Решение Верховного суда Республики Коми
от 16 июля 2008 г. N 3-48/08
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 октября 2008 г. N 3-Г08-17 настоящее решение отменено в части отказа в признании недействующими п.п. "в", "г", "д", "е", "ж" пункта 1 Указа Главы Республики Коми от 14 мая 2008 г. N 38 "О единовременном поощрении государственных гражданских служащих Республики Коми"
Верховный суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Белова Н.Е.,
при секретаре Старцевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре, суде, 16 июля 2008 года дело по заявлению прокурора Республики Коми о признании противоречащими федеральному законодательству, не действующим с момента принятия пп. "в, г, д, е, ж" п. 1 и абзаца 2 п. 2 Указа Главы Республики Коми N 38 от 14.05.2008 г. "О единовременном поощрении государственных гражданских служащих Республики Коми", установил:
Прокурор Республики Коми обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству, не действующим с момента принятия пп. "в, г, д, е, ж" п. 1 и абзаца 2 п. 2 Указа Главы Республики Коми N 38 от 14.05.2008 г. "О единовременном поощрении государственных гражданских служащих Республики Коми" и в обоснование требований указал, что оспариваемые нормы противоречат нормам федеральных законов "О государственной гражданской службе Российской Федерации", "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Закона Российской Федерации "Об установлении звания героя Российской Федерации и учреждении знака особого отличия - медали "Золотая звезда", Указу Президента Российской Федерации от 02.03.1994 г. N 442 "О государственных наградах Российской Федерации", так как федеральным законодателем не предоставлено субъектам Российской Федерации право устанавливать размер единовременного поощрения государственного гражданского служащего при поощрении правами Правительства Российской Федерации, Президента Российской Федерации, знаками отличия, орденами и медалями Российской Федерации.
В судебном заседании прокурор Тучнолобова В.А. на заявлении настаивала и дала соответствующие пояснения.
Представители Главы Республики Коми Денисов А.В. и Тимофеева Т.В. с заявлением не согласны и дали соответствующие пояснения.
Заслушав прокурора Тучнолобову В.А. и представителей Главы Республики Коми Денисова А.В., Тимофееву Т.В., исследовав материалы дела, суд в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 26, ст. 251, 252 ГПК РФ находит жалобу процессуально допустимой и подлежащей рассмотрению по существу.
Оценив фактические данные по делу в их взаимосвязи с предметом обжалования и нормами федерального законодательства, суд приходит к выводу, что заявление прокурора Республики Коми удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
В соответствии со ст.ст. 15, 76. Конституции Российской Федерации, ст. 1 и 3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом "т" статьи 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится федеральная государственная служба, а в соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, а ее организация - в ведении субъекта Российской Федерации.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, регулируются вступившим в силу с 1 февраля 2005 года Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
В статье 4 указанного Федерального закона N 79-ФЗ определены основные принципы государственной гражданской службы, в числе которых указан принцип единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации.
Согласно абзацу второму пункта 6 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ, статьи 26.3, п. 1 ст. 26.14 Федерального закона N 184-ФЗ органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и не исключенных из компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, только при наличии соответствующих средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением межбюджетных трансфертов).
Согласно статье 26.2 Федерального закона N 184-ФЗ предусмотрено, что финансовое обеспечение осуществления полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Согласно п. 5 статьи 26.3 Федерального закона N 184 от 06.10.1999 г. до принятия федеральных законов по предметам совместного ведения, а также по вопросам совместного ведения, не урегулированным федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, могут устанавливаться не указанные в пункте 2 настоящей статьи полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемые данными органами самостоятельно за счет и в пределах средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 765 утверждены размеры единовременного поощрения, выплачиваемого федеральным гражданским служащим при награждении государственными наградами Российской Федерации.
В то же время на федеральном уровне законодательно не урегулированы и не установлены размеры единовременного поощрения, выплачиваемого гражданским служащим субъектов Российской Федерации при поощрении Правительством и Президентом РФ, награждении государственными наградами.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации", статьей 4 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" основным принципом построения и функционирования системы государственной службы является единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы.
В связи с этим выплата единовременного поощрения при награждении государственными наградами Российской Федерации федеральным гражданским служащим и отсутствие такой выплаты для гражданских служащих субъектов Российской Федерации является нарушением данного принципа.
Согласно статье 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся федеральная государственная собственность и управление ею (пункт "д"), финансовое, валютное, кредитное регулирование (пункт "ж"), федеральный бюджет и федеральные налоги и сборы (пункт "з"). Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов последние обладают всей полнотой государственной власти (статья 73 Конституции Российской Федерации), включая, в частности, право управлять своей собственностью, иметь собственный бюджет и самостоятельно осуществлять бюджетный процесс.
Согласно абзацу второго пункта 1 ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате:
принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 2 ст. 85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации, указанные в абзацах втором - пятом пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
Пунктом 1 Указа Главы Республики Коми N 38 от 14.05.2008 г. "О единовременном поощрении государственных гражданских служащих Республики Коми" определены размеры единовременного поощрения, выплачиваемого государственному гражданскому служащему Республики Коми, при поощрении Правительством Российской Федерации (п/п "в" п. 1), Президентом Российской Федерации (п/п "г" п. 1), при присвоении почетных званий Российской Федерации и награждении знаками отличия Российской Федерации (п/п "д" п. 1), при награждении орденами и медалями Российской Федерации (п/п "е" п. 1), при награждении знаком особого отличия - медалью "Золотая Звезда" (п/п "ж" п. 1) в размере одного, двух, трех, пяти и десяти окладов месячного денежного содержания соответственно.
Абзац 2 пункта 2 Указа предусматривает, что выплата государственному гражданскому служащему Республики Коми единовременного поощрения в соответствии с пунктом 1 настоящего Указа производится на основании правового акта о поощрении (награждении) государственного гражданского служащего Республики Коми в порядке, установленном представителем нанимателя.
Анализ содержания федерального законодательства применительно к оспариваемому прокурором Республики Коми Указу Главы Республики Коми позволяет суду сделать вывод, что следует признать несостоятельным довод прокурора о противоречии пп. "в, г, д, е, ж" п. 1 и абзаца 2 п. 2 Указа Главы Республики Коми N 38 от 14.05.2008 г. "О единовременном поощрении государственных гражданских служащих Республики Коми" Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.
В соответствии со ст. 55 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" при поощрении или награждении гражданского служащего в соответствии с пунктами 5-9 части 1 настоящей статьи выплачивается единовременное поощрение в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации (п. 4).
Законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации устанавливаются порядок и условия выплаты единовременного поощрения государственным гражданским служащим субъекта Российской Федерации с учетом положений настоящей статьи (п. 6).
Согласно статье 5 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется: Конституцией Российской Федерации; Федеральным законом "О системе государственной службы Российской Федерации"; настоящим Федеральным законом; другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы; указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации; нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами государственных органов.
В соответствии со ст. 5, 11, 62, 73, 84, 90 Конституции Республики Коми Республика Коми обладает на своей территории всей полнотой государственной власти за исключением тех полномочий по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, которые отнесены к ведению Российской Федерации, социальная и экономическая политика Республики Коми направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободу развития человека.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона Республики Коми от 05.03.2005 г. N 10-РЗ (в редакции от 04.05.2008 г.) "О некоторых вопросах государственной гражданской службы Республики Коми" предусмотрены следующие поощрения и награждения за гражданскую службу Республики Коми: 1) объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения; 2) награждение почетной грамотой государственного органа Республики Коми с выплатой единовременного поощрения или с вручением ценного подарка; 3) иные виды поощрения и награждения государственного органа Республики Коми; 4) выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет; 5) награждение Почетной грамотой Республики Коми; 6) присвоение почетных званий Республики Коми; 7) поощрение Правительства Российской Федерации; 8) поощрение Президента Российской Федерации; 9) присвоение почетных званий Российской Федерации; 10) награждение знаками отличия Российской Федерации; 11) награждение орденами и медалями Российской Федерации; 12) иные виды поощрений и награждений, установленные законодательством.
В соответствии с пунктом 2 Закона N 10-РЗ от 05.03.2005 г. условия и порядок выплаты единовременного поощрения гражданским служащим Республики Коми устанавливаются Главой Республики Коми.
Согласно пункту 3 Указа Главы Республики Коми N 38 от 14.05.2008 г. предусмотрено, что финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Указа, осуществляется за счет средств, выделяемых из республиканского бюджета Республики Коми соответствующим органам государственной власти Республики Коми, иным государственным органам Республики Коми в пределах установленного фонда оплаты труда государственных гражданских служащих Республики Коми.
Согласно ст. 53 Федерального закона от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, могут предоставляться иные государственные гарантии.
Отнесение финансового, валютного, кредитного регулирования к ведению Российской Федерации, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 10 декабря 1997 года по делу, о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного закона) Тамбовской области, не препятствует органам государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах своих полномочий осуществлять меры по мобилизации и расходованию собственных финансовых ресурсов, к каковым относятся средства бюджета области и областных внебюджетных и валютных фондов, кредитные ресурсы, ассигнования из федерального бюджета. Названное регулирование, осуществляемое субъектом Российской Федерации в пределах своей компетенции, согласуется с федеративной природой государства и конституционным статусом субъекта Российской Федерации и не может трактоваться как вторжение в сферу ведения и полномочий Российской Федерации.
В соответствии со ст. 13 Закона Республики Коми "О бюджетной системе и бюджетном процессе в Республике Коми" от 9 января 2002 года N 2-РЗ в республиканском бюджете могут быть предусмотрены расходы, финансируемые исключительно из республиканского бюджета, связанные с осуществлением полномочий Республики Коми.
Суд считает, что дополнительные гарантии, установленные гражданским служащим Республики Коми в виде денежного вознаграждения при их поощрении Правительством Российской Федерации, Президентом Российской Федерации, при присвоении почетных званий Российской Федерации и награждении знаками отличия Российской Федерации, при награждении орденами и медалями Российской Федерации не является вторжением в сферу полномочий Российской Федерации, поскольку ст. 55 Федерального закона N 79-ФЗ от 27.07.2004 г. является специальной нормой и распространяется на федеральных служащих и регулирует виды поощрений при поощрении и награждении федеральных служащих Правительством Российской Федерации и Президентом Российской Федерации. И в отношении только федеральных государственных служащих действует Указ Президента РФ от 25.07.2006 г. N 765, которым утверждены размеры единовременного поощрения, выплачиваемого федеральным гражданским служащим при награждении государственными наградами Российской Федерации. Нормативное регулирование по данному вопросу для государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации при поощрении Правительством и Президентом РФ и награждении государственными наградами на федеральном уровне не предусмотрено.
Системный анализ действующего федерального законодательства и законодательства Республики Коми позволяет суду сделать вывод, что субъект РФ, законодатель Республика Коми, вправе с соблюдением основных принципов государственной гражданской службы устанавливать дополнительные гарантии и стимулирования при награждении гражданских служащих Республики Коми Правительством Российской Федерации и Президентом Российской Федерации, так как федеральное законодательство в этом вопросе не предусматривает для субъектов РФ каких-либо ограничений.
Установленные законодателем Республикой Коми дополнительные гарантии для гражданских служащих Республики Коми за счет средств собственного бюджета связано с осуществлением Республикой Коми своих полномочий, находится вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, поэтому Республика Коми вправе самостоятельно определять расходы за счет средств республиканского бюджета на осуществление своих полномочий, в том числе определять и форму расходов в виде единовременного денежного поощрения гражданских служащих Республики Коми при поощрении и награждении гражданских служащих Республики Коми Правительством и Президентом Российской Федерации.#
Согласно ст. 80 Конституции Республики Коми исполнительную власть Республики Коми осуществляют Глава Республики Коми, Правительство Республики Коми, министерства Республики Коми и иные органы исполнительной власти Республики Коми, осуществляющие исполнительные и распорядительные функции и обеспечивающие права и законные интересы граждан.
Глава Республики Коми является высшим должностным лицом Республики Коми (руководителем Правительства Республики Коми).
В соответствии со ст. 85 Конституции Республики Коми Глава Республики Коми в пределах своих полномочий на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Конституции Республики Коми, законов Республики Коми и иных нормативных правовых актов Республики Коми издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Коми.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что оспариваемый прокурором пп. "в, г, д, е, ж" п. 1 и абзаца 2 п. 2 Указа Главы Республики Коми N 38 от 14.05.2008 г. "О единовременном поощрении государственных гражданских служащих Республики Коми" принят Главой Республики Коми в пределах его полномочий и во исполнение Закона Республики Коми от 05.03.2005 г. N 10-РЗ (в редакции от 04.05.2008 г.) "О некоторых вопросах государственной гражданской службы Республики Коми", Закона Республики Коми "О бюджетной системе и бюджетном процессе в Республике Коми" от 9 января 2002 года N 2-РЗ и данные нормы Указа Главы Республики Коми не противоречат Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.# Поэтому в удовлетворении требований прокурору следует отказать.
Руководствуясь ст. 194-198, 253 ГПК РФ, Верховный суд Республики Коми решил:
Отказать прокурору Республики Коми о признании противоречащими федеральному законодательству, не действующими с момента принятия пп. "в, г, д, е, ж" пункта 1 и абзаца 2 пункта 2 Указа Главы Республики Коми N 38 от 14.05.2008 г. "О единовременном поощрении государственных гражданских служащих Республики Коми".
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней. Мотивированное решение изготовлено 23.07.2008 г.
Председательствующий |
Н.Е. Белов. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Коми от 16 июля 2008 г. N 3-48/08
Текст решения опубликован в газете "Республика" от 16 декабря 2008 г. N 232 (3906)