Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Совета МО ГО "Воркута"
от 28 октября 2011 г. N 86
Концепция
развития туризма на территории муниципального образования городского округа "Воркута" на 2011-2020 годы
I. Общие положения Концепции
Концепция развития туризма на территории муниципального образования городского округа "Воркута" на 2011-2020 годы (далее - Концепция) разработана в соответствии с требованиями Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года, утвержденной приказом Федерального Агентства по туризму от 06.05.2008 г. N 51, Стратегии экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года, утвержденной Постановлением Правительства Республики Коми от 27.03.2006 г. N 45, и в целях реализации Концепции социально-экономического развития муниципального образования городского округа "Воркута" на 2010-2015 годы и на период до 2020 года, утвержденной решением Совета МО ГО "Воркута" от 30.11.2010 г. N 551.
Концепция определяет цели, задачи, принципы и приоритеты в деятельности органов местного самоуправления муниципального образования, организаций всех форм собственности и граждан в сфере туризма.
Данная Концепция направлена на обеспечение в городском округе экономической и институциональной среды, способствующей созданию и развитию индустрии туризма.
Туризм играет важную роль в решении социальных проблем, обеспечивая создание дополнительных рабочих мест, рост занятости экономически активного населения и повышение его благосостояния, является одним из направлений оживления экономики, оказывая стимулирующее воздействие на развитие таких сфер экономической деятельности, как услуги коллективных средств размещения, транспорт, связь, торговля, производство сувенирной продукции, общественное питание, строительство.
ЮНЕСКО признает туризм одним из главных факторов культурного и гуманитарного развития, способствующего сохранению мира и сближению народов путем ведения "диалога между культурами".
Федеральный закон от 24.11.1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" признает туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации.
Туризм, как отрасль экономики, привлекателен по ряду причин:
- во всем мире растет спрос на туристские услуги;
- в городском округе имеются туристские ресурсы, в том числе уникальные;
- стимулирует развитие ряда смежных отраслей;
- способствует созданию дополнительных рабочих мест;
- стимулирует развитие инфраструктуры;
- требует сравнительно небольших стартовых капиталовложений;
- экологически безопасен;
- способствует сохранению природной среды и памятников культуры;
- быстроокупаем.
Помимо выше перечисленных позитивных сторон эта отрасль экономики обладает высоким инвестиционным мультипликатором: 1 рубль вложений приносит 4 рубля суммарного дохода в других отраслях экономики. Такой же умножающий коэффициент и в занятости - 1 рабочее место в туризме приводит к появлению 4 рабочих мест в отраслях, соучаствующих в производстве туристского продукта.
Муниципальная туристическая индустрия является совокупностью предприятий и организаций, принадлежащих к различным секторам экономической деятельности, оказывает влияние на общественное питание, торговлю, связь, здравоохранение, страхование, строительство, транспорт и отвечает за формирование целостного имиджа муниципального образования.
Развитие туристской отрасли в Воркуте (как и в целом по России) сдерживается, главным образом, отсутствием системного подхода к этой сфере деятельности, отсутствием продуманной единой стратегии туризма, недостаточным использованием местного природного и историко-культурного наследия.
Развитие туризма сдерживается следующими факторами:
- отсутствием комплексной программы развития туризма;
- неразвитостью инфраструктуры туризма (сети гостиниц, ресторанов, кафе, транспорта, дорог и т.д.);
- невысоким качеством обслуживания в туристической индустрии из-за низкого уровня подготовки кадров;
- несоответствием предоставляемых услуг международным стандартам;
- отсутствием комплексной рекламно-информационной программы по созданию положительного имиджа Воркуты как туристического центра;
- отсутствием системы управления туризмом;
- отсутствием действенной муниципальной нормативной правовой базы по туризму.
Концепция служит основанием для долгосрочного, среднесрочного и текущего планирования развития туризма в городе, предполагает разработку на ее основе целевой муниципальной программы развития туризма с детальной проработкой экономических, управленческих и иных вопросов.
II. Основные цели и задачи Концепции
Главная цель Концепции - создание конкурентоспособной, доходной туристской индустрии, как отдельной отрасли экономики, ориентированной на развитие внутреннего и въездного туризма, обеспечивающей качественное удовлетворение потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах.
Требование диверсификации экономики Республики Коми, потребность в увеличении доходов республиканского бюджета и бюджета Воркуты являются дополнительными основаниями для разработки документа, определяющего основные стратегические направления развития туризма на территории муниципального образования.
Развитие туризма требует создания более совершенного механизма управления, адекватного количеству и объему задач, стоящих перед новой отраслью экономики города. Вместе с тем, механизм управления должен обеспечивать эффективное управление развитием туризма как межотраслевым комплексом, объединяющим, генерирующим и поддерживающим развитие нескольких отраслей экономики.
Основные задачи реализации Концепции:
- изучение потенциальных возможностей и путей развития туристического комплекса, отдельных видов рекреации и туризма;
- формирование современного туристического рынка на основе развития здоровой деловой конкуренции, углубления специализации и кооперации в работе туристических организаций;
- разработка нормативной правовой базы устойчивого развития туризма;
- создание условий для развития разнообразных видов туризма;
- расширение межмуниципального, межрегионального и международного сотрудничества;
- стимулирование развития материальной базы путем привлечения инвестиций для реконструкции прежних и строительства новых туристических объектов;
- эффективное и рациональное использование существующих туристских ресурсов;
- формирование современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации туристических кадров, осуществление научных исследований в сфере туризма;
- разработка информационно-аналитического банка данных и системы социально-экономической оценки эффективности туристической деятельности на территории города;
- совершенствование системы информационного обеспечения, проведения активной рекламной деятельности для формирования положительного туристического имиджа города Воркуты.
III. Краткая характеристика туристских ресурсов
Организация туристкой индустрии должна основываться на преимущественном развитии таких видов туризма, которые позволяют максимально и комплексно использовать имеющиеся туристские ресурсы.
По степени туристского освоения Воркута относится к слаборазвитому закрытому туристскому району. Термический режим более благоприятен для летней рекреации.
На территории Воркутинского района находится 9 особо охраняемых природных территорий. Наиболее перспективными для развития туризма являются следующие памятники природы:
- Луговой заказник "Воркутинский" - единственный сеяный луг в тундровой зоне, площадью 19 гектаров. Мировых аналогов не имеет.
- Болотный заказник "Путаные озера" в районе микрорайона Цементнозаводской, площадью 100 гектаров. Типичное бугристое болото европейских южных тундр, специфическая флора и фауна которого изучается международной группой Тельмана под эгидой ЮНЕСКО.
- Реликтовый горный еловый лес на хребте Енганэпэ. Своеобразный "лесной остров" среди тундры расположен на склонах горы Южной на Полярном Урале. Общая площадь ельника 300 гектаров. Протяженность с запада на восток 6 км, максимальная ширина - 500 м. Возраст елей 300-350 лет, высота 15-16 м.
- Пембойские скалы, расположенные в 15 км к северо-западу от бывшей железнодорожной станции поселка Хальмер-Ю.
- Водопад Буредан на р. Халмеръю - один из наиболее крупных водопадов европейской части России, расположен в 25 км к северу от бывшего поселка Хальмер-Ю. Общая высота падения воды - 10 м.
- Скальный известняковый каньон реки Нияю - самый живописный из всех обнаруженных здесь известняков. Находится примерно в 35 км к востоку от микрорайона Советский, в 4 км от впадения реки Нияю в Усу. Высота скал - до 20 м. Длина каньона - 5 км. В каньоне сосредоточено множество порогов и водопадов.
- Геологический памятник "Воркутинский" - скальные выходы нижнепермских пород, высотой 4-5 м, протяженностью 400 м. На поверхность выходят 4 пласта каменного угля, которые в 1930 году были обнаружены Г.А. Черновым. Памятник имеет большую историческую ценность.
Значительный интерес для развития туризма представляют водные ресурсы. На территории Воркутинского района хорошо развита гидрологическая сеть рек и озер. Наиболее крупные реки: Уса - 655 км, Воркута - 176 км, Сейда - 68 км, Юнъ-Яга - 58 км. Также в районе насчитывается 1620 озер, в которых обитает 14 видов рыб, в том числе промысловых: хариус, пелядь, сиг.
Близость Уральских гор, множество чистых рек и озер, наличие уникальных, нетронутых цивилизацией мест, а также огромные возможности для развития экстремальных видов спорта делают Воркуту привлекательной для туристов. Здесь можно хорошо поохотиться, порыбачить, совершить сплав по реке или покататься на лыжах, горных лыжах и сноуборде.
Воркута обладает хорошим ресурсом для развития событийного туризма. Традиционные городские праздники, памятные мероприятия могут привлечь большое количество гостей. Среди них такие праздники как:
- Крещение Господне - каждый год 19 января на реке Усе строится купель. Чин освящения воды по традиции проводит Епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим. Рядом с купелью располагаются теплые автобусы или палатки для переодевания, предлагается горячий чай, организована работа буфета и церковной лавки. К месту проведения праздника и обратно организованы автобусные маршруты.
- Мероприятия, посвященные Дню памяти жертв политических репрессий, - особые памятные дни в истории города. Два раза в год - 1 августа и 30 октября воркутинцы и гости города приезжают на мемориальное кладбище "Юр-Шор" для проведения митинга и возложения цветов в память о жертвах политических репрессий. Духовенством города служится заупокойная лития.
- Городской праздник "День оленевода" - яркий, зрелищный и любимый всеми жителями города праздник. В этот день проводятся гонки на оленьих упряжках по центральной улице города, проходит конкурс национального костюма, смотр снегоходной техники, а также показ тематических номеров творческих коллективов города.
Воркута обладает историко-культурным потенциалом. На территории города находятся краеведческий музей, геологический музей, два театра, памятники истории и архитектуры, здания и сооружения, связанные с историческими событиями страны и города.
Территория городского округа расположена в местах исторического проживания малочисленных коренных народов Крайнего Севера: коми, ненцев, хантов, манси. Культура и быт этих народов (обряды, обычаи, эпосы, ремесла, национальные костюмы, шаманизм, национальные праздники) представляют большой интерес для организаторов и участников российского и международного туристического бизнеса.
IV. Swot-анализ развития туризма
Сильные стороны туризма:
1) наличие нетронутых природных ландшафтов, памятников природы, в том числе особо охраняемых природных территорий;
2) наличие памятников истории и культуры;
3) относительно развитая транспортная инфраструктура;
4) наличие правовых механизмов развития отрасли в рамках государственно-частного и муниципально-частного партнерства;
5) наличие правовых механизмов поддержки и развития малого бизнеса.
Слабые стороны туризма:
1) суровый субарктический климат, характеризующийся значительными колебаниями атмосферного давления, пасмурной погодой с низкой облачностью, частыми осадками и сильными ветрами;
2) отсутствие муниципальной нормативной правовой базы по развитию туризма и комплексного подхода к развитию туризма;
3) малая известность туристских ресурсов и продуктов, отсутствие туристского бренда Воркуты на рынке туристских услуг;
4) слабо развитая транспортная инфраструктура в районах нахождения основных туристских достопримечательностей;
5) отсутствие интеграции в республиканскую и всероссийскую туристическую сеть;
6) недостаток и низкое качество туристской инфраструктуры и сервиса;
7) отсутствие действующей муниципальной программы по охране памятников истории и культуры, что приводит к их постепенному разрушению и утрате уникальности облика города;
8) ярко выраженная сезонность большинства туров;
9) отсутствие образовательного и научного потенциала в области туризма;
10) малый ассортимент и небольшие объемы выпускаемой сувенирной продукции.
Угрозы для развития туризма:
1) несовершенство федеральной и региональной нормативной правовой базы развития туризма;
2) рост тарифов на авиа- и железнодорожную перевозку пассажиров, снижающих конкурентоспособность туристских продуктов;
3) изменение внешней рыночной конъюнктуры;
4) низкий уровень спроса на туристские услуги со стороны туристов из России и Республики Коми;
5) повышение уровня качества предоставления туристских услуг в мире;
6) отдельные уникальные объекты туристского показа могут использоваться с рекреационной нагрузкой, превышающей допустимый уровень.
Возможности развития туризма:
1) возведение туризма в статус приоритетного направления государственной политики;
2) возможность государственной поддержки развития туризма;
3) возможность увеличения туристского потока из центральных районов страны посредством разработки межрегиональных туристских продуктов;
4) возможность увеличения туристского потока из-за рубежа за счет реализации международных экологических и культурных программ;
5) увеличение спроса на этнокультурный туризм в мире;
6) возможность участия в международных туристских проектах.
Выводы:
1. Сильные стороны туризма в Воркуте позволяют реализовать:
- возможность развития различных видов туризма на основе использования имеющегося туристского потенциала;
- возможность развития туристской инфраструктуры, в частности за счет реализации правовых механизмов в рамках муниципально-частного партнерства;
- возможность создания и продвижения конкурентоспособных продуктов и брендов.
2. Сильные стороны туризма не могут полностью позволить исключить существующие угрозы. Однако политика, направленная на развитие туризма, может в значительной степени снизить вероятность их наступления.
3. Существующие слабые стороны в значительной степени влияют на возможности развития туризма в Воркуте.
4. Наибольшие угрозы для развития туризма:
- отсутствие комплексного подхода к развитию туризма и муниципальной нормативной правовой базы по развитию туризма;
- рост тарифов на авиа- и железнодорожную перевозку пассажиров;
- низкое качество предоставления услуг, не отвечающее требованиям мировых стандартов качества.
5. Наиболее важными благоприятными факторами внешней и внутренней среды, которые необходимо закладывать в основу стратегии повышения конкурентоспособности туризма в муниципальном образовании, являются:
- наличие уникальных туристских ресурсов;
- признание приоритетности развития туризма и создание туристской муниципальной индустрии;
- увеличение спроса на экологический этнокультурный туризм;
- возможность увеличения туристских потоков в Воркуту через разработку межрегиональных туристских продуктов.
6. Наиболее важными негативными факторами развития туризма, ограничивающими возможности и снижающими конкурентоспособность муниципальных туристских продуктов, являются:
- малая известность муниципальных туристских ресурсов;
- неразвитость туристской инфраструктуры и низкий уровень сервиса;
- сезонность туристских продуктов в сочетании с их труднодоступностью и неразвитостью транспортной инфраструктуры в районах нахождения основных туристских объектов.
V. Определение приоритетных направлений развития туризма
В соответствии с главной целью Концепции в основу оценки приоритетности различных видов туризма должен быть заложен критерий их привлекательности для потребителей (туристов) и потенциальных инвесторов.
Приоритетными для муниципального образования должны стать следующие виды туризма:
1) Экологический туризм.
Экологический туризм включает в себя посещение экологически чистых природных территорий, не измененных или минимально измененных деятельностью человека. Основой развития экологического туризма является девять особо охраняемых природных территорий.
Основные направления развития:
- расширение ассортимента природоориентированных туров для разных групп потребителей и разных сезонов;
- разработка новых привлекательных маршрутов с созданием соответствующей инфраструктуры;
- организация туристских походов в нетронутые уголки природы с проживанием в палатках, приготовлением пищи на костре;
- организация экообразовательных туров для школьников и студентов в соответствии с учебными программами;
- организация туров для фотохудожников, фотоохота на редких животных и птиц, находящихся в естественных условиях;
- организация туров, направленных на знакомство с флорой и фауной;
- организация туров по речным и водным экосистемам;
- организация любительской охоты, спортивного и любительского рыболовства.
2) Спортивный туризм (горнолыжный, пешеходный, водный, горный).
Спортивный туризм - это подготовка и проведение спортивных путешествий с целью преодоления протяженного пространства и препятствий в природной среде на определенном маршруте. Учитывая климатические и ландшафтные особенности, развитие могут получить такие экстремальные виды спорта как: сноубординг, горные лыжи, рафтинг, зимний кайтинг, параглайдинг, джиппинг.
Спортивный туризм также возможно осуществлять в районах с развитой речной сетью применительно к водным маршрутам.
Основные направления развития спортивного туризма:
- организация спортивных походов (водных, пеших);
- организация и проведение соревнований по экстремальным видам спорта.
3) Культурно-познавательный туризм.
Культурно-познавательный туризм ориентирован на ознакомление туристов с памятниками архитектуры, археологии, истории, культуры, природы, традициями и обычаями страны. На поездки с культурно-познавательными целями приходится около 20% внутреннего туристского потока по России.
Основные направления развития культурно-познавательного туризма:
- организация туров, экскурсий по городу для семей, групп школьников и студентов с осмотром достопримечательностей, памятников истории и культуры, музеев, уникальных природных объектов;
- организация ностальгических туров для бывших жителей Воркуты и их потомков, проживающих в других регионах России и за рубежом;
- организация туров, связанных с трагическими страницами истории нашей страны (ГУЛАГ).
4) Событийный туризм.
Основные мероприятия по развитию событийного туризма:
- поддержка и развитие существующих культурных, фольклорных, спортивных праздников, привлекающих туристов, и создание новых;
- инфраструктурное обеспечение организации и проведения мероприятий (ярмарок, концертов, фестивалей, праздников);
- развитие сектора общественного питания и развлечений, организация торговли товарами туристско-сувенирного назначения;
- разработка рекламной продукции: буклетов, календарей национальных праздников и другое;
- формирование брендов и фирменных стилей событий.
5) Деловой туризм.
Деловой туризм ориентирован на обслуживание специалистов, бизнесменов, приезжающих в Воркуту, и является активно развивающимся видом туризма. Кроме доходов от туризма деловой туризм способствует развитию экономических связей.
Основные мероприятия по обеспечению развития делового туризма:
- создание современного бизнес-центра и его техническое обеспечение;
- развитие инфраструктуры обслуживания конференций, семинаров, симпозиумов, переговоров;
- расширение дополнительных бизнес-услуг, предоставляемых при гостиницах.
6) Этнокультурный туризм.
Этнокультурный туризм основан на изучении определенной этнической группы населения, их жизни, языка, традиций, культуры, праздников, обрядов. Этнокультурный туризм - одно из самых перспективных туристических направлений. Во всем мире растет потребность в этнокультурном общении. Большое количество туристов преодолевает огромные расстояния, чтобы познакомиться с культурой и бытом других народов в их непосредственном месте проживания.
Основные мероприятия по развитию этнокультурного туризма:
- развитие существующих форм этнокультурного туризма;
- создание новых туристских продуктов, включающих посещение существующих поселений, сохранивших особенности традиционной культуры и народного быта (например, стоянок оленеводов-кочевников);
- использование опыта муниципальных центров коми культуры по организации и проведению обрядовых и календарных народных праздников;
- развитие производства сувениров национального направления;
- пропаганда национального костюма, в том числе стилизованного;
- использование элементов национальных культур (орнамент, антураж) при создании и реконструкции туристических объектов.
7) Организация отдыха населения в выходные, праздничные, каникулярные дни (туры "выходного дня").
Туры "выходного дня" становятся все более популярными среди населения нашей страны.
Развитие инфраструктуры физической культуры и спорта для привлечения населения к занятиям физической культурой и спортом, направленным на укрепление здоровья и профилактику заболеваний, приобщение к здоровому образу жизни, способствует развитию туризма "выходного дня".
Основные направления развития организации отдыха населения в выходные, праздничные, каникулярные дни:
- расширение ассортимента туров "выходного дня" (катание на санях, лодочные прогулки, выезды на природу, посещение спортивных залов и другое);
- подготовка новых однодневных экскурсионных программ, ориентированных на разные группы потребителей;
- развитие инфраструктуры загородного отдыха;
- обеспечение информационного сопровождения туров и объектов показа.
8) Социальный туризм.
Вопросы развития социального туризма - туризма, полностью или частично осуществляемого за счет бюджетных средств, будут рассмотрены отдельно после принятия документов, регламентирующих развитие данного вида туризма на федеральном уровне.
9) Индустриальный туризм.
Это направление туризма подразумевает под собой исследование заброшенных территорий, зданий и сооружений с целью получения созерцательного удовольствия, удовлетворения исследовательского интереса, а также возможности получения уникальных фото- и видеоматериалов.
VI. Целевые группы потребителей туристских услуг
Стратегия развития и продвижения муниципальных туристских услуг и продуктов должна быть ориентирована на конкретного потребителя этих услуг. Анализ приоритетных направлений развития туризма можно произвести по следующим целевым группам:
- иностранные туристы;
- туристы стран СНГ;
- российские туристы;
- туристы из Республики Коми и жители города.
1) Иностранные туристы.
Потенциальный объем рынка иностранных туристов определить достаточно сложно, однако, и имеющийся туристский потенциал используется крайне незначительно. Категорию граждан дальнего зарубежья можно рассматривать как одну из наиболее перспективных. Иностранный турист - это турист среднего и старшего возраста, имеющий высокий доход, предъявляющий повышенные требования к качеству оказываемых услуг.
Наибольшим спросом со стороны рассматриваемой группы будут пользоваться следующие виды туризма (по мере приоритетности):
- экологический;
- этнокультурный;
- деловой;
- культурно-просветительский.
Основные направления маркетинга для иностранных туристов:
- создание и продвижение туристического бренда с использованием международных механизмов его реализации;
- повышение качества обслуживания;
- проведение эффективной и гибкой ценовой политики;
- приведение цены туристских продуктов в соответствие с качеством предоставляемых услуг;
- сертификация туристских объектов;
- гарантии безопасности;
- организация системы информационного обеспечения туризма;
- развитие Интернет-маркетинга, включая развитие системы бронирования туров, билетов, мест в гостиницах.
2) Туристы из стран СНГ.
Данная группа туристов в настоящее время занимает незначительную долю в общем туристском потоке, кроме того, в виду осложнения отношений с некоторыми странами-участницами СНГ наметилась тенденция снижения этой доли. Данный сегмент потребителей можно рассматривать в качестве перспективного с учетом проведения активной маркетинговой политики. Турист из стран СНГ - это турист со средним доходом среднего и молодого возраста, с невысокими требованиями к качеству услуг. Отсутствие языкового барьера, экономические, научные и культурные связи, отсутствие визового режима с большинством стран - основные факторы роста числа туристов из стран СНГ.
Наибольшим спросом будут пользоваться следующие виды туризма:
- спортивный (в том числе охота и рыбалка);
- экологический;
- деловой;
- событийный (в частности мероприятия, посвященные памяти жертв ГУЛАГА).
Основные направления маркетинга для группы туристов из стран СНГ:
- развитие системы реализации туристских продуктов в странах СНГ;
- активное продвижение туристских продуктов на рынки стран СНГ;
- использование дифференцированной продуктовой и ассортиментной политики;
- обеспечение гибкой ценовой политики;
- обеспечение информационного сопровождения туров и объектов показа;
- развитие Интернет-маркетинга и Интернет рекламы, включая развитие системы бронирования туров, билетов, мест в гостиницах.
3) Российские туристы.
Самый массовый потребитель туристских услуг. Российские туристы - это туристы с доходом средним и выше среднего, студенты, люди среднего возраста. Особенность этой группы туристов - путешествие семьями.
Наибольшим спросом для российского туриста будут пользоваться следующие виды туризма:
- спортивный (включая охоту и рыбалку);
- экологический;
- этнокультурный;
- событийный;
- индустриальный.
Основные направления маркетинга для российских туристов:
- активное продвижение туристских продуктов на российский рынок;
- использование дифференцированной продуктовой и ассортиментной политики;
- обеспечение гибкой ценовой политики;
- развитие Интернет-маркетинга и Интернет-рекламы, включая развитие системы бронирования туров, билетов, мест в гостиницах.
4) Туристы из Республики Коми и жители города.
У Воркуты имеется значительный потенциал для развития туризма, ориентированного на жителей Республики.
Наибольшим спросом у жителей Республики будут пользоваться следующие виды туризма:
- спортивный;
- событийный;
- туры "выходного дня";
- экологический.
Основные направления маркетинга для Республики Коми:
- дифференцированная продуктовая и ассортиментная политика (разработка туров, ориентированных на разные группы потребителей);
- разработка индивидуальных туров;
- проведение гибкой ценовой политики;
- повышение качества услуг;
- рекламно-информационное обеспечение туров.
VII. Перечень программных мероприятий по реализации Концепции
Система программных мероприятий по реализации Концепции включает в себя следующие ключевые аспекты:
1. Создание и совершенствование нормативной правовой базы развития туризма:
- анализ нормативных актов, программных документов, позитивного опыта ведущих регионов России и зарубежных стран в сфере туризма;
- разработка и принятие на муниципальном уровне нормативных правовых актов, регламентирующих туристскую деятельность на территории муниципального образования;
- подготовка предложений по совершенствованию законодательства в сфере туризма на территории Республики Коми.
2. Проведение комплексного анализа туристкой индустрии:
- инвентаризация туристских ресурсов (природно-рекреационные, исторические, социально-культурные и иные объекты, способные удовлетворять духовные и другие потребности туристов);
- анализ и оценка использования туристских объектов на территории муниципального образования (гостиницы, объекты отдыха, организации общественного питания и др.) и их инфраструктуры;
- создание базы данных инвестиционных проектов в сфере туризма и инвестиционных предложений по созданию муниципального туристского продукта;
- создание "Туристического паспорта муниципального образования городского округа "Воркута";
- утверждение положения о муниципальном туристском реестре;
- разработка схемы развития туризма, включающей: определение приоритетных направлений развития туризма; формирование туристских маршрутов; определение допустимой рекреационной нагрузки на особо охраняемые природные территории; разработка перечня мероприятий по развитию транспортной и иной инфраструктуры; определение перечня мероприятий по развитию (созданию) туристской индустрии;
- утверждение порядка введения количественных ограничений посещений туристско-экскурсионных объектов, входящих в состав туристских ресурсов, связанное с необходимостью их сохранения от деградации и разрушения, регулирование антропогенных нагрузок на туристские ресурсы и перечня туристско-экскурсионных объектов, подлежащих такому ограничению;
- разработка целевой муниципальной программы "Развитие туризма на территории муниципального образования городского округа "Воркута" на 2012-2016 годы";
- прогнозирование и планирование развития туризма.
3. Совершенствование системы управления развитием туризма и организации туристской деятельности:
- создание и ведение реестра предприятий туристской индустрии в муниципальном образовании;
- осуществление контроля за деятельностью туристских организаций;
- содействие проведению стандартизации и сертификации туристских предприятий и услуг;
- создание и организация городского координационного совета по развитию туризма на территории муниципального образования;
- оказание организационно-методической помощи организациям, осуществляющим туристскую деятельность;
- подготовка предложений по формам муниципальной поддержки сферы туризма;
- привлечение крупных российских и зарубежных компаний (туроператоров) для разработки и продвижения муниципального турпродукта.
4. Рекламно-информационное обеспечение продвижения туристского продукта муниципального образования на внутреннем и внешнем рынке:
- содействие формированию информационного рынка туризма на территории муниципального образования;
- разработка, создание и поддержка туристско-информационных порталов в Интернете;
- разработка, формирование и пополнение информационных банков данных о туристских ресурсах и туристской индустрии муниципального образования;
- подготовка, изготовление и распространение пакета информационно-рекламных материалов о возможностях туристского рынка муниципального образования;
- организация представительских и информационных мероприятий для федеральных и региональных органов исполнительной власти, средств массовой информации с целью ознакомления и продвижения региональных туристских продуктов;
- участие в региональных, российских и международных туристских выставках с целью позиционирования муниципального образования как территории, благоприятной для развития туризма и продвижения турпродукта на внутренний и внешний рынок;
- разработка туристского бренда муниципального образования;
- разработка, подготовка и издание карт-схем и путеводителей тематических туров.
5. Экономическое обеспечение развития туризма:
- разработка проектов программ привлечения инвестиций в развитие туризма;
- развитие системы поддержки малого бизнеса;
- координация деятельности субъектов туристского рынка по формированию туристских потоков;
- проведение маркетинговых исследований на предмет выявления незанятых, либо недостаточно заполненных ниш в сфере туризма и смежных отраслях, подготовка рекомендаций для субъектов малого предпринимательства;
- изучение конъюнктуры туристского рынка и разработка рекомендаций;
- содействие в повышении качества обслуживания.
6. Кадровое обеспечение развития туризма:
- организация изучения потребности в квалифицированных кадрах для туристской отрасли;
- организационно-методическая помощь в организации подготовки, обучения и повышения квалификации кадров для работы в сфере туризма;
- помощь в организации взаимодействия предприятий туристской индустрии муниципального образования с туристскими предприятиями Республики Коми и других субъектов Российской Федерации.
7. Научное обеспечение развития туризма:
- создание и организация межведомственных и экспертных комиссий по проблемам и программам в сфере туризма и отдыха, формирование временных экспертных и рабочих групп;
- привлечение на договорной основе специалистов в различных видах туризма для правовой экспертизы нормативных правовых актов, разработки и проведения мероприятий в соответствии с планами и программами;
- создание программ популяризации объектов историко-культурного наследия;
- разработка предложений по развитию туризма на территории муниципального образования.
8. Укрепление межрегионального и международного сотрудничества:
- анализ российского и мирового рынков туристских услуг с целью выявления конкурентоспособных региональных туристских продуктов;
- проведение работы по вопросам, связанным с заключением соглашений о развитии туризма с муниципальными образованиями Республики Коми, органами государственной власти и муниципальными образованиями субъектов Российской Федерации, а также заинтересованными компаниями России и зарубежных стран.
VIII. Основные направления развития государственно-частного партнерства в сфере туризма
Законом Республики Коми от 04.10.2010 N 112-РЗ "Об участии Республики Коми в государственно-частном партнерстве" и Положением об участии муниципального образования городского округа "Воркута" в муниципальном частном партнерстве, утвержденным решением Совета МО ГО "Воркута" от 25.06.2011 г. N 60, определены основы правового регулирования, цели, задачи, принципы, формы и условия участия городского округа в государственно-частном и муниципально-частном партнерстве.
Применительно к туризму муниципальное частное партнерство можно определить как организационно-правовой механизм согласования интересов и обеспечения взаимодействия муниципального образования и бизнеса в рамках реализации общественно-значимых экономических и социальных проектов в сфере туризма. Создание действенной системы муниципального частного партнерства в сфере туризма будет являться важнейшим инструментом решения задач развития туристской инфраструктуры, продвижения туристских продуктов, повышения качества предоставляемых услуг.
Муниципальное частное партнерство в сфере туризма может быть осуществлено в следующих формах:
1) заключение контрактов с частными компаниями на выполнение работ, оказание услуг, поставку продукции для муниципальных нужд, связанных с развитием сферы туризма;
2) арендные (лизинговые) отношения, возникающие в связи с передачей муниципалитетом в аренду частному сектору своей собственности: зданий, сооружений, оборудования;
3) создание муниципально-частных предприятий;
4) концессии.
Последняя форма партнерства наиболее перспективна с учетом необходимости решения задач в области развития инфраструктуры, в том числе туристской.
В туризме на основе муниципального частного партнерства могут быть реализованы проекты следующих видов:
1) комплексные (создание туристско-рекреационных зон; целевые программы);
2) целевые (отдельные направления или задачи развития туристского комплекса);
3) обеспечивающие (опосредованно влияющие на туризм - например, по развитию транспортной инфраструктуры).
Перспективным представляется применение механизмов муниципально-частного партнерства в развитии гостиничной инфраструктуры, реконструкции памятников истории и архитектуры.
Одним из вариантов привлечения частных инвестиций в развитие туризма может стать заключение инвестиционных соглашений между органами муниципальной власти и хозяйствующими субъектами с определением прав на создаваемые объекты и определением порядка эксплуатации объекта.
Таким образом, взаимодействие муниципалитета и бизнеса в форме муниципально-частного партнерства может стать одним из перспективных направлений по интенсификации развития туристского комплекса.
Реализация механизмов муниципально-частного партнерства позволит ускорить реализацию социально- и экономически значимых туристских инвестиционных проектов, а также снизить инфраструктурные ограничения для расширения экономической деятельности.
IX. Ожидаемые результаты реализации Концепции
По итогам реализации Концепции ожидается достижение следующих результатов:
- создание современной нормативной правовой базы в сфере туризма, способствующей его эффективному развитию;
- повышение имиджа муниципального образования и продвижение муниципального туристского бренда;
- активизация развития малого бизнеса;
- сохранение и рациональное использование культурно-исторического наследия и уникальных природных объектов и памятников;
- формирование и эффективное продвижение на рынке конкурентоспособных муниципальных туристских продуктов;
- освоение и внедрение международных стандартов качества предоставляемых услуг;
- значительный рост потока туристов в город;
- увеличение налоговых и иных платежей в местный бюджет;
- создание новых рабочих мест;
- развитие смежных с туризмом отраслей экономики.
<< Назад |
||
Содержание Решение Совета муниципального образования городского округа "Воркута" Республики Коми от 28 октября 2011 г. N 86 "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.