Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
МО ГО "Сыктывкар"
от 10 июля 2015 г. N 7/2299
Порядок
осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита главными распорядителями (распорядителями) средств бюджета МО ГО "Сыктывкар", главными администраторами (администраторами) доходов бюджета МО ГО "Сыктывкар", главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета МО ГО "Сыктывкар"
6 июля 2016 г.
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок определяет порядок осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств бюджета МО ГО "Сыктывкар", главными администраторами (администраторами) доходов бюджета МО ГО "Сыктывкар", главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета МО ГО "Сыктывкар" (далее - главный администратор (администратор) средств бюджета МО ГО "Сыктывкар") внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
2. Целью настоящего Порядка является установление единых требований к осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
3. Настоящий Порядок устанавливает:
- требования к организации, проведению, оформлению и рассмотрению результатов внутреннего финансового контроля;
- требования к организации, планированию, проведению, оформлению и рассмотрению результатов внутреннего финансового аудита;
- требования к составлению и представлению отчетности о результатах внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
4. В целях настоящего Порядка:
- к бюджетным процедурам относятся процедуры составления и исполнения бюджета МО ГО "Сыктывкар", ведения бюджетного учета, составления бюджетной отчетности;
- под бюджетными рисками понимается вероятность возникновения событий, негативно влияющих на выполнение бюджетных процедур.
5. Главный распорядитель средств бюджета МО ГО "Сыктывкар", главный администратор доходов бюджета МО ГО "Сыктывкар" и главный администратор источников финансирования дефицита бюджета МО ГО "Сыктывкар" обязаны предоставлять в Департамент финансов администрации МО ГО "Сыктывкар" запрашиваемые им информацию и документы в целях проведения анализа осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
II. Организация внутреннего финансового контроля
6. Внутренний финансовый контроль осуществляется руководителями (заместителями руководителей), иными должностными лицами главного администратора (администратора) средств бюджета МО ГО "Сыктывкар", организующими и выполняющими бюджетные процедуры.
7. Внутренний финансовый контроль направлен:
а) на соблюдение установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета МО ГО "Сыктывкар", составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета главным администратором (администратором) средств бюджета МО ГО "Сыктывкар" и подведомственными ему получателями средств бюджета МО ГО "Сыктывкар";
б) на подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
8. Внутренний финансовый контроль осуществляется в структурных подразделениях главного администратора (администратора) средств бюджета МО ГО "Сыктывкар" и получателя средств бюджета МО ГО "Сыктывкар", исполняющих бюджетные полномочия.
9. Должностные лица подразделений главного администратора (администратора) средств бюджета МО ГО "Сыктывкар" осуществляют внутренний финансовый контроль в соответствии с их должностными инструкциями в отношении следующих бюджетных процедур:
а) составление и представление документов, необходимых для составления и рассмотрения проекта бюджета МО ГО "Сыктывкар", в том числе реестров расходных обязательств и обоснований бюджетных ассигнований;
б) составление и представление документов главному администратору (администратору) средств бюджета МО ГО "Сыктывкар", необходимых для составления и рассмотрения проекта бюджета МО ГО "Сыктывкар";
в) составление и представление документов, необходимых для составления и ведения кассового плана по доходам бюджета МО ГО "Сыктывкар", расходам бюджета МО ГО "Сыктывкар" и источникам финансирования дефицита бюджета МО ГО "Сыктывкар";
г) составление, утверждение и ведение бюджетной росписи главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета МО ГО "Сыктывкар";
д) составление и представление документов, необходимых для формирования и ведения сводной бюджетной росписи бюджета МО ГО "Сыктывкар", а также для доведения (распределения) бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей средств бюджета МО ГО "Сыктывкар";
е) составление, утверждение и ведение бюджетных смет и (или) свода бюджетных смет;
ж) формирование и утверждение муниципальных заданий в отношении подведомственных муниципальных учреждений МО ГО "Сыктывкар";
з) исполнение бюджетной сметы;
и) принятие в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетных обязательств;
к) осуществление начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей (поступления источников финансирования дефицита бюджета) в бюджет МО ГО "Сыктывкар", пеней и штрафов по ним (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством Российской Федерации о таможенном деле, законодательством Российской Федерации о страховых взносах);
л) принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет МО ГО "Сыктывкар", а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством Российской Федерации о таможенном деле, законодательством Российской Федерации о страховых взносах);
м) принятие решений о зачете (об уточнении) платежей в бюджет МО ГО "Сыктывкар" (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством Российской Федерации о таможенном деле, законодательством Российской Федерации о страховых взносах);
н) ведение бюджетного учета, в том числе принятие к учету первичных учетных документов (сводных учетных документов), отражение информации, указанной в первичных учетных документах и регистрах бюджетного учета, проведение оценки имущества и обязательств, а также инвентаризаций;
о) составление и представление бюджетной отчетности и сводной бюджетной отчетности;
п) исполнение судебных актов по искам к МО ГО "Сыктывкар", а также судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета МО ГО "Сыктывкар" по денежным обязательствам казенных учреждений МО ГО "Сыктывкар";
р) распределение лимитов бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета МО ГО "Сыктывкар";
с) осуществление предусмотренных правовыми актами о предоставлении межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий действий, направленных на обеспечение соблюдения их получателями условий, целей и порядка их предоставления;
т) осуществление предусмотренных правовыми актами о предоставлении (осуществлении) бюджетных инвестиций действий, направленных на обеспечение соблюдения их получателями условий, целей и порядка их предоставления;
у) осуществление предусмотренных правовыми актами о выделении в распоряжение главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета МО ГО "Сыктывкар" ассигнований, предназначенных для погашения источников финансирования дефицита бюджета МО ГО "Сыктывкар", действий, направленных на обеспечение адресности и целевого характера использования указанных ассигнований.
10. При осуществлении внутреннего финансового контроля производятся контрольные действия, в частности:
а) проверка оформления документов на соответствие требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, Республики Коми, администрации МО ГО "Сыктывкар", регулирующих бюджетные правоотношения, и внутренних стандартов и процедур;
б) авторизация операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения бюджетных процедур), подтверждающая правомочность их совершения;
в) сверка данных;
г) сбор и анализ информации о результатах выполнения бюджетных процедур;
д) контрольные действия по изучению фактического наличия и состояния объектов имущества (денежных средств, материальных ценностей), в том числе осмотр, замеры, экспертизы, инвентаризации, пересчет.
11. Контрольные действия подразделяются на виды: визуальные, автоматические и смешанные. Визуальные контрольные действия осуществляются без использования прикладных программных средств автоматизации. Автоматические контрольные действия осуществляются с использованием прикладных программных средств автоматизации без участия должностных лиц. Смешанные контрольные действия выполняются с использованием прикладных программных средств автоматизации с участием должностных лиц.
12. Контрольные действия проводятся сплошным или выборочным способом. При сплошном способе контрольные действия осуществляются в отношении каждой проведенной операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения бюджетной процедуры) (далее - операция). При выборочном способе контрольные действия осуществляются в отношении отдельной проведенной операции.
13. Контрольные действия применяются в ходе самоконтроля и (или) контроля по уровню подчиненности (подведомственности) (далее - методы контроля).
14. Подготовка к проведению внутреннего финансового контроля заключается в формировании (актуализации) карты внутреннего финансового контроля руководителем каждого подразделения главного администратора (администратора) средств бюджета МО ГО "Сыктывкар", ответственного за результаты выполнения бюджетных процедур.
Под результатом выполнения бюджетной процедуры понимается сформированный документ, необходимый для реализации бюджетного полномочия главного администратора (администратора) средств бюджета МО ГО "Сыктывкар", составленный в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации, Республики Коми, администрации МО ГО "Сыктывкар", регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов главного администратора (администратора) средств бюджета МО ГО "Сыктывкар".
15. Карта внутреннего финансового контроля формируется до начала очередного финансового года по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку и утверждается руководителем (заместителем руководителя) главного администратора (администратора) средств бюджета МО ГО "Сыктывкар".
16. Актуализация карт внутреннего финансового контроля проводится по следующим основаниям:
а) принятие решения руководителем (заместителем руководителя) главного администратора (администратора) средств бюджета МО ГО "Сыктывкар" о внесении изменений в карты внутреннего финансового контроля;
б) внесение в нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, уточнений (дополнений), требующих изменения осуществления бюджетных процедур.
Актуализация карт внутреннего финансового контроля осуществляется в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня наступления события, являющегося основанием для внесения соответствующих изменений.
Актуализированные карты внутреннего финансового контроля подлежат повторному утверждению.
17. Формированию карты внутреннего финансового контроля предшествует составление перечня операций (далее - Перечень).
При составлении Перечня оцениваются бюджетные риски, связанные с проведением указанной в Перечне операции, в целях ее включения в карту внутреннего финансового контроля или исключения из карты внутреннего финансового контроля, определения применяемых к ней контрольных действий.
18. Порядок составления Перечня, порядок оценки бюджетных рисков устанавливаются главным распорядителем средств бюджета МО ГО "Сыктывкар", главным администратором доходов бюджета МО ГО "Сыктывкар" и главным администратором источников финансирования дефицита бюджета МО ГО "Сыктывкар" с учетом Методических рекомендаций Министерства финансов Российской Федерации по осуществлению внутреннего финансового контроля.
19. Ответственность за организацию внутреннего финансового контроля несет руководитель или заместитель руководителя главного администратора (администратора) средств бюджета МО ГО "Сыктывкар" в соответствии с распределением обязанностей.
Проведение внутреннего финансового контроля
20. Внутренний финансовый контроль в подразделениях главного администратора (администратора) средств бюджета МО ГО "Сыктывкар" осуществляется с соблюдением периодичности контрольных действий, методов контроля, способов контроля, указанных в картах внутреннего финансового контроля.
21. Самоконтроль осуществляется сплошным способом должностным лицом каждого подразделения главного администратора (администратора) средств бюджета МО ГО "Сыктывкар" путем проведения проверки каждой выполняемой им операции на соответствие нормативным правовым актам Российской Федерации, Республики Коми, регулирующим бюджетные правоотношения, внутренним стандартам и процедурам и должностным регламентам, а также путем оценки причин и обстоятельств (факторов), негативно влияющих на совершение операции. Самоконтроль осуществляется в соответствии с картой внутреннего финансового контроля.
22. Контроль по уровню подчиненности осуществляется руководителем (заместителем руководителя) главного администратора (администратора) средств бюджета МО ГО "Сыктывкар" и (или) руководителем ответственного за результаты выполнения бюджетных процедур подразделения главного администратора (администратора) средств бюджета МО ГО "Сыктывкар" (иным уполномоченным лицом) путем авторизации операций, осуществляемых подчиненными должностными лицами, сплошным способом либо путем проведения проверки в отношении отдельных операций выборочным способом. Контроль по уровню подчиненности осуществляется в соответствии с картой внутреннего финансового контроля.
23. Контроль по уровню подведомственности осуществляется сплошным или выборочным способом в отношении процедур и операций, совершенных подведомственными распорядителями и получателями средств бюджета МО ГО "Сыктывкар", администраторами доходов бюджета МО ГО "Сыктывкар" и администраторами источников финансирования дефицита бюджета МО ГО "Сыктывкар".
24. Руководитель (заместитель руководителя), должностные лица уполномоченных подразделений главного администратора (администратора) средств бюджета МО ГО "Сыктывкар" осуществляют контроль по уровню подведомственности путем проведения в соответствии с картой внутреннего финансового контроля проверок, направленных на установление соответствия представленных документов требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, Республики Коми, МО ГО "Сыктывкар", регулирующих бюджетные правоотношения, и внутренним стандартам и процедурам. Результаты таких проверок оформляются заключением с указанием необходимости внесения исправлений и (или) устранения недостатков (нарушений) при их наличии в установленный в заключении срок либо разрешительной надписью на представленном документе.
25. Главный распорядитель средств бюджета МО ГО "Сыктывкар", главный администратор доходов бюджета МО ГО "Сыктывкар" и главный администратор источников финансирования дефицита бюджета МО ГО "Сыктывкар" вправе принять решение о создании подразделений ведомственного финансового контроля (назначении уполномоченных должностных лиц) или привлечении существующих контрольных подразделений для проведения ведомственного финансового контроля.
26. Ведомственный финансовый контроль является видом контроля по подведомственности и осуществляется путем проведения проверок (ревизий) и (или) путем сбора и анализа информации о своевременности составления и представления документов, необходимых для выполнения бюджетных процедур, точности и обоснованности информации, отраженной в указанных документах, а также законности совершения отдельных операций.
Ведомственный финансовый контроль осуществляется в соответствии с утвержденным регламентом, разработанным на основании Методических рекомендаций Министерства финансов Российской Федерации по осуществлению внутреннего финансового контроля.
План ведомственного финансового контроля на очередной финансовый год подлежит направлению в Департамент финансов администрации МО ГО "Сыктывкар" до 1 ноября текущего года.
Оформление и рассмотрение результатов внутреннего финансового контроля
27. Данные о выявленных в ходе внутреннего финансового контроля недостатках и (или) нарушениях при исполнении бюджетных процедур, сведения о причинах рисков возникновения нарушений и (или) недостатков и о предлагаемых мерах по их устранению (далее - результаты внутреннего финансового контроля) отражаются в журнале внутреннего финансового контроля и в отчетности о результатах внутреннего финансового контроля.
28. Журнал внутреннего финансового контроля составляется в каждом подразделении главного администратора (администратора) средств бюджета МО ГО "Сыктывкар", ответственном за результаты выполнения бюджетных процедур, по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку.
Журналы внутреннего финансового контроля подлежат учету и хранению в установленном главным администратором (администратором) средств бюджета МО ГО "Сыктывкар" порядке, но не менее 5 лет.
29. Ведение журнала внутреннего финансового контроля предполагает наличие непрерывного занесения уполномоченными лицами записей в журнал внутреннего финансового контроля на основании информации от должностных лиц, осуществляющих контрольные действия. Ведение журнала внутреннего финансового контроля осуществляется с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации в отношении сведений, составляющих государственную тайну.
Записи в журнал внутреннего финансового контроля осуществляются по мере совершения контрольных действий в хронологическом порядке.
30. Информация о результатах внутреннего финансового контроля направляется подразделением, ответственным за результаты выполнения бюджетных процедур, или уполномоченным подразделением руководителю (заместителю руководителя) главного администратора (администратора) средств бюджета МО ГО "Сыктывкар" с установленной руководителем главного администратора (администратора) средств бюджета МО ГО "Сыктывкар" периодичностью.
31. По итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля руководителем (заместителем руководителя) главного администратора (администратора) средств бюджета МО ГО "Сыктывкар" принимаются решения с указанием сроков их выполнения, направленные:
а) на обеспечение применения эффективных автоматических контрольных действий в отношении отдельных операций и (или) устранение недостатков используемых прикладных программных средств автоматизации контрольных действий, а также на исключение неэффективных автоматических контрольных действий;
б) на изменение карт внутреннего финансового контроля в целях увеличения способности процедур внутреннего финансового контроля снижать бюджетные риски;
в) на актуализацию системы формуляров, реестров и классификаторов как совокупности структурированных документов, позволяющих отразить унифицированные операции в процессе осуществления бюджетных полномочий главного администратора (администратора) средств республиканского бюджета Республики Коми и получателя средств республиканского бюджета Республики Коми;
г) на уточнение прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий, а также регламента взаимодействия пользователей с информационными ресурсами;
д) на изменение внутренних стандартов и процедур;
е) на уточнение прав по формированию финансовых и первичных учетных документов, а также прав доступа к записям в регистры бюджетного учета;
ж) на устранение конфликта интересов у должностных лиц, осуществляющих бюджетные процедуры;
з) на проведение служебных проверок и применение по их результатам материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам;
и) на ведение эффективной кадровой политики в отношении структурных подразделений главного администратора (администратора) средств бюджета МО ГО "Сыктывкар" и получателей средств республиканского бюджета Республики Коми.
32. При принятии решений по итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля учитывается информация, указанная в актах, заключениях, представлениях и предписаниях органов государственного финансового контроля и отчетах внутреннего финансового аудита, представленных руководителю (заместителю руководителя) главного администратора (администратора) средств бюджета МО ГО "Сыктывкар".
Составление и представление отчетности о результатах внутреннего финансового контроля
33. В целях обеспечения эффективности внутреннего финансового контроля главный распорядитель средств бюджета МО ГО "Сыктывкар", главный администратор доходов бюджета МО ГО "Сыктывкар" и главный администратор источников финансирования дефицита бюджета МО ГО "Сыктывкар" составляет квартальный отчет о результатах внутреннего финансового контроля по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку.
34. Отчет о результатах внутреннего финансового контроля составляется на основе данных журналов внутреннего финансового контроля и отчетов подразделений ведомственного финансового контроля.
В отчет о результатах внутреннего финансового контроля включается пояснительная записка, содержащая в том числе:
сведения о количестве должностных лиц, осуществляющих внутренний финансовый контроль, мерах по повышению их квалификации;
сведения об исполнении плана ведомственного финансового контроля;
общая информация о выявленных недостатках (нарушениях), описание наиболее значимых нарушений;
описание принятых и (или) предлагаемых мер по устранению выявленных в ходе внутреннего финансового контроля нарушений и недостатков, причин их возникновения;
сведения о ходе реализации мер по устранению нарушений и недостатков, причин их возникновения, а также ходе реализации материалов, направленных в Департамент финансов администрации бюджета МО ГО "Сыктывкар", правоохранительные органы.
35. Отчет о результатах внутреннего финансового контроля представляется в Департамент финансов администрации бюджета МО ГО "Сыктывкар" ежеквартально, не позднее 10 числа месяца квартала, следующего за отчетным.
III. Осуществление внутреннего финансового аудита
Организация внутреннего финансового аудита
36. Внутренний финансовый аудит осуществляется обособленными структурными подразделениями и (или) уполномоченными должностными лицами главного администратора (администратора) средств бюджета МО ГО "Сыктывкар" (далее - подразделение внутреннего финансового аудита), наделенными полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, на основе функциональной независимости.
Ответственность за организацию внутреннего финансового аудита несет руководитель главного администратора (администратора) средств бюджета МО ГО "Сыктывкар".
Деятельность субъекта внутреннего финансового аудита основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и профессиональной компетентности, а также системности, ответственности и стандартизации.
37. Целями внутреннего финансового аудита являются:
- оценка надежности внутреннего финансового контроля и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности;
- подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
- подготовка предложений о повышении экономности и результативности использования бюджетных средств.
38. Объектами внутреннего финансового аудита являются структурные подразделения главного администратора (администратора) средств бюджета МО ГО "Сыктывкар" и получателя средств бюджета МО ГО "Сыктывкар" (далее - объекты аудита).
39. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок. Плановые проверки осуществляются в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита, утверждаемым руководителем главного администратора (администратора) средств бюджета МО ГО "Сыктывкар".
40. Подразделение внутреннего финансового аудита вправе осуществлять подготовку заключений по вопросам обоснованности и полноты документов главного администратора (администратора) средств бюджета МО ГО "Сыктывкар", направляемых в целях составления и рассмотрения проекта бюджета МО ГО "Сыктывкар", в порядке, установленном главным распорядителем средств бюджета МО ГО "Сыктывкар", главным администратором доходов бюджета МО ГО "Сыктывкар" и главным администратором источников финансирования дефицита бюджета МО ГО "Сыктывкар".
41. Аудиторские проверки подразделяются на камеральные, выездные и комбинированные.
Камеральные проверки проводятся по месту нахождения подразделения внутреннего финансового аудита на основании представленных по его запросу информации и материалов, выездные проверки проводятся по месту нахождения объектов аудита, комбинированные проверки проводятся как по месту нахождения подразделения внутреннего финансового аудита, так и по месту нахождения объектов аудита.
42. Должностные лица субъекта внутреннего финансового аудита при проведении аудиторских проверок имеют право:
- запрашивать и получать на основании мотивированного запроса документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских проверок, в том числе информацию о результатах проведения внутреннего финансового контроля;
- посещать помещения и территории, которые занимают объекты аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка;
- привлекать независимых экспертов, в том числе из числа должностных лиц иных подразделений главного администратора (администратора) средств бюджета МО ГО "Сыктывкар", для проведения экспертиз, необходимых при осуществлении аудиторских проверок.
Сроки направления и исполнения запросов определяются в порядке, установленном главным распорядителем средств бюджета МО ГО "Сыктывкар", главным администратором доходов бюджета МО ГО "Сыктывкар" и главным администратором источников финансирования дефицита бюджета МО ГО "Сыктывкар".
43. Должностные лица субъекта внутреннего финансового аудита обязаны:
- соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;
- проводить аудиторские проверки в соответствии с программой аудиторской проверки;
- знакомить руководителя или уполномоченное должностное лицо объекта аудита с программой аудиторской проверки, а также с результатами контрольных мероприятий (актами и заключениями).
44. Ответственность за организацию внутреннего финансового аудита несет руководитель главного администратора (администратора) средств местного бюджета.
Планирование внутреннего финансового аудита
45. Составление и утверждение годового плана внутреннего финансового аудита (далее - План) осуществляется в целях формирования аудиторского мнения о состоянии внутреннего финансового контроля, полноте и достоверности сводной бюджетной отчетности главного администратора (администратора) средств бюджета МО ГО "Сыктывкар", а также представления предложений по повышению эффективности использования бюджетных средств.
46. План представляет собой перечень аудиторских проверок, которые планируется провести в очередном финансовом году.
По каждой аудиторской проверке в Плане указываются тема аудиторской проверки, период проверки, объекты аудита, срок проведения аудиторской проверки, ответственные исполнители.
47. При планировании аудиторских проверок учитываются:
- значимость операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), групп однотипных операций объектов аудита, которые могут оказать значительное влияние на годовую и (или) квартальную бюджетную отчетность главного администратора (администраторов) средств местного бюджета в случае их неправомерного исполнения;
- факторы, влияющие на объем выборки проверяемых операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) для тестирования эффективности (надежности) внутреннего финансового контроля, к которым в том числе относятся частота выполнения визуальных контрольных действий, существенность процедур внутреннего финансового контроля и уровень автоматизации процедур внутреннего финансового контроля;
- наличие значимых бюджетных рисков после проведения процедур внутреннего финансового контроля;
- степень обеспеченности субъекта внутреннего финансового аудита трудовыми ресурсами;
- реальность сроков проведения аудиторских проверок;
- наличие резерва времени для выполнения внеплановых аудиторских проверок.
48. В целях составления плана субъект внутреннего финансового аудита обязан провести предварительный анализ данных об объектах аудита, в том числе сведений о результатах:
- осуществления внутреннего финансового контроля за период, подлежащий аудиторской проверке;
- проведения в текущем (отчетном) финансовом году контрольных мероприятий Контрольно-счетной палатой МО ГО "Сыктывкар" и органов внутреннего финансового контроля МО ГО "Сыктывкар" в отношении финансово-хозяйственной деятельности объектов аудита.
49. План составляется и утверждается до начала очередного финансового года.
Постановлением Администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" Республики Коми от 6 июля 2016 г. N 7/1941 в пункт 50 внесены изменения
50. Составление, утверждение и внесение изменений в План осуществляются в порядке, установленном главным администратором (администратором) средств бюджета МО ГО "Сыктывкар".
План внутреннего финансового аудита на очередной финансовый год подлежит направлению в Департамент финансов администрации МО ГО "Сыктывкар" в срок до 01 ноября текущего года.
Проведение аудиторских проверок
51. Аудиторская проверка назначается решением руководителя главного администратора (администратора) средств бюджета МО ГО "Сыктывкар".
52. Аудиторская проверка проводится на основании программы аудиторской проверки, утвержденной руководителем субъекта внутреннего финансового аудита.
53. Программа аудиторской проверки должна содержать:
- тему аудиторской проверки;
- наименование объектов аудита;
- перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки, а также сроки ее проведения.
При составлении программы формируется группа работников, проводящих аудиторскую проверку, (далее - аудиторская группа) и распределяются обязанности между членами аудиторской группы.
54. В ходе аудиторской проверки проводится исследование:
- осуществления внутреннего финансового контроля;
- законности выполнения внутренних бюджетных процедур и эффективности использования средств местного бюджета;
- ведения учетной политики, принятой объектом аудита, в том числе на предмет ее соответствия новым изменениям в области бюджетного учета;
- применения автоматизированных информационных систем объектом аудита при осуществлении внутренних бюджетных процедур;
- вопросов бюджетного учета, в том числе вопросов, по которым принимается решение исходя из профессионального мнения лица, ответственного за ведение бюджетного учета;
- наделения правами доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий;
- формирования финансовых и первичных учетных документов, бюджетной отчетности, а также наделение правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета.
55. Аудиторская проверка проводится путем выполнения:
- инспектирования, представляющего собой изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций внутренней бюджетной процедуры и (или) материальных активов;
- наблюдения, представляющего собой систематическое изучение действий должностных лиц и работников объекта аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций внутренней бюджетной процедуры;
- запроса, представляющего собой обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта аудита в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;
- подтверждения, представляющего собой ответ на запрос информации, содержащейся в регистрах бюджетного учета;
- пересчета, представляющего собой проверку точности арифметических расчетов, произведенных объектом аудита, либо самостоятельного расчета работником субъекта внутреннего финансового аудита;
- аналитических процедур, представляющих собой анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних бюджетных процедур, а также изучение связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в бюджетном учете операций и их причин и недостатков осуществления иных внутренних бюджетных процедур.
56. При проведении аудиторской проверки должны быть получены достаточные надлежащие надежные доказательства. К доказательствам относятся достаточные фактические данные и достоверная информация, основанные на рабочей документации и подтверждающие наличие выявленных нарушений и недостатков в осуществлении бюджетных процедур объектами аудита, а также являющиеся основанием для выводов и предложений по результатам аудиторской проверки.
К доказательствам относятся первичные учетные документы, регистры бюджетного учета, бюджетная, статистическая и иная отчетность, результаты процедур проверки, проведенных в ходе аудиторской проверки, заключения экспертов, письменные заявления должностных лиц объектов аудита, а также документы и сведения, полученные из других достоверных источников.
57. Проведение аудиторской проверки подлежит документированию.
Рабочая документация (рабочие документы), то есть документы и иные материалы, подготавливаемые или получаемые в связи с проведением аудиторской проверки, составляется при проведении аудиторской проверки.
58. Рабочая документация по аудиторской проверке должна содержать:
- документы, отражающие подготовку аудиторской проверки, включая ее программу;
- сведения о характере, сроках, объеме аудиторской проверки и результатах ее выполнения;
- сведения о выполнении планов внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;
- перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета, бюджетной отчетности;
- письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и иных работников объектов аудита;
- копии обращений, направленных органам муниципального финансового контроля, экспертам и (или) третьим лицам и полученные от них сведения;
- копии финансово-хозяйственных документов объекта аудита, подтверждающие выявленные нарушения;
- акт аудиторской проверки.
59. Предельные сроки проведения аудиторских проверок, основания для их приостановления и продления предусматриваются в порядке, установленном главным администратором (администратором) средств бюджета МО ГО "Сыктывкар".
Оформление и рассмотрение результатов внутреннего финансового аудита
60. Результаты аудиторской проверки оформляются актом, который подписывается руководителем аудиторской группы и вручается им представителю проверяемого объекта аудита, уполномоченному на получение акта. Объект аудита вправе представить письменные возражения по акту аудиторской проверки.
61. Форма акта, порядок направления и сроки его рассмотрения объектом аудита предусматриваются в порядке, установленном главным администратором (администратором) средств бюджета МО ГО "Сыктывкар".
62. На основании акта составляется отчет о результатах аудиторской проверки, содержащий информацию об итогах аудиторской проверки, в том числе:
- информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), условиях и причинах таких нарушений, а также значимых бюджетных рисках;
- информацию о наличии или отсутствии возражений со стороны объектов аудита;
- выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля и достоверности представления объектами аудита бюджетной отчетности;
- выводы о соответствии ведения бюджетного учета объектами аудита методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
- выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в планы внутреннего финансового контроля, а также предложения по повышению экономности и результативности использования средств местного бюджета.
63. Отчет о результатах аудиторской проверки с приложением акта направляется руководителю главного распорядителя (распорядителя), главного администратора (администратора) средств местного бюджета, по результатам рассмотрения которого принимается решение:
- о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
- о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
- о применении мер материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, проведении служебных проверок;
- о направлении материалов в орган внутреннего муниципального финансового контроля администрации МО ГО "Сыктывкар", правоохранительные органы в случае наличия признаков нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, в отношении которых отсутствует возможность их устранения.
Составление и представление отчетности о результатах внутреннего финансового аудита
Постановлением Администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" Республики Коми от 6 июля 2016 г. N 7/1941 в пункт 64 внесены изменения
64. Подразделения внутреннего финансового аудита обеспечивают составление отчетности о результатах осуществления ими внутреннего финансового аудита (далее - отчетность).
65. Отчетность должна содержать информацию, подтверждающую выводы о надежности (об эффективности) внутреннего финансового контроля, достоверности сводной бюджетной отчетности главного администратора (администратора) средств бюджета МО ГО "Сыктывкар", представляется по форме согласно приложению N 4 к настоящему Порядку. Проведение внутреннего финансового контроля считается надежным (эффективным), если используемые методы контроля и контрольные действия приводят к отсутствию либо существенному снижению числа нарушений нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, внутренних стандартов, а также к повышению эффективности использования средств местного бюджета.
Постановлением Администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" Республики Коми от 6 июля 2016 г. N 7/1941 пункт 66 изложен в новой редакции
66. Отчет о проведении аудиторских проверок представляется в Департамент финансов администрации МО ГО "Сыктывкар" ежеквартально, не позднее 10 числа месяца квартала, следующего за отчетным.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.