Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Цели, приоритеты и задачи социально-экономического развития МО ГО "Сыктывкар" на период до 2030 года
2.1. Стратегический выбор и стратегические приоритеты социально-экономического развития МО ГО "Сыктывкар" на период до 2030 г.
Миссия Сыктывкара - Столица Коми, научно-образовательный, культурный, экономический центр сбалансированного развития. Город, где можно реализоваться; город для активных людей.
В предлагаемой формулировке миссии нашли отражение основные черты видения будущего города, характеризующие его функциональную специализацию, а также характеристики города, важные для привлечения и удержания людей, способных быть ресурсом развития.
Основываясь на стратегическом выборе МО ГО "Сыктывкар", провозглашенных ценностях и принципах этого выбора, стратегическими приоритетами социально-экономического развития МО ГО "Сыктывкар" на период до 2030 года определяются следующие.
1. Повышение качества городской среды
Городская среда - это среда обитания и производственной деятельности людей, природный и созданный людьми материальный мир - совокупность природных, техногенных, социальных и экономических условий жизни, существующих в городе на занимаемой им территории. Улучшение жилищных условий жителей г. Сыктывкара и модернизация коммунальной инфраструктуры являются одними из основных факторов повышения качества городской среды.
Для удовлетворения нужд жителей г. Сыктывкара в улучшении жилищных условий, необходимо как минимум, двукратное увеличение ежегодных объемов строительства. Для этого будут приняты дополнительные меры и усилена локомотивная роль строительной отрасли в экономике города. Масштабное строительство жилья повлечет за собой развитие смежных и сопутствующих производств.
Проводимая жилищная политика будет заключаться в обеспечении доступности возводимого жилья для населения за счет снижения его стоимости, повышения его качества и двукратного увеличения гарантийных сроков эксплуатации.
Для удешевления строительства будет осуществлен переход от хаотичной застройки к массовой. При этом комплексная подготовка участков под системную застройку будет осуществляться за счет бюджетных средств. С этой целью будут реализовываться:
- проекты комплексной застройки территории (включая проекты по развитию застроенных территорий), в том числе по строительству жилья экономического класса.
- инвестиционные проекты по обеспечению земельных участков инженерной и дорожной инфраструктурой в целях жилищного строительства для увеличения ввода жилья индивидуальными застройщиками.
С целью повышения качества возводимого жилья будет ужесточен контроль за проектированием объектов и соблюдением нормативов в ходе строительства, а также, будет усилена ответственность застройщиков за качество возводимого жилья.
С целью улучшения жилищных условий отдельных категорий жителей г. Сыктывкара будет продолжено участие в федеральной программах по обеспечению жильем молодых семей и отдельных категорий граждан.
Одним из направлений повышения качества городской среды является переселение граждан из ветхого и аварийного жилья. Правлением Фонда содействия реформированию ЖКХ была одобрена заявка Республики Коми на общую сумму почти в 700 миллионов рублей на реализацию последнего этапа программы переселения граждан из аварийного жилья, рассчитанного на 2016 - 2017 годы. Полученная поддержка позволит качественно и в срок завершить реализацию данной программы на территории МО ГО "Сыктывкар".
Отдельная и острая проблема в жилищной сфере - обеспечение жильем детей-сирот. На решение этой проблемы будут привлечены значительные бюджетные средства и будет обеспечено полное и целевое их использование.
Существующий жилищный фонд города и перспективы его значительного увеличения в ближайшие годы требуют значительного улучшения работы такой сферы как жилищно-коммунальное хозяйство. Задачи, стоящие перед этой сферой, требуют его обновления и очищения. Недопустимое низкое качество жилищно-коммунальных услуг вызывает абсолютно справедливые нарекания жителей города. Будет повышена ответственность за выдачу и пролонгацию лицензий управляющим компаниям с целью исключения возможности наживаться недобросовестным компаниям и мошенникам, стоящим за новой фирмой-однодневкой.
С целью налаживания жесткого государственного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства будет создан Единый республиканский расчетный центр. Его задачи: внедрение единой актуальной базы данных по всем абонентам; своевременное, прозрачное расщепление платежей между поставщиками жилищно-коммунальных услуг; повышение уровня сборов платежей за жилищно-коммунальные услуги; уменьшение и, как следствие, ликвидация задолженности за потребленные энергоресурсы.
Для осуществления масштабных инвестиционных проектов и контроля над тарифами будет осуществлено объединение разрозненных региональных и муниципальных активов в единую структуру. Повышая эффективность коммунального комплекса за счет организации управления, будет решена застарелая проблема бесхозных коммунальных активов, что в свою очередь позволит снизить бюджетные расходы и привлечь инвестиции. А главное - оказывать жителям города коммунальные услуги надлежащего качества. Для модернизации систем коммунальной инфраструктуры будут привлекаться средства Фонда содействия реформированию ЖКХ, республиканского бюджета Республики Коми и использоваться механизмы государственно-частного и муниципально-частного партнерства.
Одной из важнейших задач в сфере жилищно-коммунального хозяйства является обеспечение 100% домовладений качественной питьевой водой в ближайшие 5 лет.
В целях решения коммунальных проблем будут активизированы все механизмы общественного, государственного и муниципального контроля, которые уже существуют (например, федеральный проект "ЖКХ контроль"), и последовательно внедряться новые, более эффективные. Необходимо добиться полноценного участия общественности в контрольных мероприятиях.
Для организации конструктивного взаимодействия между жителями города и органами администрации МО ГО "Сыктывкар" по вопросам оказания жилищно-коммунальных услуг создается новый Интернет-ресурс "Общественный портал", с помощью которого будет обеспечиваться контроль своевременности и качества работ, проводимых на объектах городского хозяйства. Это возможность сообщать о выявленных нарушениях; указывать на незаконность действий или бездействие чиновников. Кроме того, жители города смогут в онлайн-режиме вносить предложения о проведении необходимых работ по благоустройству территории города. И еще одна важная опция портала - это народная оценка работы организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, оперативности и качества работы власти по устранению выявленных проблем.
2. Развитие транспортной инфраструктуры, обеспечение доступности, улучшение качества и повышение безопасности транспортных услуг
Реализация логистических проектов позволит местным товаропроизводителям увеличить сбыт своей продукции, повысить долю переработки сырьевых ресурсов на месте. В конечном итоге товары и услуги станут доступнее для жителей города. Существующая на сегодняшний день потребность в строительстве новых и ремонте имеющихся дорог не обеспечена. На развитие дорожной сети будут направлены значительные бюджетные средства. При этом будут реализованы не только проекты по развитию дорожной сети, но и осуществлено поддержание в должном состоянии уже существующих дорог.
В партнерстве с Государственной транспортной лизинговой компанией рассматривается возможность поставок в лизинг до 2020 года пассажирского автотранспорта и коммунальной техники, работающей на газомоторном топливе. Это позволит значительно обновить парк общественного транспорта в Сыктывкаре.
Сотрудничество с Северной железной дороги позволит в ближайшие годы осуществить реконструкцию и капитальный ремонт железнодорожной инфраструктуры, находящейся на территории МО ГО "Сыктывкар".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца пропущена часть текста
В области авиаперевозок будут решаться такие стратегические задачи, как расширение географии полетов, выход на международные линии, реконструкция аэропортового комплекса в Сыктывкаре в 2017 - 2019 годах.
3. Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности, стимулирование и поддержка малого и среднего предпринимательства
Одной из точек экономического роста экономики города должен стать малый и средний бизнес, так как вопрос создания рабочих мест - это не только вопрос сотрудничества с крупными компаниями. Малый и средний бизнес - источник дохода для многих жителей города. Предпринимательство играет важную роль в обеспечении налоговых поступлений в бюджет МО ГО "Сыктывкар". Уровень его развития напрямую отражается на качестве жизни населения города.
Поддержка и развитие малого и среднего бизнеса уже сейчас являются одним из ключевых направлений в работе администрации МО ГО "Сыктывкар". На территории МО ГО "Сыктывкар" реализуется комплекс мер по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства. При подготовке муниципальных правовых актов по развитию малого и среднего бизнеса позиция предпринимателей принимается во внимание.
Однако есть проблема, с которой в последние годы столкнулись во всех регионах страны, в том числе и в МО ГО "Сыктывкар" - отрицательная динамика развития малого и среднего бизнеса. Доля и количество таких предприятий в экономике, по данным Росстата, поступательно снижается, остается низкой инновационная и инвестиционная активность малых и средних предприятий. Это связано в первую очередь со сложными процедурами государственного регулирования, административным давлением, высоким уровнем фискальной нагрузки. Это лишь некоторые из факторов, мешающие развитию малого и среднего бизнеса.
В сложившейся ситуации будут пересмотрены условия и виды поддержки малого и среднего предпринимательства, а также усилена ответственность органов администрации МО ГО "Сыктывкар" за развитие малого и среднего бизнеса. В рамках действующего законодательства должно оказываться более эффективное содействие субъектам малого и среднего предпринимательства, то есть содействие должно быть оперативным, своевременным и обоснованным.
4. Повышение инвестиционной привлекательности и обеспечение эффективного использования инвестиционного потенциала
Инвестиции предприятий в развитие города в настоящее время недостаточны. Поставлена задача решительно изменить эту ситуацию, повернуть ее в пользу жителей города, в пользу развития экономики города и социальной сферы. В Сыктывкаре в рамках реализации Программы возрождения республики появятся свои драйверы развития. Каждое новое предприятие - это инвестиционная привлекательность города и расширение производственного потенциала, дополнительные доходы в бюджет МО ГО "Сыктывкар" и сотни новых рабочих мест. Важнейшим приоритетом при этом будет нацеленность на инновации и активное внедрение передового опыта, дающего максимальный практический эффект. Будет использован кластерный подход, то есть соединение конкурентоспособных предприятий научной, производственной и образовательной сферы в целые отрасли по направлениям.
Сыктывкар является центром науки и образования, и соответственно, будет делаться акцент на развитие инновационного производства и соответствующей инфраструктуры.
На территории МО ГО "Сыктывкар" будут реализовываться масштабные инвестиционные проекты в рамках создания лесопромышленного кластера, кластера по производству строительных материалов и строительной техники, биохимии, кроме того, будут реализованы крупные проекты, связанные с хранением сельскохозяйственной продукции.
Будет осуществлена перезагрузка отношений с предприятиями, работающими на территории МО ГО "Сыктывкар". Предприятия, вкладывая значительные инвестиции в обновление своих основных производственных фондов и инфраструктуры, должны участвовать в развитии города. Необходимо, чтобы предприятия максимально использовали потенциал местных кадров, осуществляли массовое привлечение организаций города для выполнения подрядных работ и оказания услуг, обеспечивали экологическую безопасность производства.
Будет реализовываться механизм первоочередного предложения вакансий жителям города при соответствии квалификации претендентов-местных специалистов требованиям компаний. При этом, программы обучения в ссузах и вузах и программы переобучения жителей города будут ориентированы на современные кадровые потребности предприятий, для того, чтобы работодатели осуществляли, в первую очередь, трудоустройство на имеющиеся и новые вакансии молодых специалистов - выпускников высших учебных заведений города и жителей города, имеющих наиболее востребованные специальности.
5. Приобщение граждан к здоровому образу жизни, обеспечение доступности и улучшение качества услуг в сфере культуры, физической культуры и спорта
Предоставление услуг в сфере культуры, физической культуры и спорта способствует приобщению граждан к здоровому образу жизни. Расширение спектра услуг и увеличение количества учреждений в данной сфере позволит привлечь больше людей к занятиям физической культурой и спортом и посещениям культурно-массовых мероприятий, что положительно скажется на качестве жизни населения города. Будет уделено особое внимание развитию материально-технической базы учреждений, оказывающих услуги в сфере культуры, физической культуры и спорта, а, также, обеспечению доступности этих учреждений для максимально возможного охвата населения города.
Важнейшее направление работы в этой сфере - это дополнительное образование детей. Дополнительное образование оказывает существенное воспитательное воздействие на детей: оно способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Массовое участие детей в досуговых программах способствует сплочению школьного коллектива.
Дополнительное образование в сфере культуры, физической культуры и спорта способно решить целый комплекс задач: выровнять стартовые возможности развития личности ребенка; способствовать выбору его индивидуального образовательного пути; обеспечить каждому ученику "ситуацию успеха"; содействовать самореализации личности ребенка.
6. Повышение доступности и эффективности муниципальной системы образования, проведение эффективной молодежной политики
Возможность получения качественных услуг в сфере дошкольного, общего образования рассматривается одним из главных факторов, определяющих качество жизни в городе. От системы массового образования, характерной для индустриальной экономики, следует переходить к непрерывному индивидуализированному образованию для всех, необходимому для создания инновационной социально ориентированной экономики. Основным направлением является обеспечение роста доступности, качества и эффективности непрерывного образования с учетом запросов личности, общества и государства, повышение инновационного потенциала и инвестиционной привлекательности системы образования. При этом будет уделено особое внимание на развитие механизмов успешной социализации и адаптации детей и молодежи к современным условиям жизни; расширение зон социального, культурного, интеллектуального творчества детей и молодежи, обеспечение доступности дополнительного образования, систематических занятий физкультурой и спортом.
Образование и воспитание будут направлены на формирование личностей с созидательной ментальностью, основанной на вере в собственные силы, устремленной на успешное саморазвитие. Краеугольным камнем в преодолении негативных тенденций в обществе станет активная, наступательная пропаганда нравственности и здорового образа жизни, а также приобщение подрастающего поколения к истории и духовным святыням родной земли.
Целью проводимой молодежной политики станет содействие гражданскому становлению и самореализации молодежи, увеличению вклада молодого поколения в экономическое и социальное развитие МО ГО "Сыктывкар".
Приоритетными направлениями в реализации молодежной политики будут:
- создание условий для развития гражданской активности молодежи, развитие и поддержка позитивных форм самоорганизации, самоуправления и самодеятельности;
- формирование механизма самореализации инновационного потенциала молодых граждан.
Важным направлением молодежной политики станет совершенствование профориентационной работы, ввиду значительной миграции молодежи из Сыктывкара за пределы Республики Коми. Учебные заведения и работодатели будут помогать выпускникам школ в выборе по-настоящему перспективных специальностей, которые будут востребованы организациями и предприятиями, расположенными на территории МО ГО "Сыктывкар" и Республики Коми. При этом, вузы будут в опережающем порядке работать на подготовку кадров, востребованных экономикой. С этой целью делается упор на создание в городе опорного классического университета, что позволит сохранить талантливых преподавателей и набрать перспективных студентов, полностью обеспечить кадровую потребность региона и крупных компаний.
Реализация комплекса мероприятий, направленных на активное вовлечение молодого поколения в социально-экономическое развитие МО ГО "Сыктывкар", позволит:
- усовершенствовать систему информационно-консультационной поддержки реализации молодежной политики в городе;
- повысить социальную активность и развить потенциал молодежи в различных сферах общественной жизни и экономической деятельности;
- развить систему мер по выявлению и поддержке талантливой молодежи и продвижению продуктов ее научной и инновационной деятельности;
- обеспечить рост численности молодых людей, входящих в общественные объединения;
- улучшить физическое здоровье и социально-психологическое самочувствие молодежи.
7. Повышение эффективности муниципального управления, повышение информационной открытости муниципального управления, укрепление взаимодействия с институтами гражданского общества
Решение задач Стратегии невозможно без повышения эффективности и качества муниципального управления в МО ГО "Сыктывкар", в том числе в сфере управления муниципальными финансами и имуществом.
Достижение стратегических целей в области экономического развития в современных условиях ограниченности ресурсов подразумевает систему эффективного управления муниципальными финансами. Бюджет МО ГО "Сыктывкар" является инструментом муниципальной экономической политики, направленным на повышение эффективности управления финансово-бюджетной сферой.
Задача обеспечения стабильности и устойчивости бюджета МО ГО "Сыктывкар" будет решаться за счёт составления и исполнения бюджета с учётом принципов сбалансированности, достоверности, результативности и эффективности использования бюджетных средств, безусловного соблюдения требований Бюджетного кодекса, проведения взвешенной долговой политики МО ГО "Сыктывкар".
Создание правовых, административно-процедурных и технологических условий для практического внедрения идеологии бюджетного процесса, увязанного со стратегическим планированием и конечными результатами деятельности органов местного самоуправления послужит фундаментальным условием для перехода на использование механизмов и инструментов эффективного финансового менеджмента в МО ГО "Сыктывкар".
Основными направлениями являются увеличение доходной базы местного бюджета, повышение эффективности бюджетных расходов и оптимизация объема муниципального долга.
Повышение эффективности регулирования имущественных отношений способствует увеличению поступления доходов в бюджет МО ГО "Сыктывкар" от использования муниципальной собственности. С этой целью будут осуществляться:
- проведение сплошной инвентаризации неучтенных объектов недвижимости, расположенных на территории МО ГО "Сыктывкар";
- проведение инвентаризации имущества, находящегося в муниципальной собственности;
- проведение мероприятий по вовлечению в экономический оборот неиспользуемого муниципального имущества и земельных участков.
Для решения задач по повышению эффективности и качества функционирования системы муниципального управления, в целом, будет обеспечено развитие кадрового потенциала органов местного самоуправления МО ГО "Сыктывкар", внедрение современных методов управления кадровыми ресурсами.
Одно из направлений работы с кадрами администрации МО ГО "Сыктывкар" - формирование и проведение антикоррупционной политики, которая является одним из эффективных механизмов противодействия коррупции. Данная политика включает в себя следующие направления:
- формирование организационной основы профилактики коррупционных проявлений;
- формирование правовой основы обеспечения антикоррупционной деятельности;
- организация антикоррупционного образования и пропаганды.
Мероприятия по противодействию коррупции реализуются как в муниципальном образовании городского округа "Сыктывкар", так и в подведомственных ему муниципальных учреждениях и муниципальных унитарных предприятиях, организационно-методическое руководство, координацию и контроль за деятельностью которых осуществляют органы местного самоуправления муниципального образования городского округа "Сыктывкар".
Снижение административных ба
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.