Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Дополнительное образование
Школьный компонент дополнительного образования представлен вариативной частью школьных предметов по выбору, факультативами, спецкурсами, кружковой работой во внеучебное время. В целях развития творческой, физически подготовленной личности школьника широко используется ресурс системы дополнительного образования города Воркуты.
В городе в системе образования действуют 4 учреждения дополнительного образования: Дворец творчества детей и молодежи, Детская школа искусств, Дом детского творчества, Детская юношеская спортивная школа "Олимпийский резерв". В этих учреждениях занимается 5680 воспитанников, что составляет свыше 60% детей и подростков школьного возраста. Состояние системы дополнительного образования в городе характеризуется положительными результатами:
- сохранена многовариантная сеть дополнительного образования;
- идет процесс обновления содержания дополнительного образования, форм и технологий образовательного процесса в соответствии с изменяющимися запросами детей и их родителей, реализацией концепции модернизации образования:
- осуществляется совершенствование программно-методического и информационного обеспечения;
- качественно улучшается работа с педагогическими кадрами, которые обладают высоким профессиональным потенциалом.
МВ(С)ОУ "Центр образования N 1" г. Воркуты и "Центр образования N 2" г. Воркуты ориентированы на создание единой образовательной среды в г. Воркуте по предоставлению образовательных услуг по профильной технологической подготовке учащихся 3-й ступени и предпрофильному обучению учащихся II ступени всех общеобразовательных учреждений города, а также по предоставлению услуг по реализации дополнительных программ по начальной профессиональной подготовке по специальностям: "оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин", "машинистка", "водитель автомобиля, категория "В", "младшая медицинская сестра по уходу за больными", "радиомеханик по ремонту радиоэлектронного оборудования", "швея".
Программа профильной технологической подготовки в центрах направлена на достижение широкого спектра целей:
- освоение политехнических и специальных технологических знаний; знаний об основных отраслях современного производства в стране и регионе; о составляющих маркетинга и менеджмента в деятельности организаций, о востребованности специалистов на рынке труда, о планировании профессиональной карьеры и путях получения профессий:
- овладение профессиональными умениями в выбранной сфере технологической деятельности;
- развитие качеств личности, значимых для выбранного направления профессиональной деятельности: творческого мышления, способности к самостоятельному поиску и решению практических задач, рационализаторской деятельности;
- формирование готовности и способности к продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.
Профессиональная подготовка завершается сдачей квалификационного экзамена, который проводится в установленном порядке квалификационной комиссией, создаваемой в соответствии с действующими нормативными актами. При успешной сдаче экзаменов учащимся выдаются свидетельства установленного образца и присваивается соответствующая квалификация по профессии. Таким образом, решается возможность социализации учащихся, обеспечение возможности параллельно с завершением общего образования получить профессию и найти себя на рынке труда, быть конкурентоспособным на основе сформированной целостной компетентности в эпоху новых технологий и наукоемких производств, с возрождением и развитием отечественной промышленности и возрастающей потребности инженерных профессий, а также квалифицированных рабочих.
За последние три учебных года по программам профессиональной подготовки 672 учащихся из 14 общеобразовательных учреждений города, 797 учащихся по результатам сдачи квалификационного экзамена получили свидетельства о присвоении квалификации по профессии.
Самыми популярными и востребованными среди учащихся на протяжении многих лет остаются профессии: водитель автомобиля, машинистка, оператор ЭВМ, младший медперсонал по уходу за больными, радиомеханик по ремонту радиоэлектронного оборудования.
Популярность этих профессий объясняется многими причинами:
- выпускники центра, получившие профессию "водитель автомобиля", научившиеся водить автомобиль в современном мире имеют преимущество при устройстве на работу, при призыве в армию;
- девушки - выпускницы профессии "машинистка", изучившие деловую культуру, технику машинописи, основы делопроизводства, знающие технологию создания документов, имеют преимущество при поступлении в вузы на юридические и экономические факультеты, или в сдаче конкурсного отбора при устройстве на работу в качестве секретаря любого офиса;
- выпускники профессии "оператор ЭВМ", при поступлении в ссузы и вузы, имеют преимущество, так как умение работать с компьютером в современном информационном пространстве стало обязательным, а обучение компьютерной грамотности в рамках профессии и наличие документа о профессии позволяет выпускникам центра облегчить дальнейшее обучение, либо устроиться на работу сразу по окончании школы;
- те ребята, кто обучался профессии "младший медперсонал по уходу за больными" имели уникальный шанс - "примерить на себя" профессию еще до окончания школы. Медицина не терпит случайных людей, и поэтому обучение на этом профиле позволяет ребятам проверить свое желание стать врачом. Многолетние наблюдения показывают, что более половины выпускников этого профиля поступают в высшие и средние специальные медицинские заведения, а многие выпускники уже работают во всех муниципальных медицинских заведениях нашего и других городов страны;
- выпускники профессии "радиомеханик по ремонту радиоэлектронного оборудования" - это юноши и девушки, которые желают глубоко изучать физику, основы микропроцессорной техники, радиоэлектроники, технологию ремонта вычислительной техники и радиотелевизионной аппаратуры. Многие выпускники этого профиля связывают свою будущую профессию с радиоэлектроникой, поступая в технические вузы страны. В военкомате такие специалисты устанавливаются на особый учет, а при призыве в армию с ними, как правило, заключают контракт.
Основными факторами, определяющими уровень развития системы дополнительного образования детей, являются:
- внимание к вопросам дополнительного образования со стороны муниципальных органов власти;
- совершенствование нормативно-правовой базы деятельности учреждений дополнительного образования;
- межведомственное взаимодействие - создание межведомственных оргкомитетов при проведении системообразующих традиционных мероприятий детского и педагогического творчества.
Вместе с тем система дополнительного образования испытывает ряд проблем:
- недостаточность финансирования образовательного процесса в муниципальных учреждениях по реализации дополнительных образовательных программ:
- слабое обеспечение программно-методическими, дидактическими материалами муниципальных учреждений дополнительного образования;
- нескоординированность плановых мероприятий, действий с муниципальными общеобразовательными учреждениями в рамках вовлечения подростков в досуговую деятельность в вечернее время, т.к.
- не снижается количество семей и детей, находящихся в социально-опасном положении, состоящих на учете КПДН, ОПДН;
- возрастает склонность учащихся к употреблению алкоголя;
- назрела необходимость внедрения новых форм развития социальной активности школьников;
- обновление содержания профессионального развития классных руководителей и педагогов сферы воспитания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.