Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Административный регламент
предоставления государственной услуги по организации предоставления начального профессионального образования (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации)
(утв. приказом Министерства образования Республики Коми от 1 сентября 2009 г. N 213)
I. Общие положения
1. Административный регламент предоставления государственной услуги по организации предоставления начального профессионального образования (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации) (далее - Административный регламент) разработан в целях повышения качества предоставления и доступности государственной услуги и определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) органа исполнительной власти Республики Коми, осуществляющего полномочия субъекта Российской Федерации по организации предоставления начального профессионального образования, и государственных образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, находящихся в государственной собственности Республики Коми, при осуществлении ими полномочий по организации предоставления начального профессионального образования.
2. Полномочия по предоставлению государственной услуги по организации предоставления начального профессионального образования осуществляются в соответствии с:
Конституцией Российской Федерации от 12 декабря 1993 года ("Российская газета", N 7, 21.01.2009, "Собрание законодательства РФ", 26.01.2009, N 4, ст. 445, "Парламентская газета", N 4, 23-29.01.2009);
Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2006, N 50, ст. 5285; 2007, N 27, ст. 3215; N 30, ст. 3808; 2008, N 30, ст. 3616);
Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 42, ст. 5005; 2000, N 31, ст. 3205; 2002, N 19, ст. 1792; N 50, ст. 4930; 2003, N 27, ст. 2709; 2004, N 50, ст. 4950; 2005, N 30, ст. 3104; 2006, N 1, ст. 13, 14; N 31, ст. 3427; 2007, N 1, ст. 21; N 10, ст. 1151; N 26, ст. 3074; N 43, ст. 5084; 2008, N 13, ст. 1186; 2009, N 7, ст. 772);
Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 52, ст. 5880; 1998, N 7, ст. 788; 2000, N 33, ст. 3348; 2002, N 15, ст. 1375; 2003, N 2, ст. 160);
Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" ("Российская газета", N 95, 05.05.2006, "Собрание законодательства РФ", 08.05.2006, N 19, ст. 2060, "Парламентская газета", N 70-71, 11.05.2006);
постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 года N 521 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении начального профессионального образования" ("Собрание законодательства РФ", 21.07.2008, N 29 (ч. 2), ст. 3519);
постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2007 года N 116 "Об утверждении Правил осуществления контроля и надзора в сфере образования" ("Собрание законодательства РФ", 26.02.2007, N 9, ст. 1098, "Российская газета", N 41, 28.02.2007);
Законом Республики Коми от 6 октября 2006 года "Об образовании" (Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми, 2007, N 2, ст. 4695; ст. 4705; N 4, ст. 4773; N 6, ст. 4842; N 12, ст. 5263; ст. 5344; 2008, N 5, ст. 209; 2009, N 11, ст. 184);
Законом Республики Коми от 31 декабря 2004 года N 74-РЗ "О дополнительных социальных гарантиях в области образования детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми, 2005, N 5, ст. 3879; 2007, N 3, ст. 4745; "Республика", 08.12.2007; "Республика", 07.10.2008);
постановлением Правительства Республики Коми от 10 апреля 2008 года N 82 "О Министерстве образования Республики Коми" ("Республика", N 76-77, 19.04.2008, "Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми", N 4, апрель, 2008, ст. 182).
3. Государственная услуга по организации предоставления начального профессионального образования (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации) (далее - государственная услуга) направлена на реализацию прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального профессионального образования в пределах федеральных государственных образовательных стандартов.
4. Государственную услугу предоставляет орган исполнительной власти Республики Коми, осуществляющий полномочия субъекта Российской Федерации по организации предоставления начального профессионального образования (далее - уполномоченный государственный орган), и государственные образовательные учреждения начального профессионального и среднего профессионального образования, находящиеся в государственной собственности Республики Коми (далее - государственные образовательные учреждения).
Уполномоченный государственный орган обеспечивает организационно-методическое руководство, координацию и контроль за деятельностью государственных образовательных учреждений по предоставлению государственной услуги.
Государственные образовательные учреждения предоставляют гражданам государственную услугу.
5. Государственная услуга предоставляется гражданам бесплатно, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Граждане вправе в установленном порядке неоднократно получать бесплатно начальное профессиональное образование по направлению государственной службы занятости, в случае потери возможности работать по профессии, в случае профессионального заболевания и (или) инвалидности, в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Граждане из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на получение второго начального профессионального образования без взимания платы.
Граждане имеют право на неоднократное получение государственной услуги на основе договоров с государственными образовательными учреждениями с оплатой ими стоимости обучения.
6. Конечным результатом предоставления государственной услуги является получение гражданами начального профессионального образования, подтвержденное документом государственного образца об уровне образования и квалификации.
II. Требования к порядку предоставления государственной услуги
Порядок информирования о предоставлении государственной услуги
7. Информация о государственной услуге предоставляется гражданам непосредственно в помещениях уполномоченного государственного органа и в государственных образовательных учреждениях, а также с использованием средств телефонной связи, электронного информирования, вычислительной и электронной техники посредством размещения на Интернет-ресурсах уполномоченного государственного органа и учреждений, участвующих в предоставлении государственной услуги, в средствах массовой информации, издания информационных материалов (брошюр, буклетов и т.д.).
8. При размещении информации в средствах массовой информации уполномоченный государственный орган и учреждения, участвующие в предоставлении государственной услуги, осуществляют отбор средств радио- и телевещания, периодических изданий путем проведения маркетинговых исследований, социологических замеров среди получателей государственной услуги, торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, изучения рейтингов средств массовой информации, определяющих лидеров публикаций социально-трудовой направленности.
9. Сведения о местах нахождения, номерах телефонов для справок, адресах Интернет-сайтов и электронной почты уполномоченного государственного органа и учреждений, участвующих в предоставлении государственной услуги, содержатся в приложениях 1 и 2 к настоящему Административному регламенту.
10. Сведения о графике (режиме) работы органов и учреждений, участвующие в предоставлении государственной услуги, содержатся на Интернет-сайтах уполномоченного государственного органа, и в государственных образовательных учреждениях, а также периодически размещаются в средствах массовой информации.
Стенды (вывески), содержащие информацию о графике (режиме) работы органов и учреждений, участвующих в предоставлении государственной услуги, размещаются при входе в помещение уполномоченного государственного органа, и в государственных образовательных учреждениях.
11. Информация о процедуре предоставления государственной услуги сообщается при личном или письменном обращении получателей государственной услуги, включая обращение по электронной почте, по номерам телефонов для справок, размещается на Интернет-сайтах, в средствах массовой информации, на информационных стендах уполномоченного государственного органа и учреждений, участвующих в предоставлении государственной услуги, и в раздаточных информационных материалах (например, брошюрах, буклетах и т.п.).
Информация о процедуре предоставления государственной услуги предоставляется бесплатно.
12. Информирование получателей государственной услуги о порядке предоставления государственной услуги осуществляется работниками уполномоченного государственного органа и учреждений, участвующих в предоставлении государственной услуги (при личном обращении, по телефону или письменно, включая электронную почту).
Письменные обращения получателей государственной услуги о порядке предоставления государственной услуги, включая обращения, поступившие по электронной почте, рассматриваются работниками уполномоченного государственного органа и учреждений, участвующих в предоставлении государственной услуги, с учетом времени подготовки ответа заявителю, в срок, не превышающий 30 дней с момента регистрации обращения.
13. Информирование получателей государственной услуги о порядке предоставления государственной услуги может осуществляться с использованием средств автоинформирования. При автоинформировании обеспечивается круглосуточное предоставление справочной информации.
14. При ответах на телефонные звонки и устные обращения работники уполномоченного государственного органа и учреждений, участвующих в предоставлении государственной услуги, подробно и в вежливой форме информируют обратившихся по интересующим их вопросам. Ответ на телефонный звонок должен содержать информацию о наименовании органа и учреждения, в который позвонил гражданин, фамилии, имени, отчестве и должности работника, принявшего телефонный звонок. Время разговора не должно превышать 10 минут.
15. Раздаточные информационные материалы (например, брошюры, буклеты и т.п.) находятся в помещениях, предназначенных для приема получателей государственной услуги, иных местах предоставления государственной услуги, раздаются в местах проведения ярмарок вакансий учебных и рабочих мест, а также размещаются в иных органах и учреждениях (например, в органах местного самоуправления, общеобразовательных учреждениях и т.д.).
Работники уполномоченного государственного органа и учреждений, участвующих в предоставлении государственной услуги, информируют граждан о порядке заполнения реквизитов заявления о предоставлении гражданину государственной услуги (приложение N 3 к настоящему Административному регламенту).
Указанная информация может быть предоставлена при личном или письменном обращении получателя государственной услуги.
16. На информационных стендах, размещаемых в помещениях государственных образовательных учреждений, участвующих в предоставлении государственной услуги и на их официальных сайтах, содержится следующая информация:
местонахождение и почтовый адрес, график (режим) работы, номера телефонов, адреса Интернет-сайтов и электронной почты учреждения;
перечень профессий, на которые учреждение объявляет прием документов в соответствии с лицензией на право ведения образовательной деятельности (с выделением форм получения образования (очной, очно-заочной (вечерней), экстернат) и образования, необходимого для поступления (основное общее, среднее (полное) общее образование);
ежегодные правила приема в учреждение;
общее количество мест для приема по каждой профессии;
количество бюджетных мест для приема по каждой профессии;
количество мест по каждой профессии по договорам с оплатой стоимости обучения (при их наличии);
наличие общежития(ий) и количество мест в общежитиях, выделяемых для иногородних обучающихся;
образец договора для поступающих на места по договорам с оплатой стоимости обучения;
копия лицензии на право ведения образовательной деятельности с приложениями;
копия свидетельства о государственной аккредитации учреждения с приложениями;
В период приема документов приемная комиссия ежедневно размещает на своем информационном стенде сведения о количестве поданных заявлений по каждой профессии с выделением форм получения образования (очная, очно-заочная (вечерняя), экстернат), организует функционирование специальных телефонных линий.
Сроки предоставления государственной услуги
17. Сроки предоставления государственной услуги устанавливаются в соответствии с нормативными сроками освоения образовательных программ начального профессионального образования, определяемыми федеральным государственным образовательным стандартом начального профессионального образования.
Перечень документов, необходимых для получения государственной услуги
18. Документами, необходимыми для получения государственной услуги, являются:
заявление (приложение 3 к настоящему Административному регламенту);
оригинал или заверенная ксерокопия документов, удостоверяющих личность, гражданство;
оригинал или заверенная ксерокопия документов государственного образца об образовании;
необходимое количество фотографий.
19. Другие документы могут быть представлены поступающим, если он претендует на льготы, установленные законодательством Российской Федерации и Республики Коми.
Перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги
20. Основаниями для отказа в предоставлении гражданину государственной услуги являются:
20.1. При подаче заявления о приеме в государственное образовательное учреждение:
отсутствие или не представление# документов или их заверенных копий, определенных п. 18 Административного регламента;
нарушение сроков подачи заявлений, установленных порядком приема в государственные образовательные учреждения;
представление заведомо подложных документов, определенных п. 18 Административного регламента.
20.2. При зачислении в государственное образовательное учреждение:
не представление# оригиналов документов, определенных п. 18 Административного регламента, в установленные сроки;
отсутствие бюджетных мест для приема.
20.3. При прохождении обучения в государственном образовательном учреждении:
невыполнение учебного плана по профессии в установленные сроки по неуважительной причине;
невыполнение обязанностей, предусмотренных уставом учреждения; нарушение правил внутреннего распорядка.
20.4. При прохождении государственной (итоговой) аттестации:
неудовлетворительные результаты государственной (итоговой) аттестации.
Требования к местам предоставления государственной услуги
21. Требования к местам подачи заявлений о приеме в государственное образовательное учреждение (местам размещения приемных комиссий государственных образовательных учреждений).
21.1. Помещения для предоставления государственной услуги размещаются на нижних этажах зданий.
Вход и выход из помещения оборудуются соответствующими указателями с автономными источниками бесперебойного питания.
Прием получателей государственной услуги осуществляется в специально выделенных для этих целей помещениях или залах обслуживания.
В помещениях на видном месте располагаются схемы размещения средств пожаротушения и путей эвакуации посетителей и членов приемной комиссии.
Вход и выход из помещения для предоставления государственной услуги оборудуются пандусами, расширенными проходами, позволяющими обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов, включая инвалидов, использующих кресла-коляски.
21.2. Помещение должно обеспечивать возможность предоставления государственной услуги по индивидуальной форме.
Помещение обеспечивается необходимыми для предоставления государственной услуги оборудованием (компьютеры, оргтехника, средства связи, включая Интернет), канцелярскими принадлежностями, информационными и методическими материалами, включая правила приема, образцы заявлений и договоров для поступления на места с оплатой стоимости обучения, а также стульями и столами, системами кондиционирования (охлаждения и нагревания) воздуха, средствами пожаротушения и оповещения о возникновении чрезвычайной ситуации.
21.3. В местах предоставления государственной услуги предусматривается оборудование доступных мест общего пользования (туалетов) и хранения верхней одежды посетителей.
Рабочие места членов приемных комиссий оснащаются настенными вывесками или настольными табличками с указанием фамилии, имени, отчества и должности.
21.4. Члены приемных комиссий обеспечиваются личными нагрудными карточками (бейджами) с указанием фамилии, имени, отчества и должности.
22. Требования к местам проведения образовательного процесса.
Помещения, в которых осуществляется образовательный процесс, должны соответствовать лицензионным условиям и требованиям к материально-техническому обеспечению образовательного процесса федеральных государственных образовательных стандартов, подтвержденных лицензией на право ведения образовательной деятельности и свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения.
III. Административные процедуры
Описание последовательности действий при предоставлении государственной услуги
23. Блок-схемы административных процедур при предоставлении государственной услуги приведены в приложении 4 к настоящему Административному регламенту.
Прием граждан в государственное образовательное учреждение
24. Прием осуществляется по заявлениям граждан, имеющих основное общее и (или) среднее (полное) общее образование.
25. Прием документов.
25.1. Юридическим фактом, являющимся основанием для начала административных действий при предоставлении государственной услуги, является подача заявления о приеме (приложение 3 к настоящему Административному регламенту) и документов, указанных в пункте 18 Административного регламента, в приемную комиссию государственного образовательного учреждения.
25.2. Сроки приема документов от граждан, поступающих на обучение в государственные образовательные учреждения (далее - поступающие), устанавливаются Министерством образования и науки Российской Федерации.
25.3. При подаче заявления о приеме поступающий по своему усмотрению представляет оригинал или заверенную ксерокопию документов, указанных в пункте 18 Административного регламента.
25.4. При личном представлении документов поступающим допускается заверение их ксерокопии по оригиналу тем государственным образовательным учреждением, в который они представляются.
25.5. В заявлении о приеме поступающим фиксируется факт ознакомления с уставом учреждения, с лицензией на право ведения образовательной деятельности и свидетельством о государственной аккредитации и приложениями к ним по избранной для поступления профессии и удостоверяется личной подписью поступающего.
В том же порядке подписью поступающего фиксируется также следующее:
получение начального профессионального образования впервые;
ознакомление с датой представления оригинала документа об образовании.
25.6. Взимание платы с поступающих при приеме документов, а также требование от поступающих предоставления оригиналов документа государственного образца об образовании или предоставления иных документов, не предусмотренных настоящим Административным регламентом, запрещается.
25.7. Заявление о приеме, а также необходимые документы могут быть направлены поступающим через операторов почтовой связи общего пользования (далее - по почте) заказным письмом с уведомлением и описью вложения. Уведомление и заверенная опись вложения являются основанием подтверждения приема документов поступающего.
25.8. При направлении документов по почте поступающий к заявлению о приеме прилагает ксерокопии документов, удостоверяющих его личность, заверенные ксерокопии документов государственного образца об образовании, а также иные документы, предусмотренные настоящим Административным регламентом. Дата отправления документов должна быть не позже даты последнего дня приема документов.
25.9. На каждого поступающего заводится личное дело, в котором хранятся все сданные документы.
Личные дела поступающих хранятся в государственном образовательном учреждении в течение шести месяцев с момента начала приема документов.
25.10. Поступающему при личном предоставлении документов выдается расписка о приеме документов.
25.11. Поступающие, представившие в приемную комиссию государственного образовательного учреждения заведомо подложные документы, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
26. Зачисление в государственное образовательное учреждение.
26.1. Поступающий представляет оригиналы документов государственного образца об образовании в сроки, установленные образовательным учреждением.
26.2. По истечении сроков представления оригиналов документов государственного образца об образовании директором образовательного учреждения издается приказ о зачислении лиц, рекомендованных приемной комиссией к зачислению и представивших оригиналы соответствующих документов. Приложением к приказу о зачислении является пофамильный перечень указанных лиц. Приказ с приложением размещается на информационном стенде приемной комиссии и на официальном сайте образовательного учреждения.
26.3. Зачисление в образовательное учреждение при наличии свободных мест в образовательном учреждении может осуществляться до 31 декабря текущего года.
26.4. По письменному заявлению поступающих оригиналы документов государственного образца об образовании и другие документы, представленные поступающим, должны возвращаться образовательным учреждением в течение следующего рабочего дня после подачи заявления. За задержку, а также за несвоевременную выдачу оригинала документа государственного образца об образовании директор образовательного учреждения, а также ответственный секретарь приемной комиссии несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Организация образовательного процесса
27.1. Юридическим фактом, являющимся основанием для начала административных действий при предоставлении государственной услуги, является приказ директора о зачислении гражданина в число обучающихся государственного образовательного учреждения для обучения по образовательной программе начального профессионального образования.
27.2. Основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования (далее - образовательные программы) могут осваиваться в различных формах получения образования, различающихся объемом обязательных занятий педагогического работника с обучающимися и организацией образовательного процесса в очной, очно-заочной (вечерней) формах или в форме экстерната по отдельным профессиям. Допускается сочетание различных форм получения образования.
Получение начального профессионального образования в форме экстерната по отдельным профессиям осуществляется в соответствии с положением, утвержденным Министерством образования и науки Российской Федерации.
27.3. Образовательные программы включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), программы учебной практики (производственного обучения) и производственной практики, календарный учебный график и другие методические материалы, которые ежегодно обновляются образовательным учреждением с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. При формировании образовательных программ может быть использован модульный подход.
27.4. В государственном образовательном учреждении сроки обучения по образовательным программам по очной форме получения образования на базе основного общего и (или) среднего (полного) общего образования устанавливаются в соответствии с нормативными сроками их освоения, определяемыми федеральным государственным образовательным стандартом начального профессионального образования.
27.5. Организация образовательного процесса осуществляется в соответствии с расписанием учебных занятий и образовательными программами для каждой профессии и формы получения образования, которые разрабатываются и утверждаются государственным образовательным учреждением самостоятельно с учетом требований рынка труда на основе федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования, примерных основных образовательных программ, разработку которых осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации.
27.6. В государственных образовательных учреждениях учебный год начинается 1 сентября и заканчивается согласно учебному плану по конкретной профессии и форме получения образования. Срок начала учебного года может переноситься государственным образовательным учреждением по очно-заочной (вечерней) форме получения образования не более чем на 1 месяц. В иных случаях перенос срока начала учебного года осуществляется по решению уполномоченного государственного органа, в ведении которого находится государственное образовательное учреждение.
Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.
27.7. В государственном образовательном учреждении устанавливаются такие виды учебных занятий, как урок, практическое занятие, лабораторное занятие, контрольная работа, консультация, самостоятельная работа, учебная практика (производственное обучение) и производственная практика, а также могут проводиться другие виды учебных занятий.
Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.
Объем учебно-производственной нагрузки не должен превышать 36 академических часов в неделю и 6 академических часов в день.
27.8. Численность обучающихся в учебной группе по очной форме получения образования в соответствии с гигиеническими требованиями к условиям обучения устанавливается 22-25 человек. Проведение производственного обучения производится в двух подгруппах численностью 11-14 человек.
27.9. Учебная практика (производственное обучение) на первом году обучения проводится, как правило, в мастерских, лабораториях, на учебных полигонах, в учебных хозяйствах и других подразделениях государственных образовательных учреждений. Учебная практика (производственное обучение) может также проводиться в организациях различных организационно-правовых форм на основе прямых договоров между организацией и образовательным учреждением.
27.10. Производственная практика обучающихся на первом году обучения и в по следующие годы проводится в организациях на основе прямых договоров, заключаемых между государственным образовательным учреждением и каждой организацией, куда направляются обучающиеся.
Учебная практика (производственное обучение) и производственная практика обучающихся, осваивающих образовательные программы, осуществляются в соответствии с положением, утвержденным Министерством образования и науки Российской Федерации.
27.11. Государственное образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся. Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся утверждается государственным образовательным учреждением.
Организация государственной (итоговой) аттестации
28.1. Государственная (итоговая) аттестация выпускника государственного образовательного учреждения является обязательной.
Государственная (итоговая) аттестация обучающихся государственного образовательного учреждения, имеющего государственную аккредитацию, осуществляется государственными аттестационными комиссиями в соответствии с положением, утвержденным Министерством образования и науки Российской Федерации.
28.2. Основные функции государственных аттестационных комиссий:
- комплексная оценка уровня подготовки выпускника и его соответствия требованиям федерального государственного образовательного стандарта;
- принятие решения о присвоении уровня квалификации по результатам государственной (итоговой) аттестации и выдаче выпускнику соответствующего документа о полученном образовании;
- подготовка рекомендаций по совершенствованию качества профессионального обучения рабочих на основе результатов государственной (итоговой) аттестации.
28.3. Государственные аттестационные комиссии руководствуются в своей деятельности Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников образовательных учреждений начального профессионального образования, утвержденным Министерством образования и науки Российской Федерации, а также федеральными государственными образовательными стандартами в части государственных требований к содержанию и уровню подготовки выпускников по конкретной профессии.
28.4. Государственная аттестационная комиссия организуется по каждой образовательной программе, реализуемой государственным образовательным учреждением.
28.5. Государственную аттестационную комиссию возглавляет председатель, который организует и контролирует деятельность комиссии, обеспечивает единство требований, предъявляемых к выпускникам.
Председатель аттестационной комиссии назначается из числа педагогических работников государственных образовательных учреждений, не состоящих в штате учреждения, где проходит аттестация выпускников. При итоговой аттестации выпускников, получивших начальное профессиональное образование по профессиям, связанным с работами на объектах, подконтрольных Ростехнадзору и другим организациям и ведомствам, председателями аттестационных комиссий по согласованию с этими организациями и ведомствами назначаются их представители.
28.6. Государственная аттестационная комиссия формируется из представителей общественных организаций, педагогических работников и мастеров производственного обучения аттестуемой группы выпускников, а также специалистов объединений, предприятий, организаций и учреждений - заказчиков кадров рабочих и специалистов.
28.7. Государственная (итоговая) аттестация выпускников состоит, как правило, из нескольких аттестационных испытаний, следующих видов:
- сдача итоговых экзаменов по отдельным учебным предметам, включенным в состав государственной (итоговой) аттестации в рамках образовательной программы;
- выполнение выпускной практической квалификационной работы по профессии в пределах требований федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования;
- защита письменной экзаменационной работы, выполненной выпускником по теме, определяемой государственным образовательным учреждением.
28.8. Конкретный перечень экзаменов и работ, входящих в состав государственной (итоговой) аттестации выпускников в рамках образовательной программы, порядок, форма и сроки проведения экзаменов, а также выполнения экзаменационных работ устанавливаются государственным образовательным учреждением, исходя из примерного учебного плана по профессии и соответствующих рекомендаций Министерства образования и науки Российской Федерации.
28.9. Итоговый экзамен по отдельным учебным предметам должен определять уровень усвоения выпускником материала, предусмотренного учебной программой по предмету в рамках образовательной программы.
28.10. Выпускная практическая квалификационная работа по профессии (профессиям) Общероссийского классификатора, входящей в профессию, должна соответствовать требованиям к уровню профессиональной подготовки выпускника, предусмотренной профессиональной характеристикой.
По профессиям, квалификация по которым не может быть определена путем выполнения конкретной практической работы, квалификацию выпускника государственная аттестационная комиссия устанавливает при проверке профессиональной подготовленности непосредственно на его рабочем месте.
28.11. Письменная экзаменационная работа должна соответствовать содержанию производственной практики по профессии, а также объему знаний, умений и навыков, предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом начального профессионального образования по данной профессии.
Письменная экзаменационная работа должна содержать описание разработанного технологического процесса выполнения практической квалификационной работы и краткое описание используемого оборудования, инструментов, приборов и приспособлений, а также параметров и режимов ведения процесса. При необходимости, кроме описательной части, может быть представлена и графическая часть. Объем работы не должен превышать 5-6 страниц текста и двух листов чертежей или схем.
28.12. Государственная (итоговая) аттестация выпускников не может быть заменена оценкой уровня их подготовки на основе текущего контроля успеваемости и результатов промежуточной аттестации.
28.13. Государственное образовательное учреждение, имеющее государственную аккредитацию, выдает выпускникам, освоившим образовательную программу начального профессионального образования в полном объеме и прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, диплом государственного образца о начальном профессиональном образовании.
Выпускникам, обучающимся не менее полугода, но не завершившим по различным причинам освоение образовательной программы начального профессионального образования и прошедшим государственную (итоговую) аттестацию по профессиям рабочих, должностям служащих согласно Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94), присваивается уровень квалификации и выдается свидетельство о нем.
Выпускник образовательного учреждения считается завершившим обучение на основании приказа государственного образовательного учреждения о его отчислении в связи с полным освоением основной профессиональной образовательной программы и прохождением государственной (итоговой) аттестации.
Диплом о начальном профессиональном образовании и свидетельство об уровне квалификации заверяются печатью государственного образовательного учреждения.
28.14. Лицу, не завершившему образование по основной образовательной программе, не прошедшему государственной (итоговой) аттестации или получившему на государственной (итоговой) аттестации неудовлетворительные результаты, выдается справка установленного образца об обучении в государственном образовательном учреждении.
28.15. Формы документов государственного образца о начальном профессиональном образовании и уровне квалификации, а также порядок выдачи, заполнения, хранения и учета соответствующих бланков документов утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации.
28.16. Документ об образовании, на основании которого обучающийся был зачислен в государственное образовательное учреждение, выдается из личного дела лицу, окончившему государственное образовательное учреждение, выбывшему до окончания государственного образовательного учреждения, а также обучающемуся, желающему поступить в другое образовательное учреждение, по его заявлению. В личном деле остается заверенная копия указанного документа об образовании.
IV. Порядок и формы контроля за предоставлением государственной услуги
29.1. Текущий контроль за соблюдением последовательности действий, определенных административными процедурами по предоставлению государственной услуги, и исполнением настоящего Административного регламента осуществляется директором государственного образовательного учреждения, его заместителями, а также должностными лицами уполномоченного государственного органа.
Перечень должностных лиц, осуществляющих текущий контроль, устанавливается индивидуальными правовыми актами уполномоченного государственного органа. Полномочия должностных лиц на осуществление текущего контроля определяются в положениях о структурных подразделениях, должностных регламентах работников уполномоченного государственного органа.
29.2. Текущий контроль за предоставлением государственной услуги осуществляется путем проведения директором государственного образовательного учреждения или его заместителями проверок соблюдения и исполнения работниками государственного образовательного учреждения положений настоящего Административного регламента и других документов, регламентирующих деятельность по предоставлению государственной услуги.
Периодичность осуществления текущего контроля устанавливается руководителем или заместителем руководителя уполномоченного государственного органа, а также директором государственного образовательного учреждения.
29.3. Плановые и внеплановые проверки исполнения государственной услуги осуществляются уполномоченным государственным органом, путем проведения выездных (инспекционных) и камеральных проверок государственных образовательных учреждений, включающих в себя рассмотрение документов, экспертизу качества образования, проведение при необходимости тестирования обучающихся государственных образовательных учреждений.
29.4. Выездные (инспекционные) проверки проводятся на основании решения уполномоченного государственного органа по месту нахождения проверяемого государственного образовательного учреждения.
29.5. Камеральные проверки проводятся путем изучения документов и сведений, представленных проверяемыми государственными образовательными учреждениями.
Камеральная проверка назначается руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного государственного органа.
29.6. Проверки могут быть плановыми и внеплановыми.
Плановые проверки проводятся в соответствии с графиком проверок уполномоченного государственного органа. Плановые проверки в отношении государственного образовательного учреждения проводятся не чаще одного раза в 2 года.
Внеплановые проверки проводятся в случае поступления в уполномоченный государственный орган обращений физических или юридических лиц с жалобами на нарушение их прав и законных интересов, получения иной информации, подтверждаемой документами и другими доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений, а также для проверки исполнения предписаний.
29.7. Проверки осуществляются должностными лицами уполномоченного государственного органа в пределах их компетенции.
29.8. К проверкам могут привлекаться эксперты из числа работников образовательных организаций, научных организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также из числа специалистов организаций, обеспечивающих контроль и надзор в сфере образования, прошедших квалификационные испытания. Требования к уровню квалификации привлекаемых к проверкам экспертов разрабатываются и утверждаются Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.
29.9. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения и организации, а также граждане обязаны оказывать содействие должностным лицам уполномоченного государственного органа в осуществлении ими возложенных на них обязанностей.
29.10. Лица, уполномоченные на проведение проверки распорядительным документом уполномоченного государственного органа, имеют право:
посещать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при предъявлении служебного удостоверения (иного документа, подтверждающего их полномочия) проверяемое государственное образовательное учреждение;
проверять деятельность государственного образовательного учреждения в соответствии с утвержденным планом проверки либо на основании информации о возможных нарушениях, изложенной в обращениях граждан, юридических лиц или поступившей из иных источников;
запрашивать материалы и документы, необходимые для проведения проверок;
осуществлять экспертизу документов;
осуществлять экспертизу качества образования, проводить тестирование обучающихся государственных образовательных учреждений.
29.11. Результаты проверки оформляются актом в 2 экземплярах, один из которых вручается руководителю проверяемого государственного учреждения.
29.12. Руководитель (его заместитель) уполномоченного государственного органа утверждает отчет о проведении проверки, составленный на основании акта проверки.
29.13. Уполномоченный государственный орган определяет меры индивидуального и общего характера, направленные на устранение выявленных в ходе проведения проверки нарушений, в том числе выдает государственному образовательному учреждению, допустившему нарушение, предписания в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования.
Предписание направляется в государственное образовательное учреждение.
Предписание подлежит выполнению в установленный в нем срок. Отчет о результатах исполнения предписания представляется в проверяющий орган. К отчету прилагаются копии документов, подтверждающих исполнение указанных в предписании требований.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
29.14. Лица, уполномоченные на проведение проверки, в случае ненадлежащего исполнения возложенных на них обязанностей несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
V. Порядок обжалования действий (бездействия) должностного лица, а также принимаемого им решения при предоставлении государственной услуги
30.1. Действия (бездействие), решения руководителей и работников государственных образовательных учреждений, должностных лиц уполномоченного государственного органа, осуществляемые (принятые) в ходе предоставления государственной услуги, могут быть обжалованы:
руководителю государственного образовательного учреждения;
вышестоящему должностному лицу уполномоченного государственного органа;
руководителю (заместителю руководителя) уполномоченного государственного органа.
Получатели государственной услуги имеют право обратиться с жалобой лично или направить письменное обращение, жалобу (претензию).
30.2. Письменное обращение должно содержать:
при подаче обращения физическим лицом - его фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), при подаче обращения юридическим лицом - его наименование;
почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения;
либо наименование государственного образовательного учреждения, уполномоченного государственного органа, в который направляется письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица;
суть обращения;
при подаче обращения физическим лицом - личную подпись физического лица, при подаче обращения юридическим лицом - подпись руководителя (заместителя руководителя) юридического лица;
дату.
Дополнительно в обращении, жалобе (претензии) могут указываться причины несогласия с обжалуемым решением, действием (бездействием), обстоятельства, на основании которых получатель государственной услуги считает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена какая-либо обязанность, требования об отмене решения, о признании незаконным действия (бездействия), а также иные сведения, которые получатель государственной услуги считает необходимым сообщить.
К обращению, жалобе (претензии) могут быть приложены копии документов, подтверждающих изложенные обстоятельства. В таком случае получателем государственной услуги приводится перечень прилагаемых документов.
30.3. Личный прием физических лиц и представителей юридических лиц проводится должностными лицами уполномоченного государственного органа. В случае если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия физического лица или представителя юридического лица может быть дан устно в ходе личного приема. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в установленном порядке.
30.4. По результатам рассмотрения обращения, жалобы (претензии) принимается решение об удовлетворении требований получателя государственной услуги и о признании неправомерным обжалованного решения, действия (бездействия) либо об отказе в удовлетворении требований.
30.5. Письменный ответ направляется автору обращения не позднее 30 дней со дня регистрации письменного обращения в уполномоченном государственном органе.
В исключительных случаях, а также в случае направления запроса в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу срок рассмотрения обращения может быть продлен, но не более чем на 30 дней. О продлении срока рассмотрения обращения автор обращения уведомляется письменно с указанием причин продления.
30.6. Обращение, жалоба (претензия) получателя государственной услуги не рассматривается в следующих случаях:
отсутствия сведений об обжалуемом решении, действии, бездействии (в чем выразилось, кем принято), о фамилии, имени, отчестве получателя государственной услуги и почтовом адресе, по которому должен быть направлен ответ;
отсутствия подписи получателя государственной услуги;
если предметом обращения, жалобы (претензии) является решение, принятое в судебном порядке;
содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу работнику органа или учреждения, участвующего в предоставлении государственной услуги, а также членов его семьи;
текст письменного обращения не поддается прочтению;
содержится вопрос, на который получателю государственной услуги многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы и обстоятельства.
Письменный ответ с указанием причин отказа в рассмотрении обращения, жалобы (претензии) направляется получателю государственной услуги не позднее 30 дней с момента ее регистрации.
30.7. Физические и юридические лица вправе обжаловать действия (бездействие), решения руководителей государственных учреждений, должностных лиц уполномоченного государственного органа, осуществляемые (принятые) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке в судах общей юрисдикции в сроки, установленные гражданским процессуальным законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.