Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Основные направления
бюджетной и налоговой политики Республики Коми на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов
(одобрены постановлением Правительства Республики Коми от 30 сентября 2011 г. N 428)
Настоящие Основные направления бюджетной и налоговой политики Республики Коми на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов разработаны в соответствии с положениями статьи 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьи 71 Закона Республики Коми "О бюджетной системе и бюджетном процессе в Республике Коми".
Концепция бюджетной и налоговой политики Республики Коми определена в соответствии с основными положениями Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 29 июня 2011 года "О бюджетной политике в 2012 - 2014 годах", основана на приоритетах, определяемых Стратегией экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года, одобренной постановлением Правительства Республики Коми от 27 марта 2006 г. N 45.
I. Основные итоги бюджетной и налоговой политики Республики Коми за 2010 год и первое полугодие 2011 года
Несмотря на сложные экономические условия в Республике Коми в течение 2010 года сохранялась достаточно стабильная социально-экономическая ситуация. Активизация производственной деятельности организаций в Республике Коми способствовала улучшению ситуации в финансовой сфере - по сравнению с 2009 годом значительно вырос общий объем налоговых и неналоговых поступлений в республиканский бюджет Республики Коми, существенно снизилась задолженность организаций в бюджеты бюджетной системы Республики Коми, сократился объем государственного долга Республики Коми.
В 2011 году позитивные тенденции социально-экономического развития Республики Коми продолжились.
С целью сохранения социальной и экономической стабильности в Республике Коми, создания предпосылок для полного преодоления кризисных явлений в Республике Коми, восстановления тенденции экономического роста Правительством Республики Коми в 2010 году и первом полугодии 2011 года предпринят ряд следующих мер:
исполнены публичные нормативные обязательства в полном объеме, установленном законами Республики Коми о республиканском бюджете Республики Коми на соответствующий финансовый год;
реализованы установленные законодательством меры социальной поддержки населения с одновременным повышением адресности социальной помощи;
обеспечено повышение заработной платы работникам бюджетной сферы и ее своевременная выплата, бесперебойное функционирование учреждений образования, здравоохранения, культуры и спорта, социального обслуживания населения;
изменен срок уплаты транспортного налога налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, для упрощения взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков;
предоставлено право на налоговые льготы по налогу на прибыль и налогу на имущество организациям, внедряющим инновационные проекты в экономику Республики Коми; хозяйственным обществам, созданным бюджетными научными учреждениями и высшими учебными заведениями; хозяйствующим субъектам, оказывающим благотворительные пожертвования на развитие социально-культурной сферы республики, финансирующим объекты инженерной, социальной и коммунально-бытовой инфраструктуры Республики Коми, участвующим в финансировании республиканских целевых программ, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Коми; негосударственным дошкольным образовательным учреждениям (организациям);
предусмотрены новые формы государственной поддержки инновационной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;
привлечены дополнительные средства федерального бюджета на оказание государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства;
заключены новые соглашения между Правительством Республики Коми и крупными компаниями, работающими на территории Республики Коми, направленные на конструктивное взаимовыгодное сотрудничество;
создана организация инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства открытого акционерного общества "Гарантийный фонд Республики Коми", обеспечивающая предоставление гарантий (поручительств) по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства;
предоставлены новые виды кредитов муниципальным образованиям в Республике Коми на частичное покрытие дефицитов местных бюджетов сроком до трех лет;
продолжена работа с международными рейтинговыми агентствами по присвоению и поддержанию международных долгосрочных и краткосрочных кредитных рейтингов и национального долгосрочного рейтинга Республики Коми;
в рамках формирования региональной нормативной правовой базы, определяющей приоритеты государственно-частного партнерства на территории Республики Коми, принят Закон Республики Коми "Об участии Республики Коми в государственно-частном партнерстве";
созданы условия для развития в Республике Коми туристической деятельности;
реализованы мероприятия в рамках Регионального соглашения по социально-экономическим вопросам между Правительством Республики Коми, Федерацией профсоюзов Республики Коми и Союзом промышленников, предпринимателей и работодателей Республики Коми на 2010-2011 годы, способствующие преодолению кризисных явлений в экономическом и социальном развитии Республики Коми.
В целях повышения результативности и эффективности использования средств республиканского бюджета Республики Коми проводится работа по следующим направлениям:
реализуется комплекс мероприятий, предусмотренных Программой Правительства Республики Коми по повышению эффективности бюджетных расходов Республики Коми на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства Республики Коми от 31 декабря 2010 г. N 613-р;
осуществляются мероприятия по совершенствованию правового положения государственных учреждений Республики Коми, предусмотренные планом мероприятий по реализации Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", утвержденным распоряжением Правительства Республики Коми от 17 июня 2010 г. N 250-р;
осуществляется постепенный переход к программному принципу формирования республиканского бюджета Республики Коми.
В то же время в бюджетной сфере сохраняется ряд следующих проблем:
низкий уровень использования на практике новых механизмов оказания и финансового обеспечения государственных услуг;
инерция планирования и увеличения расходов без оценки их реальной отдачи и соответствия намеченным стратегическим целям государственной политики;
наличие имеющихся к возврату сумм излишне уплаченных налогов;
сохранение значительного объема задолженности организаций по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
II. Цель и основные задачи бюджетной и налоговой политики Республики Коми на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов
Бюджетная и налоговая политика Республики Коми в 2012 - 2014 годах направлена на обеспечение условий для устойчивого экономического роста, повышение уровня и качества жизни граждан в Республике Коми.
Достижение поставленной цели будет обеспечено за счет решения следующих основных задач:
обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Республики Коми;
внедрение с 2012 года программно-целевых принципов организации деятельности органов исполнительной власти Республики Коми и органов местного самоуправления в Республике Коми;
обеспечение качества и доступности государственных и муниципальных услуг, предоставляемых юридическим и физическим лицам в Республике Коми;
развитие государственного финансового и внутреннего контроля;
совершенствование инструментов управления и контроль на всех стадиях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Республики Коми.
Приоритетными направлениями бюджетной политики в 2012-2014 годах будут:
переход к долгосрочному финансовому планированию и утверждению республиканского бюджета Республики Коми на трехлетний период;
формирование и утверждение государственных программ Республики Коми и переход к программно-целевому принципу формирования бюджетов бюджетной системы Республики Коми;
повышение доступности и качества государственных и муниципальных услуг, в том числе за счет формирования оптимальной сети государственных (муниципальных) учреждений;
создание Дорожного фонда Республики Коми.
В среднесрочной перспективе необходимо осуществление мер, направленных на решение следующих поставленных задач:
2.1. Обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Республики Коми
Сбалансированность и устойчивость республиканского бюджета Республики Коми будет обеспечена за счет реализации мероприятий по следующим направлениям:
1) дальнейшее совершенствование законодательства Республики Коми о налогах и сборах в части пересмотра установленных ставок налогов на основе анализа эффективности действующих налоговых ставок;
2) повышение ликвидности республиканского бюджета Республики Коми:
эффективное управление временно свободными средствами республиканского бюджета Республики Коми;
обеспечение принятия новых расходных обязательств только в пределах реальных возможностей по их финансовому обеспечению в условиях долгосрочной сбалансированности республиканского бюджета Республики Коми;
3) переход от среднесрочного финансового плана к долгосрочному финансовому планированию и утверждению республиканского бюджета Республики Коми на трехлетний период;
4) создание условий для развития и модернизации экономики, расширения налогового потенциала Республики Коми и увеличения наполняемости доходной базы республиканского бюджета Республики Коми:
а) повышение инвестиционной привлекательности экономики:
государственная поддержка субъектов инвестиционной деятельности различных организационно-правовых форм и видов деятельности;
осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства инженерной и социальной инфраструктуры за счет средств республиканского бюджета Республики Коми, в том числе путем предоставления субсидий местным бюджетам на строительство и реконструкцию объектов, находящихся в муниципальной собственности;
использование средств Дорожного фонда Республики Коми в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования Республики Коми (за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального значения);
привлечение средств федерального бюджета для финансирования строек и объектов в рамках долгосрочных федеральных целевых программ и не включенных в указанные программы на территории Республики Коми;
разработка нормативной правовой базы, регулирующей процесс создания и использования промышленных (инвестиционных) площадок и индустриальных (технологических) парков на территории Республики Коми; создание единой информационной базы свободных промышленных (инвестиционных) площадок на территории Республики Коми, на которых возможна реализация инвестиционных проектов;
сотрудничество с международными рейтинговыми агентствами с целью присвоения и поддержания кредитных рейтингов Республики Коми и национального долгосрочного рейтинга Республики Коми;
б) развитие государственно-частного партнерства в Республике Коми:
разработка и совершенствование нормативной правовой базы по вопросам организации участия Республики Коми в реализации проектов государственно-частного партнерства;
реализация принятых и заключение новых соглашений, направленных на конструктивное взаимовыгодное сотрудничество между Правительством Республики Коми и крупными системообразующими компаниями, осуществляющими деятельность на территории Республики Коми;
организация заседаний межведомственных комиссий при Экономическом Совете Республики Коми с участием представителей системообразующих и других организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Коми, в целях подготовки рекомендаций и предложений по реализации государственной политики, направленной на обеспечение устойчивого экономического и социального развития Республики Коми;
стратегическое партнерство Правительства Республики Коми с инвестиционными и федеральными институтами развития, взаимодействие Правительства Республики Коми с федеральными органами исполнительной власти при реализации значимых экономических и социальных проектов в Республике Коми и развитие государственно-частного партнерства на территории Республики Коми;
взаимодействие с Центром государственно-частного партнерства государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" по формированию Программы типовых региональных проектов государственно-частного партнерства;
реализация мероприятий, направленных на развитие эффективной системы кадрового обеспечения организаций в Республике Коми, способной обеспечить успешное функционирование отраслей экономики Республики Коми;
проведение согласованной социально-экономической политики в рамках Регионального соглашения по социально-экономическим вопросам между Правительством Республики Коми, Федерацией профсоюзов Республики Коми и Союзом промышленников, предпринимателей и работодателей Республики Коми, способствующей обеспечению в республике социальной стабильности;
в) активизация научно-технической и инновационной деятельности:
поддержка реализации научных проектов и прикладных научных исследований на территории Республики Коми;
государственная поддержка действующих и вновь созданных субъектов инновационной деятельности;
содействие кадровому обеспечению в инновационной сфере;
содействие созданию инновационной инфраструктуры на территории Республики Коми;
г) совершенствование системы льготного налогообложения, стимулирующей вложение средств хозяйствующими субъектами в развитие экономики Республики Коми (в том числе посредством участия в реализации долгосрочных республиканских целевых и муниципальных целевых программ), повышающей эффективность функционирования и развития инфраструктуры социальной сферы Республики Коми, социальную защищенность населения Республики Коми, с применением формализованных критериев оценки эффективности предоставления налоговых льгот;
д) увеличение доходов от распоряжения государственным имуществом Республики Коми:
повышение эффективности использования государственной собственности Республики Коми за счет эффективного управления государственным имуществом Республики Коми, в том числе акциями, находящимися в государственной собственности Республики Коми;
проведение анализа использования государственного имущества Республики Коми, переданного в оперативное управление и хозяйственное ведение, с целью изъятия в установленном порядке излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению государственного имущества Республики Коми, вовлечения в оборот временно неиспользуемого государственного имущества Республики Коми;
обеспечение контроля за использованием и сохранностью государственного имущества Республики Коми;
оптимизация количества государственных унитарных предприятий Республики Коми и пакетов акций открытых акционерных обществ, акции которых принадлежат Республике Коми;
е) содействие сокращению задолженности и недоимки по платежам в республиканский бюджет Республики Коми:
взаимодействие в рамках межведомственных комиссий с основными плательщиками налогов в республиканский бюджет Республики Коми в целях обеспечения своевременного и полного выполнения ими налоговых обязательств;
проведение своевременной работы главными администраторами доходов республиканского бюджета Республики Коми с неплательщиками арендных платежей по принудительному взысканию задолженности;
5) обеспечение соответствия объема государственного долга Республики Коми и его структуры финансовым возможностям Республики Коми по его обслуживанию и погашению;
6) реализация Плана мероприятий Программы Правительства Республики Коми по повышению эффективности бюджетных расходов Республики Коми на период до 2012 года;
7) развитие единой интегрированной информационной системы управления общественными финансами; модернизация отдельных этапов бюджетного процесса, внедрение новых информационных технологий, позволяющих обеспечить более высокий уровень бюджетного планирования и финансового контроля;
8) предоставление из республиканского бюджета Республики Коми бюджетных кредитов местным бюджетам;
9) обеспечение повышения прозрачности бюджетного процесса:
а) проведение публичных слушаний по проекту закона Республики Коми о республиканском бюджете Республики Коми;
б) подготовка нормативной правовой базы по процедуре проведения и проведение публичных слушаний по проекту закона Республики Коми об исполнении республиканского бюджета Республики Коми за отчетный финансовый год;
10) проведение на регулярной основе мониторинга качества управления финансами и платежеспособности городских округов и муниципальных районов в Республике Коми;
11) в целях финансового обеспечения расходных обязательств республиканского бюджета Республики Коми продолжение работы по формированию Резервного фонда Республики Коми;
12) повышение значимости выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований по сравнению с субсидированием и одновременно усиление ответственности за выполнение показателей оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления.
2.2. Внедрение с 2012 года программно-целевых принципов организации деятельности органов исполнительной власти Республики Коми и органов местного самоуправления в Республике Коми
Выполнение задачи будет осуществляться за счет реализации мероприятий по следующим направлениям:
1) переход к программной структуре расходов республиканского бюджета Республики Коми:
формирование и утверждение порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Коми;
формирование и утверждение перечня государственных программ Республики Коми;
разработка и реализация государственных программ Республики Коми;
2) интеграция бюджетного планирования в процесс формирования и реализации долгосрочной стратегии развития Республики Коми:
проведение анализа республиканских целевых программ и стратегических документов социально-экономического развития Республики Коми на предмет взаимного соответствия целей и задач на долгосрочную и среднесрочную перспективу;
подготовка предложений по внесению изменений в Стратегию экономического и социального развития Республики Коми.
2.3. Обеспечение качества и доступности государственных услуг, предоставляемых юридическим и физическим лицам в Республике Коми
Выполнение задачи будет осуществляться за счет реализации мероприятий по следующим направлениям:
1) создание условий для развития конкуренции государственных учреждений Республики Коми с негосударственными, прежде всего с социально ориентированными некоммерческими организациями;
2) дальнейшее совершенствование системы оплаты труда работников организаций бюджетной сферы Республики Коми, направленное на обеспечение реального роста заработной платы с учетом оптимизации структуры занятости и реализацию стимулирующей функции заработной платы работников организаций бюджетной сферы;
3) планирование бюджетных ассигнований на предоставление государственных услуг на основе показателей государственного задания и нормативных затрат, утвержденных органами исполнительной власти Республики Коми, а также результатов мониторинга потребности в государственных услугах, основанных на статистических данных о численности населения в Республике Коми;
4) создание системы управления качеством предоставляемых государственных услуг, предполагающей разработку и утверждение стандартов предоставления государственных услуг юридическим и физическим лицам в Республике Коми и оценку соответствия качества предоставляемых государственных услуг установленным требованиям;
5) проведение мониторинга и контроля выполнения государственных заданий и нормативное закрепление мер ответственности руководителей государственных учреждений Республики Коми за качество и объем предоставляемых государственных услуг;
6) реализация программ модернизации здравоохранения и систем общего образования, направленных на повышение доступности и качества государственных услуг;
7) переход на предоставление в электронном виде государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти Республики Коми и государственными учреждениями Республики Коми;
8) совершенствование системы мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств республиканского бюджета Республики Коми;
9) развитие механизмов конкурсного размещения государственного заказа на оказание государственных услуг (выполнение работ), включая привлечение организаций различных организационно-правовых форм к предоставлению государственных услуг за счет средств республиканского бюджета Республики Коми.
2.4. Совершенствование инструментов управления и контроль на всех стадиях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Республики Коми
Выполнение задачи будет осуществляться за счет реализации мероприятий по следующим направлениям:
1) формирование плана размещения республиканского заказа с максимальной точностью по номенклатуре и срокам проведения торгов на стадии планирования и утверждения республиканского бюджета Республики Коми;
2) проведение открытых аукционов в электронной форме при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных заказчиков Республики Коми;
3) расширение практики заключения государственных контрактов, выходящих за пределы финансового года;
4) повышение ответственности государственных заказчиков за несоблюдение установленных сроков планирования и подготовки государственных контрактов.
2.5. Развитие государственного финансового и внутреннего контроля
Выполнение задачи будет осуществляться за счет реализации мероприятий по следующим направлениям:
1) повышение ответственности и соблюдение финансовой дисциплины участниками бюджетного процесса;
2) развитие системы внутреннего контроля, осуществляемого главными распорядителями средств республиканского бюджета Республики Коми:
уточнение полномочий органов исполнительной власти Республики Коми в части осуществления внешнего и внутреннего финансового контроля;
разработка и утверждение критериев и методики оценки эффективности осуществления расходов республиканского бюджета Республики Коми на уровне главных распорядителей средств республиканского бюджета Республики Коми;
разработка модельной методики оценки эффективности осуществления расходов бюджета на уровне получателей средств республиканского бюджета Республики Коми;
разработка порядка осуществления внутреннего контроля органами исполнительной власти Республики Коми.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Республики Коми от 30 сентября 2011 г. N 428 "Об основных направлениях бюджетной и налоговой... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.