Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Общее образование
Муниципальная система общего образования состоит из 27 образовательных учреждений, из которых - 4 гимназии, 1 лицей, 2 центра образования, 1 специальная (коррекционная) школа 7-го вида с численностью обучающихся 10339, средняя наполняемость классов - 21,0 человек.
В школе 1-й ступени наряду с традиционным обучением широко используются программы развивающего обучения. Накоплен большой опыт использования программ развивающего обучения Л.Г. Петерсон, Л.С. Занкова для начальной школы. Выстраивается преемственная линия между дошкольными учреждениями и школами города через создание классов и групп предшкольного образования. С целью формирования информационно-коммуникативной и коммуникативной компетентностей у учащихся в перечень предметов для начальной школы включены информатика и иностранный язык. Со второго класса изучают информатику 505 (54%) учащихся. В школе II ступени 100% учащих# изучают информатику.
В общеобразовательных учреждениях города наряду с углубленным изучением предметов внедрена в практику профильная и уровневая дифференциация на всех ступенях обучения. Углубленным обучением охвачено 1713 школьников, профильным обучением - 293 и обучаются по профилям информационно-технологическому, социально-гуманитарному, филологическому, индустриально-технологическому, физико-математическому, химико-физическому. Предпрофильной подготовкой на базе общеобразовательных учреждений охвачены 789 девятиклассников.
В качестве школьного компонента в учебные планы введены следующие предметы: "информатика и ИКТ", "основы программирования", "нестандартные задачи по математике", "фундаментальные эксперименты в физической науке", "химия и окружающая среда", "география Коми", "литература Коми края", "история Республики Коми", "краеведение", "английский язык".
Все общеобразовательные учреждения оснащены компьютерными классами и подключены к сети Интернет, имеют современное оборудование в кабинетах. В среднем на 15,4 учащихся приходится 1 компьютер.
Расширяются и углубляются формы исследовательской деятельности учащихся по разным предметным циклам. В гимназиях, лицее, отдельных общеобразовательных учреждениях созданы научные общества (НОУ). Создаются группы социально креативных учащихся, проявляющих инициативу в разных направлениях общественной и познавательной жизни.
Общеобразовательные учреждения города приняли участие в федеральном эксперименте по введению ЕГЭ на территории Республики Коми. Единый государственный экзамен (ЕГЭ) сдавали 99,27% выпускников. Проведение государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ не вызвало снижения количества выпускников, награждаемых золотой и серебряной медалями "За особые успехи в учении". Доля выпускников, получивших медали остается стабильно высокой в течение пяти последних лет (4,2%) (средний показатель).
В последние годы (31,6%) выпускников общеобразовательных учреждений города поступают в высшие учебные заведения, преимущественно на бюджетной основе, в соответствии с выбранным профилем в школе.
В школах налаживается систематическая работа по организации проектной, творческой, исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время. Учителя осваивают способы технологизации учебного процесса.
При очевидных успехах и достижениях, росте показателей качества образования, в том числе и качества управления, отмеченных в муниципальной системе общего образования, сохраняются определенные риски и проблемы.
Наиболее актуальными среди проблем общего образования города следует обозначить:
- отсутствие единой информационной среды;
- отсутствие городской программы развития и поддержки одаренных детей;
- недостаточный охват школьников предпрофильным и профильным обучением;
- недостаточный учет психологических и индивидуальных качеств личности учащихся в ходе образовательного процесса;
- сохранение негибких, консервативных, преимущественно унифицированных методов взаимодействия между образовательными учреждениями муниципальной сети, а также с учреждениями среднего и высшего профессионального образования;
- недостаточная координация между учреждениями дошкольного, общего и дополнительного образования и воспитания.
Перспективы развития системы общего образования города:
- формирование мониторинга системы оценки качества учебно-воспитательной работы всех видов и типов общеобразовательных учреждений;
- развитие муниципальной системы предпрофильной подготовки и профильного обучения в общеобразовательных учреждениях всех типов;
- расширение инновационной и экспериментальной деятельности педагогов и школ города, открытие экспериментальных площадок на базе школ города по проблемам внедрения современного содержания образования и методов обучения;
- продолжение работы по освоению технологий и методик раннего изучения иностранного языка и информатики;
- обеспечение практической направленности содержания образования;
- увеличение доли предпрофильного и профильного обучения;
- реализация программы работы с одаренными детьми;
- проведение комплекса мероприятий по развитию профессионализма педагогических кадров и поддержания их высокой мотивации к труду.
Риски развития системы общего образования могут быть связаны, прежде всего:
- с несогласованностью механизмов управления образованием на всех уровнях, что может привести к слабой координации взаимодействия учреждений по реализации Программы;
- с непризнанием ценности сотрудничества и партнерства в городской системе образования и прежде всего на уровне образовательных учреждений, что может вызвать сопротивление педагогических и управленческих кадров действиям, предполагающим взаимодействие педагогических коллективов и отдельных групп педагогов;
- с необходимостью удовлетворения разнообразных образовательных потребностей и отличающимися по уровню развития профессионализма коллективами учреждений, что способно привести к переполнению одних учреждений и недостаточной наполняемости других, вызвать неудовлетворенность качеством образовательных услуг со стороны отдельных категорий их потребителей;
- с отсутствием эффективной и гласной системы стимулирования инновационной педагогической деятельности, следствием чего может стать недостаточная мотивированность педагогов к участию в разработке и внедрении инноваций.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.