Решение Верховного суда Республики Коми
от 26 сентября 2003 г. N 3-58/2003
Верховный суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Сажина А.В. при секретаре Старцевой Е.В. с участием прокурора Юдина А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 26 сентября 2003 г. дело по заявлению и.о. прокурора Республики Коми о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими, не подлежащими применению пунктов 3, 5, 6, 8, 9 и 10 Инструкции "О порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам по старости и инвалидности к месту отдыха и обратно", утвержденной Указом Главы Республики Коми N 99 от 18 августа 1994 г., в части установления компетенции органов социальной защиты, установил:
И.о. прокурора Республики Коми обратился в Верховный Суд Республики Коми с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению пунктов 3, 5, 6, 8, 9 и 10 Инструкции "О порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам по старости и инвалидности к месту отдыха и обратно", утвержденной Указом Главы Республики Коми N 99 от 18 августа 1994 г., в части установления компетенции органов социальной защиты, находящихся в структуре органов местного самоуправления.
Представитель Главы Республики Коми заявленные прокурором требования признал.
Исследовав материалы дела и оценив имеющиеся доказательства, Верховный Суд Республики Коми находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п."ж" ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, в том числе социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
В соответствии со ст.76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В соответствии с основанными на положениях ст.ст.12, 130, 131 Конституции Российской Федерации нормами Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями (ст.ст.1, 2, 3, 5, 6, 8, 14, 15, 17, 18) местное самоуправление есть самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению, в частности, через свои, не входящие в систему органов государственной власти, органы вопросов местного значения. Приведенные выше нормы Федерального закона исключают возможность правового вмешательства субъектов Российской Федерации в процесс формирования и деятельности органов местного самоуправления, определения их структуры и наименования.
Закон Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" от 19 февраля 1993 г N 4520-1 (в ред. 10.01.03 г.) устанавливает, что пенсионеры по старости, проработавшие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно 15 и 20 календарных лет, и пенсионеры по инвалидности, проживающие и получившие инвалидность в период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, имеют право на бесплатный проезд один раз в два года к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно (статья 34) за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации (статья 4) Указом Главы Республики Коми от 18 августа 1994 года N 99 была утверждена Инструкция "О порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам по старости и инвалидности к месту отдыха и обратно".
Оспариваемые прокурором нормы Инструкции регламентируют порядок предоставления компенсации за проезд пенсионерам по старости и инвалидности к месту отдыха и обратно, органы социальной защиты городов и районов Республики Коми осуществляют учет пенсионеров по старости и инвалидности (пункт 4), а Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми - контроль за расходованием средств на выплату компенсации (пункт 12). Финансирование расходов на оплату проезда пенсионеров по старости и инвалидности к месту отдыха и обратно производится через управления социальной защиты населения, которые представляют в Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми заявку-расчет потребности в средствах на оплату проезда (пункт 9), а затем в отчете за квартал показывают расходование средств на социальные программы отдельной строкой.
В отсутствие федерального регулирования механизма реализации права пенсионеров по старости и инвалидности на получение компенсации на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно субъект Российской Федерации в пределах предоставленных полномочий и соблюдением действующего законодательства вправе определять порядок компенсации на оплату названных расходов.
По мнению суда, оспариваемые прокурором правовые нормы Указа Главы РК, обязывающие органы социальной защиты городов и районов производить оплату стоимости проезда, представлять необходимые документы, приняты с превышением полномочий, ограничивают самостоятельность органов местного самоуправления, в структуру которых входят органы социальной защиты, поэтому названные нормы должны быть признаны противоречащими федеральному законодательству.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 253 ГПК РФ, Верховный суд Республики Коми решил:
Заявление и.о. прокурора Республики Коми удовлетворить, признав противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению пункты 3, 5, 6, 8, 9 и 10 Инструкции "О порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам по старости и инвалидности к месту отдыха и обратно", утвержденной Указом Главы Республики Коми N 99 от 18 августа 1994 г., в части установления компетенции органов социальной защиты.
Решение по делу или сообщение о нем должно быть опубликовано в газете "Республика".
На решение могут быть поданы кассационная жалоба и представление прокурора в Верховный Суд Российской Федерации в 10 дневный срок.
Председательствующий -
судья Верховного суда
Республики Коми |
А.В.Сажин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Коми от 26 сентября 2003 г. N 3-58/2003
Текст решения опубликован в газете "Республика" от 21 октября 2003 г. N 198-199