Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
муниципального района
"Корткеросский"
от 27 апреля 2012 г. N 647
Программа
"Повышение эффективности бюджетных расходов муниципального образования муниципального района "Корткеросский" на период до 2013 года"
Программа "Повышение эффективности бюджетных расходов муниципального образования муниципального района "Корткеросский" на период до 2013 года" (далее - Программа) разработана в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 29 июня 2010 года "О бюджетной политике в 2011-2013 годах", Программой Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 1101-р, Программой Правительства Республики Коми по повышению эффективности бюджетных расходов Республики Коми на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства Республики Коми от 31 декабря 2010 года N 613-р, Стратегией экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года, утвержденной Постановлением Правительства Республики Коми от 27 марта 2006 года N 45 и Основными направлениями бюджетной и налоговой политики муниципального образования муниципального района "Корткеросский" на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов, утвержденными постановлением администрации муниципального района "Корткеросский" от 23 августа 2010 года N 1523.
1. Характеристика проблемы, целесообразность и необходимость ее решения программным методом
В настоящее время в бюджетной сфере Российской Федерации продолжается масштабное реформирование, нацеленное на повышение эффективности ее функционирования. Данная реформа была начата Министерством финансов России в 2004 году, когда были обозначены основные направления реформирования бюджетного сектора, включающие:
оптимизацию действующей сети получателей бюджетных средств;
уточнение правового статуса и реорганизацию бюджетных учреждений;
переход к новым формам финансового обеспечения предоставления государственных (муниципальных) услуг;
внедрение методов формирования бюджета, ориентированного на результат.
Именно последнее из приведенных положений наиболее важное, так как нацелено на выполнение одного из основных принципов бюджетной системы Российской Федерации, предписанного статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, об эффективности и экономности использования бюджетных средств. Данный принцип означает, что "при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств".
Основное требование к эффективной и ответственной бюджетной деятельности и одновременно необходимое условие для достижения планируемых целей и результатов государственной политики - это гарантированное исполнение всех ранее принятых обязательств, с одной стороны. С другой стороны, это принятие новых обязательств только в пределах реальных возможностей по их финансовому обеспечению в условиях долгосрочной сбалансированности бюджета, прозрачности и подотчетности бюджетов, соблюдения финансовой дисциплины.
Необходимость достижения долгосрочных целей социально-экономического развития муниципального образования муниципального района "Корткеросский" в условиях замедления роста бюджетных доходов и повышения требований к эффективности деятельности администрации муниципального образования муниципального района "Корткеросский" актуализировала разработку системы мер по модернизации управления общественными финансами. Связанные с этим процессом теоретические положения сформулированы в рамках Программы повышения эффективности бюджетных расходов муниципального образования муниципального района "Корткеросский" на период до 2013 года.
2. Основные цели и задачи долгосрочной целевой программы
Целью долгосрочной целевой программы является создание благоприятных условий для социально-экономического развития муниципального образования муниципального района "Корткеросский", повышения эффективности деятельности администрации муниципального района "Корткеросский" по выполнению муниципальных функций и обеспечению потребностей граждан в муниципальных услугах, увеличению доступности и качества их предоставления.
Обеспечение достижения цели Программы требует решения комплекса задач, определяющих основные (базовые) направления повышения эффективности расходов бюджета муниципального образования муниципального района "Корткеросский".
Для решения поставленных задач в рамках Программы предполагается реализовать мероприятия по следующим основным направлениям:
Направление 1. Обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета муниципального района "Корткеросский"
Данное направление определяется следующей системой задач:
повышение финансовой гибкости бюджета и обеспечения сбалансированности бюджета;
сокращение и реструктуризация просроченной кредиторской задолженности;
повышение ликвидности бюджета;
снижение долговой нагрузки на бюджет;
использование для целей бюджетного планирования консервативного макроэкономического прогноза;
оптимизация числа и объема предоставляемых налоговых льгот;
повышение эффективности использования муниципального имущества;
повышение финансовой устойчивости бюджета.
Анализ текущей ситуации.
Повышение финансовой гибкости бюджета и обеспечения сбалансированности бюджета
Постановлениями администрации муниципального района "Корткеросский" от 25 июня 2010 года N 1118 "О порядке разработки среднесрочного финансового плана муниципального образования муниципального района "Корткеросский" и составления проекта бюджета муниципального образования муниципального района "Корткеросский" и от 19 июля 2011 года N 2218 "О разработке среднесрочного финансового плана муниципального образования муниципального района "Корткеросский" на 2012-2014 годы и проекта бюджета муниципального образования муниципального района "Корткеросский" на 2012 год" установлен порядок формирования среднесрочного финансового плана как инструмента, позволяющего обеспечить баланс между доходами и расходами бюджета муниципального образования муниципального района "Корткеросский".
Утверждены порядок и методика планирования бюджетных ассигнований бюджета муниципального образования муниципального района "Корткеросский".
Непосредственную подготовку проекта среднесрочного финансового плана муниципального образования муниципального района "Корткеросский" осуществляет Управление финансов администрации муниципального района "Корткеросский" совместно с ответственными исполнителями по курируемым направлениям деятельности, сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период). Среднесрочный финансовый план утверждается постановлением администрации муниципального образования муниципального района "Корткеросский".
Приказом Управления финансов администрации муниципального района "Корткеросский" от 10 марта 2010 года N 24 утвержден Порядок составления и ведения кассового плана исполнения бюджета муниципального образования муниципального района "Корткеросский".
Одним из существенных негативных последствий неравномерного исполнения бюджета (текущего дисбаланса между расходами и доходами бюджета) является возникновение кассового разрыва. Под кассовым разрывом понимается прогнозируемая в определенный период текущего финансового года недостаточность на едином счете бюджета денежных средств, необходимых для осуществления кассовых выплат из бюджета.
Отсутствие порядка планирования объемов и сроков возникновения временных кассовых разрывов с использованием кассового плана исполнения бюджета муниципального образования муниципального района "Корткеросский", а также их финансирования, повышает риск возникновения ситуации неплатежеспособности бюджета муниципального образования муниципального района "Корткеросский".
Сокращение и реструктуризация просроченной кредиторской задолженности
Управление финансов администрации муниципального района "Корткеросский" на основании постановления администрации муниципального района "Корткеросский" от 22 июня 2010 года N 1071 "О мерах по урегулированию кредиторской задолженности бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета муниципального образования муниципального района "Корткеросский" ежемесячно анализирует полученные сведения о состоянии просроченной кредиторской задолженности, доводит сводную информацию до сведения первого заместителя руководителя администрации муниципального района "Корткеросский". Также постановлением предусмотрено ежемесячное проведение инвентаризации кредиторской задолженности.
В рамках действующих нормативных правовых актов не предусмотрено проведение оперативного (ежемесячного) мониторинга кредиторской задолженности муниципальных учреждений муниципального образования муниципального района "Корткеросский"", что является важным необходимым условием предотвращения возникновения просроченной кредиторской задолженности.
Повышение ликвидности бюджета
Дополнительным источником средств, направляемых на обеспечение ликвидности бюджета муниципального образования муниципального района "Корткеросский", могут являться неизрасходованные средства, переданные ранее в виде субсидий муниципальным бюджетным, автономным учреждениям муниципального образования муниципального района "Корткеросский". Данная возможность предусмотрена статьей 23 Федерального закона от 08 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
Таким образом, разработка порядка перечисления средств бюджетных, автономных учреждений муниципального образования муниципального района "Корткеросский" с целью покрытия расходных обязательств бюджета муниципального образования муниципального района "Корткеросский" является одной из первоочередных задач в рамках обеспечения ликвидности бюджета муниципального образования муниципального района "Корткеросский".
Дополнительным инструментом обеспечения ликвидности местного бюджета является также установление в рамках действующего Порядка составления и ведения кассового плана исполнения бюджета муниципального образования муниципального района "Корткеросский" методики планирования объемов и сроков возникновения временных кассовых разрывов.
Снижение долговой нагрузки на бюджет
Основной целью проводимой долговой политики было обеспечение платежеспособности муниципального образования, сбалансированности бюджета и поддержание статуса муниципального образования как высококлассного заемщика.
Динамика и объемы муниципальных заимствований всегда соответствовали ограничениям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Основной рост муниципальных заимствований приходится на наиболее сложный период в деятельности муниципального образования - 2010 год. За этот год объем муниципальных заимствований составил 13 000,0 тысяч рублей. Данная мера в значительной мере позволила исполнить муниципалитету взятые на себя обязательства и, прежде всего, удержать на прежнем уровне социально значимые статьи расходов.
На протяжении всего периода муниципальное образование муниципальный район "Корткеросский" проводит активную долговую политику, направленную на минимизацию расходов на обслуживание муниципального долга, на снижение рисков неисполнения принятых долговых обязательств и не допущение роста долговой нагрузки на бюджет муниципального образования муниципального района "Корткеросский".
Использование для целей бюджетного планирования консервативного макроэкономического прогноза
В соответствии с постановлениями администрации муниципального района "Корткеросский" 19 июля 2011 года N 2218 "О разработке среднесрочного финансового плана муниципального образования муниципального района "Корткеросский" на 2012-2014 годы и проекта бюджета муниципального образования муниципального района "Корткеросский" на 2012 год" исходными данными для планирования расходов среднесрочного финансового плана являются документы и материалы субъектов бюджетного планирования, представляемые в Управление финансов муниципального района "Корткеросский".
Предусмотрено представление субъектами бюджетного планирования докладов о результатах и основных направлениях деятельности.
Динамика показателя "отклонения фактического объема доходов (без учета межбюджетных трансфертов) за отчетный год от первоначального плана" характеризует наличие негативных тенденций в бюджетном планировании, что связано, в первую очередь, с мировым экономическим кризисом. Таким образом, с целью увеличения точности прогнозных значений параметров бюджета, необходима разработка новой формализованной методики прогнозирования доходов бюджета муниципального образования муниципального района "Корткеросский".
Оптимизация числа и объема предоставляемых налоговых льгот.
Необходимо проверить актуальность всех действующих в настоящее время муниципальных правовых актов в части, регулирующей налоговые поступления в бюджет муниципального образования муниципального района "Корткеросский", установления и отмены налоговых льгот.
Повышение эффективности использования муниципального имущества
Во исполнение Федерального закона от 08 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" распоряжением администрации муниципального района "Корткеросский" от 21 июня 2010 года N 317-р был утвержден соответствующий план мероприятий.
В соответствии с принятыми в рамках реализации Плана мероприятий нормативными правовыми актами администрация муниципального района "Корткеросский":
принимает решение о создании бюджетного или казенного учреждения муниципального образования муниципального района "Корткеросский";
принимает решение о реорганизации бюджетного или казенного учреждения муниципального образования муниципального района "Корткеросский";
принимает решение об изменении типа бюджетного учреждения муниципального образования муниципального района "Корткеросский";
принимает решение о ликвидации бюджетного или казенного учреждения муниципального образования муниципального района "Корткеросский".
Порядок создания, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий определен постановлением администрации муниципального района "Корткеросский" от 24 сентября 2010 года N 1827 "Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных учреждений муниципального образования муниципального района "Корткеросский", а также утверждения Уставов муниципальных учреждений и внесения в них изменений".
Оценка деятельности автономных, бюджетных и казенных учреждений на сегодняшний день нормативно не определена.
Для более качественного и эффективного анализа деятельности муниципальных учреждений необходимо нормативно закрепить перечень критериев оценки их деятельности.
Повышение финансовой устойчивости бюджета
Бюджет муниципального образования муниципального района "Корткеросский" утверждается сроком на один финансовый год. Формируется среднесрочный финансовый план муниципального образования муниципального района "Корткеросский".
Проблемные аспекты в области эффективности бюджетных расходов:
отсутствие системы критериев оценки качества муниципальной долговой политики муниципального образования муниципального района "Корткеросский";
несовершенство системы критериев оценки эффективности деятельности муниципальных унитарных предприятий муниципального образования муниципального района "Корткеросский";
отсутствие системы критериев оценки эффективности деятельности муниципальных автономных, бюджетных и казенных учреждений муниципального образования муниципального района "Корткеросский";
недостаточно высокий уровень точности прогнозирования доходов бюджета муниципального образования муниципального района "Корткеросский";
необходимость дальнейшего совершенствования существующей нормативной правовой базы в области управления муниципальным долгом;
отсутствие формализованной методики планирования объемов и сроков возникновения временных кассовых разрывов.
В рамках Программы необходимо формирование методологических основ обеспечения сбалансированности и устойчивости финансов муниципального образования муниципального района "Корткеросский", в том числе:
совершенствование порядка (методики) планирования бюджетных ассигнований бюджета муниципального образования муниципального района "Корткеросский";
оценка причин временных кассовых разрывов, возникавших при исполнении бюджета муниципального образования муниципального района "Корткеросский", и финансовых последствий их возникновения за последний отчетный финансовый год и в текущем финансовом году;
совершенствование порядка формирования кассового плана исполнения бюджета муниципального образования муниципального района "Корткеросский";
разработка методики определения качества реализации долговой политики муниципального образования муниципального района "Корткеросский";
проведение инвентаризации и оценки эффективности использования недвижимого имущества муниципальных учреждений муниципального образования муниципального района "Корткеросский";
совершенствование порядка осуществления контроля за деятельностью муниципальных бюджетных и казенных учреждений муниципального образования муниципального района "Корткеросский";
разработка нормативного правового акта, содержащего методику формализованного прогнозирования доходов бюджета муниципального образования муниципального района "Корткеросский" по основным налогам и сборам;
совершенствование порядка составления проекта бюджета муниципального образования муниципального района "Корткеросский" на очередной финансовый год.
Направление 2. Внедрение программно-целевых принципов организации деятельности администрации муниципального района "Корткеросский"
Данное направление определяется следующей системой задач:
повышение доли расходов, осуществляемых программно-целевым методом;
переход к программной структуре расходов бюджета;
проведение оценки эффективности реализации программ, финансируемых из бюджетных источников, с закреплением процедуры возможной корректировки программ с учетом фактически достигнутых результатов в ходе их реализации;
создание системы управленческого учета в части расходов и показателей реализации целевых программ, финансируемых из бюджетных источников.
Анализ текущей ситуации.
Повышение доли расходов, осуществляемых программно-целевым методом
В муниципальном образовании муниципальном районе "Корткеросский" продолжается переход преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования, обеспечивающим прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими или планируемыми результатами их использования в соответствии с установленными приоритетами государственной политики.
Основой нормативного правового регулирования формирования и реализации ведомственных и долгосрочных муниципальных целевых программ являются статьи 72, 179, 179.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также нормативные правовые акты муниципального образования муниципального района "Корткеросский", принятые в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
С целью совершенствования программно-целевых методов бюджетного планирования в муниципальном образовании муниципальном районе "Корткеросский" принят и действует следующий нормативно-правовой акт:
постановление администрации муниципального района "Корткеросский" от 18 марта 2009 года N 244 "Об утверждении Порядка формирования и реализации, долгосрочных целевых программ муниципального образования муниципального района "Корткеросский".
В 2010 году за счет средств бюджета муниципального образования муниципального района "Корткеросский" осуществлялось финансирование 7 муниципальных программ. По сравнению с 2009 годом количество программ увеличилось на 4. Финансирование и освоение программ составило 73,9 млн. рублей, в том числе за счет средств местного бюджета 3,2 млн. рублей, республиканского бюджета 57,3 млн. рублей, федерального бюджета 13,4 млн. рублей. Доля расходов бюджета муниципального образования муниципального района "Корткеросский", формируемых в рамках целевых программ, в общем объеме расходов бюджета района составила 13,0%.
В 2011 году планируется реализация 8 муниципальных долгосрочных целевых программ с общим объемом финансирования 12,4 млн. рублей.
Значительное внимание в бюджетном процессе будет уделяться ведомственным целевым программам.
В соответствии с мероприятиями, направленными на внедрение в муниципальном образовании муниципальном районе "Корткеросский" принципов бюджетирования, ориентированного на результат, администрацией муниципального района "Корткеросский" будет проводиться работа по разработке ведомственных целевых программ по всем основным неохваченным действующими программами направлениям деятельности.
В целях выстраивания единой системы программно-целевого планирования, перехода к программному бюджету в муниципальном образовании муниципальном районе "Корткеросский" осуществляется предварительное проведение анализа программных документов социально-экономического развития муниципального образования муниципального района "Корткеросский" на долгосрочную и среднесрочную перспективу, а также долгосрочных и ведомственных целевых программ на предмет взаимного соответствия программных целей и задач.
С целью расширения применения в бюджетном процессе методов среднесрочного бюджетного планирования, ориентированных на результат, в муниципальном образовании муниципальном районе "Корткеросский" принято постановление администрации муниципального района "Корткеросский" от 19 февраля 2010 года N 79 "Об утверждении Положения о докладах, о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования в муниципальном образовании муниципальном районе "Корткеросский". Подготовка докладов осуществляется главными распорядителями средств бюджета муниципального образования муниципального района "Корткеросский".
Таким образом, на сегодняшний день существенные шаги по внедрению бюджетирования, ориентированного на результат, в муниципальном образовании муниципальном районе "Корткеросский" уже сделаны. В муниципальном образовании муниципальном районе "Корткеросский" действуют целевые программы, закреплен механизм разработки, утверждения и реализации долгосрочных целевых программ; ежегодно наращиваются темпы программно-целевого планирования, и расширяется применение соответствующего инструментария в практике бюджетного процесса.
Переход к программной структуре расходов бюджета.
В настоящее время долгосрочные целевые программы отражаются в составе расходов бюджета муниципального образования муниципального района "Корткеросский" в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и правилами применения бюджетной классификации в бюджетном процессе. Объем бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных целевых программ (подпрограмм) утверждается решением Совета муниципального образования муниципального района "Корткеросский" о бюджете в составе ведомственной структуры расходов бюджета по соответствующей каждой долгосрочной целевой программе (подпрограмме) целевой статье расходов бюджета.
Проведение оценки эффективности реализации программ, финансируемых из бюджетных источников, с закреплением процедуры возможной корректировки программ с учетом фактически достигнутых результатов в ходе их реализации
Оценка эффективности реализации целевых программ осуществляется в соответствии с постановлением администрации муниципального района "Корткеросский" от 18 марта 2009 года N 244 "Об утверждении Порядка формирования и реализации, долгосрочных целевых программ муниципального образования муниципального района "Корткеросский".
Оценка эффективности реализации целевых программ осуществляется ежегодно по итогам их реализации за отчетный год и в целом за весь период реализации. По результатам оценки эффективности реализации целевых программ отделом экономического развития администрации муниципального района "Корткеросский" готовится заключение, содержащее предложения о корректировке целевых программ с учетом фактически достигнутых результатов в ходе их реализации.
В целях совершенствования методологии проведения оценки эффективности реализации целевых программ с 2011 года планируются изменения в системе оценки эффективности реализации целевых программ.
Создание системы управленческого учета в части расходов и показателей реализации целевых программ, финансируемых из бюджетных источников
Управленческий учет в части расходов и показателей реализации целевых программ осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими в сфере программно-целевого планирования муниципального образования муниципального района "Корткеросский":
постановление администрации муниципального района "Корткеросский" от 18 марта 2009 года N 244 "Об утверждении Порядка формирования и реализации, долгосрочных целевых программ муниципального образования муниципального района "Корткеросский".
Вместе с тем, в целях совершенствования системы управленческого учета в части расходов и показателей реализации целевых программ планируется внесение соответствующих изменений в действующие нормативные правовые акты муниципального образования муниципального района "Корткеросский".
Проблемные аспекты практики формирования и реализации на территории муниципального образования муниципального района "Корткеросский" долгосрочных целевых программ, перехода к программному бюджету:
формализованная процедура разработки целевых программ;
недостаточно четкая постановка целей, формулировка задач и ожидаемых результатов реализации целевых программ, что зачастую влечет за собой необходимость корректировки указанных параметров в процессе реализации целевых программ;
участие в реализации целевых программ, как правило, нескольких главных распорядителей бюджета муниципального образования муниципального района "Корткеросский", что усложняет процедуру проведения объективной оценки вклада каждого главного распорядителя в достижение поставленных программных целей и решение задач. В результате отсутствие единого центра ответственности приводит к снижению эффективности реализуемых целевых программ, появлению эффекта неопределенной "коллективной ответственности";
несовершенство системы управленческого учета в части расходов, осуществляемых программно-целевым методом.
В рамках Программы необходимо осуществить переход к расширенному применению программно-целевых методов бюджетного планирования в муниципальном управлении.
Программно-целевой метод представляет собой четкую увязку планируемых результатов с имеющимися бюджетными ресурсами. Главная задача программно-целевого метода заключается в том, чтобы сместить бюджетный процесс от управления ресурсами бюджета к управлению результатами за счет расширения полномочий и повышения ответственности участников бюджетного процесса.
С целью более широкого внедрения в практику программно-целевых методов бюджетного планирования, перехода к бюджетированию, ориентированному на результат, и повышения эффективности расходования бюджетных средств на реализацию ведомственных целевых и долгосрочных целевых программ необходимо:
разрабатывать ведомственные и долгосрочные целевые программы на основе принципа "увязки" результатов выполнения программы и имеющихся ресурсов; интегрирования целей и задач данных программ с целями и задачами социально-экономического развития муниципального образования муниципального района "Корткеросский";
совершенствовать механизм оценки эффективности реализации муниципальных программ на основе конкретного набора показателей.
Основная цель выполнения мероприятий, направленных на расширенное внедрение программно-целевых принципов организации деятельности администрации муниципального района "Корткеросский", состоит:
в переходе к программной структуре расходов бюджета муниципального образования муниципального района "Корткеросский";
в повышении доли расходов бюджета муниципального образования муниципального района "Корткеросский" на реализацию ведомственных и долгосрочных целевых программ;
в повышении эффективности расходования бюджетных средств на основе использования программно-целевого метода бюджетного планирования, в том числе посредством перевода обоснования большинства текущих расходов бюджета муниципального образования муниципального района "Корткеросский" на "программные рельсы" с определением целей, результатов и показателей деятельности соответствующих органов местного самоуправления муниципального образования муниципального района "Корткеросский".
Внедрение программно-целевого принципа организации деятельности администрации муниципального района "Корткеросский" и необходимость создания условий для планирования бюджетных ассигнований по новым принципам требуют изменения порядка составления и утверждения бюджета муниципального образования муниципального района "Корткеросский".
Предполагается, что в течение ближайших 2 - 3 бюджетных циклов будут действовать переходные положения, позволяющие формировать программную структуру расходов бюджета муниципального образования муниципального района "Корткеросский" в соответствии с основными положениями муниципальных программ с поэтапным расширением числа программ, утвержденных в установленном порядке.
Необходимо учитывать, что по мере развития программно-целевого принципа организации деятельности администрации муниципального района "Корткеросский" будет возрастать необходимость расширения полномочий и ответственности отраслевых (функциональных) органов администрации муниципального района "Корткеросский", отвечающих за реализацию соответствующих целевых программ и подпрограмм, уточнения структуры и полномочий отраслевых (функциональных) органов администрации муниципального района "Корткеросский".
Внедрение принципов формирования программного бюджета муниципального образования муниципального района "Корткеросский" предполагает сохранение и усиление роли существующих инструментов бюджетного планирования: реестра расходных обязательств муниципального образования муниципального района "Корткеросский", обоснований бюджетных ассигнований бюджета муниципального образования муниципального района "Корткеросский".
Направление 3. Развитие новых форм предоставления и финансового обеспечения муниципальных услуг (реструктуризация бюджетного сектора)
Данное направление определяется следующей системой задач:
выявление неэффективных муниципальных учреждений муниципального образования муниципального района "Корткеросский" с целью последующего изменения их типа, участие негосударственных организаций в предоставлении муниципальных услуг;
совершенствование правового положения муниципальных учреждений муниципального образования муниципального района "Корткеросский";
использование прогнозных сводных (отраслевых) показателей муниципальных заданий в процессе бюджетного планирования;
создание системы управления качеством предоставляемых муниципальных услуг;
повышение ответственности муниципальных учреждений муниципального образования муниципального района "Корткеросский" за качество и объем предоставляемых услуг.
Анализ текущей ситуации.
Выявление неэффективных муниципальных учреждений муниципального образования муниципального района "Корткеросский" с целью последующего изменения их типа, участие негосударственных организаций в предоставлении муниципальных услуг
В настоящее время все организации, отвечающие за предоставление муниципальных услуг на территории муниципального образования муниципального района "Корткеросский", имеют организационно-правовую форму бюджетных учреждений муниципального образования муниципального района "Корткеросский".
Из 7 главных распорядителей средств бюджета муниципального района "Корткеросский" подведомственные учреждения имеются у 3-х.
На протяжении 2008-2010 годов осуществлялась реорганизация муниципальных учреждений образования в различных формах (в том числе, в формах слияния, присоединения).
Совершенствование правового положения муниципальных учреждений муниципального образования муниципального района "Корткеросский"
Распоряжением администрации муниципального образования муниципального района "Корткеросский" от 21 июня 2010 года N 317-р утвержден План мероприятий по реализации Федерального закона от 08 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее по тексту - Федеральный закон от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ) на территории муниципального образования муниципального района "Корткеросский".
На основании указанного распоряжения администрацией муниципального района "Корткеросский" в установленных сферах компетенции должны быть разработаны и утверждены нормативные правовые акты и внесены изменения в существующие нормативные правовые акты в целях приведения нормативной правовой базы муниципального образования муниципального района "Корткеросский" в соответствие с требованиями федерального законодательства.
Использование прогнозных сводных (отраслевых) показателей муниципальных заданий в процессе бюджетного планирования
На момент разработки Программы действует постановление администрации муниципального района "Корткеросский" от 29 декабря 2010 года N 2459 "О формировании муниципального задания в отношении муниципальных учреждений муниципального района "Корткеросский" и финансовом обеспечении выполнения муниципального задания".
Формирование главными распорядителями средств бюджета муниципального образования муниципального района "Корткеросский" муниципальных заданий на предоставление муниципальных услуг осуществляется в соответствии с указанным нормативным правовым актом.
Создание системы управления качеством предоставляемых муниципальных услуг
В настоящее время регулирование качества предоставления муниципальных услуг юридическим и физическим лицам на территории муниципального образования муниципального района "Корткеросский" осуществляется на основании отдельных нормативных правовых актов федерального и регионального уровней, содержащих отдельные требования к качеству услуг. В основном это нормативные правовые акты, регулирующие деятельность бюджетных учреждений в сферах культуры, здравоохранения, образования в части требований к организации их деятельности.
Также на муниципальном уровне постановлением администрации муниципального района "Корткеросский" от 29 июля 2009 года N 1271 "Об утверждении положения о требованиях к результатам работы бюджетных учреждений в соответствии со стандартами качества предоставления муниципальных услуг" утверждены общие требования к качеству предоставления муниципальных услуг бюджетными учреждениями, а также методика оценки выполнения бюджетными учреждениями требуемых результатов.
Повышение ответственности муниципальных учреждений муниципального образования муниципального района "Корткеросский" за качество и объем предоставляемых услуг
В соответствии с Федеральным законом от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", автономные учреждения представляют учредителю отчеты о деятельности автономного учреждения, об использовании закрепленного за ними имущества. В соответствии с указанным законом в течение 2010-2011 года проводились заседания Наблюдательного совета автономного учреждения "Стройсервис".
Муниципальные учреждения муниципального образования муниципального района "Корткеросский" формируют отчеты о выполнении муниципальных заданий на предоставление муниципальных услуг.
Проблемные аспекты в сфере предоставления и финансового обеспечения муниципальных услуг:
анализ и оценка деятельности муниципальных учреждений муниципального образования муниципального района "Корткеросский" не проводится на регулярной периодической основе;
отсутствие методологической базы для разработки стандартов предоставления муниципальных услуг муниципальными учреждениями муниципального образования муниципального района "Корткеросский" (в рамках реализации Федерального закона от 08 мая 2010 года N 83-ФЗ);
отсутствие нормативно закрепленной системы мер персональной ответственности руководителей муниципальных учреждений муниципального образования муниципального района "Корткеросский" за качество и объем предоставляемых муниципальных услуг.
В рамках Программы необходимо дальнейшее проведение мероприятий, направленных на повышение качества предоставляемых муниципальных услуг, в том числе:
проведение регулярного анализа и оценки деятельности муниципальных учреждений муниципального образования муниципального района "Корткеросский";
продолжение работы по оптимизации бюджетной сети и совершенствованию в установленном порядке правового положения муниципальных учреждений муниципального образования муниципального района "Корткеросский";
организация работы по разработке и утверждению ведомственных (отраслевых) планов мероприятий в рамках ведомственных программ повышения эффективности бюджетных расходов;
осуществление нормативного закрепления необходимости использования сводных (отраслевых) показателей муниципальных заданий в процессе бюджетного планирования;
разработка и утверждение стандартов предоставления муниципальных услуг, предоставляемых муниципальными учреждениями муниципального образования муниципального района "Корткеросский" юридическим и физическим лицам на территории муниципального образования муниципального района "Корткеросский" (в рамках реализации Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ);
установление мер персональной ответственности руководителей муниципальных учреждений за качество и объем предоставляемых муниципальных услуг, включение соответствующих условий в трудовые договоры с ними.
Направление 4. Повышение эффективности распределения бюджетных средств
Данное направление определяется следующей системой задач:
повышение качества и объективности планирования бюджетных ассигнований;
совершенствование ведения реестра расходных обязательств, в том числе в части методов расчета объемов бюджетных ассигнований; внедрение нормативов финансовых затрат на оказание муниципальных услуг (работ);
разработка и реализация ведомственных программ повышения эффективности бюджетных расходов;
мониторинг качества финансового управления главных распорядителей средств бюджета муниципального образования муниципального района "Корткеросский".
Анализ текущей ситуации.
Повышение качества и объективности планирования бюджетных ассигнований
В соответствии со статьей 174.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации на территории муниципального образования муниципального района "Корткеросский" разработаны:
Распоряжение администрации муниципального района "Корткеросский" от 13 августа 2010 года N 377-р "Об утверждении Примерных форм по обоснованию (расчету) расходов бюджета муниципального района "Корткеросский" в разрезе кодов статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления";
приказ Управления финансов администрации муниципального района "Корткеросский" от 01 августа 2011 года N 7 "Об утверждении Порядка и методики планирования бюджетных ассигнований бюджета муниципального образования муниципального района "Корткеросский";
Также утверждены методические рекомендации по подготовке, представлению и оценке докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования в муниципальном районе "Корткеросский" (постановление администрации муниципального района "Корткеросский" от 16 августа 2010 года N 1487). В рамках данного документа в качестве отдельного раздела доклада установлена форма обоснований бюджетных ассигнований для субъектов бюджетного планирования, требования к ее заполнению.
Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, закрепленный в статье 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации, как один из основополагающих принципов бюджетной системы Российской Федерации предполагает усиление контроля за результатами деятельности субъектов бюджетного планирования, внедрение системы оценки эффективности и результативности их деятельности, рейтингование главных распорядителей бюджетных средств по итогам проведения такой оценки и, соответственно, построение системы конкурентного распределения ресурсов, когда объем бюджетного финансирования каждого субъекта бюджетного планирования напрямую зависит от достижения запланированных непосредственных и конечных результатов деятельности. Данный принцип является непосредственной основой для внедрения системы результативного бюджетного планирования или бюджетирования, ориентированного на результат.
Приоритетность финансового обеспечения действующих расходных обязательств определяет необходимость внедрения конкурентного распределения бюджетных ресурсов, обусловленных спецификой принимаемых обязательств, между субъектами бюджетного планирования посредством нормативного правового закрепления порядка и механизма конкурсного распределения бюджетных ассигнований на исполнение принимаемых обязательств в соответствии с эффективностью планируемых мероприятий. Таким образом, дальнейшей мерой, направленной на повышение качества и объективности планирования бюджетных ассигнований, должна стать разработка порядка конкурсного распределения бюджетных ассигнований на исполнение принимаемых обязательств между главными распорядителями средств бюджета муниципального образования муниципального района "Корткеросский", включающего сбалансированную систему параметров конкурентного распределения бюджетных ассигнований на исполнение принимаемых обязательств в соответствии с эффективностью планируемых мероприятий, фактическими конечными результатами использования бюджетных ассигнований, а также описание механизмов рейтингования (ранжирования) главных распорядителей расходов бюджета в зависимости от достигнутых показателей результативности и эффективности деятельности.
Совершенствование ведения реестра расходных обязательств, в том числе в части методов расчета объемов бюджетных ассигнований; внедрение нормативов финансовых затрат на оказание муниципальных услуг (работ)
С целью обеспечения учета действующих и принимаемых расходных обязательств муниципального образования муниципального района "Корткеросский" и определения объема средств бюджета муниципального образования муниципального района "Корткеросский", необходимого для их исполнения, Управлением финансов администрации муниципального района "Корткеросский" осуществляется ведение реестра расходных обязательств муниципального образования муниципального района "Корткеросский" в соответствии с постановлением администрации муниципального района "Корткеросский" от 07 сентября 2006 года N 705 "Об утверждении Порядка ведения реестра расходных обязательств муниципального района "Корткеросский".
Данным нормативным правовым актом утвержден порядок ведения реестра расходных обязательств муниципального образования муниципального района "Корткеросский". Данные реестра используются при разработке проекта бюджета муниципального образования муниципального района "Корткеросский", а также при определении объема бюджетных ассигнований на исполнение действующих и принимаемых расходных обязательств в плановом периоде.
Расходные обязательства, не включенные в реестр расходных обязательств, не подлежат учету в составе бюджетных обязательств при составлении проекта бюджета муниципального образования муниципального района "Корткеросский" и формировании его расходной части.
Бюджетные ассигнования из бюджета муниципального образования муниципального района "Корткеросский" планируются в соответствии с реестром расходных обязательств муниципального образования муниципального района "Корткеросский" (действующие обязательства) и сводом нормативных правовых актов (законов, договоров и соглашений), предлагаемых к принятию или изменению в текущем финансовом году, очередном финансовом году (принимаемые обязательства), с использованием нормативного, планового методов, иных методов расчета бюджетных ассигнований, а также метода индексации.
Разработка и реализация ведомственных программ повышения эффективности бюджетных расходов
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 1101-р об утверждении Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года в 2010 году предлагается реализовать мероприятия данной Программы, в том числе по такому направлению, как разработка и утверждение отраслевых (ведомственных) планов повышения эффективности бюджетных расходов и качества финансового менеджмента. Поскольку распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 1101-р органам местного самоуправления рекомендовано разработать и реализовать аналогичные муниципальные программы по повышению эффективности расходов соответствующих бюджетов, то включение данного мероприятия в состав Программы повышения эффективности бюджетных расходов муниципального образования муниципального района "Корткеросский" на период до 2013 года является вполне целесообразным, поскольку позволит вовлечь все отраслевые (функциональные) органы администрации муниципального образования муниципального района "Корткеросский" в процесс реформирования и предусмотреть комплекс внутренних ведомственных планов мероприятий, учитывающих отраслевую специфику.
Мониторинг качества финансового управления главных распорядителей средств бюджета муниципального образования муниципального района "Корткеросский"
Постановлением администрации муниципального района "Корткеросский" от 03 сентября 2010 года N 1664 утвержден план мероприятий по улучшению показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципального района "Корткеросский", утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов".
Муниципальным образованием муниципальным районом "Корткеросский" планируется принятие нормативно-правового акта, устанавливающего систему оценки эффективности деятельности администрации муниципального образования муниципального района "Корткеросский" и отраслевых (функциональных) органов администрации муниципального образования муниципального района "Корткеросский".
Данный нормативный правовой акт будет применяться для ежегодного определения качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств бюджета муниципального образования муниципального района "Корткеросский", начиная с мониторинга по итогам 2011 года, анализа и оценки совокупности процессов и процедур, обеспечивающих эффективность и результативность использования бюджетных средств и охватывающих все элементы бюджетного процесса (составление проекта бюджета, исполнение бюджета, учет и отчетность, контроль и аудит).
В указанном документе будут установлены также порядок расчета показателей качества финансового менеджмента и формирования отчета о результатах мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств бюджета муниципального образования муниципального района "Корткеросский".
Целесообразна также разработка главными распорядителями средств бюджета муниципального образования муниципального района "Корткеросский" ведомственных нормативных правовых актов, устанавливающих с учетом отраслевой специфики систему мониторинга качества финансового менеджмента в муниципальных учреждениях муниципального образования муниципального района "Корткеросский".
Проблемные аспекты в сфере распределения бюджетных средств:
не определен порядок распределения ассигнований на конкурсной основе;
высокая доля расходов бюджета муниципального образования муниципального района "Корткеросский", рассчитываемых методом индексации;
отсутствие отраслевых систем мониторинга финансового менеджмента в муниципальных учреждениях муниципального образования муниципального района "Корткеросский".
В рамках Программы в целях повышения эффективности распределения бюджетных средств необходимо:
разработать порядок распределения на конкурсной основе бюджетных ассигнований из бюджета муниципального образования муниципального района "Корткеросский" на исполнение принимаемых обязательств;
совершенствовать ведение реестра расходных обязательств, в том числе в части методов расчета объемов бюджетных ассигнований;
продолжить внедрение нормативов финансовых затрат на оказание муниципальных услуг (работ);
расширить применение метода нормативного финансирования, сокращения доли расходов бюджета муниципального образования муниципального района "Корткеросский", рассчитываемых методом индексации;
вовлечь все отраслевые (функциональные) органы администрации муниципального образования муниципального района "Корткеросский" в процесс реформирования посредством разработки и принятия внутренних ведомственных планов мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов, учитывающих отраслевую специфику;
разработка главными распорядителями средств бюджета муниципального образования муниципального района "Корткеросский" ведомственных правовых актов, устанавливающих с учетом отраслевой специфики систему мониторинга качества финансового менеджмента в муниципальных учреждениях муниципального образования муниципального района "Корткеросский".
Направление 5. Оптимизация функций муниципального управления, повышение эффективности их обеспечения
Данное направление определяется следующей системой задач:
устранение избыточных и дублирующих функций структурных подразделений администрации муниципального образования муниципального района "Корткеросский". Оптимизация численности муниципальных служащих;
переход к осуществлению юридически значимых действий (предоставлению муниципальных услуг) в электронной форме;
мероприятия по сравнительному анализу эффективности использования бюджетных ассигнований на исполнение муниципальных функций, включая межведомственные, сравнения стоимости и результатов предоставления однотипных (сопоставимых) муниципальных функций;
персонализация ответственности за качество финансового управления.
Анализ текущей ситуации.
Устранение избыточных и дублирующих функций структурных подразделений администрации муниципального образования муниципального района "Корткеросский"
На территории муниципального образования муниципального района "Корткеросский" необходимо принятие системы оценки деятельности структурных подразделений органов администрации муниципального образования муниципального района "Корткеросский", которая позволила бы:
выявить полномочия, реализация которых осуществляется не в полном объеме;
определить полномочия администрации муниципального района "Корткеросский", за реализацией которых не закреплены ответственные структурные подразделения администрации муниципального образования муниципального района "Корткеросский";
выявить функции, исполняемые одновременно несколькими структурными подразделениями администрации муниципального района "Корткеросский";
провести анализ положений структурных подразделений администрации муниципального района "Корткеросский", являющихся юридическими лицами на предмет дублирования, избыточности функций.
На основе указанных мероприятий возможна подготовка предложений по оптимизации отдельных функций структурных подразделений администрации муниципального района "Корткеросский", включающих предложения о перераспределении функций между структурными подразделениями администрации муниципального района "Корткеросский", о передаче функций, в ряде случаев - об исключении функций из положений структурных подразделений администрации муниципального района "Корткеросский", являющихся юридическими лицами.
В целях оптимизации функций, исполняемых администрацией муниципального района "Корткеросский", также необходимо реализовать следующие мероприятия:
разработка проекта Типового положения о структурном подразделении и структурном подразделении администрации муниципального района "Корткеросский", являющимся юридическим лицом;
разработка проекта Стандарта описания муниципальных функций.
Оптимизация численности муниципальных служащих
По состоянию на 31 декабря 2011 года в администрации муниципального района "Корткеросский", ее структурных подразделениях было 57 штатных единиц муниципальных служащих.
В 2012 году планируется реализовать комплекс мер, направленных на повышение эффективности деятельности администрации муниципального района "Корткеросский", ее структурных подразделений, а также сокращение численности муниципальных служащих муниципального района "Корткеросский" и расходов на содержание администрации муниципального района "Корткеросский", ее структурных подразделений.
Дальнейшая оптимизация численности муниципальных служащих требует применения дополнительного инструментария, в том числе аутсорсинга административно-управленческих процессов в рамках исполнения муниципальных функций муниципального образования муниципального района "Корткеросский". Реализация принципа централизации отдельных функций, внедрение принципов и технологий аутсорсинга административно-управленческих процессов позволит оптимизировать состав функций, структуру администрации муниципального образования муниципального района "Корткеросский", ее структурных подразделений и, соответственно, приведет к сокращению численности муниципальных служащих в муниципальном образовании муниципальном районе "Корткеросский".
Переход к осуществлению юридически значимых действий (предоставлению муниципальных услуг) в электронной форме
В муниципальном образовании муниципальном районе "Корткеросский" начата работа по переводу муниципальных услуг на предоставление в электронной форме.
Задачами перехода муниципальных услуг на предоставление в электронном виде являются:
создание автоматизированных муниципальных ресурсов и хранилищ баз данных муниципального образования муниципального района "Корткеросский";
внедрение единого электронного документооборота администрации муниципального района "Корткеросский";
развитие официального сайта муниципального образования муниципального района "Корткеросский" в сети Интернет;
внедрение и ведение электронных карт, градостроительного и земельных кадастров.
Одной из задач в рамках перевода муниципальных услуг в электронную форму является формирование реестра муниципальных услуг муниципального образования муниципального района "Корткеросский" в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ.
Персонализация ответственности за качество финансового управления
На территории муниципального образования муниципального района "Корткеросский" планируется внедрение особого порядка оплаты труда в зависимости от показателей эффективности и результативности показателей служебной деятельности по отдельным должностям муниципальной службы, порядка премирования лиц, замещающих муниципальные должности в администрации муниципального образования муниципального района "Корткеросский", ее структурных подразделениях в зависимости от показателей эффективности и результативности деятельности.
Проблемные аспекты в сфере исполнения функций муниципального управления:
наличие необходимости в дальнейшем проведения детализированного анализа функций администрации муниципального района "Корткеросский", ее структурных подразделений с целью выявления избыточных функций;
необходимость проведения организационных мероприятий по передаче отдельных административно-управленческих процессов исполнения функций администрации муниципального района "Корткеросский", ее структурных подразделений специализированным муниципальным или сторонним организациям, реализации принципа централизации отдельных функций;
потребность совершенствования нормативно-правовой базы муниципального образования муниципального района "Корткеросский" по вопросам перехода к осуществлению юридически значимых действий (предоставлению муниципальных услуг) в электронной форме в связи со вступлением в силу Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ;
отсутствие методологии для осуществления сравнительного анализа эффективности использования бюджетных ассигнований на исполнение муниципальных функций;
отсутствие нормативно закрепленных мер ответственности руководителей структурных подразделений администрации муниципального района "Корткеросский" за недостижение целевых значений показателей эффективности деятельности администрации муниципального района "Корткеросский", ее структурных подразделений, в том числе в рамках финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств бюджета муниципального образования муниципального района "Корткеросский".
Мероприятия, направленные на оптимизацию функций муниципального управления, повышения эффективности их исполнения
В рамках Программы необходимо дальнейшее проведение мероприятий, направленных на оптимизацию функций муниципального управления, повышение эффективности их исполнения, в том числе:
организация проведения на постоянной основе анализа фактически исполняемых и реализуемых функций администрации муниципального района "Корткеросский", ее структурных подразделений с целью последующей разработки рекомендаций по оптимизации распределения функций между структурными подразделениями администрации муниципального района "Корткеросский";
проведение анализа исполняемых
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.