Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Указом Главы Республики Коми от 12 марта 2012 г. N 21 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение
Административный регламент
исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля качества образования
(утв. Указом Главы Республики Коми от 28 октября 2011 г. N 152)
12 марта 2012 г.
I. Общие положения
1. Административный регламент исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля качества образования (далее соответственно - государственная функция, государственный контроль) устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий) Министерства образования Республики Коми (далее - Министерство), порядок взаимодействия между должностными лицами Министерства и юридическими лицами при осуществлении федерального государственного контроля качества образования в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 38 Закона Российской Федерации "Об образовании".
Под федеральным государственным контролем качества образования понимается деятельность Министерства, направленная на оценку соответствия содержания и (или) качества подготовки обучающихся и выпускников образовательного учреждения требованиям федеральных государственных образовательных стандартов или федеральным государственным требованиям посредством проведения проверок качества образования и принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений требований федеральных государственных стандартов или федеральных государственных требований.
2. Исполнителем государственной функции является Министерство.
2.1. Министерство осуществляет государственный контроль в отношении образовательных учреждений, иных осуществляющих образовательную деятельность организаций (далее - образовательные учреждения), расположенных на территории Республики Коми (за исключением образовательных учреждений, федеральный государственный контроль качества образования в отношении которых осуществляется федеральными органами исполнительной власти).
2.2. Исполнение государственной функции осуществляется должностными лицами Управления по надзору и контролю в сфере образования Министерства (далее - Управление) в соответствии с утвержденными в установленном порядке должностными регламентами специалистов Управления.
К должностным лицам, уполномоченным приказом Министерства на осуществление государственного контроля, относятся начальник Управления, руководители структурных подразделений Управления и специалисты Управления (далее - должностные лица Управления), должностными регламентами которых предусмотрено осуществление государственного контроля качества образования.
2.3. К проведению мероприятий по государственному контролю привлекаются эксперты и экспертные организации, аккредитованные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основании приказа Министерства и в соответствии с заключенными с ними гражданско-правовыми договорами.
Решение о привлечении экспертов и экспертных организаций к проведению мероприятий по государственному контролю принимается Министерством на основании результатов их отбора из числа экспертов и экспертных организаций, аккредитованных на соответствующий вид деятельности. Отбор экспертов и экспертных организаций для привлечения их к проведению мероприятий по государственному контролю осуществляется в соответствии с критериями отбора, установленными Министерством и размещенными на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 5 дней со дня внесения их Министерством.
В соответствии с условиями гражданско-правового договора, заключенного с экспертом, эксперту выплачивается вознаграждение и возмещаются расходы по проезду до места нахождения образовательного учреждения, в отношении которого проводится мероприятие по государственному контролю, и обратно до места жительства эксперта, а также расходы по найму жилого помещения за период проживания вне постоянного места жительства в связи с проведением мероприятия по государственному контролю.
3. Исполнение государственной функции обеспечивается в соответствии с:
1) Конституцией Российской Федерации (Российская газета, 1993, 25 декабря; Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 1, ст. 1; ст. 2);
2) Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; N 18, ст. 1721; 2003, N 27, ст. 2700, 2717; N 46, ст. 4440; N 50, ст. 4847; 2004, N 31, ст. 3229; 2005, N 13, ст. 1077; N 30, ст. 3131; N 50, ст. 5247; 2006, N 31, ст. 3420; 2007, N 26, ст. 3089; N 30, ст. 3755; N 31, ст. 4007; N 41, ст. 4845; 2008, N 52, ст. 6227; 2009, N 23, ст. 2776);
3) Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-I "Об образовании" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 6, ст. 793);
4) Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст. 2060);
5) Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6249);
6) постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2011 г. N 164 "Об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 12, ст. 1641);
7) Конституцией Республики Коми (Ведомости Верховного Совета Республики Коми, 1994, N 2, ст. 21);
8) Законом Республики Коми от 6 октября 2006 г. N 92-РЗ "Об образовании" (Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми, 2007, N 2, ст. 4695);
9) Законом Республики Коми от 6 июля 2009 г. N 66-РЗ "О некоторых вопросах в области организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) и муниципального контроля на территории Республики Коми" (Ведомости нормативных актов органов государственной власти, 2009, N 21, ст. 372);
10) Законом Республики Коми от 23 декабря 2009 г. N 133-РЗ "О некоторых вопросах в сфере регулирования государственных услуг (функций) в Республике Коми" (Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми, 2009, N 49, ст. 996);
11) Законом Республики Коми от 11 мая 2010 г. N 47-РЗ "О реализации права граждан на обращение в Республике Коми" (Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми, 2010, N 17, ст. 387);
12) Указом Главы Республики Коми от 6 октября 2008 г. N 96 "Об органе исполнительной власти Республики Коми в области образования" (Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми, 2008, N 10, ст. 488).
13) исключен.
См. текст подпункта 13 пункта 3
4. Государственная функция исполняется специалистами Управления посредством проведения плановых и внеплановых проверок (далее - проверки) в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Законом Российской Федерации "Об образовании".
5. При проведении проверок осуществляются следующие мероприятия по государственному контролю:
1) анализ и экспертиза документов и материалов, характеризующих деятельность образовательного учреждения, средств обеспечения образовательного процесса по вопросам, подлежащим проверке (в том числе учебно-методической документации, учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов) (при проведении документарных и выездных проверок);
2) анализ использования в образовательном процессе объектов, необходимых для осуществления образовательной деятельности (зданий, строений, сооружений, помещений и территорий), учебно-методической документации, учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса (при проведении выездных проверок);
3) экспертиза качества освоения обучающимися образовательных программ (при проведении выездных проверок);
4) анализ результатов текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, итоговой аттестации выпускников образовательного учреждения (при проведении документарных и выездных проверок).
6. Плановые проверки образовательных учреждений проводятся на основании включения их в ежегодный план проведения плановых проверок, который согласовывается с органами прокуратуры, не чаще чем один раз в 3 года в соответствии с утвержденным Министерством планом проверок.
6.1. Основанием для проведения внеплановой проверки является:
1) истечение срока исполнения образовательным учреждением ранее выданного предписания о приведении содержания и (или) качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям федеральных государственных образовательных стандартов или федеральным государственным требованиям;
2) поступление в органы государственного контроля (надзора) обращений и заявлений граждан, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушения прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);
3) приказ (распоряжение) министра образования, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
6.2. Плановые и внеплановые проверки при осуществлении государственного контроля проводятся в форме выездной проверки и (или) документарной проверки в соответствии с требованиями статей 11 и 12 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
7. Результатом исполнения государственной функции является обеспечение соблюдения образовательными учреждениями и их руководителями и иными должностными лицами требований федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований.
Конечным результатом исполнения государственной функции являются оформление акта проверки и отчет о проведении проверки, а в случае выявления в ходе проверок нарушений - выдача обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных в результате проверок нарушений требований федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований и контроль исполнения указанных предписаний в установленные сроки; принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, а также по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности в установленном законодательством порядке.
8. Описание результатов исполнения государственной функции.
8.1. По результатам проведенной проверки (плановой или внеплановой) образовательному учреждению выдается акт проверки качества образования (далее - акт проверки), к которому прилагаются экспертные заключения, подготовленные экспертами и представителями экспертных организаций, принимавшими участие в проверке. На основании акта проверки и экспертных заключений составляется отчет о проведении проверки, который утверждается министром образования (заместителем министра). В отчете о проведении проверки указываются нарушения, выявленные при проведении проверки, и меры, которые необходимо принять в отношении фактов таких нарушений и совершивших их должностных лиц.
8.2. По результатам проверки Министерство принимает меры, предусмотренные Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Законом Российской Федерации "Об образовании" и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
8.3. В случае выявления в ходе проверки несоответствий (нарушений требований) содержания и (или) качества подготовки обучающихся и выпускников образовательного учреждения требованиям федеральных государственных стандартов или федеральным государственным требованиям Министерство выдает образовательному учреждению и (или) его учредителю предписание об устранении выявленных нарушений с указанием срока его исполнения, который не может превышать 6 месяцев со дня получения образовательным учреждением предписания, направленного средствами почтовой связи, факсимильной связи или в форме электронного документа.
Образовательное учреждение и (или) учредитель представляет в Управление отчет об исполнении указанного предписания до истечения срока, указанного в предписании, включающий в себя документы, содержащие сведения, подтверждающие его исполнение.
9. Должностные лица Управления, уполномоченные на проведение проверки с целью проведения мероприятий по государственному контролю, предусмотренных пунктом 5 настоящего Административного регламента, запрашивают документы и материалы по вопросам, подлежащим проверке, а также устные и письменные объяснения уполномоченных должностных лиц и иных работников образовательного учреждения по вопросам, подлежащим проверке, а также:
1) посещают образовательное учреждение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при предъявлении копии приказа Министерства о проведении проверки и служебного удостоверения (иного документа, подтверждающего их полномочия);
2) проводят наблюдение за ходом образовательного процесса;
3) проводят оценку знаний и умений обучающихся в различных формах, в том числе в форме тестирования, собеседования, письменного или устного опроса, контрольной работы;
4) проводят беседы с обучающимися, воспитанниками, их родителями (законными представителями), работниками образовательного учреждения по вопросам, подлежащим проверке. Беседы с несовершеннолетними обучающимися или воспитанниками проводятся в присутствии их родителей (законных представителей).
9.1. Должностные лица Управления, уполномоченные на проведение проверки, привлекаемые к проведению проверки эксперты и представители экспертных организаций обязаны соблюдать ограничения при проведении проверки, установленные статьей 15 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
9.2. Руководители или уполномоченные представители образовательного учреждения при проведении проверки имеют право:
а) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к проведению проверки;
б) получать от должностных лиц Управления информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено законодательством Российской Федерации;
в) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц Управления;
г) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц Управления, повлекшие за собой нарушения прав образовательного учреждения при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
9.3. При проведении проверки руководители или уполномоченные представители образовательного учреждения обязаны:
а) предоставить должностному лицу Управления информацию и документы, связанные с целями, задачами и предметом проверки;
б) предоставить должностным лицам Управления, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц Управления и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые образовательным учреждением при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым образовательным учреждением оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым им грузам;
в) обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей образовательного учреждения при проведении проверки;
г) вести журнал учета проверок по типовой форме, установленной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
II. Требования к порядку исполнения государственной функции
10. Информирование о правилах исполнения государственной функции осуществляется специалистами Управления:
1) непосредственно в секторе контроля качества образования при личном обращении граждан;
2) с использованием средств телефонной, факсимильной и почтовой связи (по письменным обращениям граждан);
3) посредством электронной почты;
4) посредством издания информационных материалов;
5) на официальном сайте Министерства в сети "Интернет".
10.1. График (режим) работы специалистов Управления:
понедельник - четверг с 9 часов 00 минут до 17 часов 15 минут, пятница - с 9 часов 00 минут до 15 часов 45 минут;
перерыв с 13 часов 00 минут до 14 часов 00 минут;
выходные дни - суббота и воскресенье.
Телефоны Управления: (8212) 24-65-56, 25-70-29.
10.2. Местонахождение Управления:
167982, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Карла Маркса, д. 210.
Почтовый адрес Управления:
167982, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Карла Маркса, д. 210, Министерство образования Республики Коми, Управление по надзору и контролю в сфере образования.
Адреса электронной почты: Министерства - minedukomi@yandex.ru, Управления - obrnadzorkomi@mail.ru.
Адреса официального сайта Министерства: www.komiedu.ru
10.3. При ответах на телефонные звонки и устные обращения граждан специалисты Управления подробно и в вежливой (корректной) форме информируют обратившихся по интересующим их вопросам. Ответ на телефонный звонок должен начинаться с информации о наименовании отдела или сектора Управления, в который позвонил гражданин, фамилии, имени, отчестве и должности специалиста Управления, принявшего звонок. При отсутствии у специалиста Управления, принявшего звонок, возможности самостоятельно ответить на поставленные вопросы, телефонный звонок должен быть переадресован заведующему сектором или начальнику Управления.
10.4. Если обращение за информацией или консультацией осуществляется в письменной форме, в том числе посредством электронной почты, то ответ на обращение направляется по почте в адрес заявителя в срок, не превышающий 30 дней с момента регистрации письменного обращения в Министерстве. Ответ на письменное обращение дается в форме делового письма с указанием фамилии, имени и отчества, номера телефона специалиста Управления, оформившего проект ответа. Ответ на письменное обращение подписывает начальник Управления (лицо, его замещающее).
10.5. Информация об исполнении государственной функции размещается на информационных стендах в Управлении, на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.komiedu.ru) и включает:
1) извлечения из законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы, регулирующие деятельность Министерства по исполнению государственной функции;
2) текст настоящего Административного регламента.
Получить информацию заинтересованные лица могут также при использовании государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (gosuslugi.ru) и "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) Республики Коми" (pgu.rkomi.ru).
11. Сроки исполнения государственной функции.
11.1. Продолжительность проверки образовательного учреждения не может превышать 20 рабочих дней.
11.2. В случаях, установленных статьей 13 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", срок проведения выездной плановой проверки продлевается министром образования, но не более чем на 20 рабочих дней.
12. Основания для приостановления исполнения государственной функции.
12.1. Оснований для приостановления исполнения государственной функции законодательством не предусмотрено.
12.2. Не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в Министерство, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в подпункте 2 подпункта 6.1 пункта 6 настоящего Административного регламента.
13. Требования к местам исполнения государственной функции.
13.1. При входе в здание размещается вывеска с полным наименованием Министерства.
13.2. В помещении, предназначенном для исполнения государственной функции, (или в холле здания) располагаются информационные стенды, на которых размещается необходимая информация по вопросам исполнения государственной функции, в том числе извлечения из нормативных правовых актов, содержащих нормы, регулирующие исполнение государственной функции, блок-схема последовательности действий при исполнении государственной функции.
13.3. Кабинеты обеспечиваются необходимым оборудованием (компьютерами, средствами электронно-вычислительной техники, средствами связи, оргтехникой), канцелярскими принадлежностями, информационными и справочными материалами, стульями и столами; места ожидания обеспечиваются стульями, столом для заполнения документов.
13.4. Все кабинеты (помещения) в здании обозначаются информационными табличками с указанием номеров кабинетов и названий структурных подразделений Министерства и Управления.
13.5. В здании предусматриваются места общественного пользования (туалеты) и хранения верхней одежды посетителей.
14. Исполнение государственной функции осуществляется бесплатно.
III. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур (действий) в электронной форме
15. Исполнение государственной функции включает следующие административные процедуры:
1) планирование и подготовка к проведению проверки;
2) проведение проверки;
3) оформление результатов проверки;
4) принятие мер в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении проверки;
5) внесение сведений в федеральную информационную систему учета результатов государственного контроля (надзора) в сфере образования.
Блок-схема исполнения государственной функции приводится в приложении 1 к настоящему Административному регламенту.
15.1. Административная процедура проведения Управлением плановых или внеплановых проверок при осуществлении государственной функции проводится в форме документарной или выездной проверки.
Документарные проверки (плановые или внеплановые) проводятся по месту нахождения Управления путем изучения документов и сведений, имеющихся в Управлении и (или) представленных образовательным учреждением или другими лицами, с учетом требований, установленных статьей 11 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также путем анализа информации, размещенной на официальных сайтах образовательных учреждений в сети "Интернет" в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 32 Закона Российской Федерации "Об образовании".
Выездные проверки проводятся по месту нахождения, ведения деятельности проверяемых образовательных учреждений.
16. Планирование и подготовка к проведению проверки.
16.1. Плановая проверка проводится на основании ежегодного плана проведения плановых проверок, являющегося составной частью Плана работы Министерства, утвержденного министром образования на очередной календарный год, и в сроки, установленные пунктом 11 настоящего Административного регламента.
16.1.1. Основанием для включения плановой проверки образовательного учреждения в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:
1) государственной регистрации образовательного учреждения как юридического лица;
2) окончания последней плановой проверки.
3) исключен.
См. текст подпункта 3 подпункта 16.1.1 пункта 16
16.1.2. Утвержденный министром образования ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 31 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, либо в тот же срок иным доступным способом доводится до сведения заинтересованных лиц.
16.1.3. В срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, Министерство направляет проект ежегодного плана проведения плановых проверок в органы прокуратуры.
16.1.4. Министерство рассматривает предложения органов прокуратуры и по итогам их рассмотрения направляет в органы прокуратуры в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, утвержденные ежегодные планы проведения плановых проверок.
16.1.5. Подготовка ежегодного плана проведения плановых проверок, его представления в органы прокуратуры для согласования (в том числе типовая форма ежегодного плана проведения плановых проверок) осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
16.1.6. Министерство представляет до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, утвержденные ежегодные планы проведения плановых проверок в соответствующие федеральные органы исполнительной власти.
16.1.7. В ежегодных планах проведения плановых проверок образовательных учреждений указываются следующие сведения:
1) наименование образовательных учреждений, деятельность которых подлежит плановым проверкам, места их нахождения и места фактического осуществления ими своей деятельности;
2) цель и основание проведения каждой плановой проверки;
3) дата начала и сроки проведения каждой плановой проверки;
4) полное наименование Управления с указанием должностного лица (лиц), ответственного(ных) за проведение плановой проверки.
16.2. Внеплановые выездные проверки образовательного учреждения проводятся по решению министра образования (заместителя министра) при наличии одного из оснований, предусмотренных в подпункте 6.1 пункта 6 настоящего Административного регламента.
Организация подготовки проведения внеплановой проверки осуществляется в соответствии со статьей 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
16.3. При подготовке к проведению плановой проверки издается приказ Министерства о ее проведении (далее - приказ), который подписывается министром образования (заместителем министра).
При подготовке к проведению внеплановой проверки приказ издается в течение 1 рабочего дня, следующего за днем, когда Министерству стало известно о наличии обстоятельств, указанных в подпункте 6.1 пункта 6 настоящего Административного регламента.
В приказах указываются:
1) наименование Министерства и Управления;
2) фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц Управления, уполномоченных на проведение проверки (далее - должностное лицо, проводящее проверку), а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
3) наименование образовательного учреждения, проверка которого проводится, места его нахождения и места фактического осуществления им деятельности;
4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
5) правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащее проверке соблюдение обязательных требований федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований;
6) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
7) перечень административных регламентов по осуществлению государственного контроля;
8) перечень документов, представление которых образовательным учреждением необходимо для достижения целей и задач проведения проверки, согласно приложению 4 к настоящему Административному регламенту;
9) дата начала и окончания проведения проверки.
16.4. Заверенные печатью копии приказов Министерства вручаются под подпись должностными лицами Управления, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю образовательного учреждения с предъявлением служебных удостоверений. Одновременно по требованию подлежащих проверке лиц должностные лица, проводящие проверки, обязаны представить информацию об экспертах, экспертных организациях в целях подтверждения их полномочий.
16.5. О проведении плановой проверки образовательное учреждение уведомляется Управлением не позднее чем в течение 3 рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии приказа о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом (по форме согласно приложению 2 к настоящему Административному регламенту).
О проведении внеплановой проверки образовательное учреждение уведомляется Управлением в порядке и сроки, установленные Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
16.6. Результат административной процедуры:
1) утвержден министром образования согласованный с органами прокуратуры план проведения плановых проверок;
2) издан приказ Министерства о проведении плановой или внеплановой проверки;
3) образовательное учреждение уведомлено Управлением о начале проведения проверки (в случаях, установленных Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля").
17. Проведение проверки.
17.1. Юридическим фактом, являющимся основанием для начала проверки (как плановой, так и внеплановой), является приказ Министерства.
17.2. Проверка осуществляется должностным лицом (лицами) Управления, указанным(ми) в приказе, при предъявлении служебного удостоверения.
17.3. Проверка проводится в сроки, указанные в приказе.
Продолжительность проверки образовательного учреждения не может превышать сроков, установленных пунктом 11 настоящего Административного регламента.
17.4. Предметом плановых и внеплановых проверок является соответствие содержания и (или) качества подготовки обучающихся и выпускников образовательного учреждения требованиям федеральных государственных образовательных стандартов или федеральным государственным требованиям. Предметом внеплановых проверок также является выполнение образовательными учреждениями предписаний Министерства о приведении содержания и (или) качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям федеральных государственных образовательных стандартов или федеральным государственным требованиям.
17.5. Результат административной процедуры - проверка проведена.
18. Оформление результатов проверки.
18.1. По результатам проверки должностными лицами Управления, проводящими проверку, составляется акт в двух экземплярах по типовой форме, установленной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
18.2. В акте проверки указываются:
1) дата, время и место составления акта проверки;
2) наименование Министерства и Управления;
3) дата и номер приказа Министерства;
4) фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц Управления, проводившего(их) проверку;
5) наименование проверяемого юридического лица, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, присутствовавших при проведении проверки;
6) дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
7) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных несоответствиях (нарушениях требований) содержания и (или) качества подготовки обучающихся и выпускников образовательного учреждения требованиям федеральных государственных образовательных стандартов или федеральным государственным требованиям, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения требований федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований;
8) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица, или уполномоченного представителя юридического лица, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица указанного журнала;
9) подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.
18.3. В случае привлечения к проверке экспертов или экспертных организаций на основании приказа Министерства к акту проверки прилагаются экспертные заключения, а также объяснения должностных лиц, ответственных за нарушение требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами или федеральными государственными требованиями, и другие документы или их копии, связанные с результатами проверки.
18.4. Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах и один из которых с копиями приложений вручается руководителю или уполномоченному представителю образовательного учреждения под подпись об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя образовательного учреждения, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется в течение 1 рабочего дня с даты его оформления заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в Управлении.
В случае, если для проведения внеплановой выездной проверки требуется согласование ее проведения с органом прокуратуры, копия акта проверки направляется в орган прокуратуры, которым принято решение о согласовании проведения проверки, в течение 5 рабочих дней со дня составления акта проверки.
18.5. В случае если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных расследований или экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий 3 рабочих дней после завершения мероприятий по контролю, и вручается руководителю или уполномоченному представителю образовательного учреждения под расписку, либо направляется в течение 1 рабочего дня с даты его составления заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле Управления.
18.6. Образовательное учреждение, в отношении которого проводилась проверка, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным Министерством предписанием об устранении нарушений требований федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований в течение 15 дней с даты получения акта проверки вправе представить в Управление в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений.
При этом образовательное учреждение вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо передать их в Управление в срок, установленный пунктом 12 статьи 16 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
18.7. Письменное возражение образовательного учреждения в день его получения регистрируется в Управлении и рассматривается начальником Управления в течение трех рабочих дней со дня его регистрации.
По результатам рассмотрения возражения образовательному учреждению в течение трех рабочих дней со дня рассмотрения направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении информация о результатах его рассмотрения.
Информация прилагается к отчету о результатах проверки и учитывается при принятии Министерством решения по результатам проверки.
18.8. По завершении плановой или внеплановой проверки должностные лица, проводящие проверки, производят запись о результатах проведенной проверки в журнале учета проверок юридического лица.
18.9. На основании акта проверки и экспертных заключений в течение 5 дней со дня подписания акта проверки должностными лицами, проводящими проверку, составляется отчет о проведении проверки, который в течение 3 рабочих дней со дня его представления утверждается министром образования (заместителем министра). В отчете о проведении проверки указываются нарушения, выявленные при проведении проверки, и меры, которые необходимо принять в отношении фактов таких нарушений и совершивших их должностных лиц.
18.10. Результат административной процедуры:
1) составление акта проверки и внесение записи в Журнал учета проверок юридического лица;
2) вручение экземпляра акта проверки уполномоченному лицу образовательного учреждения, в отношении которого проводилась проверка, или направление ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении;
3) составление отчета о проведении проверки.
19. Принятие мер в отношении фактов нарушений требований федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований, выявленных при проведении проверки.
19.1. По результатам проверки Министерство принимает соответствующие меры, предусмотренные Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Законом Российской Федерации "Об образовании" и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
19.2. По решению министра образования (заместителя министра) информация о нарушении законодательства Российской Федерации в области образования и материалы проверки направляются в правоохранительные органы Российской Федерации, Федеральную службу финансово-бюджетного надзора, Счетную палату Российской Федерации и иные органы государственной власти Российской Федерации.
19.3. По результатам проверки в случае выявления нарушения требований федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований министр образования выдает в течение 5 дней со дня подписания акта проверки образовательному учреждению или его учредителю предписание по форме согласно приложению 3 к настоящему Административному регламенту об устранении выявленных нарушений в соответствии со статьей 17 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В указанном предписании устанавливается срок его исполнения, который не может превышать шесть месяцев с даты получения образовательным учреждением предписания.
19.4. Предписание является обязательным для исполнения образовательным учреждением. Образовательное учреждение представляет в Управление отчет об исполнении указанного предписания, включающий в себя документы, содержащие сведения, подтверждающие его исполнение.
19.5. В случае неисполнения указанного предписания образовательным учреждением и (или) его учредителем (в том числе если отчет об исполнении указанного предписания не представлен в Управление до истечения срока, установленного указанным предписанием, или представленный отчет не подтверждает исполнение в установленный срок указанного предписания) Министерство возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В случае неисполнения указанного предписания аккредитованными образовательным учреждением и (или) учредителем Министерство также приостанавливает действие свидетельства о государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных образовательных программ, укрупненных групп направлений подготовки и специальностей, реализуемых в этих образовательном учреждении и (или) их филиале, на срок, не превышающий шести месяцев.
Если до истечения срока приостановления действия свидетельства о государственной аккредитации образовательное учреждение и (или) учредитель представили в Управление документы, содержащие сведения, подтверждающие исполнение предписания, неисполнение которого явилось основанием для приостановления действия свидетельства о государственной аккредитации, Министерство возобновляет действие свидетельства о государственной аккредитации.
В случае если такие документы не представлены образовательным учреждением и (или) учредителем в Управление до истечения срока приостановления действия свидетельства о государственной аккредитации или представленные документы не подтверждают исполнение указанного предписания, Министерство лишает образовательное учреждение государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных образовательных программ, укрупненных групп направлений подготовки и специальностей, реализуемых в этих образовательном учреждении и (или) их филиале.
19.5.1. Приостановление, возобновление действия свидетельства о государственной аккредитации, лишение государственной аккредитации осуществляется в порядке и по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством.
19.6. Результат административной процедуры:
1) приняты меры по фактам нарушений требований федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований, выявленных при проведении проверки образовательного учреждения;
2) выданы Министерством предписания образовательному учреждению об устранении выявленных нарушений требований федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований;
3) предоставлен в Управление отчет образовательного учреждения об исполнении предписания об устранении выявленных нарушений.
20. Внесение сведений в федеральную информационную систему учета результатов государственного контроля (надзора) в области образования.
20.1. Результаты плановой и внеплановой проверок вносятся в электронной форме в течение 10 дней после их завершения специалистом Управления в федеральную информационную систему учета результатов государственного контроля (надзора) в области образования.
20.2. Управление осуществляет наблюдение, анализ и прогнозирование состояния исполнения требований федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований, анализ публикаций в средствах массовой информации, на официальном сайте в сети "Интернет".
20.3. Итоговая информация об исполнении требований федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований готовится заведующим сектором контроля качества образования на основании свода и анализа информации, содержащейся в федеральной информационной системе учета результатов государственного контроля (надзора) в сфере образования и в актах проверок, проведенных Управлением.
Проект информации согласовывается начальником Управления, обобщается в докладе об осуществлении государственного контроля (надзора) в области образования, представляется на коллегии Министерства не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным периодом, и утверждается министром образования.
20.4. Доклад об осуществлении государственного контроля (надзора) в области образования размещается на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
20.5. Результат административной процедуры - внесение результатов проверок в федеральную информационную систему учета результатов государственного контроля (надзора) в области образования.
IV. Порядок и формы контроля за исполнением государственной функции
21. Порядок осуществления текущего контроля за соблюдением и исполнением должностными лицами Министерства и Управления положений Административного регламента, а также принятием решений должностными лицами Министерства и Управления в ходе исполнения государственной функции.
Текущий контроль за соблюдением последовательности действий, определенных административными процедурами по исполнению государственной функции, и принятием решений осуществляется министром образования (заместителем министра).
22. Ежеквартально, по мере предоставления отчетов в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) и Прокуратуру Республики Коми министром образования осуществляется текущий контроль исполнения государственной функции.
23. Порядок и периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок полноты и качества исполнения государственной функции, в том числе порядок и формы контроля за полнотой и качеством исполнения государственной функции.
Контроль за полнотой и качеством исполнения государственной функции включает в себя проведение проверок, выявление и устранение нарушений прав заявителей, рассмотрение, принятие решений и подготовку ответов на обращения заявителей, содержащих жалобы на решения, действия (бездействие) должностных лиц Министерства и Управления.
По результатам проверок в случае выявления нарушений прав заявителей осуществляется привлечение виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Проверка полноты и качества исполнения государственной функции осуществляется на основании приказа Министерства.
При проверке рассматриваются все вопросы, связанные с исполнением государственной функции, или отдельные вопросы по ее предоставлению.
Плановые проверки за полнотой и качеством исполнения государственной функции осуществляются путем проведения анализа ежеквартальных отчетов Министерства для Прокуратуры Республики Коми и Рособрнадзора, а также заслушивания начальника Управления на совещаниях Министерства о выполнении ежемесячного плана-графика осуществления контроля качества образования.
Внеплановые проверки за полнотой и качеством исполнения государственной функции проводятся министром образования (уполномоченным им лицом) в случае поступления в Министерство соответствующих жалоб на действия (бездействие) должностных лиц и специалистов Министерства и Управления.
24. Ответственность должностных лиц органа исполнительной власти Республики Коми, исполняющего государственную функцию, за решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) ими в ходе исполнения государственной функции.
Должностные лица Министерства в случае ненадлежащего исполнения служебных обязанностей, совершения противоправных действий (бездействия) при проведении проверки несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Министерство осуществляет контроль за исполнением должностными лицами Министерства служебных обязанностей, ведет учет случаев ненадлежащего исполнения должностными лицами Министерства служебных обязанностей, проводит соответствующие служебные расследования и принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации меры в отношении таких должностных лиц.
О мерах, принятых в отношении виновных в нарушении законодательства Российской Федерации должностных лиц Министерства, в течение десяти дней со дня принятия таких мер Министерство обязано сообщить в письменной форме образовательному учреждению, права и (или) законные интересы которого нарушены.
24.1. Положения, характеризующие требования к порядку и формам контроля за исполнением государственной функции, в том числе со стороны граждан, их объединений и организаций.
Контроль за исполнением государственной функции, в том числе со стороны граждан, их объединений и организаций осуществляется в установленном законодательством порядке посредством открытости деятельности Министерства при исполнении государственной функции, получения полной, достоверной информации о порядке исполнения государственной функции и возможности досудебного рассмотрения обращений (жалоб) в процессе исполнения государственной функции.
V. Досудебный (внесудебный порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, исполняющего государственную функцию, а также его должностных лиц
25. Руководитель образовательного учреждения, в отношении которого проводится (проводилась) проверка, либо его уполномоченные представители, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица и граждане, направившие информацию о наличии признаков нарушений законодательства Российской Федерации в области образования (далее - заявители), имеют право на обжалование действий или бездействия, а также принимаемых при исполнении государственной функции решений должностных лиц Министерства и Управления в досудебном и судебном порядке.
26. Заявители могут сообщить о нарушении своих прав и законных интересов, противоправных решениях, действиях или бездействии должностных лиц и специалистов Управления, о нарушении ими положений настоящего Административного регламента, об их некорректном поведении или о нарушении ими служебной этики, а также о несогласии с принимаемыми при исполнении государственной функции решениями должностных лиц и специалистов Министерства и Управления министру образования во время личного приема или путем направления письменного обращения (жалобы).
27. Основанием для начала процедуры досудебного обжалования является устное обращение (жалоба) заявителя на личном приеме у министра образования или получение Министерством письменного обращения (жалобы), в том числе в форме электронного документа.
Рекомендуемая форма письменной жалобы приведена в приложении 4 к настоящему Административному регламенту.
28. Специалист Министерства, осуществляющий запись заявителя на личный прием к министру образования информирует его о дате, времени, месте приема, фамилии, имени и отчестве министра образования.
При личном приеме заявитель обязан предъявить документ, удостоверяющий его личность.
Содержание устной жалобы, а также сведения о заявителе, обратившемся с устной жалобой, заносятся в карточку личного приема заявителя. Если изложенные в устной жалобе факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на жалобу с согласия заявителя может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема заявителя.
В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в жалобе вопросов в срок, установленный в пункте 29 настоящего Административного регламента.
29. При обращении заявителей в письменной форме срок рассмотрения жалобы не должен превышать 30 дней со дня регистрации такого обращения.
Письменное обращение (жалоба) подлежит обязательной регистрации в течение одного дня со дня его поступления в Министерство.
30. По результатам рассмотрения обращения (жалобы) министром образования принимается решение об удовлетворении требований заявителя, об отказе в удовлетворении жалобы либо решение о прекращении рассмотрения обращения в связи с заявлением гражданина о прекращении рассмотрения обращения.
Письменный ответ, содержащий результаты рассмотрения обращения (жалобы), направляется по почтовому адресу, в том числе и в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному заявителем.
31. Если в письменном обращении (жалобе) не указаны фамилия заявителя, направившего обращение, и почтовый адрес (в том числе адрес электронной почты), по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается.
32. При получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица Министерства и Управления, а также членов его семьи, министр образования вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить заявителю в пятидневный срок со дня регистрации обращения о недопустимости злоупотребления правом.
Если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения в Министерстве начальником Управления сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
Если в письменном обращении заявителя содержится вопрос, на который заявителю многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, министр образования в пятидневный срок со дня регистрации обращения принимает решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с заявителем по данному вопросу. О данном решении заявитель, направивший обращение, уведомляется в 3-дневный срок со дня принятия указанного решения.
Если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, заявителю, направившему обращение, в течение 5 дней со дня регистрации обращения сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.
Если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, заявитель вправе вновь направить обращение в Министерство.
33. Заявитель вправе обжаловать решения, принятые в ходе исполнения государственной функции, а также действия или бездействие должностных лиц Министерства и Управления в судебном порядке в установленные законодательством Российской Федерации сроки.
Порядок подачи, рассмотрения и разрешения жалоб, направляемых в суды, определяются Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации и Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.