Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Совета МОГО "Инта"
от 1 февраля 2010 г. N I-25\21
Муниципальная программа
развития туризма на территории муниципального образования городского округа "Инта" на 2010 год
Паспорт муниципальной программы
развития туризма на территории муниципального образования городского округа "Инта" на 2010 год
Полное наименование Программы |
Муниципальная программа развития туризма на территории муниципального образования городского округа "Инта" на 2010 год (далее - Программа) |
Заказчик Программы |
Администрация муниципального образования городского округа "Инта" |
Разработчик Программы |
Отдел спорта и молодежной политики администрации МОГО "Инта" |
Основание для разработки Программы |
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Закон Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании". Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". Распоряжение Правительства Республики Коми от 05.08.2008 N 257-р. Постановление администрации муниципального образования городского округа "Инта" от 06.07.2009 N 7/1175 "О Координационном Совете по взаимодействию структур, занятых в сфере туризма на территории муниципального образования городского округа "Инта". |
Период реализации Программы |
2010 год |
Цель Программы |
Создание условий для формирования на территории муниципального образования городского округа "Инта" современной, эффективной, конкурентоспособной туристской отрасли |
Задачи программы |
Создание условий для формирования конкурентоспособного комплексного туристского продукта путем оформления муниципального заказа. Содействие увеличению объемов продаж туристского продукта путем развития сотрудничества, продвижения и рекламы туристских брендов района. Разработка системы кадровой подготовки среднего звена специалистов: гидов-проводников, аниматоров. |
Объем финансирования Программы |
Общий объем финансирования: 320,0 тыс.руб. из бюджета муниципального образования городского округа "Инта" |
Ожидаемые конечные результаты от реализации Программы |
1. Содействие развитию сопутствующих туризму отраслей: сервисных и гостиничных услуг, транспорта, торговли, социальной сферы. 2. Увеличение въездных туристских потоков, увеличение налоговых поступлений. 3. Определение механизма профессиональной кадровой подготовки, переподготовки и аттестации в сфере туризма. |
Контроль исполнения Программы |
Совет муниципального образования городского округа "Инта". Координационный Совет по взаимодействию структур, занятых в сфере туризма на территории муниципального образования городского округа "Инта". |
Введение
Индустрия туризма является одной из доходных и наиболее динамичных отраслей мирового хозяйства. Она оказывает стимулирующее воздействие на такие секторы экономики, как транспорт, торговля, связь, сервисное обслуживание, строительство, производство товаров народного потребления, и составляет одно из перспективных направлений экономики.
Актуальность вопроса развития внутреннего и въездного туризма на территории Республики Коми нашла отражение в принятых концепциях развития внутреннего и въездного туризма на территории Республики Коми, и целевой республиканской программе "Развитие въездного и внутреннего туризма на территории Республики Коми на период 2010-2012 годы".
В концепциях развития внутреннего и въездного туризма на территории Республики Коми определена роль г. Инты как центра одной из трех магистральных туристских зон, наряду с г. Сыктывкаром и с. Ижмой, развитие которых позволит максимально и комплексно использовать туристские ресурсы региона.
Реализация муниципальной программы развития туризма на территории муниципального образования городского округа "Инта" на 2010 год позволит системно использовать имеющийся туристский потенциал и ресурсы района, скоординировать действия субъектов бизнеса и муниципальной власти в целях достижения максимальной эффективности от использования возможностей в сфере оказания туристских услуг.
Принимая во внимание ограниченные возможности инвестирования сферы туризма из средств бюджета муниципального образования городского округа "Инта", основные программные мероприятия направлены на стимулирование субъектов малого и среднего бизнеса, ведущих деятельность по организации туристских услуг.
1. Анализ ресурсов и современной ситуации в сфере туристских услуг
История въездного туризма в Интинском районе насчитывает более сорока лет. Основная категория потребителей туристского ресурса - самодеятельные туристы. Основная статья потребления - транспортные услуги.
Повышенный, в сравнении с другими областями Республики Коми, интерес к району обусловлен сочетанием факторов, позволяющих удовлетворять потребности потребителя в части использования ресурса для природно-ориентированных видов туризма. Таковыми являются наличие туристских брендов (реки, вершины Приполярного Урала) и базовой транспортной инфраструктуры (грунтовые и вездеходные дороги), обеспечивающей доступ к ним.
Наряду с Приполярным Уралом и парком "Югыд ва", Интинский район обладает потенциальными ресурсами, не использующимися на сегодняшний день, но позволяющими развивать многие перспективные виды и направления туризма:
в части природно-ориентированных видов туризма: ландшафтные и гидрологические объекты Полярного Урала, гряды Чернышева, территории тундр в бассейне реки Уса;
в части этнотуризма: национальные коми поселения на реке Уса (села Петрунь, Ягъель и др.), сезонные кочевья хантыйских и коми оленеводов;
в части историко-культурного туризма: стоянки первобытного человека на рр. Кожим и Уса; языческие святилища; объекты, связанные с освоением края: село Петрунь, средневековые торговые пути в Зауралье; объекты советской эпохи времен освоения Печорского угольного бассейна, деятельности ГУЛАГа и основания города;
в части рекреационного туризма: широкие возможности для организации спортивного и любительского рыболовства на уральских реках, в том числе вне территории национального парка "Югыд ва".
Активное развитие туризма на Приполярном Урале привело в настоящее время к формированию в Инте рынка наиболее востребованных туристами услуг. На сегодняшний день в городе действует 12 компаний, оказывающих транспортные услуги туристам; 4 организации, предоставляющие услуги по разработке, сопровождению и материальному обеспечению путешествий, 2 организации, имеющие лицензию на осуществление туроператорской деятельности. Активно ведется работа по подготовке специалистов, способных выполнять функции гидов-проводников и менеджеров внутреннего туризма.
В городе действуют предприятия, способные оказывать услуги по организации проживания, питания, проведения экскурсионных программ для туристов. Работают объекты культуры и досуговые учреждения, налажено производство сувенирной продукции.
Развитие организованного туризма, характеризующееся увеличением числа въезжающих на территорию туристов, призвано стимулировать развитие данных областей, привести к увеличению объемов потребления товаров и услуг.
2. Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами
Традиционно сложилось, что территориальный туристский ресурс в границах муниципального образования городского округа "Инта" активно востребован туристами, относящимися к категории спортсменов и самодеятельных туристов. Однако динамика последних лет свидетельствует о качественных изменениях в структуре потребительского потока.
Современная ситуация характеризуется следующим образом:
сохранение высокого уровня спроса на природный потенциал территории;
некоторое уменьшение числа въезжающих спортивных туристских групп;
увеличение числа въезжающих организованных туристских групп;
увеличение потребления туристско-экскурсионных услуг;
увеличение спроса на готовый туристский продукт;
наличие агентских заказов на формирование туристского продукта этнографической и историко-культурной тематики.
Основными факторами, сдерживающими развитие организованного туризма, являются:
недостаточная деятельность по продвижению территории как туристского региона;
неудовлетворительное состояние инфраструктуры;
ограниченность сезона туристской активности;
низкая доходность туристской деятельности в части туристского продукта, как для бюджета, так и для производителей.
Анализ сдерживающих факторов и способы их преодоления:
Влияние вышеперечисленных факторов не позволяет в данный момент оценивать существующую систему экономики в сфере туризма в Инте как развитую и эффективную. Меры по их преодолению определяют план мероприятий настоящей Программы.
Все факторы, сдерживающие развитие туризма, являются субъективными и взаимосвязанными. Изменить ситуацию возможно, увеличив число организованных туристов, потребляющих комплексный туристский продукт, сформированный с учетом использования ресурса основных сопутствующих туризму отраслей.
Турист - потребитель туристского продукта, за это потребление он платит деньги, которые и составляют доход от туристской отрасли. В целом, туристский продукт состоит из туристских услуг и работ и услуг смежных (сопутствующих) отраслей. Вместе с тем, именно эта совокупность услуг отраслей и способна удовлетворить потребности туриста.
В диаграмме 2.1. показана классическая структура доходности от туризма. В типовых туристских услугах наибольшая доля доходов от внутренних и внешних перевозок, кроме того, мощным доходообразующим элементом структуры является торговля.
Как видно из диаграммы 2.1., непосредственно на туристско-экскурсионные услуги приходится всего 2% доходов, получаемых от туристов. Эта налогооблагаемая база и рассматривается как отрасль туризма.
Существенным недостатком всех предлагаемых сегодня туристских программ является схема их построения, которая не задействует сопутствующие туризму виды деятельности и таким образом, не находит отражения в социально-экономической жизни города.
Средства, поступающие от туризма, распределяются между транспортными компаниями и туроператорами, обеспечивающими реализацию туров. При этом маловостребованными остаются такие доходные виды услуг, как гостиничные, сервисные и услуги по организации экскурсионных программ.
Причина в отсутствии системы координации взаимодействия субъектов бизнеса, занятых в сфере туризма. С созданием нового управленческого органа, которым является Координационный Совет по взаимодействию структур, занятых в сфере туризма на территории муниципального образования городского округа "Инта", устранение данного недостатка становится реально возможным.
Путь устранения - формирование комплексного туристского продукта, предусматривающего включение в программы активных природных туров, в качестве составной части - экскурсионных программ с предоставлением услуг по размещению, питанию с посещением объектов культуры.
Фактором, стимулирующим операторов к использованию комплексного продукта, должна являться гарантия поддержки в рекламе и продвижении продукта.
Настоящая Программа, в качестве такой поддержки, предусматривает проведение муниципального конкурса с последующим изданием печатных рекламных материалов, оказание финансовой помощи при участии оператора в туристских выставках. Источником финансирования являются средства бюджета муниципального образования городского округа "Инта" и (или) средства субъектов бизнеса, в случае учреждения специального фонда.
Маркетинг: реклама и продвижение туристского продукта, - наиболее затратная статья, требующая единого стратегического подхода в масштабах муниципального образования. В итоге маркетинг обеспечивает реальное увеличение объемов готовых продаж, что и является конечной целью деятельности.
Этапы формирования туристской отрасли:
Деятельность по созданию туристской отрасли на территории муниципального образования городского округа "Инта" разделяется на несколько этапов, каждый из которых несет в себе задачу формирования объективных предпосылок для реализации последующего:
этап 1: формирование и активное продвижение туристского продукта, содержание которого в равной степени обеспечивает запросы потребителя и участие различных направлений городской экономики в распределении доходов от туризма; численное увеличение туристского потока; разработка механизма кадровой подготовки, переподготовки и аттестации специалистов;
этап 2: развитие взаимодействия социально-экономических направлений, задействованных в производстве туристского продукта; расширение спектра и улучшение качества услуг, инфраструктуры; формирование инвестиционных проектов;
этап 3: реализация инвестиционных проектов в области туризма.
Настоящая Программа охватывает собой начало реализации первого этапа деятельности.
3. Цель и задачи Программы
Целью настоящей Программы является создание условий для формирования на территории муниципального образования городского округа "Инта" современной, эффективной, конкурентоспособной туристской отрасли.
Для достижения цели Программа предусматривает решение следующих задач:
1) формирование комплексного туристского продукта.
Смысл решения данной задачи в преодолении замкнутости местных туроператоров, вовлечение в туристскую сферу смежных отраслей, создание элементно-разностороннего турпродукта, наиболее полно отвечающего запросам потребителя.
Результатом решения является повышение комфортности, конкурентоспособности продукта; гарантия заинтересованности муниципальной власти, широких слоев населения и субъектов городской экономики в развитии туризма.
Итогом решения задачи является формирование каталога туристских продуктов муниципального образования городского округа "Инта", отобранных на конкурсной основе;
2) увеличение объемов продаж туристского продукта, обеспечивающее рост финансовых и налоговых поступлений.
Решение задачи заключается в реализации плана маркетинга; финансовом обеспечении производства и распространение рекламной продукции; продажи через операторскую сеть;
3) разработка системы подготовки кадров среднего звена.
Имеет целью обеспечения сферы туризма квалифицированными кадрами гидов-проводников, с учетом возрастающей потребности.
Учитывая отсутствие единой системы и критериев в вопросе профессиональной подготовки и аттестации данной категории специалистов, Программа предусматривает определение механизма кадровой подготовки с учетом возможностей существующих в Инте образовательных учреждений; разработку и лицензирование учебных программ.
4. Основные мероприятия Программы
Мероприятия Программы, направленные на решение поставленных задач, условно разделяются на три категории:
1) первая категория направлена на реализацию информационно-аналитических мероприятий, а именно:
проведение мониторинга объектов туристской инфраструктуры, оценку условий, стоимость, объемы и загрузку объектов размещения, питания, культуры и досуга, транспортной сферы.
проведение мониторинга туристского потока. Оценивает количественный и качественный состав туристов, сезонную динамику, востребованность ресурсов и услуг. Проводится на основании данных туроператоров, аварийно-спасательной службы, национального парка "Югыд ва", опросов и анкетирования туристов.
Начало мониторинга - 2 квартал 2010 года перед началом основного туристского сезона, окончание - по окончанию сезона, в 4 квартале;
2) вторая категория мероприятий направлена на реализацию плана маркетинга включает в себя:
проведение муниципального конкурса туристских продуктов на основании разработанных критериев, отбор лучших программ и формирование Каталога туристских продуктов муниципального образования городского округа "Инта", печатное издание Каталога и рекламных буклетов - в первом квартале 2010 года;
изготовление и размещение Интернет-сайта;
участие в Республиканской туристской выставке-ярмарке "Отдых на Севере";
распространение печатных материалов средствами Агентства Республики Коми по физической культуре, спорту и туризму, а также путем адресной рассылки в центральные турагентства;
изготовление рекламных баннеров и их размещение в центральных городах Республики Коми: гг. Сыктывкаре и Ухте.
размещение рекламы в республиканских СМИ.
Мероприятия по изготовлению рекламных средств, проводятся в первом квартале 2010 г. мероприятия по продвижению и размещению рекламы - во втором квартале, перед началом туристского сезона;
3) третья категория направлена на реализацию мероприятий кадровой подготовки и предполагает:
определение образовательного учреждения, способного реализовывать на своей базе образовательные программы дополнительного профессионального образования;
разработку и лицензирование программы подготовки гидов-проводников.
5. Организация управления и контроль реализации Программы
Организацию управления и контроль за ходом реализации Программы осуществляет заказчик - администрация муниципального образования городского округа "Инта".
6. Ресурсное обеспечение Программы
Реализация Программы осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования городского округа "Инта".
Общая потребность в объеме финансирования составляет 320,0 тыс.руб. (триста двадцать тысяч рублей).
7. Социально-экономическая эффективность Программы
Выполнение намеченных Программой мероприятий ведет к становлению туризма как доходной отрасли экономики района, развитию других отраслей экономики: транспорт, сфера услуг, гостиничное хозяйство, торговля и общественное питание, благоустройство города и населенных пунктов.
Развитие туристской сферы ведет к созданию новых рабочих мест.
Активизация туристской деятельности, увеличение числа въезжающих ведет к общей стабилизации и снятию социального напряжения в обществе, ликвидации упаднических тенденций, вызванных современной экономической нестабильностью.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.