Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Текущий уровень и основные проблемы развития туризма в г. Сыктывкаре
1.1. Основные тенденции развития мирового рынка туризма
Развитие городского туризма является одним из наиболее заметных трендов в глобальной туристической отрасли. Ключевые тенденции в городском туризме включают в себя несколько направлений:
1) Активное переформатирование городского пространства с целью повышения его удобства, информативности, привлекательности для разных групп туристов. Насыщение городского пространства разными смыслами, с обязательным акцентом на утилитарное удобство. Ключевыми параметрами этих пространств являются: использование новейших информационных и коммуникационных технологий; работа в режиме 24/7; оригинальный городской дизайн; пешеходная доступность. Наличие современной городской инфраструктуры (удобные дороги, продуманная система транспорта и т.п.) также является обязательным требованием успешного развития туризма в городах.
2) Активное развитие информационных технологий: акцент на предварительной подготовке туристов (они знакомятся с дистанцией еще до приезда и приезжают уже подготовленными).
3) Сокращение доли посредников на рынке, переключение на модель продаж через интернет от производителя турпродукта непосредственно конечному туристу. Также эта ситуация означает усиление конкуренции в каждом сегменте, т.к. "все начинают конкурировать со всеми" (Барселона с Эдинбургом, Эдинбург с Новгородом или Петербургом и т.п.).
4) Основная конкуренция осуществляется не внутри въездного туризма в целом, а в рамках того или иного сектора туризма (культурный, экологический, горный, "море и солнце" и т.п.). Всего эксперты выделяют более 60 секторов туризма в мире, каждый из них интересен и в каждом из них развертывается конкурентная борьба.
5) Рынок демонстрирует растущий спрос на экотуризм и этнотуризм, что открывает большие возможности для Республики Коми в целом и Сыктывкара в частности. Согласно разработанной Программе Развития туризма в Республике Коми на 2013-2020 гг., именно экотуризм и этнотуризм являются ключевыми направлениями развития туризма в регионе. Также нужно учитывать, что в целом туризм в регионе планируется развивать под брендом "Эко-республики".
6) Тренд индивидуализации туризма не является новым в масштабах мирового рынка, т.к. эксперты фиксируют его уже на протяжении как минимум десятилетия, однако учитывая отставание Сыктывкара как туристической дестинации, этот тренд можно назвать актуальным для города. Поездки все чаще планируются и бронируются индивидуально, в рамках индивидуальных, а не групповых туров, с минимальным использованием посредников. Для территории это означает необходимость организации возможности прямых продаж турпродукта, с прямым взаимодействием покупателя (туриста) и поставщика туруслуги.
1.2. Текущая ситуация: развитие туризма в Сыктывкаре
В России, в полном соответствии с мировыми тенденциями, реализуется целый ряд проектов, прямо или косвенно связанных с развитием городского туризма (комплексная реконструкция территории вокруг Кремля к 1150-летию Великого Новгорода, реконструкция набережной р. Великой в Пскове и др.). Объем посещений российских городов также растет, в том числе - количество посещений иностранными туристами.
Рисунок 1. Динамика посещения отдельных российских городов иностранными туристами
Источник: данные мэрий
Республика Коми учитывает эту тенденцию при стратегировании своего развития. Приоритеты по развитию туризма зафиксированы в ряде программных документов Республики Коми и г. Сыктывкар:
- Программа развития туризма в Республике Коми на 2013-2015 гг. (2012 г.);
- Государственная программа Республики Коми "Развитие экономики" (до 2020 г.);
- Стратегия социально-экономического развития муниципального образования городского округа "Сыктывкар" до 2025 года (принята 08.07.2011 г. Советом МО ГО "Сыктывкар").
На сегодняшний день более 80% всего въездного потока в город представляют достаточно специфическую группу "деловых туристов"; тем не менее, именно деловые туристы представляют наибольший потенциал с точки зрения наращивания доходности въездной туриндустрии в Сыктывкаре. Если рассматривать географическую структуру турпотока, то она почти полностью представлена внешними по отношению к региону туристами (оценочно - примерно на 95%).
Анализ социально-экономических особенностей города позволяет сделать вывод о наличии предпосылок для развития туристических продуктов, ориентированных на внутреннего потребителя (т.е. население самого Сыктывкара или близлежащих районов и других городов Республики Коми), а также на деловых туристов.
Таблица 1. Характеристики основных целевых аудиторий для развития рынка туризма в Сыктывкаре
Целевая группа |
Характеристика |
Потребности применительно к туристическому рынку |
Турпоток и его потенциал, чел. в год |
Бизнес-туристы |
"Командировочные" из московских и петербургских офисов компаний нефтегазового и лесопромышленного сектора. Большой поток, который на сегодняшний день проходит мимо туристического рынка в силу отсутствия предложения. |
Расслабиться после напряженных встреч в офисе/на производстве; пообщаться с коллегами или бизнес-партнерами в неформальной обстановке; привезти домой сувениры; узнать что-то необычное, что могло бы шокировать их; поучаствовать в необычном действе. |
50,000/50,000 |
"Средний класс" (жители Сыктывкара и Ухты) |
Многочисленная обеспеченная аудитория с высокой платежеспособностью и привычкой к занятиям активными видами спорта (зимними и летними). Сейчас она реализует потребность в кратковременном отдыхе "выходного дня" за пределами Сыктывкара и даже Республики Коми, не находя в пределах своего города достойных вариантов времяпрепровождения. |
Провести выходные с семьей. Отдохнуть (сменить обстановку) с пользой для души и тела: не просто провести "выходные за городом", но позаниматься спортом, поплавать и т.п. |
1,000/60,000 |
1.3. Проблемы, на решение которых направлена программа
Несмотря на наличие значительного потенциала развития, в туристической отрасли Сыктывкара имеется целый ряд проблем, включающих в себя следующие:
1) Несмотря на значительный потенциал развития, экономический вклад въездного туризма в экономику Сыктывкара на данный момент пока является минимальным даже с учетом мультипликативного эффекта. Основные расходы туристов связаны с оплатой размещения*(1).
2) Практически полностью отсутствует собственно туристический поток в город (при этом объемы въезда в город достаточно высоки благодаря командировочным посетителям - гостям предприятий).
3) Туристическая отрасль города ориентирована исключительно на выездной туризм.
4) В настоящее время предприниматели, работающие в сфере туризма, не чувствуют единого направления движения и поддержки со стороны органов власти.
Абсолютное большинство обозначенных выше проблем является следствием существенных дефицитов, связанных с развитием туристической отрасли в Сыктывкаре:
5) В Сыктывкаре отсутствует развитый "городской" туристический продукт. За исключением традиционных экскурсий, предлагаемых (с вариациями) как школьникам, так и гостям предприятий города, в Сыктывкаре практически отсутствуют иные предложения, ориентированные на внешних туристов.
6) В городе не проводятся мероприятия, являющиеся ядром предложения (аналогичные ПМЭФ в Санкт-Петербурге, Выставке дизайна в Милане и пр.); по количеству участников доминируют конгрессные мероприятия малого масштаба (<250 участников). Все мероприятия, связанные с финно-угорской тематикой, были перенесены из Сыктывкара в Этнопарк (с. Ыб).
7) Имеют место существенные дефициты, связанные с "обслуживающими" туризм инфраструктурами; город не обладает значимыми ресурсами, которые могли бы представлять самостоятельную ценность для внешних российских или зарубежных туристов в условиях жесткой конкуренции на туристическом рынке:
а) Отмечается недостаточное разнообразие услуг*(2) в гостиницах и иных средствах коллективного размещения при ценах, в среднем, превышающих цены по СЗФО*(3); кроме того, в пиковый для бизнес-активности сезон - осенью - наблюдаются сложности с расселением участников различных деловых мероприятий, конференций, встреч, организуемых в Сыктывкаре;
б) В городе наблюдается дефицит качественных спортивных объектов, работающих на горожан, что приводит к повышенной загрузке существующих спортивных объектов (прежде всего - плавательных бассейнов, лыжных трасс и катков во дворах)*(4);
в) В Сыктывкаре отсутствуют конгрессные площадки для принятия мероприятий международного класса (суммарное количество мест - 1445 на всех площадках, при этом предельная емкость самого крупного зала - 300 мест). При этом для региональных и общероссийских мероприятий существующая конгрессно-выставочная инфраструктура является достаточной;
8) Крайне слабо взаимодействие разных игроков рынка между собой (участники не ощущают общность интересов, пытаются самостоятельно развиваться каждый в своем сегменте, опираясь лишь на свои силы).
9) Отсутствует системная скоординированная политика со стороны органов региональной и муниципальной власти в отношении въездного туризма.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.