Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Региональная программа
Республики Коми по укреплению единства российской нации и этнокультурному развитию народов России "Республика Коми - территория межнационального мира и согласия (2014 - 2020 годы)"
(утв. постановлением Правительства Республики Коми от 19 декабря 2013 г. N 514)
11 марта 2015 г., 2 февраля 2016 г.
Постановлением Правительства Республики Коми от 2 февраля 2016 г. N 40 в паспорт внесены изменения
Паспорт
региональной программы Республики Коми по укреплению единства российской нации и этнокультурному развитию народов России "Республика Коми - территория межнационального мира и согласия (2014 - 2020 годы)"
Наименование Программы |
региональная программа Республики Коми по укреплению единства российской нации и этнокультурному развитию народов России "Республика Коми - территория межнационального мира и согласия (2014-2020 годы)" (далее - Программа) |
Ответственный исполнитель Программы |
Министерство национальной политики Республики Коми |
Соисполнители Программы |
Администрация Главы Республики Коми; Министерство внутренних дел по Республике Коми (по согласованию); Министерство культуры, туризма и архивного дела Республики Коми; Министерство массовых коммуникаций, информатизации и связи Республики Коми; Министерство образования и молодежной политики Республики Коми; Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми; Министерство физической культуры и спорта Республики Коми; Министерство экономики Республики Коми; Комитет Республики Коми гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций; Управление государственной гражданской службы Республики Коми; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина" (по согласованию); Государственное образовательное учреждение высшего образования "Коми республиканская академия государственной службы и управления (по согласованию) |
Цели Программы |
укрепление единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации); обеспечение реализации на территории Республики Коми федеральной целевой программы "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)" |
Задачи Программы |
1) содействие укреплению гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений, в том числе: а) создание государственной и муниципальной систем мониторинга состояния межэтнических отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций на территории Республики Коми; б) содействие в формировании в обществе атмосферы нетерпимости к пропаганде и распространению идей экстремизма, ксенофобии, национальной исключительности, направленных на подрыв национального мира и согласия; в) формирование у детей и молодежи культуры межнационального общения, основанной на толерантности, уважении духовных и нравственных ценностей народов России; г) вовлечение этнокультурных и общественных объединений, религиозных организаций в деятельность по развитию межнационального и межконфессионального диалогов, противодействию экстремизму, национальной и религиозной нетерпимости; д) содействие в процессе социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов; 2) содействие этнокультурному многообразию народов России, включая: а) обеспечение оптимального (сбалансированного) функционирования государственных языков в Республике Коми; б) создание условий национально-культурным автономиям и объединениям Республики Коми для сохранения национальной самобытности, развития родных языков и национальной культуры; в) устойчивое социально-экономическое и этнокультурное развитие коренного населения Республики Коми; г) государственная поддержка социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера |
Целевые индикаторы (показатели) Программы |
доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений (процент); уровень толерантного отношения к представителям другой национальности (процент); доля граждан, положительно оценивающих состояние межконфессиональных отношений (процент); удельный вес населения, участвующего в мероприятиях в области реализации государственной национальной политики Республики Коми (процент) |
Сроки реализации Программы |
2014-2020 годы |
Объемы и источники финансирования Программы |
общий объем финансирования Программы в 2014 - 2020 годах составит 888 815,1 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 150 829,9 тыс. рублей; 2015 год - 140 190,7 тыс. рублей; 2016 год - 120 678,6 тыс. рублей; 2017 год - 118 376,9 тыс. рублей; 2018 год - 119 595,8 тыс. рублей; 2019 год - 119 547,4 тыс. рублей; 2020 год - 119 595,8 тыс. рублей. Финансирование Программы планируется осуществлять соответственно за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Коми и внебюджетных источников, в том числе: за счет средств федерального бюджета 39 060,4 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 21 158,1 тыс. рублей; 2015 год - 17 902,3 тыс. рублей; за счет средств республиканского бюджета Республики Коми 847 606,8 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 128151,8 тыс. рублей; 2015 год - 121 910,5 тыс. рублей; 2016 год - 120 628,6 тыс. рублей; 2017 год - 118 326,9 тыс. рублей; 2018 год - 119 545,8 тыс. рублей; 2019 год - 119 497,4 тыс. рублей; 2020 год - 119 545,8 тыс. рублей; за счет внебюджетных источников 2147,9 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 1520,0 тыс. рублей; 2015 год - 377,9 тыс. рублей; 2016 год - 50,0 тыс. рублей; 2017 год - 50,0 тыс. рублей; 2018 год - 50,0 тыс. рублей; 2019 год - 50,0 тыс. рублей; 2020 год - 50,0 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности |
доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, составит 65%; уровень толерантного отношения к представителям другой национальности составит 85%; доля граждан, положительно оценивающих состояние межконфессиональных отношений, составит 72,5%; удельный вес населения, участвующего в мероприятиях в области реализации государственной национальной политики Республики Коми, составит 60%. |
Постановлением Правительства Республики Коми от 11 марта 2015 г. N 101 в раздел I внесены изменения
I. Характеристика текущего состояния сферы межнациональных отношений в Республике Коми
Республика Коми образована 22 августа 1921 года как национально-государственное образование в составе Российской Федерации. В настоящее время (по данным Всероссийской переписи населения 2010 года) в ней проживают представители более 120 национальностей.
Национальный состав населения Республики Коми, в %
N п/п |
Национальность |
По данным переписи 2010 года (чел.) |
Доля от общей численности населения Республики Коми (в %) |
По данным переписи 2002 года (чел.) |
Доля от общей численности населения Республики Коми (в %) |
|
Численность населения Республики Коми, всего |
901189 |
|
1018869 |
|
1. |
Русские |
555963 |
61,69 |
607021 |
59,58 |
2. |
Коми |
202348 |
22,45 |
256464 |
25,17 |
3. |
Украинцы |
36082 |
4,00 |
62115 |
6,10 |
4. |
Татары |
10779 |
1,20 |
15680 |
1,54 |
5. |
Белорусы |
8859 |
0,98 |
15212 |
1,49 |
6. |
Немцы |
5441 |
0,60 |
9246 |
0,91 |
7. |
Чуваши |
5077 |
0,56 |
7529 |
0,74 |
8. |
Азербайджанцы |
4858 |
0,54 |
6066 |
0,60 |
|
Лица других национальностей |
24896 |
2,76 |
33836 |
3,32 |
|
Лица, не указавшие национальность |
46886 |
5,20 |
5700 |
0,56 |
Начиная с 1990-х годов в Республике Коми приняты законы, регулирующие сферу государственной национальной политики, а также нормативные правовые акты, обеспечивающие конкретные механизмы реализации конституционных прав граждан на сохранение и развитие языка, традиционной культуры и образа жизни коми народа и других народов, проживающих в республике. На сегодняшний день региональная правовая база, отражающая различные аспекты государственной национальной политики в Республики Коми, включает 41 республиканский нормативный правовой акт и 25 муниципальных правовых актов.
В 2012-2013 годах (по состоянию на 1 ноября 2013 года) приняты постановление Правительства Республики Коми от 20 февраля 2012 г. N 49 "О Порядке определения объема и предоставления в 2013 году и плановом периоде 2014 и 2015 годов из республиканского бюджета Республики Коми субсидий национально-культурным автономиям и общественным движениям в Республике Коми в целях поддержки деятельности, связанной с сохранением и развитием национальной культуры народов, проживающих в Республике Коми", распоряжение Правительства Республики Коми от 29 февраля 2012 г. N 64-р о реализации мер профилактического характера, направленных на предупреждение проявлений политического и религиозного экстремизма, этнического сепаратизма, распоряжение Правительства Республики Коми от 30 октября 2012 г. N 416-р об утверждении Комплекса мер по гармонизации межкультурных, межэтнических и межконфессиональных отношений, профилактике ксенофобии, укреплении толерантности в Республике Коми на 2013-2015 годы, распоряжение Правительства Республики Коми от 5 февраля 2013 г. N 25-р об утверждении Плана республиканских мероприятий по реализации на территории Республики Коми в 2013-2015 годах Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, распоряжение Главы Республики Коми от 12 августа 2013 г. N 209-р о реализации решения координационного совещания по обеспечению правопорядка в Республике Коми по вопросу о деятельности, направленной на противодействие экстремистским проявлениям в молодежной среде.
Неотъемлемой частью общества, самостоятельным фактором в общественно-политической жизни Республики Коми стали общественные объединения граждан, возникшие в 1980-1990-х годах на основе их этнических интересов.
Сегодня на территории республики действуют 39 официально зарегистрированных национально-культурных объединений и национальных общественных движений межрегионального, регионального и муниципального уровней (приложение N 6 к настоящей Программе).
Без официальной регистрации действуют национально-культурные объединения Коми республиканская общественная организация "Грузинское национально-культурное общество "Сакартвело", Коми республиканское общественное объединение "Национально-культурное объединение прибалтийских народов "Коми-Балтия", республиканская национально-культурная автономия татар и башкир в Республике Коми.
Сотрудничество с республиканскими национально-культурными объединениями и землячествами, координацию деятельности и оказание организационно-методической помощи центрам национальных культур в республике обеспечивает государственное автономное учреждение Республики Коми "Дом дружбы народов Республики Коми", образованное путем изменения типа государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Финно-угорский культурный центр Республики Коми".
Для сохранения и популяризации культурно-национальной самобытности, объектов культурного наследия финно-угорских народов и иных этнических групп, организации досуга и отдыха в Республике Коми создано государственное автономное учреждение Республики Коми "Финно-угорский этнокультурный парк".
За все время существования Республика Коми характеризовалась устойчивостью межнационального согласия и этнополитической стабильностью. Однако признаки латентной межнациональной напряженности присутствуют, и их нельзя игнорировать.
Результаты социологических исследований в сфере межнациональных отношений 2008-2010 гг. показали, что около трети респондентов испытывает раздражение или неприязнь по отношению к представителям иной национальности и доля их выросла с 26,9% в 2008 г. до 32,7% в 2010 г., более "агрессивно" городское население (34,3%).
На характер межэтнических взаимоотношений оказывает влияние трудовая миграция. По данным Управления Федеральной миграционной службы по Республике Коми, по состоянию на 1 ноября 2013 года общая численность иностранных работников по Республике Коми составила 3531 человек. Основной состав потока иностранцев - выходцы из республик бывшего Советского Союза: Азербайджана, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, Таджикистана, Узбекистана. Особенность республики на миграционной карте России заключается в том, что на первом месте среди прибывающих остаются украинцы, в то время как по всей стране эту позицию заняли выходцы из среднеазиатских республик. Однако стоит отметить, что с 2010 года наблюдается приток граждан Узбекистана.
Резонансная тема мигрантов, зачастую сенсационно подаваемая в средствах массовой информации, также может влиять на ситуацию в сфере межнациональных отношений.
К проблемным аспектам в сфере состояния межнациональных отношений Республики Коми относятся:
недостаточно высокий уровень российской гражданской идентичности и гражданского единства, слабый уровень региональной идентичности;
утрата традиционных ценностей локальных культур коренных этносов и этнических групп вследствие влияния глобализации и тотальной коммерциализации культуры, разрыв между поколениями и вызванная этим неудовлетворенность уровнем обеспечения культурно-языковых прав;
уязвимость социально-экономического положения представителей коренных малочисленных народов Севера под отрицательным воздействием современной индустриальной культуры;
наличие деструктивных проявлений сферы межнациональных и меж- конфессиональных отношений в средствах массовой информации, информационно-коммуникационной сети "Интернет", в различных социальных группах, особенно молодежи;
недостаточный уровень межведомственной и межуровневой координации в сфере государственной национальной политики, включая профилактику и раннее предупреждение межнациональных конфликтов;
усиление негативного влияния внешней и внутренней миграции на состояние межэтнических и межрелигиозных отношений.
Действенным инструментом решения указанных проблем, достижения цели укрепления гражданского и духовного единства российской нации, повышения эффективности управления этнокультурным потенциалом региона должна стать региональная программа Республики Коми по укреплению единства российской нации и этнокультурному развитию народов России "Республика Коми - территория межнационального мира и согласия (2014-2020 годы)" и применяемый в ней программно-целевой метод.
Задачи, предлагаемые к решению в Программе, имеют комплексный характер и предполагают системное взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественных институтов, в том числе национально-культурных и конфессиональных организаций, и других субъектов этнокультурной деятельности. Используемый в Программе программно-целевой метод позволяет решать весь комплекс проблем в сфере межнациональных отношений, обеспечивает реализацию мероприятий на межведомственном уровне, помогает привлечь недостаточно задействованные резервы и возможности в решение вопросов укрепления единства российской нации, гармонизации межнациональных отношений и профилактики экстремистских проявлений.
Реализация Программы не несет существенных рисков. Отчасти они могут проявиться:
в недофинансировании или несвоевременном финансировании в рамках государственных программ расходов на реализацию программных мероприятий из республиканского бюджета Республики Коми;
в возможных ошибках в выборе приоритетных, социально значимых мероприятий, проектов и вследствие этого в нерациональном использовании бюджетных средств;
в недостаточном учете инерционности показателей, характеризующих результаты реализации Программы.
II. Сроки реализации Программы
Сроки реализации Программы - 2014 - 2020 годы.
Разделение Программы на этапы не предусматривается.
Постановлением Правительства Республики Коми от 2 февраля 2016 г. N 40 в раздел III внесены изменения
III. Основные цели и задачи Программы, показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач Программы
Цели и задачи Программы определены в соответствии со Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1666, федеральной целевой программой "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2013 г. N 718, а также Стратегией социально-экономического развития Республики Коми на период до 2020 года, одобренной постановлением Правительства Республики Коми от 27 марта 2006 г. N 45.
Цели Программы:
укрепление единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации);
обеспечение реализации на территории Республики Коми федеральной целевой программы "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)".
Задачи Программы:
1) содействие укреплению гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений, в том числе:
а) создание государственной и муниципальной систем мониторинга состояния межэтнических отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций на территории Республики Коми;
б) содействие в формировании в обществе атмосферы нетерпимости к пропаганде и распространению идей экстремизма, ксенофобии, национальной исключительности, направленных на подрыв национального мира и согласия;
в) формирование у детей и молодежи культуры межнационального общения, основанной на толерантности, уважении духовных и нравственных ценностей народов России;
г) вовлечение этнокультурных и общественных объединений, религиозных организаций в деятельность по развитию межнационального и межконфессионального диалогов, противодействию экстремизму, национальной и религиозной нетерпимости;
д) содействие в процессе социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов;
2) содействие этнокультурному многообразию народов России, включая:
а) обеспечение оптимального (сбалансированного) функционирования государственных языков в Республике Коми;
б) создание условий национально-культурным автономиям и объединениям Республики Коми для сохранения национальной самобытности, развития родных языков и национальной культуры;
в) устойчивое социально-экономическое и этнокультурное развитие коренного населения Республики Коми;
г) государственная поддержка социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера.
Решение задачи содействия укреплению гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений требует совершенствования системы мониторинга состояния межнациональных отношений и раннего предупреждения межнациональных конфликтов, проведения информационной компании# с целью освещения вопросов межэтнического, межконфессионального и межкультурного взаимодействия, укрепления общегражданской идентичности, распространения знаний о народах России и Республики Коми. Необходимо обеспечение тесного межведомственного взаимодействия для профилактики этнополитического и религиозно-политического экстремизма, ксенофобии и нетерпимости.
Важная роль в этом вопросе отводится деятельности национально-культурных объединений и национальных общественных организаций и поддержке общественных инициатив, направленных на развитие межнационального и межконфессионального диалога, патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, содействие социальной и культурной адаптации прибывающих в республику мигрантов.
Фактором гармоничного развития социальной сферы является решение задачи содействия этнокультурному многообразию народов России.
В целом Программа будет способствовать снижению угроз утраты этнокультурных региональных особенностей и формированию комфортной этнокультурной среды обитания и обеспечению преемственности этнокультурных традиций. Знакомство с этнокультурными особенностями Республики Коми жителей других регионов России и зарубежья будет способствовать формированию положительного имиджа Республики Коми.
Программа повлияет на улучшение качества социальной среды в Республике Коми и будет способствовать сохранению спокойной этнополитической обстановки в регионе.
Для оценки эффективности реализации Программы в соответствии с приоритетными направлениями ее реализации применяются следующие целевые показатели (индикаторы):
доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений (процент);
уровень толерантного отношения к представителям другой национальности (процент);
доля граждан, положительно оценивающих состояние межконфессиональных отношений (процент);
удельный вес населения, участвующего в мероприятиях в области реализации государственной национальной политики Республики Коми (процент).
Целевые показатели (индикаторы) реализации Программы представлены в приложении N 1 к настоящей Программе.
Постановлением Правительства Республики Коми от 11 марта 2015 г. N 101 в раздел IV внесены изменения
IV. Основные мероприятия Программы
Достижение целей и задач Программы обеспечивается выполнением мероприятий по всем ее направлениям.
Решение задачи содействия укреплению гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений осуществляется посредством реализации следующих направлений:
реализация мероприятий по созданию и сопровождению системы мониторинга состояния межнациональных отношений и раннего предупреждения межнациональных конфликтов, базирующейся на диверсификации источников информации и предусматривающей возможность оперативного реагирования на конфликтные и предконфликтные ситуации в Республике Коми;
реализация комплексной информационной кампании, направленной на укрепление единства российской нации;
профилактика этнополитического и религиозно-политического экстремизма, ксенофобии и нетерпимости;
оказание грантовой поддержки общественным инициативам в сфере укрепления гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений;
повышение квалификации государственных гражданских и муниципальных служащих, в компетенции которых находятся вопросы в сфере общегражданского единства и гармонизации межнациональных отношений;
осуществление мероприятий, направленных на адаптацию и интеграцию мигрантов;
совершенствование государственного управления в сф
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.