Конституционный Суд Республики Коми в составе председательствующего Гаврюсова Ю.В., судей Кырнышевой Т.А., Пунегова П.Ф., Толстова С.Г.,
с участием стороны, обратившейся в Конституционный Суд Республики Коми - адвоката Аветисяна А.А. - представителя гражданки Антонюк Л.В.; стороны, принявшей оспариваемый акт - представителя Главы Республики Коми - Архиповой М.А., руководствуясь частью четвертой статьи 100 Конституции Республики Коми, пунктом 3 части 1 статьи 3, статьями 32, 68, 80, 90, 91, 93, 94 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности пункта 4 раздела 1 Положения "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога с продаж", утвержденного Указом Главы Республики Коми от 26 октября 1998 года.
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение гражданки Антонюк Л.В., соответствующее требованиям статьи 90 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми".
Основанием к рассмотрению явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о соответствии Конституции Республики Коми пункта 4 раздела 1 Положения "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога с продаж", утвержденного Указом Главы Республики Коми от 26 октября 1998 года.
Заслушав сообщение судьи-докладчика Толстова С.Г., объяснения сторон, выступление, приглашенного в судебное заседание представителя от Прокуратуры Республики Коми - Степановой Л.Н., исследовав документы, нормативные и иные материалы, Конституционный Суд Республики Коми установил:
1. Антонюк Л.В., являясь предпринимателем без образования юридического лица, обратилась в Конституционный Суд Республики Коми с заявлением о проверке конституционности пункта 4 раздела 1 Положения "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога с продаж", утвержденного Указом Главы Республики Коми от 26 октября 1998 года, полагая, что оспариваемым нормативным актом ограничиваются права предпринимателей без образования юридического лица, нарушается принцип справедливости, установленный статьей 17 Конституции Республики Коми. По мнению заявителя вышеназванным Положением также нарушаются принципы, заложенные в статье 35 Конституции Республики Коми, не допускающей осуществление экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Антонюк Л.В. считает, что также должна пользоваться льготой по налогу с продаж как и юридические лица - субъекты малого предпринимательства, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.
2. Обращение является допустимым, поскольку оспариваемый нормативный акт применен в конкретном деле заявителя, и Антонюк Л.В. не согласна с действиями налоговой инспекции, представившей расчет налога с продаж.
Что касается доводов заявителя о несогласии с налоговой инспекцией в части начисления налога с продаж, то в соответствии со статьей 3 (часть 3) Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" Конституционный Суд Республики Коми при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.
Таким образом, Конституционный Суд Республики Коми рассматривает только конституционность пункта 4 раздела 1 Положения "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога с продаж", утвержденного Указом Главы Республики Коми от 26 октября 1998 года.
3. Осуществляя собственное правовое регулирование в соответствии со статьей 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", Государственный Совет Республики Коми 23 сентября 1998 года принял Закон Республики Коми "О налоге с продаж" (в редакции Закона Республики Коми от 25 декабря 1998 года и от 3 февраля 1999 года), которым на территории Республики Коми был введен налог с продаж.
Установление регионального налога означает конкретизацию общих правовых положений, в том числе детальное определение субъектов и объектов налогообложения, порядка и сроков уплаты налогов, правил предоставления льгот и способы исчисления конкретных ставок.
В статье 1 пункта 1 Закона "О налоге с продаж" перечислены плательщики налога и, в частности, в подпункте "в" плательщиками налога указаны индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, к категории которых относится и заявитель Антонюк Л.В. Предоставлять или не предоставлять льготы по налогам отдельным категориям налогоплательщиков - это право, но не обязанность законодательного органа.
Таким образом, льготы по налогу с продаж индивидуальным предпринимателям, осуществляющим свою деятельность без образования юридического лица Законом Республики Коми "О налоге с продаж" не предусмотрены.
Во исполнение Закона Республики Коми "О налоге с продаж" Указом Главы Республики Коми от 26 октября 1998 года утверждено Положение "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога с продаж", в котором содержится и оспариваемый заявителем пункт 4 раздела 1, а именно: "субъекты малого предпринимательства - организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, не являются плательщиками налога с продаж".
Указанным Положением, которое по существу устанавливает механизм реализации Закона Республики Коми "О налоге с продаж", юридическим лицам - субъектам малого предпринимательства льгота по налогу с продаж не предоставлялась, а лишь конкретизировалось фактическое состояние, при котором указанные субъекты плательщиками налога с продаж не являются, что соответствует федеральному законодательству по вопросам малого предпринимательства.
Так, в соответствии со статьей 1 (пункт 2) Федерального закона "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" от 29 декабря 1995 года применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности организациями - субъектами малого предпринимательства предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством федеральных, республиканских и местных налогов и сборов уплатой единого налога.
По смыслу закона в совокупность указанных налогов входит и налог с продаж, исходя из чего организации - субъекты малого предпринимательства, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности во избежание двойного налогообложения плательщиками налога с продаж не являются.
Таким образом, оспариваемый заявителем пункт 4 раздела 1 Положения "О порядке начисления и уплаты в бюджет налога с продаж", утвержденного Указом Главы Республики Коми от 26 октября 1998 года, соответствует федеральному законодательству и не противоречит Конституции Республики Коми.
На основании изложенного, руководствуясь частью четвертой статьи 100 Конституции Республики Коми, частями первой, второй и третьей статьи 67, частями первой, второй, третьей и четвертой статьи 68, статьями 69, 80, 93 и 94 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", Конституционный Суд Республики Коми постановил:
1. Признать пункт 4 раздела 1 Положения "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога с продаж", утвержденного Указом Главы Республики Коми от 26 октября 1998 года, соответствующим Конституции Республики Коми.
2. Постановление Конституционного Суда Республики Коми окончательно, вступает в силу немедленно после провозглашения и обжалованию не подлежит.
3. Настоящее постановление подлежит незамедлительному опубликованию в Ведомостях нормативных актов органов государственной власти Республики Коми и газете "Республика".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Республики Коми от 23 апреля 1999 г. "По делу о проверке конституционности пункта 4 раздела 1 Положения "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога с продаж", утвержденного Указом Главы Республики Коми от 26 октября 1998 года"
Текст постановления опубликован в сборнике "Решения конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации 1992-2008", том 3