Конституционный Суд Республики Коми в составе председательствующего Ю.В.Гаврюсова, судей Л.В.Батмановой, Т.А.Кырнышевой, П.Ф.Пунегова, С.Г.Толстова
с участием гражданки Н.И.Зориной и ее представителя В.А.Кузнецовой, представителей Государственного Совета Республики Коми: Л.М.Зайцева - заместителя Председателя Комитета Государственного Совета Республики Коми по законодательству и местному самоуправлению, А.В.Турковой - заведующей отделом социального законодательства Аппарата Государственного Совета Республики Коми; представителя Главы Республики Коми Е.Е.Леванчуковой - консультанта отдела государственной службы Управления государственной службы и кадров Администрации Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми; представителя Прокуратуры Республики Коми Л.Н.Степановой - заместителя начальника отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства; специалиста Н.Т.Арапова - кандидата юридических наук,
руководствуясь частью третьей статьи 96 Конституции Республики Коми, пунктом 2 части первой статьи 3, статьями 90, 91, 92 и 93 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности подпункта 3 пункта 3 статьи 1 Закона Республики Коми от 8 октября 2004 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Коми "О государственной службе в Республике Коми".
Заслушав судью-докладчика П.Ф.Пунегова, рассмотрев иные материалы, Конституционный Суд Республики Коми установил:
1. Гражданка Н.И.Зорина обратилась в Конституционный Суд Республики Коми с жалобой на неконституционность подпункта 3 пункта 3 статьи 1 Закона Республики Коми от 8 октября 2004 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Коми "О государственной службе в Республике Коми".
В жалобе она просит признать неконституционной новую редакцию нормы (части десятой статьи 19 Закона Республики Коми "О государственной службе в Республике Коми"), предусматривающей единовременную денежную компенсацию членам семьи умершего государственного служащего, поскольку считает, что изменение этой нормой предшествующего законоположения лишает ее права на получение доплат к пенсии, предусмотренных им. Первоначальная редакция этой нормы, предусматривающая компенсацию в виде ежемесячной доплаты членам семьи умершего госслужащего, не применялась для реализации ее права по причине бездействия Главы Республики Коми по разработке механизма ее применения. Тем самым, по мнению Н.И.Зориной, по отношению к ней в данном случае нарушены нормы Конституции Республики Коми, гарантирующие равенство всех перед законом и судом (статья 17, части 1 и 2), препятствующие отмене или умалению прав человека (статья 18, части 2 и 3), а также гарантирующие социальное обеспечение (статья 40, части 1 и 2).
2. Законом Республики Коми от 25 марта 1996 года "О государственной службе в Республике Коми" в его первоначальной редакции предусматривались ежемесячные доплаты к пенсии по случаю потери кормильца членам семьи умершего государственного служащего (статья 19, часть 10). Разработка механизма реализации названного законоположения поручалась Главе Республики Коми, однако до последнего времени такой механизм разработан не был, поэтому первоначальная редакция части десятой статьи 19 Закона не применялась, в том числе и к заявительнице Н.И.Зориной. Оспариваемым ею Законом Республики Коми от 8 октября 2004 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Коми "О государственной службе в Республике Коми" (подпункт 3 пункта 3 статьи 1) создана новая редакция указанной нормы, в силу которой право членов семьи умершего госслужащего на доплату к пенсии по случаю потери кормильца реализуется в виде единовременной денежной компенсации в размере 5 месячных фондов оплаты труда умершего государственного служащего, исчисленных на день его смерти.
Н.И.Зорина, настаивая на получении ежемесячной доплаты к пенсии на основании первоначальной редакции указанного Закона (рассмотрение этого требования приостановлено Вуктыльским районным судом Республики Коми в связи с ее обращением в Конституционный Суд Республики Коми), в своей жалобе просила признать новую редакцию спорной нормы неконституционной не по содержанию, а лишь в той мере, в какой она, отменив прежнюю норму, оставила без должного урегулирования вопрос о выплате компенсации ей, как имеющей такое право на основании этой нормы.
Таким образом, спор по содержанию и по форме нормы, содержащейся в подпункте 3 пункта 3 статьи 1 Закона Республики Коми от 8 октября 2004 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Коми "О государственной службе в Республике Коми", отсутствует.
При таких обстоятельствах предметом рассмотрения по данному делу в соответствии со статьей 68 (часть 3) Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" является лишь системная связь между первоначальной и последующей редакцией части десятой статьи 19 Закона Республики Коми от 25 марта 1996 года "О государственной службе в Республике Коми" в разрешении вопроса о том, препятствует ли оспариваемая норма о единовременной выплате компенсации по случаю смерти государственного служащего назначению ежемесячных доплат лицам, имеющим на это право на основании первоначальной редакции этой нормы, не получившей механизма реализации.
Кроме того, названная норма не подлежит проверке по ее материальному содержанию еще и потому, что конституционность нормативного положения, предусматривающего право членов семьи умершего государственного служащего на получение компенсационных выплат по случаю его смерти, подтверждалась Конституционным Судом Республики Коми в Постановлении от 15 июля 2003 года, сохраняющем свою силу до настоящего времени. Этим же Постановлением Главе Республики Коми поручалось установление размера, условий, порядка назначения и выплат.
3. В судебном заседании Н.И.Зорина заявила ходатайство об отзыве обращения, поддержанное ее представителем В.А.Кузнецовой и другими сторонами по делу, основанное на том, что 26 января 2005 года Глава Республики Коми издал распоряжение N 23-р, в котором на основании первоначальной редакции части 10 статьи 19 Закона Республики Коми от 25 марта 1996 года "О государственной службе в Республике Коми" установил размер и порядок компенсационных выплат Н.И.Зориной по случаю смерти ее мужа - государственного служащего - наступившей до оспариваемого изменения Закона. Указанное обстоятельство свидетельствует о реальном правоприменении названной нормы, наличии механизма ее реализации, свободном от последующей трансформации Закона. При этом Суд воздерживается от оценки эффективности этого механизма, поскольку такая оценка не является предметом рассмотрения по настоящему делу.
Учитывая, что правоотношение, явившееся предметом судебного разбирательства, разрешено последующим правовым регулированием, удовлетворяющим стороны по делу, Конституционный Суд Республики Коми находит возможным прекратить дальнейшее производство по делу.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 63 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", Конституционный Суд Республики Коми определил:
1. Производство по обращению гражданки Н.И.Зориной с жалобой на неконституционность подпункта 3 пункта 3 статьи 1 Закона Республики Коми от 8 октября 2004 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Коми "О государственной службе в Республике Коми" прекратить.
2. Согласно статье 73 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее определение является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно.
3. Согласно статье 72 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее определение подлежит незамедлительному опубликованию в "Ведомостях нормативных актов органов государственной власти Республики Коми" и газете "Республика".
Конституционный Суд
Республики Коми
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда Республики Коми от 4 февраля 2005 г. "По жалобе гражданки Н.И.Зориной о проверке конституционности подпункта 3 пункта 3 статьи 1 Закона Республики Коми от 8 октября 2004 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Коми "О государственной службе в Республике Коми"
Текст определения официально опубликован не был