Решение Верховного суда Республики Коми
от 16 сентября 2008 г. N 3-57-2008
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10 декабря 2008 г. N 3-Г08-22 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Кретова В.В.,
при секретаре Махлинец Т.В.,
с участием прокурора Шевелевой М.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 16 сентября 2008 года дело по заявлению Киселевой Любови Аркадьевны о признании недействующими подпункта 7 пункта 3 постановления Правительства Республики Коми "О мерах по реализации Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" от 31 декабря 2004 года N 280 в редакции постановления Правительства Республики Коми от 26 августа 2008 года N 220 и утвержденного указанным постановлением Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (приложение N 7),
установил:
Имеющая звание "Ветеран труда" и являющаяся инвалидом второй группы Киселева Л.А. обратилась в Верховный Суд Республики Коми с заявлением о признании недействующими подпункта 7 пункта 3 постановления Правительства Республики Коми "О мерах по реализации Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" от 31 декабря 2004 года N 280 в редакции постановления Правительства Республики Коми от 26 августа 2008 года N 220 и утвержденного указанным постановлением Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (приложение N 7). В обоснование заявления указала, что Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг утвержден Правительством Республики Коми с нарушением требований федерального законодательства и норм Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми", которые не предоставляют указанному органу таких полномочий.
В судебном заседании представитель Киселевой Л.А. Мартынов В.А. настаивал на удовлетворении заявления и дал соответствующие ему объяснения. Дополнительно пояснил, что Киселевой Л.А. предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг как лицу, имеющему звание "Ветеран труда", и при этом для получения указанных мер социальной поддержки она вынуждена представлять в орган социальной защиты ряд документов, предусмотренных незаконно утвержденным постановлением Правительства Республики Коми Порядком. Представители Правительства Республики Коми Бабенко А.В., Константинов С.И. и Лукина А.Н. считали, что заявление Киселевой Л.А. подлежит отклонению. Полагали, что оспариваемый Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг утвержден Правительством Республики Коми в полном соответствии с действующим законодательством и в пределах предоставленных этому органу полномочий.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, прокурора и исследовав имеющиеся материалы, суд находит, что заявление Киселевой Л.А. подлежит удовлетворению.
В соответствии с требованиями ст. 21, 22, 26.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ с изменениями и дополнениями полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъекта Российской Федерации. При этом акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, а также конституции (уставу) и законам субъекта Российской Федерации.
Анализ содержания подпункта 7 пункта 3 постановления Правительства Республики Коми "О мерах по реализации Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" и утвержденного указанным постановлением Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (приложение N 7) применительно к приведенным выше требованиям федерального законодательства и нормам законодательства Республики Коми о социальной поддержке населения свидетельствует о превышении Правительством Республики Коми предоставленных ему полномочий в области нормативно-правового обеспечения мер по реализации Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" от 12 ноября 2004 года N 55-РЗ с изменениями и дополнениями.
Так, согласно положениям п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, ст. 26.1, 26.3.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" вопросы социальной поддержки граждан находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и регулируются в том числе законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами органов государственной власти этих субъектов.
Тем не менее при принятии подпункта 7 пункта 3 постановления "О мерах по реализации Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" и утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг Правительством Республики Коми был нарушен прописанный в Федеральном законе от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ и законодательстве Республики Коми принцип соответствия нормативных правовых актов органов исполнительной власти законам и иным нормативным правовым актам большей юридической силы, поскольку в соответствии со ст. 21 Закона Республики Коми от 12 ноября 2004 года N 55-РЗ правительству предоставлены полномочия только по определению форм предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных настоящим Законом, а также в части переданных Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предоставлению тех же мер социальной поддержки, установленных федеральными законами.
Поскольку ни Закон Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми", ни федеральное законодательство о социальной защите ветеранов и инвалидов (ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах", ст. 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации") не наделяют Правительство Республики Коми полномочиями по установлению порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, то в силу этого обстоятельства и приведенных выше принципов осуществления правового регулирования следует признать, что данный орган не вправе был произвольно расширять пределы своей компетенции путем принятия указанного нормативного правового акта.
Нарушение же установленного порядка принятия нормативного правового акта является достаточным основанием для удовлетворения заявления об оспаривании этого акта (полностью или в части), и поэтому подпункт 7 пункта 3 постановления Правительства Республики Коми "О мерах по реализации Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" от 31 декабря 2004 года N 280 в редакции постановления Правительства Республики Коми от 26 августа 2008 года N 220 и утвержденный указанным постановлением Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (приложение N 7) следует признать недействующими.
С целью обеспечения стабильности правоотношений, основанных на применении в течение длительного времени подпункта 7 пункта 3 постановления и Порядка, суд находит, что они подлежат признанию не действующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Доводы о том, что ст. 21 Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" предусмотрена возможность определения Правительством Республики Коми порядка и условий предоставления иных мер социальной поддержки, не могут быть приняты во внимание, т.к. из общего содержания, а также и толкования данной нормы это не следует.
В соответствии с положениями ст. 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" сообщение о принятом судом решении после его вступления в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном средстве массовой информации органов государственной власти Республики Коми - газете "Республика".
Руководствуясь ст. 194, 199, 253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление Киселевой Любови Аркадьевны удовлетворить и признать не действующими со дня вступления решения суда в законную силу подпункт 7 пункта 3 постановления Правительства Республики Коми "О мерах по реализации Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" от 31 декабря 2004 года N 280 в редакции постановления Правительства Республики Коми от 26 августа 2008 года N 220 и утвержденный указанным постановлением Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (приложение N 7).
Сообщение о принятом судом решении после вступления этого решения в законную силу подлежит опубликованию в газете "Республика".
На решение в течение 10 дней могут быть поданы кассационные жалобы и принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Коми.
Председательствующий |
В.В. Кретов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Коми от 16 сентября 2008 г. N 3-57-2008
Текст решения опубликован в газете "Республика" от 21 января 2009 г. N 8 (3922)