Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3 изменено с 12 февраля 2018 г. - Постановление Администрации муниципального района "Усть-Цилемский" Республики Коми от 12 февраля 2018 г. N 02/118
Утверждены
постановлением администрации
муниципального района "Усть-Цилемский"
от 04 октября 2016 г. N 10/634
(приложение N 3)
Методические указания
по разработке муниципальных программ муниципального образования муниципального района "Усть-Цилемский"
13 января 2017 г., 12 февраля 2018 г.
I. Общие положения
1. Настоящие Методические указания по разработке муниципальных программ муниципального района "Усть-Цилемский" (далее - Методические указания) определяют требования по разработке проектов и подготовке годовых отчетов о ходе реализации и оценке эффективности муниципальных программ (далее - муниципальные программы).
2. Основные понятия, используемые в Методических указаниях:
подпрограмма муниципальной программы (далее - подпрограмма) - составная часть муниципальной программы, представляющая собой комплекс взаимоувязанных по целям, срокам и ресурсам мероприятий, выделенный исходя из масштаба и сложности задач, направленных на достижение целей и решение конкретных задач в рамках муниципальной программы;
сфера реализации муниципальной программы (подпрограммы) - сфера социально-экономического развития муниципального района "Усть-Цилемский", на решение проблем которой направлена соответствующая муниципальная программа (подпрограмма);
основные параметры муниципальной программы (подпрограммы) - цели, задачи, целевые индикаторы (показатели), ожидаемые результаты реализации муниципальной программы (подпрограммы), сроки их достижения, объем ресурсов, необходимый для достижения целей муниципальной программы (подпрограммы);
проблема социально-экономического развития муниципального района "Усть-Цилемский" - противоречие между желаемым и текущим (действительным) состоянием сферы реализации муниципальной программы;
цель муниципальной программы (подпрограммы) - планируемый конечный результат решения проблемы в соответствующей сфере социально-экономического развития муниципального района "Усть-Цилемский" посредством реализации муниципальной программы (подпрограммы), достижимый за период ее реализации;
задача муниципальной программы (подпрограммы) - результат выполнения совокупности взаимосвязанных мероприятий или осуществления функций, направленных на достижение цели (целей) реализации муниципальной программы (подпрограммы);
основное мероприятие муниципальной программы (подпрограммы) - комплекс взаимосвязанных мероприятий, обеспечивающий переход к новому этапу решения задачи и характеризуемый значимым вкладом в достижение целей муниципальной программы (подпрограммы);
мероприятие муниципальной программы (подпрограммы) - совокупность взаимосвязанных действий, направленных на решение соответствующей задачи;
целевой индикатор (показатель) эффективности реализации муниципальной программы (подпрограммы) - количественно выраженная характеристика достижения цели или решения задачи;
конечный результат реализации муниципальной программы (подпрограммы) - характеризуемое количественными и/или качественными показателями состояние (изменение состояния) сферы социально-экономического развития муниципального района "Усть-Цилемский", которое отражает выгоды от реализации муниципальной программы (подпрограммы);
непосредственный результат - характеристика объема и качества реализации мероприятия, направленного на достижение ожидаемого конечного результата реализации муниципальной программы (подпрограммы);
ответственный исполнитель муниципальной программы (далее - ответственный исполнитель) - структурное подразделение администрации муниципального района "Усть-Цилемский", обеспечивающее разработку и реализацию муниципальной программы, определенное ответственным в соответствии с перечнем муниципальных программ муниципального района "Усть-Цилемский" и обладающее полномочиями, установленными Порядком;
соисполнители муниципальной программы (далее - соисполнители) - структурные подразделения администрации муниципального района "Усть-Цилемский" и (или) муниципальные бюджетные и казенные учреждения муниципального района "Усть-Цилемский", участвующие в разработке и реализации муниципальной программы и определенные в качестве соисполнителей муниципальной программы в перечне муниципальных программ муниципального района "Усть-Цилемский";
исполнители мероприятий муниципальной программы (подпрограммы) (далее - исполнители мероприятий) - структурные подразделения администрации муниципального района "Усть-Цилемский" и (или) муниципальные бюджетные и казенные учреждения муниципального района "Усть-Цилемский", юридические и (или) физические лица, определенные администрацией муниципального района "Усть-Цилемский" в качестве исполнителей мероприятий муниципальной программы (подпрограммы);
участники муниципальной программы - ответственный исполнитель, соисполнитель, исполнитель основных мероприятий (мероприятий) муниципальной программы (подпрограммы);
контрольное событие муниципальной программы - промежуточный или окончательный результат выполнения основных мероприятий в течение года;
мониторинг реализации муниципальной программы - анализ хода исполнения муниципальной программы, достижения целевых индикаторов (показателей) эффективности реализации муниципальной программы, целей муниципальной программы.
3. Основанием для разработки муниципальных программ является Перечень, формируемый в соответствии с Порядком.
При этом состав соисполнителей муниципальной программы, отраженный в Перечне, может быть изменен в ходе разработки проекта муниципальной программы.
4. Ответственный исполнитель муниципальной программы обеспечивает координацию деятельности участников муниципальной программы.
5. Формирование муниципальных программ осуществляется исходя из принципов:
1) учета целей социально-экономического развития муниципального района "Усть-Цилемский" и целевых индикаторов (показателей) их достижения, определенных в стратегии социально-экономического развития муниципального района "Усть-Цилемский" (далее - стратегия);
2) наиболее полного охвата сфер социально-экономического развития муниципального района "Усть-Цилемский" и направлений расходования бюджетных средств бюджета муниципального района "Усть-Цилемский";
3) установления для муниципальных программ измеримых результатов ее реализации (конечных и непосредственных результатов);
4) определения структурного подразделения администрации муниципального района "Усть-Цилемский", ответственного за реализацию муниципальной программы (достижение конечных результатов), в качестве ответственного исполнителя муниципальной программы;
5) наличия у участников муниципальной программы полномочий и наличия ресурсов, необходимых и достаточных для достижения целей муниципальной программы;
6) проведения регулярного мониторинга, оценки эффективности реализации муниципальных программ, оценки их вклада в решение вопросов развития экономики с возможностью их корректировки или досрочного прекращения, а также установления ответственности должностных лиц в случае неэффективной реализации программ.
II. Разработка проекта муниципальной программы
1. Муниципальная программа должна быть сформирована исходя из принципа четкого соответствия планируемых к реализации программных мероприятий целям и задачам муниципальной программы, что позволит в дальнейшем провести оценку эффективности бюджетных расходов на реализацию программы.
2. Муниципальная программа включает подпрограммы, представляющие собой комплекс мероприятий, направленных на решение отдельных задач муниципальной программы, взаимоувязанных по целям, срокам и ресурсам и включающих основные мероприятия и мероприятия.
3. Муниципальная программа может включать подпрограмму, которая направлена на обеспечение реализации муниципальной программы. Цель обеспечивающей подпрограммы не должна отражаться в качестве задач муниципальной программы.
4. Проект муниципальной программы направляется ответственным исполнителем на согласование в соответствии с Порядком.
5. Титульный лист к муниципальной программе и обосновывающим материалам должен содержать следующую информацию:
наименование муниципальной программы;
наименование ответственного исполнителя;
дата составления проекта муниципальной программы;
должность, фамилия, имя, отчество, номер телефона и электронный адрес непосредственного исполнителя.
Титульный лист подписывается курирующим заместителем руководителя администрации муниципального района "Усть-Цилемский" ответственного исполнителя муниципальной программы.
Титульный лист представляется с проектом новой муниципальной программы.
Требования к структуре муниципальной программы
1. Муниципальная программа содержит:
а) паспорт муниципальной программы (приложение N 1 к настоящим Методическим указаниям);
б) паспорта подпрограмм муниципальной программы (приложение N 2 к настоящим Методическим указаниям);
в) текстовой раздел "Приоритеты, цели и задачи реализуемой муниципальной политики в соответствующей сфере социально-экономического развития";
г) приложение N 1 к муниципальной программе (приложение N 3 к настоящим Методическим указаниям):
таблица N 1 "Перечень и сведения о целевых индикаторах (показателях) муниципальной программы";
таблица N 2 "Перечень и характеристики основных мероприятий муниципальной программы";
таблица N 3 "Информация по финансовому обеспечению муниципальной программы за счет средств бюджета муниципального района "Усть-Цилемский" (с учетом средств межбюджетных трансфертов)";
таблица N 4 "Ресурсное обеспечение и прогнозная (справочная) оценка расходов бюджета муниципального района "Усть-Цилемский" на реализацию целей муниципальной программы (с учетом межбюджетных трансфертов".
Кроме информации, указанной в п. 1 настоящего раздела, муниципальная программа может содержать:
- порядок (порядки) предоставления субсидий из бюджета муниципального района "Усть-Цилемский".
2. При подготовке муниципальной программы разрабатываются и представляются в виде приложений к пояснительной записке к проекту нормативного правового акта об утверждении муниципальной программы (внесению изменений в неё) следующие дополнительные и обосновывающие материалы:
а) характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития муниципального района "Усть-Цилемский";
б) прогноз конечных результатов муниципальной программы;
в) обоснование набора подпрограмм;
г) сведения об основных мерах правового регулирования в соответствующей сфере, направленных на достижение цели и (или) конечных результатов муниципальной программы (таблица N 5);
д) обоснование финансовых ресурсов основных мероприятий рассматриваемой муниципальной программы и оказывающих влияние на достижение задач Стратегии социально-экономического развития муниципального образования муниципального района "Усть-Цилемский" до 2020 года;
е) прогноз сводных показателей муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (работ) муниципальными учреждениями по муниципальной программе на очередной финансовый год и плановый период (таблица N 6);
ж) информация об инвестиционных проектах (паспорта инвестиционных проектов), исполнение которых полностью или частично осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Коми.
Дополнительные и обосновывающие материалы не входят в состав материалов, утверждаемых нормативным правовым актом муниципального образования.
Требования по заполнению паспорта муниципальной программы, подпрограммы
1. Паспорт муниципальной программы разрабатывается по форме согласно приложению N 1 к настоящим Методическим указаниям.
2. Ответственный исполнитель муниципальной программы определяется на основании перечня муниципальных программ, утвержденного постановлением администрации муниципального района "Усть-Цилемский".
3. Соисполнители муниципальной программы определяются на стадии разработки муниципальной программы.
4. Цель (цели), задачи и целевые индикаторы (показатели), а также этапы и сроки реализации муниципальной программы указываются в соответствии с требованиями настоящих Методических указаний.
5. Объем финансирования муниципальной программы включает в себя бюджетные ассигнования бюджета муниципального района "Усть-Цилемский", средства республиканского бюджета Республики Коми и федерального бюджета, внебюджетные источники, направленные на реализацию муниципальной программы.
Указывается общий объем финансирования на реализацию муниципальной программы в целом, а также по годам реализации муниципальной программы в разрезе источников финансирования. Объем бюджетных ассигнований указывается в рублях.
6. Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы указываются в виде характеристики основных ожидаемых (планируемых) конечных результатов (изменений, отражающих эффект, вызванный реализацией муниципальной программы) в сфере реализации муниципальной программы, сроков их достижения.
7. Паспорт подпрограммы разрабатывается по форме согласно приложению N 2 к настоящим Методическим указаниям.
Требования к заполнению паспорта подпрограммы аналогичны требованиям, предъявляемым к заполнению паспорта муниципальной программы.
При внесении изменений в муниципальную программу в паспорте отражаются все подпрограммы, задачи, целевые индикаторы (показатели) с момента начала ее реализации. В случае их замены они указываются с конечным или начальным сроком их действия, если он не совпадает со сроком реализации муниципальной программы (например: "(исключена/исключен с 01.01.2016)", "(введена/введен с 01.01.2016)").
III. Требования к содержанию муниципальной программы.
1. Требования к разделу "Приоритеты, цели и задачи реализуемой муниципальной политики в соответствующей сфере социально-экономического развития".
Приоритеты реализуемой муниципальной политики определяются Стратегией социально-экономического развития муниципального района "Усть-Цилемский", утвержденной представительным органом местного самоуправления муниципального района "Усть-Цилемский".
Цель муниципальной программы должна соответствовать приоритетам муниципальной политики социально-экономического развития муниципального района "Усть-Цилемский", отражать конечные результаты реализации муниципальной программы и должна обладать следующими свойствами:
- специфичность (цель должна соответствовать сфере реализации муниципальной программы);
- конкретность (не допускаются размытые (нечеткие) формулировки, допускающие произвольное или неоднозначное толкование);
- измеримость (достижение цели можно проверить);
- достижимость (цель должна быть достижима за период реализации муниципальной программы);
- релевантность (соответствие формулировки цели ожидаемым конечным результатам реализации муниципальной программы).
Формулировка цели должна быть краткой и ясной и не должна содержать специальных терминов, указаний на иные цели, задачи или результаты, которые являются следствиями достижения самой цели, а также описания путей, средств и методов достижения цели.
Задача муниципальной программы определяет конечный результат реализации совокупности взаимосвязанных мероприятий или осуществления функций в рамках достижения цели (целей) реализации муниципальной программы.
Сформулированные задачи должны быть необходимы и достаточны для достижения соответствующей цели. Муниципальная программа (подпрограмма) должна содержать не менее двух задач. Задачи муниципальной программы должны являться целями подпрограмм.
Задачи подпрограмм не должны дублировать задачи муниципальной программы. Задачи подпрограмм должны включать в себя не менее двух основных мероприятий, основное мероприятие должно включать не менее двух мероприятий (за исключением обеспечивающей подпрограммы).
В случае формирования муниципальной программы без подпрограмм, такая программа должна содержать не менее трех задач, включая задачу, направленную на обеспечение реализации муниципальной программы.
В муниципальной программе должна обеспечиваться взаимосвязь основных параметров согласно Схеме взаимосвязи муниципальных стратегических документов (приложение N 4 к настоящим Методическим рекомендациям).
При постановке целей и задач муниципальных программ целесообразно учитывать цели и задачи государственных программ Республики Коми, в первую очередь, по тем муниципальным программам, по которым планируется привлечение субсидий из республиканского бюджета Республики Коми.
2. Перечень и сведения о целевых индикаторах (показателях) муниципальной программы, подпрограмм муниципальной программы с расшифровкой плановых значений по годам ее реализации приводятся в таблице N 1 приложения N 3 к настоящим Методическим указаниям.
Целевые индикаторы (показатели) муниципальной программы должны количественно характеризовать ход ее реализации, решение основных задач и достижение целей муниципальной программы, а также:
а) отражать специфику развития конкретной области, проблем и основных задач, на решение которых направлена реализация муниципальной программы;
б) иметь количественное значение;
в) непосредственно зависеть от решения основных задач и реализации муниципальной программы;
г) отвечать иным требованиям, определяемым в соответствии с методическими указаниями по разработке и реализации муниципальных программ муниципального района "Усть-Цилемский" (далее - методическими указаниями).
В перечень целевых индикаторов (показателей) муниципальной программы подлежат включению показатели, значения которых удовлетворяют одному из следующих условий:
а) определяются на основе данных государственного статистического наблюдения, иной отраслевой и ведомственной отчетности, предоставляемой в органы власти и управления Республики Коми;
б) рассчитываются по методикам, утвержденным актом ответственного исполнителя (соисполнителя) или включенным в состав муниципальной программы (при необходимости).
Количество целевых индикаторов (показателей) формируется исходя из принципов необходимости и достаточности для отражения достижения целей и решения задач муниципальной программы.
Целевые индикаторы (показатели) должны быть взаимосвязаны с целями и задачами муниципальной программы.
Систему целевых индикаторов (показателей) следует выстраивать таким образом, чтобы к каждой задаче муниципальной программы (подпрограммы) был сформирован как минимум один целевой индикатор (показатель), характеризующий ее решение. Система должна обеспечивать возможность проверки и подтверждения достижения цели и решения задач, поставленных в муниципальной программе.
Значения целевых индикаторов (показателей) муниципальной программы должны формироваться с учетом параметров прогноза социально-экономического развития муниципального района "Усть-Цилемский".
Используемые целевые индикаторы (показатели) должны соответствовать следующим требованиям:
адекватность (целевой индикатор (показатель) должен очевидным образом характеризовать прогресс в достижении цели или решении задачи и охватывать все существенные аспекты достижения цели или решения задачи муниципальной программы (подпрограммы));
точность (погрешности измерения не должны приводить к искаженному представлению о результатах реализации муниципальной программы (подпрограммы));
объективность (не допускается использование целевых индикаторов (показателей), улучшение отчетных значений, которых возможно при ухудшении реального положения дел; используемые целевые индикаторы (показатели) должны в наименьшей степени создавать стимулы для исполнителей муниципальной программы (подпрограммы) к искажению результатов реализации муниципальной программы (подпрограммы));
достоверность (способ сбора и обработки исходной информации должен допускать возможность проверки точности полученных данных в процессе независимого мониторинга и оценки муниципальной программы (подпрограммы));
однозначность (определение целевого индикатора (показателя) должно обеспечивать одинаковое понимание существа измеряемой характеристики, как специалистами, так и конечными потребителями услуг, включая индивидуальных потребителей, для чего следует избегать излишне сложных целевых индикаторов (показателей) и целевых индикаторов (показателей), не имеющих четкого, общепринятого определения и единиц измерения);
экономичность (получение отчетных данных должно проводиться с минимально возможными затратами; применяемые целевые индикаторы (показатели) должны в максимальной степени основываться на уже существующих процедурах сбора информации);
сопоставимость (выбор целевых индикаторов (показателей) следует осуществлять исходя из необходимости непрерывного накопления данных и обеспечения их сопоставимости за отдельные периоды и с показателями, используемыми для оценки прогресса в реализации сходных (смежных) подпрограмм);
своевременность и регулярность (отчетные данные должны поступать со строго определенной периодичностью и с незначительным временным лагом между моментом сбора информации и сроком ее использования).
В число используемых целевых индикаторов (показателей) должны включаться показатели, характеризующие конечные общественно значимые результаты, непосредственные результаты и уровень удовлетворенности потребителей оказываемыми (финансируемыми) исполнителями муниципальными услугами (работами), их объемом и качеством, включая целевые индикаторы (показатели), используемые для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.04.2008 N 607.
Целевые индикаторы (показатели) подпрограмм муниципальной программы должны быть увязаны с целевыми индикаторами (показателями), характеризующими достижение целей и решение задач муниципальной программы.
Предлагаемый целевой индикатор (показатель) должен являться количественной характеристикой наблюдаемого социально-экономического явления.
В качестве наименования целевого индикатора (показателя) используется лаконичное и понятное наименование, отражающее основную суть наблюдаемого явления, при этом оно не должно отражать действие.
Для целевого индикатора (показателя) указываются периодичность (годовая, квартальная, месячная и т.д.) и вид временной характеристики (за отчетный период, на начало отчетного периода, на конец периода, на конкретную дату и т.д.).
Единица измерения целевого индикатора (показателя) выбирается из общероссийского классификатора единиц измерения (ОКЕИ).
3. Перечень и характеристика основных мероприятий муниципальной программы с указанием сроков их реализации и ожидаемых непосредственных результатов, а также связь с целевыми индикаторами (показателями) муниципальной программы приводятся в таблице N 2 приложения N 3 к настоящим Методическим указаниям.
Набор основных мероприятий должен быть необходимым и достаточным для достижения целей и решения задач муниципальной программы и подпрограмм с учетом реализации предусмотренных в рамках подпрограммы мер правового регулирования.
При формировании набора основных мероприятий учитывается возможность выделения контрольных событий муниципальной программы (далее - контрольные события) в рамках их реализации, позволяющих оценить промежуточные или окончательные результаты выполнения основных мероприятий в течение года.
Масштаб основного мероприятия должен обеспечивать возможность контроля за ходом выполнения муниципальной программы, но не усложнять систему контроля и отчетности. Наименования основных мероприятий не могут дублировать наименования целей и задач подпрограммы.
В рамках одного основного мероприятия могут объединяться различные по характеру мероприятия (в том числе мероприятия по осуществлению инвестиций, закупке товаров, работ, услуг, оказанию муниципальных услуг (выполнению работ), разработке мер нормативно-правового регулирования, научному обеспечению мероприятий, способствующие улучшению условий ведения бизнеса в сфере реализации муниципальной программы, и другие).
Основные мероприятия необходимо формировать с учетом возможности отражения их наименований в целевых статьях расходов бюджета муниципального района "Усть-Цилемский".
Основное мероприятие должно быть направлено на решение конкретной задачи подпрограммы.
Каждое из основных мероприятий должно быть указано применительно только к одной задаче подпрограммы, на достижение которой оно влияет наиболее существенным образом (за исключением основных мероприятий, направленных на нормативно-правовое и научно-методическое (аналитическое) обеспечение реализации подпрограммы).
В рамках ожидаемого непосредственного результата выполнения основного мероприятия не допускается отражение целевого индикатора (показателя) муниципальной программы (подпрограммы), поскольку целевые индикаторы (показатели) должны отражать результат достижения цели, выполнения задач.
Взаимосвязь мероприятий и результатов их выполнения с целевыми индикаторами (показателями) муниципальной программы приводятся в графе 8 "Связь с целевыми индикаторами (показателями) муниципальной программы (подпрограммы)" таблицы N 2 приложения N 3 к настоящим Методическим указаниям и должны соответствовать перечню целевых индикаторов (показателей), отраженных в таблице N 1 приложения N 3 к настоящим Методическим указаниям.
В данной графе должны найти отражение все целевые индикаторы (показатели) муниципальной программы и подпрограмм. По каждому основному мероприятию должен быть указан целевой индикатор (показатель), отражающий достижение соответствующей задачи подпрограммы, в рамках которой оно реализуется.
При внесении изменений в муниципальную программу в таблице N 2 приложения N 3 к настоящим Методическим указаниям отражаются все основные мероприятия с момента начала ее реализации. В случае их замены/исключения необходимо указать конечный срок реализации. В случае дополнения муниципальной программы новыми основными мероприятиями они указываются в новой строке со сроком фактического включения их в муниципальную программу.
4. Информация по финансовому обеспечению муниципальной программы за счет средств бюджета муниципального района "Усть-Цилемский" (с учетом средств межбюджетных трансфертов) представляется в таблице N 3 приложения N 3 к настоящим Методическим указаниям, и должна содержать:
1) общий объем финансирования нарастающим итогом с начала реализации муниципальной программы, в том числе по годам;
2) с расшифровкой по ответственным исполнителям и соисполнителям муниципальной программы;
3) по муниципальной программе в целом, с распределением по подпрограммам муниципальной программы, основным мероприятиям подпрограмм.
Планирование бюджетных ассигнований на реализацию муниципальных программ осуществляется с учетом положений нормативных правовых актов, регулирующих порядок составления проекта бюджета муниципального района "Усть-Цилемский". При очередном формировании проекта муниципального бюджета на соответствующий период информация о планируемых расходах заполняется путем добавления граф на последующие годы (N + 3 год, N + 4 год и т.д. до года окончания реализации муниципальной программы включительно).
При уточнении объема финансового обеспечения на реализацию муниципальной программы при необходимости подлежат уточнению и иные основные параметры муниципальной программы, в том числе целевые индикаторы (показатели) муниципальной программы и входящих в ее состав подпрограмм, ожидаемые результаты.
5. Информация о ресурсном обеспечении и прогнозная (справочная) оценка расходов бюджета муниципального района "Усть-Цилемский" на реализацию целей муниципальной программы (с учетом межбюджетных трансфертов) представляется в таблице N 4 приложения N 3 к настоящим Методическим указаниям.
В разделе указывается оценка расходов (нарастающим итогом с начала реализации муниципальной программы) начиная с отчетного года (года предшествующего текущему году), по муниципальной программе, подпрограммам муниципальной программы, основным мероприятиям подпрограмм в разрезе источников финансирования. Объем бюджетных ассигнований на реализацию муниципальной программы указывается в пределах срока действия решения о бюджете муниципального района "Усть-Цилемский".
Если в реализации муниципальной программы участвуют организации (в том числе муниципальные учреждения), а также предполагается использование средств федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Коми, то в муниципальной программе должна содержаться прогнозная (справочная) оценка расходов федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Коми, бюджета муниципального района "Усть-Цилемский", оценка расходов за счет муниципальных учреждений от приносящей доход деятельности и юридических лиц, участвующих в реализации муниципальной программы, и других источников, выделенных на реализацию целей муниципальной программы.
IV. Требования к содержанию дополнительных и обосновывающих материалов, представляемых с муниципальной программой
1. При описании характеристики текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития муниципального района "Усть-Цилемский" приводится анализ действительного состояния соответствующей сферы, включая выявление основных проблем, прогноз развития сферы реализации муниципальной программы, а также анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации муниципальной программы.
Анализ текущего (действительного) состояния сферы реализации муниципальной программы должен включать характеристику итогов реализации муниципальной политики в этой сфере, выявление потенциала развития анализируемой сферы и существующих ограничений в сфере реализации муниципальной программы. Характеристика текущего состояния сферы реализации муниципальной программы должна содержать основные показатели уровня развития соответствующей сферы социально-экономического развития.
Данная информация представляется на момент разработки и формирования новой муниципальной программы.
2. При описании прогноза конечных результатов реализации муниципальной программы необходимо дать развернутую характеристику планируемых изменений (конечных результатов) в сфере реализации муниципальной программы. Такая характеристика должна включать обоснование:
изменения состояния сферы реализации муниципальной программы, а также в сопряженных сферах при реализации муниципальной программы;
выгоды от реализации муниципальной программы.
Данная информация представляется на момент разработки и формирования новой муниципальной программы.
3. При обосновании набора подпрограмм при необходимости следует использовать обоснование вклада подпрограммы в достижение целей муниципальной программы.
При формировании набора подпрограмм следует учитывать следующие критерии:
- целевая направленность - подпрограмма должна быть направлена на достижение цели муниципальной программы и, как правило, способствовать решению одной задачи муниципальной программы и обеспечивать достижение, как минимум, одного ожидаемого результата реализации муниципальной программы. На решение одной задачи муниципальной программы не может быть направлено более одной подпрограммы. Не допускается пересечение сфер реализации подпрограмм;
- масштаб - при формировании системы подпрограмм рекомендуется обеспечивать сопоставимость подпрограмм по объему финансового обеспечения и влиянию на достижение цели (целей) реализации муниципальной программы;
- управляемость - состав подпрограмм формируется с учетом возможности оперативного управления их реализацией соисполнителями муниципальных программ.
Информация по обоснованию набора подпрограмм представляется на момент разработки и формирования новой муниципальной программы, а также в случае дополнения утвержденной муниципальной программы новыми подпрограммами, или в случае исключения (объединения) подпрограмм муниципальной программы.
4. Описание мер правового регулирования в сфере реализации муниципальной программы приводится в таблице N 5 приложения N 3 к настоящим Методическим указаниям.
Для мер правового регулирования в сфере реализации муниципальной программы приводятся основные положения регулирования и ожидаемые сроки (год) принятия необходимых нормативных правовых актов.
Проводится анализ необходимости и достаточности изменений правового регулирования в сфере реализации муниципальной программы, в том числе для привлечения частных инвестиций в сферу ее реализации, для достижения ее целей и решения ее задач.
Информация о мерах правового регулирования представляется ежегодно при внесении изменений в муниципальную программу, в целях приведения ее параметров с решением о бюджете муниципального района "Усть-Цилемский" на очередной финансовый год и плановый период.
5. Обоснование необходимых финансовых ресурсов на реализацию муниципальной программы должно содержать:
- оценку влияния проекта нормативного правового акта на показатели муниципальной программы, в том числе, общего ожидаемого изменения показателей муниципальной программы за весь период ее действия, ожидаемые в результате принятия проекта нормативного правового акта;
- оценка влияния проекта нормативного правового акта на доходы бюджета муниципального района "Усть-Цилемский";
- оценка влияния проекта нормативного правового акта на расходы в рамках муниципальной программы;
- оценка влияния проекта нормативного правового акта на доходы и расходы юридических и физических лиц;
- финансовое обеспечение (источники финансовых ресурсов) мероприятий, предусмотренных проектом нормативного правового акта, необходимое для их реализации в текущем, в очередном финансовом году и плановом периоде (а также общей суммой на долгосрочный период, выходящий за пределы планового периода).
При представлении проектов нормативных правовых актов о внесении изменений в муниципальные программы в связи с доведением финансовым управлением предельных объемов бюджетных ассигнований в рамках формирования проекта бюджета муниципального района "Усть-Цилемский" на очередной финансовый год и плановый период представление обоснования не требуется.
6. Прогноз сводных показателей муниципальных заданий на оказание (выполнение) муниципальных услуг (работ) муниципальными учреждениями муниципального района "Усть-Цилемский" по муниципальной программе (далее прогноз сводных показателей) отражается в таблице N 6 приложения N 3 к настоящим Методическим указаниям.
Прогноз сводных показателей представляется ежегодно при внесении изменений в муниципальную программу в целях приведения ее параметров с решением о бюджете муниципального района "Усть-Цилемский" на очередной финансовый год и плановый период.
V. Комплексный план действий по реализации муниципальной программы
1. Комплексный план действий по реализации муниципальной программы (далее комплексный план) (приложение N 5 к настоящим Методическим указаниям) разрабатывается ежегодно ответственным исполнителем на очередной финансовый год и содержит перечень мероприятий муниципальной программы, включая мероприятия подпрограмм с указанием сроков и ожидаемых результатов их выполнения, бюджетных ассигнований в разрезе источников финансирования, а также перечень наиболее важных, социально значимых контрольных событий муниципальной программы с указанием их сроков. Проект комплексного плана согласовывается и утверждается в соответствии с п. 3 раздела IV Порядка.
При планировании необходимо учитывать взаимозависимость и последовательность мероприятий и контрольных событий.
2. В комплексный план подлежат включению все основные мероприятия подпрограмм, запланированные на очередной финансовый год. Объем расходов на реализацию мероприятий должен соответствовать объемам расходов на реализацию соответствующих основных мероприятий согласно таблице N 3 приложения N 3 к настоящим Методическим указаниям (для таблицы N 4 - в части объемов расходов, не нашедших отражение в таблице N 3).
3. Комплексный план содержит полный перечень мероприятий, необходимых и достаточных для достижения целей и целевых индикаторов (показателей), а также контрольных событий.
Контрольные события позволяют оценить промежуточные или окончательные результаты выполнения основных мероприятий (мероприятий) в течение года с указанием их сроков и ответственных исполнителей, позволяющих определить наступление контрольного события.
4. Основными характеристиками контрольных событий являются:
общественная, в том числе социально-экономическая, значимость (важность) для достижения результата основного мероприятия и решения соответствующих задач подпрограммы;
нулевая длительность (определенная дата наступления);
возможность однозначной оценки достижения (0% или 100%);
по возможности документальное подтверждение результата;
индивидуальность названия контрольного события.
В качестве формулировок таких контрольных событий рекомендуется использовать следующие:
нормативный правовой акт утвержден;
объект капитального строительства (реконструкции) введен в эксплуатацию;
система разработана и введена в эксплуатацию и т.д.
Контрольные события обязательно выделяются по всем основным мероприятиям, а также возможно их выделение по мероприятиям. При этом необходимо обеспечивать равномерное распределение контрольных событий в течение года.
Каждое контрольное событие должно иметь свой порядковый номер (сквозная нумерация по всему комплексному плану).
Внесение изменений в комплексный план осуществляется в соответствии с п. 4 раздела IV Порядка.
VI. Подготовка годовых отчетов о ходе реализации и оценке эффективности реализации муниципальных программ и докладов о ходе реализации муниципальных программ
1. Годовой отчет о ходе реализации муниципальной программы (далее - годовой отчет) формируется ответственным исполнителем с учетом информации, полученной от соисполнителей и исполнителей, и направляется до 01 марта года, следующего за отчетным, курирующему заместителю руководителя администрации муниципального района "Усть-Цилемский" (далее - куратор), в отдел экономического развития и финансовое управление.
2. Титульный лист к годовому отчету должен содержать следующую информацию:
- наименование муниципальной программы;
- наименование ответственного исполнителя;
- отчетная дата (для годового отчета - отчетный год);
- дата составления годового отчета;
- должность, фамилия, имя, отчество, номер телефона и электронный адрес непосредственного исполнителя.
Титульный лист подписывается руководителем структурного подразделения администрации муниципального района "Усть-Цилемский", определенного в качестве ответственного исполнителя, а также куратором.
3. В текстовой части годового отчета при описании конкретных результатов реализации муниципальной программы, достигнутых за отчетный год, следует привести:
- краткую и емкую информацию об основных результатах реализации муниципальной программы, достигнутых в отчетном году (представляется по каждому ожидаемому результату, отраженному в паспортах муниципальной программы и ее подпрограмм), в объеме не более 1-2 листов в целях включения ее в Сводный годовой доклад о ходе реализации и оценке эффективности муниципальных программ;
- обобщенную информацию по достигнутым плановым значениям целевых индикаторов (показателей) муниципальной программы за отчетный год с обоснованием отклонений по целевым индикаторам (показателям), плановые значения по которым не достигнуты;
- предложения по дальнейшей реализации муниципальной программы и их обоснование (в случае отклонений от плановой динамики реализации муниципальной программы или ожидаемого воздействия факторов риска, способных оказать негативное влияние на основные параметры муниципальной программы).
4. Информация о реализации муниципальной программы формируется в соответствии с таблицами приложения N 6 к настоящим Методическим указаниям:
- сведения о достижении значений целевых индикаторов (показателей) муниципальной программы, подпрограмм муниципальной программы (таблица N 1) с обоснованием отклонений по целевым индикаторам (показателям), плановые значения по которым не достигнуты;
- сведения о степени выполнения основных мероприятий, входящих в состав подпрограмм муниципальной программы выполненных и невыполненных (с указанием причин) в установленные сроки (таблица N 2);
- отчет об использовании средств бюджета муниципального района "Усть-Цилемский" на реализацию муниципальной программы (с учетом средств межбюджетных трансфертов) (таблица N 3);
- информация о ресурсном обеспечении на реализацию целей муниципальной программы (с учетом межбюджетных трансфертов) (приложение N 4);
- сведения о внесенных в муниципальную программу изменениях (таблица N 5);
- отчет о выполнении сводных показателей муниципальных заданий (таблица N 5).
К годовому отчету прикладывается Анкета для оценки эффективности муниципальной программы (таблица N 1 приложения к Порядку разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ муниципального образования муниципального района "Усть-Цилемский"), которая заполняется в соответствии с пунктом 8 раздела IV Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ муниципального образования муниципального района "Усть-Цилемский".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.