Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Положение
о психолого-медико-педагогической комиссии
(утв. приказом Министерства здравоохранения Республики Коми и Министерства образования Республики Коми от 24 февраля 2010 г. N 44/2/41)
См. приказ Минобразования Республики Коми от 23 мая 2012 г. N 693 "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по психолого-медико-педагогическому обследованию детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья"
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение регламентирует деятельность психолого-медико-педагогических комиссий (далее - ПМПК), которые создаются Министерством образования Республики Коми на республиканском уровне, органами управления образованием на муниципальном уровне, их взаимодействие с органами здравоохранения и социальной защиты населения в части психолого-медико-педагогической экспертизы детей и подростков.
1.2. ПМПК является структурным подразделением Государственное учреждение Республики Коми "Республиканский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции" и осуществляет консультативно-диагностическую и коррекционно-педагогическую деятельность детей с отклонениями в развитии от рождения до 18 лет.#
1.3. Контроль и руководство системой ПМПК осуществляет Министерство образования Республики Коми. Методическое сопровождение муниципальных служб ПМПК осуществляет Государственное учреждение Республики Коми "Республиканский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции".
1.4. ПМПК в своей деятельности руководствуется международными актами в области защиты прав и законных интересов ребенка, Федеральным и Республиканским законами "Об образовании", Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и Республики Коми, инструктивно-методическими письмами, приказами и решениями Министерства образования и высшей школы Республики Коми, настоящим положением.
1.5. Психолого-медико-педагогическое
1.6. Основные принципы деятельности ПМПК:
- партнерство - деятельность специалистов на установление партнерских отношений с ребенком, его семьей, образовательным учреждением;
- добровольности - родители добровольно принимают решение об обращении в ПМПК;
- открытости - ПМПК отвечает на запрос лиц, представляющих законные интересы ребенка;
- конфиденциальности - информация о ребенке и семье, доступная специалистам ПМПК не подлежит разглашению или передачу# без согласия родителей (законных представителей);
- междисциплинарного взаимодействия - #
1.7. Функции ПМПК:
- экспертно-диагностическая;
- консультативная;
- функция сопровождения (отслеживание судьбы детей, прошедших через ПМПК);
- аналитическая;
- информационно-просветительная.
2. Основные направления деятельности ПМПК
2.1. ПМПК создается в целях выявления детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.
2.2. Основными направлениями деятельности комиссии являются:
а) проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее - обследование) детей в возрасте от 0 до 18 лет с целью своевременного выявления недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;
б) подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций;
в) оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания, здравоохранения, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении;
г) участие в организации информационно-просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей.
2.3. Основными направлениями деятельности республиканской комиссии также являются:
а) методическое обеспечение деятельности территориальных комиссий;
б) проведение обследования детей по направлению территориальной комиссии, а также в случае обжалования родителями (законными представителями) детей заключения территориальной комиссии.
2.4. Комиссия имеет печать и бланки со своим наименованием.
3. Организация деятельности ПМПК
3.1. Состав и порядок работы психолого-медико-педагогической комиссии определяются Министерством образования и Министерством здравоохранения Республики Коми, а также муниципальными органами, осуществляющими управление в сфере образования и здравоохранения.
3.2. В состав комиссии входят: педагог-психолог, учителя-дефектологи (по соответствующему профилю: олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог), учитель-логопед, педиатр, невролог, офтальмолог, оториноларинголог, ортопед, психиатр детский, социальный педагог, методист. При необходимости в состав комиссии могут быть включены и другие работники.
Включение врачей в состав комиссии осуществляется по согласованию с Министерством здравоохранения или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере здравоохранения.
3.3. Комиссию возглавляет руководитель. Персональный состав, порядок работы комиссии утверждается:
- Республиканской комиссии - совместным приказом Министерства образования Республики Коми и Министерства здравоохранения Республики Коми;
- Муниципальной комиссии - совместным приказом муниципальных органов управления образованием и здравоохранения.
3.4. Направление детей и подростков на психолого-медико-педагогическую комиссию осуществляется по заявлению родителей (законных представителей), а также по направлению специалистов образовательных, лечебно-профилактических учреждений, учреждений.
3.5. Психолого-медико-педагогическое освидетельствование детей и подростков производится в обязательном порядке при:
- комплектовании специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с отклонениями в развитии;
- направлении детей и подростков в специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с отклонениями в развитии;
- переводе ребенка из специального (коррекционного) образовательного учреждения в общеобразовательное учреждение;
- переводе ребенка из специального (коррекционного) образовательного учреждения в специальное (коррекционное) образовательное учреждение другого вида;
- переводе воспитанника специального (коррекционного) образовательного учреждения в класс для детей со сложной структурой дефекта;
- переводе ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей из одного учреждения в другое независимо от ведомственной принадлежности;
- организации дистанционного образования детей-инвалидов, находящихся на индивидуальном обучении.
3.6. Родители (законные представители) предоставляют на ПМПК следующие документы:
- заявление;
- копию свидетельства о рождении ребенка;
- копию коллегиального заключения психолого-медико-педагогического консилиума (если ребенок обучается или воспитывается в образовательном учреждении);
- медицинская амбулаторная карта или подробная выписка из истории развития ребенка;#
- заключение психиатра о нарушении развития (если ребенок уже состоит на учете у психиатра);
- психолого-педагогическую характеристику, заверенную директором образовательного учреждения;
Дополнительно для организации дистанционного образования детей-инвалидов предоставляются следующие документы:
- документ, удостоверяющий личность родителей (законных представителей), копию 2-3, 5-6 страниц паспорта;
- копию документа, подтверждающего статус ребенка-инвалида;
- справку с места жительства о регистрации ребенка;
- медицинское заключение специалистов лечебно-профилактического учреждения об отсутствии противопоказаний или ограничений по работе с компьютером.
К документам прилагаются контрольные работы по русскому языку, математике, рисунки, и другие результаты самостоятельно-продуктивной деятельности ребенка.
3.7. Учреждения здравоохранения, образования и органы социальной защиты населения несут ответственность за достоверность и полноту сведений, предоставляемых о ребенке.
3.8. ПМПК ведется следующая документация:
а. - журнал предварительной записи детей на обследование;
б. - журнал учета детей, прошедших обследование в ПМПК;
в. - карта ребенка, прошедшего обследование;
г. - копия протокола обследования ребенка.
Документы, указанные в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта, хранятся не менее 5 лет после окончания их ведения.
Документы, указанные в подпунктах "в" и "г" настоящего пункта, хранятся не менее 10 лет после достижения детьми возраста 18 лет.
3.9. Члены комиссии рассматривают представленные сведения (клинические, функциональные, психологические, педагогические, социально-бытовые и другие данные) и проводят личное обследование ребенка. Обследование ребенка в ПМПК осуществляется каждым специалистом поэтапно или несколькими специалистами вместе, что определяется психолого-медико-педагогическими задачами.
3.10. Состав специалистов комиссии, участвующих в проведении обследования, процедура и продолжительность обследования определяются исходя из задач обследования, а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных особенностей детей.
3.11. При работе с детьми раннего возраста проводятся выездные сессии ПМПК в образовательные учреждения, для создания комфортных условий обследования.
3.12. Если ребенок имеет основания для психолого-медико-педагогической диагностики, но по состоянию здоровья не может явиться в учреждение, где проводится освидетельствование, то Комиссия вправе провести освидетельствование по месту фактического нахождения ребенка (на дому, в стационаре и пр.).
3.13. Дети с нарушенным слухом, глухие, незрячие и слабовидящие, с амблиопией, обследуются специалистами ПМПК на базе сурдологического и офтальмологического кабинета детской республиканской больницы.
3.14. Дети-сироты обследуются специалистами ПМПК на базе учреждения, в котором они воспитываются.
3.15. Дети-инвалиды, рекомендуемые на получение дистанционного образования, обследуются в помещении комиссии. При необходимости и наличии соответствующих условий обследование детей может быть проведено по месту их проживания и (или) обучения.
3.16. Обследование детей проводится в присутствии родителей или их законных представителей.
3.17. В ходе обследования ребенка ведется протокол, в котором указываются сведения о ребенке, его родителях, анамнестические сведения, данные предварительного медицинского обследования, данные психолого-педагогического обследования, результаты обследования ребенка специалистами, особые мнения специалистов (при наличии), и другая информация, послужившая основанием для вынесения заключения и рекомендаций комиссии. В протоколе отражаются полные сведения о членах комиссии.
3.18. По результатам обследования составляется коллегиальное заключение ПМПК с учетом мнения каждого специалиста об определении у ребенка специальных образовательных потребностей и адекватных условий обучения и воспитания, оптимальной для ребенка программы и вида обучения с учетом зоны ближайшего развития.
Результаты обследования ребенка обсуждаются в форме краткого совещания всех специалистов ПМПК. Родители (законные представители) и ребенок при этом не присутствуют.
3.19. Протокол заполняется в соответствии с письмом Министерства образования Республики Коми от 13.04.2009 г. N 06-09/161 "Методические рекомендации по качественной характеристике исследуемых показателей в рамках проведения комплексного психолого-медико-педагогического освидетельствования детей и подростков на психолого-медико-педагогической комиссии"
3.20. Протокол и заключение комиссии оформляются в день проведения обследования, подписываются специалистами комиссии, проводившими обследование, и руководителем комиссии (лицом, исполняющим его обязанности) и заверяются печатью комиссии.
Оригинал протокола комиссии по согласованию с родителями (законными представителями) детей выдаются# им под подпись.
3.21. В сложных случаях комиссия может провести дополнительное обследование ребенка в другой день, а территориальная комиссия может направить ребенка для проведения обследования в республиканскую комиссию.
3.22. Заключение комиссии является основанием для направления ребенка в дошкольные образовательное учреждение компенсирующего вида, специальные (коррекционные) образовательные учреждение, в учреждения Агентства Республики Коми по социальному развитию, в общеобразовательные учреждения для включения в процесс интегрированного, инклюзивного образования, для организации дистанционного обучения детей-инвалидов.#
3.23. Направление детей в специальное (коррекционное) образовательное учреждение I и II вида (не слышащих и слабослышащих детей), III и IV вида (незрячих и слабовидящих)#, детей с косоглазием и амблиопией), VI вида (детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата), проводится республиканской комиссией.
3.24. Периодическое освидетельствование ребенка проводится с согласия родителей (законных представителей):
- при наличии рекомендаций последующего переосвидетельствования в динамике;
- при наличии социально-педагогических и медицинских показаний;
- в период обучения ребенка по коррекционной программе и других случаях;
- при переводе ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, из одного учреждения в другое (дом ребенка - детский дом - общеобразовательная школа-интернат или специальная (коррекционная) школа-интернат).
3.25. При проведении комплексного психолого-медико-педагогического освидетельствования детей-инвалидов, нуждающихся в дистанционном образовании необходимо учитывать медицинские противопоказания или ограничения по обучению с помощью компьютерных технологий.
При вынесении рекомендаций по дистанционному образованию специалисты комиссии учитывают возможности ребенка, динамику в развитии заболевания, возможности щадящего режима работы на компьютере, желание родителей (законных представителей), а также право ребенка-инвалида на получение образования с учетом его потребностей и возможностей. В случае спорных вопросов рекомендация выносится в пользу ребенка.
3.26. При выявлении текущего или прогрессирующего заболевания, при необходимости уточнения диагноза рекомендуется направление ребенка в специальное лечебно-профилактическое учреждение.
3.27. В случаях, требующих сложных видов психолого-медико-педагогической диагностики, специальных методов обследования, а также получения дополнительных сведений, предусматривается направление в соответствующие федеральные диагностические центры, за счет средств родителей (законных представителей).
3.28. Освидетельствование психиатром психолого-медико-педагогической комиссии детей старше 15 лет проводится с их согласия.
3.29. Комиссия обеспечивается необходимыми помещениями, оборудованием, компьютерной и оргтехникой, автотранспортом для организации своей деятельности.
4. Права и обязанности
4.1. Комиссия имеет право:
- запрашивать документы, необходимые для освидетельствования детей и подростков на психолого-медико-педагогической комиссии;
- давать заключение, описывающее психолого-медико-педагогическое состояние ребенка, с учетом выявленных психофизических особенностей ребенка;
- рекомендовать направление детей в учреждения здравоохранения с целью уточнения диагноза и дополнительного обследования в случаях, требующих применения сложных видов психолого-медико-педагогической диагностики, специальных методов обследования.
4.2. Комиссия обязана:
- оказывать обратившимся, детям и подросткам квалифицированную психолого-медико-педагогическую помощь, с использованием современных стандартизированных диагностических методов и средств;
- обеспечивать соблюдение врачебной тайны и педагогической этики;
- оказывать консультативную помощь по вопросам обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья;
- предоставлять по требованию государственных органов сведения о деятельности ПМПК.
4.3. Родители (законные представители) имеют право:
- присутствовать при обследовании ребенка на психолого-медико-педагогической комиссии;
- ставить вопрос о переосвидетельствовании, повторном или периодичном освидетельствовании ребенка независимо от срока, прошедшего по времени предыдущего освидетельствования;
- в случае несогласия с коллегиальным заключением муниципальной службы ПМПК обратиться в республиканскую ПМПК.
4.4. Родители (законные представители) обязаны:
- предоставлять документы, необходимые для освидетельствования психолого-медико-педагогической комиссией.
- выполнять относящиеся к ним требования положения ПМПК.
5. Анализ деятельности ПМПК
5.1. Анализ деятельности муниципальных служб ПМПК проводит Государственное учреждение Республики Коми "Республиканский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции".
5.2. Анализ деятельности муниципальных ПМПК проводится председателем по итогам календарного года, а также по запросу органов управления образованием, органов здравоохранения и социальной защиты.
5.3. Основные критерии деятельности ПМПК:
- количество детей, прошедших обследование на ПМПК;
- распределение детей, прошедших обследование на ПМПК в течение календарного года по возрастным категориям;
- распределение детей по видам специальных (коррекционных) образовательных учреждений и другим формам получения образования;
- количество повторных обращений детей и подростков на ПМПК;
- количество дополнительных приемов детей и консультаций, проведенных специалистами индивидуально;
- сопровождение детей, прошедших обследование на ПМПК (формы сопровождения, динамика);
- просветительская деятельность, направленная на повышение психолого-педагогической и медико-социальной культуры всех участников образовательного процесса.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.