Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом
Реализация приоритетного национального проекта "Образование", в том числе комплексного проекта модернизации образования, исполнение указов Президента Российской Федерации по оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, позволили получить ряд важных результатов, связанных с повышением результативности деятельности в системе общего образования, снижением неэффективных расходов.
Сеть общеобразовательных учреждений Корткеросского района Республики Коми (17 общеобразовательных учреждений) позволяет обеспечить конституционное право граждан на получение общедоступного бесплатного общего образования.
Однако в районе отсутствуют образовательные учреждения повышенного уровня обучения, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку по предметам. Предпрофильной подготовкой охвачено 80 процентов обучающихся, профильным обучением охвачено 21 процент обучающихся 10 - 11 классов.
В результате проведения оптимизации сети общеобразовательных учреждений, направленной на создание условий, обеспечивающих школьникам доступное качественное общее образование, уменьшилось количество маленьких юридических лиц, появились общеобразовательные учреждения с реализацией программы дошкольного образования, количество малокомплектных школ сократилось.
С 2010 года осуществляется работа по обеспечению введения федеральных государственных образовательных стандартов начального образования. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в пилотном режиме в 2010 году был введен в 2 школах района. В 2011 - 2012 учебном году все общеобразовательные учреждения создали условия, позволяющие во всех первых классах ввести в штатном режиме федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
В Корткеросском районе функционируют 5 базовых (опорных) школ (МОУ "СОШ" с. Корткерос, с. Большелуг, п. Аджером, с. Мордино, с. Подъельск), 1 республиканский ресурсный центр (МОУ "Сторожевская СОШ".
Эти образовательные учреждения активно транслируют передовой педагогический опыт реализации приоритетных направлений модернизации образования, в том числе опыт проектного обучения, использования информационно-коммуникационных технологий, применения здоровьесберегающих технологий, преподавания предметов национально-регионального компонента. В целях реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" в 50% общеобразовательных учреждений района утверждены и реализуются программы развития.
Увеличивается число обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, в апробации "новой" формы государственной (итоговой) аттестации с участием территориальных экзаменационных комиссий, 100% общеобразовательных учреждений района участвуют в апробации новой формы ГИА. Результаты государственной (итоговой) аттестации в данной форме демонстрируют стабильность результатов, однако по сравнению с 2011 годом в 2012 году увеличился средний балл по русскому языку (с 3,3 до 3,5). По математике средний балл остается стабильным - 3,0, но следует отметить, что 43,9% выпускников 9-х классов получили экзаменационную отметку по математике ниже годовой.
Результаты Единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) в образовательных учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2012 году: увеличился средний балл по русскому языку (с 52 до 55,2), литературе (с 56,8 до 64). Однако уменьшился средний балл по математике (с 45,65 до 40,8). Количество выпускников, не преодолевших минимальный порог остается стабильным. Увеличилось количество выпускников, награжденных медалями "За особые успехи в учении" (с 7 в 2011 году до 12 в 2012 году).
Дальнейшее развитие в системе образования получило этнокультурное (национальное) образование, направленное на формирование благоприятной инфраструктуры межнационального общения, условий для сосуществования различных культур, расширения диалога между ними. В образовательных учреждениях района созданы условия для развития государственного двуязычия, в том числе для изучения предметов национально-регионального компонента. В 9 общеобразовательных учреждениях (55 процентов от общего количества образовательных учреждений) обучающиеся изучают коми язык как родной и коми литературу. В остальных общеобразовательных учреждениях коми язык изучают как неродной (государственный). Совершенствуется методика преподавания коми языка и литературы, в образовательный процесс внедряются новые информационно-компьютерные технологии, обобщается и распространяется инновационный опыт работы учителей коми языка и литературы (МОУ "СОШ" с. Большелуг, МОУ "СОШ" с. Нившера). В Республике разрабатывается и издается необходимая учебно-методическая литература, обеспечивающая преподавание данных предметов, которая поступает в общеобразовательные учреждения Корткеросского района.
Совершенствуется содержание общего образования. Увеличивается удельный вес школьников, обучающихся по современным учебно-методическим комплектам.
Приоритетный национальный проект "Образование" на территории муниципального района "Корткеросский" способствовал росту информационной культуры участников образовательного процесса, решил проблемы доступа общеобразовательных учреждений к электронным информационным и образовательным ресурсам. Все общеобразовательные учреждения района имеют доступ в Интернет, функционируют сайты образовательных учреждений. Однако следует отметить, что низкая скорость Интернет-соединения и некачественная Интернет-связь в МОУ "СОШ" с. Мордино, МОУ "ООШ" п. Намск, МОУ "СОШ" с. Керес, МОУ "ООШ" п. Уръель не позволяют в полной мере решить проблему доступа к электронным образовательным ресурсам, развития информационной культуры обучающихся.
Задача обеспечения современного качества образования обусловливает новые подходы в области кадровой политики.
Анализ качественного состава педагогических работников учреждений, реализующих программы общего образования, показывает, что доля преподавателей с высшим профессиональным образованием составляет в среднем 70,8 процентов.
Численность руководящих работников учреждений, реализующих программы общего образования, составляет 40 человек; 95 процентов руководителей имеют высшее педагогическое образование. 30% руководителей общеобразовательных учреждений прошли переподготовку по специальности "Менеджмент в образовании".
Активно формируется современный корпус педагогов и управленцев, новая профессиональная культура, внедряются в учебный процесс инновационные образовательные технологии. Опыт лидеров все шире используется в массовой практике. Об этом свидетельствует активное участие педагогов и образовательных учреждений в реализации приоритетного национального проекта "Образование". За 2006 - 2010 в Корткеросском районе государственную поддержку из федерального бюджета получили 1 общеобразовательная школа и 6 учителей.
Увеличивается удельный вес педагогов, вовлеченных в инновационную и опытно-экспериментальную деятельность (2008 г. - 28 процентов, 2011 г. - 35,2 процента).
В 2011 году в республике разработан и утвержден новый порядок аттестации педагогических работников, который стимулирует процессы совершенствования педагогов как профессионалов. Все учителя Корткеросского района проходят аттестацию в форме представления портфолио.
Следует отметить, что в районе недостаточно развивается система государственно-общественного управления образованием. Только 4 общеобразовательные учреждения имеют Советы школы; не созданы Управляющие и Попечительские Советы.
Несмотря на большую работу по обеспечению доступности качественного общего образования существуют проблемы, которые требуют решения в ближайшей перспективе с использованием программных методов.
Снижается качество подготовки выпускников в общеобразовательных учреждениях, реализующих основные образовательные программы базового уровня. Результаты ЕГЭ по русскому языку, математике, физике, химии, биологии, истории России, английскому языку, обществознанию, литературе ниже среднероссийских показателей.
Профильным обучением охвачено лишь 21 процент обучающихся 10 - 11 классов. При реализации профильного обучения недостаточно используются ресурсы сетевого взаимодействия образовательных учреждений, социокультурной среды района, учреждений профессионального образования, дополнительного образования. Недостаточно задействованы резервы социального партнерства.
Недостаточно активно в образовательном процессе используются информационно-коммуникативные технологии (программно-технические средства, направленные на усвоение различных образовательных запросов обучающихся) (далее - ИКТ).
В связи с введением федерального государственного образовательного стандарта общего образования наиболее острой является проблема соответствия материально-технических условий реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Материально-техническое, учебно-методическое и информационное оснащение образовательного процесса требует существенного обновления. Современные условия обучения созданы только в ______ процентах муниципальных общеобразовательных учреждений.
Доступность качественного образования предполагает государственные гарантии на обучение в условиях, гарантирующих защиту прав личности обучающегося в образовательном процессе, его психологическую и физическую безопасность; обучение с использованием современного учебно-лабораторного оборудования и учебной литературы.
Вместе с тем учебные заведения Корткеросского района характеризуются преобладанием общеобразовательных учреждений малой наполняемости (до 80 обучающихся - 8 общеобразовательных учреждений (47%); до 100 обучающихся - 11 общеобразовательных учреждений (64,7%)). Средняя наполняемость класса в районе составляет 9 человек (при нормативе - 14 человек).
Сложной остается кадровая ситуация. Дефицит профессионально компетентных специалистов системы образования связан со старением педагогических, методических и управленческих кадров. Пенсионного возраста достигли (по состоянию на 1 октября 2010 г.) 42,6 процента от общего количества педагогов. Только 10% педагогов имеют стаж педагогической деятельности до 5 лет.
Наибольшую обеспокоенность вызывает низкий уровень притока и закрепления молодых педагогов в образовательных учреждениях. Одной из основных причин такой ситуации является несоответствие уровня заработной платы ожиданиям специалистов.
Требует развития и распространения деятельность самоуправляющихся ассоциаций участников образовательной деятельности (профессиональные ассоциации педагогов, органы ученического и родительского самоуправления всех уровней), общественных органов управления образованием.
Система образования района, как и в целом Республики Коми, переживает этап серьезных структурных и содержательных изменений в соответствии с направлениями образовательной политики России, закрепленными в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, национальной образовательной инициативой "Наша новая школа", план действий которой утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. N 1507-р, а также соответствующими нормативными правовыми актами, утвержденными на уровне Республики Коми: постановлением Правительства Республики Коми от 27 марта 2006 г. N 45 "О Стратегии экономического и социального развития Республики Коми до 2020 года", распоряжением Правительства Республики Коми от 1 июня 2010 г. N 234-р, в государственной программе "Развитие образования в Республике Коми" (2013-2020 г.г.)
Исходя из вышеизложенного, возникает необходимость разработки долгосрочной муниципальной целевой программы "Модернизация общего образования в муниципальном районе "Корткеросский" (2013 - 2015 годы)".
Разработка данной программы вызвана необходимостью дальнейшего повышения качества и расширения доступности общего образования, усиления его соответствия стратегическим ориентирам образовательной политики Российской Федерации, основным направлениям развития экономики Республики Коми, муниципального района "Корткеросский", а также запросам и ожиданиям граждан.
В результате выполнения запланированных мероприятий в Корткеросском районе будут сформированы модели образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования, а также созданы условия для их распространения.
Применение программно-целевого метода для решения проблем образования обеспечивает единство четко структурированной и сформулированной содержательной части целевой Программы с созданием и использованием финансовых и организационных механизмов ее реализации, а также контролем за промежуточными и конечными результатами выполнения Программы. Применение программно-целевого метода позволит наряду с текущим финансированием сконцентрировать средства на развитие системы, обеспечить формирование новых качественных связей для достижения системных эффектов и результатов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.