Решение Верховного суда Республики Коми
от 29 апреля 2005 г. N 3-4-2005
Постановлением Президиума Верховного суда Республики Коми от 10 августа 2005 г. N 44 г-90 настоящее решение частично отменено
Верховный суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Кретова В.В. при секретаре Старцевой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 29 апреля 2005 года дело по заявлению прокурора Республики Коми о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими ст.4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 42, пунктов 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10 части 1 ст.193 Закона Республики Коми "О территориальной организации местного самоуправления в Республике Коми" от 5 марта 2005 года N 11-РЗ и заявлению Марущака Павла Олеговича в интересах Дидюка Николая Николаевича о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими ст.12, 42, пункта 10 части 1 ст.193 Закона Республики Коми "О территориальной организации местного самоуправления в Республике Коми" от 5 марта 2005 года N 11-РЗ и Приложения N 20 к этому же Закону, установил:
Прокурор Республики Коми и Марущак П.О. в интересах Дидюка Н.Н. обратились в Верховный Суд Республики Коми с заявлениями о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими соответственно ст.4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 42, пунктов 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10 части 1 ст.193 Закона Республики Коми "О территориальной организации местного самоуправления в Республике Коми" от 5 марта 2005 года N 11-РЗ, ст.12, 42, пункта 10 части 1 ст.193 Закона Республики Коми "О территориальной организации местного самоуправления в Республике Коми" от 5 марта 2005 года N 11-РЗ и Приложения N 20 к этому же Закону. В обоснование заявлений указали, что в нарушение федерального законодательства о местном самоуправлении в Российской Федерации оспариваемыми нормами Закона Республики Коми предусмотрено образование в городах республиканского значения Воркута, Вуктыл, Инта, Печора, Сосногорск, Усинск, Ухта с подчиненными им территориями и на территории Княжпогостского района единых муниципальных образований городских поселений (городских округов) с административными центрами в городах Воркута, Вуктыл, Инта, Печора, Сосногорск, Усинск, Ухта и Емва, а не муниципальных районов, хотя в состав подчиненных городам республиканского значения территорий и территории Княжпогостского района входят другие поселения и межселенные территории, расположенные вне границ территорий, предназначенных для развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры указанных выше городов.
В судебном заседании прокурор Юдин А.В. и Марущак П.О. настаивали на удовлетворении заявлений и дали соответствующие им пояснения. Дидюк Н.Н. был извещен о времени и месте рассмотрения дела, но в суд не явился.
Представители Государственного Совета Республики Коми Завьялова Л.В. и Вытегоров В.А. и представители Главы Республики Коми Козлова М.А., Платонова Е.А. и Шахтин В.И. считали, что заявления прокурора Республики Коми и Марущака П.О. подлежат отклонению. Пояснили, что городские округа с административными центрами в городах Воркута, Вуктыл, Инта, Печора, Соногорск#, Усинск, Ухта и Емва образованы на основании исторически сложившейся на указанных территориях централизации органов местного самоуправления и иных органов власти и управления в городских поселениях, а также с целью сохранения социально-экономической и территориальной целостности ранее существовавших городских муниципальных образований и дальнейшего развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры городов.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, и исследовав материалы дела суд находит, что заявления прокурора Республики Коми и Марущака П.О. подлежат удовлетворению.
Согласно положениям ст.72 Конституции Российской Федерации, ст.1, 4, 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями вопросы территориальной организации местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, что в силу положений ст.76 Конституции Российской Федерации и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями означает безусловное соблюдение субъектами Российской Федерации принципа не противоречия принятых ими нормативных правовых актов любой юридической силы федеральным законам.
Анализ содержания ст.4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 42, пунктов 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10 части 1 ст.193 Закона Республики Коми "О территориальной организации местного самоуправления в Республике Коми" от 5 марта 2005 года N 11-РЗ применительно к приведенному конституционному принципу свидетельствует о противоречии указанных норм федеральному законодательству о местном самоуправлении в Российской Федерации.
Так, в соответствии с Европейской хартией местного самоуправления, ратифицированной Российской Федерацией в 1998 году, ст.130, 131 Конституции Российской Федерации, ст.1, 2, 3 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации и является формой осуществления народом своей власти путем самостоятельного и под свою ответственность решения населением городских, сельских поселений непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Реализация приведенного выше территориально-поселенческого принципа образования муниципальных образований, заключающегося в максимальном приближении органов местного самоуправления к населению с целью решения вопросов местного значения непосредственно в городских, сельских поселениях, основана на положениях ст.2, 10, 11, 85 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями, в соответствии с которыми местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. При этом границы муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации с соблюдением прописанных в указанных выше нормах Федерального закона требований.
В частности, ст.11, 85 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что при наделении городского поселения статусом городского округа следует учитывать правила, согласно которым в состав территории городского поселения могут входить один город или один поселок, а также в соответствии с генеральным планом городского поселения территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальным образованием). В случае, если город (поселок), который должен быть наделен статусом городского поселения, не имеет утвержденного в установленном порядке генерального плана либо его сложившаяся территория выходит за рамки городской черты, то состав территорий и границы этого городского поселения утверждаются на основании исторически сложившейся территории города (поселка), а также в соответствии с границами земельных участков, выделенных для городской застройки, и территорий, предназначенных для развития социальной транспортной и иной инфраструктуры города (поселка).
Проверка ст.4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 42, пунктов 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10 части 1 ст.193 Закона Республики Коми "О территориальной организации местного самоуправления в Республике Коми" на предмет их соответствия приведенным выше требованиям Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями показала, что образование на территориях городов республиканского значения Воркуты, Вуктыла, Инты, Печоры, Сосногорска, Усинска, Ухты с подчиненными им территориями и на территории Княжпогостского района единых муниципальных образований городских поселений (городских округов) с административными центрами в городах Воркута, Вуктыл, Инта, Печора, Сосногорск, Усинск, Ухта и Емва осуществлено без соблюдения установленных федеральным законодательством принципов и правил территориальной организации местного самоуправления.
Так, по делу установлено, что перечисленные города республиканского значения и административный центр Княжпогостского района город районного значения Емва на момент принятия Закона Республики Коми "О территориальной организации местного самоуправления в Республике Коми" не имели утвержденных в установленном порядке и реально действующих генеральных планов. Отсутствовали также и правовые акты о выделении этим поселениям земельных участков для городской застройки и развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры, а также акты и документы, свидетельствующие о том, что подчиненные городским поселениям территории, в том числе территории поселков, сельских населенных пунктов и межселенные территории, предназначены для достижения указанных выше целей.
Напротив, из картографических и иных материалов, а также действующего в части административно-территориального устройства и наименований географических объектов Закона Республики Коми "Об административно-территориальном, муниципальном устройстве и о наименованиях географических объектов Республики Коми" от 8 июня 2000 года N 37-РЗ с последующими изменениями и дополнениями следует, что находящиеся на подчиненных городам республиканского значения Воркута, Вуктыл, Инта, Печора, Сосногорск, Усинск, Ухта территориях и территории Княжпогостского района многочисленные поселения (поселки городского и сельского типа, села, деревни) являются самостоятельными и расположенными на значительном удалении от городов административно-территориальными единицами, имеют свои границы и определенную инфраструктуру и территориально не предназначены как для дальнейшей застройки указанных выше городских поселений, так и для развития их социальной, транспортной и иной инфраструктур.
При таких обстоятельствах, следует признать, что образование на территориях городов республиканского значения Воркуты, Вуктыла, Инты, Печоры, Сосногорска, Усинска, Ухты с подчиненными им территориями и на территории Княжпогостского района городских округов с созданием в этих округах присущих только муниципальным районам административных центров в городах Воркута, Вуктыл, Инта, Печора, Сосногорск, Усинск, Ухта и Емва не соответствует требованиям ст.1, 2, 3, 10, 11, 85 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями и нарушает право граждан, проживающих на подчиненных городам территориях (в поселках городского и сельского типа, селах, деревнях, на межселенных территориях), на осуществление местного самоуправления путем решения ими непосредственно и (или) через максимально приближенные органы местного самоуправления всех предусмотренных Федеральным законом вопросов местного значения, в том числе и межпоселенческого характера, исходя из интересов проживающих в том или ином поселении граждан и с учетом сложившихся исторических и иных местных традиций.
Поэтому ст.4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 42, пунктов 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10 части 1 ст.193 Закона Республики Коми "О территориальной организации местного самоуправления в Республике Коми" от 5 марта 2005 года N 11-РЗ и Приложение N 20 к этому же Закону подлежат признанию противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения в законную силу.
В соответствии со ст.35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" сообщение о принятом судом решении о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения в законную силу ст.4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 42, пунктов 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10 части 1 ст.193 Закона Республики Коми "О территориальной организации местного самоуправления в Республике Коми" и Приложения N 20 к этому же Закону подлежит опубликованию в официальном печатном средстве массовой информации органов государственной власти Республики Коми - газете "Республика".
Руководствуясь ст.194-199, 253 ГПК РФ, суд, решил:
Заявление прокурора Республики Коми и заявление Марущака Павла Олеговича в интересах Дидюка Николая Николаевича удовлетворить и признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения в законную силу ст.4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 42, пунктов 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10 части 1 ст.193 Закона Республики Коми "О территориальной организации местного самоуправления в Республике Коми" от 5 марта 2005 года N 11-РЗ и Приложение N 20 к этому же Закону.
Сообщение о принятом судом решении о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения в законную силу ст.4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 42, пунктов 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10 части 1 ст.193 Закона Республики Коми "О территориальной организации местного самоуправления в Республике Коми" от 5 марта 2005 года N 11-РЗ и Приложения N 20 к этому же Закону подлежит опубликованию в газете "Республика".
На решение в течение 10 дней могут быть поданы кассационные жалобы и принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Коми.
Председательствующий: |
Кретов В.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Коми от 29 апреля 2005 г. N 3-4-2005
Текст решения официально опубликован не был