Конституционный Суд Республики Коми в составе председательствующего В.В. Кретова, судей М.Г. Аграновича, А.В. Проскурова, П.Ф. Пунегова, с участием заявителей Е.В. Епифанова и В.А. Кузнецовой, представителя Государственного Совета Республики Коми А.В. Турковой - начальника отдела социального законодательства Правового управления Аппарата Государственного Совета Республики Коми, представителей Главы Республики Коми А.В. Денисова - начальника отдела государственной службы Управления государственной гражданской службы Республики Коми, В.Г. Томовой - консультанта-эксперта отдела конституционного законодательства и государственного строительства Государственно-правового управления Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми,
руководствуясь частью третьей статьи 96 Конституции Республики Коми, пунктом 2 части первой статьи 3, статьями 32, 90, 91, 92 и 93 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности пункта 2 части первой статьи 1, пункта 4 части первой статьи 9, пункта 2 статьи 11 Закона Республики Коми от 04 мая 2008 года N 48-РЗ "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Республики Коми" и абзаца первого пункта 2 Постановления Верховного Совета Республики Коми и Совета Министров Республики Коми от 15 февраля 1994 года N 63-13сп "О государственной службе Республики Коми".
Поводом к рассмотрению явились жалобы граждан Е.В. Епифанова и В.А. Кузнецовой о нарушении их конституционного права на пенсионное обеспечение за выслугу лет как лиц, замещавших руководящие должности в государственных учреждениях Республики Коми.
Основанием к рассмотрению явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Коми оспариваемые нормативные положения.
Заслушав сообщение судьи-докладчика М.Г. Аграновича, выступления участников процесса, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Коми установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Республики Коми гражданин Е.В. Епифанов оспаривает конституционность положений пункта 2 части первой статьи 1 и пункта 4 части первой статьи 9 Закона Республики Коми от 04 мая 2008 года N 48-РЗ "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Республики Коми", которые устанавливают условия назначения пенсии государственным служащим за выслугу лет и основания прекращения выплаты этой пенсии. Кроме того, им оспаривается конституционность абзаца первого пункта 2 Постановления Президиума Верховного Совета Республики Коми и Совета Министров Республики Коми от 15 февраля 1994 года N 63-13сп "О государственной службе Республики Коми", которым все лица, занимающие должности в республиканских органах представительной и исполнительной власти, признаны находящимися на государственной службе Республики Коми.
В жалобе гражданки В.А. Кузнецовой ставится вопрос о неконституционности пункта второго статьи 11 Закона Республики Коми от 04 мая 2008 года N 48-РЗ "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Республики Коми", предусматривающего, что лицам, которым на день вступления в силу настоящего Закона назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Республики Коми "О государственной службе Республики Коми", выплата пенсии за выслугу лет, изменение размера пенсии за выслугу лет, приостановление, возобновление, прекращение и восстановление выплаты пенсии за выслугу лет осуществляется в соответствии с настоящим Законом.
По мнению заявителей, указанные нормативные положения не соответствуют требованиям статей 16, 17, 18 и 40 Конституции Республики Коми, так как противоречат принципу равенства всех перед законом и нарушают их право на пенсионное обеспечение за выслугу лет. Эти нормы лишают граждан, работавших в сфере государственной власти республики до вступления в силу законоположений о государственной службе и социальном обеспечении государственных служащих в силу, права получать надбавку к пенсии либо пенсию государственного служащего за выслугу лет на равных условиях с лицами, замещавшими государственные должности на день вступления этих норм в действие.
1.1. При рассмотрении дела установлено, что гражданин Е.В. Епифанов с 01 мая 1977 года по 22 ноября 1993 года занимал государственные должности врача-инспектора, заведующего отделом здравоохранения Ухтинского горисполкома и Министра здравоохранения Республики Коми. Приказом Министерства здравоохранения Республики Коми от 29 сентября 2000 года N 135 ему была установлена ежемесячная доплата к государственной пенсии как лицу, замещавшему государственные должности.
Гражданка В.А. Кузнецова с 02 июля 1968 года по 01 октября 1990 года работала сначала в органах прокуратуры, а в дальнейшем на государственных должностях в Управлении Делами Совета Министров Коми АССР. Приказом Руководителя Администрации Главы Республики Коми от 27 ноября 2000 года N 279 ей была установлена ежемесячная доплата к государственной пенсии.
Последующими изменениями Закона эта доплата стала выплачиваться заявителям в виде пенсии за выслугу лет (подпункт 2 пункта 2 статьи 1 Закона Республики Коми от 26 декабря 2005 года N 168-РЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Республики Коми о государственной службе Республики Коми").
Распоряжением Главы Республики Коми от 01 апреля 2010 года N 186-р выплата пенсии заявителям была прекращена как лицам, не имеющим статуса государственного служащего, а следовательно, не имеющим права на соответствующее пенсионное обеспечение.
1.2. Согласно статье 91 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" жалоба на нарушение нормативным правовым актом конституционных прав и свобод допустима, если этот акт затрагивает конституционные права и свободы граждан, применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем нормативный правовой акт.
Выплата пенсии за выслугу лет прекращена заявителям на основании Закона Республики Коми от 04 мая 2008 года N 48-РЗ "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Республики Коми". Обращение В.А. Кузнецовой в суд общей юрисдикции по поводу необоснованного прекращения выплаты оставлено без удовлетворения всеми судебными инстанциями. Аналогичный иск Е.В. Епифанова находится на рассмотрении в Сыктывкарском городском суде Республики Коми. Таким образом, указанный выше Закон прямым образом затрагивает права заявителей, непосредственно применен в их деле, поэтому требование о конституционной проверке Закона является допустимым и подлежит рассмотрению Конституционным Судом Республики Коми.
1.3. Вместе с тем жалоба Е.В. Епифанова о проверке конституционности положений абзаца первого пункта 2 Постановления Президиума Верховного Совета Республики Коми и Совета Министров Республики Коми от 15 февраля 1994 года N 63-13сп "О государственной службе Республики Коми" не может быть рассмотрена. Делопроизводство в этой части подлежит прекращению по основаниям, изложенным в статье 63 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми".
Суд прекращает производство по делу, если в ходе его заседания будут выявлены основания для отказа в принятии обращения к производству.
Обжалуемый нормативный акт утратил силу, что является основанием для отказа в принятии жалобы (часть вторая статьи 39 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми). Отношения, которые регулировались этой нормой, были направлены на организацию государственной службы в Республике Коми и пенсионных прав заявителя не касались.
1.4. Конституционный Суд Республики Коми в силу части второй и части третьей статьи 3 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" в ходе конституционного судопроизводства решает исключительно вопросы права, воздерживаясь от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов, поэтому предметом рассмотрения по настоящему делу является проверка конституционности пункта 2 части первой статьи 1, пункта 4 части первой статьи 9 и пункта 2 статьи 11 Закона Республики Коми от 4 мая 2008 года N 48-РЗ "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Республики Коми" в части нарушения этими нормами гражданских прав заявителей на пенсионное обеспечение.
2. В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации и статьей 40 Конституции Республики Коми каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. При реализации конституционных гарантий должен соблюдаться принцип равенства всех перед законом и неприемлемость издания законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина (статьи 16, 17 и 18 Конституции Республики Коми).
Пунктом "ж" части первой статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы, в соответствии с которыми субъекты Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование. Законы и иные правовые акты Республики Коми не могут противоречить законам, принятым федеральными органами государственной власти в соответствии с полномочиями Российской Федерации (часть 1 статьи 65 Конституции Республики Коми). Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти (статья 73 Конституции Российской Федерации).
2.1. Под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Она включает в себя федеральную государственную службу, находящуюся в ведении Российской Федерации, государственную службу субъектов Российской Федерации, находящуюся в их ведении, и основана на единстве основных требований, предъявляемых к государственной службе (статьи 3 и 6 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Государственному служащему гарантируется пенсия за выслугу лет, которая назначается в соответствии с Федеральным законом (пункт 11 части первой статьи 52 того же Федерального закона). Такой закон до настоящего времени не принят.
Президент Российской Федерации, являясь гарантом Конституции Российской Федерации и обеспечивая согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, издает указы, восполняющие пробелы в правовом регулировании, по вопросам, требующим законодательного решения, при условии, что такие указы не противоречат Конституции Российской Федерации и федеральным законам, а их действие во времени ограничивается периодом до принятия соответствующих законодательных актов (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 апреля 1996 года N 11-П).
Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года N 854 "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих", лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих, высвобождаемым в связи с прекращением полномочий, увольнением с федеральной государственной службы в случае ликвидации или реорганизации федеральных органов исполнительной власти, а также в связи с выходом на государственную пенсию, установлена ежемесячная доплата к государственной пенсии.
Этим же Указом субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано установить соответствующие социальные гарантии с учетом положений Указа за счет собственных средств. В дальнейшем эти рекомендации были закреплены законодательно в пункте 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
2.2. В Республике Коми вопросы назначения пенсии за выслугу лет государственным служащим впервые были подробно урегулированы Законом Республики Коми от 25 марта 1996 года N 12-РЗ "О государственной службе Республики Коми" с изменениями и дополнениями.
Согласно статье 19 и части пятой статьи 28 настоящего Закона (в редакции Закона Республики Коми от 09 декабря 1996 года N 40-РЗ) лица, замещающие и замещавшие ранее государственные должности Республики Коми и должности государственных служащих, уволившиеся с государственной службы или достигшие пенсионного возраста после 01 февраля 1996 года, имели право на ежемесячную доплату к государственной пенсии, в том числе и назначенной в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".
Право на указанную доплату имели и лица, которым на день вступления в силу упомянутого Закона была установлена пенсия за выслугу лет в соответствии с пунктом 19 Положения о государственной службе Республики Коми, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Совета Республики Коми и Совета Министров Республики Коми от 15 февраля 1994 года N 63-13сп.
Последующая правовая регламентация вопросов назначения и выплаты пенсии за выслугу лет нашла свое отражение в Законе Республики Коми от 04 мая 2008 года N 48-РЗ "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Республики Коми".
В соответствии со статьей 1 настоящего Закона право на пенсию за выслугу лет имеют лица, замещавшие должности государственной гражданской службы Республики Коми, предусмотренные Реестром должностей государственной гражданской службы Республики Коми, при наличии стажа такой службы не менее 12,5 лет у мужчин и 10 лет у женщин и при условии увольнения с государственной гражданской службы Республики Коми по основаниям, перечисленным в настоящем Законе.
Пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", либо к досрочно оформленной трудовой пенсии по старости в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
3. Оспаривая конституционность пункта 2 части первой статьи 1, пункта 4 части первой статьи 9 и пункта 2 статьи 11 Закона Республики Коми "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Республики Коми", заявители полагают, что, определяя необходимым условием для назначения пенсии за выслугу лет увольнение гражданина непосредственно с государственной гражданской службы и устанавливая основания прекращения выплаты пенсии за выслугу лет без указания категории государственных служащих, подпадающих под действие Закона, законодатель, тем самым, распространяет действие Закона и на правоотношения, возникшие до его издания, лишая их права получать законно назначенную пенсию за выслугу лет.
3.1. Вопрос конституционности нормативных актов в области регулирования правоотношений государственной службы, в том числе, в области пенсионного обеспечения государственных служащих, неоднократно являлся предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации и Конституционного Суда Республики Коми. Правовые позиции, изложенные в их судебных решениях, сохраняют юридическую силу и подлежат применению.
В рамках действующего правового регулирования полномочие по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения граждан, замещавших должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, возложено федеральным законодателем на субъекты Российской Федерации, которые - впредь до принятия федерального закона, устанавливающего общие для всех граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, порядок пенсионного обеспечения этой категории граждан, обладают полномочием самостоятельно устанавливать такой порядок за счет собственных бюджетных средств, предусматривая различные виды социальных гарантий, в том числе в виде установления пенсии за выслугу лет (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 02 апреля 2009 года N 473-О-О).
Правовая природа пенсии за выслугу лет государственным служащим Республики Коми свидетельствует, что такого рода пенсия, при наличии у государственного служащего определенного стажа государственной службы (выслуги лет), является дополнительным обеспечением бывших государственных служащих республики, предоставляемым им за счет средств бюджета Республики Коми, а потому законодатель субъекта Российской Федерации вправе устанавливать особые правила предоставления такой пенсии государственным служащим, корректировать эти правила, устанавливать круг лиц, на которых правила распространяются, и определять основания прекращения выплаты пенсии.
При этом конституционное право заявителей на социальное обеспечение, провозглашенное в статье 39 Конституции Российской Федерации и статье 40 Конституции Республики Коми, не может быть нарушено, поскольку гарантировано Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Как отметил Конституционный Суд Республики Коми в своем Постановлении от 28 мая 2009 года, принятом по результатам рассмотрения запроса Сыктывкарского городского суда, специфика государственной службы Республики Коми, как профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, представляет собой правовой статус государственных служащих в трудовых отношениях. Регламентируя правовое положение государственных служащих, порядок поступления на государственную службу и ее прохождения, государство вправе устанавливать в этой сфере и особые правила, которые могут носить и ограничительный характер.
Настоящая правовая позиция в полной мере касается вопроса дополнительного материального стимулирования труда государственных служащих в форме пенсионного обеспечения за выслугу лет. Такое стимулирование носит универсальный характер, регулируемые им вопросы не выходят за рамки полномочий субъекта, касается всех без исключения государственных служащих Республики Коми, а потому не нарушает конституционных требований о равенстве прав и свобод граждан республики.
Заявители прекратили работу в государственных органах Республики Коми до введения в республике института государственной службы, предусматривающего соответствующее социальное обеспечение государственных служащих, и при этом считают, что выполняемая ими до увольнения работа соответствовала статусу государственного служащего, поэтому сфера действия обжалуемого Закона должна касаться и их интересов.
Однако такому пониманию препятствуют приведенные выше нормы Закона Республики Коми от 25 марта 1996 года N 12-РЗ "О государственной службе Республики Коми", положения пункта 2 части первой статьи 1 Закона "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Республики Коми", предусматривающие, что одним из оснований назначения пенсии за выслугу лет является увольнение именно с государственной службы. Вопрос же о расширении круга субъектов рассматриваемых правоотношений не подлежит конституционной проверке, так как является исключительной компетенцией законодателя.
Проверяемый Закон не противоречит и требованиям федерального законодательства в области государственной службы, поскольку действующие законы Российской Федерации регламентируют социальное обеспечение только федеральных государственных служащих и не касаются социального обеспечения государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации. В этом случае допускаются некоторые отличия в правовом регулировании, если такие отличия не противоречат конституционным требованиям.
На основании изложенного, Конституционный Суд Республики Коми приходит к выводу, что положения пункта 2 части первой статьи 1, пункта 4 части первой статьи 9 и пункта 2 статьи 11 Закона Республики Коми от 04 мая 2008 года N 48-РЗ "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Республики Коми" соответствуют требованиям статей 16, 17, 18 и 40 Конституции Республики Коми.
Руководствуясь частью третьей статьи 96 Конституции Республики Коми, статьями 66, 67, 68, 69, 93 и 94 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", Конституционный Суд Республики Коми постановил:
1. Признать пункт 2 части первой статьи 1, пункт 4 части первой статьи 9 и пункт 2 статьи 11 Закона Республики Коми от 04 мая 2008 года N 48-РЗ "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Республики Коми" не противоречащими Конституции Республики Коми, ее статьям 16, 17, 18 и 40.
2. Производство по жалобе Е.В. Епифанова о проверке конституционности абзаца первого пункта 2 Постановления Президиума Верховного Совета Республики Коми и Совета Министров Республики Коми от 15 февраля 1994 года N 63-13сп "О государственной службе Республики Коми" прекратить.
3. Согласно статье 73 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее Постановление является окончательным, не подлежащим обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
4. Согласно статье 72 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" данное Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в "Ведомостях нормативных актов органов государственной власти Республики Коми" и газете "Республика".
Конституционный Суд |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Республики Коми от 30 июня 2011 г. "По делу о проверке конституционности пункта 2 части первой статьи 1, пункта 4 части первой статьи 9, пункта 2 статьи 11 Закона Республики Коми от 04 мая 2008 года N 48-РЗ "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Республики Коми" и абзаца первого пункта 2 Постановления Президиума Верховного Совета Республики Коми и Совета Министров Республики Коми от 15 февраля 1994 года N 63-13сп "О государственной службе Республики Коми" по жалобам граждан Епифанова Евгения Васильевича и Кузнецовой Веры Антоновны"
Текст постановления опубликован в газете "Республика" от 12 июля 2011 г. N 129-130