Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
Важнейшим показателем состояния системы дошкольного образования является доступность получения дошкольного образования и степень развития сети образовательных учреждений дошкольного образования. Система дошкольного образования представлена всеми типами и видами учреждений, что позволяет обеспечивать конституционные права граждан на получение бесплатного дошкольного образования с учетом потребностей различных категорий граждан.
Сеть дошкольных образовательных учреждений представлена:
- 3 негосударственных дошкольных образовательных учреждения НОУ ОАО "РЖД";
- 35 дошкольных образовательных учреждений, подведомственных Департаменту. Из них:
11 - детский сад;
8 - детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением развития детей;
2 - детский сад компенсирующего вида;
8 - центр развития ребенка - детский сад;
3 - детский сад присмотра и оздоровления
3 - детский сад комбинированного вида;
1 - начальная школа детский сад компенсирующего вида;
2 - прогимназия.
Создана система воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих отклонения в развитии. В системе дошкольного образования функционируют специальные компенсирующие образовательные учреждения, что позволяет данной категории воспитанников проходить социализацию и получать предшкольное образование. По состоянию на 01.09.2012 г. 518 воспитанников.
Однако имеется потребность в открытии специализированных дошкольных групп, т.к. всех нуждающихся в профилактике и коррекции нарушений развития детей, имеющиеся образовательные учреждения не могут обеспечить.
В 2008 году в МДОУ N 22 открыта 1 группа кратковременного пребывания детей с ограниченными возможностями, что позволяет решать вопросы воспитания и обучения 20 детей дошкольного возраста для части семей.
С целью оказания помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому, для повышения психолого-педагогической компетентности родителей и сопровождения детей в помощь семье на базе 5 дошкольных образовательных учреждений функционируют ресурсные центры бесплатного консультирования родителей (МБДОУ N 24, 34, 54, 81, МБОУ Прогимназия N 2). Охват детей составляет 63 ребенка.
Проектная мощность муниципальных дошкольных образовательных учреждений, заложенная при строительстве учреждений - 6294 места.
Общая численность детей в дошкольных учреждениях составляет: в 2010 г. - 5060 человек; в 2011 г. - 5228 человек; на 1 сентября 2012 г. - 5166 человек.
Укомплектованность по отношению к проектной мощности составляет 2010 г. - 80,3%; 2011 г. - 83%, на 1 сентября 2012 г. - 82%.
Сохраняется тенденция уменьшения количества детей в микрорайоне "Советский", поселках: "Северный", "Воргашор", "Заполярный", где наполняемость детьми ДОУ составляет от 25% до 15% от первоначальной проектной мощности учреждений.
В связи с резко возросшей потребностью населения в дошкольных образовательных учреждениях в центральной части города, дополнительно открыты:
в 2010 г. - 3 группы для детей двухлетнего и трехлетнего возраста;
в 2011 г. - 4 группы для детей раннего возраста;
в 2012 г. - 3 группы для детей двухлетнего и трехлетнего возраста.
Это дало возможность обеспечить услугами дошкольного образования 200 детей, нуждающихся в дошкольных образовательных учреждениях.
Число нуждающихся в устройстве ребенка в дошкольное образовательное учреждение составляют родители, желающие оформить ребенка в конкретный детский сад.
Одним из главных направлений развития дошкольного и начального общего образования является переход на новые образовательные стандарты и требования. В соответствии с этим реализовываются мероприятия, направленные на введение федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и федеральных государственных требований к структуре образовательной программы дошкольного образования. Во всех дошкольных учреждениях широко используются программы развивающего обучения. Оценка непосредственно образовательной деятельности по наиболее значимым образовательным областям (познание, художественное творчество, физическая культура, здоровье, социализация, безопасность) у воспитанников в среднем превышает 90%.
На протяжении ряда лет в ДСК и ДОУ складывается система работы с талантливыми и одаренными детьми, которая является частью единой социально-педагогической системы, ориентированной на формирование социально активной, творческой личности. Накоплен положительный опыт работы с одаренными детьми. Обучающиеся, воспитанники принимают активное участие в конкурсах, проектах, олимпиадах республиканского и российского уровней: "Русский медвежонок", "Кенгуру", "Энергия детства", "Физкультурно-оздоровительный фестиваль "Дети России образованы и здоровы ДРОЗД", "Огонь и дети" и др.; в муниципальном фестивале "Воркутинские звездочки", шахматном турнире "Дебют", в спартакиаде "Веселые старты" и др.
С целью повышения качества дошкольного образования и удовлетворения спроса родителей на дополнительные услуги, учреждения оказывают для детей и их родителей, как бесплатные, так и платные дополнительные образовательные услуги (оздоровительного, развивающего, организационного характера).
Два дошкольных образовательных учреждения имеют статус республиканских опорно-методических площадок по теме "Современные педагогические технологии в образовании":
- МБДОУ "Детский сад присмотра и оздоровления" N 39 организует работу по теме: "Создание системы психолого-педагогической поддержки семей, имеющих детей раннего возраста, посещающих ДОУ";
- МБДОУ "Детский сад компенсирующего вида"N 24 организует работу по теме: "Создание системы психолого-педагогической поддержки семей, имеющих детей с особыми образовательными потребностями в предшкольный период".
Выпускники ДОУ готовы к обучению в школе:
по итогам 2010-2011 учебного года на 87,3%.
по итогам 2011-2012 учебного года на 89,1%
Улучшение качества жизни и комплексное развитие детей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся, их физическое развитие являются приоритетными направлениями системы дошкольного образования.
В образовательных учреждениях реализуются системы мероприятий, направленные на укрепление и сохранение физического и психического здоровья детей.
За последние 3 года снизилась общая заболеваемость детей в дошкольных образовательных учреждениях: пропущено одним ребенком по болезни в 2009 году - 15,1 дней, в 2010 году - 14 дней, в 2011 году - 12,6 дней, 2012 - 10 дней.
В образовательных учреждениях организовано сбалансированное и полноценное питание воспитанников и учащихся. Значительно расширился ассортимент продуктов детского питания и улучшилось качество поступающих продуктов, а именно разнообразие фруктов, соков, овощей, овощных смесей, бакалеи, кондитерских изделий.
Мониторинг выполнения натуральных норм по питанию на одного ребенка за три последних года выявил положительную динамику по всем основным позициям от 95% до 100%.
В муниципальных образовательных учреждениях создаются современные условия организации образовательного процесса, отвечающие современным требованиям. При этом первостепенное значение уделяется материальной базе образовательных учреждений.
Информация о выделении ассигнований из бюджета МОГО "Воркута" на укрепление материально-технической базы образовательных учреждений представлена в таблице 1.
Таблица 1
Объем бюджетных средств выделенных на укрепление материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений (тыс.руб.)
|
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Дошкольные образовательные учреждения (столы детские, письменные, дидактические столы с набором игрушек, столы-книжки; стулья детские, офисные, полумягкие; скамейки, банкетки; кровати; шкафы-шифоньеры, шкафы для педагогических пособий, технологическое, медицинское, спортивное, развивающее оборудование и др.) |
950,3 тыс.руб. |
3659,1 тыс.руб. |
4557,8 тыс.руб. |
13728,95 тыс.руб. |
Развитие и совершенствование материально-технической базы образовательных учреждений осуществлялось и за счет организации в образовательных учреждениях платных дополнительных образовательных услуг. Платные услуги были оказаны на общую сумму - 3 802, 843 тыс.руб.
Образовательными учреждениями осуществляется целенаправленная систематическая деятельность в части создания безопасной среды жизнедеятельности в образовательном учреждении путем обеспечения соблюдения стандартов, регламентирующих необходимые и достаточные материально-технические нормы и правила организации образовательной деятельности.
Благоустройству территорий образовательных учреждений долгое время не уделялось должного внимания. Отсутствуют сертифицированные детские игровые площадки, ограждения территорий ДОУ, имеются многочисленные дефекты асфальтового покрытия на территории детских садов.
По состоянию на 01.09.2012 проведены ремонтные работы и восстановлены ограждения в МБДОУ N 17, 12, 37, 41, 15, 11, 26, 42, 24, 54, 55. Ведется работа по приобретению сертифицированных детских игровых площадок. Приобретены сертифицированные песочницы в каждое дошкольное учреждение.
Устаревшая материальная база медицинских физиотерапевтических кабинетов (ультрафиолетовые облучатели, бактерицидные лампы и т.д.) не позволяет в полном объеме проводить профилактическое лечение по планам круглогодичного оздоровления детей в условиях Заполярья.
Укомплектованность дошкольных образовательных учреждений компьютерной техникой остается низкой и составляет 15%. К 2015 г. планируется укомплектовать до 75%.
На 1 сентября 2012 г. произведена замена 80% устаревшего оборудования (технологического, прачечного, холодильного, электрооборудования).
Проблема оснащения образовательных учреждений, в том числе поселковых малокомплектных дошкольных образовательных учреждений мебелью, постельными принадлежностями, игрушками, технологическим, медицинским, спортивным, развивающим оборудованием также приобретает особую актуальность.
В целом состояние материально-технической базы учреждений дошкольного образования можно охарактеризовать как удовлетворительное.
В 2012 году в дошкольных образовательных учреждениях проведены ремонтные работы на сумму 8623,73 тыс.руб.
Соответствующая требованиям времени инфраструктура дошкольного образования предполагает изменение облика образовательных учреждений, значительное улучшение материально-технической базы, совершенствование оснащения кабинетов, столовых, актовых, музыкальных и спортивных залов, школьных библиотек. В течение 2012-2015 г. планируется осуществить оснащение дошкольных образовательных учреждений компьютерами, мультимедийным оборудованием, интерактивными досками за счет бюджетных и внебюджетных средств.
В образовательных учреждениях ДСК и ДОУ работают квалифицированные воспитатели и специалисты. Руководителями создаются необходимые условия для повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников. Информация о качественном составе педагогических кадров в дошкольных образовательных учреждениях представлена в таблице 2.
Таблица 2
Информация о качественном составе педагогических кадров в ДОУ
|
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Общая численность педагогических работников (чел.) |
687 |
698 |
765 |
689 |
Доля педагогических работников, имеющих высшее образование % |
26,7 |
30,6 |
25,5% |
30,1% |
Число педагогических работников, имеющих, стаж работы до пяти лет (чел.) |
157 |
143 |
121 |
128 |
Число педагогических работников, имеющих, стаж работы от 5-10 лет (чел.) |
123 |
114 |
87 |
96 |
Число педагогических работников, имеющих, стаж работы от 10-15 лет (чел.) |
62 |
110 |
169 |
73 |
Число педагогических работников, имеющих, стаж работы более 15 лет (чел.) |
345 |
331 |
388 |
392 |
Дошкольные образовательные учреждения в основном укомплектованы педагогическими кадрами на 90%. По качественному составу наибольший удельный вес составляют педагогические работники в возрасте от 25 до 40 лет (44%), имеющие специальное образование и квалификационную категорию. Высшую и первую квалификационные категории имеют - 46% педагогических работников.
Существует угроза "старения кадров". По состоянию на 01.09.2012 г. численность работающих педагогических работников пенсионного возраста (свыше 50 лет) составила 20% от общего количества.
Несмотря на то, что на муниципальном уровне разработаны и реализуются меры по сохранению и укреплению кадрового потенциала (проведение профессиональных конкурсов, выплата именных премий, системы морального и материального стимулирования педагогических работников и коллективов), они не могут предотвратить отток специалистов из отрасли. При этом важно отметить, что кадровый состав педагогических работников может быть оценен как высококвалифицированный.
В целях повышения качества образования деятельность образовательных учреждений направлена на поиск новых современных средств совершенствования профессионализма педагогических работников:
1. Формирование творческого мышления педагогов через включение в проектную, исследовательскую деятельность:
1.1. ежегодное участие в проблемных семинарах: "Предшкольная пора", "Начальная школа 21 века", "Академия образования РФ" (2009 г.), "Инновационные формы работы с семьей" (2010 г.) г. Ярославль и др.); "Инновации в экономике, управлении и образовании" (2011).
1.2. участие в работе методических объединений с обобщением практико-ориентированных материалов используемых в работе педагогами города Воркуты.
2. Участие в работе экспериментальных площадок по темам:
2.1. "Современные педагогические технологии в образовании" - научные руководители - преподаватели ГАОУ ДПО (пк) С РК "КРИРО" (г. Сыктывкар). Цель: создание системы психолого-педагогической поддержки семьи с особыми образовательными потребностями в предшкольный период. (МБДОУ N 24, 39)
2.2. "Особенности работы с ослабленным ребенком в образовательных учреждениях разного вида в условиях Заполярья" - научное руководство со стороны РАО "Институт психолого-педагогических проблем детства" г. Москва (ДОУ N 53, 63, ОУ N 1).
3. Создание информационного сайта ДСК и ДОУ и информационных сайтов во всех образовательных учреждениях, издание газеты "Лучше всех".
Эффективное методическое сопровождение инновационной деятельности позволяет педагогическим работникам ежегодно транслировать свой опыт работы на форумах республиканского, общероссийского и международного уровней по различным темам.
Ежегодно проводятся курсы повышения квалификации с приездом преподавателей в г. Воркуту, на основании договора с ГАОУ ДПО (пк) С РК "КРИРО", на которых обучаются до 150 человек, что позволяет педагогам своевременно повысить свою квалификацию.
В целях содействия профессиональному росту педагогических кадров, повышения социального статуса в городе ежегодно проводится конкурс профессионального мастерства "Воспитатель года" в двух номинациях - "Педагог-мастер", "Молодой специалист".
Несмотря на достигнутые успехи, рост показателей качества образования, в том числе качества управления, у нас пока сохраняются определенные риски и проблемы.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
1.2 Выводы и системная оценка ситуации
В системе дошкольного образования города следует обозначить наиболее актуальные проблемы:
- недостаточное финансирование: реальный объем ассигнований не обеспечивает покрытия необходимых расходов на содержание воспитанников (мебель, игрушки, учебно-наглядные пособия, технологическое оборудование и др.);
- обеспечение комплексной безопасности пребывания воспитанников в образовательных учреждениях;
- обеспечение дошкольных образовательных учреждений педагогическими кадрами.
- недостаточное количество дошкольных образовательных учреждений в центральной части города и специализированных детских садов.
Для увеличения фактического количества мест в образовательных учреждениях в центральной части города, реализующих программу дошкольного образования, необходимо осуществить ряд мероприятий:
- открыть дополнительные группы в дошкольных образовательных учреждениях за счет рационального использования имеющихся помещений;
- улучшить обеспеченность муниципальных дошкольных образовательных учреждений педагогическими кадрами путем привлечения молодых специалистов, стимулирования инновационной деятельности образовательных учреждений и грантовой поддержки лучших образовательных учреждений и лучших педагогов.
Потребность образовательных учреждений в мебели, компьютерной технике, спортивном инвентаре представлена в таблице 3.
Таблица 3
Необходимый объем финансирования дошкольных образовательных учреждений
Наименование |
Объем требующихся средств (тыс.руб.) |
Мебель для дошкольных образовательных учреждений (38 ОУ) |
7 200,0 |
Школьная мебель (приобретение комплектов школьной мебели согласно требованиям Управления Роспотребнадзора по г. Воркуте) (3 ОУ) |
2 800,0 |
Компьютерная техника и программное обеспечение для образовательных учреждений (38 ОУ) |
8 100,0 |
Спортивный инвентарь для общеобразовательных учреждений (3 ОУ) |
7 400,0 |
Интерактивные доски, мультимедийное оборудование (38 ОУ) |
8 300,0 |
Медицинское оборудование (38 ОУ) |
6 900,0 |
Основные результаты проведенного анализа целесообразно представить в виде системной оценки сложившейся ситуации и перспектив ее развития (таблица 4).
Таблица 4
Системная оценка состояния и развития ситуации в сфере дошкольного образования
Сложившаяся ситуация | |
Благоприятные факторы |
Неблагоприятные факторы |
- Сохранена сеть дошкольных образовательных учреждений. - Увеличение финансирования за счет рационального использования финансовых ресурсов, привлечение внебюджетных средств и постепенное обновление материально-технической базы. - Высокий профессиональный уровень сотрудников дошкольных образовательных учреждений. - Дошкольное образование имеет необходимый потенциал для обеспечения бесплатного, доступного, качественного образования воспитанников с учетом потребностей различных категорий граждан. |
- Высокая изношенность материально- технической базы дошкольных образовательных учреждений. - Недоочная обеспеченность учреждениями дошкольного образования детей в центральной части города и специализированными детскими садами. - Неукомплектованность поселковых детских садов, что ведет к высоким расходам по их обслуживанию. |
Возможное развитие ситуации | |
Благоприятные факторы |
Неблагоприятные факторы |
- Участие в программах разных уровней. - Получение грантов. - Увеличение рождаемости. - Увеличение спроса на дополнительные услуги. Доочное финансирование детских садов. |
- Отсутствие строительной индустрии. - Сложность привлечения кадров. - Отток постоянного населения. - Выделяемых средств не хватает на возникшие потребности. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.