Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Республики Коми
от 28 февраля 2011 г. N 32
Программа
Республики Коми по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства "Ради будущего (2011-2013 годы)"
Паспорт
программы Республики Коми по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства "Ради будущего (2011-2013 годы)"
Наименование Программы |
программа Республики Коми по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства "Ради будущего (2011-2013 годы)" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
распоряжение Правительства Республики Коми от 5 октября 2010 г. N 451-р |
Орган управления Программой |
Агентство Республики Коми по социальному развитию |
Заказчик Программы |
Агентство Республики Коми по социальному развитию |
Основные разработчики и исполнители Программы |
Агентство Республики Коми по социальному развитию; Министерство образования Республики Коми; Министерство здравоохранения Республики Коми; государственные учреждения социального обслуживания Республики Коми (по согласованию); органы опеки и попечительства; государственные образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (по согласованию); государственные и муниципальные учреждения здравоохранения (по согласованию); автономное учреждение Республики Коми "Комикиновидеопрокат" (по согласованию) |
Сроки реализации Программы |
2011-2013 годы |
Цель Программы |
реализация права ребенка жить и воспитываться в благополучной семье путем системных изменений в Республике Коми в организации работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, реабилитации семей группы риска, развитии семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Задачи Программы |
профилактика семейного неблагополучия. Реабилитация социально неблагополучных семей и детей; развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Развитие системы профессионального сопровождения замещающих семей; профилактика вторичной волны социального сиротства, вызванной неадекватной социализацией выпускников учреждений интернатного типа; укрепление института семьи с детьми, базовых семейных ценностей, повышение воспитательного потенциала семьи; информационная и методическая деятельность по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства. Повышение квалификации (профессиональной компетенции) специалистов, работающих с семьями и детьми |
Целевая группа, на которую направлена деятельность по Программе (количественные и качественные показатели) |
социально неблагополучные семьи и дети - 1902 семьи и 3074 несовершеннолетних; замещающие семьи - 2799 семей; граждане, желающие принять ребенка на воспитание в свою семью, - 76 человек; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, - 5169 человек; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - 2984 человека, в том числе выпускники интернатных учреждений - 560 человек; специалисты, работающие с семьями и детьми, - 794 человека |
Перечень основных мероприятий Программы |
мероприятия Программы структурированы в соответствии с поставленной целью и намеченными задачами по следующим разделам: раздел I. Профилактика семейного неблагополучия. Реабилитация социально неблагополучных семей и детей; раздел II. Развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Развитие системы профессионального сопровождения замещающих семей; раздел III. Профилактика вторичной волны социального сиротства, вызванной неадекватной социализацией выпускников учреждений интернатного типа; раздел IV. Укрепление института семьи с детьми, базовых семейных ценностей, повышение воспитательного потенциала семьи; раздел V. Информационная и методическая деятельность по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства. Повышение квалификации (профессиональной компетенции) специалистов, работающих с семьями и детьми |
Объем и источники финансирования Программы (в текущих ценах года разработки, по годам реализации и источникам финансирования Программы) |
общий объем финансирования Программы составляет 2551160275,0 рублей. Объемы финансирования Программы по годам: 2011 год - 830354175,0 рублей; 2012 год - 849340500,0 рублей; 2013 год - 871465600,0 рублей, в том числе: 2011 год: средства республиканского бюджета Республики Коми (в рамках текущего финансирования) - 806258100,0 рублей; средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, - 24096075,0 рублей; 2012 год: средства республиканского бюджета Республики Коми (в рамках текущего финансирования) - 824621100,0 рублей; средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, - 24719400,0 рублей; 2013 год: средства республиканского бюджета Республики Коми (в рамках текущего финансирования) - 853672000,0 рублей; средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, - 17793600,0 рублей |
Целевые индикаторы |
раздел I. Профилактика семейного неблагополучия. Реабилитация социально неблагополучных семей и детей: удельный вес детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детей в возрасте 0-17 лет (на конец отчетного года), в процентах численность детей, родители которых лишены родительских прав (за отчетный период), человек удельный вес отказов от новорожденных в общей численности родившихся детей (за отчетный период), в процентах; раздел II. Развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Развитие системы профессионального сопровождения замещающих семей: удельный вес детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи, в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (на конец отчетного года), в процентах доля детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), в том числе по договору о приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании), в процентах численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи (за отчетный период), человек; раздел III. Профилактика вторичной волны социального сиротства, вызванной неадекватной социализацией выпускников учреждений интернатного типа: численность лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных жилыми помещениями (за отчетный период), человек; раздел IV. Укрепление института семьи с детьми, базовых семейных ценностей, повышение воспитательного потенциала семьи: количество республиканских мероприятий, направленных на укрепление института семьи с детьми, базовых семейных ценностей, повышение воспитательного потенциала семьи (за отчетный период), единиц удельный вес несовершеннолетних, прошедших социальную реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, и возвращенных в родные семьи (за отчетный период), в процентах; раздел V. Информационная и методическая деятельность по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства. Повышение квалификации (профессиональной компетенции) специалистов, работающих с семьями и детьми: удельный вес специалистов, работающих с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, прошедших курс обучения в рамках семинаров и иных обучающих мероприятий, от общего числа специалистов, работающих с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации (за отчетный период), в процентах |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
по результатам реализации Программы ожидается: 1) положительная динамика показателей семейного неблагополучия и социального сиротства: уменьшение удельного веса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детей в возрасте 0-17 лет (на конец отчетного года) с 3,3 процента в 2010 году до 3,1 процента в 2013 году уменьшение удельного веса отказов от новорожденных в общей численности родившихся детей до 0,2 процента к 2013 году сокращение очередности лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, на 220 человек сокращение численности детей, родители которых лишены родительских прав, с 592 до 380 случаев в год; 2) положительная динамика показателей семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: увеличение удельного веса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи, в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (на конец отчетного года), с 77,6 процента в 2011 году до 85,2 процента в 2013 году увеличение доли детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), в том числе по договору о приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом субъектов Российской Федерации по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании) с 71,1 процента в 2011 году до 77,8 процента в 2013 году увеличение числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передаваемых ежегодно на воспитание в семьи, с 905 детей в 2011 году до 975 в 2013 году; 3) формирование новой эффективной межведомственной системы профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства, реабилитации семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: увеличение удельного веса несовершеннолетних, прошедших социальную реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, и возвращенных в родные семьи, с 75 процентов в 2011 году до 77 процентов в 2013 году; 4) формирование новой эффективной системы повышения квалификации специалистов, работающих с семьями и детьми: увеличение удельного веса специалистов, работающих с семьями и детьми, прошедших курс обучения в рамках семинаров и иных обучающих мероприятий, от общего числа специалистов, работающих с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации с 35 процентов в 2011 году до 100 процентов в 2013 году; 5) оптимизация системы учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Создание в учреждениях социального обслуживания семьи и детей, здравоохранения и образования служб нового типа: организация деятельности 9 служб сопровождения замещающих семей и создание новых 12 служб |
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом
В круг проблем, которые в настоящее время являются наиболее актуальными как для страны в целом, так и для Республики Коми, входят семейное неблагополучие и социальное сиротство.
В Республике Коми на начало 2010 года проживало около 189 тысяч детей. К числу наиболее уязвимых категорий детей относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (6,3 тысячи человек, или 3,4 процента от общего числа детского населения), а также несовершеннолетние, проживающие в социально неблагополучных семьях (4,2 тысячи человек, или 2,2 процента).
Ежегодно в республике в среднем выявляется около 1 тысячи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (2007 год - 1012 человек, 2008 год - 953 человека, 2009 год - 847 человек).
Данные по выявлению и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приведены в таблице:
N п/п |
Показатели |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Всего выявлено и учтено детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
1012 |
953 |
847 |
2. |
Устроено из числа выявленных детей в замещающие семьи всего, в том числе: |
635 |
595 |
487 |
2.1) |
под опеку, попечительство |
588 |
564 |
440 |
2.2) |
в приемную семью |
20 |
22 |
28 |
2.3) |
усыновлено |
27 |
9 |
19 |
3. |
Устроено в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
308 |
287 |
232 |
4. |
Общая численность детей, устроенных в замещающие семьи, в том числе: |
1053 |
1022 |
830 |
4.1) |
под опеку, попечительство |
836 |
792 |
639 |
4.2) |
в приемную семью |
118 |
123 |
84 |
4.3) |
усыновлено |
99 |
107 |
107 |
Динамика последних лет свидетельствует о снижении доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детского населения республики за последние два года (2007 год - 7161 ребенок, или 3,56 процента от общей численности детского населения республики, 2008 год - 7067 детей, или 3,6 процента от общей численности детского населения республики, 2009 год - 6335 детей, или 3,4 процента) с одновременным ростом доли детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, в численности выявленных детей, оставшихся без попечения родителей, в течение года (2007 год - 63,4 процента, 2008 год - 63,4 процента, 2009 год - 64,3 процента).
Наиболее распространенной формой устройства детей на воспитание в семью являются опека и попечительство. Под опеку чаще передаются дети в возрасте старше пяти лет. На территории республики на конец 2009 года в семьях опекунов проживало 3119 детей, оставшихся без попечения родителей.
Популярной формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, становится приемная семья. С разработкой в республике нормативных правовых актов, направленных на социальную поддержку граждан, принявших на воспитание в семью детей, оставшихся без попечения родителей, количество детей, переданных в приемные семьи, значительно возросло (на конец 2007 года - 316 детей, на конец 2008 года - 400 детей, на конец 2009 года - 470 детей).
Численность детей, воспитывающихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за последние три года снизилась (банк данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 31 декабря 2007 года содержал 2311 анкет детей, оставшихся без попечения родителей, на 31 декабря 2008 года - 2114 анкет, на 31 декабря 2009 года - 1965 анкет).
При относительно положительных показателях семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, имеет место негативная тенденция возврата детей из замещающих семей. Так, за 2009 год в отношении 144 детей, воспитывающихся в приемных и опекунских семьях, были приняты решения по отмене опеки (попечительства) по инициативе самих опекунов, попечителей, приемных родителей, а также в связи с ненадлежащим исполнением обязанностей опекунами, попечителями, приемными родителями, включая причину жестокого обращения с ребенком. В 2008 году указанных решений было принято 108, а в 2007 году - 86 решений.
Основной причиной возврата детей в интернатные учреждения являются возникающие сложности во взаимопонимании, в том числе в процессе адаптации ребенка к жизни в семейных условиях. Уменьшение количества случаев возврата детей в интернатные учреждения возможно путем развития сети служб сопровождения замещающих семей, оказания им всесторонней помощи квалифицированными специалистами.
Одним из основных факторов, сдерживающих устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан остается недостаточная информированность населения о детях, нуждающихся в устройстве в семьи, о формах семейного устройства детей, об органах и учреждениях, в которые следует обращаться гражданам, желающим принять ребенка в свою семью. Недостаточно используются возможности средств массовой информации, особенно это касается отдаленных сельских районов республики, где в основном информирование осуществляется через районные газеты. Кроме того, для эффективной деятельности специалистов в области опеки и попечительства необходимо обеспечение постоянной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, работающих с семьей и детьми.
Численность социально неблагополучных семей и несовершеннолетних, проживающих в них, в последние годы в республике снижается (на 1 января 2008 года - 3801 семья и 5728 детей, на 1 января 2009 года - 3475 семей и 5139 детей, на 1 января 2010 года - 2799 семей и 4232 ребенка, на 1 января 2011 года - 1902 семьи и 3074 ребенка). Также в 2009 году снизилось число случаев лишения родительских прав по сравнению с 2008 годом на 124 случая (936 случаев в 2008 году и 812 случаев в 2009 году). Число родителей, восстановленных в родительских правах, с каждым годом растет (18 человек - в 2007 году, 30 человек - в 2008 году и 40 человек - в 2009 году).
Однако данная статистика не может служить основанием для вывода об искоренении семейного неблагополучия. Одной из причин положительной динамики является уже упоминавшаяся общая тенденция снижения численности населения, в том числе детского. Кроме того, семьи снимаются с учета в том числе по следующим основаниям:
1) родители лишены родительских прав;
2) дети достигли совершеннолетия;
3) семьи выехали с места жительства.
Значительное число указанных семей - это, прежде всего, семьи с различными формами зависимостей, семьи с нестабильным образом жизни, для которых характерным является постоянное усугубление семейного неблагополучия.
Указанное приводит, в частности, к тому, что ежегодно на высоком уровне остается число детей и подростков, помещаемых в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации: 2007 год - 2832 человека, 2008 год - 2964 человека, 2009 год - 2313 человек, 2010 год - 2161 человек.
В основном в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, дети и подростки поступали по заявлению родителей или законных представителей (2007 год - 38,4 процента, 2008 год - 34,1 процента, 2009 год - 35,4 процента, 2010 год - 46 процентов) или по направлению органов социальной защиты населения (2007 год - 27,4 процента, 2008 год - 41,9 процента, 2009 год - 20,5 процента, 2010 год - 17,4 процента).
Данные факты свидетельствуют о том, что стабильно высоким остается количество родителей, которые отказываются нести ответственность за воспитание собственных детей, демонстрируют потребительское отношение к жизни и психологический инфантилизм.
Некоторые родители не в полной мере осознают свою ответственность за безопасное поведение ребенка, оставляют детей без присмотра, в том числе на улице, где те нередко становятся жертвами насилия.
Для решения обозначенных проблем в Республике Коми создана сеть органов и учреждений:
1) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Республики Коми и 21 территориальная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав);
2) учреждения системы социальной защиты населения Республики Коми (20 специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, 13 центров социальной помощи семье и детям, 8 отделений по работе с семьей и детьми при центрах по предоставлению государственных услуг в сфере социального обслуживания населения);
3) органы опеки и попечительства (в каждом муниципальном образовании в Республике Коми);
4) органы и учреждения системы здравоохранения (3 специализированных дома ребенка, 4 государственных и 26 муниципальных учреждений здравоохранения, 314 фельдшерско-акушерских пунктов);
5) органы и учреждения системы образования (424 общеобразовательных учреждения, 475 дошкольных образовательных учреждений, 59 учреждений дополнительного образования, 74 учреждения профессионального образования, 39 государственных образовательных учреждений интернатного типа и специального (коррекционного) образования, в том числе детских домов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - 10).
В целях оптимизации деятельности указанных служб в Республике Коми предприняты следующие меры:
1) с 2007 года на базе государственного учреждения Республики Коми "Республиканская общественная приемная Главы Республики Коми" функционирует детская общественная приемная Республики Коми;
2) с 2010 года в Республике Коми введен институт Уполномоченного при Главе Республики Коми по правам ребенка;
3) с 2010 года при государственном учреждении Республики Коми "Республиканская общественная приемная Главы Республики Коми" организованы бесплатные юридические бюро по вопросам административного, уголовного и уголовно-процессуального права;
4) сформирована законодательная база Республики Коми, направленная на предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по вопросам опеки и попечительства;
5) утверждены государственные стандарты социального обслуживания населения Республики Коми и государственные задания для учреждений социального обслуживания Республики Коми;
6) осуществлен перевод учреждений социального обслуживания семьи и детей на программно-целевой метод работы, позволяющий обеспечить более эффективное осуществление процесса реабилитации несовершеннолетних и их семей;
7) применяются инновационные формы работы с семьями и несовершеннолетними (например, заключение договоров с родителями воспитанников специализированных учреждений для несовершеннолетних, предусматривающих определение прав и обязанностей родителей и учреждения);
8) функционирует круглосуточная бесплатная республиканская служба "Телефон доверия" (в системе социальной защиты населения Республики Коми) и единый бесплатный телефон кризисных состояний (в системе здравоохранения). В 2007-2009 годах за экстренной психологической помощью обратились более 10 тысяч человек;
9) проводится добровольное бесплатное противоалкогольное лечение (кодирование) с применением фармокоблокад и психотерапевтических методик у взрослых, в том числе и среди родителей (2008 год - 3075 человек, 2009 год - 3064 человека);
10) применяется анкетирование будущих мам в целях выявления и оказания медико-психологической помощи женщинам с депрессивной настроенностью во время беременности и после родов, определения уровня психологической готовности к приему новорожденного в семью и профилактики отказов от детей;
11) реализуется ряд республиканских и ведомственных целевых программ, направленных на профилактику семейного неблагополучия и социального сиротства;
12) проводится активная работа по повышению профессиональной квалификации специалистов, работающих с семьей и детьми;
13) реализуются международные проекты по работе с семьями с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации (с 2008 года Республика Коми участвует в работе руководящего комитета программы "Дети и молодежь "группы риска" в рамках программы Баренцева Евро-Арктического региона).
Таким образом, в результате последовательно реализуемых мер удалось достигнуть следующих положительных показателей:
1) увеличение количества и удельного веса семей, находящихся в социально опасном положении, снятых с учета в связи с улучшением положения в них (2007 год - 445 семей, или 36 процентов от общего числа семей, снятых с учета, 2009 год - 485 и 44,2 процента соответственно, 2010 год - 309 и 41,1 процента соответственно);
2) увеличение доли детей, прошедших реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, от числа детей и подростков, состоящих на учете в учреждениях социального обслуживания семьи и детей (2007 год - 51 процент, 2008 год - 65 процентов, 2009 год - 73 процента, 2010 год - 70,3 процента);
3) процент жизнеустройства несовершеннолетних после выхода из специализированных учреждений на протяжении последних трех лет остается на высоком уровне и составляет порядка 90 процентов, в том числе в родные семьи - порядка 75 процентов;
4) снижение числа преступлений, совершенных несовершеннолетними (2007 год - 1924 преступления, 2008 год - 1445 преступлений, 2009 год - 1255 преступлений);
5) снижение числа тяжких и особо тяжких преступлений (2007 год - 630 преступлений, 2008 год - 426 преступлений, 2009 год - 337 преступлений), преступлений с причинением тяжкого вреда здоровью (2007 год - 38 преступлений, 2008 год - 25 преступлений, 2009 год - 16 преступлений), краж (2007 год - 878 фактов, 2008 год - 631 факт, 2009 год - 569 фактов);
6) снижение количества отказов от новорожденных детей (2007 год - 55 отказов, 2008 год - 50 отказов, 2009 год - 34 отказа);
7) снижение числа выявлений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (1012 детей - в 2007 году, 953 - в 2008 году и 847 - в 2009 году);
8) снижение числа воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (2007 год - 1718 человек, 2008 год - 1674 человека, 2009 год - 1460 человек).
Однако сохранились и негативные тенденции, а именно:
1) увеличение количества фактов жестокого обращения с детьми и подростками (с 814 случаев в 2007 году до 1014 случаев в 2009 году);
2) рост числа суицидальных попыток среди детей и молодежи (2007 год - 108 фактов, 2008 год - 163 факта, 2009 год - 166 фактов);
3) увеличение числа несовершеннолетних, по которым рассмотрены на заседаниях комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав дела за употребление спиртных напитков (2007 год - 2525 человек; 2008 год - 2459 человек, 2009 год - 2615 человек);
4) рост числа детей, устроенных в специализированные дома ребенка по заявлению родителей по причине пребывания семьи в трудной жизненной ситуации (2007 год - 18,4 процента, 2008 год - 28,2 процента, 2009 год - 41,1 процента);
5) рост количества госпитализированных в лечебно-профилактические учреждения заблудившихся, подкинутых и других детей, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей (2007 год - 581 ребенок, в том числе в возрасте до 4-х лет - 284 ребенка, 2008 год - 607 детей, в том числе в возрасте до 4-х лет - 341 ребенок, 2009 год - 622 ребенка, в том числе в возрасте до 4-х лет - 379 детей);
6) рост числа возвратов детей из замещающих семей в интернатные учреждения (86 случаев в 2007 году, 108 случаев в 2008 году, 144 случая в 2009 году);
7) сохранение высокого процента социального сиротства.
Следует отметить следующие факторы, препятствующие дальнейшему решению проблемы сиротства:
1) отсутствие единой межведомственной системы выявления и учета семей "группы риска";
2) отсутствие системы постинтернатной адаптации выпускников интернатных учреждений, приводящее к самовоспроизведению социального сиротства;
3) отсутствие в работе служб сопровождения замещающих семей правовой основы их деятельности, а также отсутствие автоматизированного учета и регистрации обращающихся граждан в службы сопровождения, оформления учетной документации, личных дел, учета информации о результатах работы с замещающей семьей;
4) недостаточность ресурсов органов опеки и попечительства, включая кадровых;
5) недостаточный уровень обучения специалистов, работающих с семьей и детьми, по вопросам особенностей сопровождения замещающих семей и выпускников интернатных учреждений.
Следует отметить, что большая часть усилий специалистов различных сфер и отраслей направлена на оказание помощи семьям и детям, уже оказавшимся в трудной жизненной ситуации, вместе с тем наиболее эффективной является профилактика семейного неблагополучия. В связи с этим в Республике Коми назрела необходимость создания модели раннего выявления случаев семейного неблагополучия и социального сиротства, особое место в которой будет определено предотвращению фактов жестокого обращения в отношении несовершеннолетних.
Реализация программных мероприятий предполагает внедрение комплексного межведомственного подхода к решению рассматриваемой проблемы. Программно-целевой метод позволит скоординировать деятельность и обеспечить межведомственное взаимодействие всех субъектов, заинтересованных в решении проблемы социального сиротства и социального неблагополучия семей с детьми, повысить эффективность использования финансовых средств.
Результатом реализации Программы станет формирование на межведомственной основе новой эффективной модели организации работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства. Реализация мероприятий будет продолжена после завершения Программы. Результативные и успешные технологии, апробированные в рамках реализации мероприятий Программы, будут в дальнейшем предложены к применению на всей территории Республики Коми.
II. Цель, задачи и сроки реализации Программы
Целью Программы является реализация права ребенка жить и воспитываться в благополучной семье путем системных изменений в Республике Коми в организации работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, реабилитации семей группы риска, развитии семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Для достижения поставленной в Программе цели необходимо решить следующие задачи:
1) профилактика семейного неблагополучия. Реабилитация социально неблагополучных семей и детей;
2) развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Развитие системы профессионального сопровождения замещающих семей;
3) профилактика вторичной волны социального сиротства, вызванной неадекватной социализацией выпускников учреждений интернатного типа;
4) укрепление института семьи с детьми, базовых семейных ценностей, повышение воспитательного потенциала семьи;
5) информационная и методическая деятельность по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства. Повышение квалификации (профессиональной компетенции) специалистов, работающих с семьями и детьми.
Сроки реализации Программы: 2011-2013 годы.
III. Система программных мероприятий, объемы финансирования мероприятий Программы и ожидаемые результаты
По итогам реализации Программы планируется достигнуть следующих результатов:
1. Положительная динамика показателей семейного неблагополучия и социального сиротства:
уменьшение удельного веса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детей в возрасте 0-17 лет (с 3,3 процента в 2010 году до 3,1 процента в 2013 году);
уменьшение удельного веса отказов от новорожденных в общей численности родившихся детей до 0,2 процента к 2013 году; сокращение очередности лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, на 220 человек;
сокращение численности детей, родители которых лишены родительских прав (с 592 до 380 случаев в год).
2. Положительная динамика показателей семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
увеличение удельного веса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи, в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (на конец отчетного года) (с 77,6 процента в 2011 году до 85,2 процента в 2013 году);
увеличение доли детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), в том числе по договору о приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом субъектов Российской Федерации по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании) (с 71,1 процента в 2011 году до 77,8 процента в 2013 году);
увеличение числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передаваемых ежегодно на воспитание в семьи (с 905 детей в 2011 году до 975 в 2013 году).
3. Формирование новой эффективной межведомственной системы профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства, реабилитации семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации:
увеличение удельного веса несовершеннолетних, прошедших социальную реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, и возвращенных в родные семьи (с 75 процентов в 2011 году до 77 процентов в 2013 году).
4. Формирование новой эффективной системы повышения квалификации специалистов, работающих с семьями и детьми:
увеличение удельного веса специалистов, работающих с семьями и детьми, прошедших курс обучения в рамках семинаров и иных обучающих мероприятий, от общего числа специалистов, работающих с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации (с 35 процентов в 2011 году до 100 процентов в 2013 году).
5. Оптимизация системы учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Создание в учреждениях социального обслуживания семьи и детей, здравоохранения и образования служб нового типа:
организация деятельности 9 служб сопровождения замещающих семей и создание новых 12 служб.
IV. Управление Программой и контроль за ходом ее реализации
В целях реализации Программы между Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее - Фонд), Правительством Республики Коми, являющимся Координатором, и государственным учреждением Республики Коми "Республиканский Центр социальной помощи семье и детям", являющимся Грантополучателем, заключается Соглашение о выделении денежных средств в виде гранта на реализацию в Республике Коми программы Республики Коми по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства "Ради будущего (2011-2013 годы)" (далее - Соглашение).
В соответствии с Соглашением Координатор с участием соответствующих органов исполнительной власти Республики Коми обязуется:
1) обеспечить выделение денежных средств, предусмотренных на реализацию мероприятий Программы бюджетом Программы, утвержденным соответствующим нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в части средств бюджета субъекта Российской Федерации и привлеченных средств. Обеспечить выполнение Программы за счет собственных ресурсов и денежных средств, а также денежных средств, полученных от Фонда Грантополучателем;
2) осуществлять контроль за ходом реализации Программы и действиями Грантополучателя, направленными на ее выполнение;
3) осуществлять контроль за целевым и эффективным использованием Грантополучателем денежных средств, выделенных Фондом, на реализацию Программы. Не реже одного раза в год обеспечивать проведение проверки целевого и эффективного использования Грантополучателем денежных средств, выделяемых Фондом, на реализацию Программы с последующим представлением соответствующего акта по результатам проверки в Фонд;
4) содействовать освещению в средствах массовой информации проблем, решаемых в ходе реализации Программы, и достигнутых результатов;
5) по предложению Грантополучателя рассматривать вопросы о перераспределении передаваемых Грантополучателю денежных средств в рамках Программы и использования образовавшейся экономии;
6) при проведении Фондом проверки обеспечить доступ Фонду или уполномоченной Фондом организации ко всем документам и материалам, относящимся к выполнению Соглашения;
7) своевременно информировать Фонд об обстоятельствах, которые могут привести к невыполнению (частичному выполнению) мероприятий Программы;
8) направлять Фонду в соответствии с формами, прилагаемыми к Соглашению, финансовые и аналитические отчеты о выполнении Программы;
9) обеспечить перечисление Грантополучателем Фонду денежных средств в случае неиспользования денежных средств по итогам выполнения мероприятий Программы, использования денежных средств не по целевому назначению, обнаружения недостоверности отчетов, расторжения Фондом Соглашения о выделении денежных средств в виде гранта на реализацию в Республике Коми программы Республики Коми по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства "Ради будущего (2011-2013 годы)" в одностороннем порядке в случаях, предусмотренных Соглашением. В целях оптимизации процесса предоставления финансовой и аналитической отчетности по согласованию с Фондом осуществлять указанный вид деятельности будет Агентство Республики Коми по социальному развитию, являющееся Заказчиком Программы.
В соответствии с Соглашением Грантополучатель обязуется:
1) направлять в адрес Фонда уведомления о получении денежных средств не позднее 3 рабочих дней со дня их поступления на счет Грантополучателя;
2) обеспечить целевое использование денежных средств, полученных для реализации мероприятий Программы;
3) вести раздельный учет собственных денежных средств, средств, выделенных Координатором, включая привлеченные средства муниципальных образований, органов исполнительной власти Республики Коми, некоммерческих и благотворительных организаций и др., и денежных средств, полученных от Фонда на реализацию мероприятий Программы;
4) при проведении проверки обеспечить доступ Фонду или уполномоченной Фондом организации и (или) Координатору ко всем документам и материалам, относящимся к выполнению Соглашения;
5) представлять пояснения, документы и другие материалы об исполнении Соглашения по запросу Фонда и (или) Координатора в течение 10 рабочих дней со дня его получения;
6) в течение 10 рабочих дней с начала квартала, следующего за отчетным, извещать Фонд и Координатора об образовавшейся экономии денежных средств, полученных на реализацию Программы;
7) в пределах своей компетенции своевременно устранять нарушения исполнения Соглашения, выявленные Фондом, Координатором или иными уполномоченными организациями;
8) своевременно информировать Фонд и Координатора об обстоятельствах, которые могут привести к частичному или полному невыполнению мероприятий Программы;
9) не позднее чем за 5 рабочих дней до установленных сроков представлять Координатору отчетные финансовые и аналитические сведения о выполнении Программы, необходимые для подготовки Координатором отчетов, указанных в пункте 2.2.8 Соглашения;
10) не допускать использования денежных средств, полученных от Фонда и Координатора на выполнение мероприятий Программы, для извлечения прибыли;
11) содействовать освещению в средствах массовой информации проблем, решаемых в ходе реализации Программы, и достигнутых результатов;
12) для контроля за целевым использованием полученных от Фонда денежных средств обеспечивать размещение символики Фонда на имуществе (автотранспорте, оборудовании и др.), приобретенном в ходе реализации мероприятий Программы на средства Фонда. Размещать информацию о Фонде в ходе проведения массовых мероприятий, предусмотренных Программой;
13) перечислить Фонду денежные средства в случае неиспользования денежных средств по итогам выполнения мероприятий Программы, использования денежных средств не по целевому назначению, обнаружения недостоверности отчетов, расторжения Фондом Соглашения в одностороннем порядке;
14) при публикации, ином распространении результатов, полученных в ходе реализации Программы, обеспечить упоминание о Фонде в обязательном порядке;
15) предоставить Фонду по два экземпляра печатных, фото-, аудио-, видео- и других материалов, созданных в ходе выполнения Программы.
Грантополучатель не вправе самостоятельно использовать образовавшуюся экономию денежных средств и произвольно менять назначение средств, предусмотренных для реализации соответствующих мероприятий Программы.
Взаимодействие Грантополучателя с Координатором будет осуществляться через Агентство Республики Коми по социальному развитию, являющееся Заказчиком Программы.
Основными исполнителями Программы являются Агентство Республики Коми по социальному развитию, Министерство образования Республики Коми, Министерство здравоохранения Республики Коми, государственные учреждения социального обслуживания Республики Коми, органы опеки и попечительства, государственные образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, государственные и муниципальные учреждения здравоохранения, автономное учреждение Республики Коми "Комикиновидеопрокат".
Расходование исполнителями денежных средств будет осуществляться на основании договоров (контрактов), заключаемых между Грантополучателем и исполнителями Программы.
Исполнители Программы:
1) осуществляют в установленном порядке меры по реализации мероприятий Программы;
2) несут ответственность за целевое использование финансовых средств, полученных на реализацию мероприятий Программы;
3) своевременно представляют запрашиваемую информацию о расходовании средств и ходе реализации мероприятий Программы согласно следующему порядку:
а) Агентство Республики Коми по социальному развитию, Министерство образования Республики Коми, Министерство здравоохранения Республики Коми, государственные учреждения социального обслуживания Республики Коми, органы опеки и попечительства, автономное учреждение Республики Коми "Комикиновидеопрокат" - Грантополучателю в срок не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом;
б) Грантополучатель - Заказчику Программы (Агентству Республики Коми по социальному развитию) в срок не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом;
в) Заказчик Программы (Агентство Республики Коми по социальному развитию) - в Фонд в срок не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
V. Ресурсное обеспечение Программы
Реализация Программы будет осуществляться на основе консолидации финансовых, материальных, кадровых ресурсов.
В Республике Коми создана нормативно-правовая база, позволяющая осуществлять деятельность по решению проблем семейного неблагополучия и социального сиротства:
1) Закон Республики Коми от 5 апреля 2005 г. N 36-РЗ "О порядке образования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Коми";
2) Закон Республики Коми от 31 декабря 2004 г. N 74-РЗ "О дополнительных социальных гарантиях в области образования детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
3) Закон Республики Коми от 31 декабря 2004 г. N 84-РЗ "О социальном обслуживании населения в Республике Коми";
4) Закон Республики Коми от 6 октября 2005 г. N 106-РЗ "О предоставлении жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Республики Коми" (в части обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам безвозмездного пользования);
5) Закон Республики Коми от 4 июля 2006 г. N 54-РЗ "О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма, и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма" (в части обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма);
6) Закон Республики Коми от 8 ноября 2007 г. N 96-РЗ "О некоторых вопросах организации и деятельности по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, на территории Республики Коми";
7) Закон Республики Коми от 24 ноября 2008 г. N 139-РЗ "О государственной поддержке при передаче ребенка на воспитание в семью";
8) Закон Республики Коми от 23 декабря 2008 г. N 148-РЗ "О некоторых мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Коми";
9) Закон Республики Коми от 7 мая 2010 г. N 38-РЗ "О некоторых вопросах, связанных с перевозкой несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных учреждений и иных детских учреждений";
10) постановление Правительства Республики Коми от 24 июня 2005 г. N 155 "Об утверждении положений о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав";
11) постановление Правительства Республики Коми от 28 июня 2005 г. N 162 "О мерах по реализации Закона Республики Коми "О дополнительных социальных гарантиях в области образования детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
12) постановление Правительства Республики Коми от 3 октября 2005 г. N 257 "О мерах по реализации Закона Республики Коми "О социальном обслуживании населения в Республике Коми";
13) постановление Правительства Республики Коми от 6 апреля 2005 г. N 83 "Об утверждении Порядка осуществления деятельности, связанной с перевозкой в пределах территории Республики Коми несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений";
14) постановление Правительства Республики Коми от 25 сентября 2006 г. N 242 "О государственных стандартах социального обслуживания населения в Республике Коми";
15) постановление Правительства Республики Коми от 8 октября 2007 г. N 229 "О некоторых вопросах, связанных с реализацией на территории Республики Коми законодательства в области опеки и попечительства и жилищного законодательства";
16) постановление Правительства Республики Коми от 11 марта 2008 г. N 45 "Об утверждении Положения о порядке, нормах и условиях предоставления жилых помещений в специализированном государственном жилищном фонде Республики Коми для социальной защиты отдельных категорий граждан по договорам безвозмездного пользования" (устанавливает порядок обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам безвозмездного пользования);
17) постановление Правительства Республики Коми от 8 апреля 2010 г. N 95 "Об утверждении Порядка осуществления в пределах территории Республики Коми деятельности, связанной с направлением несовершеннолетних для помещения их под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или в некоммерческие организации";
18) приказ Министерства внутренних дел по Республике Коми N 471, Министерства здравоохранения Республики Коми N 10/183, Агентства Республики Коми по социальному развитию N 823, Министерства образования и высшей школы Республики Коми N 212 от 11 октября 2007 г. "Об утверждении Порядка взаимодействия территориальных органов внутренних дел, государственных (муниципальных) органов и учреждений здравоохранения, социальной защиты населения, образования Республики Коми по выявлению и пресечению случаев нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних, связанных с жестоким обращением с детьми, и (или) совершении в отношении них иных противоправных действий";
19) приказ Агентства Республики Коми по социальному развитию от 8 декабря 2009 г. N 1818 "Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению надзора за деятельностью организаций, в которые помещены дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также недееспособные или не полностью дееспособные граждане".
Реализация мероприятий Программы будет осуществляться на базе органов и учреждений, являющихся субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Материально-техническая база указанных органов и учреждений за последние 3 года значительно улучшена благодаря реализации целевых федеральных и республиканских программ. В рамках федеральной целевой программы "Дети России" (подпрограмма "Дети и семья", направление "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних") в 2009 году осуществлена поставка адаптированных для перевозки несовершеннолетних микроавтобусов в учреждения социального обслуживания, а также поставка оборудования, компьютерной и иной оргтехники в учреждения культуры, образования и здравоохранения.
В рамках республиканской целевой программы "Укрепление правопорядка и общественной безопасности в Республике Коми" на 2009-2011 годы" приобретены элементы сенсорных комнат, тренажеры, медицинское оборудование, спортивный инвентарь, компьютерная и другая оргтехника для учреждений социального обслуживания семьи и детей, спортивно-техническое оборудование - для учреждений образования, компьютерная техника - для государственных образовательных учреждений интернатного типа.
Реализация мероприятий Программы будет осуществляться силами специалистов учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты. Общее количество специалистов, работающих с семьями и детьми, задействованных в реализации мероприятий Программы, составляет порядка 794 человек.
Источниками финансирования мероприятий Программы являются средства республиканского бюджета Республики Коми, средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Общий объем финансирования составляет 2551160275,0 рублей, в том числе по годам:
2011 год - 830354175,0 рублей,
2012 год - 849340500,0 рублей,
2013 год - 871465600,0 рублей.
Объем финансирования Программы в 2011 году:
1) средства республиканского бюджета Республики Коми (в рамках текущего финансирования) - 806258100,0 рублей;
2) средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, - 24096075,0 рублей.
Объем финансирования Программы в 2012 году:
1) средства республиканского бюджета Республики Коми (в рамках текущего финансирования) - 824621100,0 рублей;
2) средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, - 24719400,0 рублей.
Объем финансирования Программы в 2013 году:
1) средства республиканского бюджета Республики Коми (в рамках текущего финансирования) - 853672000,0 рублей;
2) средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, - 17793600,0 рублей.
Основным риском невыполнения программных мероприятий (выполнение не в полном объеме) может стать уменьшение объема финансирования Программы за счет средств республиканского бюджета Республики Коми, связанное с экономической ситуацией в Республике Коми и с особенностями формирования республиканского бюджета Республики Коми. В то же время финансирование мероприятий Программы предусмотрено из разных источников.
При этом объемы средств, направляемых на финансирование мероприятий за счет средств республиканского бюджета Республики Коми, предусмотрены по соответствующим отраслям и разделам бюджета исходя из "пессимистичного" прогноза получения доходов в бюджет.
Объемы финансирования мероприятий Программы носят прогнозный характер и могут уточняться при принятии закона Республики Коми о республиканском бюджете Республики Коми на очередной финансовый год.
Анализ причин возникновения рисков и мероприятия по их минимизации при реализации Программы приведены в следующей таблице:
Наименование риска |
Механизм минимизации риска |
Снижение численности детского населения, связанное с общими демографическими тенденциями в Республике Коми |
Разработка дополнительных мероприятий в рамках Плана мероприятий по улучшению демографической ситуации в Республике Коми на 2011-2015 годы, утвержденного распоряжением Правительства Республики Коми от 12 июля 2010 г. N 293-р |
Ухудшение экономической ситуации, негативные тенденции в области занятости населения |
Реализация антикризисных мер Правительства Республики Коми, включая вопросы обеспечения эффективной социальной защиты населения, совершенствование механизмов поддержки занятости трудоспособного населения, усиления профилактической работы в молодежной среде, направленной на пропаганду семейных ценностей |
Уменьшение объема средств республиканского бюджета Республики Коми по причине снижения налоговых поступлений в республиканский бюджет |
Финансирование приоритетных мероприятий, привлечение дополнительных ресурсов из иных источников, не запрещенных законодательством |
Изменение законодательства, а также правового положения государственных и муниципальных учреждений, исполнителей Программы (изменение организационно- правового статуса, наименования и др.) |
Корректировка мероприятий Программы с учетом новых требований законодательства, а также нового статуса исполнителей Программы |
Финансирование мероприятий Программы за счет средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется на основании Соглашения о выделении денежных средств в виде гранта на выполнение программы Республики Коми по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства "Ради будущего (2011-2013 годы)", заключенного между Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, созданным в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 марта 2008 г. N 404 "О создании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации", Правительством Республики Коми и государственным учреждением Республики Коми "Республиканский Центр социальной помощи семье и детям", являющимся Грантополучателем.
Средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, перечисляются на внебюджетный счет Грантополучателя - государственного учреждения Республики Коми "Республиканский Центр социальной помощи семье и детям". Грантополучатель направляет указанные денежные средства исполнителям мероприятий Программы на основании заключенных договоров.
Исполнители мероприятий Программы при получении средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляют закупку товаров, работ и услуг в соответствие с требованиями законодательства о размещении заказов на поставку товаров, работ и услуг для государственных нужд.
VI. Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации Программы
Результативность мероприятий Программы оценивается исходя из уровня достижения основных целевых индикаторов и показателей реализации Программы к 2013 году.
Перечень индикаторов (показателей) и методика их расчета
N п/п |
Наименование показателя |
Методика расчета показателя |
Планируемые показатели по годам |
1 |
2 |
3 |
4 |
Раздел I. Профилактика семейного неблагополучия. Реабилитация социально неблагополучных семей и детей | |||
1. |
Удельный вес детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детей в возрасте 0-17 лет (на конец отчетного года), в процентах |
Отношение численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (дети, находящиеся под безвозмездной и возмездной опекой (попечительством), на усыновлении, в домах ребенка, воспитательных учреждениях, образовательных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), к общей численности детей в возрасте 0-17 лет (общая численность детей в возрасте 0-17 лет по прогнозным оценкам) на конец отчетного года, в процентах |
2009 год (базовый для оценки) - 3,4 2011 год - 3,3 2012 год - 3,2 2013 год - 3,1 |
2. |
Численность детей, родители которых лишены родительских прав (за отчетный период), человек |
Общая численность детей, родители которых лишены родительских прав в отношении этих детей, за отчетный период, человек (при представлении полугодовой отчетности - данные за полугодие, годовой отчетности - данные за год) |
2009 год (базовый для оценки) - 812 2011 год - 592 2012 год - 482 2013 год - 380 |
3. |
Удельный вес отказов от новорожденных в общей численности родившихся детей (за отчетный период), в процентах |
Отношение численности новорожденных детей, от которых в течение отчетного периода отказались матери, к общей численности родившихся детей за отчетный период, в процентах, (при представлении полугодовой отчетности - данные за полугодие, годовой отчетности - данные за год) |
2009 год (базовый для оценки) - 0,3 2011 год - 0,3 2012 год - 0,2 2013 год - 0,2 |
Раздел II. Развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Развитие системы профессионального сопровождения замещающих семей | |||
4. |
Удельный вес детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи, в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (на конец отчетного года), в процентах |
Отношение численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семье (под безвозмездной опекой (попечительством), в приемной семье, в патронатной семье, на иных видах возмездной опеки (попечительства), на усыновлении), к общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на конец отчетного года, в процентах |
2009 год (базовый для оценки) - 73,7 2011 год - 77,6 2012 год - 81,9 2013 год - 85,2 |
5. |
Доля детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), в том числе по договору о приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом субъектов Российской Федерации по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании), в процентах |
Отношение численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), в том числе по договору о приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом субъектов Российской Федерации по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании), к общей численности выявленных и учтенных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на конец отчетного года, в процентах |
2009 год (базовый для оценки) - 64,3 2011 год - 71,1 2012 год - 74,9 2013 год - 77,8 |
6. |
Численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи (за отчетный период), человек |
Общая численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных в течение отчетного периода на воспитание в семьи (под безвозмездную опеку (попечительство), в приемную семью, в патронатную семью, на иные виды возмездной опеки (попечительства), на усыновление) (при представлении полугодовой отчетности - данные за полугодие, годовой отчетности - данные за год) |
2009 год (базовый для оценки) - 830 2011 год - 905 2012 год - 940 2013 год - 975 |
Раздел III. Профилактика вторичной волны социального сиротства, вызванной неадекватной социализацией выпускников учреждений интернатного типа | |||
7. |
Численность лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных жилыми помещениями (за отчетный период), человек |
- |
2009 год (базовый для оценки) - 24 2011 год - 20 2012 год - 100 2013 год - 100 |
Раздел IV. Укрепление института семьи с детьми, базовых семейных ценностей, повышение воспитательного потенциала семьи | |||
8. |
Количество республиканских мероприятий, направленных на укрепление института семьи с детьми, базовых семейных ценностей, повышение воспитательного потенциала семьи, (за отчетный период), единиц |
- |
2009 год (базовый для оценки) - 10 2011 год - 11 2012 год - 12 2013 год - 13 |
9. |
Удельный вес несовершеннолетних, прошедших социальную реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, и возвращенных в родные семьи (за отчетный период), в процентах |
Отношение численности детей, прошедших социальную реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, и возвращенных в родные семьи, к общему числу несовершеннолетних, жизнеустроенных после прохождения социальной реабилитации в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации |
2009 год (базовый для оценки) - 75,0 2011 год - 76,0 2012 год - 77,0 2013 год - 78,0 |
Раздел V. Информационная и методическая деятельность по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства. Повышение квалификации (профессиональной компетенции) специалистов, работающих с семьями и детьми | |||
10. |
Удельный вес специалистов, работающих с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, прошедших курс обучения в рамках семинаров и иных обучающих мероприятий, от общего числа специалистов, работающих с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации (за отчетный период), в процентах |
Отношение численности специалистов, работающих с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, прошедших курс обучения в рамках семинаров и иных обучающих мероприятий, к общему числу специалистов, работающих с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации |
2009 год (базовый для оценки) - 31 2011 год - 35,0 2012 год - 65,0 2013 год - 100,0 |
VII. Механизм получения средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Между Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Правительством Республики Коми и государственным учреждением Республики Коми "Республиканский Центр социальной помощи семье и детям" заключается Соглашение о выделении денежных средств в виде гранта на выполнение в Республике Коми программы Республики Коми по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства "Ради будущего (2011-2013 годы)", в соответствии с которым целевые средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, направляются на внебюджетный счет государственного учреждения Республики Коми "Республиканский Центр социальной помощи семье и детям", являющегося Грантополучателем.
Получение денежных средств исполнителями мероприятий Программы осуществляется на основании договоров (контрактов), заключаемых между государственным учреждением Республики Коми "Республиканский Центр социальной помощи семье и детям", являющимся Грантополучателем, и непосредственными исполнителями мероприятий Программы. Договор (контракт) должен включать положения об объемах финансовых средств, выделяемых на реализацию мероприятий Программы, о формах и порядке представления отчетности и реализации данных мероприятий.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Республики Коми от 28 февраля 2011 г. N 32 "Об утверждении программы Республики Коми по профилактике... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.