Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Совета муниципального
образования муниципального
района "Сыктывдинский"
от 18 июня 2009 г. N 27/6-2
Целевая районная программа
"Развитие образования в Сыктывдинском районе на 2009-2011 годы"
1. Анализ реализации районной Программы развития образования за 2006-2008 годы
Основными задачами предыдущей Программы были совершенствование и дальнейшее обновление содержания образования, развитие системы управления качеством и повышение эффективности управления на всех уровнях, обеспечение условий для доступного качественного образования.
Главное внимание было уделено освоению и внедрению направлений развития, позволяющих поднять образование на более высокую ступень:
- освоение образовательных программ предпрофильной подготовки и профильного обучения,
- управление качеством, становление системы оценки качества на основе РСОКО,
- создание развивающей среды и внедрение деятельностного принципа в образовательный процесс,
- обновление содержания и технологий образования.
В целях реализации программы были рабочими группами разработаны конкретные проекты различным направлениям, практически охватывающие всю систему образования - дошкольное, общеобразовательные школы, воспитательную работу, систему дополнительного образования, педагогов, руководителей образовательных учреждений.
Удалось за эти 3 года в основном сохранить сеть образовательных учреждений. Преобразования коснулись статуса 2 школ. Преобразована в начальную школу - Кемьярская основная и в школу-сад - Озёльская начальная школа.
Самое пристальное внимание уделялось в Программе обновлению содержания образования. В детских садах продолжали внедрять альтернативные развивающие программы разных авторов, для ДОУ новым явилось также освоение форм предшкольной подготовки. В ДОУ проводилось анкетирование для родителей по предпочтениям в выборе форм подготовки к школе. По итогам организованы группы с кратковременным пребыванием детей в 4 ДОУ, Школы будущего первоклассника в Часовской СОШ, Выльгортских школах, Зеленецкой СОШ, Пажгинском ЦЭВД. В 2008 году на базе Зеленецкого ДОУ N 2 и Выльгортского ДОУ N 8 были организованы оздоровительные лагеря для будущих первоклассников с охватом 60 детей.
В школах обновление коснулось прежде всего перехода на новый Базисный учебный план с изучением иностранного языка с начального звена, введением ряда других предметов на основной ступени обучения, предпрофильной подготовки и профильного обучения. На БУП-2004 года полностью перешли 3 Выльгортские школы, частично - Зеленецкая и Яснэгская школы. В большинстве школ апробировалось содержание предпрофильной подготовки в 9 классах. В 4 школах для старшеклассников проводятся курсы по выбору. Второй год в рамках муниципального эксперимента осуществляется внедрение образовательных программ профильного обучения в 4 средних школах - Яснэгской, Выльгортских N 1, 2, Зеленецкой. Отделом образования подготовлен проект по переходу на профильное обучение на базе этих школ как ресурсных центров профильного обучения старшеклассников округа. Это позволит при централизованном ресурсообеспечении более качественно решать проблему обучения учащихся отдаленных школ.
Проект "Сохранение и развитие коми языка, как одного из государственных языков РК" включал в себя проведение конференции, конкурсов, краеведческую работу, фестиваль коми национальных игр. Все школы, изучавшие коми язык, продолжают его изучать. В преподавании коми языка и литературы стали частично использоваться мультимедийные материалы.
Обновление содержания образования потребовало за собой обновления учебников. С 2008 года в рамках субвенции выделяются специальные средства на каждого ученика.
Обновление содержания образования повело за собой и повышение квалификации кадров - курсы, районные и республиканские семинары, конференции, участие в конкурсах дидактического портфолио, учитель года, консультант плюс - это далеко не полный перечень мероприятий с педагогами. Как результат - количество аттестованных учителей на высшую, первую и вторую категории растет из года в год. Особо хочется остановиться на курсах повышения квалификации. Ежегодно пятая часть педагогов должна пройти курсы повышения квалификации, что влечет финансовые затраты. Деньги в бюджете не закладываются, поэтому педагоги либо ездят на краткосрочные курсы, а не квалификационные, либо не едут. Вследствие этого ОУ может не пройти аккредитацию.
Активно в школы внедрялись образовательные технологии - проектные, проблемные, здоровьесберегающие. Поступление компьютеров позволило более широко внедрять информационные технологии. В рамках проекта по информатизации образования поступило за три года 186 компьютеров, в том числе три новых компьютерных класса в ресурсные центры. С 2004 года уменьшилось количество учащихся на один компьютер с 24 чел./комп. до 14 чел./комп. К Интернету подключены 11 средних школ.
8 школ (50%) имеют медиапроекторы, а ресурсные центры - по три и более проекторов. 4 школы района оснащены электронными досками.
Увеличилось число педагогов, владеющих ИКТ с 30% до 70%.
В воспитательной работе акцент был сделан на профилактику правонарушений, негативных проявлений, формирование потребности к здоровому образу жизни, гражданско-правовое воспитание. Активно работал и продолжает работать Клуб ученых, выходцев из Сыктывдина, что способствует не только приобщению учащихся к миру науки и, но и формированию исследовательских навыков. Под руководством отдела образования в рамках деятельности медико-педагогической школы к учащимся района второй год выезжают социальные десанты, в составе которых бригады медиков, ОВД, КПДН, УПДН.
Большая работа в школах проведена по организации детского движения, становлению органов школьного самоуправления. В 9 школах созданы органы самоуправления, в 8 - детские организации. Это позволило увеличить количество детей, участвующих активно в жизни школы.
Вознаграждение классным руководителям в рамках национального проекта "Образование" способствовало активизации воспитательной работы на уровне классов. Интересный опыт накоплен педагогами Мандачской СОШ по формированию разновозрастных отрядов.
Большое внимание уделялось проблемам здоровьесбережения. В рамках 3-годичного фестиваля-марафона "За здоровый образ жизни" проводились не только конкурсы, спартакиады, но и проводилась профилактическая работа, создавались условия для безопасного комфортного обучения и воспитания.
Педагоги Зеленецкой СОШ, как опорно-методическая площадка КРИРОиПК внедряли здоровьесберегающие технологии в УВП. Опыт обобщен и распространен на уровне района и республики.
Проводится круглогодичное оздоровление (ежемесячно) детей в санаториях Кировской области (Митино), а также Ивановской и Ленинградской области.
В районе много мероприятий проводится по экологическому образованию как с учащимися, так и с педагогами - конкурсы методических материалов, природоохранные мероприятия, профильные экологические лагеря и другие. Все это позволяет занимать ежегодно призовые места на республиканских конкурсах как учителям, так и детям.
По краеведению наши учащиеся также достигли определенных результатов. Ежегодная детская конференция "Моя Родина - Сыктывдин" позволила выявить учащихся - исследователей и принять участие в республиканских и общероссийских мероприятиях. Победителями в республиканской, затем российской секции "Экскурсовод" стали учащиеся Часовской СОШ. Награждены дипломами 1, 2 степени учащиеся Выльгортской СОШ N 1. В республиканских мероприятиях достаточно высокую оценку получили также учащиеся Лэзымской ООШ, Выльгортской СОШ N 2.
В РЦВР функционирует 15 кружков по туризму и краеведению.
Список победителей республиканских и российских олимпиад, конкурсов среди учащихся, педагогов и образовательных учреждений представлен на слайдах.
В управленческой деятельности упор был сделан на совершенствование нормативно-правовой базы, освоение новой формы аккредитации, лицензирования, создание системы управления качеством, внедрение новой системы оплаты труда педагогов. И, конечно же, на финансовое и материально-техническое оснащение школ, дошкольных учреждений, Центров внешкольной работы. Целенаправленно деньги по Программе развития не выделялись. Однако следующие таблицы раскрывают вложения в создание безопасных и комфортных условий обучения и воспитания.
В целом на реализацию программных мероприятий было запланировано из регионального бюджета 15371000 руб., муниципального - 10940234 руб., внебюджетных средств - 1348000 руб.
Кроме того, на развитие дошкольного образования в 2008 году выделено 2 млн. 260 тыс.руб. Во всех школах и большинстве ДОУ установлена АПС, в 50% ОУ - средства молниезащиты.
В 2008 году осуществлен переход на новую систему оплаты труда. Экономистами, специалистами, руководителями проведена огромная работа по созданию нормативной базы НСОТ, тарификации.
Большое внимание уделялось совершенствованию управленческой деятельности. Второй год под руководством ректора КРИРОиПК Навазовой Т.Г. проводятся годичные семинары для директоров школ района по проблеме управления качеством. В 2009 году работа будет продолжена. Задача ОУ - разработать ШСОКО и на их основе Модели управления качеством. Во всех ОУ созданы Советы школ, в районе - попечительский Совет.
Какие проблемы остались нерешенными в рамках Программных мероприятий.
В первую очередь, недостаточное финансирование, что тормозит процесс обновления содержания образования, повышения квалификации кадров.
Не организованы классы с углубленным изучением отдельных предметов, затянулся переход на БУП - 2004, в первую очередь из-за нехватки УМК.
Недостаточно в школах мультимедийных установок, устарели компьютерные классы, почти не поступают интерактивные доски.
Нет возможности создать Центр дистанционного обучения старшеклассников и учителей отдаленных школ, хотя все средние школы подключены к Интернету.
В целом же можно сказать, что мероприятия, несмотря на отсутствие целевого финансирования Программы, в большинстве своем выполнены, что повлекло за собой стабильные результаты по большинству показателей.
Однако результаты далеко не все отвечают современным требованиям, не могут услуги, предлагаемые ОУ, полностью удовлетворить потребности детей, их родителей, общества. Поэтому необходимо разработать новую Программу действительно инновационного развития, способствующую поднять уровень образования в районе на более высокую ступень.
2. Паспорт Программы развития образования
Наименование |
- Районная целевая Программа развития образования на 2009-2011 годы |
Заказчик |
- Администрация муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" |
Дата разработки |
- январь 2009 года |
Основной разработчик |
- районный отдел образования администрации МО МР "Сыктывдинский" |
Цель |
- Создание условий для повышения доступности качественного образования, соответствующего потребностям общества и гражданина |
Задачи |
- дальнейшее обеспечение инновационного характера развития путем обновления содержания и технологий образования, основанных на компетентностном подходе - формирование эффективной модели управления качеством на основе муниципальной системы оценки качества образования - создание безопасных и комфортных условий обучения и воспитания, ресурсное обеспечение Программы - создание условий для эффективного повышения квалификации кадров |
Основные направления инновационного развития образования района |
- Модернизация содержания и технологий образования - Повышение доступности качественного образования - Создание системы воспитания в районе - Система повышения квалификации кадров, основанная на компетентностном подходе - Оптимизация сети образовательных учреждений и ресурсообеспечение учебно-воспитательного процесса - Общественно-государственное управление школой - Внедрение подушевого финансирования - Разработка и реализация Моделей управления качеством |
Этапы реализации |
- 1 этап - ноябрь 2008 - февраль 2009: - обсуждение и корректировка Программы в ОУ - утверждение на сессии депутатов районного Совета - разработка плана реализации Программы и проектов к ней на 2009 год 2 этап - основной - 2009-2011 годы: - реализация Программы и проектов к ней, планирование работы по годам - анализ реализации намеченных мероприятий по годам и внесение коррективов 3 этап - 2 полугодие 2011 года: - анализ реализации Программы за 3 года |
Ожидаемые результаты и индикаторы |
1 группа - достижения обучающихся - рост численности дошкольников, обучающихся в системе предшкольного образования в вариативных формах - рост численности обучающихся, успешно осваивающих образовательные программы - наличие банка данных одаренных детей, начиная с дошкольного возраста и наличие системы работы с ними - увеличение численности учащихся, осваивающих образовательные программы предпрофильной подготовки и профильного обучения, удовлетворенность детей формами и содержанием профильной подготовки - увеличение числа выпускников, поступающих в ВУЗы и ССУЗы по итогам ЕГЭ - успешная адаптация выпускников в социуме - положительная динамика уровня воспитанности учащихся - снижение уровня преступности и правонарушений 2 группа - достижения педагогов - количество учреждений и педагогов, реализующих новый государственный образовательный стандарт - рост количества педагогов, освоивших и внедряющих информационные и другие образовательные технологии - положительная динамика аттестованных педагогов - рост компетентностей педагогов и руководителей по актуальным для района проблемам 3 группа - достижения образовательного учреждения - количество аккредитованных и лицензированных образовательных учреждений - наличие эффективной системы воспитательной работы в каждом ОУ - улучшение ресурсообеспеченности образовательных учреждений - расширение возможностей общественно-государственного управления образованием - улучшение условий для безопасного и комфортного обучения, рост количества аккредитованных и лицензированных ОУ |
3. Концепция развития образования в районе
Концепция развития образования в районе на 2009-2011 годы основана на целях и задачах, выдвинутых в современной Модели российского образования до 2020 года, и определяет основные направления инновационного развития муниципальных образовательных учреждений.
Основой всех предстоящих изменений должна стать система оценки качества образовательных и ресурсных достижений, позволяющая создать систему управления качеством. На основе МСОКО будут разработаны проекты ШСОКО и Модели управления качеством. Район продолжит работу по данному направлению, как опорная методическая площадка КРИРОи ПК.
Главные изменения, которые будут способствовать реализации целей и задач инновационного развития, и приведут к более высоким результатам в обучении и воспитании детей это:
- качественная предшкольная подготовка в разных вариантах обучения
- как можно более раннее выявление и развитие склонностей способностей детей, начиная с дошкольного возраста
- подготовка ряда школ, как ресурсных центров профильного обучения старшеклассников
- становление системы воспитательной работы в районе, основанной на социокультурном наследии, создание условий для развития склонностей, способностей детей с раннего возраста
- дальнейшее формирование способов учебной деятельности школьников, включая исследовательские, путем обновления содержания образования и освоение нового государственного образовательного стандарта.
Преобразования коснутся также системы повышения квалификации кадров, в основу которой будет заложен компетентностный подход.
Начата работа по созданию попечительских Советов и Советов ОУ, работа будет продолжена.
Особое внимание необходимо будет уделить внедрению подушевого финансирования и ресурсообеспеченности, так как именно хорошо оборудованный и оснащенный учебно-воспитательный процесс может дать более качественные результаты.
Главные риски, которые могут помешать осуществлению намеченных целей и задач:
- недостаточное финансирование, что может привести к сбоям в ресурсособеспечении и повышении квалификации кадров
- некомпетентность специалистов и методистов, что потянет за собой некомпетентность руководителей и педагогов.
Поэтому необходимо предусмотреть при утверждении Программы
- финансирование в полном объеме
- систему обучения методистов и специалистов
- систему обучения руководящих кадров.
Необходимо также предупредить появляющиеся риски, ежегодно анализировать выполнение Программы и вносить требуемые коррективы.
К программе прилагается 6 проектов, позволяющих конкретизировать работу по разным направлениям и отслеживать результаты:
- Система развития дошкольного образования
- Система воспитательной работы в районе
- Муниципальная система оценки качества образования
- Информатизация образования
- Переход на профильное обучение в условиях сельского района
- Повышение квалификации кадров.
4. Ресурсообеспечение Программы
Источники финансирования |
2009 г., тыс.руб. |
2010 г., тыс.руб. |
2011 г., тыс.руб. |
Региональный бюджет: |
300,0 |
300,0 |
400,0 |
Обновление содержания образования |
300,0 |
300,0 |
400,0 |
Информатизация образования |
100,0 |
200,0 |
200,0 |
Оптимизация сети ОУ |
|
|
|
Муниципальный бюджет: |
8 253,9 |
13 750,5 |
15 647,0 |
Муниципальная система оценки качества образования |
|
30,0 |
|
Развитие системы дошкольного образования |
2 530,0 |
3 215,0 |
5 269,0 |
Развитие системы воспитательной работы и дополнительного образования |
1 055,0 |
302,0 |
280,0 |
Оптимизация сети ОУ |
1 106,0 |
500,0 |
|
Создание условий для качественного обучения всех категорий детей |
30,0 |
30,0 |
30,0 |
Повышение квалификации кадров |
150,0 |
200,0 |
240,0 |
Стимулирование творческой активности педагогов |
32,0 |
23,0 |
17,0 |
Создание условий для безопасного и качественного обучения и воспитания |
3 117,0 |
8 858,0 |
9 257,0 |
Информатизация образования |
233,9 |
592,5 |
554,0 |
Внебюджетные средства: |
50,0 |
244,0 |
337,0 |
Развитие системы воспитательной работы и дополнительного образования |
50,0 |
244,0 |
337,0 |
Информатизация образования |
|
50,0 |
225,0 |
Итого: |
8 603,9 |
14 344,5 |
16 609,0 |
Всего: |
39 557,4 |
5. Механизм реализации Программы
1. Заказчик (администрация МО МР "Сыктывдинский")
- утверждает Программу
- разрабатывает в пределах своих полномочий нормативно-правовые акты, необходимые для реализации Программы
- уточняет и утверждает затраты на программные мероприятия
- осуществляет координацию деятельности по рациональному использованию имеющихся ресурсов, финансовых средств
- заслушивает информацию о ходе и итогах реализации мероприятий Программы.
2. Совет районного отдела образования
- ежегодно заслушивает отчет о выполнении программных мероприятий, вносит предложения и коррективы
- привлекает к решению задач заинтересованные ведомства и организации.
3. Заведующий районным отделом образования
- осуществляет общее руководство реализацией Программы
- осуществляет координацию работы с другими ведомствами и организациями
- готовит вопросы на обсуждение и утверждение администрации и депутатского корпуса
- в пределах своей компетенции издает приказы и распоряжения, касающиеся программных мероприятий
- привлекает бюджетные и внебюджетные средства для реализации Программы
- осуществляет руководство деятельностью Рабочих групп.
4. Рабочие группы
- создаются с целью разработки Программы развития образования и проектов к ней
- разрабатывают конкретные планы реализации программных мероприятий по годам
- готовят измерители для выявления ожидаемых результатов
- осуществляют обсуждение в педагогических коллективах проектов и своевременно вносят коррективы в них.
5. Специалисты РОО
- осуществляют инспекционный контроль за реализацией основных направлений Программы
- составляют ежегодную аналитическую записку о ходе выполнения Программы и проектов к ней
- разрабатывают необходимую нормативную базу в пределах своей компетенции
- на основе анализа определяют основные направления развития образования
- организуют обсуждение Программы и проектов в педагогических коллективах.
6. Районный методический кабинет, методический Совет
- осуществляет экспертизу проектов и программ развития образовательных учреждений
- принимает участие в разработке проектов и отдельных направлений Программы развития образования
- проводит научно-практические конференции по вопросам инновационного развития образования в районе
- проводит обучение руководящих и педагогических кадров
- осуществляет анализ готовности педагогов и руководителей к работе в инновационном режиме
- осуществляет научно-методическое руководство разработкой и реализацией Программ развития образовательных учреждений и проектов
- осуществляет научно-методическое руководство опытно-экспериментальной работой в районе
- проводит смотры профессионального мастерства педагогов, руководителей с целью повышения компетентности кадров.
7. Централизованная бухгалтерия РОО
- контролирует своевременное выделение и использование средств на программные мероприятия.
<< Назад |
||
Содержание Решение Совета муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" Республики Коми от 22 июня 2009 г. N 27/6-2... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.