Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к постановлению администрации
МР "Сыктывдинский"
от 23 декабря 2013 г. N 12/3176
Методические указания
по разработке и реализации муниципальных программ муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский"
I. Общие положения
1. Настоящие Методические указания по разработке и реализации муниципальных программ муниципального района "Сыктывдинский" (далее соответственно - Методические указания, муниципальные программы) содержат руководство по разработке проектов муниципальных программ, подготовке годовых отчетов о ходе реализации муниципальных программ и оценке эффективности реализации муниципальных программ, а также порядок проведения мониторинга реализации муниципальных программ.
2. Основные понятия, используемые в Методических указаниях:
подпрограмма муниципальной программы (далее - подпрограмма) - комплекс взаимоувязанных по целям, срокам и ресурсам мероприятий, выделенный исходя из масштаба и сложности задач, решаемых в рамках муниципальной программы;
сфера реализации муниципальной программы (подпрограммы) - сфера социально-экономического развития муниципального района "Сыктывдинский", на решение проблем которой направлена соответствующая муниципальная программа (подпрограмма);
основные параметры муниципальной программы (подпрограммы) - цели, задачи, целевые показатели (индикаторы), конечные результаты реализации муниципальной программы (подпрограммы), сроки их достижения, объем ресурсов, необходимый для достижения целей муниципальной программы (подпрограммы);
проблема социально-экономического развития муниципального района "Сыктывдинский" - противоречие между желаемым и текущим (действительным) состоянием сферы реализации муниципальной программы;
цель - планируемый конечный результат решения проблемы социально-экономического развития муниципального района "Сыктывдинский" посредством реализации муниципальной программы (подпрограммы), достижимый за период ее реализации;
задача - результат выполнения совокупности взаимосвязанных мероприятий или осуществления функций, направленных на достижение цели (целей) реализации муниципальной программы (подпрограммы); мероприятие - совокупность взаимосвязанных действий, направленных на решение соответствующей задачи; основное мероприятие - комплекс взаимосвязанных мероприятий, обеспечивающий переход к новому этапу решения задачи и характеризуемый значимым вкладом в достижение целей муниципальной программы (подпрограммы);
целевой показатель (индикатор) - количественно выраженная характеристика достижения цели или решения задачи;
конечный результат - характеризуемое количественными и/или качественными показателями состояние (изменение состояния) социально-экономического развития муниципального района "Сыктывдинский", которое отражает выгоды от реализации муниципальной программы (подпрограммы);
непосредственный результат - характеристика объема и качества реализации мероприятия, направленного на достижение конечного результата реализации муниципальной программы (подпрограммы); участники муниципальной программы - ответственный исполнитель, соисполнители и исполнители мероприятий муниципальной программы (подпрограммы);
ответственный исполнитель муниципальной программы - структурное подразделение администрации муниципального района "Сыктывдинский" или муниципальное бюджетное учреждение муниципального района "Сыктывдинский", определенное ответственным в соответствии с перечнем муниципальных программ муниципального района "Сыктывдинский", утвержденным постановлением администрации муниципального района "Сыктывдинский" (далее - Перечень), и обладающий полномочиями, установленными Порядком разработки, реализации и оценки эффективности реализации муниципальных программ муниципального района "Сыктывдинский" (далее - Порядок);
соисполнители муниципальной программы - структурные подразделения администрации муниципального района "Сыктывдинский" и (или) муниципальные бюджетные учреждения муниципального района "Сыктывдинский", участвующие в разработке, реализации и оценке эффективности реализации муниципальной программы и определенные в качестве соисполнителей муниципальной программы в Перечне;
исполнители мероприятий муниципальной программы (подпрограммы) - структурные подразделения администрации муниципального района "Сыктывдинский" и (или) муниципальные бюджетные учреждения муниципального района "Сыктывдинский", юридические и (или) физические лица, определенные администрацией муниципального района "Сыктывдинский" в качестве исполнителей мероприятий муниципальной программы (подпрограммы);
мониторинг - процесс наблюдения за реализацией основных параметров муниципальной программы. Иные понятия, используемые в Методических указаниях, применяются в значениях, установленных Порядком, и в значениях, принятых в законодательстве Российской Федерации и Республики Коми, в муниципальных правовых актах муниципального района "Сыктывдинский".
3. Основанием для разработки муниципальных программ является Перечень, формируемый в соответствии с Порядком.
При этом основные направления реализации муниципальных программ, отраженные в Перечне, состав соисполнителей муниципальной программы могут быть изменены в ходе разработки проекта муниципальной программы.
4. Ответственный исполнитель муниципальной программы обеспечивает координацию деятельности участников муниципальной программы.
5. Формирование муниципальных программ осуществляется исходя из принципов: формирования муниципальных программ на основе долгосрочных целей социально-экономического развития муниципального района "Сыктывдинский" и целевых показателей (индикаторов) их достижения, основных направлений деятельности администрации муниципального района "Сыктывдинский", муниципальных правовых актов;
наиболее полного охвата сфер социально-экономического развития муниципального района "Сыктывдинский";
установления для муниципальных программ измеримых результатов ее реализации (конечных и непосредственных результатов);
определения структурного подразделения администрации муниципального района "Сыктывдинский" или муниципального бюджетного учреждения муниципального района "Сыктывдинский", ответственного за реализацию муниципальной программы (достижение конечных результатов) в качестве ответственного исполнителя муниципальной программы;
наличия у участников муниципальной программы полномочий, необходимых и достаточных для достижения целей муниципальной программы;
проведения регулярной оценки эффективности реализации муниципальных программ, оценки их вклада в решение вопросов развития экономики с возможностью их корректировки или досрочного прекращения, а также установления ответственности должностных лиц в случае неэффективной реализации программ.
6. Внесение изменений в муниципальную программу осуществляется в порядке, предусмотренном для разработки проекта муниципальной программы в соответствии с требованиями Порядка.
7. Ответственный исполнитель вправе по согласованию с курирующим заместителем руководителя администрации муниципального района "Сыктывдинский", соисполнителями принимать решения о внесении изменений в перечни и состав мероприятий, сроки их реализации, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации, Республики Коми, муниципальными правовыми актами муниципального района "Сыктывдинский" в объемы бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий в пределах утвержденных лимитов бюджетных ассигнований на реализацию муниципальной программы в целом.
Указанное решение принимается ответственным исполнителем при условии, что планируемые изменения не оказывают влияния на параметры муниципальной программы и не приведут к ухудшению плановых значений целевых показателей (индикаторов) муниципальной программы, а также к увеличению сроков исполнения основных мероприятий муниципальной программы.
II. Разработка проекта муниципальной программы
Требования к разработке муниципальной программы и ее структуре
8. Муниципальная программа включает подпрограммы, реализуемые в соответствующей сфере социально-экономического развития муниципального района "Сыктывдинский", а также прочие мероприятия, не вошедшие в подпрограммы.
9. Муниципальная программа может включать подпрограмму, которая направлена на обеспечение создания условий для реализации муниципальной программы.
10. Муниципальная программа имеет следующую структуру:
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
1.1. паспорт муниципальной программы;
1.2. текстовая часть муниципальной программы по следующим разделам:
1) характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития муниципального района "Сыктывдинский";
2) приоритеты реализуемой на территории муниципального района "Сыктывдинский" политики в соответствующей сфере социально-экономического развития, описание основных целей и задач муниципальной программы; прогноз развития соответствующей сферы социально-экономического развития муниципального района "Сыктывдинский";
3) этапы и сроки реализации муниципальной программы (этапы реализации муниципальной программы определяются при необходимости);
4) перечень основных мероприятий муниципальной программы (с указанием сроков их реализации, объемов финансирования в разрезе главных распорядителей бюджетных средств муниципального района "Сыктывдинский" и ожидаемых результатов);
5) основные меры правового регулирования в соответствующей сфере, направленные на достижение цели и (или) конечных результатов муниципальной программы (с обоснованием основных положений и сроков принятия необходимых муниципальных правовых актов муниципального района "Сыктывдинский");
6) прогноз конечных результатов муниципальной программы. Перечень целевых показателей (индикаторов) муниципальной программы (с расшифровкой плановых значений по годам ее реализации, а также сведения о взаимосвязи мероприятий и результатов их выполнения с обобщенными целевыми показателями (индикаторами) муниципальной программы);
7) перечень и краткое описание подпрограмм, входящих в муниципальную программу;
8) ресурсное обеспечение муниципальной программы (в разрезе главных распорядителей средств бюджета муниципального района "Сыктывдинский", подпрограмм, а также по годам реализации муниципальной программы);
9) методика оценки эффективности реализации муниципальной программы;
1.3. приложения к текстовой части муниципальной программы согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблицы 1-7);
1.4. подпрограммы муниципальной программы
11. В муниципальную программу не рекомендуется включать положения, регламентирующие порядок взаимодействия ответственных исполнителей и соисполнителей по разработке, реализации и оценке эффективности реализации муниципальной программы.
12. Ответственный исполнитель - разработчик проекта муниципальной программы организует согласование проекта муниципальной программы.
13. Ответственным исполнителем может проводиться общественное обсуждение проекта муниципальной программы.
14. Титульный лист к муниципальной программе и обосновывающим материалам должен содержать следующую информацию:
наименование муниципальной программы;
наименование ответственного исполнителя;
дата составления проекта муниципальной программы;
должность, фамилия, имя, отчество, номер телефона и электронный адрес непосредственного исполнителя. Титульный лист подписывается руководителем структурного подразделения администрации муниципального района "Сыктывдинский" или руководителем муниципального бюджетного учреждения муниципального района "Сыктывдинский", определенного администрацией муниципального района "Сыктывдинский" в качестве ответственного исполнителя.
Проект муниципальной программы направляется на согласование на бумажных носителях и в электронном виде.
Требования по заполнению паспорта муниципальной программы
15. Паспорт муниципальной программы разрабатывается по форме согласно приложению к Порядку.
Цель (цели), задачи и целевые показатели (индикаторы), а также этапы и сроки реализации муниципальной программы указываются в соответствии с требованиями Порядка и настоящих Методических указаний. Общий объем бюджетных ассигнований на реализацию муниципальной программы указывается по муниципальной программе в целом, а также по каждой подпрограмме муниципальной программы по годам реализации в пределах срока действия решения о бюджете муниципального района "Сыктывдинский". За пределами срока действия решения о бюджете муниципального района "Сыктывдинский" объемы бюджетных ассигнований в паспорте муниципальной программы (подпрограммы), в приложениях к муниципальной программе (подпрограмме) не указываются.
Объем бюджетных ассигнований указывается в тысячах рублей с точностью до одного знака после запятой.
Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы указываются в виде характеристики основных ожидаемых (планируемых) конечных результатов (изменений, отражающих эффект, вызванный реализацией муниципальной программы) в сфере реализации муниципальной программы, сроков их достижения.
Требования к содержанию муниципальной программы:
16. При формировании раздела "Характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития муниципального района "Сыктывдинский" учитывается следующее.
В рамках характеристики текущего состояния сферы реализации муниципальной программы предусматривается проведение анализа ее текущего (действительного) состояния, включая выявление основных проблем, в том числе состояния рынка услуг (товаров, работ), оказываемых (осуществляемых, реализуемых) организациями различных форм собственности, включая состояние сети указанных организаций, их ресурсное обеспечение (кадровое, финансовое, материально-техническое и т.д.). Анализ текущего (действительного) состояния сферы реализации муниципальной программы должен содержать основные показатели уровня развития соответствующей сферы социально-экономического развития муниципального района "Сыктывдинский" и указывать на потенциал развития анализируемой сферы.
17. При формировании раздела "Приоритеты реализуемой в муниципальном районе "Сыктывдинский" политики в соответствующей сфере социально-экономического развития, описание основных целей и задач муниципальной программы; прогноз развития соответствующей сферы социально-экономического развития муниципального района "Сыктывдинский" учитывается следующее.
Цель должна соответствовать приоритетам реализуемой в муниципальном районе "Сыктывдинский" политики в сфере реализации муниципальной программы, отражать конечные результаты реализации муниципальной программы и должна обладать следующими свойствами: специфичность (цель должна соответствовать сфере реализации муниципальной программы); конкретность (не допускаются размытые (нечеткие) формулировки, допускающие произвольное или неоднозначное толкование);
измеримость (достижение цели можно проверить);
достижимость (цель должна быть достижима за период реализации муниципальной программы);
релевантность (соответствие формулировки цели ожидаемым конечным результатам реализации муниципальной программы).
Формулировка цели должна быть краткой и ясной и не должна содержать специальных терминов, указаний на иные цели, задачи или результаты, которые являются следствиями достижения самой цели, а также описания путей, средств и методов достижения цели.
Задача муниципальной программы определяет конечный результат реализации совокупности взаимосвязанных мероприятий или осуществления функций, в рамках достижения цели (целей) реализации муниципальной программы.
Сформулированные задачи должны быть необходимы и достаточны для достижения соответствующей цели. Задачи муниципальной программы должны являться целями подпрограмм муниципальной программы. В качестве задач муниципальной программы не должна отражаться цель подпрограммы "Обеспечение создания условий для реализации муниципальной программы".
Прогноз развития соответствующей сферы социально-экономического развития муниципального района "Сыктывдинский" должен определять тенденции ее развития по итогам реализации муниципальной программы.
18. При формировании раздела "Сроки и этапы реализации муниципальной программы" учитывается следующее.
На основе последовательности решения задач муниципальной программы этапы ее реализации определяются при необходимости. Для каждого из этапов необходимо определить промежуточные результаты реализации муниципальной программы.
19. При формировании раздела "Перечень основных мероприятий муниципальной программы" учитывается следующее.
Масштаб основного мероприятия должен обеспечивать возможность контроля хода выполнения муниципальной программы, но не усложнять систему контроля и отчетности.
Характеристика основных мероприятий, мер правового регулирования, прогноз конечных результатов, перечень целевых показателей (индикаторов) муниципальной программы приводятся на основе обобщения соответствующих сведений по подпрограммам муниципальной программы.
Информация об основных мероприятиях отражается согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблица 1).
20. При формировании раздела "Основные меры правового регулирования в соответствующей сфере, направленные на достижение цели и (или) конечных результатов муниципальной программы" учитывается следующее.
Характеристика мер правового регулирования, а также при применении других мер регулирования приводится на основе интеграции соответствующих сведений по подпрограммам муниципальной программы при соблюдении краткости изложения (таблица 2).
21. При формировании раздела "Прогноз конечных результатов муниципальной программы. Перечень целевых показателей (индикаторов) муниципальной программы" учитывается следующее. При описании прогноза конечных результатов реализации муниципальной программы необходимо дать развернутую характеристику планируемых изменений (конечных результатов) в сфере реализации муниципальной программы. Такая характеристика должна включать обоснование:
изменения состояния сферы реализации муниципальной программы, а также в сопряженных сферах при реализации муниципальной программы;
выгоды от реализации муниципальной программы.
Перечень целевых показателей (индикаторов) муниципальной программы должен быть представлен в разрезе подпрограмм.
Целевые показатели (индикаторы), характеризующие достижение целей или решение задач, должны обеспечить возможность проверки и подтверждения достижения или решения этих целей и задач. Информация о составе и значениях целевых показателей (индикаторов) приводится согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблица 3).
Используемые целевые показатели (индикаторы) должны соответствовать следующим требованиям: адекватность (целевой показатель (индикатор) должен очевидным образом характеризовать прогресс в достижении цели или решении задачи и охватывать все существенные аспекты достижения цели или решения задачи программы (подпрограммы));
точность (погрешности измерения не должны приводить к искаженному представлению о результатах реализации программы (подпрограммы));
объективность (не допускается использование целевых показателей (индикаторов), улучшение отчетных значений которых возможно при ухудшении реального положения дел; используемые целевые показатели (индикаторы) должны в наименьшей степени создавать стимулы для исполнителей программы (подпрограммы) к искажению результатов реализации программы (подпрограммы));
достоверность (способ сбора и обработки исходной информации должен допускать возможность проверки точности полученных данных в процессе независимого мониторинга и оценки программы (подпрограммы));
однозначность (определение целевого показателя (индикатора) должно обеспечивать одинаковое понимание существа измеряемой характеристики, как специалистами, так и конечными потребителями услуг, включая индивидуальных потребителей, для чего следует избегать излишне сложных целевых показателей (индикаторов) и целевых показателей (индикаторов), не имеющих четкого, общепринятого определения и единиц измерения);
экономичность (получение отчетных данных должно проводиться с минимально возможными затратами; применяемые целевые показатели (индикаторы) должны в максимальной степени основываться на уже существующих процедурах сбора информации);
сопоставимость (выбор целевых показателей (индикаторов) следует осуществлять исходя из необходимости непрерывного накопления данных и обеспечения их сопоставимости за отдельные периоды и с показателями, используемыми для оценки прогресса в реализации сходных (смежных) подпрограмм);
своевременность и регулярность (отчетные данные должны поступать со строго определенной периодичностью и с незначительным временным лагом между моментом сбора информации и сроком ее использования).
В число используемых целевых показателей (индикаторов) должны включаться показатели, характеризующие конечные общественно значимые результаты, непосредственные результаты и уровень удовлетворенности потребителей оказываемыми (финансируемыми) исполнителями муниципальными услугами (работами), их объемом и качеством.
Целевые показатели (индикаторы) подпрограмм муниципальной программы должны быть увязаны с целевыми показателями (индикаторами), характеризующими достижение целей и решение задач муниципальной программы.
Целевые показатели (индикаторы) должны иметь запланированные по годам количественные значения, измеряемые или рассчитываемые по утвержденным методикам и определяться на основе данных государственного статистического наблюдения, иной отраслевой и ведомственной отчетности. При отражении целевого показателя (индикатора) необходимо дать ссылку на соответствующий вид и форму данных официальной статистики, иной отраслевой или ведомственной отчетности, в состав которых входит данный целевой показатель (индикатор).
В случае применения интегральных целевых показателей (индикаторов) в данном разделе должен быть описан механизм их расчета.
Предлагаемый целевой показатель (индикатор) должен являться количественной характеристикой наблюдаемого социально-экономического явления.
Для целевого показателя (индикатора) указываются периодичность (годовая, квартальная, месячная и т.д.) и вид временной характеристики (за отчетный период, на начало отчетного периода, на конец периода, на конкретную дату и т.д.).
22. При формировании раздела "Перечень и краткое описание подпрограмм, входящих в муниципальную программу" учитывается следующее.
В качестве обоснования выделения подпрограмм может использоваться, в том числе, обоснование вклада подпрограммы в достижение целей муниципальной программы.
Если в рамках муниципальной программы выделены подпрограммы, то приводится их перечень с указанием целей и задач подпрограмм.
23. При формировании раздела "Ресурсное обеспечение муниципальной программы" учитывается следующее. Планирование бюджетных ассигнований на реализацию муниципальной программы осуществляется с учетом положений муниципальных правовых актов муниципального района "Сыктывдинский", регулирующих порядок составления проекта бюджета муниципального района "Сыктывдинский".
В разделе указывается общий объем бюджетных ассигнований на реализацию муниципальной программы в целом, а также по каждой подпрограмме муниципальной программы по годам реализации муниципальной программы в разрезе источников финансирования. Объем бюджетных ассигнований на реализацию муниципальной программы указывается в пределах срока действия решения о бюджете муниципального района "Сыктывдинский".
Информация о расходах на реализацию муниципальной программы представляется согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблица 4), в том числе:
1. по годам реализации муниципальной программы;
2. с расшифровкой по главным распорядителям средств бюджета муниципального района "Сыктывдинский" (по ответственному исполнителю и соисполнителям муниципальной программы);
3. по муниципальной программе в целом, с распределением по подпрограммам муниципальной программы, в том числе по основным мероприятиям подпрограмм, по кодам классификации расходов бюджета.
Если в реализации муниципальной программы участвуют организации (в том числе муниципальные учреждения), а также предполагается использование средств федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Коми, то в муниципальной программе должна содержаться прогнозная (справочная) оценка расходов федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Коми, бюджета муниципального района "Сыктывдинский", оценка расходов за счет средств муниципальных учреждений от приносящей доход деятельности и юридических лиц, участвующих в реализации муниципальной программы, на реализацию целей муниципальной программы, представляемая согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблица 5).
24. При формировании раздела "Методика оценки эффективности реализации муниципальной программы" учитывается следующее.
Методика оценки эффективности реализации муниципальной программы (подпрограммы) представляет собой алгоритм оценки ее фактической эффективности в процессе и по итогам реализации муниципальной программы и должна быть основана на оценке результативности муниципальной программы с учетом общего объема ресурсов, направленного на ее реализацию.
Методика оценки эффективности реализации муниципальной программы (подпрограммы) учитывает необходимость проведения оценок:
1) степени достижения целей и решения задач муниципальной программы (подпрограммы). Оценка степени достижения целей и решения задач муниципальной программы (подпрограммы) может определяться путем сопоставления фактически достигнутых значений целевых показателей (индикаторов) муниципальной программы (подпрограммы) и их плановых значений по формуле:
,
где:
- степень достижения целей (решения задач);
- степень достижения целевого показателя (индикатора) муниципальной программы (подпрограммы);
N - количество целевых показателей (индикаторов) муниципальной программы (подпрограммы).
Степень достижения целевого показателя (индикатора) муниципальной программы (подпрограммы) () может рассчитываться по формуле:
,
где:
- фактическое значение целевого показателя (индикатора) муниципальной программы (подпрограммы);
Зп - плановое значение целевого показателя (индикатора) муниципальной программы (подпрограммы) (для целевых показателей (индикаторов), желаемой тенденцией развития которых является рост значений)
или
(для целевых показателей (индикаторов), желаемой тенденцией развития которых является снижение значений);
2) степени соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств, направленных на реализацию муниципальной программы (подпрограммы).
Оценка степени соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств, направленных на реализацию муниципальной программы (подпрограммы), определяется путем сопоставления плановых и фактических объемов финансирования муниципальной программы (подпрограммы) по формуле:
,
где:
- уровень финансирования реализации муниципальной программы (подпрограммы);
- фактический объем финансовых ресурсов, направленный на реализацию муниципальной программы (подпрограммы);
- плановый объем финансовых ресурсов на соответствующий отчетный период.
Эффективность реализации муниципальной программы (подпрограммы) () рассчитывается по следующей формуле:
.
Вывод об эффективности (неэффективности) реализации муниципальной программы (подпрограммы) может определяться на основании следующих критериев:
Вывод об эффективности реализации муниципальной программы (подпрограммы) |
Критерий оценки эффективности ЭГП |
Неэффективная |
менее 0,5 |
Уровень эффективности удовлетворительный |
0,5-0,79 |
Эффективная |
0,8-1 |
Высокоэффективная |
более 1 |
Для проведения оценки эффективности реализации муниципальной программы (подпрограммы) возможно использование индивидуальной методики оценки эффективности, разработанной с учетом специфики соответствующей отрасли. При этом данная методика оценки эффективности реализации муниципальной программы (подпрограммы) должна быть отражена в муниципальной программе (подпрограмме).
Требования к разработке подпрограммы, включенной в муниципальную программу
25. Подпрограмма является неотъемлемой частью муниципальной программы и формируется с учетом согласованности основных параметров подпрограммы и муниципальной программы. Подпрограмма имеет следующую структуру:
25.1. паспорт подпрограммы;
25.2. текстовая часть подпрограммы по следующим разделам:
1) характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития;
2) приоритеты реализуемой на территории муниципального района "Сыктывдинский" политики в сфере реализации подпрограммы, цель (цели), задачи и целевые показатели (индикаторы) достижения цели (целей) и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы, сроков и контрольных этапов реализации подпрограммы;
3) характеристика основных мероприятий подпрограммы;
4) характеристика мер правового регулирования в сфере реализации подпрограммы;
5) прогноз сводных показателей муниципальных заданий по этапам реализации подпрограммы (при оказании муниципальными учреждениями муниципального района "Сыктывдинский" муниципальных услуг (работ) в рамках подпрограммы);
6) ресурсное обеспечение подпрограммы;
7) методика оценки эффективности реализации подпрограммы.
Требования по заполнению паспорта подпрограммы и к содержанию подпрограммы муниципальной программы
26. Паспорт подпрограммы заполняется по форме согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблица 6).
Требования к заполнению паспорта подпрограммы аналогичны требованиям, предъявляемым к заполнению паспорта муниципальной программы.
27. Требования к заполнению разделов "Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития", "Приоритеты реализуемой на территории муниципального района "Сыктывдинский" политики в сфере реализации подпрограммы, цель (цели), задачи и целевые показатели (индикаторы) достижения цели (целей) и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы, сроков и контрольных этапов реализации подпрограммы" аналогичны требованиям, предъявляемым к содержанию муниципальной программы.
28. Раздел "Характеристика основных мероприятий подпрограммы" должен содержать информацию об основных мероприятиях подпрограммы в разрезе задач с указанием основных направлений их реализации. Перечень основных мероприятий подпрограммы отражается согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблица 1).
В приложении содержится информация о сроке, исполнителе, ожидаемом непосредственном результате его реализации, взаимосвязи с показателями подпрограммы и о последствиях не реализации основного мероприятия.
29. В разделе "Характеристика мер правового регулирования в сфере реализации подпрограммы" приводится обоснование изменений правового регулирования в сфере реализации подпрограммы (если таковые планируются), их основные положения и ожидаемые сроки принятия необходимых нормативных правовых актов. Меры правового регулирования приводятся согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблица 2).
30. Раздел "Прогноз сводных показателей муниципальных заданий по этапам реализации подпрограммы" формируется, если в рамках реализации подпрограммы муниципальными бюджетными учреждениями муниципального района "Сыктывдинский" предусматривается оказание муниципальных услуг (работ). Информация о сводных значениях показателей муниципальных заданий отражается согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблица 7).
Указанные показатели могут включаться в состав целевых показателей (индикаторов) подпрограммы в качестве показателей непосредственных результатов.
31. Раздел "Ресурсное обеспечение подпрограммы" должен содержать информацию об общем объеме бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы, в том числе по годам ее реализации.
32. Раздел "Методика оценки эффективности реализации подпрограммы" должен содержать алгоритм проведения оценки. Должны быть установлены целевые показатели (индикаторы), механизм их расчета и определены критерии, на основании которых делается вывод об эффективности (неэффективности) реализации подпрограммы.
Если методика оценки эффективности реализации подпрограммы будет аналогична методике оценки эффективности реализации муниципальной программы, то в данном разделе рекомендуется указание только ссылки на методику оценки, отраженную в аналогичном разделе муниципальной программы.
33. В состав Программы целесообразно включение подпрограммы "Обеспечение создания условий для реализации муниципальной программы", состоящей из паспорта подпрограммы согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблица 6) и разделов согласно пункту 25 настоящих Методических указаний.
При формировании подпрограммы можно использовать следующие положения:
Цель подпрограммы - обеспечение реализации муниципальной программы, подпрограмм в соответствии с установленными сроками и задачами.
Задачи подпрограммы:
- обеспечение управления реализацией муниципальной программы, подпрограмм.
Показатель подпрограммы - уровень ежегодного достижения целевых показателей (индикаторов) муниципальной программы, подпрограмм (в %).
Основной ожидаемый результат подпрограммы - обеспечение выполнения задач муниципальной программы, подпрограмм и достижения предусмотренных муниципальной программой и подпрограммами целевых показателей (индикаторов).
Кроме того, рекомендуется указать другие важные результаты реализации подпрограммы, в том числе в части управления в сфере реализации муниципальной программы, подпрограмм.
III. Дополнительные и обосновывающие материалы, представляемые с муниципальной программой
34. Проект плана реализации муниципальной программы на первый год ее реализации представляется в отдел экономического развития и финансовое управление вместе с проектом муниципальной программы согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблица 8). План реализации муниципальной программы состоит из планов реализации подпрограмм муниципальной программы.
35. В план реализации муниципальной программы подлежат включению все мероприятия подпрограмм. В целях обеспечения сопоставимости данных, мероприятия плана реализации муниципальной программы подлежат группировке в разрезе основных мероприятий, указанных в подпрограммах.
Вместе с проектом муниципальной программы представляются материалы, содержащие обоснование необходимых финансовых ресурсов по каждому основному мероприятию, в соответствии с муниципальными правовыми актами муниципального района "Сыктывдинский", регулирующими порядок составления проекта бюджета муниципального района "Сыктывдинский" и планирование бюджетных ассигнований. Расходы бюджета муниципального района "Сыктывдинский", на содержание ответственного исполнителя, соисполнителей отражаются в подпрограмме "Обеспечение создания условий для реализации муниципальной программы".
Расходы бюджета муниципального района "Сыктывдинский" на содержание структурных подразделений администрации муниципального района "Сыктывдинский", являющихся соисполнителями муниципальной программы и не являющихся ответственными исполнителями и (или) соисполнителями других муниципальных программ, могут отражаться в составе подпрограммы муниципальной программы в соответствующей сфере ее реализации.
36. В случае возможного привлечения средств федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Коми, организаций на реализацию основных мероприятий муниципальной программы вместе с проектом муниципальной программы представляются соответствующие подтверждения: реквизиты соответствующих нормативных правовых актов, копии соглашений, протоколов и т.д.
37. Оценка планируемой эффективности реализации муниципальной программы проводится ответственным исполнителем на этапе ее разработки в составе обосновывающих материалов и основывается на оценке планируемого вклада результатов муниципальной программы в социально-экономическое развитие муниципального района "Сыктывдинский", содержащей количественное, а при обосновании невозможности его проведения, качественное описание связи динамики значений целевых показателей (индикаторов) реализации муниципальной программы с динамикой уровня развития соответствующей сферы социально-экономического развития муниципального района "Сыктывдинский".
38. Оценка планируемой эффективности реализации подпрограммы производится в соответствии с пунктами 15, 16, 17 Порядка разработки, реализации и оценки эффективности реализации муниципальных программ муниципального района "Сыктывдинский", пунктом 24 настоящих Методических рекомендаций.
IV. Подготовка годовых отчетов о ходе реализации и оценке эффективности реализации муниципальной программы и докладов о ходе реализации муниципальной программы
39. Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности реализации муниципальной программы (далее - годовой отчет) формируется ответственным исполнителем с учетом информации, полученной от соисполнителей, и представляется курирующему заместителю руководителя администрации муниципального района "Сыктывдинский", в отдел экономического развития и финансовое управление в порядке и в сроки, установленные Порядком.
40. Годовой отчет должен иметь структуру в соответствии с пунктом 33 Порядка.
41. При описании конкретных результатов реализации муниципальной программы, достигнутых за отчетный год, следует привести:
основные результаты, достигнутые в отчетном году;
характеристику вклада основных результатов в решение задач и достижение целей муниципальной программы;
сведения о достижении значений целевых показателей (индикаторов) муниципальной программы, подпрограмм муниципальной программы (указываются согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблица 9), с обоснованием отклонений по целевым показателям (индикаторам), плановые значения по которым не достигнуты);
запланированные, но недостигнутые результаты с указанием нереализованных или реализованных не в полной мере мероприятий;
анализ факторов, повлиявших на ход реализации муниципальной программы;
анализ фактических и вероятных последствий влияния указанных факторов на основные параметры муниципальной программы.
42. Описание результатов реализации основных мероприятий подпрограмм, входящих в состав подпрограммы муниципальной программы, реализация которых предусмотрена в отчетном году, включает:
описание наиболее значимых результатов реализации основных мероприятий, входящих в состав подпрограммы муниципальной программы в отчетном году;
перечень нереализованных или реализованных частично основных мероприятий, входящих в состав подпрограммы муниципальной программы, с указанием причин их реализации не в полном объеме;
анализ факторов, повлиявших на их реализацию;
анализ последствий не реализации основных мероприятий подпрограмм, входящих в состав подпрограммы муниципальной программы.
К описанию результатов выполнения мероприятий муниципальной программы в отчетном году прикладывается информация согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблица 10).
43. При представлении сведений об использовании бюджетных ассигнований и иных средств на реализацию муниципальной программы в разрезе подпрограмм, реализация которых предусмотрена в отчетном году, необходимо представить:
а) данные о расходах на реализацию муниципальной программы согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблицы 11 и 12);
б) фактические сводные показатели муниципальных заданий согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблица 13).
44. Информация об изменениях, внесенных ответственным исполнителем в муниципальную программу, должна содержать перечень изменений, их обоснование и реквизиты соответствующих муниципальных правовых актов муниципального района "Сыктывдинский".
45. Оценка эффективности реализации муниципальной программы (подпрограммы) осуществляется на основе методики оценки ее эффективности.
46. Для выявления степени достижения запланированных результатов муниципальной программы (подпрограммы) в отчетном году фактически достигнутые значения показателей сопоставляются с их плановыми значениями.
47. Для выявления степени достижения запланированного уровня затрат фактически произведенные затраты на реализацию муниципальной программы (подпрограммы) в отчетном году сопоставляются с их плановыми значениями.
48. Для выявления степени исполнения плана по реализации муниципальной программы (подпрограммы) проводится сравнение фактических сроков реализации мероприятий плана реализации с запланированными, а также сравнение фактически полученных результатов с ожидаемыми.
49. В случае выявления отклонений фактических результатов в отчетном году от запланированных на этот год по всем вышеуказанным направлениям рекомендуется с указанием нереализованных или реализованных не в полной мере мероприятий представлять аргументированное обоснование причин:
отклонения достигнутых в отчетном периоде значений целевых показателей (индикаторов) от плановых, а также изменений в этой связи плановых значений целевых показателей (индикаторов) на предстоящий период; значительного недовыполнения одних целевых показателей (индикаторов) в сочетании с перевыполнением других или значительного перевыполнения по большинству плановых показателей в отчетном периоде; возникновения экономии бюджетных ассигнований на реализацию муниципальной программы (подпрограммы) в отчетном году;
перераспределения бюджетных ассигнований между мероприятиями муниципальной программы (подпрограммы) в отчетном году;
исполнения плана по реализации муниципальной программы (подпрограммы) в отчетном периоде с нарушением запланированных сроков.
50. В случае отклонений от плановой динамики реализации муниципальной программы или ожидаемого воздействия факторов риска, способных оказать негативное влияние на основные параметры муниципальной программы, в годовой отчет включаются предложения по дальнейшей реализации муниципальной программы и их обоснование.
51. В рамках представления сведений об использовании бюджетных ассигнований и иных средств на реализацию муниципальной программы в разрезе подпрограмм в отчетном периоде необходимо указать следующие сведения:
а) запланированные и фактические объемы бюджетных ассигнований и иных средств на выполнение мероприятий муниципальной программы;
б) предложения по корректировке объема бюджетных ассигнований и иных средств на выполнение мероприятий муниципальной программы с обоснованием и оценкой их планируемого влияния на эффективность реализации муниципальной программы.
52. Предложения по дальнейшей реализации муниципальной программы и их обоснование должны включать оценку необходимости корректировки муниципальной программы.
53. Титульный лист к годовому отчету должен содержать следующую информацию:
наименование муниципальной программы;
наименование ответственного исполнителя;
отчетная дата (для годового отчета - отчетный год);
дата составления годового отчета;
должность, фамилия, имя, отчество, номер телефона и электронный адрес непосредственного исполнителя.
54. Титульный лист подписывается руководителем структурного подразделения администрации муниципального района "Сыктывдинский" или руководителем муниципального бюджетного учреждения муниципального района "Сыктывдинский", определенного администрацией муниципального района "Сыктывдинский" в качестве ответственного исполнителя.
V. Управление, контроль реализации муниципальной программы
55. Управление и контроль реализации муниципальной программы должны соответствовать требованиям раздела V Порядка.
56. Мероприятия муниципальной программы реализуются в соответствии со сроками, установленными в муниципальной программе. Изменение сроков реализации мероприятий, влияющее на реализацию основных параметров муниципальной программы (подпрограммы), требует корректировки муниципальной программы (подпрограммы).
57. Мониторинг реализации муниципальной программы ориентирован на предупреждение возникновения проблем и отклонений хода реализации муниципальной программы от запланированного.
Объектом мониторинга являются значения целевых показателей (индикаторов) муниципальной программы (подпрограмм) и ход реализации основных мероприятий муниципальной программы.
58. Мониторинг реализации муниципальной программы осуществляется ответственным исполнителем, координация исполнения и рассмотрение результатов мониторинга - курирующим заместителем руководителя администрации муниципального района "Сыктывдинский".
59. Мониторинг реализации муниципальных программ проводится на основе данных официального статистического наблюдения, иной отраслевой и ведомственной отчетности, годовых отчетов о ходе реализации и оценке эффективности реализации муниципальных программ, отчетов ответственного исполнителя о ходе реализации муниципальной программы, иных отчетов.
60. По результатам мониторинга и оценки эффективности реализации муниципальных программ ответственным исполнителем готовятся предложения о сокращении или перераспределении между участниками муниципальной программы на очередной финансовый год и плановый период бюджетных ассигнований на ее реализацию или о досрочном прекращении реализации, как отдельных мероприятий муниципальной программы, так и муниципальной программы (подпрограммы) в целом, начиная с очередного финансового года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.