Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 4
к постановлению администрации
МО ГО "Сыктывкар"
от 31 октября 2013 г. N 10/4145
Методические рекомендации
по организации и осуществлению территориального общественного самоуправления в муниципальном образовании городского округа "Сыктывкар"
1. Общие положения
1.1. Настоящие методические рекомендации по организации и осуществлению территориального общественного самоуправления в МО ГО "Сыктывкар" (далее - Рекомендации) разработаны в соответствии с решением Совета МО ГО "Сыктывкар" от 30 сентября 2013 года N 18/2013-271 "О территориальном общественном самоуправлении в муниципальном образовании городского округа "Сыктывкар".
1.2. Настоящие Рекомендации не имеют обязательного характера и направлены на оказание содействия населению МО ГО "Сыктывкар" в осуществлении права на территориальное общественное самоуправление (далее - ТОС).
1.3. Администрация МО ГО "Сыктывкар" и ее отраслевые (функциональные) органы руководствуются настоящими Рекомендациями при исполнении полномочий по вопросам территориального общественного самоуправления.
2. Основные термины и понятия
2.1. Выборные органы и лица ТОС - организационно-распорядительные органы, решающие вопросы, отнесенные к ведению ТОС, и подотчетные общему собранию (конференции).
2.2. Инициативная группа - группа жителей, по собственной инициативе осуществляющая организацию учредительного собрания (конференции) по созданию территориального общественного самоуправления.
2.3. Ревизионная комиссия (далее - РК) ТОС - выборный орган ТОС, обладающий полномочиями по контролю за деятельностью органов ТОС по вопросам финансово-экономической деятельности и законности принимаемых ими решений.
2.4. Конференция - сбор делегатов (по установленной квоте) правоспособного населения определенной территории для обсуждения и решения вопросов, отнесенных к ведению ТОС (в том числе и выборов органов ТОС).
2.5. План работы органа ТОС - документ, имеющий перечень мероприятий с ответственными лицами - членами органа ТОС, составленный и утвержденный на определенный период времени.
2.6. Регламент органа ТОС - документ, определяющий порядок работы и принятия решений органа ТОС.
2.7. Собрание - сбор правоспособного населения соответствующей территории для решения вопросов, отнесенных к ведению ТОС.
2.8. Территория ТОС - часть территории муниципального образования, в пределах которой учреждается и действует территориальное общественное самоуправление.
3. Рекомендуемая последовательность действий по созданию ТОС
3.1. Образовать по итогам предварительного собрания граждан инициативную группу в количестве 5 человек из числа граждан, постоянно проживающих на территории создаваемого ТОС и достигших 16-летнего возраста. Образование инициативной группы оформляется протоколом предварительного собрания по созданию территориального общественного самоуправления. В протоколе рекомендуется поручить инициативной группе подготовить предложения по границам образуемого ТОС, проект устава ТОС (Приложение 1).
3.2. Подготовить проект повестки дня учредительного собрания (конференции), проект устава создаваемого ТОС (Приложения 2а, 2б, 2в).
3.3. Составить списки жителей данной территории, достигших 16 лет. Списки могут быть составлены инициаторами собрания путем поквартирного обхода.
3.4. Для проведения учредительной конференции граждан также необходимо:
3.4.1. Определить территории проживания граждан, на которых будут проводиться собрания жителей по избранию делегатов на учредительную конференцию в соответствии с установленной единой нормой представительства.
3.4.2. Провести собрание жителей по избранию делегатов на учредительную конференцию в соответствии с установленной единой нормой представительства. На собраниях жителей соответствующей территории по избранию делегата на учредительную конференцию должен быть составлен протокол (Приложение 3) и лист регистрации участников указанного собрания (Приложение 4). В протоколе собрания необходимо отразить:
- дату, время и место проведения собрания, количество присутствующих, доля присутствующих от общего числа жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста, сведения о председателе и секретаре собрания, повестку дня, содержание выступлений, вопросы, поставленные на голосование и итоги голосования;
- решение собрания об избрании делегатов на учредительную конференцию с указанием их Ф.И.О., адреса, паспортных данных и срока полномочий. В протоколе рекомендуется определить, что полномочия делегата действуют в течение срока полномочий избираемого на учредительной конференции постоянно действующего органа ТОС, либо в течение иного периода (например, 6 месяцев, 1 год и т.д.).
3.5. Не менее чем за 15 дней до проведения учредительного собрания (конференции) проинформировать граждан (делегатов), Администрацию МО ГО "Сыктывкар" о дате, месте и времени проведения. Сообщение о проведении учредительного собрания должно быть доведено до каждого достигшего 16-летнего возраста жителя, проживающего на территории создаваемого ТОС, любым доступным способом, обеспечивающим достоверное и своевременное получение указанной информации (Приложение 5).
Если житель соответствующей территории по каким-либо причинам не имеет возможности принять участие в учредительном собрании, он может выдать члену инициативной группы или любому другому физическому лицу нотариально заверенную доверенность (Приложение 6).
3.6. Провести учредительное собрание (конференцию). На учредительном собрании (конференции) должен быть составлен протокол (Приложения 7, 8) не менее чем в трех экземплярах и лист регистрации участников указанного собрания (конференции) с указанием адресов и паспортных данных.
Необходимо учесть, что при проведении учредительного собрания (конференции) граждан по вопросу о создании ТОС, на этом же собрании или конференции проводится голосование по проекту установления границ территории, на которой будет осуществляться ТОС, и по принятию проекта устава.
3.7. Представить в Администрацию МО ГО "Сыктывкар" заявление и описание границ территории, на которой планируется организация и осуществление ТОС.
3.8. После утверждения Советом МО ГО "Сыктывкар" проекта границ создаваемого ТОС, представить в Администрацию МО ГО "Сыктывкар" устав ТОС для регистрации.
4. Рекомендации по составлению проекта описания границ территории, на которой осуществляется ТОС.
4.1. Инициативная группа обращается в Администрацию МО ГО "Сыктывкар" с заявлением о рассмотрении предложений по границам территории создаваемого ТОС (Приложение 9). К заявлению прилагается соответствующий протокол предварительного собрания, содержащего предложение населения по границам территории ТОС в соответствии с п. 6.4 Положения о территориальном общественном управлении в МО ГО "Сыктывкар".
4.2. Заявление должно содержать перечень территорий проживания граждан с указанием названий улиц, номеров домов или подъездов и прилегающей к ним придомовой территорией.
4.3. Территориальное общественное самоуправление должно быть создано в установленном порядке в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения Совета МО ГО "Сыктывкар" об утверждении границ территории ТОС.
5. Рекомендации по подготовке проекта устава ТОС
5.1. В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) устав территориального общественного самоуправления должен устанавливать:
- территорию, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление;
- цели, задачи, формы и основные направления деятельности территориального общественного самоуправления;
- порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления;
- порядок принятия решений;
- порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;
- порядок прекращения осуществления территориального общественного самоуправления;
5.2. Уставом территориального общественного самоуправления могут регулироваться иные вопросы территориального общественного самоуправления, если это не противоречит действующему законодательству, Уставу МО ГО "Сыктывкар", Положению о территориальном общественном самоуправлении в МО ГО "Сыктывкар" и другим муниципальным правовым актам.
5.3. В целях исполнения требований п. 9 ст. 27 Федерального закона в уставе ТОС рекомендуется четко определить:
- наименование ТОС, наименования выборных органов ТОС;
- форму непосредственного осуществления ТОС - собрание граждан или конференция граждан. В уставе ТОС может быть установлена только одна форма непосредственного осуществления ТОС;
- форму организации ТОС:
а) ТОС, являющееся юридическим лицом;
б) ТОС, не являющееся юридическим лицом.
5.4. Устав ТОС является учредительным документом ТОС.
5.5. ТОС считается учрежденным с момента регистрации устава ТОС Администрацией МО ГО "Сыктывкар".
5.6. ТОС в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
5.7. Необходимо учесть, что государственной регистрации в качестве юридического лица подлежит не орган территориального общественного самоуправления (Совет, комитет и т.п.), а само территориальное общественное самоуправление в организационно-правовой форме некоммерческой организации, что рекомендуется четко определить в уставе ТОС (приложения 2б, 2в).
6. Рекомендации по применению положений о порядке регистрации уставов ТОС (изменений и дополнений к ним) при решении отдельных вопросов
6.1. Для регистрации устава территориального общественного самоуправления необходимо подать заявление (Приложение 10).
6.2. Изменения в устав территориального общественного самоуправления подлежат регистрации в том же порядке и в те же сроки, что и регистрация устава территориального общественного самоуправления.
7. Рекомендации по порядку непосредственного осуществления территориального общественного самоуправления
7.1. Основными формами осуществления территориального общественного самоуправления являются собрания и конференции граждан.
7.2. Порядок назначения и проведения собраний и конференций граждан, включая порядок избрания делегатов, в целях осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом территориального общественного самоуправления в соответствии с действующим законодательством.
7.3. В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона в уставе ТОС может быть закреплена только одна форма непосредственного осуществления территориального общественного самоуправления: собрание граждан либо конференция граждан (собрание делегатов).
7.4. В уставе ТОС может быть определено, что полномочия делегатов, избранных на собраниях граждан, действуют в течение определенного срока (например, в течение срока полномочий постоянно действующего выборного органа ТОС).
7.5. Собрания и конференции граждан по вопросам осуществления ТОС рекомендуется проводить не реже одного раза в год. При необходимости могут проводиться внеочередные собрания (конференции) граждан в соответствии с уставом ТОС.
7.6. В уставе ТОС рекомендуется четко определить инициаторов проведения собраний (конференций) граждан, в том числе внеочередных, по вопросам осуществления территориального общественного самоуправления. Такими инициаторами, в частности, могут быть население территории ТОС (гражданин или группа граждан, достигших 16-летнего возраста и проживающих на территории ТОС, либо определенный процент от численности указанных граждан), выборные органы ТОС, и пр.
7.7. Собрания (конференции) граждан в целях осуществления территориального общественного самоуправления организуются и проводятся собственными силами ТОС, если иное не предусмотрено муниципальными правовыми актами.
8. Рекомендации по организации выборных органов территориального общественного самоуправления
8.1. В период между собраниями (конференциями) граждан территориальное общественное самоуправление на соответствующей территории осуществляют, в случае их создания, выборные органы ТОС.
8.2. Порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий выборных органов ТОС устанавливается уставом ТОС.
8.3. Выборные органы ТОС могут создаваться в форме домовых, квартальных, уличных комитетов (советов), советов (комитетов) территориального общественного самоуправления.
8.4. В структуре выборных органов ТОС могут быть предусмотрены ревизионные (ревизионная комиссия/ревизор) и иные органы.
8.5. Выборы в состав советов (комитетов) ТОС по общему правилу проводятся на учредительном, отчетно-выборном собрании (конференции) граждан.
8.6. Совет (комитет) ТОС является коллегиальным исполнительным выборным органом ТОС, обеспечивающим организационно-распорядительные функции по осуществлению собственных инициатив граждан по вопросам местного значения.
8.7. В случае осуществления территориального общественного самоуправления в пределах небольших территорий проживания граждан (подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; малочисленная группа жилых домов) уставом ТОС может быть предусмотрен только единоличный руководитель ТОС, который может работать как на освобожденной основе, так и на общественных началах (старший по дому, старший по подъезду).
8.8. Совет (комитет) ТОС подотчетен собранию (конференции) граждан, формируется и действует в соответствии с уставом ТОС.
8.9. Руководителем совета (комитета) ТОС является председатель совета (комитета), работающий, как правило, на освобожденной основе.
8.10. Председатель совета (комитета) может в соответствии с уставом ТОС осуществлять свою деятельность на общественных началах, в случае, если указанное ТОС не является юридическим лицом и (или) в случае осуществления территориального общественного самоуправления в пределах небольших территорий проживания граждан.
8.11. В соответствии с уставом ТОС председатель совета (комитета) может избираться непосредственно на собрании (конференции) граждан либо членами совета (комитета) из состава совета (комитета).
8.12. Председатель совета (комитета) представляет интересы населения, проживающего на данной территории, обеспечивает исполнение решений, принятых на собраниях (конференциях) граждан, решений совета (комитета).
8.13. Во исполнение возложенных на совет (комитет) ТОС задач, председатель совета (комитета) в соответствии с уставом ТОС:
- представляет без доверенности территориальное общественное самоуправление в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и гражданами;
- организует деятельность совета (комитета);
- организует подготовку и проведение собраний (конференций) граждан, осуществляет контроль по реализации, принятых на них решений;
- ведет заседания совета (комитета);
- информирует органы местного самоуправления о деятельности территориального общественного самоуправления, о положении дел на подведомственной территории;
- обеспечивает организацию выборов членов совета (комитета) взамен выбывших;
- подписывает решения, протоколы заседаний и другие документы совета (комитета);
- решает иные вопросы, установленные уставом территориального общественного самоуправления, а также порученные ему собранием (конференцией) граждан, органами местного самоуправления (например, Администрацией МО ГО "Сыктывкар") в установленном порядке.
9. Рекомендации по определению целей, задач и основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления
9.1. В соответствии со ст. 27 Федерального закона цели, задачи и основные направления деятельности территориального общественного самоуправления должны быть установлены в его уставе и должны быть направлены на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, а также обеспечение осуществления указанными гражданами собственных инициатив по вопросам местного значения в пределах, установленных законодательством и муниципальными правовыми актами.
9.2. В качестве задач и основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления могут выступать:
- поддержание чистоты и порядка на территории;
- охрана зеленых насаждений, водоемов, создание детских площадок, мест отдыха, физкультурно-спортивных комплексов, сооружений и поддержание в порядке дорог и тротуаров, колодцев, других объектов коммунального хозяйства и благоустройства;
- организация клубов по интересам, кружков и клубов технического и художественного творчества, спортивных кружков;
- ведение воспитательной работы среди детей и подростков, оказание помощи инвалидам, престарелым, семьям военнослужащих и погибших воинов, малообеспеченным и многодетным семьям, детям, оставшимся без родителей;
- укрепление общественного порядка;
- общественная защита прав потребителей в соответствии с законодательством о защите прав потребителей;
- оказание помощи школам, детским садам, больницам и поликлиникам, благотворительным фондам и организациям;
- поддержание в надлежащем состоянии кладбищ и других мест захоронения;
- охрана памятников истории и культуры;
- правозащитная деятельность;
- иная деятельность, не противоречащая законодательству и муниципальным правовым актам и направленная на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на территории территориального общественного самоуправления, и обеспечение осуществления указанными гражданами собственных инициатив по вопросам местного значения в пределах, установленных законодательством и муниципальными правовыми актами.
9.3. Конкретные основные направления деятельности ТОС, установленные в уставе ТОС, могут определяться собранием (конференцией) ТОС.
9.4. Территориальное общественное самоуправление осуществляет свою деятельность за счет собственных средств, в том числе за счет средств граждан, проживающих на территории, на которой оно осуществляется, за исключением случаев выделения средств из местного бюджета в установленном порядке.
9.5. Территориальное общественное самоуправление при реализации своих целей, задач и основных направлений деятельности не вправе вмешиваться в компетенцию органов местного самоуправления МО ГО "Сыктывкар".
10. Рекомендации по организации экономической основы ТОС и применению отдельных положений об условиях и порядке выделения средств местного бюджета
10.1. Территориальное общественное самоуправление может иметь собственные средства и имущество и, следовательно, быть участником гражданских и иных правоотношений только в случае, если оно является юридическим лицом (п. 1 ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации).
10.2. Следует также учитывать, что пункт 1 статьи 31 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" предусматривает возможность размещения среди некоммерческих организаций (к которым относятся и ТОС, являющееся юридическим лицом) на конкурсной основе муниципальных грантов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.