Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Республики Коми
от 25 марта 2014 г. N 118
Инновационная социальная программа
Республики Коми по развитию семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, восстановлению благоприятной для воспитания ребенка семейной среды "Обрести семью (2014-2015 годы)"
Паспорт
инновационной социальной программы Республики Коми по развитию семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, восстановлению благоприятной для воспитания ребенка семейной среды "Обрести семью (2014-2015 годы)"
Наименование Программы |
инновационная социальная программа Республики Коми по развитию семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, восстановлению благоприятной для воспитания ребенка семейной среды "Обрести семью (2014-2015 годы)" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
распоряжение Правительства Республики Коми от 17 сентября 2013 г. N 355-р |
Орган управления Программой |
Агентство Республики Коми по социальному развитию |
Заказчик Программы |
Агентство Республики Коми по социальному развитию |
Основные разработчики и исполнители Программы |
Агентство Республики Коми по социальному развитию; Министерство образования Республики Коми; Министерство здравоохранения Республики Коми; государственные учреждения социального обслуживания Республики Коми (по согласованию); органы опеки и попечительства Республики Коми; государственные образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (по согласованию) |
Срок реализации Программы |
2014-2015 годы |
Цели Программы |
создание благоприятных условий семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; формирование осознанного отношения к приему ребенка в семью, подготовка граждан к приему детей на воспитание; профилактика отказов от детей среди усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей; поддержка и индивидуальное сопровождение замещающих семей специалистами; организационная, правовая, медицинская, психологическая и иного рода помощь замещающим семьям, развитие семейных форм устройства |
Задачи Программы |
создание межведомственной модели подготовки и сопровождения замещающих семей, предусматривающей постоянное участие специалистов здравоохранения, образования и социального обслуживания в решении проблем функционирования замещающей семьи; профилактика вторичного сиротства, вызванного возвратом из замещающих семей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждения интернатного типа; формирование единого ресурсного методического и образовательного пространства, обучение и повышение уровня квалификации специалистов, занятых в сфере оказания социальных услуг детям-сиротам и замещающим семьям; формирование регионального информационного поля по вопросам семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая разработку и внедрение новых форм индивидуальной подготовки граждан, желающих принять детей на воспитание, помощи в подборе для ребенка семьи; привлечение негосударственных, благотворительных организаций, бизнес-структур, добровольческих инициатив, направленных на оказание помощи замещающим семьям |
Целевые группы, на которые направлена деятельность по Программе (количественные и качественные характеристики) |
семьи, состоящие на учете, желающие принять ребенка на воспитание в свою семью, - 74 семьи; замещающие семьи - 2351 семья; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, - 4450 человек; специалисты, работающие с семьями и детьми, - 794 человека |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы, в том числе в части изменения положения целевых групп |
по результатам реализации Программы ожидается: 1) рост численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в семьях граждан (2014 год - 4240 человек, 2015 год - не менее 4245 человек); 2) положительная динамика показателей семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи, в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в процентах (на конец отчетного года), с 73,94 процента в 2013 году до 74,25 процента в 2015 году; увеличение доли детей, оставшихся без попечения родителей, - всего, в том числе переданных неродственникам (в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), охваченных другими формами семейного устройства (семейные детские дома, патронатные семьи), находящихся в государственных (муниципальных) учреждениях всех типов, с 97,58 процента в 2013 году до 97,61 процента в 2015 году; 3) сокращение показателя "удельный вес детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детей в возрасте 0-17 лет" до 3,16 процента; 4) сокращение числа детей, возвращенных в интернатные учреждения из замещающих семей (2014 год - не более 58 несовершеннолетних, 2015 год - не более 55 несовершеннолетних) |
Объем и источники финансирования Программы (в текущих ценах года разработки, по годам реализации и источникам финансирования Программы) |
общий объем финансирования Программы составляет 213 045 831 рубль. Объемы финансирования Программы по годам: 2014 год - 102 228 705 рублей; 2015 год - 110 817 126 рублей, в том числе: 2014 год: средства республиканского бюджета Республики Коми - 95 567 653 рубля; средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, - 6 661 052 рубля; 2015 год: средства республиканского бюджета Республики Коми - 103 265 926 рублей; средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, - 7 551 200 рублей. |
I. Описание проблемы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отказов от детей усыновителями, опекунами (попечителями), приемными родителями и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом
Конституция Российской Федерации гарантирует детям особую заботу и помощь, устанавливая в статье 38 норму, согласно которой материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
В последнее десятилетие государством все больше внимания уделяется обеспечению благополучного и защищенного детства. Начиная с 2006 года в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации ставились задачи по разработке современной и эффективной государственной политики в области детства.
В рамках очередного этапа социально-экономического развития страны утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы.
Совершенствуется государственная политика в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основные направления которой отражены в Указе Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В Республике Коми в последние годы значительное внимание уделяется проблемам детства и наиболее актуальной из них - проблеме сиротства.
С 2011 года в Республике Коми реализовывалась региональная программа по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства "Ради будущего (2011-2013 годы)" (далее - Региональная программа на 2011-2013 годы).
Основными направлениями Региональной программы на 2011-2013 годы были определены развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, развитие системы профессионального сопровождения замещающих семей.
В период реализации Региональной программы на 2011-2013 годы создана правовая основа деятельности служб сопровождения замещающих семей, службы профессионального сопровождения замещающих семей на базе учреждений социального обслуживания населения, службы психологического консультирования граждан, изъявивших желание принять на воспитание детей-сирот, в лечебно-профилактических учреждениях Республики Коми.
На уровне Республики Коми приняты дополнительные меры государственной поддержки замещающих семей: введено единовременное пособие при усыновлении (удочерении) российскими гражданами детей, оставшихся без попечения родителей (200 тыс. рублей при усыновлении (удочерении) на каждого ребенка и 250 тыс. рублей при усыновлении (удочерении) ребенка, имеющего отклонения в психическом или физическом развитии).
За период реализации Региональной программы на 2011-2013 годы сократилось общее количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 5,8 тысячи человек (или 3,25 процента от общего числа детского населения) в 2011 году до 5,7 тысячи человек (или 3,18 процента от общего числа детского населения) в 2013 году. Сократилось количество детей, проживающих в социально неблагополучных семьях: с 1902 семей в 2010 году до 1448 семей в 2012 году.
Значительно снизилось количество ежегодно выявляемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Данные по выявлению и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приведены в таблице 1.
Таблица 1
N п/п |
Показатели |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Всего выявлено и учтено детей, не устроенных на конец отчетного года, из них устроены: |
825 |
645 |
623 |
1.1. |
под опеку, попечительство |
397 |
319 |
326 |
1.2. |
в приемную семью |
20 |
19 |
22 |
1.3. |
усыновлено |
9 |
0 |
1 |
2. |
Общее устройство детей в семьи, из них: |
814 |
732 |
767 |
2.1. |
под опеку (попечительство) |
595 |
439 |
468 |
2.2. |
в приемную семью |
82 |
70 |
77 |
2.3. |
на усыновление российским гражданам |
58 |
76 |
101 |
2.4. |
на усыновление иностранным гражданам |
79 |
70 |
31 |
3. |
Общая численность детей, оставшихся без попечения родителей, учтенных на конец отчетного года в Республике Коми: |
6077 |
5873 |
5792 |
3.1. |
численность детей, воспитывающихся в замещающих семьях (опекунов (попечителей), приемных родителей, усыновителей) |
4344 |
4283 |
4274 |
3.2. |
численность детей, в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов |
1327 |
1301 |
1228 |
Динамика последних лет свидетельствует о снижении доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детского населения республики с одновременным ростом доли детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), в том числе по договору о приемной семье (2010 год - 64,31 процента, 2011 год - 64,4 процента, 2012 год - 64,85 процента).
Численность детей, воспитывающихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за последние три года снизилась (2010 год - 1327 детей, 2011 год - 1301 ребенок, 2012 год - 1228 детей). Региональный банк данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, на 31 декабря 2010 года содержал 1805 анкет, на 31 декабря 2011 года -1501, на 31 декабря 2012 года - 1429 анкет.
Наблюдается тенденция снижения числа случаев лишения родительских прав (936 случаев в 2008 году, 812 случаев в 2009 году, 642 случая в 2010 году, 691 случай в 2011 году, 572 случая в 2012 году). Число родителей, восстановленных в родительских правах, с каждым годом растет, кроме 2010 года (18 человек - в 2007 году, 30 человек - в 2008 году, 40 человек - в 2009 году, 28 - в 2010 году, 38 - в 2011 году, 40 - в 2012 году).
Однако сохранились и негативные тенденции. В 2011 году наблюдался незначительный (по сравнению с предыдущим периодом) спад семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Сохраняется достаточно большим количество детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа.
При относительно положительных показателях семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, сохраняется тенденция возврата детей из замещающих семей. Передача ребенка в замещающую семью не всегда гарантирует ему семейную заботу и внимание. В республике ежегодно рассматриваются более 100 дел в отношении законных представителей опекаемых и приемных детей за невыполнение обязанности по обучению и воспитанию детей.
Данные о численности отмененных решений о передаче ребенка в семью приведены в таблице 2.
Таблица 2
|
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Отменено решений о передаче ребенка на воспитание в семью, - всего, из них: |
173 |
173 |
133 |
163 |
112 |
в связи с ненадлежащим выполнением обязанностей по воспитанию детей |
9 |
16 |
29 |
20 |
20 |
по причине жестокого обращения с детьми |
- |
- |
1 |
1 |
1 |
по инициативе опекунов (попечителей), приемных родителей |
99 |
128 |
71 |
114 |
85 |
Важным аспектом деятельности по семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, является обеспечение подготовки потенциальных замещающих родителей. С 1 сентября 2012 года в России введена обязательная подготовка лиц, желающих принять на воспитание в свою семью детей, оставшихся без попечения родителей. В Республике Коми была утверждена единая программа по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью детей, оставшихся без попечения родителей. Подготовка осуществляется в рамках деятельности созданных в каждом муниципальном образовании служб сопровождения замещающих семей.
Следует отметить следующие факторы, препятствующие дальнейшему развитию семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
1) сохранение в общественном сознании образа ребенка, воспитывающегося в учреждениях интернатного типа, как "трудного", "группы риска", "с девиантным поведением", "ребенка с наличием неизлечимых заболеваний", что препятствует поиску ребенку семьи. Сохранение восприятия ребенка, воспитывающегося в замещающей семье, как ребенка с "особым статусом";
2) отсутствие знаний и опыта у кандидатов в замещающие родители в вопросах особенностей развития ребенка, психологических аспектах поведения несовершеннолетних на различных этапах взросления, требований законодательства к выполнению функций законного представителя ребенка в вопросах защиты его прав, в том числе имущественных;
3) отсутствие системы мониторинга воспитания детей в замещающих семьях для оказания помощи на ранних стадиях неблагополучия;
4) отсутствие системы мониторинга возможности восстановления родительского потенциала в течение всего периода пребывания ребенка в учреждении, возможности установления родственных связей в целях возврата ребенка в кровную семью или передачи в семью родственников;
5) отсутствие единой межведомственной системы работы с замещающими семьями по оказанию организационной, правовой, медицинской, психологической и иного рода помощи в трудных жизненных ситуациях, в том числе возникающих в вопросах воспитания детей. Службы сопровождения замещающих семей, созданные на базе учреждений социального обслуживания населения, зачастую не обладают полным набором квалификации и полномочий для оказания всего комплекса услуг, требующихся в той или иной ситуации для сохранения ребенка в замещающей семье;
6) недостаточность ресурсов органов опеки и попечительства, включая кадровых, а также недостаточный уровень обучения специалистов, работающих с семьей и детьми, по вопросам особенностей сопровождения замещающих семей и выпускников интернатных учреждений;
7) отсутствие системы, позволяющей замещающим семьям в ряде случаев использовать внутренние ресурсы для выхода из трудной ситуации, не прибегая к помощи специалистов (поддержки общественных, добровольческих движений, взаимопомощи между семьями, в том числе на период, необходимый для восстановления воспитательного потенциала, решения жизненных проблем, при необходимости трудоустройства и т.д.);
Таким образом, в республике в последующие годы требуется разрешение обозначенных факторов.
Развитие семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определено в числе основных направлений в сфере детства в Стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы в Республике Коми, утвержденной распоряжением Главы Республики Коми от 20 сентября 2012 г. N 309-р.
Результатом реализации Программы станет формирование на межведомственной основе новой эффективной модели организации работы с замещающими семьями.
II. Цели, задачи и сроки реализации Программы
Целями Программы являются создание благоприятных условий семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; формирование осознанного отношения к приему ребенка в семью, подготовка граждан к приему детей на воспитание; профилактика отказов от детей среди усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей; поддержка и индивидуальное сопровождение замещающих семей специалистами; организационная, правовая, медицинская, психологическая и иного рода помощь замещающим семьям, развитие семейных форм устройства.
Для достижения поставленных в Программе целей необходимо решить следующие задачи:
1) создание межведомственной модели подготовки и сопровождения замещающих семей, предусматривающей постоянное участие специалистов здравоохранения, образования и социального обслуживания в решении проблем функционирования замещающей семьи;
2) профилактика вторичного сиротства, вызванного возвратом из замещающих семей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждения интернатного типа;
3) формирование единого ресурсного методического и образовательного пространства, обучение и повышение уровня квалификации специалистов, занятых в сфере оказания социальных услуг детям-сиротам и замещающим семьям; '
4) формирование регионального информационного поля по вопросам семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
5) развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая разработку и внедрение новых форм индивидуальной подготовки граждан, желающих принять детей на воспитание, помощи в подборе для ребенка семьи;
6) привлечение негосударственных, благотворительных организаций, бизнес-структур, добровольческих инициатив, направленных на оказание помощи замещающим семьям.
Сроки реализации Программы: 2014-2015 годы.
III. Система программных мероприятий, объемы финансирования мероприятий Программы и ожидаемые результаты
По итогам реализации Программы планируется достигнуть следующие# результаты:
1) рост численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в семьях граждан (2014 год - 4240 человек, 2015 год - не менее 4245 человек);
2) положительная динамика показателей семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи, в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в процентах (на конец отчетного года) (с 73,94 процента в 2013 году до 74,25 процента в 2015 году);
увеличение доли детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе переданных неродственникам (в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), охваченных другими формами семейного устройства (семейные детские дома, патронатные семьи), находящихся в государственных (муниципальных) учреждениях всех типов (с 97,58 процента в 2013 году до 97,61 процента в 2015 году);
3) сокращение показателя "удельный вес детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детей в возрасте 0-17 лет" до 3,16 процента;
4) сокращение числа детей, возвращенных в интернатные учреждения из замещающих семей (2014 год - не более 58 несовершеннолетних, 2015 год - не более 55 несовершеннолетних).
По итогам реализации Программы ожидаются положительные социальные эффекты и изменения в виде привлечения широкого общественного внимания к проблеме социального сиротства, распространения информации о детях, нуждающихся в семейном устройстве, привлечения к работе с замещающей семьей негосударственных структур, добровольческих движений, апробации и внедрения наиболее эффективных социальных технологий, методов и практик работы, формирование эффективной системы повышения квалификации специалистов, работающих с семьями и детьми.
IV. Управление Программой и контроль за ходом ее реализации
В целях реализации Программы между Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее - Фонд), Агентством Республики Коми по социальному развитию, являющимся Координатором, и государственным бюджетным учреждением Республики Коми "Региональный центр развития социальных технологий", являющимся Грантополучателем, заключается Соглашение о выделении денежных средств в виде гранта на реализацию в Республике Коми Программы (далее - Соглашение).
В соответствии с Соглашением Координатор с участием соответствующих органов исполнительной власти Республики Коми обязуется:
1) обеспечить выделение денежных средств, предусмотренных на реализацию мероприятий Программы бюджетом Программы, утвержденным соответствующим нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в части средств бюджета субъекта Российской Федерации и привлеченных средств. Обеспечить выполнение Программы за счет собственных ресурсов и денежных средств, а также денежных средств, полученных от Фонда Грантополучателем;
2) осуществлять контроль за ходом реализации Программы и действиями Грантополучателя, направленными на ее выполнение;
3) осуществлять контроль за целевым и эффективным использованием Грантополучателем денежных средств, выделенных Фондом, на реализацию Программы. Не реже одного раза в год обеспечивать проведение проверки целевого и эффективного использования Грантополучателем денежных средств, выделяемых Фондом, на реализацию Программы с последующим представлением соответствующего акта по результатам проверки в Фонд;
4) содействовать освещению в средствах массовой информации проблем, решаемых в ходе реализации Программы, и достигнутых результатов;
5) по предложению Грантополучателя рассматривать вопросы о перераспределении передаваемых Грантополучателю денежных средств в рамках Программы и использования образовавшейся экономии;
6) при проведении Фондом проверки обеспечить доступ Фонду или уполномоченной Фондом организации ко всем документам и материалам, относящимся к выполнению Соглашения;
7) своевременно информировать Фонд об обстоятельствах, которые могут привести к невыполнению (частичному выполнению) мероприятий Программы;
8) направлять Фонду в соответствии с утвержденными приложениями к Соглашению, прилагаемыми к Соглашению, финансовые и аналитические отчеты о выполнении Программы;
9) обеспечить перечисление Грантополучателем Фонду денежных средств в случае неиспользования денежных средств по итогам выполнения мероприятий Программы, использования денежных средств не по целевому назначению, обнаружения недостоверности отчетов, расторжения Фондом Соглашения о выделении денежных средств в виде гранта на реализацию в Республике Коми Программы в одностороннем порядке в случаях, предусмотренных Соглашением. В целях оптимизации процесса предоставления финансовой и аналитической отчетности по согласованию с Фондом осуществлять указанный вид деятельности будет Агентство Республики Коми по социальному развитию, являющееся Заказчиком и Координатором Программы.
В соответствии с Соглашением Грантополучатель обязуется:
1) направлять в адрес Фонда уведомления о получении денежных средств не позднее трех рабочих дней со дня их поступления на счет Грантополучателя;
2) обеспечить целевое использование денежных средств, полученных для реализации мероприятий Программы;
3) вести раздельный учет собственных денежных средств, средств, выделенных Координатором, включая привлеченные средства муниципальных образований, органов исполнительной власти Республики Коми, некоммерческих, благотворительных и других организаций, и денежных средств, полученных от Фонда на реализацию мероприятий Программы;
4) при проведении проверки обеспечить доступ Фонду или уполномоченной Фондом организации и (или) Координатору ко всем документам и материалам, относящимся к выполнению Соглашения;
5) представлять пояснения, документы и другие материалы об исполнении Соглашения по запросу Фонда и (или) Координатора в течение десяти рабочих дней со дня его получения;
6) в течение десяти рабочих дней с начала квартала, следующего за отчетным, извещать Фонд и Координатора об образовавшейся экономии денежных средств, полученных на реализацию Программы;
7) в пределах своей компетенции своевременно устранять нарушения исполнения Соглашения, выявленные Фондом, Координатором или иными уполномоченными организациями;
8) своевременно информировать Фонд и Координатора об обстоятельствах, которые могут привести к частичному или полному невыполнению мероприятий Программы;
9) не позднее чем за пять рабочих дней до установленных сроков представлять Координатору отчетные финансовые и аналитические сведения о выполнении Программы, необходимые для подготовки Координатором отчетов;
10) не допускать использования денежных средств, полученных от Фонда и Координатора на выполнение мероприятий Программы, для извлечения прибыли;
11) содействовать освещению в средствах массовой информации проблем, решаемых в ходе реализации Программы, и достигнутых результатов;
12) для контроля за целевым использованием полученных от Фонда денежных средств обеспечивать размещение символики Фонда на имуществе (автотранспорте, оборудовании и др.), приобретенном в ходе реализации мероприятий Программы на средства Фонда. Размещать информацию о Фонде в ходе проведения массовых мероприятий, предусмотренных Программой;
13) перечислить Фонду денежные средства в случае неиспользования денежных средств по итогам выполнения мероприятий Программы, использования денежных средств не по целевому назначению, обнаружения недостоверности отчетов, расторжения Фондом Соглашения в одностороннем порядке;
14) при публикации, ином распространении результатов, полученных в ходе реализации Программы, обеспечить упоминание о Фонде в обязательном порядке;
15) предоставить Фонду по два экземпляра печатных, фото-, аудио-, видео- и других материалов, созданных в ходе выполнения Программы.
Грантополучатель не вправе самостоятельно использовать образовавшуюся экономию денежных средств и произвольно менять назначение средств, предусмотренных для реализации соответствующих мероприятий Программы.
Взаимодействие Грантополучателя с Координатором будет осуществляться через Агентство Республики Коми по социальному развитию, являющееся Заказчиком и Координатором Программы.
Основными исполнителями Программы являются Агентство Республики Коми по социальному развитию, Министерство образования Республики Коми, Министерство здравоохранения Республики Коми, государственные учреждения социального обслуживания Республики Коми, органы опеки и попечительства, государственные образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, государственные и муниципальные учреждения здравоохранения.
Расходование денежных средств, полученных от Фонда на реализацию мероприятий Программы, осуществляется Грантополучателем в соответствии с действующим законодательством. Расходование средств, полученных от Фонда на реализацию мероприятий Программы, может осуществляться исполнителями на основании договоров (контрактов), заключаемых между Грантополучателем и исполнителями Программы.
Исполнители Программы:
1) осуществляют в установленном порядке меры по реализации мероприятий Программы;
2) несут ответственность за целевое использование финансовых и материальных средств, полученных на реализацию мероприятий Программы;
3) своевременно представляют запрашиваемую информацию о расходовании финансовых средств, использовании материальных средств, ходе реализации мероприятий Программы согласно следующему порядку:
а) Агентство Республики Коми по социальному развитию, Министерство образования Республики Коми, Министерство здравоохранения Республики Коми, государственные учреждения социального обслуживания Республики Коми, органы опеки и попечительства - Грантополучателю в срок не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным периодом;
б) Грантополучатель - Заказчику и Координатору Программы (Агентству Республики Коми по социальному развитию) в срок не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом;
в) Заказчик и Координатор Программы (Агентство Республики Коми по социальному развитию) - в Фонд в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
V. Ресурсное обеспечение Программы
Реализация Программы будет осуществляться на основе консолидации финансовых, материальных, кадровых ресурсов.
В Республике Коми создана нормативно-правовая база, позволяющая осуществлять деятельность по развитию семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
1) Закон Республики Коми от 31 декабря 2004 г. N 74-РЗ "О дополнительных социальных гарантиях в области образования детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
2) Закон Республики Коми от 31 декабря 2004 г. N 84-РЗ "О социальном обслуживании населения в Республике Коми";
3) Закон Республики Коми от 8 ноября 2007 г. N 96-РЗ "О некоторых вопросах организации и деятельности по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, на территории Республики Коми";
4) Закон Республики Коми от 24 ноября 2008 г. N 139-РЗ "О государственной поддержке при передаче ребенка на воспитание в семью";
5) Закон Республики Коми от 28 сентября 2011 г. N 84-РЗ "О некоторых дополнительных социальных гарантиях детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
6) постановление Правительства Республики Коми от 28 июня 2005 г. N 162 "О мерах по реализации Закона Республики Коми "О дополнительных социальных гарантиях в области образования детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
7) постановление Правительства Республики Коми от 25 сентября 2006 г. N 242 "О государственных стандартах социального обслуживания населения в Республике Коми";
8) постановление Правительства Республики Коми от 8 октября 2007 г. N 229 "О некоторых вопросах, связанных с реализацией на территории Республики Коми законодательства в области опеки и попечительства и жилищного законодательства";
9) постановление Правительства Республики Коми от 8 апреля 2010 г. N 95 "Об утверждении Порядка осуществления в пределах территории Республики Коми деятельности, связанной с направлением несовершеннолетних для помещения их под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или в некоммерческие организации";
10) постановление Правительства Республики Коми от 9 ноября 2010 г. N 383 "О мерах по реализации Закона Республики Коми "О государственной поддержке при передаче ребенка на воспитание в семью";
11) постановление Правительства Республики Коми от 12 сентября 2011 г. N 379 "Об организации в Республике Коми постинтернатного сопровождения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
12) постановление Правительства Республики Коми от 12 октября 2011 г. N 458 "О мерах по реализации Закона Республики Коми "О социальном обслуживании населения в Республике Коми";
13) постановление Правительства Республики Коми от 22 февраля 2012 г. N 62 "О порядке, размере и условиях предоставления дополнительной социальной гарантии в виде возмещения расходов на проезд к месту лечения и обратно, в том числе в санаторно-курортные учреждения (при наличии медицинских показаний), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
14) постановление Правительства Республики Коми от 28 мая 2012 г. N 212 "О порядке, размере и условиях предоставления дополнительной социальной гарантии в виде возмещения расходов на осуществление капитального или текущего ремонта жилых помещений, находящихся на территории Республики Коми, принадлежащих на праве единоличной собственности либо на праве общей совместной собственности, либо на праве общей долевой собственности детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
15) приказ Агентства Республики Коми по социальному развитию от 18 мая 2010 г. N 1050 "Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции регионального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей";
16) приказ Агентства Республики Коми по социальному развитию от 9 июня 2012 г. N 1301 "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по выдаче предварительного разрешения на усыновление (удочерение) ребенка, в случае если ребенок или его родители (один из них) проживали на территории Республики Коми до выезда за пределы территории Российской Федерации";
17) приказ Агентства Республики Коми по социальному развитию от 29 августа 2012 г. N 1967 "Об утверждении Программы по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свои семьи ребенка, оставшегося без попечения родителей";
18) приказ Агентства Республики Коми по социальному развитию от 31 августа 2012 г. N 1977 "Об утверждении Порядка подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свои семьи ребенка, оставшегося без попечения родителей";
19) приказ Агентства Республики Коми по социальному развитию от 3 декабря 2012 г. N 2640 "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по установлению опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан".
Реализация мероприятий Программы будет осуществляться на базе органов и учреждений, работающих с семьей и детьми, в том числе являющихся субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Материально-техническая база указанных органов и учреждений за последние четыре года значительно улучшена благодаря реализации целевых федеральных и республиканских программ. Так, например, в рамках республиканской целевой программы "Укрепление правопорядка и общественной безопасности в Республике Коми" на 2009-2011 годы" приобретены элементы сенсорных комнат, тренажеры, медицинское оборудование, спортивный инвентарь, компьютерная и другая оргтехника для учреждений социального обслуживания семьи и детей, спортивно-техническое оборудование - для учреждений образования, компьютерная техника - для государственных образовательных учреждений интернатного типа.
Реализация мероприятий Программы будет осуществляться силами специалистов учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты. Общее количество специалистов, работающих с семьями и детьми, задействованных в реализации мероприятий Программы, составляет порядка 794 человек.
Источниками финансирования мероприятий Программы являются средства республиканского бюджета Республики Коми, средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Общий объем финансирования Программы составляет 213 045 831 рубль. Объемы финансирования Программы по годам:
2014 год - 102 228 705 рублей;
2015 год - 110 817 126 рублей,
в том числе:
2014 год:
средства республиканского бюджета Республики Коми - 95 567 653 рубля;
средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, - 6 661 052 рубля;
2015 год:
средства республиканского бюджета Республики Коми - 103 265 926 рублей;
средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, - 7 551 200 рублей.
Основным риском невыполнения программных мероприятий (выполнение не в полном объеме) может стать уменьшение объема финансирования Программы за счет средств республиканского бюджета Республики Коми, связанное с экономической ситуацией в Республике Коми и с особенностями формирования республиканского бюджета Республики Коми. В то же время финансирование мероприятий Программы предусмотрено из разных источников.
При этом объемы средств, направляемых на финансирование мероприятий за счет средств республиканского бюджета Республики Коми, предусмотрены по соответствующим отраслям и разделам бюджета исходя из "пессимистичного" прогноза получения доходов в бюджет.
Объемы финансирования мероприятий Программы носят прогнозный характер и могут уточняться при принятии закона Республики Коми о республиканском бюджете Республики Коми на очередной финансовый год.
Анализ причин возникновения рисков и мероприятия по их минимизации при реализации Программы приведены в таблице 3.
Таблица 3
Наименование риска |
Механизм минимизации риска |
Снижение численности детского населения, связанное с общими демографическими тенденциями в Республике Коми |
Разработка дополнительных мероприятий в рамках Плана мероприятий по улучшению демографической ситуации в Республике Коми на 2011-2015 годы, утвержденного распоряжением Правительства Республики Коми от 12 июля 2010 г. N 293-р |
Ухудшение экономической ситуации, негативные тенденции в области занятости населения |
Реализация антикризисных мер Правительства Республики Коми, включая вопросы обеспечения эффективной социальной защиты населения, совершенствования механизмов поддержки занятости трудоспособного населения, усиления профилактической работы в молодежной среде, направленной на пропаганду семейных ценностей |
Изменение законодательства, а также правового положения государственных и муниципальных учреждений, исполнителей Программы (изменение организационно-правового статуса, наименования и др.) |
Корректировка мероприятий Программы с учетом новых требований законодательства, а также нового статуса исполнителей Программы |
Финансирование мероприятий Программы за счет средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется на основании Соглашения о выделении денежных средств в виде гранта на выполнение Программы, заключенного между Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, созданным в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 марта 2008 г. N 404 "О создании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации", Агентством Республики Коми по социальному развитию и государственным бюджетным учреждением Республики Коми "Региональный центр развития социальных технологий", являющимся Грантополучателем.
Средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, перечисляются на внебюджетный счет Грантополучателя - государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Региональный центр развития социальных технологий". Грантополучатель осуществляет закупку товаров, работ и услуг на выполнение мероприятий Программы или направляет денежные средства исполнителям мероприятий Программы на основании заключенных договоров.
Грантополучатель и исполнители мероприятий Программы при получении средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляют закупку товаров, работ и услуг в соответствии с требованиями действующего законодательства о размещении заказов на поставку товаров, работ и услуг для государственных нужд.
VI. Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации Программы
Результативность мероприятий Программы оценивается исходя из уровня достижения основных целевых индикаторов и показателей реализации Программы к 2015 году (таблица 4).
Таблица 4
Перечень
индикаторов (показателей) и методика их расчета
N п/п |
Наименование показателя |
Методика расчета показателя |
Планируемые показатели по годам |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в семьях |
- |
2013 год (базовый для оценки) - 4235 человек 2014 год - 4240 человек 2015 год - не менее 4245 человек |
2. |
Удельный вес детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи, в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Отношение численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи, к общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в процентах (при представлении полугодовой отчетности - данные за полугодие, годовой отчетности - данные за год) |
2013 год (базовый для оценки) - 73,94 2014 год - 74,09 2015 год - не менее 74,25 |
3. |
Численность детей, возвращенных в интернатные учреждения из замещающих семей |
- |
на начало 2013 года (базовый для оценки) - 62 человека 2014 год - не более 58 2015 год - не более 55 |
4. |
Удельный вес детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детей в возрасте 0-17 лет |
Отношение численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к общей численности детей в возрасте 0-17 лет, в процентах (при представлении полугодовой отчетности - данные за полугодие, годовой отчетности - данные за год) |
2013 год (базовый для оценки) - 3,17 2014 год - 3,16 2015 год - 3,16 |
5. |
Удельный вес детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - всего, в том числе переданных неродственникам (в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), охваченных другими формами семейного устройства (семейные детские дома, патронатные семьи), находящихся в государственных (муниципальных) учреждениях всех типов |
(1-Д//Ч)*100, где: - общая численность детей, оставшихся без попечения родителей, выявленных и учтенных на конец отчетного года. Данные показываются о всех детях, оставшихся без попечения родителей, которые состоят на учете в органах опеки и попечительства (в том числе переданных неродственникам (в приемные семьи, под опеку (попечительство), в семейные детские дома и патронатные семьи), находящихся в государственных (муниципальных) учреждениях всех типов) (форма N 103-РИК раздел 1 строка 36 графа 3 минус раздел 2 строка 24 графа 12); - численность населения возраста от 0 до 17 лет (включительно) по состоянию на 31 декабря отчетного года (данные Росстата)*. * численность населения возраста от 0 до 17 лет (включительно) за отчетный год определяется согласно среднему варианту демографического прогноза до 2030 года, подготовленного Федеральной службой государственной статистики. |
2013 год (базовый для оценки) - 97,58 2014 год - 97,59 2015 год - не менее 97,61 |
VII. Механизм получения средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Между Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Агентством Республики Коми по социальному развитию и государственным бюджетным учреждением Республики Коми "Региональный центр развития социальных технологий" заключается Соглашение о выделении денежных средств в виде гранта на выполнение в Республике Коми Программы, в соответствии с которым целевые средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, направляются на внебюджетный счет государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Региональный центр развития социальных технологий", являющегося Грантополучателем.
Средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, перечисляются на внебюджетный счет Грантополучателя - государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Региональный центр развития социальных технологий".
Контроль за целевым использованием средств и меры по их своевременному использованию осуществляется Агентством Республики Коми по социальному развитию в виде ежегодных проверок.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Республики Коми от 25 марта 2014 г. N 118 "Об утверждении инновационной социальной программы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.