Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
МО ГО "Сыктывкар"
от 30 декабря 2015 г. N 12/4020
Программа
по повышению эффективности управления муниципальными финансами МО ГО "Сыктывкар" на период до 2018 года
Программа по повышению эффективности управления муниципальными финансами МО ГО "Сыктывкар на период до 2018 года (далее - Программа) разработана в соответствии с положениями распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 2593-р "Об утверждении Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года", распоряжением Правительства Республики Коми от 14.08.2014 N 290-р "Об утверждении Программы Правительства Республики Коми по повышению эффективности управления государственными финансами Республики Коми на период до 2018 года".
I. Итоги реализации Программы "Повышение эффективности бюджетных расходов муниципального образования городского округа "Сыктывкар" на период до 2017 года"
В 2011 - 2015 годах деятельность органов местного самоуправления МО ГО "Сыктывкар" по созданию условий для повышения эффективности осуществления бюджетных расходов осуществлялась в рамках Программы "Повышение эффективности бюджетных расходов муниципального образования городского округа "Сыктывкар" на период до 2017 года" - (далее - Программа повышения эффективности бюджетных расходов). По большинству ключевых направлений ее реализации был достигнут существенный прогресс.
Программа повышения эффективности бюджетных расходов представляла собой реализацию комплексного подхода к процессу реформирования общественных финансов в МО ГО "Сыктывкар" и включала следующие ключевые направления.
1. Обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета МО ГО "Сыктывкар".
В период реализации Программы повышения эффективности бюджетных расходов в МО ГО "Сыктывкар" обеспечена устойчивость и сбалансированность бюджета. Осуществлен переход к трехлетнему бюджетному планированию.
Объем дефицита бюджета МО ГО "Сыктывкар" и объем муниципального долга находятся на экономически безопасном уровне. Не допущено возникновение просроченной кредиторской задолженности по расходным обязательствам МО ГО "Сыктывкар".
Значительно повысилась эффективность управления временно свободными остатками на счете местного бюджета.
2. Совершенствование программно-целевых принципов организации деятельности органов местного самоуправления.
В 2011 году утверждена Стратегия социально-экономического развития МО ГО "Сыктывкар" до 2025 года". Стратегией определены: миссия и главная (стратегическая) цель развития Сыктывкара, цели, задачи, приоритеты и механизмы решения по всем основным направлениям социально-экономического развития, а также целевые показатели, характеризующие количественные и качественные результаты их реализации. В целях обеспечения преемственности (непрерывности) стратегического планирования Республики Коми и достижения целевых индикаторов социально-экономического развития Республики Коми на уровне МО ГО "Сыктывкар" в 2014 году Стратегия актуализирована.
Главным механизмом реализации Стратегии являются муниципальные программы.
В ходе реализации Программы повышения эффективности бюджетных расходов разработана и утверждена нормативная правовая база, определившая подходы к формированию, реализации, оценке эффективности муниципальных программ МО ГО "Сыктывкар"; утвержден перечень муниципальных программ МО ГО "Сыктывкар".
С 2012 года осуществлен поэтапный переход к формированию бюджета МО ГО "Сыктывкар" в программном формате. В итоге доля расходов бюджета МО ГО "Сыктывкар", финансируемых в рамках муниципальных программ, в 2014 году составила 95,0% от общего объема расходов, что на 3,6% выше уровня 2013 года (91,4%). В 2015 году реализуется 8 муниципальных программ, расходы на реализацию которых составляют 94,6% от общего объёма расходов.
3. Оптимизация функций и повышение эффективности муниципального управления.
Утвержден ряд муниципальных правовых актов по сокращению дублирующих функций и полномочий органов местного самоуправления МО ГО "Сыктывкар".
В рамках реализации мероприятий по передаче функций органов местного самоуправления МО ГО "Сыктывкар", не отнесенных к основному виду деятельности, муниципальным учреждениям, создаваемым для обслуживания одновременно нескольких органов, или размещения муниципальных заказов на соответствующие услуги (аутсорсинг), по образовательным учреждениям на основании двусторонних договоров переданы внешним исполнителям функции на оказание услуг по организации питания и охране муниципальных учреждений.
В целях повышения эффективности и качества управления в МО ГО "Сыктывкар" разработана муниципальная программа "Повышение эффективности муниципального управления". Указанная программа направлена на создание условий для повышения эффективности регулирования финансово-имущественной сферы, а также кадровой политики.
В целях формирования налогового потенциала и привлечения в дальнейшем дополнительных доходов в бюджет МО ГО "Сыктывкар" путем вовлечения в оборот неучтенных объектов недвижимого имущества на территории города организована работа по сплошной инвентаризации.
4. Повышение качества и эффективности предоставления муниципальных услуг.
На территории МО ГО "Сыктывкар" разработаны и утверждены все необходимые в целях реализации Федерального закона N 83-ФЗ муниципальные правовые акты.
Формирование бюджета МО ГО "Сыктывкар" осуществляется исходя из нормативных затрат на оказание (выполнение) муниципальных услуг (работ) и сводных показателей муниципальных заданий.
Ежеквартально ГРБС проводится мониторинг и осуществляется контроль за выполнением муниципальных заданий.
5. Реформирование системы муниципального финансового контроля и развитие внутреннего контроля.
Деятельность органа внешнего муниципального финансового контроля, формы и порядок его осуществления определены Уставом МО ГО "Сыктывкар", Положением о Контрольно-счетной палате МО ГО "Сыктывкар".
Разработан и утвержден порядок осуществления внутреннего муниципального финансового контроля в МО ГО "Сыктывкар".
6. Развитие информационной системы муниципального управления.
Состояние информационной системы управления муниципальными финансами МО ГО "Сыктывкар" характеризуется наличием следующих постоянно действующих программных комплексов:
- автоматизированная система планирования и исполнения бюджета МО ГО "Сыктывкар" на основе программного обеспечения "Автоматизированный Центр контроля" ("АЦК-Планирование" и "АЦК-Финансы");
- система электронного документооборота и управления взаимодействием "DIRECTUM".
Таким образом, обеспечена автоматизация сфер бюджетного планирования и исполнения бюджета МО ГО "Сыктывкар", а также комплекс процессов документооборота. Данные системы поддерживаются в актуальном состоянии и модернизируются, исходя из требований бюджетного законодательства.
Кроме того, в целях обеспечения открытости и прозрачности информации о деятельности органов местного самоуправления МО ГО "Сыктывкар" на официальном сайте сыктывкар.рф (основной источник информации о деятельности органов местного самоуправления МО ГО "Сыктывкар") оперативно размещается информация об издаваемых муниципальных правовых актах МО ГО "Сыктывкар", официальных встречах и иных протокольных мероприятиях, а также материалы по бюджету МО ГО "Сыктывкар" на очередной год и плановый период, сведения и отчеты об исполнении бюджета МО ГО "Сыктывкар".
Для расширения целевой аудитории, "Бюджет для граждан" размещается на страницах Департамента финансов администрации МО ГО "Сыктывкар" в социальных сетях "ВКонтакте" (vk.com).
7. Повышение эффективности распределения бюджетных средств.
В целях повышения эффективности распределения бюджетных средств разработаны и утверждены порядок и методика планирования бюджетных ассигнований бюджета МО ГО "Сыктывкар" на очередной финансовый год и плановый период.
Утвержден ряд муниципальных правовых актов, связанных с формированием и финансовым обеспечением выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями.
С 2011 года осуществляется проведение мониторинга финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств и главными администраторами доходов бюджета, результаты которого размещены на официальном сайте администрации МО ГО "Сыктывкар".
8. Осуществление мероприятий по повышению энергетической эффективности.
В муниципальных учреждениях и в жилищном фонде МО ГО "Сыктывкар" произведена установка приборов учета тепловой энергии. Разработана форма энергетического паспорта бюджетных учреждений, методика проведения энергоаудита и согласования энергетического паспорта. Произведено устройство новых сетей наружного освещения (в т.ч. ПИРы) и модернизация существующих сетей наружного освещения дворовых территорий и объектов социальной сферы.
II. Цель, задачи и условия реализации Программы
Ответственное, эффективное и прозрачное управление муниципальными финансами является необходимым условием для повышения уровня и качества жизни населения городского округа, устойчивого экономического роста, модернизации экономики и социальной сферы МО ГО "Сыктывкар".
Благодаря реализации комплекса мероприятий в рамках Программы повышения эффективности бюджетных расходов (утвержденной в постановлении администрации МО ГО "Сыктывкар" от 28.04.2011 N 4/1084) сделаны значительные шаги к формированию целостной системы управления общественными финансами на муниципальном уровне.
Несмотря на достигнутые положительные результаты, в бюджетной сфере существует ряд проблем.
1. Необходимость разработки Программы
Основные на текущий момент нерешенные вопросы в сфере общественных финансов:
- слабая увязка стратегического и бюджетного планирования;
- нестабильность доходной базы местного бюджета и, как следствие, неточность экономических прогнозов, вызванная частыми изменениями в законодательстве;
- высокая зависимость отдельных направлений деятельности на территории МО ГО "Сыктывкар" от предоставления субсидий из бюджета МО ГО "Сыктывкар" на условиях возмещения части затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (бани, речные перевозки и т.д.);
- необходимость дальнейшего совершенствования механизма управления муниципальным внутренним долгом;
- необходимость совершенствования процедур и методов по сокращению задолженности в части взимания доходов, поступающих в местный бюджет;
- выпадающие доходы местного бюджета в связи с предоставленными льготами по налоговым и неналоговым платежам;
- отсутствие методологии проведения детализированного анализа полномочий органов местного самоуправления МО ГО "Сыктывкар" с целью выявления избыточных функций и функций, выполняемых не в полном объеме;
- необходимость утверждения более действенных нормативно закрепленных мер ответственности руководителей органов местного самоуправления за недостижение целевых значений показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления, в том числе в рамках финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств бюджета МО ГО "Сыктывкар";
- несовершенство системы критериев оценки эффективности деятельности муниципальных унитарных предприятий МО ГО "Сыктывкар";
- необходимость совершенствования системы управления качеством предоставляемых муниципальных услуг, оценки соответствия качества установленным требованиям;
- необходимость повышения качества формирования годовых отчетов о ходе реализации и оценке эффективности муниципальных программ МО ГО "Сыктывкар" в целях применения результатов для сокращения неэффективных расходов, совершенствования структуры и повышения качества муниципальных программ;
- отсутствие единой методики и координации осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;
- необходимость совершенствования системы мониторинга финансового менеджмента в муниципальных учреждениях МО ГО "Сыктывкар";
- формальное применение и неиспользование в полной мере новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг;
- низкая степень участия населения в обсуждении целей и результатов использования бюджетных средств.
2. Основные задачи, решение которых обуславливает достижение поставленной цели
Цель Программы - создание условий для повышения эффективности, ответственности и прозрачности деятельности органов местного самоуправления МО ГО "Сыктывкар" по выполнению муниципальных функций и обеспечению потребностей граждан и общества в муниципальных услугах, увеличению их доступности и повышению качества, эффективной реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития.
Для достижения цели Программы необходимо выполнить ряд задач:
1) создание условий для обеспечения долгосрочной сбалансированности бюджета МО ГО "Сыктывкар";
2) совершенствование программно-целевых методов управления;
3) развитие внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;
4) создание условий для повышения открытости и прозрачности бюджетного процесса в МО ГО "Сыктывкар";
5) проведение мероприятий по увеличению доходов и совершенствованию долговой политики МО ГО "Сыктывкар"
6) создание условий для повышения эффективности расходов бюджета МО ГО "Сыктывкар" и сокращение неэффективных расходов;
Решение перечисленных задач будет осуществляться в рамках системы документов государственного и муниципального стратегического планирования. Программа определяет общие принципы и механизмы реализации установленных в них целей и задач, достижения результатов конкретных мероприятий муниципальных программ МО ГО "Сыктывкар". Организация выполнения мероприятий Программы также будет осуществляться в рамках соответствующих муниципальных программ.
III. Модернизация бюджетного процесса в условиях программно-целевого управления
Программный бюджет наряду с изменением порядка составления, утверждения и исполнения бюджетов и системы бюджетной отчетности предполагает внедрение новых форм и видов муниципального финансового контроля.
Необходимо отказаться от практики принятия решений по отдельным объектам, узким направлениям и перейти к системной оценке влияния бюджетных расходов на достижение целей муниципальных программ. Таким образом, муниципальные программы должны стать ключевым механизмом, с помощью которого увязывается стратегическое и бюджетное планирование.
В то же время при реализации Программы необходимо исходить из того, что сам по себе программный бюджет создает лишь необходимые предпосылки для полномасштабного внедрения программно-целевых методов деятельности органов местного самоуправления. Эффективность программного бюджета как одного из инструментов реализации муниципальной политики будет определяться результатами комплексной реформы муниципального управления.
1. Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета МО ГО "Сыктывкар"
Обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности городского бюджета является важнейшей предпосылкой для обеспечения социально-экономического развития МО ГО "Сыктывкар".
Переход к формированию городского бюджета на основе муниципальных программ предъявляет дополнительные требования к устойчивости городского бюджета в части гарантированного обеспечения финансовыми ресурсами действующих расходных обязательств МО ГО "Сыктывкар", прозрачного и конкурентного распределения имеющихся средств городского бюджета. Тем самым реализуется возможность полноценного применения программно-целевого метода реализации муниципальной политики, что создает прочную основу для системного повышения эффективности бюджетных расходов, концентрации всех ресурсов МО ГО "Сыктывкар" на важнейших направлениях деятельности.
В целях определения финансовых возможностей, условий и предпосылок для достижения ключевых целей, параметров и условий социально-экономического развития МО ГО "Сыктывкар" в долгосрочном периоде, сформулированных в стратегических документах, необходимо обеспечить усовершенствование и координацию действующих систем планирования, в том числе за счет:
- сохранения практики составления и утверждения городского бюджета на трехлетний период;
- совершенствования стратегического планирования на основе реализации требований Федерального закона от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации";
- обеспечения перехода к долгосрочному бюджетному планированию с учетом изменений бюджетного законодательства Российской Федерации.
Ограниченность экономической базы местного самоуправления требует принятия мер по обеспечению взвешенного подхода к управлению доходами городского бюджета и расходными обязательствами МО ГО "Сыктывкар" по следующим направлениям:
- полнота учета и прогнозирования финансовых ресурсов, которые могут быть направлены на достижение целей муниципальной политики МО ГО "Сыктывкар", в том числе путем ведения реестра источников доходов городского бюджета в соответствии с бюджетным законодательством;
- совершенствование управления муниципальным имуществом МО ГО "Сыктывкар";
- улучшение качества администрирования главными администраторами доходов городского бюджета;
- своевременная актуализация нормативной правовой базы о местных налогах в связи с изменениями законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;
- выявление социальной и экономической эффективности существующих налоговых льгот и принятие, исходя из оценки их эффективности, управленческого решения о пролонгации либо отмене налоговых преференций хозяйствующим субъектам в целях обеспечения их заинтересованности в расширении приоритетных для МО ГО "Сыктывкар" видов хозяйственной деятельности;
- своевременное осуществление мероприятий по взысканию задолженности по неналоговым доходам в полном объеме;
- ограничение роста бюджетных расходов при безусловной реализации действующих расходных обязательств МО ГО "Сыктывкар";
- выявление и перераспределение внутренних резервов для реализации приоритетных направлений социально-экономического развития МО ГО "Сыктывкар", в первую очередь за счет оптимизации осуществления закупок товаров, работ и услуг для муниципальных нужд.
Кроме того, необходимо проводить взвешенную долговую политику и обеспечивать сохранение муниципального долга на экономически безопасном уровне с учетом возможных рисков, в том числе, путем:
- осуществления безусловного соблюдения требований бюджетного законодательства Российской Федерации к размеру дефицита городского бюджета, уровню его долговой нагрузки, предельным объемам муниципальных заимствований МО ГО "Сыктывкар";
- обеспечения своевременного исполнения долговых обязательств МО ГО "Сыктывкар" и расходов на обслуживание муниципального долга МО ГО "Сыктывкар".
2. Развитие муниципальных программ
Внедрение "программного" бюджета предполагает иной подход к порядку составления, утверждения и исполнения бюджета, соответственно, позволяет перейти к системной оценке влияния бюджетных расходов на достижение целей социально-экономического развития МО ГО "Сыктывкар", определенных в муниципальных программах. Соответственно, "программный" бюджет предполагает расширение финансовой самостоятельности и ответственности органов местного самоуправления МО ГО "Сыктывкар" за достижение запланированных целей и результатов.
На основе накопленного опыта следует на постоянной основе осуществлять полноту охвата мероприятиями муниципальных программ соответствующих сфер муниципальной политики, корректность формулировок основных мероприятий и индикаторов.
В дальнейшем будет продолжено совершенствование муниципальных программ МО ГО "Сыктывкар" по следующим направлениям:
- разработка муниципальных программ на основе принципа "увязки" результатов выполнения программы и имеющихся ресурсов;
- оценка эффективности реализации программ, финансируемых из бюджетных источников, с возможностью их корректировки с учетом фактически достигнутых в ходе реализации результатов;
- сокращение расходов бюджета МО ГО "Сыктывкар" на финансирование мероприятий, не соответствующих приоритетам социально-экономического развития МО ГО "Сыктывкар", и с низким уровнем эффективности.
В целях повышения финансовой самостоятельности ответственных исполнителей муниципальных программ представляется оправданным расширение их прав в распределении общего (доведенного) объема бюджетных ассигнований по подпрограммам, основным мероприятиям и соисполнителям, участникам муниципальных программ. Ответственные исполнители должны иметь возможность влияния на объемы финансового обеспечения реализации тех или иных мероприятий, в том числе перераспределения бюджетных средств между мероприятиями (соисполнителями, участниками), с определенными ограничениями.
Для реализации данного направления необходимо использовать существующие юридические возможности закрепления полномочий ответственных исполнителей муниципальных программ в рамках бюджетного процесса как на стадии формирования проекта решения о бюджете, так и на стадии исполнения бюджета.
3. Развитие системы муниципального финансового контроля
Важнейшей новацией Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 252-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", является определение сферы государственного (муниципального) финансового контроля, введение понятий "внешнего" и "внутреннего" муниципального финансового контроля.
Кроме того, Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" к контролю законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы также отнесены полномочия органов внутреннего муниципального финансового контроля в сфере закупок для муниципальных нужд.
При организации указанной деятельности органов внешнего и внутреннего муниципального финансового контроля необходимо определять приоритетность предметов и объектов контроля, направления использования бюджетных средств, по которым наиболее вероятно наличие финансовых нарушений, а также обеспечивать координацию планов контрольной деятельности данных органов.
На этапе планирования проведения проверок и ревизий органы внутреннего муниципального финансового контроля должны проводить комплексный анализ информации, связанной с недостатками и нарушениями в финансовой сфере, который включает:
обследование систем внутреннего финансового контроля и аудита всех главных администраторов бюджетных средств;
анализ сведений о планировании и результатах контрольных мероприятий других уполномоченных органов (контрольно-счетные органы, органы финансового контроля, главные распорядители бюджетных средств, а также правоохранительные органы);
анализ данных о закупках.
Переход к программному бюджету требует усиления контроля за разработкой и выполнением муниципальных программ, поскольку такой контроль должен происходить не только на стадии обсуждения проекта бюджета, но и на всем их "жизненном цикле" - при разработке, поэтапной реализации, мониторинге, экспертизе, оценке результативности муниципальных программ.
Органы внутреннего муниципального финансового контроля обладают полномочиями по контролю за полнотой и достоверностью отчетности о реализации муниципальных программ с применением мер ответственности в случаях представления заведомо неполной или недостоверной отчетности.
В целом данные меры должны способствовать созданию полноценной работоспособной системы мониторинга муниципальных программ.
Организация контроля за реализацией муниципальных программ позволит в полной мере опереться на данные представленной отчетности при принятии управленческих решений, включающих решения о корректировке муниципальных программ, оперативном принятии иных управленческих решений, а также позволит получить объективную оценку результатов реализации и эффективности муниципальных программ.
Для реализации перечисленных новых подходов к деятельности органов внутреннего финансового контроля, основанных на принципах сбалансированности контрольной деятельности, в условиях расширения функционала данных органов целесообразно:
обеспечить координацию планов контрольной деятельности органов внешнего и внутреннего муниципального финансового контроля;
выработать единую методику осуществления внутреннего муниципального финансового контроля;
обеспечить координацию осуществления главными распорядителями (администраторами) бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;
обеспечить координацию внутреннего муниципального финансового контроля и ведомственного контроля в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд;
проводить анализ осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, результаты которого направлять на своевременное выявление их недостатков, формирование рекомендаций по их устранению и предложений по изменению ведомственных актов в части уточнения конкретных процедур составления и исполнения бюджета.
4. Развитие информационной системы управления муниципальными финансами, обеспечение открытости и прозрачности
Повышение уровня информационной открытости и прозрачности деятельности органов местного самоуправления МО ГО "Сыктывкар", участвующих в подготовке, исполнении бюджета и составлении бюджетной отчетности является необходимым условием формирования эффективной системы управления финансами МО ГО "Сыктывкар".
Достижение высокого уровня открытости и прозрачности муниципальных финансов МО ГО "Сыктывкар" предусматривает доступность и понятность для граждан информации о процессах управления муниципальными финансами МО ГО "Сыктывкар", о приоритетах муниципальной политики МО ГО "Сыктывкар" и направлениях расходования бюджетных средств.
В этих целях необходима реализация мер по следующим направлениям:
- использование федеральных интернет-ресурсов для размещения информации о муниципальных учреждениях, о муниципальных закупках (www.bus.gov.ru, zakupki.gov.ru);
- участие в развитии федеральной информационной системы "Электронный бюджет", направленной на формирование единого информационного пространства в сфере управления государственными и муниципальными (общественными) финансами;
- размещение на официальном сайте администрации МО ГО "Сыктывкар" (сыктывкар.рф), иных интернет-ресурсах, включая социальные сети "ВКонтакте", а также официальном печатном издании "Панорама столицы" информации о состоянии муниципальных финансов МО ГО "Сыктывкар" в целях ознакомления разновозрастной аудитории с основными направлениями деятельности органов местного самоуправления МО ГО "Сыктывкар" в области социально-экономического развития города;
- выполнение требований законодательства Российской Федерации по проведению публичных слушаний муниципальных правовых актов, связанных с бюджетным процессом;
- регулярная публикация в сети Интернет "Бюджета для граждан" - упрощенной версии бюджетного документа с элементами инфографики, которая в доступной форме знакомит население с основными целями, задачами и направлениями бюджетной политики города, с основными характеристиками бюджета и результатами его исполнения;
- обеспечение открытости информации об утверждении и реализации муниципальных программ МО ГО "Сыктывкар";
- реализация мероприятий по повышению финансовой грамотности населения МО ГО "Сыктывкар".
В результате будет достигнута высокая степень доступности и актуальности информации о бюджетном процессе в МО ГО "Сыктывкар" как для принятия решений, так и для осуществления общественного контроля.
IV. Повышение эффективности управления бюджетными доходами
В целях повышения эффективности управления доходами бюджета выделяются следующие основные задачи:
1) обеспечение уровня доходов местного бюджета, достаточного для гарантированного и качественного выполнения задач и функций местного самоуправления, в том числе по исполнению в приоритетном порядке социальных обязательств.
2) создание условий для развития и модернизации экономики, расширения и укрепления налоговой базы МО ГО "Сыктывкар" и увеличение наполняемости доходной части бюджета МО ГО "Сыктывкар":
- повышение инвестиционной привлекательности экономики;
- содействие развитию малого и среднего предпринимательства на территории МО ГО "Сыктывкар" и повышению предпринимательской
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.