Решение Ухтинского федерального городского суда Республики Коми
от 24 сентября 2008 г. N 2-1189/08
Ухтинский городской суд Республики Коми
в составе судьи Гайдучек Т.А.
при секретаре Суовровой О.П.
С участием прокурора Володиной В.А., заявителя Матюшева А.А., председателя Совета МОГО "Ухта" по доверенности Павловой А.Д.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ухте 24 сентября 2008 года гражоднское# дело по заявлению Матюшева Андрея Александровича к Совету муниципального образования городского округа "Ухта" (МОГО "Ухта") о признании несоответствующим федеральному законодательству и недействующим решения Совета муниципального образования городского округа "Ухта",
Установил:
Матюшев А.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Совета МОГО "Ухта".
В обоснование заявления указал, что 24 декабря 2007 года было принято решение N 131 Совета МОГО "Ухта", опубликованное в информационном бюллетене Совета и администрации МОГО "Ухта" выпуск N 2(614) суббота, 19 января 2008 года. Согласно пункту 2.23 Правил уборки и содержания дворовых территорий, главы 2 Содержание благоустройства, озеленения и организация уборки территории населенных пунктов, Правил благоустройства территории МОГО "Ухта", принятых решением N 131 от 24 декабря 2007 года Совета МОГО "Ухта" - на придомовых территориях жилого района, микрорайоне#, квартала разрешается стоянка и хранение легкового и грузового автотранспорта, другой тяжелой техники только на специализированных, отведенных местах; установка балков-гаражей после получения соответствующего разрешения в администрации МОГО "Ухта".
Считает, что главой 17 Правил дорожного движения РФ урегулирован порядок движения, остановки и стоянки в жилой зоне и дворах. В частности, пункт 17.2 устанавливает, что в жилой зоне запрещается сквозное движение, учебная езда, стоянка с работающим двигателем, а также стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн вне специально выделенных и обозначенных знаками и (или) разметкой мест. А также пункт 17.4 устанавливает, что требования данного раздела распространяются также и на дворовые территории.
Таким образом, пункт 2.23 Правил благоустройства территории МОГО "Ухта", принятых решением N 131 от 24 декабря 2007 года Совета МОГО "Ухта", не может быть отнесен к области строительства, жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, так как регулирует правоотношения в области безопасности дорожного движения.
Поэтому считает, что из анализа приведенных выше норм следует вывод о незаконности установления на муниципальном уровне правил по вопросу обеспечения безопасности дорожного движения, в части стоянки легковых автомобилей и автомобилей с разрешенной максимальной массой до 3,5 тонн, отнесенному к ведению Российской Федерации.
Данная норма, считает, ущемляет его права и права владельцев легковых автомобилей и автомобилей с разрешенной максимальной массой до 3,5 тонн на пользование своей собственностью в соответствии со ст. 209 ГК РФ.
Просит признать решение N 131 от 24 декабря 2007 года Совета МОГО "Ухта" в части стоянки легковых автомобилей и автомобилей с разрешенной максимальной массой до 3,5 тонн недействительным.
Заявитель Матюшев А.А. в судебном заседании 15 сентября 2008 года на требованиях заявления настаивал, изложенные выше обстоятельства поддержал.
В настоящем судебном заседании Матюшев А.А. уточнил свои требования, просит признать решение Совета МОГО "Ухта" N 131 от 24 декабря 2007 года в пункте 2.23 Правил благоустройства территорий МОГО "Ухта" в части слов "разрешается стоянка легкового и грузового автотранспорта, другой тяжелой техники только на специализированных, отведенных местах" не соответствующим федеральному законодательству. Изложенные выше обстоятельства поддержал.
Представитель Совета МОГО "Ухта" по доверенности Павлова А.Д. в судебном заседании требования не признает, пояснила, что в соответствии с п. 4 ст. 30 Устава МОГО "Ухта" в компетенцию Совета МОГО "Ухта" входит принятие планов и программ развития городского округа. Законом Республики Коми от 30 декабря 2003 года N 95-РЗ "Об административной ответственности в Республики Коми" статьей 7 закреплены санкции за повреждение или уничтожение клумб, цветников, газонов, хождение по ним, размещение на указанных объектах и движение по ним транспортных средств. Поэтому был разработан пункт 2.23 Правил. Считает, что Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" не относит газоны и детские площадки и т.д. к землям либо поверхностям искусственного сооружения, обустроенным или приспособленным и используемым для движения транспортных средств. Правилами дорожного движения РФ урегулированы вопросы безопасности дорожного движения в пределах одной или нескольких проезжих частей, трамвайных путей, тротуаров, обочин, разделительных полос. Поэтому, полагает, что вопросы в области движения, стоянки на газонах, детских площадках и иных местах в придомовой территории не отнесены к законодательству по дорожному движению и относятся к благоустройству территорий. В настоящем судебном заседании не настаивает на пропуске срока подачи заявления.
В настоящее судебное заседание представитель МУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства" администрации МОГО "Ухта" не явился, причину не явки суду не сообщил, извещен надлежаще. В судебном заседании 15 сентября 2008 года представитель МУ "УЖКХ" по доверенности Соловьев А.А. пояснил, что стоящие на придомовых территориях автомашины мешают производить уборку этих территорий, поэтому считает, что в п. 2.23 Правил уборки и содержания дворовых территорий правомерно включено, то, что разрешается стоянка легкового и грузового автотранспорта, другой тяжелой техники только на специализированных, отведенных местах.
Учитывая мнение лиц, участвующих в деле, при таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя МУ "УЖКХ" администрации МОГО "Ухта", извещенного надлежаще о времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав заявителя, представителя Совета МОГО "Ухта", исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования заявителя подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Установлено, что решением Совета МОГО "Ухта" от 24 декабря 2007 года N 131 утверждены Правила благоустройства территорий муниципального образования городского округа "Ухта".
Решение Совета МОГО "Ухта" от 24 декабря 2007 года N 131 опубликовано в Информационном бюллетене "Город" 19 января 2008 года в выпуске N 2 (614).
Согласно пункту 2.23 Правил благоустройства территорий муниципального образования городского округа "Ухта" на придомовых территориях жилого района, микрорайона, квартала разрешается стоянка и хранение легкового и грузового автотранспорта, другой тяжелой техники только на специализированных, отведенных местах.
В соответствии с пунктом 17.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 в жилой зоне запрещается сквозное движение, учебная езда, стоянка с работающим двигателем, а также стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т вне специально выделенных и обозначенных знаками и (или) разметкой мест. В пункте 17.4 указанных Правил сказано, что требования данного раздела распространяются также и на дворовые территории.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, находится в ведении Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установление единой системы правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения находится в ведении Российской Федерации.
Пунктом 2.23 Правил благоустройства территорий МОГО "Ухта", утвержденных решением Совета МОГО "Ухта" 24 декабря 2007 года N 131 разрешается стоянка легкового и грузового автотранспорта, другой тяжелой техники только на специализированных, отведенных местах, что противоречит пунктам 17.2 и 17.4 Правил дорожного движения Российской Федерации, которыми урегулирован порядок движения, стоянки в жилых зонах и на дворовых территориях.
Пункт 2.23 Правил благоустройства территорий МОГО "Ухта" в части оспариваемых слов не может быть отнесен к области строительства, жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, так как регулирует правоотношения в области обеспечения безопасности дорожного движения, отнесенному# к ведению Российской Федерации.
Суд находит, что пунктом 2.23 Правил... в части оспариваемых слов нарушаются требования определенности, ясности и недвусмысленности законодательного регулирования, что не обеспечивает единообразного понимания и толкования правовых норм правоприменителями, и приводит к нарушению принципа равенства всех перед законом и верховенства закона, так как исходя их смыслового и понятийного содержания оспариваемых слов следует, что "разрешается стоянка легкового и грузового автотранспорта, другой тяжелой техники только на специализированных, отведенных местах".
Кроме того, в соответствии с частью 3 и 4 статьи 46 Устава МОГО "Ухта" принятые решения Совета городского округа направляются для подписания и обнародования главе городского округа. Решения Совета городского округа подписываются главой городского округа в течение 10 дней.
Однако, решение Совета МОГО "Ухта" от 24 декабря 2007 года N 131 подписано заместителем председателя Совета МОГО "Ухта" главы МОГО "Ухта" Макаренко А.П. - Ясеновцом В.Г.
Также суд считает, что закон не устанавливает каких-либо сроков, в пределах которых возможно обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта недействующим. Если соответствующий акт не признан утратившим силу, то сроков для его оспаривания в суде быть не может, поскольку отношения, возникающие в связи с изданием нормативного правового акта, носят длящийся характер.
Согласно ч. 2 ст. 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Суд считает, что поскольку Советом МОЮ "Ухта" в нарушение п. 3 ч. 1 ст. 1.3 КоАП РФ были превышены пределы своей компетенции при включении в оспариваемый пункт 2.23 Правил благоустройства территорий МОЮ "Ухта", утвержденных решением Совета МОЮ "Ухта" от 24 декабря 2007 года N 131, и противоречащий правовому акту, обладающему большей юридической силой в части слов "разрешается стоянка легкового и грузового автотранспорта, другой тяжелой техники только на специализированных, отведенных местах", должно быть признано недействующим с момента его принятия.#
При таких обстоятельствах, заявление Матюшева А.А. подлежит удовлетворению.
Также с Совета МОГО "Ухта" в пользу заявителя подлежит взысканию государственная пошлина, уплаченная при подаче заявления.
Руководствуясь ст. 194-199, 251, 253 ГПК РФ, суд решил:
Требования Матюшева Андрея Александровича удовлетворить.
Признать решение Совета муниципального образования городского округа "Ухта" от 24 декабря 2007 года N 131 #Об утверждении правил благоустройства территорий муниципального образования городского округа "Ухта" в пункте 2.23. Правил благоустройства территорий муниципального образования городского округа "Ухта" в части слов "разрешается стоянка легкового и грузового автотранспорта, другой тяжелой техники только на специализированных, отведенных местах" недействующим с момента его принятия.
Обязать Совет муниципального образования городского округа "Ухта" опубликовать данное решение в информационном бюллетене "Город" после вступления его в законную силу.
Взыскать с Совета муниципального образования городского округа "Ухта" государственную пошлину в размере 100 рублей в пользу Матюшева Андрея Александровича.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Ухтинский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления полного текста решения, то есть с 29 сентября 2008 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ухтинского федерального городского суда Республики Коми от 24 сентября 2008 г. N 2-1189/08
Текст решения опубликован в Информационном бюллетене Совета и администрации МОГО "Ухта" "Город" от 15 ноября 2008 г. N 39 (651)