находит, что заявление прокурора Республики Коми подлежит удовлетворению.
Согласно п."к" ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, что в силу положений ст.76 Конституции Российской Федерации и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями означает безусловное соблюдение субъектами Российской Федерации принципа непротиворечия принятых ими нормативных правовых актов любой юридической силы федеральным законам.
Анализ содержания подпунктов 1, 2, 3, 4 ст.4 (3) Закона Республики Коми "О регулировании лесных отношений на территории Республики Коми" применительно к приведенному правилу свидетельствует о несоответствии данных норм действующему федеральному законодательству в области регулирования лесных отношений.
Так, в силу положений ст.29, 75, 77 Лесного кодекса Российской Федерации, Правил подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2007 года N 406, заготовка древесины без предоставления лесных участков осуществляется на основании договора купли-продажи лесных насаждений, заключаемого по результатам проведенного с соблюдением требований ст.447, 448 Гражданского кодекса Российской Федерации аукциона на право заключения такого договора.
Правило об обязательном проведении аукциона на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений распространяется и на исключительные случаи заготовки древесины, устанавливаемые законами субъектов Российской Федерации.
Однако в нарушение приведенных положений Лесного кодекса Российской Федерации подпунктами 1, 2, 3, 4 ст.4 (3) Закона Республики Коми "О регулировании лесных отношений на территории Республики Коми" прописаны исключительные случаи заготовки древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений, заключаемых без предварительного проведения аукциона, хотя кодексом (ст.19, 30) установлен исчерпывающий перечень случаев заключения таких договоров без соблюдения указанного выше требования.
Доводы представителей Государственного Совета Республики Коми и Главы Республики Коми о том, что по смыслу ст.75 Лесного кодекса Российской Федерации исключительные случаи заготовки древесины предполагают заключение договоров купли-продажи лесных насаждений с конкретными лицами, у которых в силу определенных в законе обстоятельств возникло преимущественное право на заключение такого договора, не могут быть приняты во внимание, поскольку из содержания ст.75, 77 Лесного кодекса Российской Федерации это не следует. При таких обстоятельствах подпункты 1, 2, 3, 4 ст.4 (3) Закона Республики Коми "О регулировании лесных отношений на территории Республики Коми" от 27 декабря 2006 года N 136-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 21 декабря 2007 года N 131-РЗ следует признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими.
С целью обеспечения стабильности правоотношений, основанных на применении в течение длительного времени приведенной нормы, суд находит, что они подлежат признанию не действующими со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с требованиями ст.253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст.35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" сообщение о настоящем решении после вступления решения в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном средстве массовой информации органов государственной власти Республики Коми - газете "Республика".
Руководствуясь ст.194-199, 253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление прокурора Республики Коми удовлетворить и признать противоречащими федеральному законодательству и не действующими со дня вступления решения суда в законную силу подпункты 1, 2, 3, 4 ст.4 (3) Закона Республики Коми "О регулировании лесных отношений на территории Республики Коми" от 27 декабря 2006 года N 136-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 21 декабря 2007 года N 131-РЗ.
Сообщение о принятом судом решении после вступления настоящего решения в законную силу подлежит опубликованию в газете "Республика".
На решение в течение 10 дней могут быть поданы кассационные жалобы и принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Коми.
Председательствующий |
В.В.Кретов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Коми от 29 февраля 2008 г. N 3-15-2008
Текст решения опубликован в газете "Республика" от 12 июля 2008 г. N 130 (3804)