Распоряжение Правительства Республики Коми
от 5 августа 2011 г. N 315-р
21 января 2016 г.
В целях определения основных принципов и приоритетных направлений в сфере развития народных художественных промыслов и ремесел в Республике Коми:
1. Одобрить Основные направления развития народных художественных промыслов и ремесел в Республике Коми на период до 2020 года (далее - Основные направления) согласно приложению.
Распоряжением Правительства Республики Коми от 21 января 2016 г. N 21-р в пункт 2 внесены изменения, вступающие в силу со дня принятия названного распоряжения и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 г.
2. Министерству экономики Республики Коми совместно с органами исполнительной власти Республики Коми обеспечить реализацию задач, предусмотренных Основными направлениями.
Распоряжением Правительства Республики Коми от 21 января 2016 г. N 21-р пункт 3 изложен в новой редакции, вступающей в силу со дня принятия названного распоряжения и распространяющейся на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 г.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Коми, осуществляющего в соответствии с распределением обязанностей координацию работы органов исполнительной власти Республики Коми по вопросам поддержки предпринимательства, малого и среднего бизнеса.
Глава Республики Коми |
В. Гайзер |
Основные направления
развития народных художественных промыслов и ремесел в Республике Коми на период до 2020 года
(одобрены распоряжением Правительства Республики Коми от 5 августа 2011 г. N 315-р)
Введение
Народный художественный промысел - одна из форм народного творчества, деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определенной местности в процессе творческого ручного и (или) механизированного труда мастеров народных художественных промыслов.
Благодаря существованию народных художественных промыслов традиционные виды народного искусства продолжают жить и сегодня, становятся достоянием массового потребителя, органически включаются в обстановку современного жилища, украшают быт людей.
Стратегией экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года, одобренной постановлением Правительства Республики Коми от 27 марта 2006 г. N 45, среди задач, способствующих развитию культуры и искусства, на первый план выступают сохранение народных художественных промыслов, национальных ремесел, создание условий для реализации изделий народных мастеров.
Рост численности предприятий и индивидуальных предпринимателей в сфере народных художественных промыслов и ремесел позволяет решить целый комплекс хозяйственных и социальных задач: от более полного удовлетворения населения товарами народного потребления до снижения уровня безработицы, что является особенно актуальным для отдаленных и труднодоступных населенных пунктов Республики Коми. Данный вид деятельности направлен также на решение проблемы занятости населения, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья, которые в силу различных обстоятельств не способны работать в других секторах народного хозяйства.
Настоящие Основные направления развития народных художественных промыслов и ремесел в Республике Коми на период до 2020 года (далее - Основные направления) разработаны в целях повышения роли народных художественных промыслов и ремесел в социально-экономическом развитии республики, создания новых рабочих мест.
1. Состояние и основные проблемы развития народных художественных промыслов и ремесел
Анализ развития народных художественных промыслов и ремесел в Республике Коми показывает, что в 1980-1990 годах Республика Коми была насыщена товарами народных художественных промыслов и ремесленничества. В это время существовала местная промышленность, создавались новые производства, осваивался выпуск новых товаров. Для изготовления товаров народного потребления использовались местное сырье, а также отходы от основного производства из древесины, кожи и меха. Продукция народных художественных промыслов и ремесел Республики Коми была представлена наряду с продукцией, ввозимой из-за пределов Республики Коми, в торговых предприятиях республики.
Однако дальнейшие рыночные преобразования в обществе негативно отразились на сфере народных художественных промыслов и ремесел. Была нарушена централизованная система сбыта продукции и поставки сырья (материалов), отменены государственные преференции. Сокращение оборотных средств, вызванное инфляционными процессами, невозможность их пополнения в силу недоступности банковских кредитов из-за чрезмерно высоких процентных ставок сделали большинство производителей товаров народных художественных промыслов и ремесел неплатежеспособными. Высокие издержки и низкая конкурентная способность товаров местных мастеров народных художественных промыслов и ремесел по сравнению с завозными товарами привели к свертыванию производства.
На сегодняшний день деятельность в сфере народных художественных промыслов и ремесел в Республике Коми можно охарактеризовать как стихийно развивающуюся. Большинство граждан, занятых производством изделий народных художественных промыслов и ремесел, не зарегистрированы в налоговых органах как хозяйствующие субъекты.
Полулегальное существование и разобщенность ремесленников и народных мастеров, вытекающие из индивидуального характера их труда, отсутствие объединяющих центров народных художественных промыслов и ремесел затрудняют производство товаров.
В силу ряда особенностей предприятия народных художественных промыслов и ремесел имеют небольшие размеры и не превышают параметры, установленные законодательством Российской Федерации для субъектов малого и среднего предпринимательства, что позволяет применять к ним нормативную правовую базу поддержки малого и среднего предпринимательства и взять их под государственную опеку, обеспечивая всемерную поддержку и рост.
Труд мастеров народных художественных промыслов на 80-90 процентов является ручным или осуществляется с применением примитивной технической и технологической оснастки. Это приводит к удорожанию производимых изделий народных художественных промыслов и ремесел, ограничивает объемы и сроки их выпуска. В силу данных обстоятельств конкурентные преимущества изделий местных мастеров существенно снижены по сравнению с продукцией, поступающей в республику из других регионов.
Основными проблемами развития народных художественных промыслов и ремесел являются:
неустойчивый покупательский спрос на продукцию народных художественных промыслов и отсутствие постоянных рынков сбыта как в самой республике, так и за ее пределами;
недостаточные финансовые возможности лиц, заинтересованных в открытии собственного дела в сфере народных художественных промыслов и ремесел;
отсутствие у ремесленников и народных мастеров достаточных экономических и управленческих знаний для участия в рыночных отношениях;
отсутствие развитой инфраструктуры поддержки народных художественных промыслов и ремесел.
2. Цель, задачи развития народных художественных промыслов и ремесел в Республике Коми на период до 2020 года и механизмы их реализации
Главной целью реализации Основных направлений является сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов и ремесел.
Достижение указанной цели потребует решения следующих задач по созданию благоприятных условий для развития и самоорганизации предприятий и индивидуальных предпринимателей, занятых в сфере народных художественных промыслов и ремесел:
2.1. Укрепление и развитие системы кадрового обеспечения.
Система кадрового обеспечения будет включать в себя совокупность образовательных программ, ориентированных на лиц, задействованных в сфере народных художественных промыслов и ремесел.
Указанная система должна предусматривать использование различных методов обучения и привлечения к обучению заинтересованных граждан (в том числе в форме кружков, мастер-классов, "круглых столов", семинаров-практикумов), приемлемых для различных категорий граждан - от учащихся образовательных школ до граждан пенсионного возраста.
Образовательные программы должны быть адаптированы к потенциально возможной категории ее слушателей и нацелены на получение конкретных знаний по различным вопросам, в том числе ведению предпринимательской деятельности, практическому изготовлению изделий народных художественных промыслов и сувенирной продукции, истории народных художественных промыслов республики и другим вопросам, необходимым для осуществления деятельности в сфере народных художественных промыслов и ремесел.
2.2. Организация информационного, консультационного и организационного обеспечения.
Создание постоянно действующего информационного поля, включающего все доступные источники информации (интернет, средства массовой информации, публичные мероприятия, раздача информационных материалов и другие), позволит обеспечить консультационное и организационное сопровождение деятельности в сфере народных художественных промыслов и ремесел. При этом информационное, консультационное и организационное сопровождение должно охватывать максимально возможный круг вопросов - от соблюдения авторского права гражданина до консультаций по вопросам ведения предпринимательской деятельности.
Необходимость комплексного сопровождения наиболее высока на начальной стадии деятельности лиц, задействованных в сфере народных художественных промыслов и ремесел и не владеющих в должной мере знаниями гражданского, налогового, финансового и иного законодательства.
2.3. Содействие развитию инфраструктуры поддержки народных художественных промыслов и ремесел.
Формирование целостной инфраструктуры поддержки народных художественных промыслов и ремесел предусматривает участие как республиканских организаций, способствующих развитию народных художественных промыслов и ремесел в Республике Коми, так и муниципальных организаций. При этом направления деятельности данных организаций могут быть различны - от разработки дизайна и образцов изделий народных художественных промыслов до продвижения выпускаемых изделий в торговой сети.
При реализации данного направления особое внимание будет уделено созданию и обеспечению деятельности общественных и некоммерческих организаций, объединяющих мастеров и ремесленников республики, выражающих их интересы и способствующих развитию народных художественных промыслов и ремесленничества в Республике Коми.
2.4. Оказание поддержки народным художественным промыслам и ремеслам.
Обеспечение возможности получения субъектами, занятыми в сфере народных художественных промыслов и ремесел, поддержки в порядке и на условиях, определенных законодательством, позволит стимулировать развитие народных художественных промыслов и ремесел на территории республики и создаст заинтересованность в данной предпринимательской деятельности.
С целью оценки эффективности оказания поддержки субъектам, занятым в сфере народных художественных промыслов и ремесел, ее результативности для социально-экономического развития республики реализация мер поддержки будет осуществляться в рамках целевых республиканских программ. При этом основная поддержка будет реализовываться в рамках республиканских программ, направленных на развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства.
2.5. Содействие в развитии выставочно-ярмарочной и презентационной деятельности, продвижение изделий народных художественных промыслов и ремесел в торговой сети.
Участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях наряду с развитием презентационной деятельности в сфере народных художественных промыслов и ремесел Республики Коми, а также содействие в продвижении изделий народных художественных промыслов и ремесел в торговой сети являются необходимыми условиями для развития предпринимательства в данной сфере.
Кроме того, демонстрация и продвижение товаров и услуг предприятий народных художественных промыслов и ремесел республики на региональном, межрегиональном и международном рынках будет способствовать расширению и активизации деловых связей.
Наряду с традиционным участием Республики Коми во всероссийских и межрегиональных выставках-ярмарках ("Жар-птица", "Ладья") должно возродиться проведение республиканских выставок-ярмарок изделий народных художественных промыслов и сувенирной продукции, ориентированных на внутренний спрос населения.
Реализация изделий народных художественных промыслов и ремесел Республики Коми должна занять прочный сегмент в торговой сети. Этому будет способствовать продвижение изделий посредством:
размещения торгово-выставочных экспозиций народных художественных промыслов в административных зданиях в целях расширения специализированной товаропроводящей сети;
размещения торговых точек по реализации продукции народных художественных промыслов и ремесел в гостиницах и музеях городов и районов Республики Коми;
создания "Визит-центров" в каждом административном центре республики;
организации размещения точек по реализации сувенирной продукции во время проведения республиканских публичных мероприятий;
реализации изделий народных художественных промыслов и ремесел на "ярмарках выходного дня";
организации выставок изделий народных художественных промыслов и ремесел при представительствах Республики Коми в городах Москве и Санкт-Петербурге.
2.6. Развитие межрегионального и международного сотрудничества в сфере народных художественных промыслов и ремесел.
Развитие межрегионального и международного сотрудничества в сфере народных художественных промыслов и ремесел рассматривается как одна из задач, решение которой будет способствовать развитию данного вида деятельности на территории Республики Коми. Налаженные межрегиональные и международные отношения будут не только способствовать продвижению изделий народных художественных промыслов и ремесел Республики Коми за пределами республики, но и позволят осуществлять обмен опытом по вопросам развития и поддержки народных художественных промыслов и ремесленничества.
Кроме того, наличие постоянного потока въездных туристов и приезжающих в республику граждан обеспечит регулярный спрос на изделия народных художественных промыслов и сувенирной продукции.
Самобытность и принадлежность к традиционной культуре финно-угорских народов позволит Республике Коми участвовать в международных проектах, реализуемых международными организациями финно-угорских стран и регионов, стран Баренцева региона.
Для реализации поставленных задач развития народных художественных промыслов и ремесел предполагается использование следующих механизмов:
1) совершенствование нормативного правового обеспечения субъектов ремесленной деятельности и народных художественных промыслов;
2) использование программно-целевого метода;
3) взаимодействие органов исполнительной власти Республики Коми и органов местного самоуправления в Республике Коми посредством использования механизма соглашений.
3. Этапы и ожидаемые результаты реализации Основных направлений
Реализация мероприятий Основных направлений будет осуществляться в три этапа:
I этап - 2011-2013 годы;
II этап - 2014-2017 годы;
III этап - 2018-2020 годы.
Первый этап (2011-2013 годы) является организационно-подготовительным. На данном этапе будут выработаны инструменты и механизмы для достижения поставленной цели.
На этом этапе планируется:
сформировать необходимую нормативно-правовую базу в сфере народных художественных промыслов и ремесел;
определить основные методологические подходы народных художественных промыслов и ремесел;
создать культурно-туристический кластер на базе Финно-угорского этнокультурного парка, включающего в том числе производство и реализацию изделий народных художественных промыслов и ремесел в Республике Коми, сувенирной продукции.
Второй этап (2014-2017 годы) является определяющим и направлен на реализацию нескольких региональных программ, охватывающих сферу народных художественных промыслов и ремесел. В это# период планируется:
наладить систему партнерства и конструктивного взаимодействия органов государственной власти, организаций, общественных объединений и других субъектов, осуществляющих свою деятельность в сфере народных художественных промыслов и ремесел;
создать предпосылки и условия для активного позиционирования изделий народных художественных промыслов и ремесел Республики Коми как внутри республики, так и за ее пределами;
внедрить информационно-коммуникационные технологии.
Данный этап будет характеризоваться динамичным развитием сферы народных художественных промыслов и ремесел, ее активной выставочно-ярмарочной деятельностью и продвижением в торговой сети.
Третий этап (2018-2020 годы) является основным, в котором будет сформирована комплексная система мер поддержки сферы народных художественных промыслов и ремесел, реализуемых на республиканском и муниципальном уровнях. Данная система будет затрагивать все необходимые аспекты, способствующие становлению и развитию сферы народных художественных промыслов и ремесел.
Реализация Основных направлений в Республике Коми позволит:
обеспечить создание необходимого нормативно-правового поля в сфере народных художественных промыслов и ремесел;
сформировать сектор малого и среднего предпринимательства в сфере народных художественных промыслов и ремесел, который будет далее функционировать в режиме самоорганизации и саморазвития;
наладить товаропроводящую систему изделий народных художественных промыслов и ремесел;
создать "Визит-центры" в местах, наиболее посещаемых туристами.
К 2020 году ожидается:
1) создание не менее 100 субъектов хозяйствующей деятельности, специализирующихся на выпуске изделий народных художественных промыслов и сувенирной продукции и (или) осуществляющих виды ремесленной деятельности в соответствии с Перечнем видов ремесленной деятельности в Республике Коми, утвержденным постановлением Правительства Республики Коми от 16 февраля 2011 г. N 16;
2) создание не менее 20 "Визит-центров" в Республике Коми;
3) увеличение не менее чем в три раза объемов товарооборота изделий народных художественных промыслов и ремесел Республики Коми.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В целях повышения роли народных художественных промыслов и ремесел в социально-экономическом развитии республики, создания новых рабочих мест на период до 2020 года определены основные направления развития народных художественных промыслов и ремесел в Республике Коми.
Главная цель - сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов и ремесел. Для этого необходимы укрепление и развитие системы кадрового обеспечения, организация информационного, консультационного и организационного обеспечения, содействие развитию инфраструктуры поддержки народных художественных промыслов и ремесел, оказание поддержки народным художественным промыслам и ремеслам, содействие в развитии выставочно-ярмарочной и презентационной деятельности, продвижение изделий народных художественных промыслов и ремесел в торговой сети, а также развитие межрегионального и международного сотрудничества в сфере народных художественных промыслов и ремесел.
К 2020 году планируется создать не менее 100 субъектов хозяйствующей деятельности, специализирующихся на выпуске изделий народных художественных промыслов и сувенирной продукции, увеличив при этом не менее чем в три раза объемов товарооборота.
Распоряжение Правительства Республики Коми от 5 августа 2011 г. N 315-р
Текст распоряжения официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Правительства Республики Коми от 30 сентября 2019 г. N 370-р
Изменения вступают в силу с 30 сентября 2019 г.
Распоряжение Правительства Республики Коми от 16 июля 2018 г. N 321-р
Распоряжение Правительства Республики Коми от 21 января 2016 г. N 21-р
Изменения вступают в силу со дня принятия названного распоряжения и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 г.