Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Концепция
повышения эффективности государственного и муниципального управления в Республике Коми на период до 2020 года
(одоб. распоряжением Главы Республики Коми от 25 октября 2010 г. N 333-р)
1. Основные термины и определения, используемые в Концепции
Для целей настоящей Концепции используются следующие понятия:
государственное управление - нормативно урегулированная властная деятельность:
1) органов исполнительной власти Республики Коми, государственных органов в системе исполнительной власти Республики Коми (далее - государственные органы) по осуществлению установленных объемов полномочий организационного, исполнительно-распорядительного и правоприменительного характера в целях исполнения государственных функций;
2) должностных лиц в системе органов исполнительной власти Республики Коми в рамках структуры государственного органа в отношении лиц, находящихся в отношениях организационной (структурной, служебной) подчиненности, в целях обеспечения надлежащего функционирования структуры государственного органа и организационно подчиненных ему лиц;
муниципальное управление - деятельность исполнительно- распорядительных органов местного самоуправления в Республике Коми (далее - органы местного самоуправления) по обеспечению достижения стоящих перед ними целей и реализация соответствующих задач как самоуправляющейся территориальной целостности.
Развитие системы муниципального управления осуществляется посредством принятия органами местного самоуправления муниципальных правовых актов;
общественно значимые результаты:
а) результаты деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, важные для общества в целом, в том числе для бизнеса;
б) результаты реализации Стратегии экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года (далее - Стратегия), одобренной постановлением Правительства Республики Коми от 27 марта 2006 г. N 45, характеризующие решение поставленных задач и достижение установленной цели, в том числе эффекты от реализации Стратегии для основных заинтересованных сторон (социальные, экономические, политические и др.);
система управления - совокупность государственных органов (органов местного самоуправления);
субъекты управления - государственный орган (орган местного самоуправления), структурное подразделение и служащий;
проектное управление - управленческая деятельность, направленная на реализацию проекта с максимально возможной эффективностью при заданных ограничениях по времени, финансовым и кадровым ресурсам, а также по качеству конечных результатов проекта;
функции управления - действия по реализации полномочий, направленные на достижение результата. Управление включает такие функции, как планирование, организация, координация, мотивация, контроль и мониторинг деятельности государственных органов и администраций муниципальных образований;
ресурсы управления - ресурсы всех видов (финансовые, материальные, кадровые, информационные), которыми располагает система управления в Республике Коми;
эффективность управления - степень достижения возможно большего и лучшего результата при заданном уровне расходов на управление или достижение заданного результата при возможно меньших расходах на управление;
результативность управления - степень достижения цели управления, ожидаемого состояния объекта управления; определяется значениями показателей деятельности объекта управления;
управление, ориентированное на результат, - система управления в государственных органах и органах местного самоуправления, в которой планирование и оценка деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, государственных гражданских служащих и муниципальных служащих (далее - государственных служащих и муниципальных служащих) осуществляются на основе показателей результатов их деятельности (далее - УР);
УР рассматривается как непрерывный процесс деятельности на макроуровне (затрагивая деятельность всей системы государственного и муниципального управления) и микроуровне (отдельного государственного органа (органа местного самоуправления): структурного подразделения и служащих) по планированию, организации, координации, мотивации и контролю, направленный на получение требуемого результата;
бюджетирование, ориентированное на результат, - система организации бюджетного процесса и государственного и муниципального управления, при которой планирование расходов осуществляется в непосредственной связи с достигаемыми результатами (далее - БОР);
стратегическое планирование - это управленческий процесс создания и поддержания стратегического соответствия между целями, задачами и ресурсами на всех уровнях управления (федеральном, региональном, муниципальном и организаций);
оперативное планирование - текущее планирование на короткие периоды времени, ориентированное на дополнение, детализацию, внесение корректив в намеченные ранее стратегические планы. Как правило, это документы внутриведомственного планирования;
индивидуальное планирование - разновидность оперативного планирования деятельности отдельно каждого из государственных служащих и муниципальных служащих.
2. Предпосылки и необходимость повышения эффективности государственного и муниципального управления в Республике Коми
Развитие и совершенствование системы УР является масштабным проектом и предполагает освоение новых сложных технологий управления. В настоящее время на территории Российской Федерации формируется "новое демократическое государственное управление", в основу которого положены модели управления таких стран, как Великобритания, Новая Зеландия, Соединенные Штаты Америки и других, активно внедряемые в 80-е годы 20 века.
В основе этих моделей - качество и эффективность деятельности государственных органов; общественная открытость принятия управленческих решений, ориентированность на согласование интересов, удовлетворение требований населения.
В Российской Федерации данный процесс идет параллельно уже несколько лет в рамках трех основных реформ: административной, бюджетной и реформы государственной гражданской службы. Технологический уровень реализации данных реформ определяется федеральной целевой программой "Электронная Россия".
Так, концепция административной реформы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. N 1789-р, в рамках внедрения механизмов УР предусматривает изменение механизмов и принципов осуществления всех основных функций управления, в том числе планирования (ведомственного и межведомственного), контроля и мониторинга деятельности как государственного органа в целом, так и каждого исполнителя в отдельности, и мотивационных механизмов.
Реформирование бюджетного процесса, предусмотренное распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2009 г. N 1123-р, направлено на создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными (муниципальными) финансами в соответствии с приоритетами государственной политики. Основой новой организации бюджетного процесса должно стать бюджетирование, ориентированное на результат, в рамках среднесрочного финансового планирования.
Федеральной программой "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)", утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 г. N 261, предусмотрено создание и внедрение таких элементов УР, как результативные принципы оплаты труда, планирование и оценка деятельности государственных служащих с использованием показателей результативности, результативные контракты, должностные регламенты.
Одной из главных целей реформ систем управления, реализуемых в настоящее время, является повышение эффективности и результативности государственного управления.
Республика Коми как субъект Российской Федерации является активным участником проводимых преобразований.
К началу разработки Концепции в Республике Коми уже сформирована определенная нормативно-правовая база по отдельным направлениям в сфере государственного и муниципального управления, ведется практическая реализация нормативных правовых документов, действуют соответствующие целевые программы, используется мировой, федеральный, региональный (субъектов Российской Федерации) и накоплен республиканский опыт реформирования системы государственного и муниципального управления.
Однако сложившаяся на начало 2010 года социально-экономическая ситуация, обусловленная во многом мировым финансовым кризисом, низкий уровень удовлетворенности населения деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления, сохранение проблемы неэффективных расходов консолидированного бюджета Республики Коми, недостаточный уровень развития кадрового потенциала государственной и муниципальной службы определяют необходимость в совершенствовании системы государственного и муниципального управления.
Это предполагает комплексный подход к преодолению существующих в системе государственного и муниципального управления в Республике Коми проблем путем создания системы новых механизмов, позволяющих связать между собой потребность в деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, в том числе в государственных и муниципальных услугах, на среднесрочную и долгосрочную перспективу с их финансовой обеспеченностью и проведением адекватной оценки результатов данной деятельности через систему показателей.
Кроме того, задачи, поставленные Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации перед государственными органами и органами местного самоуправления в сфере государственного и муниципального управления, определили государственные приоритеты на перспективу.
Анализ существующей ситуации показывает, что основополагающий принцип БОР не является принципиально новым для Республики Коми и активно используется для планирования бюджетных расходов в рамках целевых республиканских программ.
В соответствии с постановлениями Правительства Республики Коми об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Республики Коми ежегодно формируются приоритетные задачи, решаемые в рамках бюджета на среднесрочную перспективу.
Внедрение в Республике Коми принципов УР активизировалось в 2005 году, когда началось реформирование бюджетного процесса в Республике Коми в рамках проводимой в стране бюджетной реформы. Суть этой реформы состоит в смещении акцентов бюджетного процесса от "управления бюджетными ресурсами (затратами)" на "управление результатами", при котором бюджет формируется исходя из целей и планируемых результатов государственной политики.
Важнейшим этапом реформирования стал переход на казначейскую систему исполнения бюджетов и на среднесрочное бюджетное планирование, при котором бюджет на очередной финансовый год является составной частью ежегодно обновляемого и смещаемого на год вперед среднесрочного финансового плана.
В целях реализации бюджетной и административной реформ в Республике Коми была принята Комплексная программа реформирования региональных финансов Республики Коми (2005-2006 годы), утвержденная Законом Республики Коми от 11 января 2005 г. N 2-РЗ "О целевой республиканской программе "Комплексная программа реформирования региональных финансов Республики Коми". Реализация мероприятий программы позволила существенно повысить эффективность и результативность работы органов государственной власти Республики Коми и органов местного самоуправления, автоматизировать систему управления бюджетными расходами, качественно улучшить кадровый состав государственных служащих и муниципальных служащих.
Внедрение элементов индикативного планирования в Республике Коми связано с принятием в 2006 году долгосрочной Стратегии экономического и социального развития Республики Коми, одобренной постановлением Правительства Республики Коми от 27 марта 2006 г. N 45. Первоначально период ее реализации был определен на 2006-2010 годы, затем на период до 2015 года. В 2009 году принят обновленный вариант Стратегии экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года (постановление Правительства Республики Коми от 26 января 2009 г. N 22).
Стратегией определены главная цель развития Республики Коми, экономические и социальные стратегические цели, основные задачи по их достижению, выделены главные приоритеты развития, определены механизмы их реализации. Количественные параметры Стратегии отражены в основных показателях экономического и социального развития Республики Коми на долгосрочный период, которые разработаны в двух вариантах (инерционном и инновационном).
Стратегия является основой для разработки планов, программ, концепций и других документов стратегического характера.
Кроме того, в 2006 году:
1) внедрена система ведомственных целевых программ;
2) началась работа по определению подходов к оценке деятельности органов исполнительной власти республики.
С 2008 года ежегодно проводится опрос населения республики с целью определения уровня удовлетворенности качеством предоставления государственных и муниципальных услуг.
В целях повышения эффективности и качества оказания услуг в 2008 году в республике осуществлен переход государственных учреждений Республики Коми и муниципальных учреждений в Республике Коми на отраслевые условия оплаты труда, устанавливающие зависимость уровня оплаты труда от результатов труда.
2009 год связан с активным внедрением основных элементов бюджетирования, ориентированного на результат:
1) формируются и утверждаются органами исполнительной власти Республики Коми, отдельными государственными органами, образованными Главой Республики Коми или Правительством Республики Коми, государственными учреждениями Республики Коми государственные задания, устанавливающие требования к составу, качеству и (или) объему, условиям, порядку и результатам оказания государственных услуг. Государственные задания используются при составлении проекта республиканского бюджета Республики Коми для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственными учреждениями Республики Коми государственных услуг физическим и (или) юридическим лицам;
2) введена в практику подготовка докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования в Республике Коми, основной задачей которых является оценка результатов деятельности субъектов бюджетного планирования и эффективности использования финансовых ресурсов, стимулирование ответственности субъекта бюджетного планирования за обеспечение ожидаемых результатов их деятельности;
3) формирование среднесрочного финансового плана и республиканского бюджета Республики Коми осуществляется с учетом обоснования бюджетных ассигнований.
К началу 2010 года в республике сформирована комплексная система оценки деятельности Правительства Республики Коми, органов исполнительной власти Республики Коми, отдельных государственных органов Республики Коми, образованных Главой Республики Коми или Правительством Республики Коми, государственных унитарных предприятий Республики Коми, государственных учреждений Республики Коми, утвержденная распоряжением Правительства Республики Коми от 22 марта 2010 г. N 100-р, которая включает в себя оценку:
1) деятельности Правительства Республики Коми, органов исполнительной власти Республики Коми по реализации полномочий, установленных законодательством (приказ Управления государственной гражданской службы Республики Коми от 2 апреля 2010 г. N 17-ОД);
2) деятельности органов местного самоуправления по реализации полномочий, установленных законодательством (приказ Управления государственной гражданской службы Республики Коми от 2 апреля 2010 г. N 18-ОД);
3) деятельности по реализации указов Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. N 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" и от 28 апреля 2008 г. N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов".
В должностных регламентах государственных служащих предусмотрен раздел "Показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности".
Несмотря на значительный объем реализованных мероприятий, остается нерешенным комплекс проблем и задач, связанных с формированием результативного государственного и муниципального управления в Республике Коми и повышением уровня эффективности реализуемых мероприятий, в том числе:
1) низкий уровень удовлетворенности деятельностью государственных органов (27,9% от числа опрошенных в 2010 году) и органов местного самоуправления (31,1%);
2) низкий уровень эффективности расходования бюджетных средств (доля неэффективных расходов в сфере организации государственного и муниципального управления в общем объеме расходов консолидированного бюджета Республики Коми за 2009 год составила 3,8%), в том числе на содержание работников государственных органов и органов местного самоуправления (около 7% против 4% в среднем по России в 2009 году);
3) избыточная численность государственных служащих и муниципальных служащих (превышение численности государственных служащих в 1,6 раза, муниципальных служащих - в 1,15 раза к среднероссийскому значению по данным на 1 января 2010 года);
4) низкий уровень применения программно-целевого метода в управлении (доля расходов консолидированного бюджета Республики Коми, формируемого в рамках программ, в общем объеме расходов консолидированного бюджета Республики Коми в 2010 году составляет 10%);
5) низкий уровень согласованности действий всех органов публичной власти при решении управленческих задач;
6) низкий уровень мотивации государственных служащих и муниципальных служащих к повышению эффективности и результативности своей деятельности (отсутствие механизмов установления взаимосвязи оплаты труда и результатов деятельности);
7) низкий уровень информатизации государственных органов и органов местного самоуправления;
8) отсутствие эффективных инструментов обеспечения потребности государственных органов и органов местного самоуправления квалифицированными кадрами и их дальнейшего развития, оценки и мотивации.
3. Взаимосвязь государственного и муниципального управления в Республике Коми, ориентированного на результат
Задачи, решаемые как на региональном, так и на муниципальном уровне, направлены на достижение общей цели - повышение уровня жизни граждан республики. Кроме того, вопросы муниципального управления не могут быть реализованы вне единой государственной экономической и социальной политики. Органы местного самоуправления реализуют переданные государственные полномочия и могут привлекаться в установленном порядке к реализации федеральных и региональных программ.
Таким образом, государственные органы и органы местного самоуправления можно рассматривать как составные части единой системы государственного управления, отличие которых определяется перечнем полномочий.
Внедрение механизмов УР на муниципальном уровне будет способствовать в целом повышению эффективности государственного управления.
4. Цель, задачи и принципы построения системы государственного и муниципального управления в Республике Коми, ориентированного на результат
Целью построения системы УР в Республике Коми является повышение эффективности и результативности функционирования системы государственного и муниципального управления за счет внедрения результативных механизмов по всем функциям управления.
Приоритетным направлением при реализации Концепции будет совершенствование системы мотивации деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
1. Совершенствование системы планирования:
1) стратегического планирования:
а) определения целей на всех уровнях управления;
б) индикативного планирования на всех уровнях управления;
в) программно-целевого планирования;
г) среднесрочного и долгосрочного финансового планирования;
д) бюджетирования, ориентированного на результат;
2) оперативного планирования деятельности государственных органов (органов местного самоуправления), структурных подразделений государственных органов, структурных подразделений органов местного самоуправления с привязкой к документам стратегического планирования;
3) индивидуального планирования деятельности государственных служащих и муниципальных служащих с привязкой к документам стратегического и оперативного планирования.
2. Совершенствование системы организации и координации путем:
1) совершенствования методов регламентации деятельности государственных органов, органов местного самоуправления;
2) совершенствования методов регламентации деятельности государственных служащих и муниципальных служащих;
3) оптимизации численности государственных служащих и муниципальных служащих, структуры государственных органов (органов местного самоуправления).
3. Совершенствование системы контроля и мониторинга деятельности государственных органов (органов местного самоуправления) путем:
1) разработки сводной методики оценки деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
2) мониторинга применения (внедрения) административных регламентов предоставления государственных (муниципальных) услуг, исполнения государственных (муниципальных) функций;
3) разработки и внедрения показателей оценки эффективности и результативности деятельности государственных служащих и муниципальных служащих;
4) разработки и внедрения критериев оценки профессионального уровня государственных служащих и муниципальных служащих.
4. Совершенствование системы мотивации деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, в том числе:
1) разработка и внедрение системы рейтингов качества государственного и муниципального управления;
2) создание условий, стимулирующих государственные органы, органы местного самоуправления, государственных служащих и муниципальных служащих к повышению эффективности и результативности своей деятельности;
3) разработка и внедрение мотивационных механизмов для руководителей государственных органов и глав муниципальных образований.
5. Совершенствование механизмов эффективного использования: финансовых, материальных, кадровых и информационных ресурсов управления.
Поставленные задачи могут быть успешно решены только при условии одновременного и скоординированного решения административных, финансовых и кадровых вопросов с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
Принципы построения системы УР:
1) взаимоувязка всех элементов управления: цели - задачи (мероприятия) - показатели - ресурсы;
2) планирование "сверху вниз" исходя из стратегических целей и задач;
3) ориентация при стратегическом планировании и оценке деятельности на показатели конечного эффекта;
4) постоянное развитие и наращивание уровня профессиональной компетентности руководителей государственных органов, руководителей органов местного самоуправления, государственных служащих и муниципальных служащих;
5) информационная открытость деятельности государственных служащих и муниципальных служащих;
6) ориентация на современные информационно-коммуникационные технологии.
5. Система государственного и муниципального управления в Республике Коми, ориентированного на результат. Функции и ресурсы управления
5.1. Планирование
В сфере государственного (муниципального) управления различают три вида планирования как функции управления: стратегическое, оперативное и индивидуальное.
1. Стратегическое планирование.
Стратегическое планирование позволяет:
1) получить представление о фактическом состоянии экономики и социальной сферы;
2) определить возможные тенденции развития;
3) определить стратегические цели, единые для страны, региона, муниципалитета, организации;
4) увязать между собой федеральные, региональные и муниципальные программы (при условии сквозного определения целей и задач в соответствии с масштабом планирования);
5) увязать цели с ресурсами на всех уровнях, оценив реальность достижения;
6) обеспечить включение бюджетно-налоговых механизмов в процесс достижения стратегических целей и задач.
Горизонт стратегического планирования: три и более лет.
Содержание стратегического планирования включает в себя:
1) определение целей и приоритетов социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;
2) определение внутренних и внешних тенденций социально- экономического развития, а также выявление возможностей и ограничений развития (прогнозирование);
3) обеспечение прямой взаимосвязи между распределением бюджетных ресурсов и фактическими или планируемыми результатами их использования в соответствии с установленными приоритетами государственной политики (программно-целевое планирование);
4) определение необходимых ресурсов для достижения поставленных целей развития (финансовое планирование);
5) увязка планируемых действий по достижению целей развития с имеющимися ресурсами (бюджетирование).
Основные элементы системы стратегического планирования в Республике Коми:
1) Стратегия экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года (постановление Правительства Республики Коми от 27 марта 2006 г. N 45);
2) концепции развития отдельных отраслей экономики и социальной сферы в Республике Коми;
3) основные направления развития отраслей экономики и социальной сферы в Республике Коми;
4) Комплексный план мероприятий Правительства Республики Коми по реализации Стратегии экономического и социального развития Республики Коми, принимаемый ежегодно (распоряжение Правительства Республики Коми от 31 декабря 2009 г. N 526-р);
5) Схема развития и размещения производительных сил в Республике Коми на период до 2020 года (распоряжение Правительства Республики Коми от 14 февраля 2008 г. N 39-р);
6) схема территориального планирования Республики Коми;
7) план реализации схемы территориального планирования Республики Коми;
8) среднесрочный финансовый план Республики Коми, принимаемый ежегодно (распоряжение Правительства Республики Коми от 29 сентября 2010 г. N 437-р);
9) среднесрочный прогноз социально-экономического развития Республики Коми;
10) долгосрочные республиканские целевые программы;
11) планы мероприятий по отдельным направлениям социально-экономической политики Правительства Республики Коми;
12) Доклад Главы Республики Коми Президенту Российской Федерации;
13) доклады о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования (ДРОНДы);
14) доклады глав местных администраций городских округов и муниципальных районов в Республике Коми о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов за отчетный год и их планируемых значениях на 3-летний период (далее - Доклады глав МО).
Для решения задачи совершенствования системы стратегического планирования необходимо провести следующие мероприятия:
1) принять закон Республики Коми о системе стратегического планирования в Республике Коми и внести соответствующие изменения в нормативные правовые акты Республики Коми (муниципальные правовые акты), регулирующие вопросы стратегического планирования;
2) обеспечить более широкое использование в работе государственных органов долгосрочных республиканских целевых программ;
3) обеспечить внедрение проектных методов в управлении (проектное управление).
2. Оперативное планирование.
Одним из основных инструментов оперативного планирования являются ведомственные целевые программы.
Горизонт оперативного планирования - год (отчетность: годовая и квартальная).
Для решения задачи совершенствования системы оперативного планирования деятельности государственных органов, их структурных подразделений, органов местного самоуправления необходимо:
1) обеспечить более широкое использование в работе государственных органов ведомственных целевых программ;
2) разработать и внести изменения в нормативные правовые акты Республики Коми, муниципальные правовые акты, ведомственные правовые акты, в том числе в регламенты внутренней организации, с целью взаимоувязки документов стратегического планирования с документами оперативного планирования с учетом требований новых технологий управления;
3) разработать типовые решения по внедрению механизмов оперативного планирования в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления;
4) организовать работу с государственными органами и органами местного самоуправления по внедрению новых единых механизмов оперативного планирования.
3. Индивидуальное планирование.
Горизонт индивидуального планирования - год (отчетность: годовая и ежемесячная).
Для решения задачи совершенствования системы индивидуального планирования деятельности государственных служащих и муниципальных служащих необходимо:
1) внести изменения в нормативные правовые акты Республики Коми (муниципальные правовые акты) с целью взаимоувязки документов стратегического и оперативного планирования с индивидуальными планами деятельности государственных служащих (муниципальных служащих) с учетом требований новых технологий управления;
2) внедрить в практику ежегодное представление государственными служащими и муниципальными служащими отчетов о выполнении планов индивидуального развития государственных служащих и муниципальных служащих.
5.2. Координация и организация
Основные координаторы процессов в рамках УР на уровне системы управления должны быть определены по следующим вопросам:
1) стратегического планирования в части определения целей;
2) стратегического планирования в части финансового планирования и бюджетирования;
3) оперативного и индивидуального планирования;
4) территориального планирования;
5) программно-целевого планирования;
6) финансовой политики в сфере государственного и муниципального управления (управление финансовыми ресурсами);
7) мониторинга результативности и эффективности деятельности государственных органов, органов местного самоуправления;
8) регламентации деятельности государственных органов в Республике Коми, органов местного самоуправления, государственных служащих и муниципальных служащих;
9) разработки и внедрения механизмов мотивации деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, государственных служащих и муниципальных служащих;
10) методической поддержки по разработке и внедрению механизмов УР и дальнейшей апробации данных методик; обобщения, анализа и распространения положительного опыта УР среди государственных органов и органов местного самоуправления;
11) эффективности использования финансовых, материальных, кадровых и информационных ресурсов управления.
Основными координаторами процессов УР на уровне субъектов управления являются: руководители государственных органов, руководители органов местного самоуправления.
Вопросы организации деятельности в рамках внедрения УР затрагивают, в первую очередь, вопросы регламентации деятельности.
Для решения задачи совершенствования регламентации деятельности государственных органов, органов местного самоуправления необходимо:
1) внести изменения в нормативные правовые акты Республики Коми, муниципальные правовые акты, ведомственные правовые акты по вопросам регламентации деятельности с учетом принципов УР;
2) методически обеспечить единообразный подход при разработке административных регламентов, в том числе электронных;
3) обеспечить реализацию принципа оптимизации деятельности при разработке и внедрении административных регламентов;
4) разработать и внедрить механизмы взаимодействия государственных органов с органами местного самоуправления, с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, общественными организациями с целью обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия.
Для решения задачи совершенствования регламентации деятельности государственных служащих и муниципальных служащих необходимо будет на уровне государственных органов и муниципальном уровне:
1) обеспечить внедрение механизмов оценки результативности и эффективности деятельности государственных служащих и муниципальных служащих;
2) провести корректировку методических рекомендаций по применению механизмов оценки результативности и эффективности деятельности государственных служащих и муниципальных служащих одновременно с изменениями подходов в системе планирования.
Для решения задачи оптимизации численности государственных служащих и муниципальных служащих, структуры государственных органов (органов местного самоуправления) необходимо:
1) методически обеспечить нормирование численности работников, исполняющих отдельные функции по обеспечению деятельности органов местного самоуправления и формирования структуры органов местного самоуправления;
2) внедрить нормативы численности работников, исполняющих отдельные функции по обеспечению деятельности государственного органа;
3) внедрить нормативы формирования структуры государственных органов (органов местного самоуправления);
4) обеспечить перевод в статус негосударственных служащих и немуниципальных служащих работников, исполняющих функции, не связанные с реализацией государственно-властных полномочий.
5.3. Мониторинг и контроль
Основным инструментом контроля деятельности Правительства Республики Коми в целом, конкретного государственного органа или органов местного самоуправления, а также государственного служащего и муниципального служащего, в том числе со стороны общества и потребителей услуг, является система показателей результативности и эффективности деятельности.
УР предполагает использование показателей результативности разных типов:
1) при постановке целей органа;
2) при планировании деятельности;
3) при обосновании расходов;
4) при проведении оценки результатов деятельности.
Выделяют три основных вида показателей: показатели конечного эффекта, показатели непосредственного результата и показатели использования ресурсов.
В Республике Коми мониторинг для оценки результатов деятельности проводится посредством:
1) комплексной оценки эффективности деятельности Правительства Республики Коми, государственных органов Республики Коми, органов местного самоуправления, государственных учреждений и муниципальных учреждений, в том числе путем изучения общественного мнения;
2) оценки докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования.
Мониторинг и оценка достижения целей реформ проводится посредством применения ключевых измеримых показателей (индикаторов) эффективности и результативности деятельности как государственных органов в целом, так и отдельно каждого из государственных служащих государственного органа, при этом:
1) в рамках административной реформы - через систему показателей предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций;
2) в рамках бюджетной реформы - через систему показателей использования финансовых ресурсов;
3) в рамках реформы государственной гражданской службы - через систему показателей использования кадровых ресурсов.
Еще одним инструментом контроля деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются общественные организации.
Результаты мониторинга являются основой для принятия управленческих решений и разработки мероприятий, направленных на повышение результативности государственного и муниципального управления.
Для решения задачи совершенствования системы контроля и мониторинга деятельности государственных органов (органов местного самоуправления) необходимо:
1) обеспечить разработку и применение сводной методики оценки деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
2) проводить мониторинг применения (внедрения) административных регламентов предоставления государственных (муниципальных) услуг, исполнения государственных (муниципальных) функций;
3) организовать и проводить мониторинг достижения значений показателей оценки эффективности и результативности деятельности государственных служащих и муниципальных служащих;
4) обеспечить разработку и внедрение критериев оценки профессионального уровня государственных служащих и муниципальных служащих;
5) организовать более широкое использование потенциала общественных организаций.
5.4. Мотивация
Для целей мотивации как государственного органа, органа местного самоуправления в целом, так и государственных служащих и муниципальных служащих к достижению целевых значений показателей результативности и установления зависимости объема финансирования, предоставляемого государственному органу (органу местного самоуправления), от степени достижения целевых (плановых) значений показателей результативности необходимо:
1) методически обеспечить разработку и внедрение системы рейтингов качества государственного и муниципального управления;
2) создать условия, стимулирующие государственные органы, органы местного самоуправления, государственных служащих и муниципальных служащих к повышению эффективности и результативности своей деятельности;
3) разработать и внедрить мотивационные механизмы для руководителей государственных органов и глав муниципальных образований;
4) создать условия, стимулирующие государственных служащих и муниципальных служащих к повышению уровня профессиональной компетентности и усиливающие их мотивацию к результативной служебной деятельности, в том числе установление зависимости материального обеспечения, должностного роста, результатов квалификационного экзамена, аттестации государственного служащего и муниципального служащего от достигнутых им показателей эффективности и результативности деятельности, выполнения индивидуального плана профессионального развития, результатов работы государственного органа, органа местного самоуправления, качества предоставляемых государственных и муниципальных услуг;
5) повысить эффективность дополнительного профессионального образования государственных служащих и муниципальных служащих посредством актуализации образовательных программ, оценки содержания образовательных программ с точки перспективного практического применения, внедрения инновационных программ обучения.
5.5. Ресурсы управления
Ресурсное обеспечение как в целом системы управления, так и субъектов управления в отдельности охватывает:
1) финансовые ресурсы (текущие денежные средства, долгосрочные инвестиции и др.);
2) материальные ресурсы (здания и сооружения, электроэнергия, топливо, техника, транспортные средства, средства связи и др.);
3) кадровые ресурсы (государственные служащие и муниципальные служащие);
4) информационные ресурсы (документы и массивы документов в информационных системах: библиотеках, архивах, фондах, банках данных государственных органов и органов местного самоуправления, других видах информационных систем).
Для решения задачи совершенствования механизмов эффективного использования финансовых ресурсов управления необходимо обеспечить разработку и реализацию программ повышения эффективности бюджетных расходов на региональном и муниципальном уровнях.
Для решения задачи совершенствования механизмов эффективного использования материальных ресурсов управления необходимо:
1) разработать единые подходы (правила, порядки) использования отдельных видов материальных ресурсов управления;
2) организовать на региональном и муниципальном уровнях проведение мониторинга использования материальных ресурсов при достижении заданных результатов деятельности.
Для решения задачи совершенствования механизмов эффективного использования кадровых ресурсов управления необходимо:
1) обеспечить достижение необходимого уровня профессиональной компетентности государственных служащих и муниципальных служащих;
2) организовать проведение обучения новым приемам работы с выявлением и проведением анализа ошибок и нарушений, которые могут быть или были допущены;
3) создать механизмы стимулирования труда государственных служащих и муниципальных служащих параллельно с повышением их ответственности, созданием условий для их профессионального роста.
Для решения задачи совершенствования механизмов эффективного использования информационных ресурсов управления необходимо обеспечить внедрение современных информационно-коммуникационных технологий при формировании и использовании информационных ресурсов на уровне системы управления и субъектов управления.
6. Механизмы реализации Концепции
Основными механизмами реализации Концепции на период до 2020 года станут:
1) разработка и реализация законов и иных нормативных правовых актов Республики Коми;
2) разработка и реализация целевых программ Республики Коми;
3) разработка и реализация планов мероприятий Правительства Республики Коми.
7. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Реализация Концепции позволит повысить эффективность государственного и муниципального управления в Республике Коми, в том числе:
1) обеспечить высокий уровень достижения планируемых общественно значимых результатов на уровне государственных органов и органов местного самоуправления;
2) повысить качество планирования и обоснованности принятия управленческих решений всеми участниками бюджетного процесса;
3) повысить уровень организации деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
4) создать условия для открытости и подконтрольности деятельности органов государственного и муниципального управления в Республике Коми, государственных служащих и муниципальных служащих гражданскому обществу;
5) повысить качество и доступность государственных и муниципальных услуг;
6) оптимизировать численность государственных служащих и муниципальных служащих и количество государственных органов;
7) повысить эффективность государственной гражданской и муниципальной службы Республики Коми на основе принципов учета и оценки результатов профессиональной служебной деятельности государственных служащих и муниципальных служащих;
8) повысить мотивацию деятельности как на уровне государственных органов и органов местного самоуправления, так и на индивидуальном уровне;
9) повысить результативность и эффективность бюджетных расходов.
Достижение ожидаемых результатов позволит повысить уровень удовлетворенности жителей Республики Коми деятельностью государственных органов Республики Коми и органов местного самоуправления в Республике Коми к 2020 году до 70%.
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Главы Республики Коми от 25 октября 2010 г. N 333-р О Концепции повышения эффективности государственного и муниципального... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.