Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Совета МО ГО "Сыктывкар"
от 8 декабря 2011 г. N 5/2011-101
Республика Коми
Муниципальное образование городского округа "Сыктывкар"
Герб Республики Коми
Программа
комплексного социально-экономического развития муниципального образования городского округа "Сыктывкар" на 2011 - 2015 годы
21 февраля 2012 г.
г. Сыктывкар, 2011 год
Решением Совета муниципального образования городского округа "Сыктывкар" Республики Коми от 21 февраля 2012 г. N 07/2012-131 в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт
Программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования городского округа "Сыктывкар" на 2011-2015 годы
Наименование Программы |
Программа комплексного социально-экономического развития муниципального образования городского округа "Сыктывкар" на 2011 - 2015 годы |
Основание для разработки Программы |
- Бюджетное послание Президента Российской Федерации "О бюджетной политике в 2011 - 2013 годах"; - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; - Федеральный закон от 20.07.1995 N 115-ФЗ "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации"; - Стратегия экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года; - Устав муниципального образования городского округа "Сыктывкар"; - Стратегия социально-экономического развития муниципального образования городского округа "Сыктывкар" до 2025 года; - Основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования городского округа "Сыктывкар" на 2011-2013 годы, 2012-2014 годы; - Постановление администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" от 01.03.2011 N 3/478 "О создании структуры стратегического планирования муниципального образования городского округа "Сыктывкар" |
Разработчик Программы |
Администрация муниципального образования городского округа "Сыктывкар" |
Цели и задачи Программы |
Главная (стратегическая) цель - рост качества жизни населения за счет повышения уровня благоустройства города и модернизации социальной сферы, создание элементов конкурентоспособной инновационной экономики. Цель на среднесрочную перспективу - создание условий для устойчивого развития экономики и социальной сферы МО ГО "Сыктывкар". Задачи: По приоритету 1. "Социальная сфера, общественная безопасность": - сохранение и укрепление здоровья населения; - обеспечение роста доступности, качества и эффективности непрерывного образования с учетом запросов личности, общества и государства, повышение инновационного потенциала и инвестиционной привлекательности системы образования; - развитие культурного потенциала МО ГО "Сыктывкар"; - повышение уровня общественной безопасности. По приоритету 2. "Экономика и бюджетно-финансовая система": - улучшение хозяйственного климата и обеспечение роста объемов инвестиций, вкладываемых в экономику МО ГО "Сыктывкар"; - создание условий для усиления многоотраслевого характера экономики и разнообразия видов хозяйственной деятельности на территории МО ГО "Сыктывкар", развитие малого и среднего предпринимательства; - содействие эффективной занятости населения МО ГО "Сыктывкар" и сбалансированности регистрируемого рынка труда; - содействие модернизации и технологическому обновлению экономики, повышение вклада инноваций в структуре экономики; - увеличение доходной базы бюджета МО ГО "Сыктывкар" и повышение эффективности бюджетных расходов. По приоритету 3. "Инфраструктура, ЖКХ, экология": - повышение качества городской среды и создание условий для обеспечения доступным жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде; - модернизация коммунальной инфраструктуры; - развитие транспортной инфраструктуры. |
Сроки реализации Программы |
2011-2015 годы |
Перечень основных мероприятий и точек роста |
Перечень основных мероприятий: 1. Разработка и реализация долгосрочных целевых программ, муниципальных адресных программ, муниципальных программ МО ГО "Сыктывкар", направленных на достижение приоритетов и целей, на решение задач согласно Стратегии социально-экономического развития МО ГО "Сыктывкар" до 2025 года. 2. Реализация инвестиционных проектов, направленных на решение приоритетных задач в области охраны окружающей среды, жилищно-коммунального строительства и строительства социально-значимых объектов, направленных на развитие транспортной инфраструктуры МО ГО "Сыктывкар". 3. Создание условий для поэтапного перехода муниципальных образовательных учреждений на новые Федеральные государственные образовательные стандарты. 4. Разработка и утверждение стандартов качества предоставления муниципальных услуг во всех сферах, находящихся в ведении МО ГО "Сыктывкар". 5. Мониторинг оценки соответствия качества фактически предоставляемых муниципальных услуг утвержденным стандартам качества предоставления муниципальных услуг. 6. Определение расчетно-нормативных затрат на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) и содержание муниципального имущества. 7. Реформирование системы муниципального финансового контроля и развитие внутреннего контроля, направленного на соблюдение внутренних стандартов и процедур организации деятельности главных администраторов бюджетных средств. 8. Переход к составлению и утверждению бюджета МО ГО "Сыктывкар" на трехлетний период с детализацией в разрезе муниципальных программ МО ГО "Сыктывкар". Точки роста: По приоритету 1. "Социальная сфера, общественная безопасность": - строительство и реконструкция объектов социального назначения; - увеличение числа жителей, получающих физкультурно-оздоровительные услуги, и повышение качества услуг; - повышение доступности медицинской помощи для всех слоев населения и существенное улучшение качества медицинского обслуживания; - модернизация дошкольного и общего образования как института социального развития; - формирование единого культурного пространства; - снижение уровня преступности. По приоритету 2. "Экономика, бюджетно-финансовая система": - наличие эффективно реализуемых программ развития МО ГО "Сыктывкар" и инвестиционных проектов на территории МО ГО "Сыктывкар", активное участие МО ГО "Сыктывкар" в федеральных и республиканских целевых программах; - реализация проектов на принципах муниципально-частного партнерства; - обеспечение устойчивости и сбалансированности бюджета МО ГО "Сыктывкар"; - развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства; - содействие развитию инновационно-активных организаций. По приоритету 3. "Инфраструктура, ЖКХ, экология": - строительство и реконструкция объектов жилищно-коммунального хозяйства; - переселение граждан из ветхого и аварийного фонда; - стимулирование жилищного строительства; - разработка проектов застройки кварталов города; - благоустройство в районе парковой зоны имени Кирова; - строительство нового водозабора; - приведение в нормативное состояние существующей свалки твердых бытовых отходов и строительство мусоросортировочной станции, ликвидация и рекультивация объектов размещения отходов; - приведение улично-дорожной сети в нормативное состояние. |
Исполнители основных мероприятий |
1. Отраслевые (функциональные), территориальные и иные органы и структурные подразделения администрации МО ГО "Сыктывкар": - Управление экономики и анализа администрации МО ГО "Сыктывкар"; - Департамент финансов администрации МО ГО "Сыктывкар"; - Управление архитектуры, градостроительства и землепользования администрации МО ГО "Сыктывкар"; - Управление здравоохранения администрации МО ГО "Сыктывкар"; - Управление культуры администрации МО ГО "Сыктывкар"; - Управление образования администрации МО ГО "Сыктывкар"; - Управление дошкольного образования администрации МО ГО "Сыктывкар"; - Управление специальных программ администрации МО ГО "Сыктывкар"; - Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО "Сыктывкар"; - Управление по делам ГО и ЧС г. Сыктывкара; - Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО "Сыктывкар"; - Отдел строительства, муниципального контроля и охраны окружающей среды администрации МО ГО "Сыктывкар"; - Отдел учета и распределения жилой площади администрации МО ГО "Сыктывкар"; - Отдел по связям с общественностью и социальной работе администрации МО ГО "Сыктывкар"; - Отдел муниципальной службы и кадров администрации МО ГО "Сыктывкар"; - администрация п.г.т. Краснозатонский; - администрация п.г.т. В.Максаковка; - администрация п.г.т. Седкыркещ. 2. Администрация Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар". 3. Предприятия и организации: - МУП "Сыктывкарский Водоканал"; - ОАО "Пригородный"; - ОАО "Монди СЛПК". 4. БУ "Управление капитального строительства МО ГО "Сыктывкар". 5. ГКУ РК "ЦЗН города Сыктывкара". |
Объемы и источники финансирования |
Всего по Программе: 3 506 724,13 тыс. рублей, - в том числе по годам реализации: 2011 год - 1 046 773,08 тыс. рублей; 2012 год - 1 060 069,42 тыс. рублей; 2013 год - 503 696,28 тыс. рублей; 2014 год - 442 306,59 тыс. рублей; 2015 год - 453 878,76 тыс. рублей; - из них по источникам: средства федерального бюджета Российской Федерации и Фонда содействия реформированию ЖКХ: 712 896,67 тыс. рублей, - в том числе по годам реализации: 2011 год - 431 575,99 тыс. рублей; 2012 год - 176 041,68 тыс. рублей; 2013 год - 52 057,70 тыс. рублей; 2014 год - 53 221,30 тыс. рублей; 2015 год - 0,00 тыс. рублей; средства республиканского бюджета Республики Коми: 382 513,67 тыс. рублей, - в том числе по годам реализации: 2011 год - 186 447,03 тыс. рублей; 2012 год - 97 247,84 тыс. рублей; 2013 год - 44 979,70 тыс. рублей; 2014 год - 44 639,10 тыс. рублей; 2015 год - 9 200,00 тыс. рублей; средства бюджета МО ГО "Сыктывкар": 1 857 276,04 тыс. рублей, - в том числе по годам реализации: 2011 год - 354 777,70 тыс. рублей; 2012 год - 649 264,01 тыс. рублей; 2013 год - 349 183,78 тыс. рублей; 2014 год - 290 597,19 тыс. рублей; 2015 год - 213 453,36 тыс. рублей; внебюджетные средства: 554 037,75 тыс. рублей, - в том числе по годам реализации: 2011 год - 73 972,36 тыс. рублей; 2012 год - 137 515,89 тыс. рублей; 2013 год - 57 475,10 тыс. рублей; 2014 год - 53 849,00 тыс. рублей; 2015 год - 231 225,40 тыс. рублей. |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
Реализация Программы позволит к 2015 году достичь следующих показателей: - удельный вес населения (доля жителей), получающих физкультурно-оздоровительные услуги к общему числу жителей - 30%; - процент укомплектованности муниципальных учреждений здравоохранения врачебным персоналом - 60%; - охват детей в возрасте от 1,5 до 7 лет дошкольным образованием от общего количества детей указанного возраста - 89%; - количество посещений общегородских культурно-массовых мероприятий - 198,0 тыс.ед.; - количество зарегистрированных преступлений - 95% к предыдущему году; - объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования - 17 590,0 млн.руб.; - оборот средних предприятий - 5 971,1 млн.руб.; - оборот малых предприятий - 33 656,4 млн.руб.; - уровень регистрируемой безработицы - не выше 1,1%; - повышение уровня конкурентоспособности рабочей силы путем профориентации и профессионального обучения по востребованным на рынке труда профессиям - не менее 375 безработных граждан ежегодно; - доля собственных доходов бюджета в общем объеме доходов - 84%; - доля программно-целевых расходов в общих расходах бюджета - 80%; - доля энергетических ресурсов, расчеты за потребление которых осуществляются на основании показателей приборов учета, в общем объеме энергетических ресурсов, потребляемых на территории МО ГО "Сыктывкар" - 100% |
Механизм управления реализацией Программы |
Общая координация и управление реализацией Программы возлагается на главу администрации МО ГО "Сыктывкар", текущее управление - на заместителя главы администрации МО ГО "Сыктывкар" по экономике. |
Введение
Программа комплексного социально-экономического развития муниципального образования городского округа "Сыктывкар" на 2011 - 2015 годы (далее соответственно - Программа и МО ГО "Сыктывкар") разработана в целях реализации Стратегии социально-экономического развития МО ГО "Сыктывкар" до 2025 года, утвержденной решением Совета МО ГО "Сыктывкар" от 08.07.2011 N 03/2011-61.
Основной правовой базой, регламентирующей разработку Программы, является:
- Бюджетное послание Президента Российской Федерации "О бюджетной политике в 2011 - 2013 годах";
- Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 20.07.1995 N 115-ФЗ "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации";
- Стратегия экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года;
- Устав МО ГО "Сыктывкар";
- Стратегия социально-экономического развития МО ГО "Сыктывкар" до 2025 года;
- Основные направления бюджетной и налоговой политики МО ГО "Сыктывкар" на 2011-2013 годы, 2012-2014 годы;
- Постановление администрации МО ГО "Сыктывкар" от 01.03.2011 N 3/478 "О создании структуры стратегического планирования МО ГО "Сыктывкар".
При этом учитывалась практика социально-экономического и бюджетного планирования в МО ГО "Сыктывкар", в частности, наличие:
- практики разработки и реализации долгосрочных целевых программ, муниципальных адресных программ, утвержден порядок разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ МО ГО "Сыктывкар",
- системы ежегодных докладов главы администрации МО ГО "Сыктывкар" о достигнутых значениях показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления за текущий год и их планируемых значениях на 3-летний период,
- системы ежегодных докладов о результатах и основных направлениях деятельности главных распорядителей бюджетных средств МО ГО "Сыктывкар",
- практики целевого бюджетирования,
- планов работы по составлению проекта бюджета МО ГО "Сыктывкар" на очередной финансовый год и плановый период.
Целью разработки Программы является определение конкурентных преимуществ, резервов, приоритетов, целей и задач социально-экономического развития МО ГО "Сыктывкар" на среднесрочную перспективу, разработка мероприятий и механизмов реализации Программы, связанных с их финансовым обеспечением.
Основные функции Программы в системе планирования развития МО ГО "Сыктывкар":
- обеспечить связь между Стратегией социально-экономического развития МО ГО "Сыктывкар" до 2025 года, долгосрочными целевыми программами, муниципальными адресными программами, муниципальными программами МО ГО "Сыктывкар" (далее - программы развития МО ГО "Сыктывкар"), перечнем инвестиционных проектов (объектов), реализуемых за счет бюджетных и внебюджетных средств (далее - Перечень инвестиционных проектов);
- содействовать ориентации программ развития МО ГО "Сыктывкар" и Перечня инвестиционных программ на достижение стратегической цели;
- упорядочить процесс разработки и обновления программ развития МО ГО "Сыктывкар" и Перечня инвестиционных проектов на перспективу.
Программа носит открытый характер, предполагает возможность ее дополнения другими направлениями (мероприятиями) и проектами при условии их соответствия целям и задачам Программы.
1. Конкурентные преимущества и резервы социально-экономического развития МО ГО "Сыктывкар"
Резервы социально-экономического развития и конкурентные преимущества МО ГО "Сыктывкар" были выявлены с помощью метода SWOT-анализа.
Сильными сторонами МО ГО "Сыктывкар" - конкурентными преимуществами являются:
- столичный статус (существенная часть занятости населения приходится на бюджетную сферу, а также головные офисы работающих в республике компаний, концентрация которых обусловлена столичным статусом города);
- большие резервы территории (плотность населения в Сыктывкаре в четыре раза меньше, чем в Перми, и в два раза меньше, чем в Кирове);
- прирост населения;
- хорошая обеспеченность трудовыми ресурсами;
- привлекательность для лиц, переселяющихся из северных районов Республики Коми;
- конкурентоспособные предприятия ЛПК;
- хороший уровень обеспеченности базовыми видами природных ресурсов;
- наличие аграрного сектора;
- наличие научного центра РАН, инновационный потенциал научно-образовательного комплекса и промышленных предприятий;
- опыт привлечения иностранных инвестиций, включая получение займов от международных финансовых организаций;
- позитивный опыт взаимодействия властных структур различного уровня и социального партнерства;
- заметная доля малого бизнеса в экономике;
- близость к регионам ресурсного освоения, где происходит наращивание экономической активности (Север Европейской части России, Урал, Западная Сибирь) и имеется потребность в технологиях и услугах, связанных с добычей и переработкой сырья;
- наличие международного аэропорта;
- развитая система образования всех уровней.
Наряду с этим существуют и слабые стороны МО ГО "Сыктывкар":
- относительно небольшие размеры экономики и численности населения относительно городов-конкурентов;
- периферийное положение, транспортная схема - тупиковая;
- суровые климатические условия, высокие затраты топливно-энергетических ресурсов;
- старение населения;
- повышенный уровень заболеваемости;
- нехватка дошкольных образовательных учреждений;
- отток молодежи и работников с высокой квалификацией как проявление целого комплекса слабых сторон города как места для активной жизни и карьеры;
- недостаточная диверсификация экономики;
- неразвитость сектора высоких технологий;
- дотационность бюджета;
- изношенность инженерной инфраструктуры, отсутствие резервов мощности;
- отсталость материально-технической базы учреждений социальной сферы;
- недостаточность внутренних источников инвестиций;
- низкие темпы строительства жилья;
- рост доли ветхого и аварийного жилья.
Во внешней среде имеются следующие возможности:
- рост объемов ресурсов, направляемых в экономику МО ГО "Сыктывкар" со стороны федерального центра и Республики Коми (наличие механизмов ФЦП и РЦП, банков развития);
- предложение кредитных ресурсов и проектов международных финансовых организаций, в частности, Европейского Банка Реконструкции и Развития;
- реализация государственного курса на модернизацию экономики и поддержку инноваций;
- расширение разработок месторождений полезных ископаемых в Северной Европейской части России, на Урале, в Западной Сибири;
- начало активной стадии реализации крупнейших инфраструктурных проектов (Белкомур, использование СМП, обустройство международных транспортных коридоров);
- программы переселения из северных районов;
- спрос на туристические услуги;
- спрос на продукцию ЛПК и угрозы:
- ужесточение экологических стандартов, технологические изменения;
- спад мировой экономики, сокращение спроса на продукцию лесной отрасли и другие обусловленные спадом последствия;
- усиление конкуренции за население (миграция) и инвестиции со стороны более крупных городов соседних регионов;
- недостаточное инвестиционно-финансовое обеспечение и не полный учет в межбюджетных отношениях затрат, связанных с выполнением Сыктывкаром столичных функций, со стороны органов власти Республики Коми;
- вывод активов и прибыли собственниками предприятий;
- дальнейшая централизация финансовых потоков в Москве и зарубежных центрах концентрации добавленной стоимости, с которыми связаны собственники предприятий;
- миграция населения.
Возможности внешней среды в сочетании с сильными сторонами МО ГО "Сыктывкар" позволяют наметить наиболее перспективные направления развития:
- привлечение населения, переселяемого из северных районов Республики Коми (столичный статус, резервы территории, относительно благоприятные климатические условия делают город привлекательным для мигрантов с севера республики (Си1, Си2, Си6 > В6);
- формирование опорного центра перевода экономики республики на инновационный путь развития, прежде всего за счет формирования и развития сектора биотехнологий на основе глубокой переработки сырья (Си8 > В3);
- усиление позиции города, как крупного центра научных исследований, разработок и проектирования, повышение роли города в научном обеспечении и обслуживании, создании новых методов переработки сырья и воспроизводства природных ресурсов (Си8, Си12 > В4);
- усиление направления развития, связанного с участием города в управлении проектами, связанными с обслуживанием грузопотоков, освоением природных ресурсов (Си4, Си6 > В4, В5);
- усиление роли крупнейшего административно-управленческого, образовательного, культурного, финансово-банковского и торгово-сервисного центра республики на основе эффективного использования столичного статуса (Си1, Си10 >В1);
- развитие познавательного, научного, экологического, конгрессного туризма - проведение профильных ярмарок и конгрессов по тематике ЛПК, научных конференций, спортивных соревнований (Си5, Си8, Си13 > В7);
- развитие и диверсификация лесопромышленного кластера (Си5 > В3, В8);
- социально-экономическое развитие территории при условии привлечения федеральных, республиканских и заемных средств в экономику города (Cи3, Си4, Си7, Си9, Си11 > B1, B2).
Возможности внешней среды позволяют устранить некоторые слабые стороны МО ГО "Сыктывкар":
- периферийность, высокие транспортные затраты могут быть смягчены в процессе реализации крупных транспортных проектов (Сл2 > В5);
- ряд слабых сторон МО ГО "Сыктывкар" можно преодолеть при усилении потока ресурсов на реализацию программ развития МО ГО "Сыктывкар" с федерального и республиканского уровня (Сл6, Сл7, Сл8, Сл9, Сл11, Сл12, Сл14, Сл15 > В1);
- снизить отток молодежи, содействовать диверсификации экономики, развитию сектора высоких технологий можно за счет возможностей, открывающихся в рамках программ модернизации экономики и поддержки инноваций (Сл7, Сл8, Сл9 > В3);
- для развития инженерной инфраструктуры и коммунального хозяйства можно воспользоваться ресурсами федерального и республиканского центра, а также кредитными ресурсами и проектами международных финансовых организаций, таких как Европейский банк реконструкции и развития (Сл11 > В1, В2, В3).
Сильные стороны города могут быть использованы для отражения некоторых угроз внешней среды и укрепляться с учетом внешних угроз:
- усилению конкуренции со стороны более крупных городов соседних регионов можно противодействовать, опираясь на уникальные конкурентные преимущества, прежде всего, такие как столичный статус, резервы территории, научный потенциал и др. (Си1, Си2, Си6, Си8, Си11 > У3);
- позитивный опыт взаимодействия властных структур различного уровня и социального партнерства власти и бизнеса необходимо использовать для нейтрализации угроз, связанных с отсутствием финансового обеспечения и учета в межбюджетных отношениях затрат, связанных с выполнением Сыктывкаром столичных функций, а также с необоснованным выводом активов и прибыли собственниками предприятий (Си10 > У4, У5);
- конкурентоспособность предприятий ЛПК необходимо усиливать в свете возможных угроз ужесточения экологических стандартов и спада мировой экономики (Си5 > У1, У2).
Анализ внешних угроз в сочетании со слабыми сторонами МО ГО "Сыктывкар" позволяет выявить наиболее опасные сочетания, которые должны быть объектом постоянного внимания:
- угрозу конкурентной борьбы за инвестиции и квалифицированные трудовые ресурсы с более крупными городами усиливают такие слабости как относительно небольшой размер экономики и невысокая численность населения, периферийность, отток молодежи (Сл1, Сл2, Сл7 > У3);
- ухудшение отношений с республиканскими властями и сопутствующее этому снижение бюджетного финансирования ставит под угрозу преодоление таких слабых сторон как изношенность инженерной инфраструктуры, отсутствие резервов мощности, отсталость материально-технической базы учреждений социальной сферы, рост доли ветхого и аварийного жилья (Сл11, Сл12, Сл14, Сл15 > У4);
- притоку инвестиций в город могут помешать такие угрозы как спад мировой экономики, сокращение спроса на продукцию лесной отрасли, вывод активов и прибыли собственниками предприятий, централизация финансовых потоков (Сл13 > У2, У3, У5, У6);
- усиление конкуренции со стороны других городов чревато ростом миграционного оттока и дальнейшим постарением населения (Сл3, Сл4 > У7);
- дотационность бюджета, являющаяся следствием сложившейся схемы межбюджетных отношений, делает развитие города особенно чувствительным к угрозам, связанным с политикой республиканских властей и собственников предприятий (Сл10 > У5, У6);
- целый ряд слабых сторон в экономике МО ГО "Сыктывкар" может быть поставлен под угрозу спада мировой экономики, усиления конкуренции со стороны более крупных городов соседних регионов, а также ужесточения экологических стандартов и технологических изменений (Сл3, Сл4, Сл8, Сл9, Сл11, Сл12, Сл14, Сл15 > У1, У2, У3).
2. Приоритеты социально-экономического развития МО ГО "Сыктывкар" на среднесрочную перспективу
На основе SWOT-анализа определены три основных приоритета социально-экономического развития МО ГО "Сыктывкар" на период до 2015 года.
Приоритет 1. "Социальная сфера, общественная безопасность"
Приоритет подразумевает модернизацию секторов социальной сферы, что позволит создать благоприятные условия для развития способностей каждого человека и обеспечить повышение конкурентоспособности человеческого капитала.
Несмотря на сложившуюся в последние годы относительно благоприятную демографическую ситуацию, остается относительно низким показатель ожидаемой продолжительности жизни при рождении и высокий гендерный разрыв по этому показателю, сохраняется высокий уровень заболеваемости населения.
Возможность получить качественные услуги в сфере дошкольного, общего и профессионального образования становится одним из главных факторов, определяющих качество жизни в городе. От системы массового образования, характерной для индустриальной экономики, следует переходить к непрерывному индивидуализированному образованию для всех, необходимому для создания инновационной социально ориентированной экономики.
Сыктывкар является культурной столицей Республики Коми. Необходимо обеспечение доступа населения к культурным ценностям, необходимы экономические условия сохранения и умножения культурных и духовных ценностей, а также их использования в создании благоприятного имиджа города для привлечения инвесторов, туристов, потенциальных жителей; особое внимание должно быть уделено молодежи.
Необходимо повышение уровня общественной безопасности, снижение уровня преступности.
Приоритет 2. "Экономика, бюджетно-финансовая система"
Приоритет предполагает качественное улучшение состояния дел в хозяйственном комплексе, расширение финансовой базы и улучшение параметров бюджета МО ГО "Сыктывкар".
Для этого особое внимание уделяется инвестиционному блоку, что обусловлено острой нехваткой вложений в экономику МО ГО "Сыктывкар". Имея неплохую в целом инвестиционную привлекательность, МО ГО "Сыктывкар" не смогло пока занять достойного места на рынке капиталов. Привлечение и использование инвестиций является решающим условием для поступательного движения не только в сфере экономики, бюджета и финансов, но и на рынке труда, в социальной сфере, в области городской инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства и окружающей природной среды.
Сейчас положение дел в экономике МО ГО "Сыктывкар" во многом определяется показателями функционирования всего одного сектора - ЛПК. Требуется уделять повышенное внимание развитию других направлений хозяйственной деятельности, где МО ГО "Сыктывкар" может усилить свои конкурентные позиции. Важную роль в обеспечении большего разнообразия хозяйственной деятельности может сыграть малое и среднее предпринимательство.
Кроме того, есть серьезная база для развития сектора инноваций. Экономическое развитие МО ГО "Сыктывкар" находится в русле общемировых тенденций, связанных с ориентацией на инновации, повышением роли знаний, более эффективным внедрением результатов научных разработок в производство, переходом к новому технологическому укладу. Наличие развитой сети специализированных учебных и научных организаций создает предпосылки для успешной модернизации и технологического обновления хозяйственного комплекса МО ГО "Сыктывкар".
Конечно, без внимания не останутся бюджет и финансы. Это обусловлено необходимостью увеличения доходной базы бюджета МО ГО "Сыктывкар" и повышения роли финансового сектора экономики в развитии МО ГО "Сыктывкар". Параметры бюджета во многом определяют положение дел в социальной сфере, состояние городской среды, качество и доступность муниципальных услуг.
В условиях, когда большая часть налогов, сборов и других обязательных платежей, собираемых в городе, поступает в федеральный и региональный бюджеты, увеличение доходной части местного бюджета представляется крайне сложной задачей. Несмотря на это, у МО ГО "Сыктывкар" имеются собственные возможности роста доходной части местного бюджета. За счет повышения эффективности регулирования имущественных отношений можно добиться существенного увеличения поступлений от использования муниципальной собственности, налога на имущество физических лиц и земельного налога.
Приоритет 3. "Инфраструктура, ЖКХ, экология"
Развитие МО ГО "Сыктывкар" как крупного административного и промышленного центра предопределяет привлекательность города как места для проживания и для ведения бизнеса. Однако, по мере развития экономики и роста благосостояния граждан, растут и требования к качеству городской среды в целом, и, в частности, к качеству коммунальных услуг, состоянию и комфортабельности жилого фонда, уровню благоустройства городских территорий, доступности мест отдыха, наличию современной инфраструктуры для проведения досуга.
Последнее двадцатилетие Сыктывкар развивался в соответствии с Генеральным планом, разработанным в 1992 году. Однако развитие коммунальной и транспортной инфраструктуры шло со значительным отставанием, а часть мероприятий так и не была реализована. В 1990-е годы отставание в развитии инфраструктуры компенсировалось за счет снижения нагрузки на нее со стороны промышленных предприятий. Согласно Генеральному плану 1992 г. прогнозировалось значительное увеличение числа занятых во всех сферах экономики - со 126 тыс. в 1991 г. до 150 тыс.чел. к 2000 г., при этом предполагался рост численности работающих в промышленности с 31 тыс.чел. до 36 тыс.чел. Однако, в реальности и количество занятых, и численность населения практически не увеличились.
Начиная с 2000-х гг. резерв в нагрузке на инженерную инфраструктуру стал уменьшаться, отчасти за счет экономического подъема в промышленности и замещения производств новыми видами деятельности, отчасти, за счет физического износа самих объектов инфраструктуры и инженерных сетей. В результате, даже несмотря на наметившуюся в последние годы тенденцию к сокращению объемов потребления энергоресурсов, по большинству объектов жизнеобеспечения нагрузки приблизились к предельным значениям. Как следствие, дальнейшее социально-экономическое развитие города - размещение новых крупных и средних предприятий, торговых и деловых центров, жилищное строительство - существенно ограничено возможностями подключения к инфраструктуре. В первую очередь это касается тепло- и газоснабжения, где дефицит мощностей становится фактором, сдерживающим развитие города. Исходя из этого в рамках обозначенного приоритета для МО ГО "Сыктывкар" важна модернизация коммунальной инфраструктуры.
Аналогично положение дел и в транспортной инфраструктуре, которая в условиях возросшего автопарка и интенсивности перевозок не справляется с имеющейся нагрузкой.
Повышение качества городской среды также важно в рамках указанного приоритета.
Именно от успеха реализации мер в рамках задач по обозначенным приоритетам будет зависеть то, насколько привлекателен для ведения бизнеса и проживания граждан станет город.
3. Цели и задачи социально-экономического развития МО ГО "Сыктывкар" на среднесрочную перспективу
Главная (стратегическая) цель - рост качества жизни населения за счет повышения уровня благоустройства города и модернизации социальной сферы, создание элементов конкурентоспособной инновационной экономики.
Цель на среднесрочную перспективу - создание условий для устойчивого развития экономики и социальной сферы МО ГО "Сыктывкар".
Целевые показатели отражены в Приложении 2.
По приоритету 1. "Социальная сфера, общественная безопасность"
Задача 1. Сохранение и укрепление здоровья населения
Задача предполагает реализацию мероприятий по:
- созданию условий, возможностей и мотивации населения для ведения здорового образа жизни;
- развитию массовой физической культуры и спорта;
- повышению доступности медицинской помощи для всех слоев населения и существенному улучшению качества медицинского обслуживания.
Задача 2. Обеспечение роста доступности, качества и эффективности непрерывного образования с учетом запросов личности, общества и государства, повышение инновационного потенциала и инвестиционной привлекательности системы образования
Задача предполагает реализацию мероприятий по модернизации дошкольного и общего образования как института социального развития.
Задача 3. Развитие культурного потенциала МО ГО "Сыктывкар"
Задача предполагает реализацию мероприятий по:
- созданию условий для обеспечения доступа всех слоев и групп населения к культурным ценностям и качественным услугам в отрасли "культура";
- созданию благоприятных условий для развития способностей и самореализации молодежи.
Задача 4. Повышение уровня общественной безопасности
Задача предполагает ряд мероприятий, направленных на:
- снижение уровня преступности;
- повышение дорожно-транспортной безопасности;
- снижение угроз возникновения чрезвычайных ситуаций, повышение уровня антитеррористической защищенности.
"Точками роста" для данного приоритета станут:
строительство и реконструкция объектов социального назначения;
увеличение числа жителей, получающих физкультурно-оздоровительные услуги, и повышение качества услуг;
повышение доступности медицинской помощи для всех слоев населения и существенное улучшение качества медицинского обслуживания;
модернизация дошкольного и общего образования как института социального развития;
формирование единого культурного пространства;
снижение уровня преступности.
По приоритету 2. "Экономика и бюджетно-финансовая система"
Задача 1. Улучшение хозяйственного климата и обеспечение роста объемов инвестиций, вкладываемых в экономику МО ГО "Сыктывкар"
Задача предполагает:
- совершенствование регулирования инвестиционной деятельности в направлении наиболее полного и эффективного использования потенциала и ресурсов МО ГО "Сыктывкар";
- формирование правовых и организационных основ использования инструментов муниципально-частного партнерства для привлечения инвестиций в наиболее важные сферы городского хозяйства.
Задача 2. Создание условий для усиления многоотраслевого характера экономики и разнообразия видов хозяйственной деятельности на территории МО ГО "Сыктывкар", развитие малого и среднего предпринимательства
Задача предполагает:
- формирование и реализацию единой политики развития потребительского рынка, направленной на более полное удовлетворение потребностей населения в услугах организаций розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
- создание условий для роста масштабов рынка продукции агропромышленного комплекса;
- создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства;
- обеспечение сбалансированного пространственного развития МО ГО "Сыктывкар", сокращение дифференциации уровня экономического развития районов и поселков, входящих в его состав.
Задача 3. Содействие эффективной занятости населения МО ГО "Сыктывкар" и сбалансированности регистрируемого рынка труда
Задача предполагает ряд мероприятий, направленных на:
- обеспечение прав граждан в области защиты от безработицы и содействие занятости незанятого населения в МО ГО "Сыктывкар";
- недопущение критической ситуации на рынке труда;
- своевременное и качественное предоставление государственных услуг в сфере занятости населения в соответствии с Законом РФ "О занятости населения в Российской Федерации" и Административными регламентами Федеральной службы по труду и занятости, утвержденными приказами Минздравсоцразвития РФ;
- развитие форм и методов социального партнерства на муниципальном рынке труда.
Задача 4. Содействие модернизации и технологическому обновлению экономики, повышение вклада инноваций в структуре экономики
Задача предполагает:
- содействие процессам модернизации и технологического обновления предприятий и организаций, снижение степени износа основных фондов;
- обеспечение снижения энергоемкости экономики МО ГО "Сыктывкар" путем модернизации производства и стимулирование использования энергосберегающих технологий;
- создание условий для более существенного вовлечения предприятий и организаций в деятельность, связанную с инновациями и высокими технологиями.
Задача 5. Увеличение доходной базы бюджета МО ГО "Сыктывкар" и повышение эффективности бюджетных расходов
Задача предполагает ряд мероприятий, направленных на:
- обеспечение устойчивости и сбалансированности бюджета МО ГО "Сыктывкар", совершенствование практики применения инструментов бюджетирования, ориентированного на результат;
- обеспечение контроля за целевым и эффективным использованием средств бюджета МО ГО "Сыктывкар", совершенствование подходов к анализу и оценке обоснованности планирования бюджетных расходов, эффективности и результативности использования средств бюджета МО ГО "Сыктывкар";
- оптимизацию сети муниципальных учреждений, совершенствование правового положения муниципальных учреждений;
- повышение эффективности управления муниципальным имуществом, увеличение доходов местного бюджета, поступающих от использования муниципальной собственности;
- повышение эффективности функционирования системы муниципального заказа;
- осуществление планирования проектов долгосрочных и ведомственных целевых программ с учетом перехода к программной структуре местного бюджета, предполагающей группировку расходов бюджета в рамках реализации муниципальных программ МО ГО "Сыктывкар".
"Точками роста" для данного приоритета станут:
наличие эффективно реализуемых программ развития МО ГО "Сыктывкар" и инвестиционных проектов на территории МО ГО "Сыктывкар", активное участие МО ГО "Сыктывкар" в федеральных и республиканских целевых и ведомственных программах;
реализация проектов на принципах муниципально-частного партнерства;
обеспечение устойчивости и сбалансированности местного бюджета;
развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства;
содействие развитию инновационно-активных организаций.
По приоритету 3. "Инфраструктура, ЖКХ, экология"
Задача 1. Повышение качества городской среды и создание условий для обеспечения доступным жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде
Задача предполагает реализацию мероприятий по:
- обновлению жилого фонда;
- благоустройству общественных территорий;
- обеспечению экологического благополучия;
- по оказанию содействия гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Задача 2. Модернизация коммунальной инфраструктуры
Задача предполагает реализацию мероприятий по:
- повышению надежности газораспределительной системы, модернизации систем водоснабжения и водоотведения с обеспечением возможности подключения новых промышленных и коммунальных потребителей;
- по реконструкции канализационно-очистительной системы;
- комплексному развитию систем коммунальной инфраструктуры.
Задача 3. Развитие транспортной инфраструктуры
Задача предполагает реализацию мероприятий по совершенствованию организации транспортных потоков на территории МО ГО "Сыктывкар".
"Точками роста" для данного приоритета станут:
строительство и реконструкция объектов жилищно-коммунального хозяйства;
переселение граждан из ветхого и аварийного фонда;
стимулирование жилищного строительства;
разработка проектов застройки кварталов города;
благоустройство в районе парковой зоны имени Кирова;
строительство нового водозабора;
приведение в нормативное состояние существующей свалки твердых бытовых отходов и строительство мусоросортировочной станции, ликвидация и рекультивация объектов размещения отходов;
приведение улично-дорожной сети в нормативное состояние.
Дерево целей развития МО ГО "Сыктывкар" наглядно отображает связь стратегической цели, приоритетов социально-экономического развития МО ГО "Сыктывкар" и задач на среднесрочную перспективу (Приложение 3).
4. Система мероприятий по реализации Программы
Система мероприятий является совокупностью организационных преобразований, конкретных инвестиционных проектов, долгосрочных целевых программ, муниципальных адресных программ, муниципальных программ МО ГО "Сыктывкар", включая мероприятия программ и проектов Республики Коми, выполнение которых обеспечивает исполнение Программы в целом.
Мероприятия, направленные на решение поставленных задач и запланированные до 2015 года, отражены в Приложении 4.
Решением Совета муниципального образования городского округа "Сыктывкар" Республики Коми от 21 февраля 2012 г. N 07/2012-131 в раздел 5 настоящего приложения внесены изменения
5. Финансовое обеспечение реализации Программы
Общий объем финансирования Программы составит 3 506 724,13 тыс. рублей, в том числе по годам:
Источники финансирования |
Общий объем финансирования, тыс. рублей |
|||||
Всего: |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|
Всего, в том числе: |
3 506 724,13 |
1 046 773,08 |
1 060 069,42 |
503 696,28 |
442 306,59 |
453 878,76 |
Федеральный бюджет РФ, Фонд содействия реформированию ЖКХ |
712 896,67 |
431 575,99 |
176 041,68 |
52 057,70 |
53 221,30 |
0,00 |
Республиканский бюджет РК |
382 513,67 |
186 447,03 |
97 247,84 |
44 979,70 |
44 639,10 |
9 200,00 |
Бюджет МО ГО "Сыктывкар" |
1 857 276,04 |
354 777,70 |
649 264,01 |
349 183,78 |
290 597,19 |
213 453,36 |
Внебюджетные источники |
554 037,75 |
73 972,36 |
137 515,89 |
57 475,10 |
53 849,00 |
231 225,40 |
Объемы финансирования Программы на 2012-2015 годы носят прогнозный характер и подлежат уточнению в процессе разработки проекта бюджета МО ГО "Сыктывкар" на соответствующий финансовый год и плановый период.
Финансирование долгосрочных целевых программ, муниципальных адресных программ, включенных в состав Программы, осуществляется в порядке и за счет средств, которые предусмотрены в бюджете МО ГО "Сыктывкар" соответственно для реализации долгосрочных целевых программ, муниципальных адресных программ.
Финансирование расходов на строительство, реконструкцию и модернизацию объектов капитального строительства, реализуемых в рамках Программы, осуществляется на основании Перечня инвестиционных проектов.
Планирование бюджетных ассигнований на реализацию Программы осуществляется в соответствии с муниципальными правовыми актами МО ГО "Сыктывкар", регулирующими порядок составления проекта бюджета МО ГО "Сыктывкар" и планирование бюджетных ассигнований.
6. Механизм реализации Программы
Основным принципом, определяющим построение механизма реализации Программы, является принцип "баланса интересов", что подразумевает обеспечение соблюдения интересов всех основных групп, участвующих в реализации Программы.
Основным механизмом реализации Программы является реализация на территории МО ГО "Сыктывкар" долгосрочных целевых программ, муниципальных адресных программ, в перспективе - муниципальных программ МО ГО "Сыктывкар", участие в целевых федеральных и республиканских программах, в приоритетных национальных проектах, а также реализация на территории МО ГО "Сыктывкар" инвестиционных проектов за счет бюджетных средств, а также проектов на принципах муниципально-частного партнерства.
К механизмам реализации Программы также относятся:
- привлечение внебюджетных средств, в том числе предприятий, осуществляющих деятельность на территории МО ГО "Сыктывкар";
- реализация инвестиционных проектов субъектами хозяйственной деятельности МО ГО "Сыктывкар" и решение за счет этого задач развития МО ГО "Сыктывкар".
Организационным механизмом реализации Программы является утверждение ежегодного Плана мероприятий по реализации Программы.
Ответственные исполнители Программы обеспечивают выполнение предусмотренных Программой мероприятий.
Исполнителями мероприятий Программы, в том числе являются организации, с которыми заключены муниципальные контракты (договоры) в установленном федеральным законодательством порядке, а также соглашения о сотрудничестве.
В случае изменения (сокращения) объемов финансирования мероприятий Программы за счет средств бюджетов всех уровней, предусматривается их перераспределение исходя из приоритетности мероприятий, разрабатываются дополнительные меры по привлечению внебюджетных источников для достижения результатов, характеризуемых целевыми показателями Программы.
7. Мониторинг хода реализации Программы
Общая координация и управление реализацией Программы возлагается на главу администрации МО ГО "Сыктывкар", текущее управление возлагается на заместителя главы администрации МО ГО "Сыктывкар" по экономике.
В их функции входит:
- контроль за выполнением программных мероприятий;
- мониторинг реализации Программы;
- ежегодная корректировка перечня мероприятий в зависимости от изменения социально-экономических условий, утверждение ежегодного Плана мероприятий по реализации Программы;
- координация действий всех участников Программы;
- информационное сопровождение реализации Программы.
Главным инструментом управления реализацией Программы является мониторинг, в ходе которого будет осуществляться:
- сбор и обработка информации по программам развития МО ГО "Сыктывкар", инвестиционным проектам, мероприятиям;
- анализ достижения целевых показателей (приложение 2), совершенствование системы целевых показателей;
- анализ основных тенденций и проблем социально-экономического развития МО ГО "Сыктывкар".
Основными инструментами мониторинга реализации Программы являются:
- отчеты о реализации Программы, составляемые по итогам исполнения Программы за полугодие, год и итоговый отчет по Программе в целом;
- годовые Планы мероприятий по реализации Программы, скорректированные на основании годовых отчетов за прошлые периоды и полугодовых результатов процессного мониторинга.
Функция отчетов - обеспечить персональную ответственность исполнителей мероприятий, выявить причины недостижения поставленных целей и определить пути решения выявленных проблем.
В отчете должна содержаться следующая информация:
1. Информация о степени достижения целевых показателей (плановые целевые показатели, фактические, отклонение фактических целевых показателей от плановых, объяснение причин отклонения);
2. Информация о степени выполнения мероприятий Программы (перечень выполненных и невыполненных в отчетном периоде мероприятий Программы, которые были утверждены в ежегодном Плане мероприятий по реализации Программы с указанием конкретных исполнителей каждого мероприятия; объяснение причин невыполнения запланированных мероприятий Программы).
Ежегодный отчет должен составляться ответственными за реализацию мероприятий Программы по итогам полугодия до 20 июля, по итогам года - до 10 февраля года, следующего за отчетным.
Сводный отчет должен быть составлен управлением экономики и анализа администрации МО ГО "Сыктывкар" по итогам полугодия до 10 августа, по итогам года - до 28 февраля года, следующего за отчетным.
На основании мониторинга будет осуществляться корректировка программных мероприятий. Корректировка может состоять в изменении состава мероприятий, сроков их реализации, объемов и источников финансирования. Обоснованные корректировки программных мероприятий ежегодно рассматриваются и утверждаются Советом МО ГО "Сыктывкар".
Отчет о реализации Программы, внесение предложений по ее корректировке возлагается на заместителя главы администрации МО ГО "Сыктывкар" по экономике.
Общественность МО ГО "Сыктывкар" ежегодно информируется о ходе реализации Программы. Одним из инструментов информирования общественности о реализации Программы (а также для обеспечения обратной связи с населением) является функционирование официального Интернет-сайта МО ГО "Сыктывкар".
<< Назад |
Приложение 1. >> SWOT-анализ МО ГО "Сыктывкар" |
|
Содержание Решение Совета муниципального образования городского округа "Сыктывкар" Республики Коми от 8 декабря 2011 г. N 05/2011-101... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.