Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Концепция
создания единой автоматизированной информационно-аналитической системы обеспечения деятельности органов исполнительной власти Республики Коми
(утв. распоряжением Правительства Республики Коми от 22 октября 2013 г. N 409-р)
I. Введение
Концепция создания единой автоматизированной информационно-аналитической системы обеспечения деятельности органов исполнительной власти Республики Коми (далее - Концепция) разработана во исполнение положений Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. N Пр-212, Положения о государственной автоматизированной информационной системе "Управление", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2009 г. N 1088.
Концепция определяет цели и задачи создания единой автоматизированной информационно-аналитической системы обеспечения деятельности органов исполнительной власти Республики Коми (далее также - Система, ЕИАС), варианты организации процессов внедрения и последующего сопровождения Системы, а также участников реализации проекта по созданию Системы, их функции и полномочия.
Концепция подготовлена на основе анализа результатов деятельности органов исполнительной власти Республики Коми по информационной поддержке процессов государственного управления, в том числе с учетом реализации мероприятий Федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. N 65, и государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. N 1815-р.
II. Список терминов и сокращений
ETL - Extract, Transformation, Load (средства извлечения и преобразования данных);
ЕИАС - единая автоматизированная информационно-аналитическая система обеспечения деятельности органов исполнительной власти Республики Коми;
АИС - автоматизированная информационная система;
KPI - ключевые показатели эффективности;
ГАС "Управление", ГАСУ - государственная автоматизированная система "Управление";
СТР-К - специальные требования и рекомендации по технической защите конфиденциальной информации;
ОЗУ - оперативное запоминающее устройство;
метаданные - информация о данных, используемая в целях их идентификации, раскрывающая назначение и структуру данных, используемая при поиске и автоматической обработке данных;
НСИ - нормативно-справочная информация;
СМЭВ - единая система межведомственного электронного взаимодействия, входящая в состав инфраструктуры электронного правительства;
СУБД - система управления базами данных;
ФСТЭК - Федеральная служба по техническому и экспортному контролю Российской Федерации;
ФГИС "ЕИАС" - Федеральная государственная информационная система "Единая информационно-аналитическая система "ФСТ Россия - РЭК - субъекты регулирования";
ЦХД - централизованное хранилище данных;
электронная подпись - информация в цифровой форме, которая присоединена к другой информации в цифровой форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.
III. Описание текущего состояния и предпосылки создания Системы
В настоящее время в Республике Коми функционирует ряд республиканских автоматизированных информационных систем, среди которых система электронного документооборота, система планирования и казначейского исполнения бюджета, отраслевые автоматизированные информационные системы (далее - АИС) органов исполнительной власти Республики Коми.
Указанные автоматизированные информационные системы преимущественно ориентированы на автоматизацию отдельных задач и не имеют единых автоматизированных интерфейсов взаимодействия с внешними автоматизированными информационными системами в части обмена данными и используемой нормативно-справочной информацией.
Основной объем регулярных информационных материалов, поступающих от органов государственной власти Республики Коми в Администрацию Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми, представлен в документарном виде (на бумажных и электронных носителях), многократно дублируется, а процесс подготовки слабо автоматизирован.
По результатам проведения обследования органов исполнительной власти Республики Коми и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти можно обозначить следующие основные проблемы, требующие решения:
1) отсутствие технологических и методологических принципов и средств, обеспечивающих единство подходов к разработке и функционированию автоматизированных информационных систем в части используемой нормативно-справочной информации, форматов информационного обмена, технических и программных решений;
2) отсутствие единого информационного пространства (централизованного хранилища данных) для автоматизированного обеспечения должностных лиц, замещающих государственные должности Республики Коми в системе исполнительной власти Республики Коми, (далее - должностные лица Республики Коми) оперативной актуальной информацией для выработки управленческих решений, а также обеспечения эффективного межведомственного информационного обмена;
3) преобладание документарной формы хранения информации;
4) отсутствие средств аналитической обработки, моделирования и визуализации отраслевой информации для принятия управленческих решений должностными лицами Республики Коми.
IV. Цели и задачи создания Системы
Система создается в целях автоматизации и повышения качества информационного обеспечения должностных лиц Республики Коми, организации эффективного межведомственного информационного обмена и интеграции автоматизированных информационных систем органов исполнительной власти Республики Коми в единое информационное пространство Российской Федерации.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие основные задачи:
1) разработать и утвердить поэтапный план реализации настоящей Концепции;
2) осуществить техническое проектирование подсистем ЕИАС;
3) разработать программно-технические решения в области централизованного ведения и публикации нормативно-справочной информации, информации о данных, используемой в целях их идентификации, раскрывающей назначение и структуру данных, используемой при поиске и автоматической обработке данных, (далее - метаданные) и форматов информационного обмена;
4) разработать программные модули интеграции ЕИАС и центральной подсистемы "Федерация" ГАС "Управление";
5) создать комплекс автоматизированных информационных систем, обеспечивающих автоматизацию подготовки данных, анализа и моделирования состояния сфер жизнедеятельности республики;
6) обеспечить интеграцию существующих АИС и ЕИАС;
7) сформировать централизованное хранилище данных для обеспечения консолидации информационных потоков органов исполнительной власти Республики Коми;
8) разработать комплекс средств аналитической обработки, моделирования и визуализации информации централизованного хранилища для принятия управленческих решений должностными лицами Республики Коми, в том числе:
а) разработать межведомственный раздел для обеспечения информационного взаимодействия органов исполнительной власти Республики Коми и органов местного самоуправления в Республике Коми;
б) разработать публичный раздел ЕИАС для обеспечения информационного взаимодействия с хозяйствующими субъектами и населением республики;
в) осуществить поэтапную разработку и утверждение комплекса нормативных и регламентных документов, обеспечивающих функционирование ЕИАС.
V. Основные требования к Системе
Функциональная архитектура ЕИАС должна содержать следующие функциональные подсистемы:
1) подсистему централизованного управления нормативно-справочной информацией;
2) подсистему интеграции;
3) подсистему сбора и загрузки данных;
4) централизованное хранилище данных;
5) комплекс автоматизированных информационных систем;
6) комплекс средств аналитической обработки, моделирования и визуализации информации;
7) подсистему администрирования;
8) подсистему информационной безопасности.
Подсистема централизованного управления нормативно-справочной информацией (далее - НСИ) предназначена для описания справочников, структур хранения, форм сбора данных и ведения перечня автоматизированных сервисов, предоставляющих возможность внешним автоматизированным информационным системам использовать централизованные НСИ и метаданные ЕИАС, а также обеспечить прием НСИ и метаданных федерального уровня из центральной подсистемы "Федерация" ГАС "Управление".
Подсистема централизованного управления НСИ должна обеспечивать выполнение следующих функций:
1) формирование справочников и структур хранения данных;
2) добавление, удаление и редактирование справочников и структур хранения данных;
3) выполнение проверок ссылочной целостности при внесении изменений в НСИ и метаданные;
4) импорт федеральных справочников и форм сбора данных в форматах ГАС "Управление" из центральной подсистемы "Федерация" ГАС "Управление" и иных информационных систем (в том числе республиканских) по запросу подсистемы интеграции;
5) автоматическое создание в ЕИАС федеральных форм сбора данных на основе импортированных описаний;
6) формирование при помощи визуальных мастеров республиканских форм сбора данных;
7) настройку процедуры согласования и утверждения значений форм сбора данных;
8) задание алгоритмов расчета и правил формально-логического контроля;
9) ведение истории изменений значений и структуры реестров, справочников, структур хранения и форм сбора данных.
Подсистема интеграции предназначена для обеспечения информационного обмена НСИ и метаданными между республиканскими и федеральными АИС, в том числе центральной подсистемой "Федерация" ГАС "Управление", с использованием автоматизированных сервисов.
Подсистема интеграции должна выполнять следующие функции:
1) прием и предоставление (распространение) паспортов (метаданных) реестров, справочников, классификаторов, показателей, форм сбора данных, электронных сервисов ЕИАС в автоматическом режиме с использованием электронных сервисов формата ГАС "Управление";
2) взаимодействие с центральной подсистемой "Федерация" ГАС "Управление" в части информационного обмена записями реестров, справочников, классификаторов, форм сбора данных, данных по показателям в ручном и автоматическом режиме с использованием электронных сервисов;
3) выполнение запроса детализированных данных по показателям (числовой характеристике какого-либо свойства объекта, процесса или решения, являющейся предметом анализа) из АИС, являющихся участниками информационного взаимодействия, предоставляющими информацию в ГАС "Управление" в электронном виде в установленных форматах или используя централизованные формы ввода, (далее - поставщики) в соответствии с метаданными и реестром электронных сервисов, предоставляемых АИС;
4) управление внутрисистемными процессами интеграции, контроля, преобразования и загрузки данных (последовательность, расписание, формирование журналов выполнения, возможность внеочередного запуска в ручном режиме);
5) формирование пакета распространения списка значений, структур справочников и описаний форм сбора данных ЕИАС для использования республиканскими автоматизированными информационными системами;
6) формирование пакета распространения списка значений для использования центральной подсистемой "Федерация" ГАС "Управление";
7) формирование реестров республиканских подписчиков для выдачи уведомлений при изменении НСИ и метаданных ЕИАС;
8) обеспечение мониторинга соблюдения регламентов информационного обмена (периодичности и состава данных, предоставляемых в ЕИАС);
9) протоколирование выполнения информационного обмена с АИС и центральной подсистемой "Федерация" ГАС "Управление", процессов контроля, преобразования, консолидации, агрегации, загрузки данных.
Электронные сервисы подсистемы интеграции должны соответствовать Техническим требованиям к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденным приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 190.
Подсистема сбора и загрузки данных предназначена для обеспечения информационного наполнения централизованного хранилища данных ЕИАС значениями показателей, реестров и неструктурированными данными, формируемыми в рамках подготовки регулярной отчетности органами исполнительной власти Республики Коми.
Подсистема сбора и загрузки данных должна обеспечивать взаимодействие с источниками данных следующих типов:
1) АИС, действующими на территории республики, форматы обмена данных которых утверждены нормативными документами федерального уровня и (или) являются общеиспользуемыми, а разработка дополнительных web-сервисов формата ГАС "Управление" не представляется возможной;
2) республиканскими и федеральными автоматизированными информационными системами, в том числе центральной подсистемой "Федерация" ГАС "Управление", поддерживающими возможность информационного обмена с использованием автоматизированных сервисов формата ГАС "Управление";
3) формализованными файловыми источниками данных, загрузка которых необходима для обеспечения информационного наполнения централизованного хранилища данных ЕИАС;
4) рабочими местами операторов ЕИАС, участвующими в процессах подготовки регулярной отчетности.
Для обеспечения автоматизированной загрузки данных действующих АИС и формализованных файловых источников данных в состав ЕИАС должен входить модуль средств извлечения и преобразования данных (далее - ETL), обеспечивающий гибкие возможности настройки и трансформации данных внешних источников, а также выполнение следующих функций:
1) выбор структур хранения данных действующих АИС или формализованных файловых источников;
2) определение правил извлечения и трансформации данных;
3) выбор структур хранения данных ЕИАС для загрузки информации;
4) протоколирование процедур извлечения, преобразования и загрузки данных.
Для обеспечения автоматизированной загрузки данных автоматизированных информационных систем, поддерживающих возможности информационного обмена с использованием автоматизированных сервисов формата ГАС "Управление", должны использоваться возможности подсистемы интеграции и правила регламента информационного наполнения, определяющие расписание операций загрузки необходимой информации.
Обмен данными с использованием автоматизированных сервисов формата ГАС "Управление" должен по мере обеспечения технической возможности осуществляться с использованием инфраструктуры СМЭВ.
Информационное наполнение операторами ЕИАС должно осуществляться при помощи форм сбора данных, настраиваемых в подсистеме ведения НСИ.
Операторами ЕИАС являются все участники информационного обмена, обеспечивающие представление информации в ЕИАС при помощи форм сбора данных.
Формы сбора данных должны публиковаться в сетях Internet/Intranet и обеспечивать выполнение следующих функций:
1) on-line ввод данных в соответствии с правами доступа оператора, осуществляющего ввод;
2) формально-логический контроль с использованием правил, заданных в подсистеме ведения НСИ и метаданных;
3) формирование транспортного файла для передачи в ЕИАС с последующим хранением оригинала;
4) передачу на согласование или утверждение (отклонение) значений форм ввода данных в соответствии с ролью оператора в цепочке согласования, определенной в подсистеме ведения НСИ;
5) расчет значений форм ввода данных в соответствии с алгоритмами, заданными в подсистеме ведения НСИ.
Для обеспечения взаимодействия с операторами ЕИАС, техническая инфраструктура которых не позволяет осуществлять on-line ввод значений, в ЕИАС должен быть предусмотрен off-line модуль работы с формами ввода данных.
Off-line модуль должен обеспечивать следующие возможности:
1) импорт описания форм сбора данных (справочную информацию, метаданные), включая описание правил формально-логического контроля, публикуемых подсистемой интеграции ЕИАС;
2) ввод значений в off-line режиме и формирование транспортного файла для последующей загрузки в ЕИАС;
3) проверку введенных значений с применением правил формально-логического контроля;
4) формирование транспортного файла для загрузки в ЕИАС;
5) импорт данных из транспортных файлов для обеспечения возможности двустороннего обмена.
Загрузка транспортного файла должна происходить с рабочего места оператора, имеющего техническую возможность подключения к ЕИАС через сети Internet/Intranet.
В качестве способа доставки транспортного файла, сформированного off-line модулем, до ближайшего источника подключения к ЕИАС могут использоваться внешние носители, электронная почта и иные каналы связи с учетом требований к уровню необходимой защиты передаваемых данных.
Для обеспечения юридической значимости данных формы ввода данных должны поддерживать опциональную возможность подписания транспортного файла электронной подписью (далее - ЭП).
Централизованное хранилище данных (далее - ЦХД) предназначено для инструментальной поддержки решения задач консолидации и накопления информации из различных источников и обеспечения к ней доступа при помощи подсистемы аналитической обработки и визуализации информации в соответствии с правами доступа пользователей.
ЦХД должно обеспечивать выполнение следующих функций:
1) хранение и извлечение информации, поступающей через подсистему сбора и загрузки данных;
2) хранение и извлечение первичных транспортных файлов, поступающих через подсистему сбора и загрузки данных, для обеспечения претензионной работы;
3) хранение и извлечение истории изменения значений;
4) ведение и хранение истории обращений к информации, хранимой в ЦХД, для анализа степени востребованности информации;
5) хранение вспомогательной информации для оптимизации запросов на извлечение данных;
6) on-line расчет показателей и пересчет единиц измерения в соответствии с заданными в подсистеме ведения НСИ алгоритмами;
7) поиск информации в централизованном хранилище по различным атрибутам;
8) разграничение прав доступа на уровне системы управления базами данных (далее - СУБД) и интеграция со средствами доменной авторизации (Active Directory).
Выбор перечня автоматизированных информационных систем, предлагаемых к разработке в рамках ЕИАС (приложение к настоящей Концепции), обусловлен результатами проведенного обследования регулярных информационных потоков, поступающих от органов государственной власти Республики Коми в Администрацию Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми, а также на уровень межведомственного информационного обмена.
В первую очередь для автоматизации предлагаются процессы, затрагивающие одновременно несколько органов исполнительной власти Республики Коми, требующие существенных трудозатрат специалистов на подготовку, обработку и анализ больших объемов информации с использованием сложного методологического аппарата, а также процессы подготовки и представления информации в рамках запросов федеральных органов власти.
Таким образом, комплекс автоматизированных информационных систем в первую очередь должен включать:
1) систему стратегического планирования и прогнозирования социально-экономического развития Республики Коми, обеспечивающую:
а) инструментальную и информационную поддержку разработки стратегии социально-экономического развития Республики Коми на долгосрочный период (далее - Стратегия) и ежегодных комплексных планов мероприятий Правительства Республики Коми по реализации Стратегии;
б) поддержку процессов стратегического планирования и прогнозирования для обоснования основных параметров программ и стратегий развития республики и ее территорий;
в) формирование набора сценариев реализации Стратегии и автоматизированную оценку прогнозных значений показателей Стратегии;
г) многовариантное сценарное прогнозирование социально-экономического развития республики;
2) систему мониторинга и анализа социально-экономического развития Республики Коми, обеспечивающую:
а) мониторинг реализации Стратегии и ежегодных комплексных планов мероприятий Правительства Республики Коми по реализации Стратегии;
б) мониторинг основных показателей социально-экономического развития республики;
в) формирование системы паспортов и аналитических записок о социально-экономическом положении Республики Коми, муниципальных образований в Республике Коми;
г) анализ социально-экономического развития Республики Коми на общероссийском фоне и в сравнении с другими регионами Северо-Западного федерального округа Российской Федерации;
д) мониторинг реализации целевых показателей органов исполнительной власти Республики Коми в разрезе ответственных исполнителей;
3) систему программно-целевого управления и бюджетирования, ориентированного на результат, обеспечивающую:
а) анализ исполнения республиканского и консолидированного бюджетов;
б) формирование бюджетной росписи на планируемый период;
в) мониторинг и оценку ключевых показателей эффективности деятельности (KPI) руководителей органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Коми, органов исполнительной власти Республики Коми;
г) ввод информации по государственным программам Республики Коми (содержание, отчеты и доклады о реализации государственных программ Республики Коми);
д) оценку эффективности государственных программ Республики Коми;
е) формирование отчетных материалов по государственным программам Республики Коми;
ж) мониторинг и анализ информации по государственным программам Республики Коми;
з) ведение реестра государственных программ Республики Коми;
и) ввод информации по ведомственным целевым программам (содержание);
к) формирование информации для оценки эффективности ведомственных целевых программ;
л) оценку эффективности ведомственных целевых программ;
м) мониторинг и анализ информации по ведомственным целевым программам;
н) ведение реестра ведомственных целевых программ;
о) ввод информации по долгосрочным республиканским целевым программам (содержание, отчеты);
п) оценку эффективности долгосрочных республиканских целевых программ;
р) мониторинг и анализ информации по долгосрочным республиканским целевым программам;
с) ведение реестра долгосрочных республиканских целевых программ;
4) систему мониторинга и анализа хода реализации инвестиционных проектов, обеспечивающую:
а) ведение реестра инвестиционных проектов Республики Коми;
б) мониторинг хода реализации инвестиционных проектов;
в) оценку влияния параметров реализации инвестиционных проектов Республики Коми на значения показателей социально-экономического и финансового положения республики;
5) систему мониторинга подготовки и оценки эффективности государственного, муниципального заказа, обеспечивающую:
а) мониторинг подготовки и размещения материалов государственного, муниципального заказа в рамках выполнения мероприятий программ Республики Коми;
б) формирование плана-графика и контрольных точек хода подготовки материалов государственного, муниципального заказа в разрезе заказчиков Республики Коми;
в) мониторинг эффективности государственных, муниципальных закупок Республики Коми;
г) мониторинг и анализ объемов государственных, муниципальных закупок в разрезе заказчиков и видов закупок;
д) мониторинг финансирования и исполнения заключенных государственных, муниципальных контрактов;
6) систему мониторинга участия Республики Коми в мероприятиях федеральных целевых программ, действующих на территории Республики Коми, обеспечивающую:
а) ввод информации о федеральных целевых программах, действующих на территории Республики Коми;
б) ввод информации по заявкам на участие Республики Коми в мероприятиях федеральных целевых программ;
в) контроль хода подготовки заявок органами исполнительной власти Республики Коми;
г) формирование отчетных материалов по федеральным целевым программам, действующим на территории Республики Коми;
д) контроль выполнения мероприятий федеральных целевых программ, действующих на территории Республики Коми;
7) систему мониторинга положения в моногородах Республики Коми, обеспечивающую:
а) мониторинг показателей социально-экономического состояния моногородов Республики Коми;
б) мониторинг реализации комплексных инвестиционных планов модернизации (КИПов) моногородов Республики Коми;
8) систему мониторинга экспертных оценок, обеспечивающую:
а) ведение перечня экспертов, зарегистрированных в ЕИАС, и визуальное конструирование опросов экспертных мнений по различным проблемным вопросам;
б) ведение рейтинга экспертов на основе обратной связи;
в) консолидацию результатов опроса экспертов с применением методов обработки экспертных оценок (метода парных сравнений Саати), в том числе с учетом рейтинга экспертов;
г) формирование результатов опроса экспертов для представления с помощью модуля формирования рабочих столов и специализированных информационных разделов должностных лиц Республики Коми.
Кроме перечня первоочередных АИС для автоматизации функций органов исполнительной власти Республики Коми, в том числе затрагивающих вопросы межведомственного информационного обмена, а также для представления информации должностным лицам Республики Коми в рамках создания ЕИАС необходимо разработать:
1) систему мониторинга поступления налоговых платежей и анализа налогового потенциала территорий республики, обеспечивающую:
а) агрегацию данных Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми по видам экономической деятельности, территориям, видам поступлений и категориям плательщиков;
б) анализ налоговой нагрузки в разрезе территорий Республики Коми, сравнение налоговой нагрузки с субъектами Российской Федерации, анализ налогового потенциала территорий;
в) мониторинг и анализ недоимки по налогам и сборам в разрезе территорий республики;
г) моделирование динамики налоговых поступлений на основе факторного анализа показателей социально-экономического развития республики;
д) оценку величины выпадающих доходов республиканского бюджета Республики Коми в связи с предоставлением налоговых льгот;
2) систему мониторинга общественно-политической и социальной ситуации в Республике Коми, обеспечивающую:
а) мониторинг результатов социологических опросов, в том числе в рамках оценки удовлетворенности населения качеством образования, здравоохранения, государственного управления и жилищно-коммунальных услуг;
б) прогнозирование результатов выборов на основе проводимых социологических исследований;
в) мониторинг протестной активности в разрезе территорий, частоты протестов и их массовости;
г) мониторинг деятельности политических партий и общественных объединений, их численности, состава и территориальной принадлежности;
д) мониторинг партийной принадлежности руководителей органов местного самоуправления;
е) мониторинг результатов выборов в разрезе территорий;
ж) мониторинг количества публикаций в средствах массовой информации в разрезе отраслей;
з) мониторинг резонансных публикаций в средствах массовой информации;
и) мониторинг высказываний о руководстве Республики Коми в республиканских и федеральных средствах массовой информации с экспертной оценкой тональности;
3) систему мониторинга, анализа и контроля исполнения решений, принятых Правительством Республики Коми, обеспечивающую:
а) анализ количества выданных и исполненных поручений в разрезе ответственных исполнителей, категорий, видов и иных атрибутов поручений;
б) упреждающий и фактический контроль соблюдения сроков исполнения поручений;
в) экспертный анализ качества исполнения поручений;
г) рейтингование исполнителей по степени исполнительской дисциплины и качеству исполнения поручений;
4) систему мониторинга и анализа обращений граждан в разрезе компетенций органов исполнительной власти Республики Коми, обеспечивающую:
а) упреждающее выявление угроз и рисков на основе экспертных оценок последствий планируемых управленческих решений;
б) мониторинг количества и состава обращений граждан;
в) анализ выполнения поручений, выданных в ходе работы по обращениям граждан;
г) анализ взаимосвязи отраслевых показателей и обращений граждан;
5) систему мониторинга управления топливно-энергетическим комплексом (далее - ТЭК), обеспечивающую:
а) ведение реестра субъектов естественных монополий в ТЭК Республики Коми;
б) сопоставление тарифов на топливно-энергетические ресурсы;
в) анализ выполнения нормативов в сфере ТЭК (нормативов потребления электроэнергии, тепловой энергии, нормативов по запасам топлива: угля, газа, мазута);
г) формирование оптимальной схемы размещения мощностей по выработке электро- и теплоэнергии и оптимальной схемы доставки топливных ресурсов, в том числе анализ обоснованности строительства новых мощностей, а также перевода существующих мощностей на альтернативные виды топлива;
д) мониторинг показателей состояния ТЭК Республики Коми;
е) расчет показателей энергетической безопасности районов;
ж) оценку эффективности расходования первичных топливно-энергетических ресурсов на выработку тепла и электроэнергии;
з) анализ структуры потребления первичных и вторичных топливно-энергетических ресурсов в разрезе районов и видов экономической деятельности;
и) расчет обеспеченности отдельных территорий собственными топливно-энергетическими ресурсами;
к) формирование отчетных и прогнозных (среднесрочное и долгосрочное прогнозирование) балансов топливно-энергетических ресурсов Республики Коми с использованием методов имитационного и статистического прогнозирования;
6) систему мониторинга, анализа и прогнозирования развития агропромышленного комплекса Республики Коми, обеспечивающую:
а) мониторинг показателей развития агропромышленного комплекса территорий (далее - АПК) Республики Коми и хода исполнения программ развития АПК;
б) мониторинг цен сельских товаропроизводителей, перерабатывающих предприятий и розничных цен;
в) ведение регламентной отчетности (плановой, бухгалтерской, диспетчерской);
г) мониторинг и анализ состояния и наличия сельскохозяйственной техники;
д) определение признаков банкротства, финансовой устойчивости и кредитоспособности сельских товаропроизводителей, расчет интегральных рейтингов развития сельских районов и товаропроизводителей Республики Коми;
е) мониторинг исполнения планов в разрезе муниципальных районов в Республике Коми и сельских товаропроизводителей;
ж) формирование реестра получателей субсидий, справок-расчетов и сводных реестров по финансированию заявок сельских товаропроизводителей из бюджета в разрезе товарной номенклатуры;
з) вариантное прогнозирование развития АПК Республики Коми;
7) систему мониторинга и анализа показателей развития промышленности Республики Коми, обеспечивающую:
а) анализ развития системообразующих предприятий и предприятий республиканского значения;
б) оперативный мониторинг данных предприятий промышленности;
в) мониторинг цен промышленных товаропроизводителей;
г) комплексную оценку и рейтингование предприятий;
д) формирование аналитических записок по вопросам текущего состояния и среднесрочным перспективам развития отраслей промышленности республики;
8) систему управления жилищно-коммунальной сферой Республики Коми, включающую:
а) подсистему управления коммунальной сферой Республики Коми, обеспечивающую:
ведение реестров организаций коммунального комплекса;
мониторинг выполнения производственных и инвестиционных программ организаций коммунального комплекса;
мониторинг хозяйственной деятельности организаций коммунального комплекса;
комплексный мониторинг и анализ параметров развития коммунальной сферы на территории Республики Коми, оценку основных тенденций, сравнение с другими субъектами Российской Федерации;
систематизацию, анализ и организацию публичного доступа к материалам по стандартам раскрытия информации организациями коммунального комплекса;
б) подсистему управления жилищной сферой Республики Коми, обеспечивающую:
формирование реестра многоквартирных домов, в том числе многоквартирных домов, признанных аварийными;
мониторинг реализации республиканских адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда;
мониторинг хода реализации мероприятий по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, в том числе за счет средств федерального бюджета;
комплексный мониторинг и анализ параметров развития жилищной сферы на территории Республики Коми, оценку основных тенденций, сравнение с другими субъектами Российской Федерации;
сбор и аналитическую обработку информации по стандартам раскрытия информации управляющими организациями;
9) систему управления имущественным комплексом Республики Коми, обеспечивающую:
а) ведение единого реестра объектов государственной собственности Республики Коми (движимое и недвижимое имущество, земельные участки), в том числе ведение истории изменения объектов (возникновение, изменение прав, включая вещные права, и изменение технических характеристик объектов);
б) ведение карт объектов, включая поэтажные планы;
в) ведение реестра контрагентов;
г) управление и распоряжение имущественными объектами (осуществление сделок);
д) администрирование платы за пользование имуществом (в соответствии с бюджетным учетом);
е) оперативный контроль состояния и использования имущества, анализ эффективности управления имуществом;
10) систему мониторинга здравоохранения Республики Коми, обеспечивающую:
а) ведение регистра медицинских и фармацевтических работников Республики Коми;
б) ведение паспортов лечебно-профилактических учреждений Республики Коми;
в) ведение реестра медицинской техники Республики Коми;
г) анализ материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений;
д) анализ кадрового потенциала медицинских и фармацевтических работников;
е) информационное взаимодействие с федеральными информационными системами Министерства здравоохранения Российской Федерации через центральную подсистему "Федерация" ГАС "Управление";
11) систему мониторинга показателей развития туризма в Республике Коми, обеспечивающую:
а) формирование единого информационного пространства показателей туристических ресурсов и услуг на основе ЦХД;
б) формирование единого реестра объектов туризма и паспортов туристических объектов Республики Коми;
в) подготовку тематических аналитических записок о развитии туристического сектора Республики Коми;
г) автоматизацию процессов сбора и консолидации ведомственной отчетности;
д) ведение календаря туристических событий и представление контактной информации;
е) формирование и ведение раздела для информирования потенциальных туристов;
12) систему формирования реестра информационных систем органов исполнительной власти Республики Коми, обеспечивающую:
а) ведение реестра информационных систем органов исполнительной власти Республики Коми;
б) формирование аналитической отчетности по информационным системам органов исполнительной власти Республики Коми.
Часть из вышеперечисленных систем находится в стадии проектирования, а именно: система мониторинга здравоохранения Республики Коми, система управления имущественным комплексом Республики Коми, и предполагается для включения в состав ЕИАС.
В состав комплекса средств аналитической обработки, моделирования и визуализации информации должны входить следующие модули:
1) модуль формирования настраиваемых наборов аналитических инструментов и представлений информации, предназначенной для информационно-аналитической поддержки выполнения функциональных задач (далее - рабочий стол);
2) специализированные информационные разделы должностных лиц Республики Коми;
3) электронный офис руководителя;
4) подсистема моделирования;
5) межведомственный раздел;
6) публичный раздел.
Модуль формирования рабочих столов предназначен для использования специалистами службы эксплуатации ЕИАС и должен обеспечивать возможность выполнения функций:
1) формирование рабочих столов для формирования и визуализации персонализированного состава показателей и измерений, произвольной и регламентной отчетности, а также настройки персональных оповещений и персонализированного списка ссылок на другие функциональные модули системы;
2) формирование графического, табличного и картографического представления информации, а также медиафайлов;
3) прикрепление к рабочим столам результатов опроса экспертов по соответствующей проблеме;
4) персонификация рабочих столов пользователей в соответствии с личными настройками, включающими состав, расположение, способы представления (конкретные виды графиков для различных показателей или индикаторов) информации;
5) публикация рабочих столов на мобильные устройства (планшеты, смартфоны).
Специализированные информационные разделы должностных лиц Республики Коми предназначены для представления в проблемно-ориентированном, индикативном виде информации по курируемым направлениям и должны обеспечивать выполнение функций:
1) визуализация сводной информации о различных сферах деятельности Республики Коми в соответствии с разграничением зон ответственности на основе данных централизованного хранилища и автоматизированных информационных систем - поставщиков информации ЕИАС:
а) информация о социально-экономическом развитии Республики Коми, муниципальных образований в Республике Коми;
б) показатели исполнения республиканского бюджета Республики Коми;
в) показатели эффективности и результативности деятельности органов исполнительной власти Республики Коми;
г) показатели реализации целевых и адресных инвестиционных программ, приоритетных национальных проектов;
д) показатели реализации государственных программ Республики Коми;
е) информация о политической ситуации и социологических опросах;
ж) показатели социальной напряженности, развития социальной сферы Республики Коми, информация о чрезвычайных ситуациях;
з) показатели хода выполнения федеральных программ на территории Республики Коми;
и) информация по работе с обращениями граждан;
к) рейтинговые заключения экспертов - предложения конкретных мер при наступлении конкретных событий с выставленными вероятностными оценками, формируемые на основе данных ЦХД;
2) интеграция со средствами визуализации геоинформационных систем для представления объектной информации;
3) наглядная индикация проблемных и лидирующих зон в развитии Республики Коми, муниципальных образований в Республике Коми;
4) представление вариантных прогнозных расчетов показателей социально-экономического развития Республики Коми, формируемых в АИС и подсистеме моделирования.
Электронный офис руководителя предназначен для использования должностными лицами Республики Коми и должен обеспечивать:
1) планирование рабочего дня руководителя и составление графика событий на определенный период времени (день, неделю, месяц);
2) регистрацию и контроль входящих звонков;
3) формирование резолюций и контроль их исполнения;
4) создание и ведение заметок;
5) контроль исполнения поручений;
6) мониторинг и анализ хода исполнения поручений;
7) графическое представление аналитической информации о ходе исполнения поручений;
8) хранение документов;
9) автоматизированное формирование аналитических отчетов.
Подсистема моделирования предназначена для использования экспертами-аналитиками при построении проблемно-ориентированных моделей, для проведения расчетов и последующей публикации результатов в специализированных информационных разделах и на рабочих столах пользователей ЕИАС.
Подсистема моделирования должна обеспечивать:
1) выбор моделируемой переменной из числа переменных ЦХД;
2) выбор вида модели (регрессионные модели, модели межотраслевого баланса, модели Value-At-Risk, анализ временных рядов, преобразования, детерминированное уравнение и т.д.);
3) отображение идентифицированного уравнения (табличное и графическое);
4) вывод статистических характеристик модели;
5) отображение данных на графиках и диаграммах;
6) отображение числовых значений рядов;
7) оценку качества модели (для модели бинарного выбора (оценка методом максимального правдоподобия) и для модели на панельных данных (бинарная регрессия);
8) объединение моделей в последовательность, предназначенную для расчета с помощью задачи моделирования (метамодель). Объединение должно содержать иерархию элементов - моделей и папок. Папки должны служить для логического объединения групп моделей и удобного отображения последовательности. Система должна позволять включение в метамодель других метамоделей;
9) создание сценариев.
Межведомственный раздел предназначен для обеспечения информационного взаимодействия органов исполнительной власти Республики Коми и должен выполнять следующие функции:
1) представление рубрикатора информационных материалов, содержащихся в ЦХД ЕИАС, в разрезе ответственных за представление информации, территорий, показателей;
2) формирование регламентной отчетности, представляемой органами исполнительной власти Республики Коми в ЕИАС на основе данных ЦХД;
3) вывод значений показателей в разрезе имеющихся источников информации (статистическая, ведомственная отчетность);
4) построение персонализированных рабочих столов на основе информации централизованного хранилища;
5) представление информации о регламенте информационного наполнения ЕИАС в разрезе ответственных.
Публичный раздел предназначен для обеспечения информационного взаимодействия ЕИАС с гражданами и хозяйствующими субъектами и должен выполнять следующие функции:
1) информирование пользователей раздела:
а) о ходе бюджетного процесса и проекте закона Республики Коми о республиканском бюджете Республики Коми в аналитическом виде;
б) о работе с обращениями граждан;
в) о реализации мероприятий федеральных целевых программ, действующих на территории Республики Коми;
г) о реализации государственных программ Республики Коми;
д) о текущем и прогнозируемом социально-экономическом развитии республики;
е) о результатах оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти Республики Коми и органов местного самоуправления в Республике Коми;
ж) об инвестиционном и инновационном потенциале республики и действующих механизмах (инструментах) государственной поддержки инвестиционной и инновационной деятельности;
з) о туристическом потенциале республики;
2) обеспечение обратной связи с пользователями раздела в части:
а) публичной экспертизы государственных программ Республики Коми;
б) экспертизы нормативных правовых актов, касающихся бюджетного процесса Республики Коми и иных сфер.
Подсистема администрирования предназначена для управления и настройки модулей и технических компонентов подсистем ЕИАС, а также для осуществления мониторинга их работоспособности и должна выполнять следующие функции:
1) управление конфигурацией, мониторинг работоспособности и качества предоставляемых сервисов для сетевого, серверного, вспомогательного оборудования и программных компонентов ЕИАС;
2) сбор и обработка данных, включая потоки событий, о состоянии контролируемых объектов управления;
3) обобщенный контроль объектов управления;
4) оперативный (обобщенный) мониторинг объектов управления в единой консоли;
5) обработка, структурирование, хранение и ретроспективное накопление информации о состоянии объектов управления;
6) автоматическая регистрация критических событий в системе учета обращений, диспетчеризация запросов, отслеживание среднего времени разрешения вопроса;
7) визуальное представление статистики доступа к объектам управления (таблицы, графики);
8) централизованный доступ к системным журналам, в том числе журналам безопасности;
9) контроль состояния компонентов ЕИАС с использованием синтетических транзакций (эмуляция действий пользователя и АИС поставщиков и потребителей информации).
Подсистема обеспечения информационной безопасности ЕИАС согласно Требованиям о защите информации, содержащейся в информационных системах общего пользования, утвержденным приказом Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 31 августа 2010 г. N 416/489, предварительно может быть отнесена к II классу, поскольку нарушение целостности и доступности информации, содержащейся в ней, не приведет к возникновению угроз безопасности Российской Федерации.
ЕИАС содержит открытый и закрытый контуры. Для информации, обрабатываемой в открытом контуре, должны обеспечиваться ее целостность и доступность. Для информации, обрабатываемой в закрытом контуре, должны обеспечиваться ее целостность и доступность только зарегистрированными пользователями закрытого контура.
В ЕИАС предусматривается возможность хранения и обработки информации ограниченного доступа, в связи с этим необходимо предпринять меры по обеспечению ее конфиденциальности.
Подсистема обеспечения информационной безопасности должна поддерживать следующие категории пользователей:
1) пользователи открытого контура:
а) граждане;
б) исследовательские центры (профессиональные ассоциации, высшие учебные заведения и т.п.);
в) иные организации;
2) пользователи закрытого контура:
а) должностные лица Республики Коми;
б) администраторы доходов бюджетов;
в) главные распорядители бюджетных средств;
г) органы местного самоуправления в Республике Коми;
д) государственные учреждения Республики Коми;
е) муниципальные учреждения в Республике Коми.
Подсистема обеспечения информационной безопасности должна обеспечивать контроль за представлением информации поставщиками и ее передачей в ЦХД.
При проектировании средств и методов обеспечения информационной безопасности ЕИАС необходимо руководствоваться законодательством Российской Федерации в области защиты информации, в том числе:
1) Федеральным законом "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";
2) Федеральным законом "О персональных данных";
3) Указом Президента Российской Федерации от 17 марта 2008 г. N 351 "О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена";
4) постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 424 "Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям";
5) приказом Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 31 августа 2010 г. N 416/489 "Об утверждении требований о защите информации, содержащейся в информационных системах общего пользования";
6) специальными требованиями и рекомендациями по технической защите конфиденциальной информации (далее - СТР-К).
К подсистеме обеспечения информационной безопасности должны применяться следующие требования:
1) регистрация действий пользователей и обслуживающего персонала, контроль несанкционированного доступа и действий пользователей, обслуживающего персонала и посторонних лиц;
2) резервирование технических средств, дублирование массивов и носителей информации;
3) использование средств защиты информации, прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия (сертификацию);
4) размещение технических средств, позволяющих осуществлять обработку информации, в пределах охраняемой территории;
5) организация физической защиты помещений и собственно технических средств, позволяющих осуществлять обработку информации;
6) предотвращение внедрения в информационные системы вредоносных программ (программ-вирусов) и программных закладок, использование средств антивирусной защиты;
7) межсетевое экранирование с целью управления доступом, фильтрации сетевых пакетов и трансляции сетевых адресов для скрытия структуры информационной системы;
8) обнаружение и предотвращение вторжений в информационную систему, нарушающих или создающих предпосылки к нарушению установленных требований по обеспечению безопасности информации;
9) анализ защищенности информационных систем, предполагающий применение специализированных программных средств (сканеров безопасности);
10) защита информации при ее передаче по каналам связи;
11) использование систем обеспечения гарантированного электропитания (источников бесперебойного питания);
12) осуществление записи и хранения сетевого трафика при обращении к государственным информационным ресурсам за последние сутки и более и предоставление доступа к записям по запросам уполномоченных государственных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
В случае если администрирование серверных площадок будет осуществляться в удаленном режиме, должен быть реализован контроль и протоколирование удаленного доступа обслуживающего персонала к информационным ресурсам, программным средствам управления ЕИАС, программным средствам обработки (передачи) и защиты информации и контроля доступа.
Детальные требования к подсистеме обеспечения информационной безопасности в целом и к отдельным ее компонентам должны быть выработаны в ходе разработки технических решений в части комплекса средств защиты информации ЕИАС путем моделирования угроз безопасности и определения мер по их преодолению.
Модель угроз и модель нарушителя должны учитывать:
1) в целом наличие угроз несанкционированного доступа, целостности и доступности данных;
2) внешние угрозы, обусловленные использованием каналов связи общего пользования (каналов международного информационного обмена) для передачи информации;
3) внешние угрозы, обусловленные наличием электронного взаимодействия с внешними АИС;
4) внутренние угрозы, обусловленные случайными и (или) целенаправленными действиями пользователей, направленными на ИТ-инфраструктуру или ЕИАС;
5) внутренние угрозы, обусловленные случайными и (или) целенаправленными действиями пользователей, направленными на обрабатываемые данные.
VI. Архитектура Системы
Для обеспечения основных принципов построения ЕИАС, а также основных принципов построения системы "Управление", перечисленных в постановлении Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2009 г. N 1088 "О государственной автоматизированной информационной системе "Управление", необходимо обеспечить выполнение следующих требований к общей программной архитектуре, приведенных в таблице.
Таблица
Требования к общей программной архитектуре
Принципы построения системы, влияющие на требования к общей программной архитектуре |
Требования к общей программной архитектуре ЕИАС |
1 |
2 |
Централизация сбора |
обеспечение централизованного ввода и распространение данных по показателям, метаданным и НСИ, необходимым для функционирования ЕИАС: 1) в ручном режиме с использованием web-форм; 2) в автоматическом режиме с использованием электронных сервисов и файлового обмена |
Исключение запросов информации, содержащейся в ЕИАС, непосредственно у источника информации |
1) обеспечение долговременного хранения информации в ЕИАС в реляционном виде, позволяющем осуществлять быстрый поиск и запрос информации из единого хранилища данных; 2) обеспечение функционирования механизмов кэширования результатов запросов в оперативное запрашивающее устройство для уменьшения нагрузки на ЦХД |
Актуальность и достоверность информации, содержащейся в ЕИАС |
1) обеспечение юридической значимости (в том числе проверки целостности и авторства) информационного обмена для определенных в регламенте взаимодействия типов сообщений, передаваемых с использованием ЕИАС; 2) обеспечение возможности долговременного хранения и выдачи по запросу исходных сообщений (транспортных файлов) в неизменном виде, включая блок электронной подписи, для претензионной работы |
Адаптируемость состава информации, содержащейся в ЕИАС |
обеспечение адаптивности ЕИАС к изменению состава данных, обрабатываемых в ЕИАС, в том числе обеспечение устойчивости и отсутствия необходимости вносить доработки, проводить сборку из исходных кодов и обновление системы при: 1) изменении состава и структуры показателей, поставщиков и потребителей информации; 2) изменении состава НСИ и значений справочников, реестров и классификаторов; 3) изменении периодичности сбора правил форматно-логического и перекрестного контроля значений показателей; 4) изменении или настройке регламентной отчетности и разделов представления данных |
Открытость для интеграции с системой ЕИАС существующих и создаваемых АИС потребителей и поставщиков информации |
обеспечение взаимодействия с системой с использованием общепринятых открытых стандартов взаимодействия информационных систем через механизмы электронных сервисов и возможности файлового обмена (для распространения файлов большого размера) с АИС и центральной подсистемой "Федерация" ГАС "Управление" |
Единство используемых в ЕИАС терминов, нормативной справочной информации, системы показателей и регламентов |
1) обеспечение централизованного сбора, распространения и гармонизации НСИ, необходимой для функционирования ЕИАС; 2) обеспечение приема и обработки НСИ и метаданных центральной подсистемы "Федерация" ГАС "Управление" и последующей трансляции данных для республиканских подписчиков; 3) обеспечение возможности сбора и распространения НСИ, специфичной для систем-источников информации; 4) обеспечение возможности выборочной, пост- и премодерации изменений НСИ, метаданных и значений показателей (в том числе списка показателей) |
VII. Требования к интеграции
ЕИАС должна использовать для своего информационного наполнения следующие существующие автоматизированные информационные системы и формализованные источники данных республиканского и федерального уровня:
1) систему электронного документооборота в части данных для контроля исполнения поручений органами исполнительной власти Республики Коми;
2) систему планирования и казначейского исполнения республиканского бюджета Республики Коми в части информации мониторинга исполнения республиканского бюджета Республики Коми;
3) информационную систему Территориального органа Федеральной службы государственной статистики;
4) систему размещения заказов Российской Федерации;
5) систему Министерства здравоохранения Республики Коми в части регулярной федеральной и республиканской отчетности;
6) систему Министерства экономического развития Республики Коми в части информации о прогнозе показателей социально-экономического развития республики на среднесрочный период;
7) типовое региональное решение ГАС "Управление", внедренное в Республике Коми, в части показателей эффективности деятельности органов исполнительной власти Республики Коми и органов местного самоуправления в Республике Коми;
8) систему Агентства Республики Коми по печати и массовым коммуникациям в части базы данных публикаций;
9) федеральную государственную информационную систему "Единая информационно-аналитическая система "ФСТ России - РЭК - субъекты регулирования";
10) информационные ресурсы Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми в части поступлений и задолженности по налогам и сборам;
11) центральную подсистему "Федерация" ГАС "Управление";
12) геоинформационный портал Республики Коми;
13) систему Управления Республики Коми по занятости населения.
Интеграция с данными АИС должна осуществляться как за счет использования средств ЕИАС, так и за счет доработки соответствующих информационных систем в части создания автоматизированных сервисов информационного обмена.
Последующая интеграция с внешними АИС должна производиться с использованием средств подсистемы сбора и загрузки данных и подсистемы интеграции.
VIII. Сроки и этапы создания Системы
Реализацию проекта планируется осуществить в 2013 - 2015 годах.
Первый этап (2013 год):
1) формирование технического проекта на создание функциональных модулей ЕИАС первого этапа;
2) разработка АИС первого этапа;
3) разработка подсистемы интеграции, администрирования и информационной безопасности ЕИАС;
4) развитие функциональности подсистемы аналитической обработки, моделирования и визуализации данных ЕИАС Республики Коми, подключение дополнительных информационных источников;
5) подготовка комплектов рабочей и методической документации, проведение обучения пользователей ЕИАС работе с функциональными модулями ЕИАС первого этапа;
6) опытная эксплуатация, доработка и ввод функциональных модулей ЕИАС первого этапа в промышленную эксплуатацию;
7) разработка нормативных правовых актов и регламентных документов, обеспечивающих функционирование функциональных модулей ЕИАС первого этапа;
8) актуализация и сопровождение функциональных модулей ЕИАС, введенных в промышленную эксплуатацию.
Второй этап (2014 год):
1) формирование технического проекта на создание функциональных модулей ЕИАС второго этапа;
2) разработка АИС второго этапа;
3) подключение дополнительных информационных источников к подсистеме аналитической обработки, моделирования и визуализации данных ЕИАС;
4) подготовка комплектов рабочей и методической документации, проведение обучения пользователей ЕИАС работе с функциональными модулями ЕИАС второго этапа;
5) опытная эксплуатация, доработка и ввод функциональных модулей ЕИАС второго этапа в промышленную эксплуатацию;
6) разработка нормативных правовых актов и регламентных документов, обеспечивающих функционирование функциональных модулей ЕИАС второго этапа;
7) актуализация и сопровождение функциональных модулей ЕИАС, введенных в промышленную эксплуатацию.
Третий этап (2015 год):
1) формирование технического проекта на создание функциональных модулей ЕИАС третьего этапа;
2) разработка АИС третьего этапа;
3) подключение дополнительных информационных источников к подсистеме аналитической обработки, моделирования и визуализации данных ЕИАС Республики Коми;
4) подготовка комплектов рабочей и методической документации, проведение обучения пользователей ЕИАС работе с функциональными модулями ЕИАС третьего этапа;
5) опытная эксплуатация, доработка и ввод функциональных модулей ЕИАС третьего этапа в промышленную эксплуатацию;
6) разработка нормативных правовых актов и регламентных документов, обеспечивающих функционирование функциональных модулей ЕИАС третьего этапа;
7) актуализация и сопровождение функциональных модулей ЕИАС, введенных в промышленную эксплуатацию.
IX. Нормативная база создания Системы
Для организационного обеспечения процессов внедрения и функционирования ЕИАС должны быть разработаны и приняты следующие нормативные правовые акты и организационные документы:
1) поэтапный план реализации Концепции создания ЕИАС;
2) распоряжение Правительства Республики Коми о назначении оператора ЕИАС и создании межведомственной рабочей группы для согласования технических решений;
3) распоряжение Правительства Республики Коми о назначении операторов информационных систем, входящих в состав ЕИАС;
4) рекомендации к разработке АИС Республики Коми в части форматов информационного обмена и использования единой нормативно справочной информации;
5) план-график работ по подготовке технических требований, технических проектов, конкурсной документации и выполнению работ по созданию функциональных подсистем ЕИАС;
6) приказы оператора ЕИАС о проведении предварительных испытаний, опытной эксплуатации, приемочных испытаний на стадии приемки функциональных подсистем ЕИАС;
7) регламенты информационного наполнения, использования, актуализации и сопровождения ЕИАС;
8) изменения в нормативные акты, регламентирующие деятельность органов исполнительной власти Республики Коми в части обеспечения информационного наполнения, использования, актуализации и сопровождения ЕИАС.
X. Управление реализацией проекта
При реализации полного цикла работ по созданию ЕИАС выделяются следующие основные стадии проекта:
1) проектирование и создание ЕИАС;
2) актуализация и развитие ЕИАС;
3) техническое, контентное и информационное сопровождение ЕИАС.
Для обеспечения эффективного управления выполнением работ на всех стадиях проекта определены следующие участники:
1) ответственный исполнитель - координатор (Комитет информатизации и связи Республики Коми) со следующими функциями и полномочиями:
а) обеспечивает взаимодействие и общую координацию работ по управлению проектом;
б) обеспечивает контроль за эффективным расходованием средств республиканского бюджета Республики Коми на реализацию проекта;
в) обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в Республике Коми в рамках проекта и проводит анализ реализации государственной политики в этой сфере деятельности;
г) инициирует разработку проектов законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере создания и использования ЕИАС Республики Коми и вносит их в пределах полномочий на рассмотрение в установленном порядке;
д) разрабатывает и утверждает в пределах своей компетенции нормативные, организационно-распорядительные, методические документы, регламентирующие вопросы создания и функционирования ЕИАС;
е) запрашивает и получает в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по реализации проекта;
ж) в случае необходимости создает координационные и совещательные органы (советы, комиссии, группы, коллегии), в том числе межведомственные, в рамках реализации проекта;
2) оператор ЕИАС (государственное автономное учреждение Республики Коми "Центр информационных технологий" - республиканский оператор инфраструктуры электронного правительства в Республике Коми) со следующими функциями и полномочиями:
а) осуществляет координацию работ по предпроектному обследованию, формированию технического проекта, созданию и внедрению ЕИАС;
б) осуществляет техническое и контентное сопровождение ЕИАС;
в) осуществляет сбор сведений и формирует технические требования к актуализации и развитию ЕИАС;
1) органы исполнительной власти Республики Коми (за исключением Комитета информатизации и связи Республики Коми) и государственные органы Республики Коми, образованные Главой Республики Коми или Правительством Республики Коми, обеспечивающие выполнение набора соответствующих функций в рамках ЕИАС.
Органы исполнительной власти Республики Коми, входящие в состав межведомственной рабочей группы, принимают участие в разработке и согласовании детальных требований к функционированию ЕИАС на стадии технического проектирования и последующую эксплуатацию функциональных подсистем ЕИАС, формируют предложения по модернизации и развитию функциональных подсистем ЕИАС.
IX. Источники финансирования
Финансирование проекта планируется осуществить за счет средств республиканского бюджета Республики Коми в рамках мероприятий Государственной программы Республики Коми "Информационное общество", утвержденной постановлением Правительства Республики Коми от 28 сентября 2012 г. N 423.
XII. Ожидаемый эффект
Последовательное осуществление мероприятий, предусмотренных настоящей Концепцией, будет содействовать созданию инфраструктуры электронного правительства в Республике Коми, снижению уровня бумажного документооборота, снижению затрат на разработку и внедрение АИС на территории Республики Коми и повышению оперативности принятия административно-управленческих решений в органах исполнительной власти Республики Коми, в том числе в целях осуществления государственных функций и предоставления государственных услуг населению Республики Коми, что в конечном итоге будет способствовать повышению эффективности деятельности органов исполнительной власти Республики Коми.
В ходе реализации настоящей Концепции прогнозируется достижение следующих результатов:
1) увеличение оперативности и качества принимаемых органами исполнительной власти Республики Коми управленческих решений за счет использования современных средств мониторинга, анализа и моделирования;
2) вовлечение всех органов исполнительной власти Республики Коми в республиканскую инфраструктуру электронного правительства в Республике Коми;
3) снижение затрат республиканского бюджета Республики Коми на разработку и внедрение АИС на территории Республики Коми не менее чем на 5%;
4) достижение показателя формирования межведомственных запросов органов исполнительной власти Республики Коми на представление информации в электронном виде до уровня 90%;
5) повышение рейтинга Республики Коми в рейтинге субъектов Российской Федерации по уровню внедрения электронного правительства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.