Конституционный Суд Республики Коми в составе председательствующего В.В. Кретова, судей Д.Н. Басманова, А.В. Проскурова, П.Ф. Пунегова
с участием гражданина И.Л. Игнатова, представителя Государственного Совета Республики Коми - начальника отдела социального законодательства Правового управления Аппарата Государственного Совета Республики Коми А.В. Турковой, представителя Главы Республики Коми - начальника отдела государственной службы Управления государственной гражданской службы Республики Коми А.В. Денисова,
руководствуясь частью третьей статьи 96 Конституции Республики Коми, пунктом 2 части первой статьи 3, статьями 90, 91, 92 и 93 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности статьи 2 Закона Республики Коми от 30 апреля 2008 года N 24-РЗ "О пенсионном обеспечении депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе".
Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданина И.Л. Игнатова. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Коми оспариваемые нормативные положения.
Заслушав сообщение судьи-докладчика П.Ф. Пунегова, объяснения представителей сторон, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Коми установил:
1. Законом Республики Коми от 30 апреля 2008 года N 24-РЗ "О пенсионном обеспечении депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе" (далее - Закон) предусмотрено право на получение пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальную должность. В статье 2 Закона перечислены периоды замещения должностей, включаемые в стаж для назначения пенсии указанным лицам. В жалобе гражданин И.Л. Игнатов просит признать статью 2 Закона неконституционной, не соответствующей требованиям статей 16, 17, 18 и 40 Конституции Республики Коми, поскольку в перечень указанных периодов замещения должностей законодатель не включил военную службу по призыву.
По решению Совета сельского поселения "Усть-Нем" от 12 декабря 2008 года И.Л. Игнатов получал пенсию за выслугу лет, как бывший Глава этого поселения, с учетом стажа военной службы по призыву. Однако решением того же Совета от 24 августа 2009 года размер пенсии был пересмотрен в сторону уменьшения, поскольку из зачетного стажа был исключен период военной службы заявителя. Дело об оспаривании А.Л. Игнатовым этого акта рассматривалось в суде общей юрисдикции. Решение Усть-Куломского районного суда об отказе в иске, не обжалованное заявителем, вступило в законную силу 27 октября 2009 года.
Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу является статья 2 Закона Республики Коми от 30 апреля 2008 года N 24-РЗ "О пенсионном обеспечении депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе" в той мере, в какой она не предусматривает зачет военной службы по призыву в стаж муниципальной службы для назначения пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности.
2. Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Социальная защита, включая социальное обеспечение, в рамках которого реализуется право на получение пенсии, находится, согласно статье 72 (пункт "ж" части 1) Конституции Российской Федерации и статье 64 (пункт "ж") Конституции Республики Коми в совместном ведении Российской Федерации и Республики Коми. В сферу их совместного ведения входит также установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. В силу Конституции Российской Федерации законодатель субъекта Российской Федерации может самостоятельно осуществлять правовое регулирование по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов при отсутствии соответствующего федерального закона, соблюдая при этом конституционные требования о непротиворечии законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации федеральным законам и о соблюдении прав и свобод человека и гражданина (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 февраля 1996 года N 3-П, от 16 октября 1997 года N 14-П, от 3 ноября 1997 года N 15-П и от 15 декабря 2003 года N 19-П).
В отсутствие федерального регулирования пенсионного обеспечения лиц, замещавших выборные муниципальные должности, законодатель Республики Коми проверяемым в настоящем деле Законом предусмотрел в рамках своей дискреции особое регулирование пенсионного обеспечения таких лиц - депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, но не являющихся при этом муниципальными служащими.
Устанавливая условия назначения этим лицам пенсии за выслугу лет, предоставляемой за счет средств республиканского бюджета дополнительно к их трудовой пенсии, законодатель вправе определять периоды какой трудовой деятельности, предшествовавшей замещению муниципальной должности, подлежат зачету в стаж, дающий право на такую пенсию, исходя в том числе из своих финансовых возможностей, что само по себе не может рассматриваться как нарушение требований статей 64 (пункт "ж") и 65 (часть 1) Конституции Республики Коми. В такой стаж, согласно статьи 2 Закона, включены периоды замещения государственных должностей Российской Федерации и должностей федеральной государственной и государственной гражданской службы Российской Федерации и соответствующих государственных должностей Республики Коми, выборных муниципальных должностей и должностей муниципальной службы, должностей руководителей и специалистов в органах представительной и исполнительной государственной власти, судах, органах прокуратуры и их аппаратах, а также должностей правоохранительной службы.
Решение законодателя не включать периоды прохождения военной службы в стаж, засчитываемый для назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную службу, а также нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении дополнительного пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа.
На основании изложенного, руководствуясь частью третьей статьи 96 Конституции Республики Коми, частью первой статьи 66, частями первой, второй, третьей и четвертой статьи 68, статьями 69, 91, 93 и 94 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", Конституционный Суд Республики Коми постановил:
1. Признать статью 2 Закона Республики Коми от 30 апреля 2008 года N 24-РЗ "О пенсионном обеспечении депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе", как не предусматривающую зачет в стаж для получения пенсии за выслугу лет периодов военной службы, соответствующей Конституции Республики Коми.
2. Согласно статье 73 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее Постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
3. Согласно статье 72 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в "Ведомостях нормативных актов органов государственной власти Республики Коми" и газете "Республика".
Конституционный Суд Республики Коми |
|
Особое мнение
судьи Конституционного Суда Республики Коми П.Ф. Пунегова
В несогласии с Постановлением Конституционного Суда Республики Коми по делу о проверке конституционности статьи 2 Закона Республики Коми от 30 апреля 2008 года N 24-РЗ "О пенсионном обеспечении депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе" по жалобе гражданина И.Л. Игнатова полагаю необходимым изложить нижеследующее особое мнение.
В стаж для получения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности, согласно статьи 2 проверяемого закона, включены периоды работы на всех государственных и муниципальных должностях, на всех видах муниципальной и государственной службы, исключая лишь военную. Между тем, государственная служба в Российской Федерации является неразрывным по своему социальному, а зачастую - и правовому статусу, единением государственной гражданской, государственной военной службы, а также работы на должностях правоохранительной службы.
По смыслу статей 37 (части 1 и 3) и 59 Конституции Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи с ее статьями 71 (пункт "м"), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункты "д", "е" части 1), а также статьи 48 Конституции Республики Коми, военная служба представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах, а лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции. Этим, а также характером военной службы, предусматривающей выполнение задач, которые сопряжены с опасностью для жизни и здоровья, а также иными специфическими условиями прохождения службы, определяется особый правовой статус военнослужащих, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что требует от законодателя установления для них дополнительных мер социальной защиты, в том числе и в пенсионной сфере (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 5 июня 2003 года N 275-О и от 30 сентября 2004 года N 428-О).
Реализуя данное правомочие в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе "О статусе военнослужащих" гарантировал военнослужащим включение времени нахождения граждан на военной службе по контракту в их общий трудовой стаж, в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы (часть 3 статьи 10).
Исполняя возложенные на него таким образом соответствующие публично-правовые обязанности, государство путем принятия системно связанных нормативных актов, основываясь на положениях статей 1 (часть 1), 2, 15 (часть 2), 59 (часть 2) Конституции Российской Федерации, обеспечило единый подход к зачету стажа военной службы, в том числе и по призыву, в пенсионный стаж государственных и муниципальных служащих.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, законодатель, регулируя на основании статей 39 (часть 2), 72 (пункты "б", "ж" части 1) и 76 (часть 2) Конституции Российской Федерации условия и порядок предоставления конкретных видов пенсионного обеспечения, связан в том числе необходимостью соблюдения конституционных принципов справедливости и равенства. Гарантированный статьей 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации и статьей 17 (часть 1) Конституции Республики Коми принцип равенства носит универсальный характер, оказывает регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений и выступает конституционным критерием оценки законодательного регулирования не только прав и свобод, закрепленных непосредственно в Конституции Российской Федерации, но и прав, приобретаемых на основании закона. Различия в условиях приобретения отдельными категориями граждан права на пенсию и реализации пенсионных прав не должны устанавливаться произвольно - они допустимы, если объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего и запрет вводить не имеющие объективного и разумного оправдания различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
Невключение в стаж, засчитываемый для назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности, периода военной службы по призыву, не учитывает единства правовых, социальных и организационных основ всех видов государственной и муниципальной службы, необоснованно игнорирует особый характер военной службы, конституционно обуславливающей взаимные повышенные обязательства гражданина и государства по отношению друг к другу.
В данном случае речь не идет о специальном стаже, сравнимым с работой в особых условиях, то есть на вредных или "горячих" производствах.
Диссонанс заключается в избирательном подходе к понятиям "государственная служба" и "военная служба". Законодатель Республики Коми, а вслед за ним и Конституционный Суд Республики Коми искусственно расчленили частное (военную службу) от целого (государственной службы), в то время как они совершенно неразрывны по своему существу. Поэтому предоставление преференций одним категориям бывших государственных служащих и игнорирование безо всяких на то обоснований - других, являясь просто несправедливым, имеет и еще одно, печальное последствие - ведет к публичной дискриминации военной службы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В отсутствие федерального регулирования пенсионного обеспечения лиц, замещавших выборные муниципальные должности, законодатель Республики Коми проверяемым в деле Законом предусмотрел особое регулирование пенсионного обеспечения таких лиц - депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, но не являющихся при этом муниципальными служащими.
Устанавливая условия назначения этим лицам пенсии за выслугу лет, предоставляемой за счет средств республиканского бюджета дополнительно к их трудовой пенсии, законодатель вправе определять периоды какой трудовой деятельности, предшествовавшей замещению муниципальной должности, подлежат зачету в стаж, дающий право на такую пенсию, исходя в том числе из своих финансовых возможностей, что само по себе не может рассматриваться как нарушение требований Конституции Республики Коми.
Поэтому решение законодателя не включать периоды прохождения военной службы в стаж, засчитываемый для назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную службу.
При этом, согласно особому мнению судьи Конституционного Суда Республики Коми П.Ф. Пунегова невключение в стаж, засчитываемый для назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности, периода военной службы по призыву, не учитывает единства правовых, социальных и организационных основ всех видов государственной и муниципальной службы, необоснованно игнорирует особый характер военной службы, конституционно обуславливающей взаимные повышенные обязательства гражданина и государства по отношению друг к другу.
Постановление Конституционного Суда Республики Коми от 19 декабря 2011 г. "По делу о проверке конституционности статьи 2 Закона Республики Коми от 30 апреля 2008 года N 24-РЗ "О пенсионном обеспечении депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе" по жалобе гражданина И.Л. Игнатова"
Текст постановления опубликован в журнале "Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми" от 28 декабря 2011 г. N 54 ст. 1642 и в газете "Республика" от 29 декабря 2011 г. N 239 (4636)