Конституционный Суд Республики Коми в составе председательствующего Гаврюсова Ю.В., судей Батмановой Л.В., Кырнышевой Т.А., Толстова С.Г.,
с участием главы администрации г. Печоры Моисеенкова В.В., обратившегося с запросом в Конституционный Суд Республики Коми,
руководствуясь статьей 100 (часть 4) Конституции Республики Коми, пунктом 4 статьи 3, статьями 32, 99, 100 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", рассмотрел в открытом судебном заседании запрос главы администрации г. Печоры о толковании пунктов "б", "ж" и "м" части первой статьи 64 Конституции Республики Коми в связи с изданием МВД Российской Федерации приказа N 381 от 20 июня 1997 года, "О реорганизации исправительной колонии N 5 Печорского УЛИУ".
Поводом к рассмотрению дела, согласно части первой статьи 32 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", явился запрос главы администрации г. Печоры о толковании пунктов "б" и "м" части первой статьи 64 Конституции Республики Коми и о соответствии приказа МВД Российской Федерации N 381 от 20 июня 1997 года "О реорганизации исправительной колонии N 5 Печорского УЛИУ" Конституции Республики Коми.
Основанием к рассмотрению дела, согласно части второй статьи 32 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", явилась обнаружившаяся неопределенность в понимании пунктов "б", "ж" и "м" части первой статьи 64 Конституции Республики Коми, в связи с чем глава администрации г. Печоры обратился с запросом в Конституционный Суд Республики Коми о толковании этих конституционных норм.
Заслушав выступление судьи-докладчика Кырнышевой Т.А., объяснения главы администрации г. Печоры Моисеенкова В.В., заключения экспертов Арапова Н.Т. - профессора, кандидата юридических наук, консультанта Конституционного Суда Республики Коми, Шабаева Ю.П. - кандидата исторических наук, ученого секретаря Института языка, литературы и истории Коми научного центра Уральского отделения Российской Академии наук, выступления приглашенных в заседание представителя Государственного Совета Республики Коми Бихерта Р.И. - заместителя председателя комитета по законодательству и депутатской этике Государственного Совета Республики Коми, представителя Главы Республики Коми Опариной Л.О. - зав. отделом законопроектных работ государственно-правового управления администрации Главы, исследовав документы и материалы, Конституционный Суд Республики Коми, установил:
1. Глава администрации г. Печоры в своем запросе просит дать толкование пунктов "б" и "м" части первой, статьи 64 Конституции Республики Коми в связи с приказом МВД Российской Федерации N 381 от 20 июня 1997 года "О реорганизации исправительной колонии N 5 Печорского УЛИУ" и соответствии последнего Конституции Республики Коми. В судебном заседании глава администрации г. Печоры Моисеенков В.В. дополнил запрос просьбой дать толкование пункта "ж" ст. 64 Конституции Республики Коми.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части первой статьи 3 закона "О Конституционном Суде Республики Коми" вопрос, поставленный в запросе о проверке конституционности приказа МВД Российской Федерации N 381 от 20 июня 1997 года "О реорганизации исправительной колонии N 5 Печорского УЛИУ" не может быть разрешен Конституционным Судом Республики Коми, поэтому согласно статьи 100 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" допустимым является только запрос в части толкования пунктов "б", "ж" и "м" части первой статьи 64 Конституции Республики Коми.
2. Создание крупного лечебного оздоровительного учреждения на базе колонии ПЛ-350/5 для содержания осужденных, больных туберкулезом, и ВИЧ-инфицированных осужденных в соответствии с приказом МВД Российской Федерации N 381 от 20 июня 1997 года "О реорганизации исправительной колонии N 5 Печорского УЛИУ" затрагивает права и свободы человека и гражданина, проживающих на территории Республики Коми, вопросы общественной безопасности в области охраны здоровья.
Поэтому Конституционный Суд Республики Коми в соответствии с частью третьей статьи 68 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", оценивая смысл вопросов, поставленных в запросе и уточненных в ходе судебного разбирательства, может принять постановление только по предмету, указанному в обращении, то есть дать толкование относительно защиты прав и свобод граждан в области охраны здоровья.
3. Защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, (пункт "б" части первой статьи 64 Конституции Республики Коми); защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей (пункт "м" части первой статьи 64 Конституции Республики Коми), а также координация вопросов здравоохранения (пункт "ж" части первой статьи 64) являются предметами совместного ведения Российской Федерации и Республики Коми, по которым издаются федеральные законы, в соответствии с которыми Республика Коми осуществляет собственное правовое регулирование.
4. Федеральный закон от 22 июля 1993 года с изменениями и дополнениями от 24 декабря 1993 года "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации, осуществляет регулирование и защиту прав и свобод человека и гражданина по рассматриваемому вопросу.
Таким образом, Республика Коми, как субъект Российской Федерации, осуществляя защиту прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья, вправе в пределах компетенции, предусмотренной федеральным законом Российской Федерации об охране здоровья граждан, осуществлять собственное правовое регулирование.
5. Что касается вопроса регулирования прав национальных меньшинств, отнесенного Конституцией Российской Федерации (п. "в" ст. 71) и Конституцией Республики Коми (п. "в" ст. 63) к исключительному ведению Российской Федерации, то отдельным законом на федеральном уровне он не урегулирован. Защита же прав национальных меньшинств отнесены и к ведению Российской Федерации (п. "в" ст. 63 Конституции Республики Коми) и к совместному ведению Российской Федерации и Республики Коми (п. "б" ст. 64 Конституции Республики Коми).
Отдельные правовые нормы, касающиеся защиты прав национальных меньшинств, содержатся в ряде законов: в законе РСФСР от 25 октября 1991 года "О языках народов РСФСР" и принятой этим законом "Декларации о языках народов России", законе Российской Федерации от 10 июля 1992 года "Об образовании" (в редакции от 12 июля 1995 г.), в основах законодательства Российской Федерации от 9 октября 1992 года "О культуре", в основах законодательства Российской Федерации от 22 июля 1993 года "Об охране здоровья граждан".
Правового понятия национальных меньшинств и малочисленных этнических общностей российским законодательством не выработано. В международном праве защита прав национальных меньшинств осуществляется на основании документов, принятых Генеральной Ассамблеей ООН, в том числе Рамочной конвенцией о защите национальных меньшинств, принятой государствами - членами Совета Европы, но не ратифицированных Российской Федерацией.
6. Решения о создании и ликвидации учреждений, исполняющих наказания, принимаются Правительством Российской Федерации по согласованию с органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации (часть вторая статьи 6 Закона "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" от 21 июля 1993 года с изменениями и дополнениями от 22 мая 1996 года), что соответствует порядку урегулирования вопросов, отнесенных к совместному ведению Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации. По рассматриваемому вопросу решение принято Министерством внутренних дел Российской Федерации без согласования с органом исполнительной власти Республики Коми. Кроме того, учитывая особенность учреждения - содержание осужденных, больных туберкулезом и ВИЧ-инфицированных, в условиях Севера, нарушаются принципы гуманизма и уважения прав человека как в отношении проживающих на этой территории, так и самих осужденных.
7. Координация вопросов здравоохранения, предусмотренная как предмет совместного ведения Российской Федерации и Республики Коми пунктом "ж" части первой статьи 64 Конституции Республики Коми, предполагает совместную деятельность Российской Федерации и Республики Коми в вопросах здравоохранения в разработке нормативных актов (например, федеральная целевая программа по предупреждению в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) на 1996-1997 гг. и на период до 2000 г. "Анти-ВИЧ/СПИД"), а также и в совместном их исполнении. На сотрудничество в сфере здравоохранения указывает и статья 11 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Коми о разграничении полномочий в области социально-экономического развития, подписанного 20 марта 1996 года.
Таким образом, создавшуюся неопределенность в понимании пунктов "б", "ж" и "м" части первой статьи 64 Конституции Республики Коми относительно защиты прав и свобод граждан, прав национальных меньшинств в области охраны здоровья, защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей можно преодолеть только законодательным путем: принятием законодательными органами Российской Федерации и Республики Коми законов, регулирующих вопросы в области охраны здоровья; относительно регулирования защиты прав национальных меньшинств - принятием федерального закона.
На основании изложенного и руководствуясь частью первой статьи 66, статьей 67, частями первой, второй, третьей и четвертой статьи 68, статьями 69, 100 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", Конституционный Суд Республики Коми постановил:
1. Под защитой прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья, в том числе защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей, в смысле пунктов "б", "ж" и "м" части первой статьи 64 Конституции Республики Коми следует понимать осуществление регулирования указанных прав и свобод на основании нормативных актов Республики Коми и законов Российской Федерации как предмета совместного ведения.
2. Согласно статьи 101 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" толкование является официальным и обязательным для всех представительных и судебных органов государственной власти, органов самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
3. Согласно частям первой и второй статьи 73 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно.
4. Согласно статьи 72 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее постановление подлежит незамедлительному опубликованию в "Ведомостях нормативных актов органов государственной власти Республики Коми".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Республики Коми от 24 октября 1997 г. "По делу о толковании пунктов "Б", "Ж" и "М" части первой статьи 64 Конституции Республики Коми"
Текст постановления опубликован в сборнике "Решения конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации 1992-2008", том 7