Решение Верховного суда Республики Коми
от 22 августа 2007 г. N 3-28-2007
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 7 ноября 2007 г. N 3-Г07-18 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Белова Н.Е.,
при секретаре Старцевой Е.В.,
с участием прокурора Тучнолобовой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 22 августа 2007 года дело по заявлению и.о. прокурора Республики Коми о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими абзацев 2, 3, 4 и 5 пункта 1 постановления Правительства Республики Коми от 25 июня 2007 года N 127 "Об установлении норм предельной заполняемости территорий (помещений) в местах проведения публичных мероприятий в Республике Коми", установил:
И.о. прокурора Республики Коми обратился в Верховный Суд Республики Коми с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими абзацев 2, 3, 4 и 5 пункта 1 постановления Правительства Республики Коми от 25 июня 2007 года N 127 "Об установлении норм предельной заполняемости территорий (помещений) в местах проведения публичных мероприятий в Республике Коми".
В обоснование заявления указал, что в нарушение требований Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" оспариваемые нормы Правительства Республики Коми предусматривают установление норм предельной заполняемости территорий (помещений) в местах проведения публичных мероприятий и при этом не учитывают предусмотренный законом альтернативный порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или в орган местного самоуправления, в зависимости от места проведения публичного мероприятия: на территориях, непосредственно прилегающих к зданиям, занимаемым органами государственной власти, и территории двух и более муниципальных районов, городских округов, в зданиях (помещениях), являющихся государственной собственностью, либо исключительно на территории одного муниципального образования или в зданиях (помещениях), являющихся муниципальной собственностью, и что в соответствии с законом самим органам муниципальных образований предоставлено право устанавливать указанные нормы проведения публичного мероприятия на территории (помещении) муниципального образования.
В судебном заседании прокурор Тучнолобова В.А. настаивала на удовлетворении заявления и дала соответствующие ему пояснения.
Представитель Правительства Республики Коми Козлова М.А. заявление не признала и считала, что постановление Правительства РК "Об установлении норм предельной заполняемости территорий (помещений) в местах проведения публичных мероприятий в Республике Коми" принято в пределах предоставленных Республике Коми полномочий и полностью согласуется с действующим федеральным законодательством.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, и исследовав имеющиеся материалы, суд находит, что заявление и.о. прокурора Республики Коми подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст.ст.15, 76 Конституции Российской Федерации, ст.1, 3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с п."б" ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В ч.2 ст.76 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно части 5 ст.76 Конституции Российской Федерации законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В соответствии с принятым в развитие положений ст.31 Конституции Российской Федерации и общепризнанных правил и норм международного права Федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ законодательство Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях состоит из настоящего Федерального закона и иных законодательных актов Российской Федерации, относящихся к обеспечению указанного права (ст.1).
Федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" предусмотрено, что норма предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в зависимости от места проведения такого публичного мероприятия (п/п.7 ч.4 ст.5, п/п.4 ч.1 ст.12 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях").
Пунктом 1 постановления Правительства Республики Коми от 25.06.2007 г. N 127 "Об установлении норм предельной заполняемости территорий (помещений) в местах проведения публичных мероприятий в Республике Коми", опубликованным 11.07.2007 г. в газете "Республика" N 126, установлены нормы предельной заполняемости территорий (помещений) в местах проведения публичных мероприятий в Республике Коми: для зальных помещений общественных зданий, а также для трибун зрителей спортивных стадионов равной проектной вместимости по количеству посадочных мест (абзац 2); для центральных площадей городских и сельских населенных пунктов - 0,5 чел./кв.м (абзац 3); для площадей у спортивно-зрелищных зданий, театров, кинотеатров, домов культуры, клубов и для других площадей - 1 чел./кв.м (абзац 4); для тротуаров и площадок у административных зданий - 1,5 чел./кв.м (абзац 5).
Суд приходит к выводу, что указанные нормы постановления Правительства Республики Коми следует признать недействующими, так как они противоречат федеральному законодательству.
Из конституционного принципа равенства (ч.1 ст.19 Конституции Российской Федерации) вытекает требование определенности, ясности и недвусмысленности законодательного регулирования, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования правовой нормы всеми правоприменителями. Неопределенность содержания законодательного регулирования, напротив, допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и ведет к произволу, а значит к нарушению принципов равенства и верховенства закона. Данная позиция имеет общее значение для всех сфер законодательного регулирования (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17.06.2004 г. N 12-П).
Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия на территории Республики Коми регламентирован Законом Республики Коми от 05.03.2007 г. N 22-РЗ "О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия на территории Республики Коми" (с учетом решения Верховного Суда Республики Коми от 20.06.2007 г., вступившим в законную силу 09.07.2007 г.).
Так, из анализа ст.1 Закона Республики Коми "О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия на территории Республики Коми" следует, что уведомление о проведении публичного мероприятия подается организатором либо в орган исполнительной власти Республики Коми, либо в орган местного самоуправления. При этом в орган исполнительной власти уведомление подается лишь в случае проведения публичного мероприятия на территориях, непосредственно прилегающих к зданиям, занимаемым органами государственной власти, и территории двух и более муниципальных районов, городских округов.
Во всех остальных случаях уведомление подается только в орган местного самоуправления.
Анализ оспариваемых норм постановления Правительства Республики Коми применительно к нормам федерального законодательства и Закона Республики Коми от 5 марта 2007 года N 22-РЗ позволяет сделать вывод, что в них содержится правовая неопределенность, которая может привести к неоднозначности толкования указанных норм различными правоприменителями, поскольку в указанных нормах не содержится разграничения, что данные нормы применяются только при проведении публичных мероприятий на территориях, непосредственно прилегающих к зданиям, занимаемым органами государственной власти, и территории двух и более муниципальных районов, городских округов и не относятся к случаям проведения публичных мероприятий на территории одного муниципального образования, а также не разграничено, для каких помещений (общественных зданий, спортивных стадионов, театров, кинотеатров, домов культуры, клубов, административных зданий и др.), являющихся государственной собственностью или муниципальной собственностью муниципальных образований, расположенных на территории Республики Коми, установлена такая предельная заполняемость территорий.
Доводы представителя Правительства Республики Коми о том, что Правительство Республики Коми своим постановлением вправе в целях реализации Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" устанавливать общие правила (нормы предельной заполняемости) проведения публичных мероприятий независимо от места проведения публичного мероприятия следует признать несостоятельными, так как анализ ст.ст.2, 5, 7 и 12 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" свидетельствует о том, что федеральным законодателем установлен альтернативный порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления и органы местного самоуправления вправе самостоятельно устанавливать нормы предельной заполняемости при проведении публичного мероприятия исключительно на их территории либо в зданиях, помещениях, принадлежащих им на праве муниципальной собственности.
По смыслу делегированных Республике Коми Федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" полномочий количество участников публичного мероприятия определяется в зависимости от места проведения публичного мероприятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления, т.к. подача уведомления в орган исполнительной власти субъекта Федерации либо в орган муниципального образования обусловлена специальным режимом или границами территории проведения данного мероприятия.
В частности, такими территориями в соответствии с законодательством являются территории, непосредственно прилегающие к зданиям, занимаемым органами государственной власти, территории, расположенные в границах нескольких муниципальных образований, и т.п.
В соответствии с требованиями Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" подача уведомления о проведении публичного мероприятия предусматривает только альтернативный порядок подачи уведомления (в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления).
При этом в силу норм настоящего Федерального закона подача организатором публичного мероприятия уведомления о проведении мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и с соблюдением установленных законом принципов и правил исключает возможность подачи такого же уведомления в органы местного самоуправления.
С учетом изложенного требования и.о. прокурора Республики Коми подлежат удовлетворению.
С целью обеспечения стабильности правоотношений, основанных на применении приведенных норм постановления Правительства Республики Коми, суд находит, что эти нормы подлежат признанию недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с положениями ст.253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст.35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" сообщение о принятом судом решении после вступления решения в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном средстве массовой информации органов государственной власти Республики Коми - газете "Республика".
Руководствуясь ст.194-199, 253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление и.о. прокурора Республики Коми удовлетворить и признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения в законную силу абзацы 2, 3, 4 и 5 пункта 1 постановления Правительства Республики Коми от 25 июня 2007 года N 127 "Об установлении норм предельной заполняемости территорий (помещений) в местах проведения публичных мероприятий в Республике Коми".
Сообщение о принятом судом решении о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения в законную силу абзацев 2, 3, 4 и 5 пункта 1 постановления Правительства Республики Коми от 25 июня 2007 года N 127 "Об установлении норм предельной заполняемости территорий (помещений) в местах проведения публичных мероприятий в Республике Коми", после вступления настоящего решения в законную силу подлежит опубликованию в газете "Республика".
На решение в течение 10 дней могут быть поданы кассационные жалобы и принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Коми. Мотивированное решение изготовлено 27.08.2007 г.
Председательствующий |
Н.Е.Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Коми от 22 августа 2007 г. N 3-28-2007
Текст решения опубликован в газете "Республика" от 18 декабря 2007 г. N 233 (3667)