Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Концепция
информатизации Республики Коми
(утв. распоряжением Правительства Республики Коми от 16 августа 2010 г. N 361-р)
6 октября 2011 г., 20 июня 2012 г.
См. Положение о Главном конструкторе по вопросам развития информационного общества и формирования электронного правительства в Республике Коми, утвержденное постановлением Правительства Республики Коми от 27 мая 2011 г. N 228
Введение
Настоящая Концепция определяет общие принципы информатизации Республики Коми, построения информационного общества и электронного правительства в Республике Коми, включает в себя как положения, определяемые документами и программами федерального уровня, так и положения, определяемые условиями (особенностями) развития Республики Коми.
Переход к информационному обществу является одной из самых актуальных задач, стоящих перед Республикой Коми и Российской Федерацией в целом. Без внедрения информационно-коммуникационных технологий невозможны ни модернизация экономики, ни эффективное государственное управление, ни повышение качества социальной сферы.
Отставание в развитии соответствующих институтов, методов, средств чревато серьезными социальными и экономическими потерями, повышением уровня рисков, снижением темпов роста как на региональном, так и на федеральном уровне.
Информатизация Республики Коми является стратегической целью Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми. В соответствии с этим стратегические и тактические планы органов государственной власти Республики Коми, государственных органов Республики Коми (далее - государственные органы Республики Коми) должны быть скорректированы в соответствии с Концепцией информатизации Республики Коми (далее - Концепция).
1. Понятия, используемые в Концепции:
1) государственная услуга - деятельность по реализации функций государственного органа Республики Коми при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Республики Коми, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Республики Коми полномочий органов, предоставляющих государственные услуги;
2) государственные информационные ресурсы - информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов Республики Коми сведения и документы;
3) информационная система - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств;
4) информационное общество - ступень развития современной цивилизации, характеризующаяся увеличением роли информации и знаний в жизни общества, созданием глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к информационным ресурсам и удовлетворение их социальных и личностных потребностей в информационных продуктах и услугах;
5) информационные коммуникационные технологии (далее - ИКТ) - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов;
6) многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) - российская организация независимо от организационно-правовой формы, отвечающая требованиям, установленным Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", и уполномоченная на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу "одного окна";
7) муниципальная услуга - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований;
8) предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме - предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе с использованием портала государственных и муниципальных услуг, многофункциональных центров, универсальной электронной карты и других средств, включая осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями;
9) предоставление услуг по принципу "одного окна" - организация работы по осуществлению отдельных государственных полномочий, позволяющая гражданам и организациям получать требуемые ими услуги и конечные документы в установленные сроки без непосредственного взаимодействия с должностными лицами, принимающими решения по согласованию и выдаче данных документов;
10) служба "одного окна" - подразделение администрации муниципального образования, которое осуществляет централизованный прием заявок у населения на выдачу соответствующих справок, копий документов и т.д. (согласно перечню услуг, оказываемых на базе службы "одного окна"), а также осуществляет контроль за соблюдением сроков подготовки документов, производит их выдачу заявителю;
Постановлением Правительства Республики Коми от 6 октября 2011 г. N 451 в пункт 11 раздела 1 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного постановления
11) удостоверяющий центр - юридическое лицо, оказывающее услуги по предоставлению пользователям информационной системы открытых и закрытых ключей электронной подписи;
12) центр общественного доступа (далее - ЦОД) - информационная служба, основной целью деятельности которой является создание условий для граждан и организаций на свободный доступ к официальным документам, к законодательной, нормативно-правовой информации на основе использования новых информационных технологий;
13) центр телефонного обслуживания (далее - ЦТО) - организация или организационная структура, оказывающая услуги по телефонному информированию граждан и организаций о государственных услугах (функциях) и муниципальных услугах (функциях), предоставляемых (исполняемых) на территории Республики Коми, обладающая всеми необходимыми для этого организационными, техническими, иными материальными ресурсами и персоналом;
Постановлением Правительства Республики Коми от 6 октября 2011 г. N 451 в пункт 14 раздела 1 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного постановления
14) электронная подпись - реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе;
15) электронное общество - совокупность средств, систем, способов и механизмов доступа к различным сервисам и услугам через телекоммуникационные сети общего пользования;
16) электронное правительство в Республике Коми (далее - электронное правительство) - механизм функционирования государственных органов Республики Коми, обеспечивающий выполнение функций государственного управления, регулирования, контроля и максимально ориентированный на предоставление услуг гражданам и организациям путем широкого применения информационно-коммуникационных технологий;
17) электронный документ - документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком, с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах.
2. Предпосылки информатизации в Республике Коми
Для создания информационного общества и его составляющих элементов - электронного общества и электронного правительства - существует ряд объективных предпосылок.
Во-первых, уровень, интенсивность и скорость взаимодействия общества и государственных органов Республики Коми требует новых подходов. Классические подходы к административному управлению уже не обеспечивают оперативного и адекватного реагирования на быстро меняющуюся ситуацию, не позволяют обрабатывать все возрастающие информационные потоки. Возникают неизбежные проблемы с оперативной подготовкой и контролем исполнения решений, при этом неполнота данных или медлительный анализ могут приводить к серьезным проблемам в социально-экономической сфере, к возникновению и неконтролируемому развитию кризисных ситуаций на всех уровнях управления и контроля.
Во-вторых, возрастает роль государства как сервисной структуры, обеспечивающей предоставление соответствующих государственных услуг населению. Данная функция, в подобном ее представлении, является достаточно новой для государственных органов Республики Коми, исторически ориентированных на организационные, контрольные, нормативно-регулятивные функции. При этом все существующие сервисные модели так или иначе опираются на информационное взаимодействие и электронные способы коммуникации. Кроме того, возрастают требования общества к государственным органам Республики Коми и органам местного самоуправления в Республике Коми.
В-третьих, развитие технических средств коммуникации, обработки, предоставления информации само по себе меняет существующий мир и сложившиеся устои общественных и производственных отношений ("цифровой вызов"). Государство не может остаться в стороне от этих процессов, позволить себе отставание в этой области.
3. Цели и задачи информатизации Республики Коми
Основной целью информатизации Республики Коми является повышение качества жизни граждан, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.
Конкретные цели и задачи определяются в соответствии с федеральными стратегиями, концепциями и программами, программными документами и решениями государственных органов Республики Коми и включают в себя:
1) обеспечение эффективного управления социально-экономическим развитием Республики Коми, обеспечение оперативного и стратегического мониторинга общественно-политической и экономической ситуации в Республике Коми;
2) обеспечение доступа населения и организаций к информации о деятельности государственных органов Республики Коми, органов местного самоуправления в Республике Коми, повышение качества и доступности предоставляемых организациям и гражданам государственных (муниципальных) услуг, упрощение процедуры и сокращение сроков их оказания, снижение административных издержек со стороны граждан и организаций, связанных с получением государственных (муниципальных) услуг;
3) улучшение качества управления в государственных органах Республики Коми и органах местного самоуправления в Республике Коми;
4) обеспечение потребности государственных органов Республики Коми и органов местного самоуправления в Республике Коми в информации и информационном взаимодействии;
5) обеспечение информационного взаимодействия между государственными органами Республики Коми, органами местного самоуправления в Республике Коми, гражданами, бизнесом и общественными институтами;
6) совершенствование системы информационно-аналитического обеспечения подготовки принятия решений и контроля за их исполнением;
7) повышение качества образования, медицинского обслуживания, социального развития на основе развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий;
8) развитие науки, техники и технологий, подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;
9) сохранение культуры многонационального народа, проживающего на территории Республики Коми, укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, развитие системы культурного и гуманитарного просвещения.
В свете поставленных стратегических целей основной целью оперативного горизонта (ближайшего будущего) является создание взаимоувязанной, надежной, работоспособной, безопасной системы, обеспечивающей информационное взаимодействие между государственными органами Республики Коми, органами местного самоуправления в Республике Коми и гражданами, бизнесом, общественными институтами и организациями бюджетной сферы.
При этом под "системой" понимается не столько совокупность технических средств и программного обеспечения, сколько совокупность элементов (людей, ролей, организационных и функциональных структур), связанных устойчивыми отношениями между собой и образующих внутренне организованное единое целое.
Для достижения перечисленных выше целей требуется решить следующие задачи:
1. Сформировать единую методологию и политику информационного взаимодействия между субъектами информационного общества, а именно:
1) разработать общую информационную политику, определяющую правила организации информационного взаимодействия между субъектами информационного общества;
2) разработать необходимые стандарты межведомственного информационного обмена;
3) разработать необходимые регламенты, определяющие как межведомственные, так и внутриведомственные процессы, регламентирующие как предоставление государственных услуг, так и обеспечение текущей деятельности органов государственной власти.
2. Обеспечить образовательную и научно-практическую базу информационного общества, а именно:
1) организовать обучение населения базовым навыкам использования информационно-коммуникационных технологий;
2) организовать проведение переподготовки и повышения квалификации специалистов государственных органов Республики Коми и органов местного самоуправления в Республике Коми в области информатизации, предоставления электронных услуг, использования электронного документооборота;
3) организовать подготовку специалистов с надлежащим уровнем компетенции и квалификации в области информационных технологий, информационно-аналитической деятельности, социального управления и взаимодействия;
4) обеспечить формирование региональной научной школы в области информационных технологий, информационной безопасности, информационно-аналитической деятельности, социального управления и организации взаимодействия в информационном обществе.
3. Обеспечить организационную и правовую поддержку информационного общества и информационного взаимодействия, а именно:
1) сформировать нормативную правовую базу по вопросу информатизации в Республике Коми и создания в Республике Коми системы, позволяющей юридическим и физическим лицам функционировать в условиях информационного общества;
2) создать необходимые организационные структуры.
4. Создать техническую инфраструктуру, а именно:
1) обеспечить наличие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры государственных органов Республики Коми и органов местного самоуправления в Республике Коми;
2) обеспечить наличие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры необходимого качества предоставления государственных услуг, включая каналы связи до конечных пользователей (получателей услуг);
3) обеспечить наличие необходимых вычислительных ресурсов (в частности, серверов и систем хранения данных);
4) обеспечить наличие необходимого лицензированного программного обеспечения.
5. Обеспечить развитие системы обеспечения удаленного доступа граждан к информации о деятельности государственных органов Республики Коми и органов местного самоуправления в Республике Коми, а именно:
1) развитие ведомственных сайтов в сети "Интернет", полноту и своевременность размещения на них соответствующей информации, удобство использования, а также доступ через них к данным, содержащимся в ведомственных информационных системах;
2) формирование инфраструктуры общественного доступа к размещаемой в сети "Интернет" информации о деятельности государственных органов Республики Коми, органов местного самоуправления в Республике Коми и предоставляемых организациям и гражданам государственных услугах;
3) внедрение в практику деятельности государственных органов Республики Коми и органов местного самоуправления в Республике Коми центров обработки телефонных обращений граждан;
4) создание единой системы информационно-справочной поддержки граждан по вопросам предоставления государственных услуг и взаимодействия граждан с государственными органами Республики Коми, органами местного самоуправления в Республике Коми;
5) создание технологических серверных площадок в сегменте сети "Интернет" для размещения сайтов государственных органов Республики Коми и сайтов органов местного самоуправления в Республике Коми в сети "Интернет";
6) развитие сайтов государственных органов Республики Коми, органов местного самоуправления в Республике Коми в сети "Интернет".
6. Обеспечить эффективное использование государственных информационных ресурсов, а именно:
1) провести инвентаризацию существующих государственных информационных ресурсов;
2) обеспечить государственную регистрацию информационных ресурсов и ведение реестра государственных информационных ресурсов;
3) обеспечить совместимость и взаимодействие информационных ресурсов независимо от их ведомственной принадлежности;
4) разработать систему мониторинга качества и эффективности использования государственных информационных ресурсов.
7. Обеспечить информационную безопасность, а именно:
1) обеспечить возможность надежной и безопасной идентификации участников информационного общества (в том числе получателей государственных услуг в рамках электронного правительства);
2) обеспечить надлежащий уровень информационной безопасности при выполнении всех мероприятий Концепции, определяемый законами и иными нормативными актами, в частности, федеральными законами "О персональных данных", "О государственной тайне", "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
8. Обеспечить информационно-аналитическую поддержку принятия решений руководителями государственных органов Республики Коми, органов местного самоуправления в Республике Коми, а именно:
1) обеспечить организацию информационно-аналитического ситуационного центра Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми, позволяющего реализовывать эффективное управление социально-экономическим развитием республики на основе оценки проблемных ситуаций посредством специальных методов обработки разнородной информации, построения сценариев развития ситуации в режиме реального времени, оперативного и стратегического мониторинга общественно-политической и экономической ситуации в Республике Коми;
2) обеспечить работу региональной системы мониторинга хода реализации приоритетных национальных проектов и социально-экономического развития Республики Коми (региональный сегмент ГАС "Управление");
3) обеспечить внедрение информационно-аналитических систем поддержки принятия управленческих решений в практику деятельности органов государственной власти Республики Коми.
4. Перечень мероприятий по информатизации Республики Коми
План развития информационного общества и формирования электронного правительства на трехлетний период состоит из перечня мероприятий по информатизации Республики Коми и состоит из следующих блоков:
1) формирование электронного правительства;
2) использование ИКТ в системе здравоохранения и социальной защиты населения;
3) использование ИКТ в образовании и науке, подготовка образовательных кадров в сфере ИКТ;
4) использование ИКТ в культуре и системе культурного и гуманитарного просвещения;
5) использование ИКТ для обеспечения безопасности жизнедеятельности населения;
6) управление развитием информационного общества и общесистемных мероприятий;
7) подготовка специалистов в ИКТ в области государственного и муниципального управления.
4.1. Электронное правительство
Внедрение электронного правительства направлено на повышение качества и сокращение сроков предоставления государственными органами Республики Коми, органами местного самоуправления в Республике Коми услуг субъектам информационного общества (гражданам, объединениям, организациям), обеспечение доступа к информации об их деятельности, создание эффективных процессов государственного и муниципального управления.
Электронное правительство позволяет, используя современные ИКТ, перейти от классических методов административного управления, основанных на правилах и инструкциях, к методам организационного управления на основе применения системного подхода при управлении проектами и регламентации предоставления государственных услуг и межведомственного взаимодействия.
В рамках указанного направления осуществляются следующие мероприятия:
1) информирование о деятельности государственных органов Республики Коми и органов местного самоуправления в Республике Коми;
2) переход на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде с использованием среды межведомственного электронного взаимодействия;
3) интеграция государственных информационных систем с использованием инфраструктуры электронного правительства;
4) обеспечение деятельности государственных органов Республики Коми и органов местного самоуправления в Республике Коми.
4.1.1. Информирование о деятельности государственных органов Республики Коми и органов местного самоуправления в Республике Коми
Принципы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов Республики Коми и органов местного самоуправления в Республике Коми определяются Федеральным законом "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".
Информирование граждан и других субъектов информационного общества о деятельности государственных органов Республики Коми и органов местного самоуправления в Республике Коми осуществляется:
1) путем размещения информации на соответствующих интернет-ресурсах по инициативе государственных органов Республики Коми и органов местного самоуправления в Республике Коми;
2) путем размещения ответов на вопросы в интернет-приемных;
3) путем предоставления в электронном виде ответов на запросы, поступившие от субъектов информационного общества (граждан, общественных объединений, организаций, средств массовой информации);
4) путем ответа в письменном виде на запросы (в том числе на вопросы, поступившие в электронном виде);
5) в процессе личного приема граждан;
6) иными путями, предусмотренными законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Коми.
4.1.2. Переход на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде
Применение принципов сервисно-ориентированной архитектуры для организации межведомственного электронного взаимодействия позволит гибко перестраивать регламенты межведомственного информационного обмена и процессы оказания государственных услуг.
Порядок перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг Республики Коми определяется Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", этапы перехода и мероприятия по организации перехода определены в сводном плане перехода на предоставление в электронном виде государственных и иных услуг органами исполнительной власти Республики Коми и государственными учреждениями Республики Коми.
4.1.3. Интеграция государственных информационных систем с использованием инфраструктуры электронного правительства
Переход на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде возможен только тогда, когда государственные ведомственные информационные системы будут интегрированы в единое пространство инфраструктуры электронного правительства.
Организация такого межведомственного взаимодействия требует построения специальной интеграционной инфраструктуры, необходимой для предоставления государственных и муниципальных услуг через портал государственных услуг (функций) Республики Коми.
Целями мероприятия являются:
1) создание интеграционных информационных телекоммуникационных подсистем, обеспечивающих автоматическое информационное взаимодействие между функциональными компонентами инфраструктуры электронного правительства;
2) повышение эффективности выполнения государственными органами Республики Коми и органами местного самоуправления в Республике Коми закрепленных за ними функций, требующих оперативного межведомственного взаимодействия за счет интеграции ведомственных информационных систем.
4.1.4. Обеспечение деятельности государственных органов Республики Коми и органов местного самоуправления в Республике Коми
К данному направлению относится обеспечение общей для всех государственных органов Республики Коми и органов местного самоуправления в Республике Коми деятельности:
1) осуществление функций главных распорядителей и получателей средств регионального бюджета и местных бюджетов, предусмотренных на содержание указанных органов, размещение заказа и заключение государственных (муниципальных) контрактов для удовлетворения своих нужд, управление имуществом, закрепленным за указанными органами на праве оперативного управления, осуществление делопроизводства, обеспечение безопасности жизнедеятельности и мобилизационной подготовки, использование имущества, кадровая работа в рамках такого органа;
2) мониторинг социально-экономической, социально-политической обстановки, экологической ситуации и состояния природно-ресурсного потенциала в Республике Коми;
3) прогнозирование и упреждающее реагирование на кризисные ситуации в Республике Коми.
Одним из способов совершенствования системы управления и выхода на современные технологии управления является автоматизация управленческих процессов, внедрение современных ИКТ.
Информационно-аналитический ситуационный центр Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми обеспечит информационную поддержку процесса повседневного управления и координации деятельности государственных органов Республики Коми и органов местного самоуправления в Республике Коми в политической и социально-экономической сфере Республики Коми, а также поддержку принятия коллективных решений при рассмотрении сложных проблем и для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
4.2. ИКТ в системе здравоохранения и социальной защиты населения
Данный блок включает мероприятия по развитию системы здравоохранения и социальной защиты населения Республики Коми на основе ИКТ:
1) мероприятия по созданию региональных центров компетенции в области электронной медицины на базе действующих лечебно- профилактических учреждений;
2) обеспечение предоставления услуг по медицинскому обслуживанию там, где расстояние является критическим фактором (Телемедицина);
3) внедрение современных электронных медицинских систем;
4) создание Региональной информационно-аналитической медицинской системы на базе единого центра обработки данных, ведение единой электронной истории болезни и единой электронной амбулаторной карты пациента;
5) внедрение в сфере здравоохранения информационной системы "Электронная регистратура" с единым центром приема звонков (Call-центр) на базе единого Центра обработки данных с целью повышения доступности и качества медицинских услуг для населения Республики Коми;
6) создание единой базы данных клиентов отрасли социальной защиты населения и обеспечение учреждений социальной защиты населения доступом к базе данных для предоставления государственных услуг в электронной форме;
7) внедрение в сфере социальной защиты населения технологий идентификации заявителей на основе универсальной электронной карты.
4.3. ИКТ в образовании и науке, подготовка образовательных кадров в сфере ИКТ
Целью работы, осуществляемой в рамках данного направления, является, в первую очередь, предоставление возможностей доступа к информационно-образовательным ресурсам всем слоям населения во всех поселениях Республики Коми, обеспечение равных возможностей получения базового образования с обеспечением необходимого качества такого образования.
По данному направлению реализуются мероприятия по стимулированию использования ИКТ в сфере образования (всех уровней), а также в научных учреждениях:
1) по созданию системы региональных электронных источников научно-технической информации на базе имеющихся в Республике Коми высших учебных заведений и научных учреждений;
2) по созданию региональных центров компетенции в области использования ИКТ в образовании на базе образовательных учреждений, обладающих соответствующими компетенциями;
3) по информационному обеспечению учебного процесса в школах и других учебных заведениях;
4) по обеспечению контроля за процессом обучения (и вовлечение в него) семьи и социальных институтов (в частности, внедрение "электронных дневников");
5) по управлению общественной активностью молодежи с использованием социальных сетей нового поколения;
6) по повышению компьютерной и информационной грамотности, подготовки, переподготовки, дополнительного обучения и образования в области ИКТ.
4.4. ИКТ в культуре и системе культурного и гуманитарного просвещения
Данный блок включает мероприятия по созданию региональных центров компетенции в области электронных библиотек, электронных архивов, электронных музеев на базе соответствующих учреждений культуры.
4.5. ИКТ для обеспечения безопасности жизнедеятельности населения
Данный блок включает мероприятия по использованию ИКТ в целях обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Республики Коми.
4.6. Использование ИКТ в экономике и социальном развитии
Данный блок включает мероприятия по использованию ИКТ в целях осуществления государственной политики социального и экономического развития.
По данному направлению реализуются мероприятия по стимулированию использования ИКТ по следующим направлениям:
развитие системы государственного управления;
развитие инновационной системы;
инвестиционная политика;
развитие финансового рынка;
природопользование;
развитие производственной инфраструктуры;
структурная политика;
жилищное строительство;
реформа жилищно-коммунального хозяйства;
развитие рынка труда;
социальное развитие;
территориальное развитие.
4.7. Управление развитием информационного общества и общесистемные мероприятия
В данном направлении должны быть предусмотрены мероприятия, обеспечивающие системный характер развития информационного общества в Республике Коми:
1) разработка общей архитектуры информатизации Республики Коми, описывающей уровни архитектуры деятельности, прикладных систем и технологическую платформу, а также учитывающей архитектурные аспекты эффективности и результативности, информации и данных, интеграции и взаимодействия, информационной безопасности и доверия и т.д.;
2) совершенствование нормативной правовой базы Республики Коми в сфере развития и использования ИКТ;
3) обеспечение информационной безопасности в Республике Коми;
4) разработка региональной единой системы нормативно-справочной информации (реестров, классификаторов, справочников и системы управления ими);
5) разработка обеспечивающих и инфраструктурных информационных систем;
6) обеспечение доступности ИКТ для социально незащищенных слоев населения (создание центров общественного доступа, центров телефонного обслуживания населения, информационных киосков и пр.);
7) информационное обеспечение развития информационного общества и формирование электронного правительства.
Постановлением Правительства Республики Коми от 6 октября 2011 г. N 451 в раздел 5 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного постановления
5. Текущее состояние информатизации в Республике Коми
Для повышения открытости деятельности государственных органов Республики Коми и органов местного самоуправления в Республике Коми, осуществления взаимодействия с гражданами и организациями на основе ИКТ создан и функционирует официальный Интернет-портал Республики Коми rkomi.ru, а также сайты органов местного самоуправления в Республике Коми.
На портале развернута адаптивная система доступа пользователя к базе нормативных правовых актов Республики Коми, которые определены как "обязательные к опубликованию".
Кроме этого, на портале с определенной периодичностью публикуются "Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми" на двух государственных языках Республики Коми - русском и коми.
В государственных органах Республики Коми и органах местного самоуправления в Республике Коми в настоящее время информационные технологии применяются главным образом для автоматизации функций отдельных рабочих мест, связанных с задачами документооборота и информационно-аналитического обеспечения.
Использование электронной подписи (далее - ЭП) стало возможным благодаря созданию на базе государственного учреждения Республики Коми "Центр информационных технологий" удостоверяющего центра Республики Коми.
В Республике Коми функционирует корпоративная сеть передачи данных государственных органов Республики Коми, объединяющая 25 государственных органов Республики Коми и 24 территориальных управления федеральных органов исполнительной власти, позволяющая организовать электронное взаимодействие между этими органами со скоростью до 1 Гбит/с.
В целях реализации государственной политики в сфере обеспечения внедрения ИКТ в сферу предоставления государственных услуг в Республике Коми создана информационная система доступа граждан к информации для реализации своих конституционных прав и повышения качества предоставления государственных услуг гражданам и организациям Республики Коми. Официальный адрес портала государственных услуг (функций) Республики Коми - pgu.rkomi.ru .
В целях организации доступа к порталу государственных услуг (функций) Республики Коми развернута сеть центров общественного доступа на базе пунктов коллективного доступа в интернет Управления Федеральной почтовой службы Республики Коми - филиала ФГУП "Почта России" и муниципальных библиотек.
Важным направлением реализации государственной политики в социальной сфере является решение задач повышения качества жизни населения на основе широкого применения современных информационных технологий.
Информационные системы используются в работе органов социальной защиты населения. Предоставление услуг осуществляется по принципу "одного окна". Используется региональная отраслевая информационно-аналитическая система - Программный комплекс "Социальная защита".
В Республике Коми создана и развивается передовая информационная система - автоматизированная геоинформационная кадастровая система Республики Коми (далее - АГИКС РК).
АГИКС РК объединяет сведения о состоянии территории Республики Коми, природных ресурсах, их доступности и использовании, населении и его социально-экономическом положении, а также сведения об охране окружающей среды. Данная система направлена на информационное обеспечение процесса принятия управленческих решений.
В рамках АГИКС РК организовано межведомственное информационное взаимодействие и совместимость отраслевых информационных систем. Предоставление информации из АГИКС РК пользователям осуществляется путем установки специализированных рабочих мест непосредственно в ведомствах, передачи в виде информационно-справочных систем на компакт-дисках, предоставления доступа к информационным ресурсам АГИКС РК по компьютерным сетям (интернет, корпоративная сеть государственных органов Республики Коми).
Во всех государственных органах Республики Коми внедрены и сопровождаются: Автоматизированная система бюджетного учета "Смета", Подсистема "Распорядитель бюджетных средств" автоматизированного рабочего места финансового органа системы Автоматизированный центр контроля "Финансы-2", Автоматизированный центр контроля "Госзаказ".
6. Методология информатизации Республики Коми
6.1. Сервисная модель как путь к эффективному применению ИКТ
Сервисная модель предполагает, что любая государственная услуга должна быть представлена в виде сервисного продукта, имеющего определенные устойчивые характеристики. Сервисная модель предполагает, что эти характеристики представлены в определенной форме, позволяющей проводить оценку эффективности использования ресурсов при предоставлении услуги.
Преимущество сервисной модели состоит в том, что она позволяет измерять, оценивать и сравнивать полезные для потребителя результаты предоставления услуги и ресурсы, которые потребовались в процессе ее получения.
6.2. Проектный и процессный подходы управления информатизацией
При проектировании структуры управления информатизацией республики должна применяться комбинация проектного и процессного подходов в управлении.
Проектный подход используется при организации процесса государственного управления при помощи новых информационных технологий. На каждое новое направление информатизации создается проект, имеющий четкие признаки начала и окончания.
Принципиальной особенностью проектного подхода в управлении является то, что вся совокупность проектов по информатизации планируется и выполняется как единая комплексная программа.
Программой предполагается внедрение единой методологии и контроля за созданием ведомственных информационных систем путем внедрения объединенных государственных информационных ресурсов, единой информационно-технологической инфраструктуры, а также за счет разработки нормативно-методологической документации.
Процессный подход обеспечит использование ресурсов для обеспечения предоставления и поддержки государственных услуг, регламентировав взаимодействие различных ресурсов на основе системы правил. С каждым процессом тесно связан набор ключевых показателей эффективности, характеризующих ход его исполнения.
6.3. Общий контроль качества информатизации
Контроль качества информатизации подразумевает ревизию системы управления проектами, формирования перечня областей для улучшения, модификации проектов, детальное описание процессов управления инцидентами и управления изменениями. Все проекты должны быть не только формализованы, но и хорошо документированы, вплоть до детальных процедур.
Существование системы контроля качества информатизации подразумевает наличие полной модели работы по проектам информатизации. При использовании процессного подхода система контроля эффективно решается с помощью модели процессов. Модель процессов представляет собой связанную структуру процессов, которая позволяет планировать дальнейшее их развитие.
При определении целевого уровня качества информатизации в качестве критериев выступают такие факторы, как стратегия социально-экономического развития Республики Коми, внешние требования к информатизации, размер и территориальная распределенность ресурсов, используемые информационные системы и технологии. Для определения соответствия общему стратегическому подходу информатизации Республики Коми создается целевая модель развития информатизации.
Для осуществления контроля управления информатизацией используются ключевые показатели эффективности, которые определяют выполнение различных этапов проектов информатизации, осуществляется их постоянный мониторинг.
7. Целевая модель управления информатизацией Республики Коми
Постановлением Правительства Республики Коми от 20 июня 2012 г. N 253 в пункт 7.1 раздела 7 настоящего приложения внесены изменения
7.1. Структура управления информатизацией Республики Коми
Основными элементами структуры управления информатизацией в Республике Коми являются Единая Служба Заказчика и Оператор электронного правительства.
Консультативную и организующую роль выполняет Координационный совет по развитию информационного общества и формированию электронного правительства в Республике Коми, утвержденный постановлением Правительства Республики Коми от 21 мая 2010 г. N 148.
Роль Единой Службы Заказчика выполняет Комитет информатизации и связи Республики Коми, отвечающий за координацию работ в области ин
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Правительства Республики Коми от 16 августа 2010 г. N 361-р О Концепции информатизации Республики Коми |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.