Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к приказу МО РК
от 22 июля 2011 г. N 251
Рекомендации
по реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования
При разработке требований к объему и содержанию образовательной деятельности детей и взрослых по освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования за основу были взяты:
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.11.2009 N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования".
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 N 91;
- Постановление N 164 от 20.12.2010 Г.Г. Онищенко СанПин 2.4.1.2731-10 "Изменение N 1 к 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях".
Основные положения, которые были взяты из нормативных документов:
1. Из Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования:
п. 2.7. - "часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса, отражает: 1) видовое разнообразие учреждений, наличие приоритетных направлений деятельности..., по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, по физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию детей...; 2) специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс"
п. 2.8. - "время, необходимое для реализации Программы составляет от 65% до 80% времени пребывания детей в группах с 12-ти часовым пребыванием в зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностей и потребностей, а также вида группы, в которой Программа реализуется"
п. 2.9. - "объем обязательной части Программы составляет не менее 80% времени, необходимого для реализации Программы, а части, формируемой - не более 20% общего объема Программы"
п. 2.10 - "в зависимости от направленности функционирующих в образовательном учреждении групп детей дошкольного возраста - общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной или комбинированной - могут применяться различные варианты соотношения обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса, с учетом приоритетной деятельности образовательного учреждения"
п. 2.11. - "общий объем обязательной части Программы рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на: 1) образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения); 2) образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; 3) самостоятельную деятельность детей; 4) взаимодействие с семьями детей по реализации Программы.
п. 2.12 - "общий объем обязательной части основной общеобразовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, которая должна быть реализована в группах компенсирующей и комбинированной направленности, рассчитывается с учетом направленности программы, в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на: 1) образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей; 2) образовательную деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, осуществляемую в ходе режимных моментов; 3) самостоятельную деятельность детей; 4) взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья"
2. Из Постановления N 164 от 20.12.2010 Г.Г. Онищенко СанПин 2.4.1.2731-10 "Изменение N 1 к 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях":
п. 16 - "максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, для детей четвертого года жизни составляет 2 часа 45 минут, для детей пятого года жизни - 4 часа, для детей шестого года жизни - 6 часов 15 минут, для детей седьмого года жизни - 8 часов 30 минут";
п. 17 - "продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей четвертого года жизни - не более 15 минут, для детей пятого года жизни - не более 20 минут, для детей шестого года жизни - не более 25 минут, для детей седьмого года жизни - не более 30 минут...".
п. 19 - "непосредственно образовательная деятельность физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла должна занимать не менее 50% общего времени, отведенного на непосредственно образовательную деятельность".
На основе содержания данных документов разработан Примерный объем времени, необходимый для организации деятельности детей и взрослых по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования в течение дня, который включает в себя (таблицы 1, 2):
- Объем времени для организации совместной деятельности взрослых и детей с учетом интеграции образовательных областей в процессе организации непосредственно образовательной деятельности и в процессе режимных моментов (за исключением дневного сна).
Значительная часть времени (более 6 часов в старших группах и более 8 часов в младших группах из 12-часового пребывания ребенка в ДОУ) отводится на организацию совместной деятельности взрослых и детей в процессе режимных моментов (за исключением дневного сна), которая включает в себя утренний прием детей, утреннюю гимнастику, прием пищи, одевание на прогулку, двигательную деятельность и наблюдения на прогулке, закаливающие мероприятия, гимнастику после дневного сна, совместное чтение художественной литературы, организацию развлечений, праздников и др.
Меньшая часть времени (30 минут в день - в младших группах, более 1 часа - в старших группах из 12-часового пребывания ребенка в ДОУ) отводится на организацию совместной деятельности взрослых и детей в процессе непосредственно образовательной деятельности (НОД). В процессе НОД реализуется содержание обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования и части, формируемой участниками образовательного процесса.
За основу распределения объема времени, отведенного на организацию НОД, было взято содержание пп. 16, 17 изменений N 1 к 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" (п. 16 - "максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, для детей четвертого года жизни составляет 2 часа 45 минут, для детей пятого года жизни - 4 часа, для детей шестого года жизни - 6 часов 15 минут, для детей седьмого года жизни - 8 часов 30 минут"; п. 17 - "продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей четвертого года жизни - не более 15 минут, для детей пятого года жизни - не более 20 минут, для детей шестого года жизни - не более 25 минут, для детей седьмого года жизни - не более 30 минут...").
Время, необходимое для реализации части, формируемой участниками образовательного процесса, определяется каждым ДОУ самостоятельно в зависимости от вида дошкольного учреждения.
- Объем времени для организации самостоятельной деятельности детей (самостоятельной игровой, двигательной, продуктивной, познавательно-исследовательской деятельности).
Предлагаются два варианта распределения объема времени в соответствии с режимом пребывания ребенка в ДОУ (12-часовой и 10,5-часовой режимы пребывания). При сокращенном режиме пребывания ребенка в ДОУ уменьшается объем времени, отводимого на организацию совместной деятельности педагога и детей в процессе режимных моментов.
Таблица 1. - Примерный объем времени, необходимый для организации деятельности детей и взрослых по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования в течение дня (12-часовой режим пребывания ребенка в ДОУ)
Возрастная группа |
Объем времени для организации совместной деятельности взрослых и детей с учетом интеграции образовательных областей |
Объем времени для организации самостоятельной деятельности детей (часы, минуты) |
Общее количество времени, отведенного на реализацию Программы в день |
||
В процессе непосредственно образовательной деятельности (часы, минуты) |
В процессе режимных моментов (за исключением дневного сна) - часы, минуты |
||||
Время, необходимое для реализации обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса |
Время, необходимое для реализации части программы, формируемой участниками образовательного процесса(1) |
||||
2 младшая группа |
30 минут - в день 2 часа 30 минут - в неделю |
15 минут - 1 раз в неделю |
8 часов 30 минут |
1 час |
10 часов |
В неделю - 2 часа 45 минут | |||||
Средняя группа |
40 минут - в день 3 часа 20 минут - в неделю |
20 минут - 2 раза в неделю |
8 часов |
1 час 20 минут |
10 часов |
В неделю - 4 часа | |||||
Старшая группа |
1 час. 05 мин - в день 5 часов 25 минут - в неделю |
25 минут - 2 раза в неделю |
7 часов 30 минут |
1 час 30 минут |
10 часов |
В неделю - 6 часов 15 минут | |||||
Подготовительная группа |
1 час 30 минут - в день |
30 минут - 2 раза в неделю |
6 часов 55 минут |
1 час 40 минут |
10 часов |
7 часов 30 минут - в неделю | |||||
В неделю - 8 часов 30 минут |
-----------------------------
(1) В остальные дни содержание части, формируемой участниками образовательного процесса, реализуется в совместной деятельности педагога и детей в процессе режимных моментов.
Таблица 2. - Примерный объем времени, необходимый для организации деятельности детей и взрослых по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования в течение дня (10,5-часовой режим пребывания ребенка в ДОУ)
Возрастная группа |
Объем времени для организации совместной деятельности взрослых и детей с учетом интеграции образовательных областей |
Объем времени для организации самостоятельной деятельности детей (часы, минуты) |
Общее количество времени, отведенного на реализацию Программы в день |
||
В процессе непосредственно образовательной деятельности (часы, минуты) |
В процессе режимных моментов (за исключением дневного сна) - часы, минуты |
||||
Время, необходимое для реализации обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса |
Время, необходимое для реализации части программы, формируемой участниками образовательного процесса(2) |
||||
2 младшая группа |
30 минут- в день 2 часа 30 минут - в неделю |
15 минут - 1 раз в неделю |
7 часов |
45 минут |
8 часов 30 минут |
В неделю - 2 часа 45 минут | |||||
Средняя группа |
40 минут- в день 3 часа 20 минут - в неделю |
20 минут - 2 раза в неделю |
6 часов 30 минут |
1 час |
8 часов 30 минут |
В неделю - 4 часа | |||||
Старшая группа |
1 час. 05 мин - в день 5 часов 25 минут - в неделю |
25 минут - 2 раза в неделю |
6 часов |
1 час |
8 часов 30 минут |
В неделю - 6 часов 15 минут | |||||
Подготовительная группа |
1 час 30 минут - в день 7 часов 30 минут - в неделю |
30 минут - 2 раза в неделю |
5 часов 30 минут |
1 час |
8 часов 30 минут |
В неделю - 8 часов 30 минут |
-----------------------------
(2) В остальные дни содержание части, формируемой участниками образовательного процесса, реализуется в процессе совместной деятельности педагога и детей в режимных моментах
Также на основе содержания Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования показано распределение освоения содержания образовательных областей детьми 3-7 лет в процессе совместной деятельности с взрослыми (в процессе непосредственно образовательной деятельности, в процессе режимных моментов) и в процессе самостоятельной деятельности детей (таблица 3). Содержание образовательных областей, в основном, реализуется в совместной деятельности взрослых и детей в процессе режимных моментов.
Таблица 3 - Распределение содержания образовательных областей, осваиваемых детьми 3-7 лет в процессе образовательной деятельности в группах общеразвивающей направленности
Направления развития ребенка |
Образовательные области |
Совместная образовательная деятельность взрослых и детей |
Самостоятельная деятельность детей |
||||||||||
В процессе непосредственно образовательной деятельности |
В процессе режимных моментов |
||||||||||||
3-4 года |
4-5 лет |
5-6 лет |
6-7 лет |
3-4 года |
4-5 лет |
5-6 лет |
6-7 лет |
3-4 года |
4-5 лет |
5-6 лет |
6-7 лет |
||
Физическое |
Физическая культура |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Здоровье(3) |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
|
Безопасность |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
|
Социально-личностное |
Социализация(3) |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Труд(3) |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
|
Познавательно-речевое |
Познание |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Коммуникация |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Чтение художественной литературы(3) |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
|
Художественно-эстетическое |
Художественное творчество |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Музыка |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
-----------------------------
(3) Содержание образовательных областей, выделенных курсивом, реализуется только в процессе совместной деятельности педагога с детьми в ходе режимных моментов и в процессе самостоятельной деятельности детей
В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы при распределении содержания образовательных областей в процессе организации образовательной деятельности учитывалось то, что:
- "содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей "Физическая культура", "Здоровье", "Безопасность", "Социализация", "Труд", "Познание", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Художественное творчество", "Музыка" ориентировано на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением" (п. 3.3.)
- содержание образовательных областей направлено на достижение определенных целей через решение специфических задач (п. 3.3.1. - 3.3.10):
Образовательная область |
Цель |
Задачи |
Физическая культура |
Формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие |
- Развитие физических качеств - Накопление и обогащение двигательного опыта - Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности в физическом совершенствовании |
Здоровье |
Охрана здоровья детей и формирование культуры здоровья |
- Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей - Воспитание культурно-гигиенических навыков - Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни |
Безопасность |
Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания |
- Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них - Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения - Передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства - Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и |
Социализация |
Освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений |
- Развитие игровой деятельности - Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным) - Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу |
Труд |
Формирование положительного отношения к труду |
- Развитие трудовой деятельности - Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам - Формирование элементарных математических представлений - Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей |
Познание |
Развитие познавательных интересов, интеллектуальное развитие детей |
- Сенсорное развитие - Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности - Формирование элементарных математических представлений - Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей |
Коммуникация |
Овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающим миром |
- Развитие свободного общения со взрослыми и детьми - Развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности - Практическое освоение воспитанники нормами речи |
Чтение художественной литературы |
Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг |
- Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений, развитие литературной речи - Приобщение к словесному искусству |
Художественное творчество |
Формирование эстетической стороны окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении |
- Развитие продуктивной деятельности детей - Развитие детского творчества - Приобщение к изобразительному искусству |
Музыка |
Развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку |
- Развитие продуктивной деятельности детей - Развитие детского творчества - Приобщение к изобразительному искусству |
В связи с тем, что содержание всех образовательных областей основной общеобразовательной программы дошкольного образования в большей степени реализуется в совместной деятельности педагога и детей в процессе режимных моментов, нежели чем в процессе непосредственно образовательной деятельности (таблица 3), в соответствии с Санитарными нормами и правилами целесообразно распределить время, отводимое на реализацию НОД, таким образом, как это представлено в таблице 4.
Таблица 4. - Распределение времени, отведенного на реализацию непосредственно образовательной деятельности (НОД) педагогов с детьми 3-7 лет в течение недели в группах общеразвивающей направленности
|
|
Объем времени, отводимого на реализацию содержания образовательных областей в процессе НОД |
|||
Части Программы |
Образовательные области, направления |
2 младшая группа |
Средняя группа |
Старшая группа |
Подготовительная группа |
НОД |
НОД |
НОД |
НОД |
||
Обязательная часть |
Физическая культура |
30 минут |
40 минут |
1 час 15 минут |
1 час 30 минут |
Безопасность |
- |
- |
25 минут |
30 минут |
|
Познание |
45 минут |
60 минут |
1 час 15 минут |
2 часа |
|
Коммуникация |
- |
20 минут |
25 минут |
1 час минут |
По-видимому, в тексте настоящей позиции пропущена часть текста
|
Художественное творчество |
45 минут |
40 минут |
1 час 15 минут |
1 час 30 минут |
Музыка |
30 минут |
40 минут |
50 минут |
2 часа |
|
|
2 часа 30 минут |
3 часа 20 минут |
5 часов 25 минут |
7 часов 30 минут |
|
Часть, формируемая участниками образовательного процесса |
Указываются: Программы, отражающие приоритетное направление деятельности ДОУ Кружки, секции Региональный компонент |
15 минут - 1 раз в неделю |
40 минут - 2 раза в неделю по 20 минут |
50 - 2 раза в неделю по 25 минут |
60 - 2 раза в неделю по 30 минут |
|
|
2 часа 45 минут |
4 часа |
6 часов 15 минут |
8 часов 30 минут |
В соответствии с Постановлением N 164 от 20.12.2010 Г.Г. Онищенко СанПин 2.4.1.2731-10 "Изменение N 1 к 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях":
п. 16. - "максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, для детей четвертого года жизни составляет 2 часа 45 минут, для детей пятого года жизни - 4 часа, для детей шестого года жизни - 6 часов 15 минут, для детей седьмого года жизни - 8 часов 30 минут".
п. 19 - "непосредственно образовательная деятельность физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла должна занимать не менее 50% общего времени, отведенного на непосредственно образовательную деятельность".
Составители: Штекляйн С.Н.,
декан факультета дошкольного образования,
Хабарова Т.В.,
к.п.н., доцент кафедры дошкольного образования
ГАОУДПО (ПК) С РК "КРИРО"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.