Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к приказу МО Республики Коми
от 27 февраля 2012 г. N 40
Положение
об авторской образовательной программе
Настоящее Положение определяет общие требования к содержанию авторских образовательных программ на территории Республики Коми и порядок их сертификации.
1. Общие положения
1.1. Положение разработано в соответствии с Законом РФ "Об образовании", Законом РФ "Об авторском праве и смежных правах" (в редакции 2011 г. части 4 Гражданского кодекса), Типовыми положениями об образовательных учреждениях дошкольного, общего, начального (среднего) профессионального и дополнительного образования, Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), санитарно-гигиеническими нормами для детей соответствующих возрастных групп (СанПиН).
1.2. Авторской считается разработанная педагогом или группой педагогов образовательная программа, существенно отличающаяся своим содержанием от типовых (теоретическими и методологическими основаниями, содержательным компонентом, технологией образовательного процесса). В той мере, в какой программа представляет собой объект авторского права, на нее распространяется действие соответствующих норм гражданского законодательства.
1.3. Действие настоящего Положения распространяется на авторские программы следующей содержательно-тематической направленности.
А. Общеобразовательные (основные и дополнительные) программы:
- дошкольного образования;
- начального общего образования;
- основного общего образования;
- среднего (полного) общего образования.
Б. Профессиональные (основные и дополнительные) программы:
- начального профессионального образования;
- среднего профессионального образования;
В. Программы дополнительного образования, ориентированные на разновозрастные группы детей.
Г. Программы по социально-педагогической поддержке детей и подростков (воспитательные).
1.4. Министерство образования Республики Коми контролирует и удостоверяет посредством выдачи сертификата факт авторства программы, а также соответствие ее содержания требованиям законодательства Российской Федерации в области образования.
1.5. Экспертиза и сертификация авторских программ осуществляется гласно при участии Республиканского экспертного совета при Министерстве образования Республики Коми.
1.6. В рамках осуществления инновационного экспериментального проекта допускается использование несертифицированной авторской образовательной программы. Статус инновационного экспериментального проекта предполагает особый, определяемый советом по экспериментальным площадкам режим внешнего контроля результатов использования программы.
1.7. Образовательная программа, получившая сертификат соответствия статусу "Авторская программа", разрешается к использованию всеми образовательными (соответствующего профиля) учреждениями, расположенными на территории Республики Коми.
1.8. Сертифицированная авторская программа может быть рекомендована к публикации.
1.9. Автор сертифицированной программы получает право на ведение семинаров, мастер-классов на базе образовательных учреждений Республики Коми.
2. Типы авторских программ, допускаемых к утверждению и сертификации
2.1. По отношению к типовым авторская программа может представлять собой:
- альтернативу (замещает содержание типовой программы, не меняя основных целей);
- интеграцию (творчески объединяет цели и содержание ряда типовых программ);
- качественно новое направление (новые цели, содержание, технология).
2.2. Авторские программы, создаваемые с сохранением основных целей соответствующих типовых программ, могут быть направлены на творческую переработку и адаптацию их содержания к таким особенностям детских коллективов, как:
- определенный уровень психофизиологического развития детей (классы компенсирующего обучения, специальные коррекционные классы и т.д.);
- ориентация на получение профильного образования (профилированные классы, с углубленным изучением отдельных предметов, школа народных ремесел и др.);
- социально-бытовые условия проживания (детский дом - школа, интернат, медицинское учреждение, воспитательная колония и т.д.);
- этнокультурная принадлежность (национальная школа, конфессиональные предпочтения родителей и т.д.);
- однополый состав (женская гимназия, профессиональные лицеи и т.д.) и др.
3. Общие требования к содержанию авторских программ
3.1. Содержание авторской образовательной программы должно отвечать следующим основным критериям:
- относительная новизна и своеобразие подхода;
- востребованность в практике образования (актуальность);
- технологичность (относительная легкость воспроизведения);
- подтверждаемая эффективность;
- экономичность (оптимальная ресурсная затратность);
- педагогическая экологичность (отсутствие рисков причинения вреда детям).
3.2. Текст с изложением авторской программы должен иметь следующую структуру:
- титульный лист с указанием учредителя, образовательного учреждения, реализующего программу, темы авторской образовательной программы, автора, научного руководителя;
- пояснительная записка содержит краткую характеристику участников образовательного процесса, обоснование выбора образовательной области и отбора содержания, цели и задачи программы, особенности методики обучения и воспитания, прогнозируемый результат, условия реализации программы и необходимое ресурсообеспечение;
- учебно-тематический план определяет количество часов на каждую тему по годам обучения (не распространяется на образовательные программы дошкольного образования, воспитательные программы);
- основное содержание программы определяет разделы и темы внутри разделов в порядке, предусмотренном учебно-тематическим планом;
- требования к результативности обучения и воспитания в соответствии с ФГОС определяют (авторские) критерии оценки результатов и форм их контроля;
- список используемой литературы из двух частей - для педагога и обучающихся;
- приложение может включать в себя перечень учебно-методического и наглядно дидактического оснащения программы, справочные таблицы, правила по охране жизнедеятельности, контрольно-измерительные материалы, конспекты отдельных уроков и занятий.
3.3. В тексте авторской образовательной программы должны быть определены следующие категории:
- объект и предмет программы в соответствии с объектом и предметом той области (науки, искусства, культуры, производства, быта) педагогики, которая лежит в ее основе;
- образовательная область учебного плана (для дошкольного образования - комплексной программы развития ребенка, для системы воспитания - направления воспитательной деятельности), к которой относится данная программа;
- сфера использования программы: для какого типа учебного заведения, для какой местности - сельской или городской, для девочек или мальчиков и т.д.;
- основная цель реализации данной программы;
- специфические для данной программы задачи, позволяющие реализовать ее основную цель;
- мировоззренческие, научные идеи, принципы, определяющие содержание программы;
- уровни изучения программного материала, позволяющие дифференцировать образовательный (воспитательный) процесс в соответствии со способностями, интересами, притязаниями обучающихся;
- ведущие единицы содержания программы (теории, законы, понятия, идеи) в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС), ФГТ;
- логика развертывания содержания программы по разделам и темам в соответствии с количеством часов, предусмотренных учебным планом (Программой развития ребенка);
- конкретные задачи и содержание каждого раздела и темы;
- основные средства, методы и формы работы с детьми при прохождении каждой темы (раздела) программы;
- перечень ведущих единиц теоретических знаний, универсальных учебных действий, ценностных отношений, качеств личности, необходимых условий развития обучающихся;
- объекты и средства контроля результативности обучения и воспитания; критерии обученности, сформированности (универсальных учебных действий) способов деятельности, ценностных отношений, развития качеств личности.
3.4. Программа дошкольного образования и Программа воспитания любой направленности должна предусматривать:
- связь содержания с социокультурным опытом (повседневной жизнью) ребенка;
- преимущественное использование инновационных технологий (непроизвольных (игровых) форм овладения учебным материалом);
- средства поддержания и развития (творческой активности) ребенка;
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.