Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа, оценка приоритетности и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом
Положение детей имеет важнейшее значение для демографического развития, воспроизводства населения и трудовых ресурсов, развития экономики республики.
В Республике Коми по состоянию на начало 2010 года насчитывалось 188,945 тыс. детей в возрасте до 18 лет, что на 5,1 процента меньше, чем в 2006 году.
В период с 2006 года по 2011 года государственная политика в области детства была направлена на решение следующих основных задач:
1) сокращение числа детей, находящихся в интернатных учреждениях, путем разработки программы по материальному стимулированию устройства на воспитание в семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
2) сохранение здоровья будущих матерей и новорожденных;
3) продолжение процесса снижения детской смертности и инвалидности;
4) оказание помощи детям и семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
5) развитие природных задатков детей.
В связи с изменением федерального законодательства значительная часть полномочий по вопросам обеспечения благополучия детей передана в ведение субъектов Российской Федерации. В этих условиях и в соответствии с региональной стратегией развития необходимо обозначить основные направления и задачи политики в отношении детей, которые будут практически обеспечиваться на уровне республики.
В Стратегии экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года, одобренной постановлением Правительства Республики Коми от 27 марта 2006 г. N 45, определены стратегические цели в области социального развития, включающие в себя:
1) преодоление тенденции неблагоприятного развития демографических процессов, создание условий для стабилизации численности населения республики, улучшения здоровья и увеличения ожидаемой продолжительности жизни населения;
2) последовательное повышение качества жизни населения республики, сокращение уровня бедности и обеспечение социальной защиты уязвимых категорий населения;
3) повышение культурного и образовательного уровня населения;
4) формирование системы нравственных ориентиров, гармонизация межнациональных отношений;
5) обеспечение благоприятных условий для развития способностей каждого человека;
6) повышение роли молодого поколения в экономическом и социальном развитии республики;
7) обеспечение безопасности условий жизни населения.
Это обуславливает потребность в создании на уровне республики такого программного механизма, который улучшит качество жизни детей, обеспечит комплексное развитие детей и подростков, сохранение и укрепление здоровья обучающихся, их физическое развитие, позволит оказывать помощь детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, развивать природные задатки детей.
Социальная значимость проблем, связанных с состоянием здоровья детей, проживающих на территории Республики Коми, относящейся к регионам Крайнего Севера, обуславливает необходимость их решения программно-целевым методом на основе реализации системы мероприятий, направленных на укрепление и сохранение физического здоровья детей.
Воспитанниками государственного оздоровительного образовательного учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении "Санаторная школа-интернат N 1" г. Воркуты являются дети ненецких оленеводов, ведущих кочевой образ жизни. Семьи таких детей являются малообеспеченными, поэтому не имеют возможности приобретать своим детям необходимые школьные принадлежности, одежду и обувь. Для оптимальной организации учебно-воспитательного процесса и соблюдения санитарно-гигиенических норм и правил при обучении и воспитании данной категории детей, необходимо выделение дополнительных средств для приобретения школьных принадлежностей, одежды и обуви.
Сохранение здоровья обучающихся общеобразовательных учреждений в ходе учебного процесса является приоритетным направлением социальной политики, реализуемой на территории Республики Коми, питание является значимым фактором, определяющим поддержание высокой умственной и физической работоспособности обучающихся, воспитанников.
Органами управления образованием ежегодно проводится целенаправленная работа по созданию условий и обеспечению учащихся горячим питанием, что позволяет увеличить охват питанием обучающихся 1-11 классов муниципальных и государственных дневных общеобразовательных учреждений. На начало 2010-2011 учебного года данный показатель составил 84 процента (от общего количества обучающихся 1-11 классов муниципальных и государственных дневных общеобразовательных учреждений).
В целях реализации поручений Президента Российской Федерации N Пр-259 от 03.02.2010 года по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, состоявшегося 19 января 2010 года, Правительством Республики Коми было принято решение о выделении ассигнований за счет средств республиканского бюджета Республики Коми на 2010 год на мероприятия по организации питания обучающихся 1-4 классов образовательных учреждений Республики Коми, реализующих программу начального общего образования.
С 01.09.2010 года в республике все учащиеся 1-4 классов обеспечиваются горячим питанием за счет средств республиканского бюджета Республики Коми. Согласно нормативным правовым актам Республики Коми объем средств, необходимых для питания учащихся, рассчитывается исходя из 30 рублей на одного обучающегося в день посещения им занятий с учетом районного коэффициента.
Реализация данного направления в рамках Программы позволит снять остроту проблемы с организацией питания учащихся 1-4 классов в образовательных учреждениях республики, реализующих программу начального общего образования, обеспечить дополнительные меры социальной поддержки обучающихся, воспитанников образовательных учреждений 1-4 классов и обеспечить сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Организация мероприятий по оздоровлению и отдыху обеспечивает реализацию пункта 3 поручения Президента Российской Федерации Пр-1365 от 16.05.2011 г. и направлена на обеспечение социализации детей, укрепление физического и психического здоровья детей, профилактику безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, создание условий для развития творческого потенциала детей и включения их в социально-экономическую и культурную жизнь общества, повышение эффективности государственной системы поддержки детей различных категорий, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Мероприятия по обеспечению деятельности республиканских детских оздоровительных учреждений направлены на сохранение сети республиканских детских оздоровительных учреждений, а также укрепление их материально-технической базы.
Уровень заболеваемости детей в Республике Коми выше, чем в целом по Российской Федерации. В связи с этим полноценное оздоровление детей, проживающих в Республике Коми, в приоритетном порядке должно осуществляться на базе санаторно-оздоровительных учреждений, расположенных в южных регионах.
Реализация мероприятий по организации оздоровления и отдыха детей позволит обеспечить условия для укрепления физического и психического здоровья детей, эффективную социализацию детей, сохранить процент оздоровительного эффекта отдохнувших детей.
В Республике Коми проводится системная работа по созданию условий для занятий детьми, подростками, молодежью физической культурой и спортом.
Реализация данного направления проводится в рамках исполнения пункта 3 перечня Поручений Президента Российской Федерации Пр-1580 от 07.06.2011 г.
Основными приоритетами в работе по созданию условий для занятий детьми, подростками, молодежью физической культурой и спортом являются:
1) активизация физкультурно-спортивной деятельности в образовательных учреждениях;
2) широкое привлечение обучающихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом;
3) пропаганда и формирование здорового образа жизни.
В общеобразовательных учреждениях республики функционируют 332 школьных спортивных зала, 93 школьных стадиона. Наряду с этим не имеют спортивных залов 94 общеобразовательных учреждения, 10 спортивных залов находятся в аварийном состоянии, 33 требуют капитального ремонта, 43 требуют реконструкции.
Оснащенность спортивных залов спортивным инвентарем и оборудованием общеобразовательных учреждений составляет около 50 процентов.
В октябре - ноябре 2010 года проведен мониторинг использования спортивных объектов муниципальных образований в качестве межшкольных центров для проведения уроков физической культуры, учебно-тренировочных занятий в рамках внеурочной деятельности, спортивных мероприятий. Мониторинг показал использование спортивных объектов муниципальных образований до 90 процентов.
Учебная, физкультурно-оздоровительная и спортивная работа проводится в 462 дошкольных образовательных учреждениях, в 393 общеобразовательных учреждениях, в 46 учреждениях профессионального образования, учебные занятия в которых посещают 167823 человека, из них в секциях и группах занимаются 61707 человек. В общеобразовательных учреждениях республики 15771 школьник (28,6 процента) охвачен физкультурно-спортивной внеурочной деятельностью.
В 120 физкультурно-спортивных организациях по месту жительства, месту учебы и месту работы занято более 67 тыс. человек. Оздоровительные и физкультурные занятия проводятся при 11 спортивных клубах общеобразовательных учреждений, при 2 спортивных клубах высших учебных заведений, при 94 тренажерных залах, фитнес-клубах, при 13 спортивных залах по месту жительства.
Большой потенциал в физкультурно-спортивном воспитании имеют учреждения дополнительного образования детей.
В республике осуществляют деятельность 45 образовательных учреждений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности (далее - ДЮСШ) с охватом 22 687 человек.
С целью развития детского спорта в Республике Коми ежегодно проводятся:
1) 146 республиканских физкультурно-спортивных мероприятий по различным видам спорта;
2) 22 всероссийских физкультурно-спортивных мероприятия по различным видам спорта на территории Республики Коми;
3) сборные команды Республики Коми принимают участие в 159 всероссийских соревнованиях по различным видам спорта;
4) 28 республиканских учебно-тренировочных сборов проводятся за пределами Республики Коми;
5) юные спортсмены принимают участие в 45 всероссийских учебно-тренировочных сборах;
6) 114 республиканских соревнований в ранге первенств Республики Коми и республиканских турниров, 131 выезд для участия во всероссийских соревнованиях различного масштаба.
Проведение в рамках Программы мероприятий по физкультурно-спортивному направлению позволит увеличить долю обучающихся образовательных учреждений, занимающихся физической культурой и спортом.
В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" и Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа помещаются несовершеннолетние в возрасте 11-18 лет, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и в специальном педагогическом подходе.
Основанием для помещения несовершеннолетних в такие специальные учебно-воспитательные учреждения (школы и профессиональные училища) закрытого типа является постановление судьи или приговор суда.
Помещение в вышеназванные учреждения применяется как принудительная мера воспитательного воздействия. Специальная профилактика, осуществляемая специальными учебно-воспитательными учреждениями закрытого типа, включает координационно-реабилитационные меры в отношении несовершеннолетних правонарушителей и способствует процессу их последующей ресоциализации в обществе.
В целях реализации норм законодательства Российской Федерации по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в рамках Программы целесообразно продолжение проведения мероприятий, обеспечивающих направление в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа несовершеннолетних в возрасте 11-18 лет по постановлению судьи или приговору суда, так как данных образовательных учреждений нет в структуре государственных образовательных учреждений Республики Коми.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (далее - дети с ограниченными возможностями здоровья) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области детства.
Актуальным является и создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии, с учетом численности таких детей, проживающих на территории республики.
По данным на январь 2010 года в муниципальных образовательных учреждениях в Республике Коми обучались 1975 детей-инвалидов (находились на индивидуальном обучении 459 детей-инвалидов школьного возраста), из них 1034 ребенка-инвалида обучались в общеобразовательных учреждениях (находились на индивидуальном обучении 376 детей-инвалидов).
Министерством образования Республики Коми при содействии Агентства Республики Коми по социальному развитию и Федерального государственного учреждения Республики Коми "Главное бюро медико-социальной экспертизы Республики Коми" сформирован банк данных о количестве детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, в соответствии с которым имеют болезни глаза и его придаточного аппарата 79 детей-инвалидов. Из них:
1) 5 детей - в возрасте от 0 до 3 лет;
2) 21 ребенок - в возрасте от 4 до 7 лет;
3) 53 ребенка - от 8 до 15 лет и старше.
В настоящее время в Республике Коми созданы определенные условия для обучения и воспитания детей-инвалидов с патологией зрения.
Из 53 детей-инвалидов школьного возраста, имеющих болезни глаза и его придаточного аппарата:
1) 9 человек обучаются в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях III и IV вида (для слепых и слабовидящих детей) за пределами Республики Коми;
2) 31 школьник находится на индивидуальном обучении в муниципальных общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных учреждениях;
3) 4 ребенка-инвалида обучаются и воспитываются в государственных образовательных учреждениях интернатного типа;
4) 9 детей-инвалидов школьного возраста не охвачены образовательным процессом.
В дошкольных образовательных учреждениях созданы 39 групп для детей, имеющих нарушения зрения, в которых воспитывается 620 человек.
Необходимо также обеспечить комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его обучения в образовательном учреждении.
В целях реализации прав детей-инвалидов на образование в рамках Программы целесообразно продолжение проведения мероприятий, обеспечивающих получение образования слепыми и слабовидящими детьми за пределами Республики Коми в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях III и IV видов (для слепых и слабовидящих), которых нет в структуре государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждений Республики Коми.
Современные тенденции в общественно-политической жизни выдвигают особые требования к процессу образования нового поколения молодых граждан России. Педагогический процесс в этом аспекте призван обеспечить формирование истинного гражданина и патриота своей Родины, человека, осознающего высокую ценность свободы и демократии, личности социально активной и ответственной. Обозначенная проблема приобретает особое значение, когда речь идет о детях-сиротах, лишенных родительской поддержки, имеющих негативный социальный опыт, отличающихся от сверстников ослабленным физическим и (или) психическим здоровьем. Характерным результатом негативных влияний выступает высокий уровень социальной дезадаптации таких детей, низкий потенциал их жизненной самореализации, потребительское отношение к государству и обществу.
Слабая степень вовлеченности воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в различные сферы общественной жизни часто обусловлена ограниченностью жизненного пространства ребенка. Вследствие этого уровень общего развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ниже уровня развития детей в общеобразовательных учреждениях.
Для преодоления этих проблем необходимо создавать условия для всестороннего развития личности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем проведения мероприятий различной направленности, выплаты премий одаренным детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
В государственных образовательных учреждениях Республики Коми по состоянию на 1 июня 2011 г. воспитывается 1147 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С учетом этого возникает потребность в проведении в образовательных учреждениях специально организованной учебной, воспитательной и коррекционно-развивающей работы по формированию у детей-сирот социально значимых личностных качеств и ценностных ориентаций, включению данной категории детей в социально значимую деятельность, творчество, спорт.
Традиционным на протяжении ряда лет стало проведение спартакиады "Веселые старты", а также развитие актуального для Республики Коми направления - Республиканские соревнования по мини-футболу среди команд государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Проведение данных мероприятий позволяет не только включать большинство воспитанников в физкультурно-оздоровительный спортивный процесс, но способствует выявлению талантливых и одаренных детей из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Значимым направлением в работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, является и государственная поддержка талантливых и одаренных детей данной категории. Формой государственной поддержки является оказание адресной материальной помощи, что закреплено постановлением Правительства Республики Коми от 15 августа 2003 г. N 179 "О выплатах талантливым и одаренным детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Ежегодно 10 детей данной категории получают единоразовые денежные выплаты в сумме 10 тыс.руб. каждая.
На протяжении ряда лет в Республике Коми складывается система работы с талантливыми и одаренными детьми, которая является частью единой социально-педагогической системы, ориентированной на формирование социально активной, творческой личности. Учреждения общего и дополнительного образования накопили положительный опыт работы с одаренными детьми. Программа "Дети Республики Коми" (2010 год) способствовала дальнейшему обновлению содержания деятельности учреждений, работающих с данной категорией детей, совершенствованию организационного и финансового обеспечения системы работы. Стабильной остается доля охвата детей, занятых социально значимой, творческой деятельностью (в 2006 году - 65 процентов, в 2009 году - 65,3 процента, в 2010 году - 65,4 процента), а также стабильным остается количество победителей и призеров республиканских и всероссийских конкурсов, соревнований, олимпиад (в 2009 году - 1296, в 2010 году - 1297). В Республике Коми сформирован банк данных одаренных детей, наработан механизм материальной и моральной поддержки талантливых и одаренных детей. Ежегодно 24 одаренных ребенка из республики поощряются поездкой на Общероссийскую Новогоднюю елку в Государственном Кремлевском Дворце, 250 одаренных детей в возрасте от 8 до 12 лет приглашаются в г. Сыктывкар на Новогоднюю елку Главы Республики Коми.
В Республике Коми продолжается работа по формированию нормативной правовой, методической базы по поиску, выявлению и работе с одаренными детьми, внедряются в образовательные процессы новые развивающие методики и технологии.
Необходимо дальнейшее обеспечение условий, способствующих максимальному раскрытию потенциальных возможностей талантливых и одаренных детей, оказанию адресной поддержки каждому одаренному ребенку.
Разработка и принятие долгосрочной республиканской целевой программы "Дети Республики Коми (2012-2015 годы)" позволит обеспечить дальнейшую успешную реализацию государственной политики в сфере охраны прав детей и подростков.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.