Распоряжение Правительства Республики Коми
от 7 декабря 2011 г. N 508-р
15 апреля 2015 г.
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 27 ноября 2010 года N ПР-3464 ГС в целях расширения сети стационарных учреждений социального обслуживания до уровня, соответствующего потребностям населения в постоянном уходе, и создания условий для улучшения качества жизни граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания:
1. Утвердить перспективную схему развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в Республике Коми до 2020 года согласно приложению.
Распоряжением Правительства Республики Коми от 15 апреля 2015 г. N 136-р пункт 2 изложен в новой редакции
2. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Коми, осуществляющего в соответствии с распределением обязанностей координацию работы органов исполнительной власти Республики Коми в сфере социальной политики.
Глава Республики Коми |
В. Гайзер |
Распоряжением Правительства Республики Коми от 15 апреля 2015 г. N 136-р Перспективная схема изложена в новой редакции
Перспективная схема
развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в Республике Коми до 2020 года
(утв. распоряжением Правительства Республики Коми от 7 декабря 2011 г. N 508-р)
15 апреля 2015 г.
I. Общие положения
Разработка перспективной схемы развития и размещения государственных стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в Республике Коми до 2020 года (далее - Схема) проводилась с учетом приоритетных направлений, определенных Стратегией социально-экономического развития Республики Коми на период до 2020 года, одобренной постановлением Правительства Республики Коми от 27 марта 2006 г. N 45, предусматривающих в рамках долгосрочной политики социальной поддержки населения Республики Коми:
1) обеспечение доступности и повышение качества социальных услуг для населения;
2) повышение эффективности функционирования государственных стационарных учреждений социального обслуживания населения Республики Коми;
3) создание новых организационно-правовых форм стационарных учреждений социального обслуживания населения в Республике Коми;
4) расширение сети стационарных учреждений социального обслуживания населения до уровня, соответствующего потребностям населения в постоянном уходе;
5) создание условий для улучшения качества жизни граждан, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания;
6) совершенствование системы и расширение форм стационарного социального обслуживания населения.
II. Характеристика стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в Республике Коми
В Республике Коми все стационарные учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов имеют статус государственных учреждений Республики Коми. Контроль и методическое руководство за деятельностью стационарных учреждений осуществляет Министерство труда и социальной защиты Республики Коми (далее - Министерство).
В Республике Коми в настоящее время государственные стационарные учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов располагаются на территории 12 муниципальных образований в Республике Коми: муниципальных образований городских округов "Сыктывкар", "Ухта", "Инта", "Усинск"; муниципальных образований муниципальных районов "Печора", "Сосногорск", "Прилузский", "Княжпогостский", "Усть-Куломский", "Сысольский", "Удорский", "Троицко-Печорский".
Помещение граждан в государственные стационарные учреждения социального обслуживания населения осуществляется на основании путевок, выдаваемых Министерством, в соответствии с централизованной очередностью и наличием свободных подходящих мест (мужских/женских, ходячих/лежачих).
На 1 января 2015 года в Республике Коми функционировало 15 государственных стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов старше 18 лет (с общей коечной мощностью 3072 места), в том числе:
1) 8 домов-интернатов общего типа - 645 койко-мест;
2) 6 психоневрологических интернатов - 2287 койко-мест;
3) 1 детский дом-интернат для умственно отсталых детей - 75 мест.
В структуре государственных стационарных учреждений общего типа функционирует специальное отделение на 50 мест для престарелых и инвалидов, систематически и грубо нарушающих правила внутреннего распорядка.
Состояние системы государственного стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на территории Республики Коми в 2010 - 2014 годах характеризовалось следующими показателями, представленными в таблице 1.
Динамика изменения показателей стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов за 2010 - 2014 годы*
Таблица 1
|
|
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
1. |
Удельный вес стационарных учреждений, действующих в соответствии с утвержденными государственными стандартами социального обслуживания (стандарты качества, требования к персоналу, техническому оснащению и т.д.), проценты |
87,5 |
87,5 |
87,5 |
87,5 |
87,5 |
2. |
Удельный вес зданий стационарных учреждений социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых), требующих реконструкции, проценты |
19,4 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
3. |
Уровень использования коечного фонда в стационарных учреждениях социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых), проценты |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
4. |
Уровень обеспеченности граждан пожилого возраста и инвалидов местами в стационарных учреждениях социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых), проценты |
91,4 |
93,4 |
93,5 |
92,3 |
94,0 |
5. |
Доля граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых), более года состоящих в очереди для помещения в стационарные учреждения социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых), проценты |
26,1 |
25,1 |
13,3 |
36,7 |
15,7 |
6. |
Расходы федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Коми на содержание и развитие сети стационарных учреждений социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов, тыс. рублей |
463 605,20 |
627 251,58 |
659 831,07 |
817 887,86 |
789 990,71 |
Примечание:
* Использованы данные Плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Республики Коми (2014 - 2018 годы)" по итогам 2014 года, утвержденного распоряжением Правительства Республики Коми от 7 февраля 2013 г. N 57-р.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного распоряжения следует читать как "27 февраля 2013 г."
По состоянию на 1 января 2015 года укомплектованность основным персоналом государственных учреждений стационарного социального обслуживания составила 88,2 процента.
Все государственные учреждения стационарного социального обслуживания населения в настоящее время подключены к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обеспечены справочно-правовыми системами "КонсультантПлюс" и "Гарант", производится подписка на российские и республиканские периодические издания.
Общее количество зданий государственных стационарных учреждений социального обслуживания населения на 1 января 2015 г. - 36, в том числе: капитальное исполнение - 31 (80,7 процента), деревянных зданий - 5 (19,3 процента).
В целях укрепления материально-технической базы государственных стационарных учреждений социального обслуживания населения в Республике Коми ежегодно разрабатывается комплекс мероприятий, включающий в себя мероприятия по капитальному и текущему ремонту объектов, приобретение автотранспорта, медицинского, реабилитационного, бытового оборудования, мебели и компьютерной техники.
В рамках реализации Государственной программы Республики Коми "Социальная защита населения" на реализацию мероприятий по укреплению материально-технической базы государственных учреждений Республики Коми в сфере социальной защиты населения (выполнение ремонтных работ, приобретение автотранспорта, реабилитационного, медицинского и бытового оборудования, мебели и оргтехники, разработку проектно-сметной документации, монтажные работы, замеры сопротивления изоляции электросетей и пр.) по государственным стационарным учреждениям социального обслуживания объем финансирования составил в 2013 году - 74 724,7 тыс. рублей, в 2014 году - 35 780,3 тыс. рублей.
В рамках реализации вышеназванных плана мероприятий и государственной программы выполняются мероприятия по обеспечению соблюдения государственных стандартов социального обслуживания и санитарных норм в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания населения.
В целях расширения сети государственных стационарных учреждений социального обслуживания населения в Республике Коми проводилось капитальное строительство 3 объектов, которые именуются:
1) "Расширение дома-интерната для престарелых и инвалидов в п. Нижний Чов в г. Сыктывкаре" (введен в эксплуатацию в декабре 2009 года). Объем финансирования в 2009 году составил 48,7 млн. рублей;
2) "Реконструкция здания для размещения в нем государственного учреждения Республики Коми "Нижне-Одесский дом-интернат для престарелых и инвалидов" на 100 мест" (введен в эксплуатацию в декабре 2010 года). Объем финансирования составил 154,3 млн. рублей;
3) "Расширение дома-интерната на 100 мест в с. Куниб Сысольского района" для государственного учреждения Республики Коми "Кунибский психоневрологический интернат" (ввод в эксплуатацию - 2011 год). В 2010 году освоено 48,9 млн. рублей, в 2011 году предусмотрено 47,004 млн. рублей.
4) В 2012 г. в рамках исполнения Схемы выполнены следующие мероприятия:
а) государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Республиканский Кочпонский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" перепрофилировано в государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Республиканский Кочпонский психоневрологический интернат", проведены ремонтные работы с целью разграничения потоков проживания детского и взрослого контингента. Объем финансирования составил 4,7 млн. рублей;
б) произошло увеличение койко-мест за счет проведенных ремонтных работ и расширения существующих площадей в государственном бюджетном учреждении Республики Коми "Республиканский Усогорский дом-интернат для престарелых и инвалидов" (20 мест). Объем финансирования составил 5,0 млн. рублей;
в) за счет проведения ремонтных работ организованы стационарные отделения: государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района" в п. Югыдъяг на 40 мест (объем финансирования составил 5,0 млн. рублей); государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Троицко-Печорского района" в пгт Троицко-Печорск на 25 мест (объем финансирования составил 3,0 млн. рублей).
Данные мероприятия позволили к 1 июля 2012 г. свести к нулю очередность в дома-интернаты общего типа.
В 2012 - 2014 гг. проводились работы по составлению проектно-счетных смет по расширению следующих государственных бюджетных учреждений Республики Коми: "Республиканский Княжпогостский дом-интернат для престарелых и инвалидов", "Республиканский Кунибский психоневрологический интернат", "Республиканский Ухтинский психоневрологический интернат", "Республиканский Тентюковский дом-интернат для престарелых и инвалидов". Объем финансирования составил 127,0 млн. рублей.
Средства федерального бюджета на строительство, реконструкцию государственных стационарных учреждений социального обслуживания населения, укрепление их материально-технической базы за период с 2006 по 2014 год не выделялись.
В целях повышения противопожарной безопасности в стационарных учреждениях социального обслуживания населения разработаны и согласованы с органами государственного пожарного надзора паспорта комплексной (пожарной) безопасности, составлены Планы мероприятий по повышению уровня пожарной безопасности и изданы приказы о назначении ответственных за состояние пожарной безопасности лиц, которые отвечают за оповещение о пожаре, его ликвидацию, эвакуацию проживающих и персонала. Разработаны внутренние нормативные акты по усилению противопожарного режима, ведется консультативно-методическая работа по соблюдению норм и правил пожарной безопасности.
В государственных стационарных учреждениях социального обслуживания населения усилен контроль:
1) за соблюдением трудовой дисциплины и выполнением должностных обязанностей обслуживающим персоналом, осуществляющим дежурство в ночное время;
2) за соблюдением гражданами, проживающими в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания населения, правил пожарной безопасности и внутреннего распорядка в целях предупреждения фактов злоупотребления курением в неустановленных местах, которые могут привести к возникновению пожара.
В соответствии с разработанными инструкциями по соблюдению правил пожарной безопасности в случае возникновения пожара в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания населения младший медицинский персонал закреплен за маломобильными гражданами для их экстренной эвакуации.
На всех объектах в соответствии с утвержденными планами проводятся объектовые тренировки по отработке эвакуации людей в случае возникновения пожара с целью выработки у обслуживающего персонала устойчивых навыков по действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций.
В соответствии со статьей 64 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и пунктом 6 приложения 2 приказа МЧС России от 24 февраля 2009 г. N 91 "Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности" разработаны декларации пожарной безопасности.
В целях повышения комплексной безопасности государственных стационарных учреждений социального обслуживания населения с круглосуточным пребыванием граждан организована работа с Управлением вневедомственной охраны при Министерстве внутренних дел по Республике Коми по оборудованию всех объектов (при наличии в районах республики отделов внутриведомственной охраны и технической возможности) кнопками тревожной сигнализации. Все государственные стационарные учреждения социального обслуживания населения оборудованы системами передачи сообщений о пожарах по радиотелекоммуникационной системе на пульт единой дежурно-диспетчерской службы 01 без участия работников объекта, то есть в автоматическом режиме.
В соответствии с распоряжением Правительства Республики Коми от 26 ноября 2010 г. N 519-р в целях совершенствования контроля за состоянием комплексной безопасности организована работа по ежедневной передаче по отработанной форме в единую дежурно-диспетчерскую службу муниципальных образований в Республике Коми сведений о текущем состоянии комплексной безопасности объектов.
По результатам проверок государственных стационарных учреждений социального обслуживания населения надзорными органами в 2011 - 2014 годах приостановление деятельности учреждений не осуществлялось. Недостатки, выявляемые в ходе проверок надзорными органами, устраняются в максимально короткие сроки, законные предписания - в установленные в них сроки.
В январе 2014 года Министерством разработан и утвержден План основных мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности на водных объектах (далее - План) на 2014 год.
Главной задачей Плана являлось осуществление комплекса мероприятий, направленных на исключение пожаров и гибели людей при пожарах, проведение аварийно-восстановительных работ, внедрение современных технических средств профилактики пожаров и пожаротушения в подведомственных социальных учреждениях.
Согласно Плана проводились проверки работы по вопросам пожарной безопасности, а также проверки документации по проведению учебных тренировок в государственных учреждениях социального обслуживания населения.
Выполнение Плана мероприятий в 2014 году составило 100 процентов.
В 2014 году ответственными специалистами Министерства были посещены все дома-интернаты для граждан пожилого возраста и инвалидов, расположенные в Республике Коми, проверены системы автоматической пожарной сигнализации (далее - АПС), системы речевого оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией (далее - СОУЭ), состояние электросетей и электрооборудования. Нарушений, связанных с функционированием системы АПС, системы СОУЭ, неисправностей электросетей и электрооборудования не выявлено.
Министерством совместно с Управление надзорной деятельности Главного управления Министерства чрезвычайных ситуаций России по Республике Коми проведены выборочные внезапные проверки в учреждениях с круглосуточным пребыванием людей. По итогам проведенных проверок замечаний нет. В указанных учреждениях был осуществлен дополнительный комплекс мероприятий, направленный на повышение уровня пожарной безопасности.
Дополнительно в учреждениях проведено обучение персонала действиям по эвакуации граждан, в том числе относящихся к маломобильным группам населения в случае возникновения пожара.
По результатам проведенного обучения персонала действиям по эвакуации граждан в учреждениях откорректированы планы эвакуации, разработан комплекс дополнительных мер, направленных на безопасную эвакуацию людей до наступления опасных факторов пожара.
В учреждениях разработаны внутренние нормативные акты по усилению противопожарного режима, ведется консультативно-методическая работа по соблюдению норм и правил пожарной безопасности.
В рамках реализации мер, направленных на устранение причин возникновения пожаров на объектах с низкой пожароустойчивостью в деревянных зданиях 5 степени огнестойкости, в марте 2014 года оборудован новой системой автоматического пожаротушения МУПТВ "ТРВ-Гарант" (далее АСП) 3-й спальный корпус в с. Черемуховка государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Республиканский Детский психоневрологический интернат". Работы по монтажу АСП в оставшихся трех корпусах государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Республиканский Детский психоневрологический интернат" планируется завершить в течение 2015 года.
В 2015 году также планируется запроектировать и смонтировать АСП в государственном бюджетном учреждении Республики Коми "Республиканский Зимстанский дом-интернат для престарелых и инвалидов". Установка АСП на объектах защиты с низкой пожароустойчивостью позволит обеспечить безопасность людей и защиту имущества при пожаре.
Однако, несмотря на проделанную работу по укреплению материально-технической базы действующих государственных стационарных учреждений социального обслуживания населения, а также строительство новых объектов, одним из актуальных вопросов является дальнейшее развитие сети данных учреждений, оптимизация их структуры, реорганизация коечной сети, реконструкция действующих и строительство новых зданий, внедрение современных технологий, передовых методов в предоставлении социальных услуг.
III. Прогноз потребности граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарном социальном обслуживании в Республике Коми на период до 2020 года*
К 2020 году потребность населения Республики Коми в получении мест в государственных бюджетных стационарных учреждениях социального обслуживания населения по прогнозу составит 2567 мест по федеральному нормативу, с учетом прогнозных расчетов численности граждан пожилого возраста, проживающих в стационарных учреждениях, - 3187 мест.
Указанная потребность будет удовлетворена на 100 процентов при планируемом увеличении коечной мощности до 3187 мест в стационарных учреждениях Республики Коми. В связи с тем, что все учреждения имеют статус государственных и помещение граждан в них ведется централизованно вне зависимости от места проживания граждан (город, село), просчитать удовлетворение потребности в стационарном обслуживании в разрезе муниципальных образований не представляется возможным.
Таблица 2
N п/п |
Показатели |
Годы (на начало года) |
||
2011 г. |
2016 г. (прогноз) |
2020 г. (прогноз) |
||
1. |
Численность населения Республики Коми*, тыс. чел. |
899,7 |
871,1 |
855,5 |
2. |
Численность граждан старше трудоспособного возраста, проживающих в стационарах, чел. |
2591 |
2857 |
3187 |
3. |
Численность граждан, стоящих в очереди в стационары, чел. |
331 |
191 |
- |
4. |
Суммарная потребность граждан старше трудоспособного возраста в стационарах, мест |
2922 |
3048 |
3187 |
5. |
Скрытая очередность, чел. |
240 |
- |
- |
6. |
Суммарная потребность граждан старше трудоспособного возраста с учетом скрытой очередности в стационарах, мест |
3162 |
3048 |
3187 |
7. |
Уровень обеспеченности населения местами в стационарах, мест на 10000 жителей |
27,4 |
33 |
37 |
8. |
Уровень потребности населения в местах в стационарах, мест на 10000 жителей |
30,9 |
35 |
37 |
9. |
Уровень потребности населения в местах в стационарах с учетом скрытой очередности, мест на 10000 жителей |
33,5 |
35 |
37 |
10. |
Количество необходимых мест в стационарах по федеральному нормативу |
2834 |
2613 |
2567 |
Примечание:
* По строке 1 "Численность населения Республики Коми" применены данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми без учета Всероссийской переписи населения 2010 года.
По строке 4 "Суммарная потребность граждан старше трудоспособного возраста в стационарах" предусмотрен расчет:
к значению строки 2 "Численность граждан старше трудоспособного возраста, проживающих в стационарах" прибавить значение строки 3 "Численность граждан, стоящих в очереди в стационары".
По строке 6 "Суммарная потребность граждан старше трудоспособного возраста с учетом скрытой очередности в стационарах" предусмотрен расчет: к значению строки 4 "Суммарная потребность граждан старше трудоспособного возраста в стационарах" прибавить значение строки 5 "Скрытая очередность".
По строке 7 "Уровень обеспеченности населения местами в стационарах" предусмотрен расчет:
значение строки 2 "Численность граждан старше трудоспособного возраста, проживающих в стационарах" разделить на значение строки 1 "Численность населения Республики Коми" и умножить на 10000.
По строке 8 "Уровень потребности населения в местах в стационарах" предусмотрен расчет:
значение строки 4 "Суммарная потребность граждан старше трудоспособного возраста в стационарах" разделить на значение строки 1 "Численность населения Республики Коми" и умножить на 10000.
По строке 9 "Уровень потребности населения в местах в стационарах с учетом скрытой очередности" предусмотрен расчет:
значение строки 6 "Суммарная потребность граждан старше трудоспособного возраста с учетом скрытой очередности в стационарах" разделить на строку 1 "Численность населения Республики Коми" и умножить на 10000.
По строке 10 "Количество необходимых мест в стационарах по федеральному нормативу" предусмотрен расчет:
значение строки 1 "Численность населения Республики Коми" умножить на 30,0 и разделить на 10000.
IV. Направления решения существующих и прогнозируемых проблем стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в Республике Коми
1. Для решения существующих и прогнозируемых проблем стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в Республике Коми, повышения качества стационарного социального обслуживания, его доступности и безопасности запланировано выполнение капитального ремонта зданий для размещения стационарных отделений в Троицко-Печорском и Усть-Куломском районах в Республике Коми.
В декабре 2010 года принято в эксплуатацию после проведения реконструкции здание государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Республиканский Нижне-Одесский дом-интернат для престарелых и инвалидов" на 100 койко-мест.
В 2011 году завершено строительство второго спального корпуса для государственного бюджетного учреждения Республики Коми Республики Коми "Республиканский Кунибский психоневрологический интернат". Ввод в эксплуатацию корпуса позволил вывести проживающих из существующего деревянного корпуса, построенного в 1957 году, и улучшить ситуацию в регионе по устройству граждан в психоневрологические интернаты, сократить очередность.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Слова "Республики Коми" повторяются дважды
К настоящему времени указанные здания полностью соответствуют требованиям Свода правил по проектированию и строительству СП 35-112-2005 "Дома-интернаты", а также рекомендациям Свода правил по проектированию и строительству СП 35-114-2003 "Реконструкция и приспособление зданий для учреждений социального обслуживания пожилых людей".
Строительство новых спальных корпусов на территориях существующих государственных стационарных учреждений социального обслуживания населения позволяет избежать расходов на отвод земельных участков, техническое присоединение к источникам энергии (тепло, вода, электричество) под строительство новых учреждений.
2. В 2015 - 2017 годах:
1) на существующем земельном участке, находящемся в государственной собственности Республики Коми и отведенном государственному бюджетному учреждению Республики Коми "Республиканский Кунибский психоневрологический интернат", будет построен третий спальный корпус на 70 мест;
2) будет начато строительство нового спального корпуса для расширения государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Республиканский Тентюковский дом-интернат для престарелых и инвалидов" на 90 мест;
3) будет осуществлена реконструкция административного корпуса государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Республиканский Ухтинский психоневрологический интернат" под спальный корпус на 50 койко-мест.
3. В период с 2018 года по 2020 год запланировано расширение существующих государственных бюджетных учреждений Республики Коми "Республиканский Детский психоневрологический интернат" на 50 мест и "Республиканский Эжвинский психоневрологический интернат" на 70 мест.
Подробная информация о планируемых мероприятиях по расширению коечной мощности государственных стационарных учреждений социального обслуживания населения в Республике Коми до 2020 года представлена в таблицах 4 и 5.
В целях повышения качества жизни граждан пожилого возраста и инвалидов в учреждениях социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (в 19 муниципальных образованиях), в том числе в стационарных учреждениях, развивается работа мобильных социальных бригад. Деятельность мобильных бригад направлена на оказание социальной помощи, различных социальных услуг, на консультирование граждан, проживающих в отдаленных населенных пунктах, не имеющих своих социальных работников, врачей. Мобильные бригады, сформированные на базе стационарных учреждений, будут проводить социальную диагностику граждан пожилого возраста и инвалидов, помогать гражданам, желающим попасть в стационарные учреждения, подготовить необходимые документы, получить консультацию врачей.
В целях развития и укрепления традиций взаимопомощи, профилактики социального одиночества, стимулирования ухода за престарелыми гражданами и инвалидами на дому, а также в целях снижения очередности в дома-интернаты принят Закон Республики Коми от 6 июля 2009 г. N 68-РЗ "О некоторых вопросах, связанных с уходом и помощью гражданам пожилого возраста и инвалидам на территории Республики Коми", который вступил в силу с 1 августа 2009 года (далее - Закон Республики Коми N 68-РЗ).
Законом Республики Коми N 68-РЗ устанавливается порядок организации деятельности по осуществлению ухода и помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам I и II групп, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в стационарном социальном обслуживании, проживающим одиноко, отказавшимся от стационарного социального обслуживания, выбравшим уход и помощь в соответствии с Законом Республики Коми N 68-РЗ, в том числе гражданам, проживающим в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания населения Республики Коми, отказавшимся в соответствии с законодательством Российской Федерации от стационарного социального обслуживания, и выбравшим уход и помощь в соответствии с Законом Республики Коми N 68-РЗ.
Отношения между нетрудоспособным гражданином и лицом, осуществляющим уход и помощь нетрудоспособному гражданину, оформляются трехсторонним договором гражданско-правового характера, одной из сторон которого является государственное учреждение социального обслуживания населения Республики Коми.
4. С 2014 года на территории города Сыктывкара по линии Комитета информатизации и связи Республики Коми реализуется проект "Кнопка помощи" с охватом 28 человек.
Данный проект позволяет организовать круглосуточную помощь гражданам пожилого возраста и инвалидам с вовлечением всех служб жизнеобеспечения не только в домашних условиях, но и на улице, сократить число "непродуктивных" вызовов неотложной и экстренной помощи, участкового врача и социального работника, создать социально-комфортную среду для пожилых людей и инвалидов. Реализация данного проекта является альтернативой помещения одиноко проживающих граждан, требующих постоянного ухода и помощи, в дома - интернаты.
Проект "Кнопка помощи" повышает доступность услуг и позволяет сократить бюджетные расходы за счет внедрения стационарзамещающих технологий, снижает нагрузку на стационарные учреждения, развивает системы анализа реальных медико-социальных потребностей пожилых людей и инвалидов.
Количество заключенных договоров об организации ухода и помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам I и II групп в рамках реализации Закона Республики Коми N 68-РЗ указано в таблице 3.
Таблица 3
N п/п |
По состоянию на 1 июня 2010 года |
По состоянию на 1 июня 2011 года |
По состоянию на 1 июня 2012 года |
По состоянию на 1 июня 2013 года |
По состоянию на 1 июня 2014 года |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
1. |
Количество заключенных договоров |
Количество нетрудоспособных граждан, желающих получать уход и помощь |
Количество заключенных договоров |
Количество нетрудоспособных граждан, желающих получать уход и помощь |
Количество заключенных договоров |
Количество нетрудоспособных граждан, желающих получать уход и помощь |
Количество заключенных договоров |
Количество нетрудоспособных граждан, желающих получать уход и помощь |
Количество заключенных договоров |
Количество нетрудоспособных граждан, желающих получать уход и помощь |
2. |
202 |
123 чел. |
316 |
73 чел. |
336 |
33 чел. |
345 |
31 чел. |
334 |
26 чел. |
В настоящее время отмечается стабилизация ситуации в части вновь заключаемых договоров об уходе и помощи. Прогнозное количество нетрудоспособных граждан, выбравших уход и помощь в рамках Закона Республики Коми N 68-РЗ, в 2015 году не превысит 400 договоров и в 2020 году - 500 договоров. По итогам проведенного анализа средние расходы республиканского бюджета Республики Коми на содержание одного нетрудоспособного гражданина в месяц составят:
в условиях стационарного учреждения - 20 259,65 рубля;
в надомных условиях (в рамках реализации Закона Республики Коми N 68-РЗ) - 8 027,07 рубля (средняя расчетная сумма по заключаемым договорам).
Реализация Закона Республики Коми N 68-РЗ позволяет обеспечить нуждающихся граждан пожилого возраста и инвалидов уходом и помощью в привычных для них условиях (дома). Закон Республики Коми N 68-РЗ реализуется на территории всех муниципальных образований и позволяет обеспечить должным уходом всех желающих граждан пожилого возраста и инвалидов. Мониторинг реализации Закона Республики Коми N 68-РЗ показал востребованность данного вида помощи, а также эффективность реализуемых мероприятий в части предоставления указанной категории граждан альтернативы помещению в государственные стационарные учреждения социального обслуживания населения.
5. Таким образом, до 2020 года в Республике Коми не планируется создание новых государственных стационарных учреждений социального обслуживания населения. Работа будет проводиться в рамках существующей сети государственных стационарных учреждений социального обслуживания населения с одновременной реализацией Закона Республики Коми N 68-РЗ и развитием мобильной социальной помощи.
В Республике Коми оказывается поддержка негосударственным организациям, занимающимся стационарным обслуживанием населения, в том числе в рамках Закона Республики Коми от 19 июня 2014 г. N 71-РЗ "О государственно-частном партнерстве в Республике Коми".
Министерством в целях развития негосударственного сектора в сфере оказания социальных услуг проводится следующая работа:
1) разработан план мероприятий по привлечению негосударственных организаций, в том числе социально-ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев, к предоставлению социальных услуг в сфере социального обслуживания;
2) в целях повышения доступности социальных услуг в 2014 году Министерством продолжалась реализация инвестиционного проекта с использованием механизмов государственно-частного партнерства (далее - ГЧП), а именно - строительство частным инвестором негосударственного пансионата для граждан пожилого возраста (престарелых и инвалидов) на 50 койко-мест в городе Сыктывкаре.
Таблица 4
Перечень
новых стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, строительство (реконструкция) которых должно быть завершено в период до 2020 года
N п/п |
Наименование стационарного учреждения |
Адрес |
Мощность учреждения после завершения строительства (реконструкции), капитального ремонта, койко-мест |
Ожидаемый результат |
Год ввода в эксплуатацию |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Расширение государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Республиканский Тентюковский дом-интернат для престарелых и инвалидов" на 90 мест |
167005, г. Сыктывкар, ул. Тентюковская, д. 138 |
90 |
Снижение очередности в стационарные учреждения для граждан пожилого возраста и инвалидов |
2017 |
2. |
Расширение государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Республиканский Кунибский психоневрологический интернат" на 70 мест |
168161, Сысольский р-он, с. Куниб |
70 |
Снижение очередности в стационарные учреждения для граждан пожилого возраста и инвалидов |
2017 |
3. |
Расширение государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Республиканский Ухтинский психоневрологический интернат" на 50 мест |
169400, г. Ухта, ул. Интернациональная, д. 70а |
50 |
Снижение очередности в стационарные учреждения для граждан пожилого возраста и инвалидов |
2016 |
|
Итого: |
|
210 |
|
|
Расчет
объемов средств, необходимых для создания проектируемой (новой и реконструируемой) сети учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов
Таблица 5
N п/п |
Наименование строек и объектов |
Год ввода в эксплуатацию |
Стоимость (тыс. рублей) |
Источник финансирования |
||||||||||||
всего |
в том числе в году: |
|||||||||||||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015* |
2016* |
2017* |
2018* |
2019* |
2020* |
2021* |
2022* |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
1. |
Расширение государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Республиканский Тентюковский дом-интернат для престарелых и инвалидов" на 90 мест в г. Сыктывкаре |
2017 |
701227,0 |
- |
6396,0 |
6050,0 |
- |
- |
- |
68803,0 |
137656,0 |
137720,0 |
37787,0 |
137857,0 |
68958,0 |
Включен в перечень проектов государственно-частного партнерства Республики Коми распоряжение Правительства Республики Коми от 13 ноября 2013 г. N 437-р; за счет средств Инвестиционного фонда Республики Коми на 2015 год и плановый период 2016 - 2017 годов, а также долгосрочный период* |
2. |
Капитальный ремонт здания государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Республиканский Усогорский дом-интернат для престарелых и инвалидов" в п. Усогорск Удорского района |
2012 |
5000,0 |
5000,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Республиканский бюджет Республики Коми, программа Республики Коми "Старшее поколение (2011 - 2013 годы)" |
3. |
Капитальный ремонт здания для размещения стационарного отделения для граждан пожилого возраста и инвалидов при государственном бюджетном учреждении Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Троицко-Печорского района" в п. Троицко-Печорск |
2012 |
3000,0 |
3000,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Республиканский бюджет Республики Коми, программа Республики Коми "Старшее поколение (2011 - 2013 годы)" |
4. |
Капитальный ремонт здания для размещения стационарного отделения для граждан пожилого возраста и инвалидов при государственном бюджетном учреждении Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района" в п. Югыдъяг |
2012 |
5000,0 |
5000,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Республиканский бюджет Республики Коми, программа Республики Коми "Старшее поколение (2011 - 2013 годы)" |
5. |
Капитальный ремонт корпуса N 1 государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Республиканский Кочпонский психоневрологический интернат" в г. Сыктывкаре |
2012 |
47450,0 |
13600,0 |
33850,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Республиканский бюджет Республики Коми, софинансирование за счет средств отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми |
6. |
Расширение государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Республиканский Эжвинский психоневрологический интернат" на 70 мест в Эжвинском районе г. Сыктывкара |
2019 |
249000,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
100000.0 |
149000,0 |
- |
- |
- |
Республиканский бюджет Республики Коми |
7. |
Расширение государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Республиканский Ухтинский психоневрологический интернат" на 50 мест в г. Ухте |
2016 |
121276,8 |
- |
2543,8 |
4440,0 |
- |
- |
17110,0 |
22832,0 |
22853,0 |
22874,0 |
22896,0 |
5728,0 |
- |
Включен в перечень проектов государственно-частного партнерства Республики Коми распоряжение Правительства Республики Коми от 13 ноября 2013 г. N 437-р; за счет средств Инвестиционного фонда Республики Коми на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов, а также долгосрочный период* |
8. |
Расширение государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Республиканский Летский психоневрологический интернат" на 250 мест |
2019 |
300000,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
50000,0 |
250000,0 |
- |
- |
- |
Республиканский бюджет Республики Коми, софинансирование за счет средств федерального бюджета |
9. |
Расширение государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Республиканский Кунибский психоневрологический интернат" на 100 мест в с. Куниб Сысольского района |
2011 |
47004,0 |
47004, 0 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Республиканский бюджет Республики Коми |
10. |
Расширение государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Республиканский Кунибский психоневрологический интернат" 70 мест в с. Куниб Сысольского района |
2017 |
393467,0 |
- |
7492,0 |
- |
- |
- |
- |
57851,0 |
77158,0 |
77186,0 |
77216,0 |
77247,0 |
19317,0 |
Включен в перечень проектов государственно-частного партнерства Республики Коми распоряжение Правительства Республики Коми от 13 ноября 2013 г. N 437-р; за счет средств Инвестиционного фонда Республики Коми на 2015 год и плановый период 2016 - 2017 годов, а также долгосрочный период* |
11. |
Реконструкция спального корпуса со столовой государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Республиканский Княжпогостский дом-интернат для престарелых и инвалидов" в г. Емва |
2016 |
152726,0 |
- |
- |
- |
100000,0 |
52726,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Адресная инвестиционная программа Республики Коми на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденная распоряжением Правительства Республики Коми от 30 декабря 2013 г. N 531-р |
|
Всего: |
|
2025150,8 |
73604,0 |
50281,8 |
10490,0 |
100000,0 |
52726,0 |
17110,0 |
149486,0 |
387667,0 |
636780,0 |
237899,0 |
220832,0 |
88275,0 |
|
Примечание:
* Объемы средств на 2015 - 2020 годы, необходимые на строительство и реконструкцию сети учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, могут корректироваться в соответствии с объемами средств, утверждаемыми на указанные цели законом о республиканском бюджете Республики Коми на соответствующий период.
Мероприятия по расширению существующих, строительству новых учреждений стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов возможны при условии финансирования за счет средств республиканского бюджета Республики Коми, предоставления субсидий из федерального бюджета. Указанные мероприятия позволят к 2020 году увеличить коечную мощность до 3187 мест, что в свою очередь позволит удовлетворить на 100 процентов прогнозируемую потребность граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарном социальном обслуживании.
V. Обоснование основных параметров перспективной схемы развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в Республике Коми до 2020 года
Таблица 6
Перечень
действующих, подлежащих ремонту и/или реконструкции стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в Республике Коми в период до 2020 года
N п/п |
Наименование стационарного учреждения |
Адрес |
Мощность, койко-мест по состоянию на |
Наименование мероприятия |
Срок реализации |
||
31.12.2010 г. |
01.01.2015 г. |
01.01.2020 г. |
|||||
Дома-интернаты общего типа, стационарные отделения для престарелых и инвалидов | |||||||
1. |
Государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Республиканский Тентюковский дом-интернат для престарелых и инвалидов" |
167005, г. Сыктывкар, ул. Тентюковская, д. 138 |
255 |
235 |
325* |
Приведение жилой площади дома-интерната в соответствие с требованиями СП 35-106-2003 Строительство нового корпуса на 90 мест с галереей |
2011 год Ввод в эксплуатацию 2017 год |
2. |
Государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Республиканский Интинский дом-интернат для престарелых и инвалидов" |
169841, г. Инта, ул. Чапаева, д. 19 |
28 |
30 |
30 |
Увеличение коечной мощности за счет внутренней перепланировки |
2011 год |
3. |
Государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Республиканский Печорский дом-интернат для престарелых и инвалидов" |
169600, г. Печора, ул. Строительная, д. 20, кор. 2 |
60 |
70 |
70 |
Увеличение численности специального отделения в п. Кожва |
2011 год |
4. |
Государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Республиканский Княжпогостский дом-интернат для престарелых и инвалидов" |
169200, Княжпогостский район, г. Емва, ул. Гущина, д. 29 |
50 |
50 |
100* |
Реконструкция спального корпуса со столовой |
2014 - 2015 годы |
5. |
Государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Республиканский Усогорский дом-интернат для престарелых и инвалидов" |
169270, Удорский район, п. Усогорск, ул. 60 лет Октября, д. 4 |
40 |
60 |
60 |
Капитальный ремонт здания в целях увеличения мощности учреждения |
2011 год |
6. |
Государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Республиканский Зимстанский дом-интернат для престарелых и инвалидов" |
168082, Усть-Куломский р-н, п. Зимстан, ул. Интернациональная, д. 4 |
50 |
50 |
0 |
Закрытие учреждения |
2018 год |
Психоневрологические интернаты | |||||||
7. |
Государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Республиканский Кочпонский психоневрологический интернат" |
167009, г. Сыктывкар, ул. Северная, д. 71 |
421 |
391 |
391 |
Капитальный ремонт корпуса N 1 для обеспечения соблюдения требований Национального стандарта РФ в части проживания в здании лиц старше 18 лет. |
2011 - 2012 годы |
Изменение статуса учреждения на психоневрологический интернат |
2012 год |
||||||
8. |
Государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Республиканский Сыктывкарский психоневрологический интернат" |
167022, г. Сыктывкар, ул. Магистральная, д. 1 |
382 |
420 |
420 |
Увеличение коечной мощности за счет внутренней перепланировки |
2011 год |
9. |
Государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Республиканский Эжвинский психоневрологический интернат" |
167019, г. Сыктывкар, ул. Эжвинская, д. 3а |
360 |
360 |
430** |
Строительство нового спального корпуса |
2018 - 2020 годы |
10. |
Государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Республиканский Ухтинский психоневрологический интернат" |
169400, г. Ухта, ул. Интернациональная, д. 70а |
505 |
505 |
555 |
Строительство отдельно стоящего административного здания. Перевод администрации учреждения в отдельно стоящее здание. Капитальный ремонт корпуса N 1. |
Ввод в эксплуатацию 2016 год |
11. |
Государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Республиканский Летский психоневрологический интернат" |
168161, Прилузский район, с. Черемуховка, ул. Лесная, д. 1 |
300 |
300 |
350** |
Оборудование системой пожаротушения. |
2014 год |
Строительство спального корпуса для проживающих (вывод проживающих из деревянных корпусов) |
2018 - 2020 годы |
||||||
12. |
Государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Республиканский Кунибский психоневрологический интернат" |
168116, Сысольский район, с. Куниб |
251 |
311 |
381 |
Строительство спального корпуса на 100 мест. |
2011 год |
Вывод проживающих из деревянного корпуса. |
2011 год |
||||||
Приведение жилой площади дома-интерната в соответствие с требованиями СП 35-106-2003. |
2011 год |
||||||
Строительство спального корпуса на 70 мест |
Ввод в эксплуатацию 2017 год |
||||||
|
Итого |
|
2702 |
2782 |
3112 |
|
|
Примечание:
* Открытие в домах-интернатах общего профиля отделений психоневрологического профиля.
** Новое строительство, реконструкция существующих зданий возможны при условии разработки проектно-сметной документации, выделения средств из республиканского бюджета Республики Коми, предоставления субсидий из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Республики Коми от 7 декабря 2011 г. N 508-р
Текст распоряжения размещен на Интернет-портале Республики Коми в Internet (http://www.rkomi.ru)
Распоряжением Правительства Республики Коми от 19 июня 2018 г. N 289-р настоящее распоряжение признано утратившим силу с 19 июня 2018 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Правительства Республики Коми от 26 января 2016 г. N 23-р
Распоряжение Правительства Республики Коми от 15 апреля 2015 г. N 136-р