Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Приказу Министерства Финансов
Республики Коми
от 29 февраля 2008 г. N 34
Методика
оперативного и годового мониторинга качества управления финансами и платежеспособности городских округов и муниципальных районов в Республике Коми
I. Общие положения
1. Описание методики
В основе методики лежит система индикаторов, отражающих отдельные факторы качества управления финансами или платежеспособности.
В качестве исходных данных для проведения мониторинга используются официальные статистические данные, финансовая отчетность муниципальных образований городских округов и муниципальных районов (далее - муниципальные образования), информация и нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.
В целях настоящей Методики для расчетов показателей качества управления финансами и платежеспособности муниципальных районов принимаются данные бюджетов муниципальных районов без учета данных по бюджетам входящих в них муниципальных образований городских и сельских поселений.
Если для определения значения какого-либо индикатора качества управления финансами и платежеспособности муниципального образования предоставленных муниципальным образованием исходных данных недостаточно, то по данному индикатору оцениваемое муниципальное образование получает наихудшую оценку.
2. Описание расчетов показателей качества управления финансами и платежеспособности муниципальных образований
Показатели (оценки) качества управления финансами и платежеспособности муниципального образования измеряются в баллах. Максимально возможная (наилучшая) величина качества управления финансами и платежеспособности муниципального образования составляет 23 балла.
Для каждого индикатора установлены одно или два критических значения. В случае если значение индикатора (V) находится за пределами критического значения максимального риска неплатежеспособности (наихудшего качества управления финансами), то значение оценки индикатора (M) равно 0. Соответственно, если значение индикатора находится за пределами критического значения минимального риска неплатежеспособности (оптимального качества управления финансами), то значение оценки равно 1.
Если значение индикатора лежит в интервале между двумя критическими значениями, то по данному индикатору присваивается оценка в пределах от 0 до 1. Оценка по индикатору рассчитывается по формуле:
,
где:
Mi - оценка по индикатору i;
Vi - фактическое значение индикатора i;
- критическое значение индикатора i, соответствующее высокому риску неплатежеспособности (низкому качеству управления финансами);
- критическое значение индикатора i, соответствующее низкому риску неплатежеспособности (высокому качеству управления финансами).
k - коэффициент, применяемый в случаях, когда оценка по индикатору зависит от дополнительных условий, соответствующих требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации, и не связанных непосредственно с показателями, задействованными в формуле (дополнительное ограничение на предельный размер дефицита, муниципального долга в зависимости от доли межбюджетных трансфертов в собственных доходах муниципального образования).
В случае если индикатор имеет только одно критическое значение, оценке по данному индикатору присваивается либо наивысшее значение, равное 1 (если фактическое значение индикатора находится в области минимального риска неплатежеспособности, максимального качества управления финансами), либо наихудшее значение, равное 0 (если фактическое значение индикатора находится в области максимального риска неплатежеспособности, наихудшего качества управления финансами).
Для индикаторов установлены различные веса относительной значимости. Различия в величинах весов обусловлены разной степенью влияния отражаемых индикаторами факторов на общий уровень качества управления и платежеспособности муниципальных образований.
Итоговый показатель (оценка) финансового положения (качества управления финансами) определяется суммой произведений показателей по всем индикаторам на соответствующие им веса относительной значимости индикаторов (W) по следующей формуле:
,
где:
P - комплексный показатель финансового положения (качества управления финансами) муниципального образования;
- оценка по индикатору i;
- удельный вес i-го индикатора.
II. Годовой мониторинг качества управления финансами и платежеспособности муниципальных образований
Индикаторы годового мониторинга качества управления финансами и платежеспособности муниципальных образований отражают ключевые факторы платежеспособности, определяющие текущее финансовое состояние и потенциальные финансовые возможности, устойчивость по отношению к воздействию негативных внешних факторов.
Индикаторы сгруппированы по направлениям, отражающим отдельные элементы качества управления финансами и платежеспособности муниципального образования. Перечень индикаторов и их веса в системе годового мониторинга качества управления финансами и платежеспособности муниципальных образований представлены в таблице 1.
Таблица 1
Перечень
индикаторов и их веса в системе годового мониторинга качества управления финансами и платежеспособности муниципальных образований
N |
Наименование индикатора |
Вес индикатора |
Финансовая гибкость | ||
P1 |
Доля первоочередных расходов в расходах местного бюджета |
1,500 |
P2 |
Зависимость местного бюджета от финансовой помощи за последние 3 года |
1,500 |
P3 |
Объем кредиторской задолженности учреждений, финансируемых из местных бюджетов, не превышает 5% расходов местного бюджета |
1,800 |
P4 |
Изменение кредиторской задолженности по оплате труда в течение года |
1,200 |
P5 |
Изменение кредиторской задолженности по начислениям на оплату труда |
1,000 |
P6 |
Изменение кредиторской задолженности бюджета по оплате коммунальных услуг |
1,000 |
Долговая нагрузка | ||
P7 |
Отношение муниципального долга без учета гарантий к доходам местного бюджета |
1,000 |
P8 |
Отношение краткосрочного (до 1 года) муниципального долга к доходам местного бюджета |
0,900 |
P9 |
Отношение объема выданных муниципальным образованием гарантий к доходам местного бюджета |
0,600 |
Р10 |
Отсутствие у муниципального образования просроченных долговых обязательств |
0,600 |
Выполнение требований федерального законодательства | ||
Р11 |
Соблюдение ограничения по размеру резервных фондов, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации |
1,000 |
Р12 |
Соблюдение предельных значений по размеру дефицита местного бюджета, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации |
1,000 |
P13 |
Соблюдение предельных значений по объему муниципальных заимствований |
1,000 |
P14 |
Соблюдение предельных значений по объему муниципального долга, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации |
1,000 |
P15 |
Соблюдение предельных значений по объему расходов на обслуживание муниципального долга, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации |
1,000 |
Р16 |
Соблюдение нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, должностных лиц, муниципальных служащих в муниципальных образованиях, установленных Правительством Республики Коми в соответствии с требованиями статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации |
1,000 |
Финансовая политика | ||
P17 |
Соотношение расходов на содержание органов местного самоуправления к доходам бюджета |
1,000 |
P18 |
Отношение дефицита местного бюджета к его доходам |
1,000 |
Р19 |
Соблюдение рекомендуемого уровня оплаты населением предоставляемых жилищно-коммунальных услуг |
0,900 |
Управление доходами и расходами | ||
P20 |
Количество бюджетных учреждений, финансируемых из местного бюджета |
1,000 |
Р21 |
Исполнение плана по расходам в разрезе отдельных разделов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации |
1,000 |
Р22 |
Исполнение плана по налоговым и неналоговым доходам местного бюджета |
1,000 |
III. Оперативный мониторинг качества управления финансами и платежеспособности муниципальных образований
Индикаторы оперативного мониторинга качества управления финансами и платежеспособности муниципальных образований отражают выполнение муниципальными образованиями основных требований бюджетного законодательства к показателям, утверждаемым нормативными актами представительных органов местного самоуправления.
Оперативный мониторинг качества управления и платежеспособности муниципальных образований осуществляется по плановым показателям, утвержденным правовыми актами представительных органов местного самоуправления о бюджете на соответствующий финансовый год, и по данным о фактическом исполнении местных бюджетов за отчетный период.
Перечень индикаторов и их веса в системе оперативного мониторинга качества управления и платежеспособности муниципальных образований представлены в таблице 2.
Таблица 2
Перечень
индикаторов и их веса в системе оперативного мониторинга качества управления финансами и платежеспособности муниципальных образований
N |
Наименование индикатора |
Вес индикатора |
P12 |
Соблюдение предельных значений по размеру дефицита местного бюджета, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации |
1,000 |
P13 |
Соблюдение предельных значений по объему муниципальных заимствований |
1,000 |
P14 |
Соблюдение предельных значений по объему муниципального долга, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации |
1,000 |
P15 |
Соблюдение предельных значений по объему расходов на обслуживание муниципального долга, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации |
1,000 |
Р16 |
Соблюдение нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, должностных лиц и муниципальных служащих в муниципальных образованиях, установленных Правительством Республики Коми в соответствии с требованиями статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации |
1,000 |
Критические значения индикаторов и формулы расчета их значений, используемые в системах годового и оперативного мониторинга качества управления финансами и платежеспособности муниципальных образований, приведены в таблице 3.
Таблица 3
Критические значения индикаторов и формулы расчета их значений, используемые в системе мониторинга качества управления финансами и платежеспособности муниципальных образований
N |
Наименование индикатора |
Формула расчета значения индикатора |
Минимальный риск неплатежеспособности (наилучший уровень управления бюджетом) |
Максимальный риск неплатежеспособности (минимальный уровень управления бюджетом) |
Пояснение |
P1 |
Доля первоочередных расходов в расходах местного бюджета |
А - расходы местного бюджета на оплату труда и начисления на оплату труда; B - расходы местного бюджета на обслуживание муниципального долга; C - расходы местного бюджета на исполнение публичных нормативных обязательств; D - всего расходов местного бюджета с учетом прироста (просроченной) кредиторской задолженности |
40% |
70% |
Значительная доля первоочередных расходов свидетельствует о недостаточной финансовой гибкости. В случае сокращения доходов местного бюджета муниципальное образование столкнется с дилеммой - снижать общий объем расходов на оплату труда, социальные выплаты или реструктурировать свои долговые обязательства. |
P2 |
Зависимость местного бюджета от финансовой помощи за последние 3 года |
V = max {(
A - межбюджетные трансферты из бюджетов других уровней (за исключением субвенций) и поступления по дополнительным нормативам от федеральных и региональных налогов, передаваемых из республиканского бюджета Республики Коми; B - всего доходов муниципального образования за исключением субвенций;
n - последний отчетный год |
10% |
70% |
Данный индикатор характеризует зависимость доходов муниципального образования от безвозмездных и безвозвратных перечислений из бюджетов других уровней. Чем выше значение данного индикатора, тем выше риск, связанный с возможным выпадением доходов в результате уменьшения финансовой помощи, что может негативно сказаться на сбалансированности местного бюджета и способности обслуживать долговые обязательства муниципального образования. Кроме того, превышение определенных пределов значений индикатора (10, 30, 70 процентов) согласно требованиям бюджетного законодательства означает наложение соответствующих ограничений на принятие расходных обязательств муниципальным образованием. |
P3 |
Объем кредиторской задолженности учреждений, финансируемых из местных бюджетов, не превышает 5% расходов местного бюджета |
A - кредиторская задолженность муниципальных учреждений на конец отчетного года; B - объем расходов местного бюджета |
0% |
5% |
Возникновение кредиторской задолженности свидетельствует о низком качестве управления финансами в муниципальных учреждениях или о неэффективном финансировании муниципальным образованием собственных муниципальных учреждений. Распределение финансовых ресурсов муниципального образования в ходе бюджетного процесса призвано обеспечить максимальную эффективность расходов местного бюджета для населения. Достигаемая в ходе бюджетного процесса эффективность распределения расходов искажается при росте просроченной кредиторской задолженности из-за несоответствия фактического объема расходов объему расходов, утвержденному правовым актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий финансовый год. |
P4 |
Изменение кредиторской задолженности по оплате труда в течение года |
V = max{
А - кредиторская задолженность по данным месячного отчета по оплате труда на последнюю отчетную дату; В - объем расходов на оплату труда; n - последний отчетный месяц |
0% |
5% |
Данный индикатор позволяет оценить уровень выполнения бюджетных обязательств муниципальных образований по оплате труда. |
P5 |
Изменение кредиторской задолженности по начислениям на оплату труда |
А - кредиторская задолженность по начислениям на оплату труда на конец года; В - объем расходов на начисления на оплату труда; n - последний отчетный бюджетный год |
0% |
5% |
Данный индикатор позволяет оценить уровень выполнения бюджетных обязательств муниципальных образований по начислениям на оплату труда. |
P6 |
Изменение кредиторской задолженности по оплате коммунальных услуг |
А - кредиторская задолженность по оплате коммунальных услуг на конец года; В - объем расходов на оплату коммунальных услуг; n - последний отчетный год |
0% |
5% |
Данный индикатор позволяет оценить уровень выполнения бюджетных обязательств муниципальных образований по оплате коммунальных услуг. |
P7 |
Отношение муниципального долга без учета гарантий к доходам местного бюджета |
A - долг муниципального образования за вычетом гарантий на конец года; B - всего доходов местного бюджета за исключением межбюджетных трансфертов из бюджетов других уровней и поступлений по дополнительным нормативам от федеральных и региональных налогов, передаваемых из республиканского бюджета Республики Коми |
25% |
50% |
Чем выше уровень долговой нагрузки, тем выше риск невыполнения долговых обязательств. |
P8 |
Отношение краткосрочного (до 1 года) муниципального долга к доходам местного бюджета |
A - объем краткосрочного (до 1 года) долга муниципального образования на конец года; B - всего доходов местного бюджета за исключением межбюджетных трансфертов из бюджетов других уровней и поступлений по дополнительным нормативам от федеральных и региональных налогов, передаваемых из республиканского бюджета Республики Коми |
10% |
20% |
Данный индикатор отражает структуру муниципального долга по его срочности. Большая доля краткосрочных обязательств свидетельствует о высокой зависимости муниципалитета от рефинансирования долга, что в совокупности со значительной долговой нагрузкой угрожает финансовой стабильности муниципального образования. В случае неспособности рефинансировать долг с помощью новых заимствований ситуация с ликвидностью долговых обязательств такого муниципалитета резко ухудшается в связи с необходимостью погашения всех краткосрочных обязательств за счет внутреннего финансирования в полном объеме. При одинаковых объемах муниципального долга и доходов местного бюджета риск становится значительно выше, если основной объем долга должен быть погашен в пределах ближайшего финансового года. |
P9 |
Отношение объема выданных муниципальным образованием гарантий к доходам местного бюджета |
A - объем гарантий муниципального образования на конец года; B - всего доходов местного бюджета за исключением межбюджетных трансфертов из бюджетов других уровней и поступлений по дополнительным нормативам от федеральных и региональных налогов, передаваемых из республиканского бюджета Республики Коми |
15% |
30% |
Муниципальные гарантии являются менее рискованным видом долговых обязательств в связи с тем, что выплаты по гарантиям могут не наступить, если заемщик, получивший гарантию, самостоятельно исполнит свои обязательства перед кредитором. Поэтому обязательства по муниципальным гарантиям оцениваются как отдельный фактор платежеспособности. Потенциальный объем выплат в случае неспособности получателя гарантии самостоятельно обслуживать свои обязательства тем выше, чем выше объем выданных гарантий по отношению к доходам местного бюджета. |
P10 |
Отсутствие у муниципального образования просроченных долговых обязательств |
A - просроченная задолженность муниципального образования на конец года; B - всего доходов местного бюджета за исключением межбюджетных трансфертов из бюджетов других уровней и поступлений по дополнительным нормативам от федеральных и региональных налогов, передаваемых из республиканского бюджета Республики Коми |
0% |
0,5% |
Данный индикатор отслеживает практику добросовестного (своевременно и в полном объеме) обслуживания и погашения долговых обязательств муниципального образования. |
Р11 |
Соблюдение ограничения по размеру резервных фондов, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации |
А - расходы местного бюджета за счет средств резервных фондов; В - расходы местного бюджета всего |
1,5% |
3% |
Данный индикатор отслеживает соблюдение требований Бюджетного кодекса и отображает эффективность планирования и прогнозируемость направлений расходов местных бюджетов. |
P12 |
Соблюдение предельных значений по размеру дефицита местного бюджета, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации |
A - дефицит местного бюджета; B - всего доходов местного бюджета без учета межбюджетных трансфертов и дополнительного норматива по налоговым отчислениям; С - объем сокращения остатков средств на счетах бюджета муниципального образования; D - объем средств от продажи акций и иного участия в капитале |
- |
10% Если доля трансфертов и дополнительного норматива больше 70% собственных доходов, то 5% |
Дефицит местного бюджета не может превышать 10% доходов без учета безвозмездных поступлений из бюджетов других уровней, поступлений по дополнительным нормативам налоговых отчислений. Если доля межбюджетных трансфертов и дополнительного норматива в собственных доходах составляет больше 70 процентов, то размер дефицита не может превышать 5%. В случае утверждения правовым актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий финансовый год размера поступлений от продажи акций, находящегося в собственности муниципального образования, снижения остатков средств на счетах бюджета, предельный размер дефицита местного бюджета может превышать установленное ограничение, но не более чем на величину поступлений от продажи акций, снижения остатков. |
Р13 |
Соблюдение предельных значений по объему муниципальных заимствований |
A - стоимость выпущенных муниципальных ценных бумаг; B - привлеченные муниципальным образованием кредиты; C - объем средств, направляемых на погашение муниципального долга; D - дефицит бюджета |
- |
100% |
Предельный объем муниципальных заимствований в текущем финансовом году не должен превышать сумму, направляемую в текущем финансовом году на финансирование дефицита местного бюджета и погашение долговых обязательств бюджета. |
P14 |
Соблюдение предельных значений по объему муниципального долга, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации |
A - объем долга муниципального образования; B - всего доходов муниципального образования без учета межбюджетных трансфертов из бюджетов других уровней и дополнительного норматива по налоговым отчислениям |
- |
100% Если доля трансфертов и дополнительного норматива больше 70% доходов без учета трансфертов и дополнительного норматива, то 50% |
Индикатор отслеживает выполнение муниципальным образованием требования к объему муниципального долга, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации объем муниципального долга не может превышать объем доходов местного бюджета без учета межбюджетных трансфертов и дополнительного норматива по налоговым отчислениям. Если доля межбюджетных трансфертов и дополнительного норматива в собственных доходах составляет больше 70 процентов, то объем долга не может превышать 50% объема доходов без учета межбюджетных трансфертов и дополнительного норматива по налоговым отчислениям. |
P15 |
Соблюдение предельных значений по объему расходов на обслуживание муниципального долга, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации |
A - расходы на обслуживание долга муниципального образования; B - всего расходов муниципального образования С - субвенции из бюджетов других уровней |
- |
15% |
Данный индикатор отслеживает выполнение требования Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым предельный объем расходов на обслуживание муниципального долга не должен превышать 15% объема расходов местного бюджета. |
P16 |
Соблюдение нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, должностных лиц, муниципальных служащих в муниципальных образованиях, установленного Правительством Республики Коми в соответствии с требованиями статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации |
A - расходы местного бюджета на оплату труда муниципальным служащим B - предельный норматив, установленный для данного муниципального образования |
0% |
- |
Статья 136 Бюджетного кодекса устанавливает ограничение по расходам на оплату труда муниципальных служащих для муниципальных образований, доля межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) в собственных доходах которых превышает 10 процентов. Данный индикатор отслеживает выполнение требования Бюджетного кодекса, в соответствии с которым расходы на оплату труда определяются в соответствии с предельными нормативами, устанавливаемыми ежегодно постановлениями Правительства Республики Коми. |
P17 |
Отношение расходов на содержание органов местного самоуправления и доходов муниципального образования |
Если В = Если В = ( Если ( В =
A - доля расходов на содержание органов местного самоуправления в отчетном году в налоговых и неналоговых доходах муниципалитета, дотации на выравнивание и субвенциях (для муниципальных районов субвенции принимаются с учетом передаваемых полномочий из района поселениям "-" и наоборот "+"); В - норматив расходов, применяемый для данного муниципалитета;
n - количество муниципальных образований, в которых соблюдается условие k - коэффициент, равный 0,9; K - поправочный коэффициент, равный 1,2 |
0% |
3% |
Индикатор отображает долю расходов на содержание органов местного самоуправления в доходах муниципалитета относительно средней доли по городам и районам Республики Коми, относимым к той или иной группе в соответствии с численностью населения. Расходы на управление должны быть увязаны с доходными возможностями бюджета, объемом исполняемых полномочий. При этом, чем меньше численность населения в муниципалитете, тем выше относительные затраты на управление. Муниципальные районы, передавшие отдельные полномочия бюджетам поселений, должны сокращать расходы на управление в районном бюджете, и наоборот, районы, принявшие исполнение отдельных поселенческих полномочий, могут осуществлять расходы в большем объеме. |
P18 |
Отношение дефицита местного бюджета к его доходам |
А - всего доходов муниципального образования без учета межбюджетных трансфертов из бюджетов других уровней и дополнительного норматива по налоговым отчислениям; B - всего расходов местного бюджета с учетом прироста кредиторской задолженности, за исключением расходов, осуществляемых за счет межбюджетных трансфертов из бюджетов других уровней и дополнительного норматива по налоговым отчислениям |
0% |
-5% |
Этот индекс отражает сбалансированность местного бюджета. Он характеризует возможность финансирования всех расходов муниципального образования за счет доходов без увеличения объема заимствований. |
P19 |
Соблюдение рекомендуемого уровня оплаты населением предоставляемых жилищно-коммунальных услуг |
A - установленный уровень оплаты населением предоставляемых жилищно-коммунальных услуг |
100% |
- |
Индикатор характеризует политику органов местного самоуправления в области сокращения неэффективных расходов муниципальных предприятий жилищно-коммунального хозяйства и перевод отрасли на самофинансирование при соблюдении мер социальной поддержки наименее обеспеченных слоев населения. |
P20 |
Количество бюджетных учреждений, финансируемых из местного бюджета |
A - количество учреждений, финансируемых из местного бюджета на конец отчетного периода; B - количество учреждений, финансируемых из местного бюджета на начало отчетного периода |
95% |
100% |
Индикатор характеризует динамику изменения численности муниципальных учреждений в муниципальном образовании. |
P21 |
Исполнение плана по расходам в разрезе отдельных разделов функциональной классификации расходов бюджетов Российской федерации |
V =
max - максимальное значение; A - расходы на образование; B - расходы на здравоохранение и спорт; C - расходы на жилищно-коммунальное хозяйство; D - расходы на культуру, кинематографию и средства массовой информации; Е - расходы на социальную политику; p - утверждено решением Совета МО о бюджете; f - фактически израсходовано |
0% |
-5% |
Данный индикатор отслеживает соблюдение заранее утвержденной укрупненной структуры расходов местного бюджета, отражающей приоритеты бюджетной политики. Подобный подход позволяет достигать эффективного распределения расходов местного бюджета. |
Р22 |
Исполнение плана по налоговым и неналоговым доходам местного бюджета |
A - налоговые и неналоговые доходы местного бюджета; p - утверждено первоначальным решением о бюджете; f - фактические поступления на конец отчетного года |
0% |
5% |
Данный индикатор отслеживает соответствие утверждённого в первоначальном решении о бюджете объёма поступлений налоговых и неналоговых доходов фактическим доходам, полученным за отчетный период. Налоговые и неналоговые доходы находятся в прямой зависимости от сложившейся в муниципалитете экономической и социальной ситуации. Точное соотнесение планируемых объемов доходов и реальных возможностей территории определяет адекватность принятия расходных обязательств, и позволяет поддерживать сбалансированность местного бюджета. |
<< Назад |
||
Содержание Приказ Минфина Республики Коми от 29 февраля 2008 г. N 34 "Об утверждении Методики оперативного и годового мониторинга... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.