Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к изменениям, вносимым в
постановление Правительства
Республики Коми
от 30 декабря 2013 г. N 564
"Об утверждении программы
Республики Коми "Доступная
среда" на 2013-2015 годы"
"I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами
Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, одними из приоритетных направлений долгосрочной политики социальной поддержки населения являются реабилитация и социальная интеграция инвалидов.
В целях реализации указанных направлений Правительством Российской Федерации утверждена государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы, которая содержит комплекс мероприятий, направленных на формирование условий для беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 6 декабря 2012 г. N 575 "Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения" утверждена примерная программа субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН.
Стратегией социально-экономического развития Республики Коми на период до 2020 года, одобренной постановлением Правительства Республики Коми от 27 марта 2006 г. N 45, в качестве первостепенных задач определены повышение эффективности мер социальной поддержки отдельных категорий граждан и развитие социального обслуживания семей с детьми, пожилых граждан и инвалидов.
Актуальность проблемы определяется наличием в социальной структуре общества значительного числа лиц, имеющих признаки ограничения жизнедеятельности. Так, по оценкам экспертов ООН, инвалиды составляют 10 процентов от общей численности населения. В силу целого ряда экономических, социальных, демографических причин во всем мире наблюдается неуклонный рост числа лиц, ставших инвалидами. В России ежегодно инвалидами признаются около 3,5 млн. человек, в том числе более 1 млн. человек - впервые.
На 1 апреля 2015 года численность лиц с инвалидностью, в том числе с особенностями развития, в Республике Коми составила 71,1 тыс. человек, в том числе детей-инвалидов - 2,9 тыс. человек.
Структура инвалидности в разрезе причин относительно стабильна в течение ряда лет. Основную часть среди впервые признанных инвалидами составляют инвалиды вследствие общего заболевания 95,8 процента; инвалиды вследствие трудового увечья и профессионального заболевания - 2,4 процента; инвалиды из числа бывших военнослужащих - 0,9 процента; инвалиды с детства - 0,8 процента.
Проблема реабилитации инвалидов, направленная на устранение или возможно полную компенсацию ограничений жизнедеятельности с целью восстановления социального статуса инвалидов и интеграции их в социальную среду, остается крайне актуальной.
Проблема доступности гарантированных государством услуг для инвалидов и МГН включает в себя две основные составляющие: доступность объектов социальной и транспортной инфраструктур, а также доступность услуг в достаточном объеме и соответствующего качества.
В настоящее время в республике недостаточно исполняются требования доступности объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур для инвалидов.
Значительная часть ранее введенных в эксплуатацию магазинов, поликлиник, больниц, других объектов социальной сферы, транспортных сооружений улично-дорожной сети не учитывает посещение их МГН. Инвалиды в республике используют для передвижения кресла-коляски, костыли, другие специальные средства или постороннюю помощь и лишены возможности беспрепятственно пользоваться этими объектами в силу различных заболеваний опорно-двигательной системы или травм нижних конечностей. Кроме того, следует учитывать интересы людей с инвалидностью по слуху и зрению, престарелых граждан, значительная часть которых имеет заболевания опорно-двигательного аппарата и испытывает затруднения при пользовании перечисленными объектами. Граждане пожилого возраста и инвалиды составляют более 17,7 процента населения Республики Коми, и поэтому вопрос обеспечения им беспрепятственного доступа к социально значимым объектам имеет первоочередное значение.
Нерешенность проблемы доступа инвалидов и МГН к среде жизнедеятельности порождает ряд серьезных социально-экономических последствий:
1) дестимуляцию трудовой, социальной и гражданской активности инвалидов, негативно отражающуюся на занятости, образовательном и культурном уровнях инвалидов, уровне и качестве их жизни;
2) вынужденную самоизоляцию инвалидов, что осложняет проведение мероприятий по медицинской, социальной и психологической реабилитации инвалидов, предопределяет возрастание спроса инвалидов на медицинские и социальные услуги в стационарных и надомных условиях;
3) негативное отношение к инвалидам в массовом сознании, что предопределяет необходимость проведения соответствующих разъяснительных, образовательно-информационных кампаний;
4) дискомфорт, ограничение жизнедеятельности иных МГН - лиц пожилого возраста, временно нетрудоспособных, беременных женщин, людей с детьми в колясках, детей дошкольного возраста.
Мероприятия Программы направлены на создание условий для обеспечения беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, в том числе государственным (муниципальным) учреждениям культуры, образования, здравоохранения, социальной защиты населения, спортивным сооружениям, а также на создание условий для обеспечения инвалидов равными с другими гражданами возможностями в реализации избирательных прав, для беспрепятственного получения транспортных услуг и информации, социальной адаптации, реабилитации и интеграции инвалидов в общество.
В целях соблюдения основных принципов законодательства и полномочий Республики Коми в области градостроительной деятельности согласно статьям 2 и 7 Градостроительного кодекса Российской Федерации приказом Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми от 29 января 2008 г. N 07-ОД утверждены региональные нормативы градостроительного проектирования для Республики Коми, согласно которым субъекты градостроительной деятельности при организации застройки средовых районов обязаны соблюдать требования СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", учитываемые в проектах планировки территорий и градостроительных планах земельных участков.
В состав проектной документации по строительству новых и реконструкции имеющихся объектов (в соответствии с требованиями статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации) входят мероприятия по обеспечению доступа МГН к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового назначения и объектам жилищного фонда.
Контроль за соблюдением нормативных требований с учетом потребностей инвалидов в проектах на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства социальной инфраструктуры обеспечивается автономным учреждением Республики Коми "Управление государственной экспертизы Республики Коми" при проведении государственной экспертизы проектов в случаях, предусмотренных статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Контроль за реализацией проектных решений по доступности инвалидов к объектам социальной инфраструктуры обеспечивается инспекцией Госстройнадзора Республики Коми на стадии строительства и приемки в эксплуатацию объектов в случаях, предусмотренных федеральным законодательством.
Для решения задач Программы планируется реализовать комплекс взаимосвязанных и скоординированных мероприятий по формированию доступной среды для инвалидов и МГН.
Одним из основополагающих направлений Программы является совершенствование нормативно-правовой и организационной основы формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН.
В 2012 - 2014 годах Министерство труда и социальной защиты Республики Коми проводило социологическое исследование по определению потребностей МГН (в том числе детей-инвалидов), проживающих на территории Республики Коми, в беспрепятственном доступе к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур. По результатам исследования в 2012 году было выявлено, что 38,7 процента опрошенных считают здания различных учреждений, организаций, предприятий своего населенного пункта совершенно недоступными для них, а в 2014 году данный процент сократился до 17,2. Наиболее востребованными, исходя из результатов исследования 2012 года, являются медицинские учреждения, а также предприятия торговли и социальные службы.
Наиболее востребованные учреждения для людей с инвалидностью
(в процентах от числа ответов)
Учреждения |
Ответы респондентов (в %) |
Медицинские |
57,6 |
Предприятия торговли |
41,1 |
Социальные службы |
39,8 |
Предприятия ЖКХ |
23 |
Предприятия связи |
21,5 |
Кредитно-финансовые |
10,7 |
Культурно-развлекательные |
7,1 |
Образовательные организации |
6,3 |
Физкультуры и спорта |
5 |
Предприятия общественного питания |
4,4 |
В Республике Коми в 2011 - 2012 годах уже осуществлялась реализация мероприятий по обеспечению доступности среды жизнедеятельности для инвалидов и МГН. Паспортизация социально значимых объектов на предмет доступности осуществляется в республике с привлечением представителей общественных организаций инвалидов с целью обеспечения адаптации среды жизнедеятельности инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения и слуха.
В соответствии с методическими рекомендациями по паспортизации и классификации объектов и услуг, утвержденными Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, в Республике Коми проводится паспортизация социально значимых объектов, находящихся в государственной и муниципальной собственности, и нанесение их на интерактивную карту доступности, которая размещена на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Итогом проводимой работы должны стать подготовка сводной информации о доступности для инвалидов общественных зданий и сооружений Республики Коми, формирование перечня наиболее востребованных паспортизированных объектов, подлежащих первоочередному обеспечению их доступности, формирование банка данных об объектах, подлежащих адаптации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и других МГН, выработка предложений и рекомендаций по адаптации объектов для доступа к ним инвалидов и других МГН, разработка механизмов межведомственного взаимодействия по созданию доступной среды для людей с инвалидностью и других МГН в республике.
Для обеспечения согласованных действий органов исполнительной власти при проведении мероприятий по инвентаризации и паспортизации объектов социальной инфраструктуры на предмет их доступности для инвалидов и решения комплекса вопросов по созданию беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры в республике образована Межведомственная комиссия по координации деятельности в сфере создания доступной среды для людей с инвалидностью и других МГН при Совете по делам инвалидов при Главе Республики Коми.
Для организации работы по инвентаризации объектов на территории муниципальных образований создаются муниципальные рабочие группы.
В период 2011 - 2014 годов результаты инвентаризации и паспортизации объектов в Республике Коми показали следующее.
Министерством труда и социальной защиты Республики Коми в рамках программы Республики Коми "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы в 2012-2014 годах проведено обследование доступности объектов социальной сферы (учреждений социального обслуживания населения Республики Коми) для людей с инвалидностью и составление Паспорта доступности.
Обследование, анкетирование и паспортизация доступности учреждений социального обслуживания Республики Коми проводились с целью получения достоверной и полной информации об их доступности, безопасности, комфортности и информативности для людей с инвалидностью различных категорий: инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, незрячих, неслышащих.
Основными задачами организации обследования доступности данных объектов для людей с инвалидностью являлись:
1) анкетирование и составление Паспортов доступности объектов;
2) разработка планов и программ адаптации среды жизнедеятельности для людей с инвалидностью с целью дальнейшего обустройства объектов социальной инфраструктуры и развития услуг, их оперативного контроля и оценки эффективности с учетом потребностей инвалидов;
3) создание электронной карты доступности объектов и услуг в Республике Коми, а также разработка "Технологии по организации обследования доступности объектов социальной сферы (учреждений социального обслуживания Республики Коми) для людей с инвалидностью".
Работа по обследованию данных объектов проводилась сформированными на базе учреждений социального обслуживания Республики Коми межведомственными рабочими группами из 5 представителей (экспертов):
1) руководителя государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Республики Коми;
2) представителя местной общественной организации инвалидов;
3) специалиста в области градостроительной деятельности;
4) представителя администрации муниципального образования;
5) руководителя административно-хозяйственного отдела государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Республики Коми.
Паспорта доступности учреждений составлены по данным анкет, заполненных в ходе обследования объектов. В каждом учреждении социального обслуживания населения Республики Коми по итогам обследования отдельно стоящего здания составлен план адаптационных мероприятий, который предусматривает ведение необходимой работы в перспективе в соответствии с данным планом.
На интерактивную Карту доступности по состоянию на 01 апреля 2015 года нанесены:
61 учреждение (123 здания) социального обслуживания;
1 учреждение (1 здание) культуры;
8 учреждений (15 зданий) физической культуры и спорта;
4 административных учреждения (4 здания).
Для органов исполнительной власти Республики Коми Министерством труда и социальной защиты Республики Коми регулярно проводятся семинары, совещания, методические консультации по вопросам заполнения анкет и Паспортов доступности.
В Министерстве образования Республики Коми находится на контроле решение проблемы по адаптации зданий общеобразовательных организаций для беспрепятственного доступа детей-инвалидов к образовательной среде с учетом их особых образовательных потребностей.
С 2012 года Министерство образования Республики Коми принимает участие в реализации мероприятий, направленных на обеспечение беспрепятственного доступа детей-инвалидов к образовательной среде, в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 год.
Ежегодно между Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Республики Коми заключаются Соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета республиканскому бюджету Республики Коми на проведение мероприятий по формированию в субъекте Российской Федерации сети базовых образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития.
В рамках реализации Соглашения в 41 базовой образовательной организации создаются условия доступности образовательной среды с учетом категории детей-инвалидов.
В результате целенаправленной работы повысился с 3,4% до 12% удельный вес общеобразовательных организаций, в которых создается безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития. Кроме того, значительно улучшилась материально-техническая база образовательных организаций в соответствии с современными требованиям# контролирующих органов к обеспечению содержания обучающихся.
В 2014 году была продолжена работа по формированию условий доступности, направленных на обеспечение беспрепятственного доступа детей-инвалидов к образовательной среде.
В 2014 году были созданы условия для инклюзивного обучения детей-инвалидов в 18 учреждениях базовых образовательных организаций.
В этих учреждениях проведены работы по обустройству "входной группы", а также в некоторых учреждениях проведено переоборудование санитарно-технических и классных помещений, приобретено учебное реабилитационное оборудование для организации коррекционно-развивающей работы и обучения детей-инвалидов.
В планах на 2015 год предусмотрено расширение сети базовых образовательных организаций, в которых будут созданы условия для инклюзивного обучения детей-инвалидов.
С сентября 2010 года в Республике Коми реализуется проект дистанционного образования детей-инвалидов с использованием специального оборудования на основе индивидуальных программ.
В 2013-2014 учебном году дистанционным обучением были охвачены 125 детей-инвалидов, обучающихся индивидуально и не имеющих медицинских противопоказаний по работе с компьютером.
На начало 2014-2015 учебного года 105 детей-инвалидов.
Для организации процесса обучения детей-инвалидов в ЦДОДИ разработана модель, основанная на интеграции очной формы обучения, которое осуществляет образовательное учреждение по основному месту обучения и очного обучения с применением дистанционных образовательных технологий (интерактивное телевидение).
Основополагающей особенностью организации учебного процесса является гибкость моделирования индивидуального учебного плана, который разрабатывается на основании психолого-педагогических рекомендаций с учётом пожеланий родителей. Кроме того, ЦДОДИ одновременно решает задачи коррекционно-развивающего характера через систему занятий с психологом на всех ступенях общего образования.
Реализация проекта дистанционного образования позволяет расширить образовательные возможности детей с инвалидностью и в дальнейшем дает им возможность получения профессионального образования.
Министерством здравоохранения Республики Коми проводится работа по организации и проведению паспортизации объектов здравоохранения и услуг для инвалидов и иных МГН: издан ведомственный приказ, в соответствии с которым создана рабочая группа, определены сроки сбора первичной информации от учреждений и подготовки свода по республике. В ходе этой работы сформирован свод паспортов доступности объектов и услуг по каждому государственному учреждению здравоохранения, а также перечень мероприятий по приведению объектов и услуг в соответствие с требованиями законодательства.
По состоянию на 1 сентября 2014 года из 98 подведомственных Министерству здравоохранения Республики Коми государственных учреждений здравоохранения в 48 учреждениях выделены парковочные места для инвалидов, в основном парковочные места оборудованы специальными знаками и разметкой, в 51 учреждении имеются лестницы с поручнями, в 80 учреждениях - пандусы, в 47 государственных учреждениях здравоохранения установлены лифты.
Также остро стоит проблема по приведению зданий учреждений здравоохранения, построенных в 40 - 50-е годы прошлого века, в соответствие с нормативными требованиями: конструктивные особенности таких зданий (а их большинство в городах Воркута, Инта, Жешарт) не позволяют провести в них строительно-ремонтные работы по входным группам, лестничным проемам, лифтовым шахтам. В силу указанных причин доля доступных для инвалидов и других МГН учреждений здравоохранения в общем количестве государственных учреждений здравоохранения Республики Коми не может быть достигнута уровня 100 процентов от общего количества государственных учреждений здравоохранения.
Благодаря реализации мероприятий Программы модернизации здравоохранения Республики Коми в части проведения капитальных ремонтов удалось привести в соответствие с нормативными требованиями по обеспечению доступной среды ряд объектов здравоохранения: при проведении работ по реконструкции и капитальному ремонту зданий особое внимание уделялось обустройству элементами, обеспечивающими создание "безбарьерной среды" для МГН и инвалидов, а также приспособлению окружающей среды к их специфическим потребностям (техническими средствами реабилитации и техническими средствами, облегчающими перемещение инвалидов, уход за инвалидами, находящимися на стационарном лечении и др.).
Ввиду того, что с января 2013 года все учреждения здравоохранения региона приняты в государственную собственность, проблема создания доступной среды в них не разделяется на "муниципальную" и "государственную". Работа по обеспечению достойных условий инвалидам и МГН в части оказания медицинских и реабилитационных услуг продолжается в рамках текущей деятельности по отрасли, а также в рамках действующих программ - модернизации здравоохранения, государственно-частного партнерства, завершения строительства "Санатория Серегово" и др. проектов.
Республиканским бюджетом Республики Коми на 2013 год по отрасли "Здравоохранение" было предусмотрено финансирование мероприятий по обеспечению комфортных условий пребывания инвалидов и МГН в лечебно-профилактических учреждениях Республики Коми путем проведения капитальных ремонтов (мероприятия по ремонту входных групп с установкой пандусов, замена лифтового оборудования и пр.).
Объемы финансовых средств на 2014 и 2015 годы по таким мероприятиям, как оборудование лечебно-профилактических учреждений пандусами, поручнями, парковочными местами, установка специальных санузлов, оснащение подъемно-транспортным устройством для инвалидов, оснащение учреждений здравоохранения Республики Коми специальным оборудованием для облегчения проведения медицинских мероприятий инвалидам, заложены в Государственной программе Республики Коми "Развитие здравоохранения".
В ходе реализации мероприятий Программы модернизации здравоохранения Республики Коми в части проведения капитальных ремонтов приведены в соответствие с нормативными требованиями по обеспечению доступной среды несколько объектов здравоохранения: при проведении работ по реконструкции и капитальному ремонту зданий особое внимание уделялось обустройству элементами, обеспечивающими создание "безбарьерной среды" для МГН и инвалидов, а также приспособлению окружающей среды к их специфическим потребностям (техническими средствами реабилитации и техническими средствами, облегчающими перемещение инвалидов, уход за инвалидами, находящимися на стационарном лечении и др.).
По итогам проведенной в I квартале 2013 года совместно со специалистами КРО Всероссийского общества инвалидов паспортизации объектов государственных учреждений культуры и искусства, подведомственных Министерству культуры Республики Коми, выявлено, что ни один из объектов, в которых оказываются услуги населению, не соответствует полному объему требований по доступности для всех категорий инвалидов. Здания государственных учреждений культуры Республики Коми являются частично доступными.
В связи с тем, что большая часть зданий государственных учреждений культуры и искусства построена в прошлом веке, возможность их приведения в полное соответствие современным требованиям по доступности для всех категорий инвалидов без внесения конструктивных изменений невозможна.
Для обеспечения беспрепятственного доступа граждан с ограниченными возможностями в государственные учреждения культуры и искусства, в которых оказываются услуги населению (23 здания), необходимо:
приспособление входных групп, пандусных съездов - в 3 зданиях;
оборудование зданий лифтами и подъемными устройствами - в 8 зданиях;
оснащение зданий системами противопожарной сигнализации и оповещения с дублирующими световыми устройствами, системами ориентации и информационного обеспечения инвалидов по зрению и слуху (тактильными табличками, мнемосхемами, системами речевого оповещения и др.) - в 23 зданиях;
оборудование санузлов для маломобильных групп населения, в том числе с расширением дверных проемов - в 18 зданиях.
Устранение выявленных недостатков осуществляется в ходе реализации государственной программы Республики Коми "Культура Республики Коми", в рамках которой предусмотрено выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту учреждений культуры, а также в рамках программы Республики Коми "Доступная среда" на 2013 - 2015 годы.
В настоящее время с учетом требований свода правил "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" разработаны проекты на:
капитальный ремонт Национальной библиотеки Республики Коми (завершение проектирования и экспертиза в 2014 году);
реконструкцию Коми республиканской филармонии (завершение проектирования и экспертиза в 2014 году, работы по реконструкции и адаптации здания в 2014 - 2016 гг.).
В течение 2013 - 2014 гг. в рамках государственной программы Республики Коми "Культура Республики Коми" в ходе работ по капитальному ремонту зданий учреждений культуры и искусства Республики Коми выполнено оборудование пандусами следующих объектов:
1) ГБУ РК "Национальная галерея Республики Коми";
2) ГБУ РК "Национальная детская библиотека Республики Коми им.С.Я. Маршака";
3) ГАУ РК "Воркутинский драматический театр";
4) ГАУ РК "Комикиновидеопрокат";
5) МУ "Прилузский районный краеведческий музей им.И.А. Яборова" (с. Объячево, Прилузский район);
6) Усть-Цилемский культурный центр - филиал МУ "Районный центр культуры, досуга и кино" (с. Усть-Цильма).
Кроме того, в Национальной детской библиотеке Республики Коми им. С.Я. Маршака завершены работы по капитальному ремонту здания с перепланировкой помещений с учетом расширения санузлов, в настоящее время завершено проектирование по оборудованию санузла для инвалидов в Национальной галерее Республики Коми.
В текущем году мероприятия по обеспечению доступа граждан с ограниченными возможностями также выполняются в ходе строительства социокультурных центров в м. Лесобаза пгт Жешарт Усть-Вымского района (введен в эксплуатацию), с. Шошка Княжпогостского района, с. Дон Усть-Куломского района, с. Пажга Сыктывдинского района и строительства пристройки к кинотеатру "Союз" в с. Корткерос.
В течение 2014 - 2015 гг. в процессе проведения капитального ремонта запланировано выполнение мероприятий по адаптации зданий ГБУ РК "Национальный музей Республики Коми", здания ГАУ РК "Центр народного творчества и повышения квалификации", здания ГАУ РК "Центр культурных инициатив "Югор".
Выполнение мероприятий по обеспечению доступа граждан с ограниченными возможностями (оборудование пандусами) в муниципальные учреждения культуры и искусства также предусмотрено за счет средств субсидий республиканского бюджета в рамках госпрограммы "Культура".
В системе занятости населения из 20 подведомственных учреждений 12 оснащены пандусами; 3 являются условно доступными (возможно установление пандусов); 5 являются недоступными в связи с их расположением на верхних этажах зданий. Однако оказание государственных услуг всеми центрами занятости населения возможно посредством использования выездных форм (мобильные центры занятости населения, оборудованные ноутбуки). До 2015 года 3 объекта были оснащены пандусами (г. Печора, г. Сосногорск, Ижемский район).
Агентство Республики Коми по печати и массовым коммуникациям является учредителем 20 государственных (автономных) учреждений в сфере средств массовой информации. На все здания, в которых расположены подведомственные учреждения, разработаны паспорта доступности объектов. В соответствии с данными паспортами доступности объектов все объекты являются условно доступными, поскольку часть учреждений средств массовой информации располагается в помещениях, в которых провести ремонтные работы (установление пандусов) не представляется возможным (учреждения располагаются на верхних этажах здания, а оказание услуг возможно только на 1 этаже здания, или в арендованных помещениях).
Таким образом, доступность объектов социальной инфраструктуры на 1 марта 2015 года представлена следующим образом:
Наименование учреждений |
Общее количество учреждений (объектов) |
Из общего количества учреждений (объектов): |
|||||
доступные |
условно доступные |
недоступные |
|||||
количество (шт.) |
проценты |
количество (шт.) |
проценты |
количество (шт.) |
проценты |
||
Учреждения социальной защиты |
61 (156) |
2 |
3,3 |
56 |
91,8 |
3 |
4,9 |
Учреждения здравоохранения |
98* |
80 |
89,9 |
7 |
7,9 |
2 |
2,2 |
*89 лечебные учреждения, 9 различные службы |
|
||||||
Учреждения образования |
872 |
19 (22) |
2,2 |
362 (455)/43 (48) |
41,5 |
429 (576) |
49,3 |
Учреждения культуры |
22 (26) |
0 |
- |
18 (23) |
100 |
0 |
- |
Учреждения спорта и физической культуры |
11 (15) |
0 |
0 |
15 |
100 |
0 |
0 |
Учреждения занятости |
20 |
12 |
60,0 |
3 |
15,0 |
5 |
25,0 |
Учреждения средств массовой информации |
20 |
0 |
0 |
20 |
0 |
0 |
0 |
Итого |
1095* |
98 |
8,9 |
474 |
43,3 |
461 |
42,1 |
По итогам проведения паспортизации объектов в рамках данной Программы осуществляются практические меры по формированию доступной среды для инвалидов и других МГН в приоритетных сферах социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, которые будут включать в себя следующие мероприятия:
1) адаптация зданий и учреждений социального обслуживания, здравоохранения, учреждений культуры, а также прилегающей территории для беспрепятственного доступа инвалидов и других МГН с учетом их особых потребностей и получения ими услуг, в том числе:
оборудование зданий пандусами и другими специальными устройствами и приспособлениями, информационными табличками, кнопкой вызова помощника, установка оборудования для увеличения слышимости для людей с нарушением слуха;
2) размещение в доступных для инвалидов и других МГН в адаптированной для инвалидов форме с учетом их особых потребностей справочной информации о предоставляемых услугах;
3) предоставление государственных услуг в электронном виде;
4) обеспечение доступности для инвалидов приоритетных спортивных объектов, востребованных для занятий адаптивной физической культурой и спортом инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, зрения и слуха;
5) повышение доступности подвижного пассажирского транспорта, транспортных средств общего пользования со специальным оборудованием для слабовидящих и слабослышащих инвалидов;
6) приобретение транспортных средств со специальным оборудованием и конструктивными особенностями, обеспечивающими их доступность для инвалидов и других МГН;
7) оборудование пешеходных и транспортных коммуникаций, переходов, остановок общественного пассажирского транспорта пандусами, тактильными и контрастными поверхностями и др., понижение бортового камня для удобства съезда/выезда на пешеходных переходах, установка звуковых светофоров;
8) обеспечение доступности общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций для беспрепятственного доступа инвалидов с учетом их особых потребностей.
В настоящее время социальное обслуживание населения в Республике Коми представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических и социально-правовых услуг, а также материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации.
В республике создана единая государственная система нестационарного социального обслуживания населения, включающая в себя 21 центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения.
Несмотря на тот факт, что центры по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения созданы и функционируют в каждом муниципальном образовании республики, проблема доступности предоставляемых этими учреждениями услуг для инвалидов и МГН весьма актуальна.
Республика Коми имеет большую протяженность, многие населенные пункты, большинство из которых (около 60 процентов) - сельские, располагаются в труднодоступной местности и в значительной отдаленности от районных центров.
Решению данной проблемы может способствовать функционирование мобильных бригад для социального обслуживания инвалидов и МГН (далее - мобильные бригады), которые в настоящее время созданы во всех муниципальных образованиях республики при центрах по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения.
Создание необходимых условий для повышения доступности государственных и социальных услуг требует не простого расширения сети учреждений социального обслуживания населения, а развития инфраструктуры системы социальной защиты населения с учетом конкурентной среды, позволяющей сохранять качество и приемлемый уровень цен на предоставляемые услуги. При этом необходимым условием должен быть выбор населением дополнительных социальных услуг за соответствующую плату.
В целях обеспечения доступности услуг, предоставляемых учреждениями социальной сферы, необходимо обеспечить доступность инвалидов различных категорий к информации об оказываемых этими учреждениями услугах, об условиях получения этих услуг. Для обеспечения доступа инвалидов к информации в Программе предусматривается оборудование подведомственных учреждений Министерства труда и социальной защиты Республики Коми, осуществляющих предоставление мер социальной поддержки, информационно-справочными пунктами, доступными для инвалидов различных категорий, в том числе для людей с инвалидностью по слуху и зрению.
Одним из факторов, влияющих на повышение качества предоставляемых учреждениями социальной сферы услуг, является повышение квалификации специалистов, осуществляющих работу с инвалидами, поэтому в Программе намечены мероприятия по информационно-методической и кадровой работе, в том числе проведение семинаров, научно-практических конференций, тренингов по проблемам инвалидов, по внедрению инновационных технологий реабилитации инвалидов и детей-инвалидов, издание информационно-методической литературы по вопросам реабилитации инвалидов.
В республике планируется продолжить формирование и расширение сети базовых образовательных организаций, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития.
Дистанционная форма обучения детей обеспечивает реализацию образовательных потребностей детей с инвалидностью и способствует их социальной коммуникации и адаптации, вовлечению в жизнь общества, расширению возможностей их последующей социализации.
В настоящее время Министерством образования Республики Коми проводится системная работа по созданию условий для получения детьми-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья среднего профессионального образования.
С целью формирования условий для получения общедоступного профессионального образования предполагается выполнение следующих мероприятий:
1) создание в профессиональных образовательных организациях условий для получения профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;
2) реализация мероприятий по профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
3) психолого-педагогическое сопровождение профессиональных образовательных организаций по работе с детьми-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;
4) поддержка профессиональных образовательных организаций, внедривших социальную программу "Доступная среда", способствующую созданию условий для получения профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;
5) формирование контрольных цифр приема профессиональным образовательным организациям, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Министерство образования Республики Коми, в соответствии с потребностями в обучении детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Служба занятости населения республики осуществляет содействие в трудоустройстве гражданам, имеющим инвалидность, в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
По состоянию на 1 сентября 2014 года в центрах занятости населения республики в качестве безработных зарегистрирован 551 инвалид.
Доступность государственных и социальных услуг повышается посредством применения информационно-коммуникационных технологий в системе социальной защиты населения: удаленный доступ к получению услуг - общепризнанный способ повышения их качества и доступности. Повышение информированности населения о деятельности учреждений, об их возможностях дает значительный эффект в направлении повышения доступности при минимуме затрат.
Полноценной социально-бытовой адаптации и реабилитации инвалидов также будут способствовать их обеспечение техническими средствами реабилитации, услугами сурдоперевода, создание диспетчерской службы видео- и телефонной связи.
По состоянию на 1 января 2015 года в государственных учреждениях здравоохранения Республики Коми зарегистрировано 70594 инвалида (2012 г. - 72298, 2011 г. - 73998), или 809,59 на 10 тыс. населения (в 2013 г. - 71781, или 815,1 на 10 тыс. населения), что составляет 8,1 процент от всего населения Республики Коми.
В рамках реализуемой Программы модернизации здравоохранения Республики Коми проведена модернизация компьютерного парка учреждений здравоохранения, приобретена и внедряется современная медицинская информационная система, позволяющая вести медицинские карты пациентов в электронном виде, создана единая система записи на прием к врачу, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Данный комплекс мероприятий обеспечивает доступность услуг здравоохранения и повышение информированности населения в вопросах услуг, оказываемых медицинскими учреждениями. Кроме того, при ведении медицинских карт пациентов в электронном виде становится возможным организация межведомственного информационного взаимодействия при проведении медико-социальной экспертизы с использованием электронного документооборота.
Для повышения доступности медицинской помощи людям с инвалидностью и другим МГН и развития реабилитационной помощи необходимо дальнейшее оснащение лечебно-профилактических учреждений реабилитационным оборудованием, средствами малой механизации и специализированной мебелью для инвалидов.
В целях повышения качества и доступности медицинской помощи для лиц с инвалидностью и других МГН, включая обеспечение для них доступности учреждений здравоохранения, необходимо решить следующие задачи:
1) оборудование лечебно-профилактических учреждений пандусами, поручнями, установка специальных санузлов, оснащение подъемно-транспортным устройством для инвалидов;
2) оснащение учреждений здравоохранения Республики Коми специальным оборудованием для облегчения проведения медицинских мероприятий инвалидам;
3) проведение мероприятий по дальнейшему оснащению учреждений здравоохранения информационной техникой: серверное оборудование, программное обеспечение для ведения электронных медицинских карт, электронной регистратуры, интеграция данных услуг в единую сеть.
Организация для инвалидов доступа к информации и медицинским услугам является мероприятием социальной реабилитации и способствует повышению уровня качества жизни инвалидов, их интеграции в социум.
В 2012 году Министерством здравоохранения Республики Коми был разработан проект региональной программы "Развитие медицинской реабилитации и создание системы реабилитационной службы в Республике Коми (2013 - 2017 годы)".
Основная цель разрабатываемой программы - обеспечение доступности и повышение качества помощи по медицинской реабилитации в условиях трехуровневой системы оказания медицинской помощи в Республике Коми. Достижение цели будет обеспечено реализацией следующих задач:
1) организация системы реабилитационной помощи в Республике Коми;
2) организация подготовки и переподготовки врачей и среднего медицинского персонала для работы в условиях оказания реабилитационной помощи населению;
3) создание условий для развития медицинской реабилитации в соответствии с порядками ее оказания;
4) создание системы контроля качества оказания реабилитационной помощи.
Реализация мероприятий Программы будет способствовать развитию сети структурных подразделений и укреплению кадрами службы медицинской реабилитации в Республике Коми.
Социальный эффект от реализации мероприятий Программы будет выражен в улучшении качества и увеличении продолжительности жизни, сохранении трудового потенциала населения Республики Коми.
Для граждан с ограниченными физическими возможностями должны быть созданы условия для обеспечения инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации избирательных прав. В целях реализации этого в Республике Коми проводится большая работа, в том числе:
1) реализуется проект "Дорога на избирательный участок", способствующий созданию безбарьерной среды для избирателей, являющихся инвалидами;
2) проводится комплекс мероприятий по правовому обучению и правовому воспитанию избирателей с инвалидностью;
3) создаются оптимальные условия для реализации гражданами с ограниченными возможностями своих избирательных прав в помещении для голосования и вне помещения для голосования в период подготовки и проведения избирательных кампаний;
4) создается тематическая аудиовизуальная продукция, выпускаются тематические печатные издания с целью информирования о выборах, о политических партиях и кандидатах, о порядке голосования граждан с инвалидностью, а также с целью повышения правовой культуры избирателей с инвалидностью;
5) для слабовидящих избирателей на официальном сайте Избирательной комиссии Республики Коми создан специальный информационный ресурс;
6) в помещениях для голосования на избирательных участках устанавливается дополнительная мебель в целях обеспечения процесса голосования избирателей пожилого и престарелого возраста, организуется дополнительное освещение;
7) определяются избирательные участки, в помещении для голосования которых необходимо оборудовать специальные кабины для голосования избирателей, испытывающих трудности при передвижении и использующих инвалидные коляски;
8) определяются избирательные участки, в помещении для голосования которых необходимо разместить материалы, выполненные крупным шрифтом и (или) с применением рельефно-точечного шрифта Брайля;
9) на избирательных участках в день голосования организуется дежурство социальных работников;
10) в день голосования гражданам, имеющим нарушения органов зрения, предоставляются лупы, которые в том числе размещаются в кабинах для тайного голосования, специальные трафареты с прорезями для избирательных бюллетеней.
Данная работа в Республике Коми проводится избирательными комиссиями совместно с органами государственной власти Республики Коми, органами местного самоуправления, общественными организациями инвалидов.
Обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации избирательных прав является важной составляющей государственной политики, развития гражданского общества и способствует повышению гражданской активности и ответственности населения.
Информационные услуги по субтитрированию телепередач ОАО "Коми республиканский телевизионный канал", являющиеся важнейшей предпосылкой к социальной интеграции слабослышащих и неслышащих людей, оказываются в недостаточном объеме. Работа по субтитрированию проводится как посредством наложения соответствующих титров, так и с помощью бегущей строки.
В настоящее время недостаточным остается уровень обеспеченности спортивными сооружениями для занятий адаптивной физической культурой и спортом среди спортсменов-инвалидов.
Общественный транспорт, услуги которого являются важнейшей предпосылкой к социальной интеграции, в большинстве случаев не приспособлен для нужд инвалидов.
Необходимо расширить участие общественных организаций и объединений родителей в создании адаптивной среды для инвалидов. Недостаточно обеспечена возможность для самореализации и социализации инвалидов, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья через включение в социально значимые события и различные виды социальной, творческой деятельности. В общественной среде и образовательном пространстве наблюдается недостаточная информированность населения о правах и возможностях инвалидов, не сформировано необходимое толерантное отношение к ним.
Кроме того, социальной интеграции инвалидов препятствует эмоциональный барьер, что затрудняет социальные контакты инвалида и его окружения.
Все эти барьеры в немалой степени обусловливают сниженную социальную активность инвалидов и ограниченные возможности для реализации личного потенциала этих людей.
С учетом имеющихся проблем возникла необходимость реализации на территории Республики Коми комплекса мероприятий, взаимоувязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям, обеспечивающего системный подход к решению проблем инвалидов программно-целевым методом как наиболее целесообразным в решении задач комплексной реабилитации инвалидов, а также необходимость привлечения нескольких источников финансирования, в том числе средств федерального бюджета.
Эффективным механизмом реализации комплексного подхода к решению проблем доступности объектов и услуг для инвалидов и МГН является межведомственное взаимодействие всех заинтересованных структур, включающих органы власти, учреждения, общественность. Для обеспечения взаимодействия органов государственной власти, государственных учреждений и организаций, общественных организаций инвалидов на территории Республики Коми Указом Главы Республики Коми от 7 декабря 2009 г. N 128 образован Совет по делам инвалидов при Главе Республики Коми, в компетенцию которого входят вопросы создания доступной среды для инвалидов и других МГН и контроля за реализацией программы Республики Коми "Доступная среда".
Основными рисками, которые могут осложнить решение обозначенных проблем программно-целевым методом, являются:
1) ухудшение социально-экономической ситуации;
2) недостаточное ресурсное обеспечение запланированных мероприятий;
3) несвоевременность финансирования запланированных мероприятий;
4) неэффективное взаимодействие соисполнителей Программы.
Указанные риски могут привести к снижению уровня и качества жизни инвалидов, а также снижению их трудовой и социальной активности и, как следствие, снижению социальной независимости и экономической самостоятельности, что, в свою очередь, увеличит потребность в бюджетных средствах для обеспечения жизнедеятельности инвалидов путем предоставления им дополнительных мер социальной поддержки.
Привлечение средств федерального бюджета позволит не только снизить расходную часть республиканского бюджета Республики Коми, но и путем задействования ресурсной базы федерального уровня проводить целостную политику по обеспечению доступности приоритетных сфер жизнедеятельности инвалидов и других МГН, скоординировать задачи, решаемые на федеральном и республиканском уровнях, по повышению уровня социальной защищенности, соблюдению прав и социальных гарантий инвалидов.
Применение программно-целевого метода позволит на долгосрочный период сконцентрировать организационные и финансовые ресурсы, обеспечить комплексный подход к решению проблем интеграции и социализации инвалидов, а также других МГН и в результате в значительной степени улучшить качество их жизни.".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.