Решение Верховного суда Республики Коми
от 4 декабря 2007 г. N 3-42-2007
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 февраля 2008 г. N 3-Г08-4 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Кретова В.В.
при секретаре Козловой С.Н.
с участием прокурора Шевелевой М.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 4 декабря 2007 года дело по заявлению муниципального унитарного предприятия "Ритуал" о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня принятия подпункта "д" пункта 6 Правил финансирования расходов на реализацию Федерального закона "О погребении и похоронном деле", утвержденных постановлением Правительства Республики Коми "О финансировании расходов на реализацию Федерального закона "О погребении и похоронном деле" от 5 декабря 2006 года N 296, установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Ритуал" (г. Ухта Республики Коми) обратилось в Верховный Суд Республики Коми с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня принятия подпункта "д" пункта 6 Правил финансирования расходов на реализацию Федерального закона "О погребении и похоронном деле", утвержденных постановлением Правительства Республики Коми "О финансировании расходов на реализацию Федерального закона "О погребении и похоронном деле" от 5 декабря 2006 года N 296.
В обоснование заявления указало, что в соответствии с уставом осуществляет деятельность по оказанию ритуальных услуг в соответствии с Федеральным законом "О погребении и похоронном деле", в том числе по предоставлению гарантированного перечня услуг по погребению лиц, которые не работали и не являлись пенсионерами. Однако при решении вопроса о возмещении понесенных предприятием расходов территориальный орган Агентства Республики Коми по социальному развитию требует представление предусмотренного подпунктом "д" пункта 6 Правил финансирования расходов на реализацию Федерального закона "О погребении и похоронном деле" документа, подтверждающего, что умерший на день смерти не работал и не являлся пенсионером, хотя действующее федеральное законодательство такой обязанности не устанавливает.
В судебном заседании представитель муниципального унитарного предприятия "Ритуал" Воронков В.Н. настаивал на удовлетворении заявления и дал соответствующие ему пояснения.
Представители Правительства Республики Коми Бабенко А.В. и Тимофеева Т.В. заявленное требование не признали и полагали, что оспариваемая норма Правил принята в пределах предоставленных Республике Коми полномочий и согласуется с принципами финансового обеспечения осуществления полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и требованиями бюджетного законодательства.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, прокурора и исследовав материалы дела, суд находит, что заявление муниципального унитарного предприятия "Ритуал" подлежит удовлетворению.
Согласно ст. 72 Конституции Российской Федерации, ст. 2 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" от 12 января 1996 года N 8-ФЗ с изменениями и дополнениями законодательство о погребении и похоронном деле находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, что в силу положений ст. 76 Конституции Российской Федерации и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями означает безусловное соблюдение субъектами Российской Федерации принципа непротиворечия принятых ими нормативных правовых актов любой юридической силы федеральным законам.
Анализ содержания подпункта "д" пункта 6 Правил финансирования расходов на реализацию Федерального закона "О погребении и похоронном деле", утвержденных постановлением Правительства Республики Коми от 5 декабря 2006 года N 296, применительно к приведенному принципу свидетельствует о несоответствии данной нормы действующему федеральному законодательству об организации похоронного дела.
Так, в подпункте "д" пункта 6 Правил финансирования расходов на реализацию Федерального закона "О погребении и похоронном деле" предусмотрено, что возмещение специализированной службе по вопросам похоронного дела за счет средств республиканского бюджета Республики Коми стоимости гарантированного перечня оказанных услуг по погребению лиц, которые не работали и не являлись пенсионерами, возможно только при условии представления этой службой в территориальный орган Агентства Республики Коми по социальному развитию документа, подтверждающего, что умерший на день смерти не работал и не являлся пенсионером.
Данное положение Правил противоречит требованиям ст. 9 Федерального закона "О погребении и похоронном деле", в соответствии с которыми на специализированную службу возложена обязанность по оформлению документов, необходимых для погребения, и осуществление в соответствии с гарантированным перечнем услуг подготовки к погребению и собственно погребения.
При этом по смыслу норм Федерального закона "Об актах гражданского состояния" от 15 ноября 1997 года с изменениями и дополнениями к документам, необходимым для погребения, относится справка о смерти либо иной документ об установлении факта смерти.
Получение же специализированной службой по вопросам похоронного дела каких-либо дополнительных документов о прижизненном статусе умершего лица действующим федеральным законодательством не предусмотрено.
Поэтому возложение на специализированную службу обязанности по представлению в соответствующий территориальный орган по социальному развитию документа, подтверждающего, что умерший на день смерти не работал и не являлся пенсионером, не может быть признано законным как по изложенным выше причинам, так и в связи с тем, что ни трудовое законодательство, ни законодательство о пенсионном обеспечении граждан не предусматривает выдачу соответствующими органами или организациями такого документа по запросу специализированной службы по вопросам похоронного дела.
Кроме того, подпункт "д" пункта 6 Правил финансирования расходов на реализацию Федерального закона "О погребении и похоронном деле" не отвечает и принципу определенности, поскольку в нем не содержится сведений о названии документа, органах или организациях, наделенных полномочиями по выдаче этого документа, способах и порядке его получения специализированной службой.
Доводы представителей Правительства Республики Коми о том, что представление данного документа необходимо для осуществления контроля за расходованием денежных средств, предусмотренных в республиканском бюджете на возмещение специализированным службам по вопросам похоронного дела расходов по предоставлению гарантированного перечня услуг по погребению, не могут быть приняты во внимание, т.к. специализированные службы участниками бюджетного процесса не являются и осуществляют свою деятельность в соответствии с нормами гражданского законодательства, законодательства о погребении и похоронном деле, которые не возлагают на эти службы бремя доказывания, что умерший на день смерти не работал и не являлся пенсионером.
При таких обстоятельствах подпункт "д" пункта 6 Правил финансирования расходов на реализацию Федерального закона "О погребении и похоронном деле", утвержденных постановлением Правительства Республики Коми от 5 декабря 2006 года N 296, следует признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим.
С целью обеспечения стабильности правоотношений, основанных на применении приведенной нормы, суд находит, что она подлежит признанию недействующей со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с требованиями ст. 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" сообщение о настоящем решении после вступления решения в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном средстве массовой информации органов государственной власти Республики Коми - газете "Республика".
В силу ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с Правительства Республики Коми в пользу муниципального унитарного предприятия "Ритуал" следует взыскать и понесенные судебные расходы.
Руководствуясь ст. 194-199, 253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление муниципального унитарного предприятия "Ритуал" удовлетворить и признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу подпункт "д" пункта 6 Правил финансирования расходов на реализацию Федерального закона "О погребении и похоронном деле", утвержденных постановлением Правительства Республики Коми "О финансировании расходов на реализацию Федерального закона "О погребении и похоронном деле" от 5 декабря 2006 года N 296.
Сообщение о принятом судом решении после вступления настоящего решения в законную силу подлежит опубликованию в газете "Республика".
Взыскать с Правительства Республики Коми в пользу муниципального унитарного предприятия "Ритуал" 2000 рублей в возмещение понесенных судебных расходов на уплату государственной пошлины.
На решение в течение 10 дней могут быть поданы кассационные жалобы и принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Коми.
Председательствующий |
В.В. Кретов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Коми от 4 декабря 2007 г. N 3-42-2007
Текст решения опубликован в газете "Республика" от 5 апреля 2008 г. N 66-67 (3740-3741)