Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Паспорт Программы
1.1 |
Основание для разработки Программы |
- Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса"; |
- Градостроительный кодекс РФ; | ||
1.2 |
Срок реализации Программы |
20 лет (1 этап - до 2015 г., 2 этап - до 2020 г., 3 этап - до 2030 г.) |
1.3 |
Заказчик |
Администрация муниципального района "Сысольский" |
1.4 |
Разработчики Программы |
Администрация муниципального района "Сысольский" Предприятия жилищно-коммунального хозяйства |
1.5 |
Цели и задачи Программы |
- Обеспечение потребителей коммунальными ресурсами нормативного качества при доступной стоимости и обеспечении надежной и эффективной работы коммунальной инфраструктуры. |
- Обеспечение надежности и эффективности поставки коммунальных ресурсов за счет реконструкции и модернизации систем коммунальной инфраструктуры. | ||
- Обеспечение доступности для населения стоимости коммунальных услуг. | ||
1.6 |
Перечень основных мероприятий |
- Определение основных направлений жилищной и промышленной застройки территории муниципального района "Сысольский"; |
- обеспечение земельных участков, предназначенных под застройку, инженерными коммуникациями | ||
1.7 |
Исполнители основных мероприятий |
- Администрации муниципальных образований |
- Предприятия жилищно-коммунального хозяйства | ||
1.8 |
Ожидаемые результаты |
- Обеспечение повышения надежности снабжения всеми видами коммунальных услуг потребителей района с учетом перспективы развития; - снижение процента износа инженерных коммуникаций; - обеспечение повышения качества оказываемых потребителям коммунальных услуг; |
- улучшение экологической обстановки в районе | ||
1.9 |
Источники финансирования |
- республиканский бюджет; |
- местный бюджет; | ||
- собственные средства предприятий |
Анализ социально-экономического развития МР "Сысольский"
1. Краткая историко-географическая справка МО МР "Сысольский" (далее - муниципальный район)
- С 15 июля 1929 г. образован Сысольский район.
- 1929 г. - основан Сысольский леспромхоз.
- 1930 г. - введена первая в республике Сельская ГЭС на р. Б.Визинга.
- 1932 г. - открыта первая в республике МТС между с. Визинга и с. Пустошь.
- 1933 г. - создана типография районной газеты "Сыктывса ударник", с 1958 г. - "Коммунизм знамя", издаваемые на коми языке. С 1965 г. - "Маяк Сысолы" - издаваемая на русском языке.
- 1934 г. - открыт Визингский промкомбинат.
- 1936 г. - построены Пустошский крахмально-паточный и лен-заводы в с. Куниб.
- В 1946 г. произошло деление на два района - Сысольский и Койгородский.
- 1960 г. - открывается первая музыкальная школа в с. Визинга. В этом же 1960 г. на базе колхозов района создается укрупненный совхоз "Сысольский". Вводится в строй первая сельская АТС в Коми АССР.
- 1964 г. - Визингский промкомбинат разделяется на "Лесопункт" и комбинат бытового обслуживания.
- 1 марта 1965 г. открывается Сысольский мехлесхоз.
- 1 января 1970 г. МТС преобразуется в ПМК-2 "Комимелиорация".
- В этом же 1970 г. открывается народный музей в с. Визинга.
- С 1969 г. по 1971 г. - ведется строительство асфальтированной дороги между с. Визинга и г. Сыктывкар, соединяющей центр Сысольского района со столицей республики.
- В период 1970 - 1975 гг. - строительство дороги с твердым покрытием, протяженностью 49 км до границы с Прилузским районом.
- 1978 г. - построен Деревообрабатывающий завод в с. Визинга.
- 1980 г. - объединены Дорожный участок и СДРСУ в предприятие с одним управлением.
- В октябре 1987 г. завершено строительство моста через реку Б. Визинга.
- 2007 г. - ввод в действие поликлиники на 150 посещений в смену (I очереди) Больничного комплекса на 80 мест.
- 2007 - 2008 гг. - в районе введено три новых фельдшерско-акушерских пункта.
- 2007 - 2009 гг. - район обеспечен мобильной сотовой связью (Билайн, Мегафон, МТС, Tele2).
- 2009 - 2010 г. - строительство средней образовательной школы в п. Первомайский на 200 мест.
- 2010 г. - строительство школы - сад на 27 мест в с. Палауз.
Сысольский район, как административно-территориальная единица Республики Коми, был образован в 1946 году. Сысольский район расположен в южной части Республики Коми и граничит с Архангельской областью, а также территориями Сыктывдинского, Койгородского, Прилузского районов республики. Расстояние от административного центра с. Визинга до г. Сыктывкара 88 км. Территорию района пересекает автотрасса федерального значения Киров - Сыктывкар.
Площадь территории - 6,14 тыс.кв.км.
Население - 13,9 тыс.чел.
Плотность населения - 2,3 чел. на 1 кв.км.
В районе 79 населенных пунктов.
Административный центр МО муниципального района - с. Визинга.
На территории района расположено 11 сельских поселений.
Населенные пункты в поселениях расположены преимущественно вдоль автодорог и формируют пять относительно компактных "кустовых" систем расселения: визингскую, межадорскую, пыелдино-палаузскую, чухломскую и куратовскую.
Район характеризуется низкой степенью геологической изученности территории и слабо развитой минерально-сырьевой базой.
Общий земельный фонд района составляет 614,0 тыс.га, в том числе:
- земли сельхозназначения 50,5 тыс.га, в т.ч. фонд перераспределения земель 6,3 тыс.га;
- земли поселений 5,6 тыс.га;
- земли промышленности транспорта и д. спецназначения 1,2 тыс.га;
- земли лесного фонда 553,9 тыс.га;
- земли водного фонда 2,4 тыс.га;
- земли запаса 0,4 тыс.га.
За счет федерального бюджета в районе проведена работа по кадастровой оценке земель поселений, земель сельхозназначения, земель лесного фонда, земель промышленности, особо охраняемых территорий, садово-огородных объединений.
Леса района представлены более чем на 60% балансовой древесиной и расположены в зоне Сыктывкарского лесопромышленного узла.
Транспортная составляющая на перевозку лесоматериалов из района составляет 120 - 170 км и находится на третьем месте после Сыктывдинского и Корткеросского районов.
2. Развитие социальной сферы
Уровень социального развития муниципального района "Сысольский" можно охарактеризовать с помощью таких показателей как демографическое положение, качество жизни населения, занятость, развитие здравоохранения и здоровье населения района.
Демографическая ситуация Сысольского района.
С 2002 г. численность постоянного населения Сысольского района сократилась на 1,3 тыс.чел. (на 7,6%). По данным Комистата, среднегодовая численность населения на начало 2010 г. составляла 15,61 тыс.чел. Снижение численности населения обусловлено как естественной убылью, так и миграционным оттоком населения.
До 1992 г. рост населения в Сысольском районе обеспечивался естественным приростом населения, далее, как и почти вся сельская территория республики, он вступил в период устойчивого снижения численности населения. По этому показателю район занимает 5-е место. Определяющим фактором естественной убыли населения является низкая рождаемость (14,8 родившихся на 1 тыс.чел. населения) и неблагополучная динамика смертности (21,3 умерших на 1 тыс.чел. населения). По сравнению с 2004 г. рождаемость увеличилась на 23% (182 и 224 чел.). По показателю естественной убыли за последние пять лет ситуация в районе стала улучшаться с -159 в 2004 г. до -102 в 2009 г. (для сравнения в 2000 г. -98 чел.).
Для района характерна повышенная (53,1%) доля смертности мужского населения в трудоспособном возрасте. Смертность женщин в трудоспособном возрасте составляет 18,8%, старше трудоспособного - 79,2%. В определенной мере естественная убыль населения обусловлена процессом старения. Средний возраст постоянного населения, который в целом по району в 1989 г. составлял 32,5 года, в период с 2002 по 2009 гг. понизился от 37 до 37,3 лет (по республике соответственно 30,2; 35,2; 35,5 лет). По данным Комистата, в настоящее время в районе на 1000 человек населения трудоспособного возраста приходится 283 человека нетрудоспособного населения (по республике в целом этот показатель составляет 210 человек). Коэффициент иждивенчества, рассчитанный как отношение доли населения в нетрудоспособном возрасте (моложе и старше) к доле населения в трудоспособном возрасте, равен 0,57 и является не вполне благоприятным (в целом по республике он равен 0,49).
Миграционные показатели в значительной мере отражают субъективные оценки и предпочтения населения. Сысольский район в 2004 г. имел отрицательное сальдо миграции - 1,6 чел. на 1000 чел. населения. Такая же ситуация сохранилась и в 2006 - 2010 гг.
Качество жизни населения. В мировой практике комплексным показателем качества жизни населения является "индекс человеческого развития", методика оценки которого крайне сложна, и на региональном уровне практически не разработана.
Тем не менее, качество жизни населения в разной мере характеризуют такие компоненты социального развития как здоровье, занятость населения и уровень образования.
Занятость населения и использование трудового потенциала. Численность граждан, занятых экономической деятельностью (включая занятость в сфере малого предпринимательства) составляла на 01.01.2010 4748 чел. (4943 чел. в 2005 г.). Из них 4,6% и 14,5% работали в сфере сельскохозяйственного производства и лесного хозяйства, 4,2% - на обрабатывающих предприятиях лесной отрасли, 3,2% - строительстве, 3,8% - торговле, 7,6% - на транспорте и в связи и более 58,5% - в отраслях непроизводственной сферы.
По сравнению с первой половиной 90-х г. в структуре занятости населения произошли значительные изменения. Общее число занятых в районе сократилось в 1,36 раза (по республике в целом - в 1,2 раза). В значительной мере это произошло за счет основных сфер приложения труда в основных отраслях экономики района (лесной и сельском хозяйстве). Такая тенденция наблюдается практически на территории всех сельских районов.
Результаты покомпонентной оценки качества жизни населения Сысольского района позволили сделать следующие выводы:
- на территории района продолжаются негативные процессы в демографической сфере - снижение численности населения за счет отрицательного естественного прироста;
- причины сокращения численности населения в значительной мере носят экономический характер и являются результатом спада производства, высокого уровня безработицы и снижения уровня жизни;
- массовая безработица, вызванная свертыванием производственной деятельности в традиционных отраслях хозяйства - лесной промышленности и сельском хозяйстве - становится социальным бедствием;
- ключевыми проблемами в сфере занятости и на рынке труда является трудоустройство женщин и молодежи, населения с высшим и профессиональным образованием, выпускников общеобразовательных школ;
- при относительно благоприятной обстановке с заболеваемостью населения по впервые установленному диагнозу, в районе заметно увеличивается число лиц, признанных инвалидами;
- сохраняется высокий уровень заболеваемости населения по социально значимым болезням, что вызывает необходимость повышения уровня диспансерной работы среди населения района;
- безработица и низкий уровень жизни усугубляют духовное неблагополучие населения, генерирующее рост преступлений против личности и распространение пьянства.
Образование. В ведении районного отдела образования находится 14 дошкольных образовательных учреждений (830 чел.), 8 школ-садов, 9 общеобразовательных школ (1480 детей), ДЮСШ, РЦДТ. По сравнению с 2000 г. сеть учреждений образования уменьшилась на семь детских дошкольных учреждений и одну начальную школу. Основная причина уменьшения учреждений кроется в факте снижения численности детей в детских садах и учащихся школ: 3,8 тыс.чел. в 2000 г., 2,6 тыс.чел. в 2005 г., 2,3 тыс.чел. на конец 2009/2010 учебного года.
При всех положительных сдвигах в образовательном процессе, уровень материально-технического оснащения школ и детских садов остается пока неудовлетворительным. По предоставленным управлением образования данным за 2009 г. обращает внимание высокий износ (от 63,7% до 100%) зданий всех школ. Высок удельный вес ветхих зданий и в сети дошкольных учреждений. Назрела необходимость строительства зданий детских садов в с. Визинга на 200 мест и в с. Пыелдино на 30 мест.
Несмотря на поставку оборудования по приоритетному национальному проекту "Образование" значительная часть учебных кабинетов, школьных мастерских, спортивных залов, столовых и пищеблоков оснащена физически и морально устаревшим оборудованием, мебелью и инвентарем. Образовательные учреждения района испытывают недостаток в лабораторном оборудовании.
Культура. Структура учреждений культуры:
- Сысольская централизованная библиотечная система (центральная взрослая и детская библиотеки, 15 сельских филиалов);
- Сысольский районный Дом культуры с. Визинга;
- Кунибская централизованная клубная система (Первомайский Центр культуры и досуга - центральное учреждение, 3 филиала);
- Музей истории и культуры Сысольского района (Музей с. Визинга, 2 филиала);
- Детская музыкальная школа с. Визинга;
- Межпоселенческая централизованная клубная система (16 учреждений);
- Районная киносеть (14 киновидеоустановок).
В районе функционируют 22 учреждения культурно-досугового типа. В сельских культурно-досуговых учреждениях создано более 200 клубных формирований. Библиотечная сеть района представлена 15 общедоступными библиотеками.
Техническое состояние учреждений культуры.
Из 33 зданий объектов культуры:
- в аварийном состоянии находится Пыелдинский клуб;
- 1 здание требует капитального ремонта (Бортомский ДК (с. Пыелдино);
- 5 зданий требуют капитальных вложений (ДК п. Визиндор, с. Куратово, с. Межадор, с. Чухлэм, РДК с. Визинга).
В районе ведется работа по реализации ЦРП "Дом для молодой семьи" (2004 - 2010 гг.). В 2004 г. были выделены субсидии на общую сумму 1191,4 тыс.руб. (6 семей стали участницами программы), в 2005 г. району было выделено субсидий на 1770,1 тыс.руб. (из республиканского бюджета - 817,2 тыс.руб., из федерального - 953,7 тыс.руб.). 11 семей получили финансовые средства. В 2009 году по программе "Обеспечение жильем молодых семей" (через Министерство образования и высшей школы) состоит 118 семей, до конца 2009 года субсидию на приобретение жилья получила одна семья на сумму 846 тыс.руб. В программе "Социальное развитие села до 2012 года" (через Минсельхозпрод РК) состоит 60 семей, из них 9 семей получили субсидию на сумму 5 077,3 тыс.руб., в том числе 2 семьи на строительство, 7 - на приобретение жилья.
Обеспеченность жильем. По данным Комистата по состоянию на 01.01.2010 жилищный фонд района составляет 428,2 тыс.кв.м общей площади, из него 80% находится в частной собственности граждан, 17% - в муниципальной и 3% - в государственной. Обеспеченность населения общей жилой площадью статистически выглядит относительно благополучно. На одного жителя приходится 30,9 кв.м общей площади, в среднем по республике - 25 кв.м. На балансе района в ветхом и аварийном состоянии находятся дома общей площадью 91,74 тыс.кв.м, что составляет 21,4% в общей площади жилищного фонда.
Жилищный фонд района по качественным характеристикам не соответствует потребностям населения. Удельный вес общей площади, оборудованной водопроводом, составляет 16%, канализацией - 15%, центральным отоплением - 24%, газом - 70%.
3. Краткая характеристика базовых ресурсов района
Ресурсы недр.
Район характеризуется низкой степенью геологической изученности территории и слабо развитой минерально-сырьевой базой. Минерально-сырьевой потенциал района представлен ресурсами:
- месторождение горючих сланцев с балансовыми запасами категории С2 - 5 млрд.т (Сысольский сланценосный район). Перспективы разработки горючих сланцев благоприятны по удовлетворительному качеству сырья и наличию участков, пригодных для открытой разработки;
- небольшие месторождения и проявления фосфоритов. Промышленное освоение выявленных проявлений фосфоритов проблематично ввиду их незначительности;
- 26 торфяных месторождений с балансовыми запасами около 35,6 млн.т;
- 2 месторождения гажи (углекислый кальцит), пригодной для известкования почв, с балансовыми запасами около 134 тыс.т;
- месторождение керамзитовых глин (Кочпиян) с балансовыми запасами около 4,2 млн.куб.м (с 1979 г. разрабатывается Эжвинским керамзитовым заводом);
- месторождения песков кварцевых (стекольных) и строительных;
- район перспективен на поиски алмазов и золота;
- имеются проявления минеральных пигментов (глины) в окрестностях с. Чухлом;
Восточная часть перспективна на поиски месторождений нефти и газа.
Анализ уровня экономического и социального развития муниципального района позволяет выявить следующие проблемы в различных сферах жизнедеятельности:
Проблемы развития промышленности и предпринимательства:
- большой износ основных фондов (более 80%);
- неудовлетворительное финансовое состояние предприятий, отсутствие оборотных средств;
- на протяжении нескольких лет промышленность района убыточна;
- низкий уровень производительности труда;
- отсутствие инвестиций на реконструкцию;
- опережающий рост тарифов на энергоресурсы и транспорт по отношению к росту продукции в стоимостном выражении;
- отсутствием фирм, занимающихся туристическим бизнесом при огромном потенциале района в данной отрасли.
Проблемы транспортного комплекса и связи.
В дорожно-транспортном комплексе сохраняется высокий уровень старения и износа основных фондов, недостаток финансовых средств, а также недостаточный объем строительно-монтажных работ. Транспортные коммуникации нуждаются в существенной реконструкции. Обеспеченность автодорогами с твердым покрытием составляет 10,35 км на 1000 человек населения (9 место в республике).
Низкий технический уровень существующих дорог в районе способствует росту стоимости грузоперевозок, снижению сроков службы автомобильного транспорта, увеличению расходов на техническое обслуживание, повышенному сбросу вредных веществ в атмосферу.
Не все населенные пункты района имеют надежную связь с районным центром. В ряде сел отсутствуют дороги с твердым покрытием.
В сфере пассажирских перевозок основной проблемой является высокая степень изношенности (более 80%) автобусного парка. Из 12 автобусов 7 отработали нормативный срок эксплуатации.
Проблемы жилищно-коммунального комплекса.
Жилищный фонд Сысольского района составляет 429,1 т.м2 или 5664 дома, из них ветхий аварийный фонд с износом от 70 до 100% составляет 96,7 тыс.кв.м, с износом 100% - 537 домов, что составляет 9% от всего жилого фонда.
Одной из основных проблем предприятий жилищно-коммунального хозяйства является изношенность основных средств и техники. Физический износ отопительных котельных и котельного оборудования составляет более 64%, водопроводных скважин - 70%, оборудования очистных сооружений и канализационных насосных станций - более 40%.
Износ автотранспорта составляет 80%.
Уровень платежей граждан от экономически обоснованных затрат на содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг составляет 100%. Анализ финансового состояния предприятий работающих в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ООО "Жилфонд" и ОАО "Тепловодоканал", ООО "Чистая Сысола") показал, что без покрытия убытков, разницы между экономически обоснованными и утвержденными тарифами и дополнительных инвестиций и капиталовложений, невозможно говорить о выходе из кризисной ситуации данной отрасли хозяйствования района.
Одной из важных проблем остается санитарная очистка населенных мест. Сбор твердых бытовых отходов производится в мусоросборочные контейнеры, из которых почти треть требует ремонта или замены. Из-за недостатка контейнеров на территории села образуются несанкционированные свалки. Необходимо продолжить работу по расширению охвата предприятиями, осуществляющими услуги по сбору и удалению твердых бытовых отходов, территории по сбору твердых отходов от населения, проживающего в частном секторе, и продолжить работу по строительству новой свалки бытовых отходов, так как уже введенные в эксплуатацию мощности будут переполнены.
Необходимость реформирования жилищно-коммунального хозяйства
В течение последних лет происходит постоянный рост тарифов на услуги ЖКХ (как объективный, так и связанный с наличием монополизма) с одновременным ухудшением количественных и качественных параметров предоставляемых услуг. В своем нынешнем виде ЖЭУ не в состоянии выполнять стоящие перед ними задачи по сохранению жилищного фонда, так как не в полной мере выполняют свои функции, не заинтересованы в результатах своей работы - отсутствуют нормальные экономические стимулы для развития статуса управляющих компаний, совершенствования методов и способов управления жилищным фондом, привлечения инвестиций и др. Хозяйственные механизмы в ЖКХ, сохранившиеся в условиях современной экономики, обладают ярко выраженным затратным характером. Кризисное состояние ЖКХ начинает ассоциироваться у населения с бессилием власти в целом, что превращает данный фактор в один из ключевых вызовов.
Серьезные демографические изменения
Невысокие темпы роста рождаемости, старение населения, миграционные потоки, увеличение национального и религиозного многообразия существенно влияют на социально-экономическое развитие муниципального образования.
Процессы экономической интеграции
На сегодняшний день ряд промышленных предприятий и индивидуальные предприниматели муниципального образования осуществляют производство неконкурентоспособной продукции. Современные тенденции таковы, что рынок экспорта будет расширяться. Это означает продвижение разнообразных международных стандартов, в результате чего требования к технологической, экологической и экономической базе территории муниципального образования будут расти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.