Постановление Конституционного Суда Республики Коми
от 9 февраля 2012 г.
"По делу о проверке конституционности пункта 24 Порядка предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, относящимся к категориям, установленным статьями 14, 16 и 21 Федерального закона "О ветеранах" и статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения (Приложение N 1) и пунктов 26, 28 и 32-1 Порядка предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, относящимся к категориям, установленным статьями 14, 15, 17-19 и 21 Федерального закона "О ветеранах", единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (Приложение N 2), утвержденных подпунктами 1 и 2 пункта 1 Постановления Правительства Республики Коми от 22 марта 2010 года N 58 "О мерах по реализации Закона Республики Коми "О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан" по жалобе гражданки Качановой Ларисы Дмитриевны"
Конституционный Суд Республики Коми в составе председательствующего П.Ф. Пунегова, судей М.Г. Аграновича, Д.Н. Басманова, А.В. Проскурова,
с участием гражданки Л.Д. Качановой, представителей Правительства Республики Коми Л.Л. Гарбуз - начальника отдела бюджетного и гражданского законодательства Государственно-правового управления Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми, И.М. Нихельман - консультанта отдела анализа и развития законодательства в сфере социальной защиты Агентства Республики Коми по социальному развитию, А.В. Юдина - старшего прокурора отдела Управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Республики Коми,
руководствуясь статьей 96 Конституции Республики Коми, пунктом 2 части первой статьи 3, статьями 32, 78, 79, 80, 81, 90 и 91 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности пункта 24 Порядка предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, относящимся к категориям, установленным статьями 14, 16 и 21 Федерального закона "О ветеранах" и статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения (Приложение N 1) и пунктов 26, 28 и 32-1 Порядка предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, относящимся к категориям, установленным статьями 14, 15, 17-19 и 21 Федерального закона "О ветеранах", единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (Приложение N 2), утвержденных подпунктами 1 и 2 пункта 1 Постановления Правительства Республики Коми от 22 марта 2010 года N 58 "О мерах по реализации Закона Республики Коми "О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан".
Поводом к рассмотрению явилась жалоба гражданки Л.Д. Качановой о проверке конституционности положений оспариваемого Постановления Правительства Республики Коми, как нарушающего ее конституционные права как гражданина, являющегося продавцом жилого помещения лицу, отнесенному законодателем к категории ветеранов, имеющих право на получение льготы в виде бесплатного предоставления жилья. Жалоба Л.Д. Качановой является допустимой в соответствии со статьей 78 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми".
Основанием к рассмотрению явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Коми оспариваемые нормативные положения.
Заслушав сообщение судьи-докладчика Д.Н. Басманова, объяснения представителей сторон, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Коми установил:
1. В соответствии со статьей 21 Федерального закона "О ветеранах" членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий предоставляются меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 этого закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной Войны и ветеранов боевых действий имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
В силу статьи 23.2 вышеназванного Федерального закона полномочия по предоставлению мер социальной поддержки Российской Федерацией были переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение федерального законодательства издан Закон Республики Коми от 6 октября 2006 года N 69-РЗ "О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан", преамбулой которого предусмотрено, что формой обеспечения жильем граждан, относящихся к категориям, установленным статьями 14, 16 и 21 Федерального закона "О ветеранах", является предоставление им в порядке, определяемом Правительством Республики Коми, единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения.
Правительством Республики Коми 22 марта 2010 года принято Постановление N 58 "О мерах по реализации Закона Республики Коми "О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан" и на основании Федерального закона "О ветеранах" утверждены Порядок предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, относящимся к категориям, установленным статьями 14, 16 и 21 Федерального закона "О ветеранах" и статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения (Приложение N 1 к Постановлению) и Порядок предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, относящимся к категориям, установленным статьями 14, 15, 17-19 и 21 Федерального закона "О ветеранах", единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (Приложение N 2 к Постановлению).
В соответствии с Постановлением Правительства Республики Коми предоставление соответствующих социальных выплат отнесено к полномочиям Агентства Республики Коми по социальному развитию (далее - Агентство).
Для перечисления единовременной денежной выплаты на счета продавцов жилого помещения граждане (их представители) представляют или направляют заказным письмом с уведомлением в Агентство через центры по предоставлению государственных услуг по месту жительства гражданина заявления на перечисление единовременной денежной выплаты по форме согласно приложению 4 к Постановлению Правительства Республики Коми от 22 марта 2010 года N 58 "О мерах по реализации Закона Республики Коми "О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан", и в числе прочих документов - копию свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилое помещение с ограничением (обременением) права на жилое помещение (подпункт 3 пункта 24 Порядка (Приложение N 1).
Подпунктом "в" подпункта 2 пункта 26 Порядка предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, относящимся к категориям, установленным статьями 14, 15, 17-19 и 21 Федерального закона "О ветеранах", единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (Приложение N 2) определено, что для перечисления единовременной денежной выплаты Агентством на счета продавцов жилого помещения граждане (их представители) представляют или направляют заказным письмом с уведомлением в Агентство через центры по предоставлению государственных услуг по месту жительства гражданина заявления на перечисление единовременной денежной выплаты по форме согласно приложению 4 к Постановлению Правительства Республики Коми от 22 марта 2010 года N 58 "О мерах по реализации Закона Республики Коми "О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан" и, среди прочих документов представляют копию свидетельства о государственной регистрации перехода права собственности на приобретенное жилое помещение с ограничением (обременением) права на жилое помещение.
В соответствии с пунктом 28 указанного Порядка (Приложение N 2) Агентство в течение десяти рабочих дней со дня представления гражданином (его представителем) заявления на перечисление единовременной денежной выплаты осуществляет проверку сведений, указанных в представленных гражданином документах, и принимает решение о перечислении единовременной денежной выплаты (о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья).
В случаях истечения срока действия договора банковского счета гражданина - получателя льготы, его смерти, принятия Агентством решения об отказе ему в перечислении единовременной денежной выплаты, расторжения с ним договора Агентство направляет в банк письменное ходатайство о возврате денежных средств, перечисленных Агентством в виде единовременной денежной выплаты на банковский счет указанного гражданина, в течение пяти рабочих дней с даты наступления или выявления указанных обстоятельств (пункт 32-1 Порядка Приложения N 2).
1.1. Конституционность указанных положений нормативного правового акта оспаривает гражданка Л.Д. Качанова. Между заявительницей и ветераном Е.И. Черных был заключен договор купли-продажи жилого помещения. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке, выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение с обременением права на жилое помещение. Покупателем квартиры в установленный Порядком срок представлены в Агентство заявление о перечислении Л.Д. Качановой единовременной денежной выплаты с приложением к нему документов, подтверждающих совершение сделки купли-продажи жилого помещения. Вместе с тем сумма единовременной денежной выплаты Л.Д. Качановой перечислена не была в связи с изданием Агентством приказа об исключении Е.И. Черных из республиканского списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Это решение принято в связи со смертью в период проведения проверки предоставленных документов Е.И. Черных - получателя льготы. Решением Сыктывкарского городского суда от 21 апреля 2011 года, оставленном без изменения постановлением Президиума Верховного Суда Республики Коми от 28 сентября 2011 года, действия Агентства признаны противоречащими требованиям законодательства. Заявитель Л.Д. Качанова полагает, что применением оспариваемых ею положений Постановления Правительства Республики Коми создаются условия, при которых у нее как у собственника в пользу гражданки-получателя льгот и ее наследников безвозмездно отчуждается жилое помещение, чем нарушаются ее конституционные права, гарантированные положениями статей 11, 12, 15 (части третьей), 16, 18 (части третьей), 36 (части первой), 41, 49 (части первой) Конституции Республики Коми.
В силу положений пункта 2 части первой статьи 3 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" Конституционный Суд Республики Коми разрешает дела по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан нормативным правовым актом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.
Проанализировав материалы дела, а также доводы, приведенные заявительницей в обоснование своей позиции, Конституционный Суд Республики Коми пришел к выводу о том, что положения пункта 24 Порядка предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, относящимся к категориям, установленным статьями 14, 16 и 21 Федерального закона "О ветеранах" и статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения (Приложение N 1) в деле Л.Д. Качановой не применялись. Фактически в ее деле применены положения пунктов 26 и 28 Порядка предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, относящимся к категориям, установленным статьями 14, 15, 17-19 и 21 Федерального закона "О ветеранах", единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (Приложение N 2). Положения пункта 32-1 Порядка предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, относящимся к категориям, установленным статьями 14, 15, 17-19 и 21 Федерального закона "О ветеранах", единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (Приложение N 2) в деле Л.Д. Качановой также не применялись, поскольку оспариваемой заявительницей нормой регулируется исключительно порядок возврата единовременных денежных выплат перечисленных ранее Агентством на счета граждан. Таким образом, проверка конституционности указанных положений Постановления Правительства Республики Коми от 22 марта 2010 года N 58 "О мерах по реализации Закона Республики Коми "О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан", исходя из содержания статьи 96 Конституции Республики Коми и статьи 3 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", к компетенции Конституционного Суда Республики Коми не относится.
В связи с изложенным производство по настоящему делу в части, касающейся проверки конституционности положений пункта 24 Порядка предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, относящимся к категориям, установленным статьями 14, 16 и 21 Федерального закона "О ветеранах" и статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения (Приложение N 1) и пункта 32-1 Порядка предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, относящимся к категориям, установленным статьями 14, 15, 17-19 и 21 Федерального закона "О ветеранах", единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (Приложение N 2), в соответствии с требованиями статьи 63 Закона "О Конституционном Суде Республики Коми" подлежит прекращению.
1.2. Конституционный Суд Республики Коми в силу статей 68, 80 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" выносит постановления и определения только по предмету, указанному в обращении и лишь в отношении той части акта, конституционность которого подвергается сомнению. Исходя из этого, предметом проверки Конституционного Суда Республики Коми по настоящему делу являются положения пунктов 26 и 28 Порядка предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, относящимся к категориям, установленным статьями 14, 15, 17-19 и 21 Федерального закона "О ветеранах", единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (далее Порядок) в той части, в которой ими установлено, что необходимым условием для принятия Агентством в установленный срок решения о перечислении единовременной денежной выплаты является предоставление ветеранами, наряду с заявлением о перечислении денежных средств, свидетельства, подтверждающего государственную регистрацию сделки купли-продажи жилого помещения.
2. Конституция Республики Коми, провозглашая Республику Коми демократическим правовым государством, исходит из необходимости охраны частной собственности законом, признания права каждого на собственность, владение, пользование и распоряжение имуществом (статья 12). Также Конституция Республики Коми в соответствии с целями социального государства (статья 36) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 40, часть 1). Аналогичные положения содержатся в статьях 7, 35 и 39 Конституции Российской Федерации.
Не устанавливая конкретные способы и объемы социальной защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан, Конституция Российской Федерации относит соответствующее регулирование к полномочиям законодателя. Располагая достаточно широкой свободой усмотрения при определении мер социальной защиты, законодатель вправе осуществлять выбор конкретных мер социальной защиты, устанавливать круг лиц, имеющих на них право, порядок и условия их предоставления.
2.1. Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации закреплены в Федеральном законе "О ветеранах", который предусматривает систему мер социальной защиты, направленных, как указано в его преамбуле, на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе ветеранов, в том числе ветеранов-инвалидов Великой Отечественной войны, а также на предоставление им дополнительных прав и льгот.
В соответствии с частью первой статьи 23.2 названного Федерального закона органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия по предоставлению ветеранам мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем.
Согласно пункту 6 указанной выше статьи форма предоставления этой меры социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, при этом подпунктом 2 пункта 3 статьи 23.2 установлено, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, по обеспечению жильем определяется исходя из числа лиц, имеющих право на данную меру социальной поддержки.
Во исполнение предписаний федерального законодателя Правительство Республики Коми Постановлением от 22 марта 2010 года N 58 утвердило Порядок предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, относящимся к категориям, установленным статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона "О ветеранах", единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (Приложение 2 к Постановлению). Согласно пункту 1 этого Постановления, формой предоставления данной меры социальной поддержки является единовременная субсидия на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на соответствующий год в составе Федерального фонда компенсаций и выделяемых в виде субвенций бюджету Республики Коми.
Таким образом, указанная денежная выплата является ничем иным, как средством обеспечения жильем ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Механизм реализации предоставления такой льготы предполагает самостоятельное приобретение ветеранами жилых помещений в собственность с полной или частичной компенсацией понесенных в связи с этим расходов (в случае если стоимость жилого помещения по договору превышает размер единовременной денежной выплаты) за счет средств федерального бюджета.
Правоотношения, связанные с приобретением указанной категорией льготников жилья в собственность, регулируются нормами гражданского законодательства.
В соответствии с предписаниями части второй статьи 558 Гражданского кодекса Российской Федерации договор купли-продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома и квартиры подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
Агентство Республики Коми по социальному развитию, как орган исполнительной власти Республики Коми и распорядитель финансовых средств, выделяемых из федерального бюджета на производство соответствующих выплат, обязано в соответствии с требованиями части шестой Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию переданных полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 года N 614, представлять в органы Правительства Российской Федерации ежеквартально подробные отчеты о расходах бюджета, а также сведения о каждом получателе льгот. Исходя из цели учета расходования государственных средств, установлен порядок, в соответствии с которым Агентство принимает решение о перечислении единовременной денежной выплаты после представления ветераном (его представителем) соответствующего заявления и документов согласно определенному перечню. В числе таких документов определено и свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение с ограничением (обременением) права на жилое помещение.
Регламентируя условия реализации конституционного права на жилище, включая порядок приобретения гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилых помещений за счет средств федерального бюджета, законодатель, принимая во внимание значительный объем выделяемой помощи и в целях исключения возможного злоупотребления правом, может предусмотреть дополнительные меры контроля и определенные организационно-учетные правила. Введение условия о представлении гражданами в Агентство вместе с заявлением о получении выплаты свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, как доказательства правомерности совершения соответствующей сделки и улучшения тем самым ветераном своих жилищных условий, о проверке представляемых документов Агентством при принятии решения о перечислении единовременной денежной выплаты направлено на обеспечение справедливого распределения денежных средств федерального бюджета, на предотвращение возможных злоупотреблений со стороны самих заявителей и продавцов жилых помещений, а также на защиту прав иных граждан и государственных интересов, поэтому не может рассматриваться как не согласующееся с предписаниями Конституции Республики Коми.
Таким образом, оспариваемые по настоящему делу положения пунктов 26 и 28 Порядка предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, относящимся к категориям, установленным статьями 14, 13 15, 17-19 и 21 Федерального закона "О ветеранах", единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, утвержденного подпунктом 2 пункта 1 Постановления Правительства Республики Коми от 22 марта 2010 года N 58 "О мерах по реализации Закона Республики Коми "О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан", не противоречат положениям статей 11, 12, 15 (часть 3), 16, 18 (часть 3), 34, 36, 40 (часть 1) и 65 Конституции Республики Коми.
Однако если гражданин, подавший договор купли-продажи жилого помещения для проведения государственной регистрации перехода права собственности, умер до получения соответствующего свидетельства или до представления в Агентство заявления о перечислении единовременной денежной выплаты (во исполнение условий совершенной сделки), следует иметь в виду, что само по себе указанное обстоятельство не может служить основанием для отказа Агентством в удовлетворении требований продавца жилого помещения. Предоставив в соответствии с требованиями пункта 8 оспариваемого Порядка заявление о предоставлении единовременной денежной выплаты и заключив на основании выданного Агентством свидетельства договор купли-продажи жилого помещения, ветеран выразил свою волю на получение единовременной денежной выплаты для улучшения своих жилищных условий, то есть совершил все необходимые юридические значимые для легализации сделки действия, однако был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов по независящим от него обстоятельствам.
2.2. Пунктом 27 оспариваемого заявительницей Порядка установлены требования к содержанию договора купли-продажи жилого помещения, к числу которых в соответствии с подпунктом 3 этого пункта относится указание на то, что оплата (полностью или частично) по договору производится за счет средств, предоставленных в виде единовременной денежной выплаты.
По результатам проверки представляемых гражданами заявления и документов, подтверждающих факт совершения сделки по приобретению жилого помещения, Агентством в 10-дневный срок принимается решение о перечислении единовременной денежной выплаты (пункт 28 Порядка).
Исходя из анализа перечисленных выше норм, Агентство, при отсутствии обстоятельств, препятствующих предоставлению единовременной денежной выплаты, обязано принять решение о соответствующем перечислении денежной выплаты на счета продавцов жилых помещений, исполнив, тем самым, надлежащим образом обязательство, в соответствии с его условиями и требованиями закона.
Основания, по которым Агентством может быть принято решение об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты и об исключении граждан из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий, перечислены в пунктах 15 и 33 оспариваемого Порядка. Перечень этих оснований является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Таким образом, в системе действующих правовых норм в качестве основания, препятствующего предоставлению единовременной денежной выплаты, не предусмотрена смерть ветерана, наступившая после совершения сделки купли-продажи жилого помещения.
Положение, при котором Агентство отказывает в перечислении денежных выплат по зарегистрированным в установленном порядке сделкам купли-продажи жилых помещений по мотиву смерти ветерана, вступает в противоречие с общеправовыми принципами справедливости и юридического равенства всех перед законом, закрепленными в статье 17 Конституции Республики Коми. Эти принципы, как и гарантии обеспечения государством прав и свобод человека и гражданина, закрепленные в статье 4 Конституции Республики Коми, обладают высшей степенью нормативной обобщенности, предопределяют содержание конституционных прав человека, отраслевых прав граждан, носят универсальный характер и в связи с этим оказывают регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений. Общеобязательность таких принципов состоит как в приоритетности перед иными правовыми установлениями, так и в распространении их действия на все субъекты.
Допускается ограничение прав и свобод лишь в тех случаях, когда это необходимо для защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, законных прав и интересов других людей в демократическом обществе (статья 18 Конституции Республики Коми).
Установленный оспариваемым нормативным правовым актом порядок получения жилищных субсидий должен быть направлен на упрощение и упорядочение процедуры выдачи ветеранам единовременных денежных выплат.
Применительно к рассматриваемому делу именно заявления граждан, как они определены в пункте 3.1 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", являются инициативной формой волеизъявления получателей льгот на реализацию своего права. Ни федеральный законодатель, ни оспариваемый Порядок не ставят перечисление единовременной денежной выплаты продавцам жилых помещений в зависимость от того, что эти действия должны производиться при жизни покупателя. Вместе с тем то, что Агентством положения Порядка трактуются в его правоприменительной практике в противоречие с конституционными принципами свидетельствует о недостаточной урегулированности рассматриваемых правоотношений, что создает условия для неверного толкования правовых норм.
В связи с этим Правительство Республики Коми должно внести в установленный порядок получения единовременных денежных выплат соответствующие изменения в целях усовершенствования механизма реализации права на получение жилищных субсидий. Этот механизм должен быть прозрачен, достаточно прост и не обременителен в своей реализации для граждан. Государство вправе самостоятельно выбирать способы и объемы социальной защиты, а также формы ее предоставления, исходя из обязанности следования принципам стабильности и предсказуемости правового регулирования. Правовые нормы должны быть формально определенными, точными, четкими и ясными, не допускающими произвольного их применения и ограничения в осуществлении гражданами своих прав.
На основании изложенного, руководствуясь частью третьей статьи 96 Конституции Республики Коми, статьей 63, частью первой статьи 66, частями первой, второй, третьей и четвертой статьи 68, статьями 69, 80 и 81 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", Конституционный Суд Республики Коми постановил:
1. Признать не противоречащими статьям 11, 12, 15 (часть 3), 16, 18 (часть 3), 34, 36, 40 (часть 1) и 65 Конституции Республики Коми положения пунктов 26 и 28 Порядка предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, относящимся к категориям, установленным статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона "О ветеранах", единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, утвержденного подпунктом 2 пункта 1 Постановления Правительства Республики Коми от 22 марта 2010 года N 58 "О мерах по реализации Закона Республики Коми "О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан", как не препятствующие принятию Агентством Республики Коми по социальному развитию решения о перечислении единовременной денежной выплаты в случае смерти граждан-получателей льгот, наступившей после государственной регистрации договора купли-продажи жилого помещения.
2. Выявленный в настоящем Постановлении смысл вышеуказанных норм является общеобязательным и исключает иное его истолкование в правоприменительной практике.
3. Прекратить производство по настоящему делу в части, касающейся проверки конституционности положений пункта 24 Порядка предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, относящимся к категориям, установленным статьями 14, 16 и 21 Федерального закона "О ветеранах" и статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения (Приложение N 1) и пункта 32-1 Порядка предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, относящимся к категориям, установленным статьями 14, 15, 17-19 и 21 Федерального закона "О ветеранах", единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (Приложение N 2).
4. Согласно статье 73 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее Постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
5. Согласно статье 72 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в "Ведомостях нормативных актов органов государственной власти Республики Коми" и газете "Республика".
Конституционный Суд Республики Коми |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Республики Коми от 9 февраля 2012 г. "По делу о проверке конституционности пункта 24 Порядка предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, относящимся к категориям, установленным статьями 14, 16 и 21 Федерального закона "О ветеранах" и статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения (Приложение N 1) и пунктов 26, 28 и 32-1 Порядка предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, относящимся к категориям, установленным статьями 14, 15, 17-19 и 21 Федерального закона "О ветеранах", единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (Приложение N 2), утвержденных подпунктами 1 и 2 пункта 1 Постановления Правительства Республики Коми от 22 марта 2010 года N 58 "О мерах по реализации Закона Республики Коми "О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан" по жалобе гражданки Качановой Ларисы Дмитриевны"
Текст постановления опубликован в журнале "Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми" от 20 февраля 2012 г. N 5 ст. 132, в газете "Республика" от 28 февраля 2012 г. N 37-38