Конституционный Суд Республики Коми в составе председательствующего В.В. Кретова, судей А.В. Проскурова, П.Ф. Пунегова,
с участием старшего прокурора отдела Управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Республики Коми А.В. Юдина, представителей Правительства Республики Коми Е.А. Клименковой - консультанта-эксперта отдела социального законодательства Государственно-правового управления Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми, И.М. Нихельман - консультанта отдела анализа и развития законодательства сфере социальной защиты населения Агентства Республики Коми по социальному развитию,
руководствуясь частью третьей статьи 96 Конституции Республики Коми, пунктом 2 части первой статьи 3, статьями 90, 91, 92 и 93 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности Приложения N 2 к Положению о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", утвержденному Постановлением Правительства Республики Коми от 19 декабря 2007 года N 302 "Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми".
Поводом к рассмотрению настоящего дела явился запрос прокурора Республики Коми, а основанием для рассмотрения обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Коми указанное выше и имеющее нормативный характер Приложение.
Заслушав сообщение судьи-докладчика В.В. Кретова, объяснения прокурора, представителей Правительства Республики Коми, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Коми установил:
Прокурор Республики Коми обратился в Конституционный Суд Республики Коми с запросом о проверке конституционности Приложения N 2 к Положению о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", утвержденному Постановлением Правительства Республики Коми от 19 декабря 2007 года N 302 "Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми". По мнению прокурора, Приложение N 2 не согласуется с требованиями статей 11, 16, 18, 65 Конституции Республики Коми, поскольку установленный им и являющийся исчерпывающим перечень ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", не только свидетельствует о превышении органами государственной власти Республики Коми своих полномочий в данной сфере отношений, но и необоснованно сужает круг лиц, которые в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" имеют право на присвоение звания "Ветеран труда".
Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу является Приложение N 2 к Положению о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", утвержденному Постановлением Правительства Республики Коми от 19 декабря 2007 года N 302 "Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми", содержащее исчерпывающий перечень ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", а именно, проверка соответствия данного Приложения Конституции Республики Коми, гарантирующей признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина (статья 4), равенство прав и свобод граждан независимо от должностного положения, социального статуса и других обстоятельств (статья 17), право граждан на достойную жизнь и свободное развитие (статья 11) и запрещающей издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина (статья 18).
Согласно статьям 4 и 10 Конституции Республики Коми человек, его права и свободы являются высшей ценностью и их соблюдение и защита - обязанность Республики Коми.
Приведенным нормам корреспондируют положения статьи 11 Конституции Республики Коми, предусматривающие, что социальная и экономическая политика Республики Коми направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе и лиц, которые в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" и Законом Республики Коми от 12 ноября 2004 года N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" относятся к ветеранам труда и имеют гарантированное законом право на социальную защиту.
При этом в силу статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" ветеранами труда признаются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда", лица награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, а также лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, в соответствии с настоящим Федеральным законом и на основании пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации и статей 26.1., 26.3., 26.3.1. Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлены полномочия по осуществлению собственного правового регулирования в области нормативного определения порядка и условий присвоения звания "Ветеран труда".
Об этом же свидетельствует и правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, который в своем определении от 1 апреля 2008 года N 479-О указал, что осуществление субъектами Российской Федерации указанных полномочий предполагает как установление ими организационно-процедурного механизма приобретения и присвоения звания "Ветеран труда", так и определение форм подтверждения оснований для приобретения гражданином статуса ветерана труда.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного определения следует читать как "N 479-О-П"
Во исполнение приведенных конституционных предписаний и требований федерального законодательства статьей 22.1. Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" предусмотрено, что лицам, награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, а также лицам, начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин, звание "Ветеран труда" присваивается уполномоченным Правительством Республики Коми органом исполнительной власти Республики Коми.
В целях реализации положений статьи 22.1. настоящего Закона Постановлением Правительства Республики Коми от 19 декабря 2007 года N 302 утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми, которым определен перечень документов, необходимых для присвоения данного звания, установлен порядок представления этих документов и их рассмотрения уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми и прописаны условия присвоения звания "Ветеран труда", в том числе и лицам, награжденным ведомственными знаками отличия в труде.
При этом в Приложении N 2 к Положению приведен перечень ведомственных знаков отличия в труде, под которыми, в частности, понимаются медали, почетные звания, почетные грамоты, нагрудные знаки и значки отличия, учрежденные правовыми актами ведомств и являющиеся индивидуальной формой поощрения за высокие достижения в труде и большие заслуги в служебной и иной общественно полезной деятельности.
Перечисление в Приложении N 2 ведомственных знаков отличия в труде само по себе не нарушает прописанные в Конституции Республики Коми права и свободы граждан, поскольку данные виды поощрения предусмотрены правовыми актами ведомств СССР, РСФСР и Российской Федерации и в соответствии с указанными выше нормами законодательства Российской Федерации и Республики Коми являются безусловным основанием для рассмотрения вопроса о присвоении награжденным этими знаками лицам звания "Ветеран труда".
Вместе с тем, Приложением N 2 предусмотрен исчерпывающий и далеко не полный перечень ведомственных знаков отличия в труде, что противоречит статье 7 Федерального закона "О ветеранах" и статье 22.1. Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми", императивно устанавливающим основания для присвоения звания "Ветеран труда", и ведет к необоснованному ограничению прав граждан, удостоенных знаков отличия в труде, учрежденных правовыми актами ведомств СССР, РСФСР и Российской Федерации, но не нашедших своего отражения в настоящем Приложении.
Кроме того, ведомства Российской Федерации не лишены возможности принимать правовые акты об учреждении новых знаков отличия в труде, которые в силу закона являются основанием для рассмотрения вопроса о присвоении звания "Ветеран труда", и поэтому отсутствие в Приложении N 2 нормы, предусматривающей право граждан на присвоение данного звания в случае их награждения вновь учрежденными ведомственными знаками отличия в труде, также не согласуется с установленными законодательством большей юридической силы и приведенными выше принципами присвоения указанного звания.
При таких обстоятельствах, Приложение N 2 к Положению о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", утвержденное Постановлением Правительства Республики Коми от 19 декабря 2007 года N 302 "Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми", в той мере, в какой оно устанавливает исчерпывающий и, по сути, закрытый перечень ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания Ветеран труда", нарушает конституционный принцип равенства прав и свобод граждан независимо от их должностного положения, социального статуса и других обстоятельств, умаляет право граждан на достойную жизнь и свободное развитие и поэтому не может быть признано соответствующим Конституции Республики Коми, ее статьям 4, 11, 17.
На основании изложенного, руководствуясь частью третьей статьи 96 Конституции Республики Коми, частью первой статьи 66, частями первой, второй, третьей и четвертой статьи 68, статьями 69, 91, 93 и 94 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", Конституционный Суд Республики Коми постановил:
1. Признать Приложение N 2 к Положению о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", утвержденному Постановлением Правительства Республики Коми от 19 декабря 2007 года N 302 "Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми", в той мере, в какой оно устанавливает исчерпывающий и, по сути, закрытый перечень ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", не соответствующим Конституции Республики Коми, ее статьям 4, 11, 17.
2. Согласно статье 73 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее Постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
3. В соответствии со статьей 72 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в "Ведомостях нормативных актов органов государственной власти Республики Коми" и газете "Республика".
Конституционный Суд Республики Коми |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Признано не соответствующим Конституции Республики Коми Приложение N 2 к Положению о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", утвержденному постановлением Правительства Республики Коми от 19 декабря 2007 г. N 302, в той мере, в какой оно устанавливает исчерпывающий и, по сути, закрытый перечень ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда".
Перечисление в Приложении N 2 ведомственных знаков отличия в труде само по себе не нарушает прописанные в Конституции Республики Коми права и свободы граждан, поскольку данные виды поощрения предусмотрены правовыми актами ведомств СССР, РСФСР и Российской Федерации и в соответствии с указанными выше нормами законодательства Российской Федерации и Республики Коми являются безусловным основанием для рассмотрения вопроса о присвоении награжденным этими знаками лицам звания "Ветеран труда".
Вместе с тем, Приложением N 2 предусмотрен исчерпывающий и далеко не полный перечень ведомственных знаков отличия в труде, что ведет к необоснованному ограничению прав граждан, удостоенных знаков отличия в труде, учрежденных правовыми актами ведомств СССР, РСФСР и Российской Федерации, но не нашедших своего отражения в настоящем Приложении.
Постановление вступает в силу немедленно после его провозглашения.
Постановление Конституционного Суда Республики Коми от 30 сентября 2011 г. "По делу о проверке конституционности Приложения N 2 к Положению о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", утвержденному Постановлением Правительства Республики Коми от 19 декабря 2007 года N 302 "Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми", по запросу прокурора Республики Коми"
Текст постановления опубликован в журнале "Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми" от 7 октября 2011 г. N 37 ст. 1007